Содержание
- 1 Что делать, если родитель сам не готов отпустить ребенка
- 2 «Детсадовские» законы
- 3 Как подготовить ребенка к комфортному пребыванию в детском саду
- 4 Важные факторы при выборе ДОУ
- 5 Новый режим дня
- 6 Переход на детсадовскую еду
- 7 Одно из самых древних насекомых
- 8 Сонник — Голый, нагота
- 9 Почему ребенку сложно привыкнуть к детскому садику?
- 10 Сонник — Голый
- 11 «Идеальный» возраст
- 12 Как ребенку строить отношения с другими детьми
- 13 А как же быть маме?
- 14 Как подготовить ребенка к детскому саду?
- 15 Что делать, если ребенку тяжело отпускать вас
- 16 Видеть во сне
- 17 Первый этап – подготовительный
- 18 Трудности адаптационного периода
Что делать, если родитель сам не готов отпустить ребенка
Если малыш пошел в детский сад в связи с вашим возвращением на работу, первое время окажется непростым и для вас
Вам даже может показаться, что никакие другие занятия на свете не могут сравниться по важности и наполненности с воспитанием ребенка, в чем вы не так уж и неправы. Но вам надо работать, а маленькому человеку необходимо социализироваться, поэтому давайте узнаем, как облегчить расставание с малышом для вас
Имейте на рабочем месте самую любимую фотографию вашего ребенка. Если вы трудитесь не в офисе, держите фото малыша в кошельке, загрузите на рабочий стол мобильного телефона, вложите закладкой в книгу для чтения в дороге.
Позвоните в удобное время (тихий час, например) воспитателю в детский сад, если вам была предоставлена такая возможность. Поговорите с ним несколько минут, забирая вечером ребенка, узнайте, чем он занимается на протяжении дня. Скорее всего, вы услышите, что он прекрасно ладит с другими детьми, хорошо ест, помогает следить за порядком в группе и вообще большой молодец.
Поговорите с друзьями, коллегами по работе, у кого есть опыт отлучения от ребенка в связи с детским садом. Поспрашивайте, как они справлялись в первое время, что им особенно помогло. Вам нужна эмоциональная поддержка, чтобы пережить разлуку не хуже вашего малыша!
Встречайте ребенка вечером приветливо, уверенно и спокойно. Не допускайте, чтобы ваши переживания передались малышу. Обнимитесь, расцелуйте друг друга и приготовьтесь слушать рассказ о событиях прошедшего дня
Про себя скажите, что у вас было много работы, но это не мешает вам продолжать крепко его любить, а его фотография на столе поддерживает невидимую связь между вами.
Максимально фокусируйте внимание на позитивных сторонах дела
Ребенок проходит важный этап социализации, все, что он сейчас переживает, чрезвычайно важно для его психического развития
Пусть эта мысль поддерживает вас.
«Детсадовские» законы
Право ребенка на получение дошкольного образования в России гарантируется Законом «Об образовании» (ст. 3, 10), а также отмечены основные принципы государственной политики в сфере образования:
- право каждого на получение образования и недопустимость дискриминации, образование должно быть бесплатным и общедоступным;
- принцип гуманизма в образовании, учёт индивидуальных особенностей всех малышей;
- принцип ценности жизни и здоровья человека, свободного и всестороннего развития личности.
В отечественных реалиях, молодым родителям желательно изучить этот документ подробно, чтобы знать свои права. К сожалению, иногда приходится отстаивать права ребенка и свои собственные в общении с представителями учебного заведения.
Зачем нужен детский сад
Главная цель дошкольной системы образования — всестороннее развитие ребёнка от 0 до шести-семилетнего возраста и подготовка к следующей ступени образования — начальной школе.
Для этого группа временного пребывания (ранее – ясельная группа) и детсад должны по закону:
Создавать комфортную среду и условия для своевременного нервно-психического и физического развития детей.
Развивать речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевую сферу.
Учит ли садик плохому? Матерные слова ребенок может «принести» домой от одногруппников, но только мама и папа ответственны за то, будет ли ребенок использовать нецензурную лексику впредь. Культура общения прививается, в первую очередь, через семью. То, что малыш видит дома, он транслирует в группу сверстников. Поэтому меньше вините садик и чаще говорите с малышом о «хорошем» поведении.
В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития малышей формируются группы в дошкольных учреждениях. В каждой из них должен работать воспитатель, знающий и учитывающий эти особенности. Для каждой возрастной категории разработаны специальные образовательные стандарты и программы.
Педагоги и воспитатели призваны не только присматривать за детскими играми, но и обучать воспитанников коммуникативным и бытовым навыкам. Очень многое в маленькой личности зависит от участия, мнения и культуры воспитателя. Именно воспитатель становится тем самым значимым взрослым, кроме мамы, который влияет на:
- Адекватность самооценки;
- Социальное развитие;
- Нравственно-этические представления;
- Творческие способности;
- Навыки самобслуживания;
-
Учебные навыки (усидчивость, внимательность, интерес к учению).
Это далеко не полный перечень зон ответственности дошкольных педагогов, и всё это в рамках закона. Однако не стоит перекладывать на садик те проблемы, которые могут быть решены только внутри семьи.
Кого принимают в садики
За каждым детским садом закреплены определенные адреса – территория. Если вы с малышом проживаете по прописке на этой территории, то имеете первоочередное право на обеспечение местом в группе. Если свободные места есть, то прием ведется весь год.
Группы здоровых деток формируются по возрасту. Когда есть проблемы, задержки, дисгармонии в психическом развитии, учитываются и индивидуальные особенности. Но в любом случае, малыша в три года никто не определит в группу полуторагодовалых. Деткам с серьезным отставанием предложат специализированный сад или группу.
Какие нужны документы
Чтобы подготовка ребенка к детскому саду не затянулась из-за юридической стороны вопроса, заранее изучите перечень документов для определения в детский сад:
- медицинское заключение (медкарта);
- личное заявление одного из родителей.
В медицинской карте должны быть обязательные исследования и отметки медицинского осмотра у специалистов, список которых всегда есть у участкового доктора. Обычно среди них стоматолог, невролог, уролог-андролог или гинеколог, хирург, ортопед, офтальмолог и кардиолог, но у отдельных детских садов могут быть и иные требования к медосмотру.
Если приходится менять садик, обязательно уточняйте их у администрации учреждения. Врач детского сада в любом случае должен проверить наличие прививок по возрасту. Необходимо также предъявить оригиналы и предоставить копии:
- паспорт мамы или папы;
- свидетельство о рождении ребенка;
- сведения об официальной регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания.
На основе этих документов ДОУ заключает с родителями договор, и в течение 3-х рабочих дней ребенок должен быть зачислен в группу по возрасту. Двухлетний кроха будет определен в группу временного пребывания, а в три года – в сад полного дня.
Как подготовить ребенка к комфортному пребыванию в детском саду
Когда Вы решили отправить ребёнка в детский сад, прежде всего не нервничайте сами, чтобы тревога не передалась ребёнку. Не рассказывайте ребёнку о
возможных проблемах, рассказывайте ему только хорошее, но не переусердствуйте и в этом, чтобы малыш не ожидал, что он попадёт в сказку наяву. Спокойно
поясните, почему посещение детского сада необходимо ребёнку. Постарайтесь сформировать у ребёнка чувство гордости в связи с тем, что его определили в
детский сад. Расскажите, как туда тяжело попасть (рассказ будет правдив из-за длинной очереди в детские сады) и упомяните, что многие дети не ходят в сад.
За два-три месяца до начала посещений детского сада Вам необходимо перестроить режим ребёнка так, чтобы он легко просыпался за полтора часа до выхода из
дома утром (не позднее восьми часов утра). Если Ваш малыш не спит днём, то Вам нужно научить его лежать в постели спокойно. Можно рассказать ему о тихих
играх и занятиях с самим собой, об игре в слова, научить его сочинению историй и фантазиям, повторению заученных стихотворений, внимательному осмотру
окружающих предметов и запоминанию мелких деталей, игре на пальцах.
Постарайтесь кормить ребёнка в одно и то же время: при соблюдении режима сна и питания он сам собой будет посещать туалет по большому в одно и то же время.
Также постарайтесь приучить ребёнка посещать туалет не тогда, когда он уже не может терпеть, а заранее: перед прогулкой, перед выходом из дома, перед сном,
иначе в дальнейшем в детском саду у него могут выработаться комплексы. Оптимальное время для дефекации – после завтрака. Именно в это время наблюдается
активизация работы кишечника. Утром обязательно оставляйте ребёнку запас времени, чтобы он мог спокойно посидеть на горшке.
Если с дефекацией есть проблемы, то до завтрака предлагайте ребёнку стакан холодной воды с одной или двумя чайными ложками мёда, варенья или сахара (при
отсутствии у ребёнка аллергии на эти продукты). Холодная вода стимулирует работу кишечника. Этим же свойством отличаются следующие продукты: капуста,
морковь, тыква, кефир, яблоки, финики, кабачки, шпинат, персики, дыня, чернослив, свёкла, подсушенный чёрный хлеб. Ежедневное употребление полутора-двух
литров жидкости тоже поможет избежать запоров. Исключить следует следующие продукты: шоколад, какао, крепкий чай, гранат, манную кашу. Также, чтобы
стимулировать работу кишечника, ребёнку необходимо давать поменьше груш, белого хлеба, пирогов, макарон, густых супов, риса, черники.
Обязательно научите ребёнка пользоваться туалетной бумагой для соблюдения гигиены, мыть руки, используя мыло, сморкаться в носовые платки. Он должен
научиться есть вилкой, не разбрасывая еду вокруг себя и не хулиганя с ней, во время приёма пищи молчать, хорошо пережёвывая еду и не набивая жадно полный
рот.
Вечером укладывайте ребёнка спать не позднее 21 часа.
Скорректируйте режим питания таким образом, чтобы ребёнок ел похожие блюда дома и в детском саду – это снизит вероятность капризов и отказа от еды. Не
кормите ребёнка между завтраком и обедом, обедом и ужином. Если ребёнок по-прежнему сильно капризничает за столом, обсудите ситуацию с воспитателем и
врачами.
Важные факторы при выборе ДОУ
При выборе ДОУ, в который пойдет ваш малыш, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Положительные отзывы о садике. Мнение мамочек, детки которых уже ходили в садик смогут рассказать истинную ситуацию внутри сада, о которой вы могли не догадываться.
- Коллектив ДОУ. Профессионализм, компетентность персонала. Не забывайте, что те люди, которые будут находиться постоянно с вашим малышом должны быть опытными, чтобы им можно было доверить свое сокровище.
- Удаленность сада от дома. Учитывайте, сколько будет добираться ваш ребенок до садика, должна быть доступность. Этот фактор может повлиять на желание ребенка ходить в детское учреждение.
- Режим в детском саду. Качественное питание, удобная мебель, кровати, комфортное место игр и прогулок.
- Профиль ДОУ. Специализация сада важна, если, к примеру, у вашего ребенка есть особенности, связанные со здоровьем, то возможно вам нужен садик, с особенными условиями для комфортного пребывания.
Новый режим дня
Для начала узнайте, какое расписание жизни в том садике, в который вы планируете отдать своего ребенка – в какое время они обедают, когда выходят играть во двор, в какое время приступают к занятиям, когда у детей дневной сон.
За несколько месяцев до отправления в сад, начните поднимать ребенка утром в то время, в какое ему придется вставать, когда он станет воспитанником сада. Если ваш ребенок привык просыпаться значительно позже и ему тяжело перестроиться на новый режим, можно вводить это расписание постепенно – начните с того, что ежедневно заводите будильник минут на 10-15 раньше, так, постепенно, с каждым днем вы будете подниматься все раньше и раньше, пока не начнете вставать в нужное время.
Введите дома тоже расписание, что будет у ребенка в саду – пусть он ест, гуляет и спит в тоже время, что ему придется делать это в садике. Пусть такой режим дня будет для него знакомым и привычным.
Что касается дневного сна – далеко не все дети привыкли спать днем, однако, в садике, дневной сон является нормой. Объясните своему ребенку, что даже не желая спать, он может немного спокойно полежать в постели, отдохнуть.
В качестве примера мы приведем распорядок дня в одном из детских садов города Москвы:
- С 7 часов утра начинается приём детей в сад. Длится он как правило не больше одного часа. В это время дети успевают переодеться и даже поиграть с другими детьми, которые пришли раньше. Кстати, для многих из них это становится неким стимулом – прийти в садик раньше, чтобы успеть поиграть с друзьями перед завтраком.
- Примерно в 8:30 утра начинается завтрак. Длиться он около 40-60 минут. За это время дети успевают покушать и перейти в игровую комнату для ожидания следующего этапа дня.
- К 10 (иногда 11) часам дети начинают выходить на прогулку. Время прогулки зависит от времени года и погоды на улице. Прогулка длится не менее одного часа и опять таки зависит от погодных условий. Иногда дети простои играются в помощении.
- Ближе к 12 часам дня начинается обед. Как обычно длится около 40 минут, иногда и чуть дольше (зависит от аппетита малышей).
- С часу дня и до трёх проходит дневной сон. Очень многие не любят его, поэтому просят родителей забирать их сразу после обеда. Воспитательницы в это время свободно отдают детей родителям.
- После обеденного сна, примерно в 15:30 проходит полдник, а после чего идут сборы на улицу или дети отправляются в игровую зону.
- С 16:00 дети свободно играют, гуляют и ожидают родителей, которые их должны забрать до половины седьмого вечера.
Итак, режим дня стал стабильным, ребенок умеет всё что может потребоваться в детском садике – что дальше? Как сделать первый шаг в детский сад?
Переход на детсадовскую еду
Как и в случае с распорядком, самое главное — постепенность. За месяц как раз можно успеть понемногу приучить ребенка к новым блюдам. «Вводите овощные супчики, запеканки, фруктовые салаты», — советует Анита Вайаканти. Олеся Черешко расширяет меню за счет молочных каш по утрам, супов с крупой на обед, тушеной картошки, омлетов, паровой еды.
«Зайдите на любой сайт дошкольного образовательного заведения и найдите там меню, чтобы вы могли лучше ориентироваться. Возможно, у вашего садика есть сайт, где вы сможете посмотреть меню. Или можете просто выяснить это непосредственно в саду», — советует психолог.
Одно из самых древних насекомых
Сонник — Голый, нагота
«Обнажить свои чувства» — проявить их напоказ. «Обнажиться перед кем-то» — раскрыться, довериться, проявить искренность. «Голый король» — самомнение, самообман. «Голое», «оголённое» — суть. «Голый» — бедный, неимущий, «Оказаться голым» — стыд, вина, раскаяние, разорение.
Почему ребенку сложно привыкнуть к детскому садику?
Наверняка, когда вы говорите «бывалым» мамочкам о своем намерении вести малыша в сад, вам сразу же начинают рассказывать страшилки. О том, как ребенок «день ходит, две недели болеет», о «бесконечных истериках и испорченном поведении», и даже «перепуге и сильных нарушениях сна».
Но, если рассматривать все эти рассказы не просто как случайные факты, которые непременно происходят, а как следствие изменений в жизни малыша, можно взглянуть на ситуацию по-другому. Да, скорее всего, полностью гладко все вряд ли пройдет. И это неудивительно, ведь жизнь ребенка кардинально изменится! Но вот уменьшить и предупредить многие негативные проявления вполне в наших силах. Как это сделать? Необходимо разобраться в причинах – почему же крохе так сложно привыкнуть к садику? В чем корень неурядиц?
Предлагаю вам прямо сейчас немного разобраться в процессе адаптации. По сути, адаптация – это процесс приспосабливания, привыкания организма к новым условиям жизни, к непривычной обстановке. Данный процесс совсем непрост. По мнению специалистов, он требует больших затрат психической энергии, из-за чего возникает напряжение, а нередко – и перенапряжение как психических, так и физических сил организма. Вспомним, что речь идет о малыше! А, значит, ему приходится не так уж сладко.
Сонник — Голый
Голый — Быть голым — к болезни, которую захотите скрыть. Видеть много голых людей — к войне или гибели людей в катастрофе. Дети — к утрате близких.
«Идеальный» возраст
Всё настойчивее психологи уверяют родителей в том, что нежелательно отдавать ребёнка в дошкольное учреждение до достижения им трёх (а ещё лучше четырёх) лет. Действительно, психика и иммунитет ребёнка дошкольного возраста несравнимо более крепкие, чем у крохи 1,5-2-х лет. В этом плане – чем позже, тем лучше. Но всё же не затягивайте с садиком, если не уверены, что самостоятельно способны подготовить ребёнка к неизбежному общению в школьном коллективе.
Есть ещё одна точка зрения: отдавать ребёнка лучше всего в ясли в 1 год и 8 месяцев. В этом возрасте в общем развитии малыша происходит резкий скачок, которым можно воспользоваться во время адаптации к садику.
Какой бы возраст ни выбрали родители, постарайтесь не начинать ходить в садик в разгар кризиса трёх лет или в любой другой тяжёлый момент в жизни семьи. А также желательно, чтобы ко дню первого посещения садика ребёнок умел более-менее внятно общаться. Чтобы не только объяснить свои желания, но и после садика хотя бы на примитивном уровне рассказать о прошедшем дне.
Как ребенку строить отношения с другими детьми
Дети посещают садик не только в силу семейных обстоятельств, но и для лучшей социализации и подготовки к следующему важному этапу — школе. Являясь ближайшим окружением малыша в течение дня, сверстники создают эмоциональный, интеллектуальный и социальный фон, в котором проходит становление личности каждого из них
Если ребенок дерется или кто-то проявляет агрессию по отношению к нему, нужно вовремя учиться справляться с такими ситуациями.
Доброжелательные взаимоотношения с детьми из группы важны и для того, чтобы всегда быть принятым в игру, и для хорошей самооценки, и для успешной тренировки навыков социального взаимодействия, без которых человеку невозможно реализоваться в обществе.
Воспитатели, чуткие и внимательные к потребностям ребенка, проводящего весь день в отрыве от семьи, играют не меньшую роль в том, будет ли их подопечный бежать в сад вприпрыжку или вяло плестись позади вас. Отношения с ними, особенно в первое время, не менее важны для малыша, чем с детьми.
Как ребенку строить хорошие отношения с детьми? Конечно, для начала ему понадобятся навыки устанавливать контакт. Вероятнее всего, он пробовал осваивать их еще в самом раннем детстве на игровой площадке с другими малышами. Классическое «Привет, я — Миша/Маша, а как тебя зовут? Давай играть вместе?» — проводник в мир игры.
На первых порах навыки партнерской игры довольно просты и неплохо отработаны на родителях. Ребенок взрослеет, и в какой-то момент ему потребуется умение вовлекаться в коллективную игру с правилами, о которых подчас надо будет вести настоящие переговоры
Чтобы игра не прерывалась и ее участники не расходились разочарованными, детям важно соблюдать регламенты.
Навыки самоконтроля, которые начинают формироваться в этом возрасте (но будут продолжать развиваться все школьные годы), позитивный настрой, открытость, умение быть гибким, делиться, подстраиваться и договариваться — все эти необходимые качества не раз сослужат добрую службу ребенку, чтобы быть принимаемым другими детьми, считаться хорошим партнером по играм, а со временем и верным другом.
Наконец, способность разбираться в собственных чувствах и уважать чувства окружающих помогут ребенку выстраивать отношения с людьми, основанные на доверии и взаимопонимании, не попадать в ситуации, когда он может оказаться глух к личным потребностям и переживаниям других.
А как же быть маме?
Вроде бы с ребенком мы разобрались, и можно начинать готовиться. Но мне хотелось бы остановиться именно на… маме. Ведь ей тоже надо настроится на новый лад и привыкнуть к переменам. Да-да, мы говорим о нас с вами!
Пока детки рядом с нами, у нас есть иллюзия тотального контроля. Мы все видим, и всегда можем защитить дорогих крошек от всех неурядиц. Когда же малыш физически находится в другом месте, да еще и не пять минут, а целый день, мамы могут испытывать целую гамму чувств. От вины до апатии.
Казалось бы, малыш подрос, он уже большой и самостоятельный, ходит в садик. Но почему же так болит душа? Наверное, я – плохая мать, что отпустила такого крошку от себя, отдала чужим людям.
Не стоит поддаваться на эту ловушку! Посещение детского сада – важный этап взросления ребенка. И, кстати, вашего становления как матери тоже. Ведь вы позволяете крохе отделиться, стать самостоятельнее. Вы же не хотите вырастить маменькиного сынка или дочку, которые до старости лет будут под родительской опекой?
Если вам надо выходить на работу – отлично, возвращайтесь без зазрения совести. Если нет – найдите себе дело по душе. Ведь, став мамой, вы не должны перестать быть личностью, со своими интересами и призванием. Все это – разные стороны личности, и, безусловно, все они важны.
Я не устану повторять – не стоит жить ради детей! Живите вместе с ними, учите на своем примере, вместе радуйтесь и грустите! Пусть чада знают, что родители – тоже живые люди, и они умеют к чему-то стремиться, достигать, ошибаться, верить и любить. Будьте собой. И дети непременно это оценят.
Искренне желаю вам радостного родительства, а вашим малышам – счастливого детства! Не идеального и «стерильного», а именно – счастливого, насыщенного и яркого! И пусть садик станет для малыша местом, куда хочется идти утром, потому что там здорово и весело. И откуда с радостью бежишь домой, где тепло, уютно и всегда любят.
Счастья вам!
Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир, автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868
Я благодарю Аню за тему. Думаю, советы многим пригодятся
Будем рады услышать ваши комментарии и ваш опыт адаптации ребенка в детском саду, как вы готовили ребенка к такому важному этапу
И для души мы с вами послушаем песню Динь-динь, детский сад! Собирайтесь в садик весело!
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Прежде всего хочется поговорить о правильном психологическом настрое, он крайне важен, если вы хотите что бы малыш в новой среде чувствовал себя комфортно, и вам не приходилось бороться с истериками перед каждым походом в детский сад.
Для этого очень важно доверие и позитивное отношение родителей к детскому саду, которое они уже должны передать своему ребенку. Понятно, что высшее упомянутое доверие и позитивное отношение у мам и пап будет только после «знакомства» с конкретным детсадом, его правилами и режимом работы, будущими воспитателями и т.п
Если у мамы негативное отношение к детскому саду: она чего-то боится, в чем-то не уверенна, если пребывание ребенка в саду у мамы вызывает жалость — то какой реакции нужно ждать от малыша?
А как же сформировать у ребенка это приятное и доверительное отношение к детскому саду:
- Почаще рассказывайте ему о детском саде, сколько там всего интересного и занимательного, много игрушек, новых друзей, и т.д.
- Никогда не запугивайте ребенка тем, что отправите его в детсад, лучше наоборот: «Если будешь хорошо себя вести … завтра пойдем в детский сад — там очень весело».
- Ходите на прогулки в садик, наблюдайте, знакомьтесь и играйте с детьми.
Для того что бы ребенок чувствовал себя максимально комфортно, он должен быть максимально самостоятельным. Перед тем как вести малыша в детский сад постарайтесь обязательно:
- приучить его к горшку
- самостоятельно кушать
- научить одеваться, обуваться
- мыть и вытирать руки
- ложиться спать без: соски, укачивания в кроватке или на руках, и всего остального, что может дать мама но не воспитатель, у которого таких как ваш ребенок еще 15 детей.
Кстати, количество детей в группе имеет очень большое значение, особенно если отдаете ребенка в ясли. Чем меньше детей — тем больше внимания и безопасности для каждого малыша.
Естественно, высшее перечисленные умения являются очень желательными, когда ребенок уже пошел в детсад, но не каждый малыш в 2-а года может справится с такими задачами.
Главное, что бы у карапуза были понятие и навыки, что можно одеваться, и кушать самостоятельно, и как примерно это нужно делать
Самое важное, что бы ребенок в саду ходил на горшок, и умел подносить ложку ко рту, иначе — есть опасность быть мокрым и голодным
Что делать, если ребенку тяжело отпускать вас
Тяжело уходить от ребенка, если он плачет, расставаясь с вами. Однако вы должны знать, что с высокой долей вероятности он успокаивается вскоре после вашего ухода и не вспоминает (внешне, по крайней мере) о вас до вашего возвращения. Переодеться, руки помыть, завтрак, занятия, потом прогулка — столько дел впереди! На слезы нет ни минуты.
Дайте малышу еще немного времени, чтобы он научился расставаться с вами. Это один из этапов взросления, рано или поздно через него проходят все. И если это случается поздно, то обычно тяготит обоих — и ребенка, и родителя. Если вы уверены, что малыш готов отпустить вас немного дальше от себя (вы же решили, что он в принципе психологически созрел для детского сада), действуйте решительно (однако не бессердечно).
- Поддерживайте хороший контакт с воспитателями: когда вы приводите ребенка в сад и забираете его, разговаривайте с ними, интересуйтесь поведением вашего малыша, просите их рекомендаций, даже если они уверяют, что все в порядке. Вы строите прочный фундамент уважительных взаимоотношений с людьми, от которых во многом зависит благополучие вашего ребенка. Если малыш видит это, он и сам начнет испытывать к воспитателям больше доверия, что придаст дополнительный позитивный тон его отношению к детскому саду. И ему будет легче вас отпускать.
- Если малыш привык дома спать с игрушкой, предложите ему одну из домашней коллекции и для детского сада, ту, которой он будет готов в случае необходимости поделиться. Любимую машинку или куклу брать с собой не стоит: на нее могут начать претендовать другие дети, она рискует потеряться или пострадать в ходе конфликта. Это общее правило для садика: ничего ценного, касается ли это игрушек или одежды (праздники, спектакли и прочие торжественные случаи — исключение).
- Неплохой идеей будет также отнести несколько книг или игрушек (не самых важных) в группу: благодаря привычным вещам обстановка в детском саду станет хоть немного, но ближе к домашней. И наоборот, можно петь песни, которые дети разучивают в группе, читать те же книги, играть в те же игры — это тоже налаживает мосты между домом и садиком и снимает лишнее напряжение с ребенка.
- Если вы видите, что ребенок безутешен утром, при расставании, и вечером, при встрече, а воспитатели подтверждают, что у него случаются приступы тоски по родителям, стоит подумать над смягчением режима дня. Можно попробовать позже уходить на работу, посвящая часть утра ребенку, навещать его в середине дня или забирать раньше вечером. Если вы отдали малыша в сад не из прихоти, а по семейным обстоятельствам, то все, что вы можете, — это смягчить его вхождение в новый уклад жизни. Обсудите с воспитателями, в какие моменты у ребенка случается упадок настроения и можно ли как-то на них повлиять. Сделайте время, которое вы проводите вместе утром и вечером, насыщенным совместными занятиями, и пусть они будут наполнены теплотой и поддержкой.
Настанет день — и ваш малыш убежит от вас из комнаты с индивидуальными шкафчиками в группу к новым друзьям, едва успев поцеловать маму в щеку. А вы будете вспоминать, как он, всхлипывая, прижимался к вам в самом начале.
Видеть во сне
Голая тещаПодземные водыЛицо побитоеПросить брюкиЗакопать одежду в песлкРыба селитернаяСекс женщины с женщинойТеща голаяЗмеи и деньги
Первый этап – подготовительный
Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.
1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).
2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.
3. Приучаем:
* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);
* просить о помощи, если что-то не получается;
* кушать ложкой за столом, не играть с едой;
* отучаем от памперсов.
4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.
5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».
6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей — сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.
7. Еще одна очень полезная игра – «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.
8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.
Что нельзя делать ни в кое случае — так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».
Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.
Трудности адаптационного периода
Главное, на что нужно обратить внимание родителей, адаптационный период (то есть период привыкания к новым условиям), проходит у всех деток по-разному. Это может зависеть от разных условий:
- уклада семьи, в которой растет ребенок (если родственники постоянно опекают кроху, выполняя за него элементарные действия по самообслуживанию, малыш и в детсадовской группе будет ждать помощи от окружающих, чувствовать себя некомфортно среди сверстников);
- индивидуальных психологических особенностей (дети обладают различным темпераментом, могут по-разному выражать свои стремления, например, поиграть с игрушкой и уступить ее другому, помочь сверстнику застегнуть туфельки, пригласить в свою игру; или, наоборот, отнять игрушку, вступить в конфликт, не выполнить требования воспитателя);
- пробелов в воспитании (близкие балуют малыша, потакают всем его капризам; кроха не привык к отказам, ему неизвестно слово «нельзя». А в детсаду нужно выполнять определенные требования, связанные с режимом дня, образовательными процессами, общением с взрослыми и другими детьми).
Такие характерные условия существенно влияют на продолжительность адаптационного периода. По мнению специалистов, можно выделить три степени детского привыкания:
Легкая адаптация, которая характеризуется быстрым и достаточно безболезненным привыканием крохи к новым условиям, как правило, проходит в течение недели. Малыш быстро вливается в коллектив сверстников, привыкает к незнакомым взрослым, не конфликтует с окружающими, принимает все установленные требования.
Средняя адаптация проявляется чаще всего в детской среде и характеризуется более длительным привыканием к новым условиям. Ребенок может скучать по маме, негативно переживать разлуку с ней, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Возможны появление частых простудных заболеваний, обострение хронических.
Тяжелая степень адаптации наблюдается значительно реже, проявляется бурными эмоциями, угнетенным состоянием крохи, стрессами
Специалисты обращают внимание родителей, что при длительном стрессе у малыша возможны нарушения сна, потеря аппетита, психологические отклонения в поведении (плаксивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, неподчинение взрослым).