Почему ребёнок в 2 года не говорит?

Нормы речевого развития для ребенка 2 – 3 лет: тест на речь ребенка

Для начала необходимо разобраться, действительно ли ребенку свойственна заторможенность психоречевого развития, или это плод воображения окружающих его взрослых. Бывает, что родители слишком многого ждут от своего малыша, хотя его умения являются нормой для такого возраста. Предлагаем пройти простейший тест, чтобы определить, всеми ли необходимыми речевыми навыками обладает ваш ребенок. За каждый положительный ответ поставьте знак плюс, за отрицательный – минус.

Комментирует (сопровождает, проговаривает) действия окружающих предметов и людей с помощью характерных звуков: би-би (о едущей машине), ту-ту (о поезде), цок-цок (о лошадке).
Верно произносит основные звуки, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»).
Лексикон в размере около 1300 слов. Для «измерения» можно воспользоваться тестом из Интернета, например, www.myvocab.info

Важно отмечать только те слова, которые регулярно используются вашим ребенком.
Способен конструировать из слов осмысленные предложения.
Умеет называть предметы, изображенные на картинке (в качестве теста предложите малышу изображение, содержащее не менее 12 – 15 предметов и явлений).
Активно использует основные части речи: Существительные (мама, папа, мышка); Прилагательные (красный, хороший, добрый); Глаголы (пил, кушать, пошли гулять); Местоимения (я, ты, мы).
Пока не использует: Причастия (обиженный, накормленный); Деепричастия (подъезжая, рассказывая).
Способен называть предмет, его качество и совершаемое действие: «рыжая кошка пьет молоко».
Умеет рассказать небольшую сказку, эпизод из жизни или четверостишие.
Любознателен – ребенка интересуют названия, действия, характеристики и свойства окружающих его предметов и явлений.
Ощущает мелодии, их ритм.
Способен копировать слова и небольшие предложения, произносимые взрослыми.
Обладает неторопливой речью без проглатывания окончаний.
У ребенка отсутствует повышенное слюноотделение.
Спрашивает о незнакомых предметах.

Нормы развития речи

Нормально ли, когда ребенок не говорит в 1 год 2 месяца, а у друзей малыш в год уже знает много слов? В первую очередь нужно понимать, что не все малыши развиваются одинаково. Кто-то быстрее начинает ходить, другие — говорить, все дети индивидуальны. Но все же есть нормативы развития речи, и если имеются серьезные отклонения, то стоит начинать бить тревогу и обратиться к узким специалистам (невролог, психотерапевт, отоларинголог, логопед). Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Сейчас узнаем, но рассмотрим нормы речи с первых месяцев жизни, по ним тоже можно заметить отклонения.

  1. В возрасте 1-2 месяцев ребенок должен научиться выражать свои эмоции криком — разная интонация, по которой понятно, доволен малыш или нет.
  2. К лепету от крика речевой центр должен перестроиться до трех месяцев. Примерно в 2,5-3 месяца младенец начинает «гулить» и «агукать».
  3. С пяти месяцев до полугода в речи должны появиться слоги «ма», «ба», «па», «бу» и так далее, они могут повторяться, и многие думают, что малыш уже осознанно называет своих родителей, бабушку. Это не так, это просто повторяющиеся слоги, которым нужно учить (говорите чаще «ма-ма», «ба-ба», «па-па»). В этом возрасте появляются интонации.
  4. С семи до десяти месяцев начинается активное лепетание, много звуков повторяет за родителями, говорит повторяющимися буквами и слогами «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба-ба, па-па-па-па, ма-ка, ба-ка а-а-а» и так далее.
  5. В 11 месяцев должен быть минимальный словарный запас: папа, баба, мама, дай, ав, на.
  6. Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Имеются различные данные от разных специалистов, и диапазон составляет от 2 до 20. Здесь простые слова и звуки: мама, баба, тетя, папа, дай, на, мяу, гав, айда и так далее.

Когда нужно обращаться к врачу

Вообще, критическим возрастом, когда стоит бить тревогу, если ребёнок не разговаривает, многие медики называют три года. Но только при условии, что малыш здоров, во всех остальных отношениях нормально развит. Если есть какие-то сопутствующие очевидные нарушения — это нужно сделать раньше.

Некоторые проблемы становятся заметными в раннем возрасте. Например, нарушения слуха очевидны уже в младенчестве: малыш не реагирует на хлопанье в ладоши, звучание погремушки и пр. В этом случае, конечно же, нужно незамедлительно обращаться к отоларингологу и сурдологу.

Кроме того, важны следующие показательные моменты:

В первые восемь месяцев жизни младенец не произносит никаких звуков.
В 10–14 месяцев не реагирует на обращённые к нему слова, даже не оборачивается. Если взрослый задаёт вопросы «где?» (просит указать на знакомый предмет домашней обстановки), то реакции также не следует

Чтобы привлечь к себе внимание кроха использует не звуки, а только плач.
В 14–18 месяцев не показывает свои части лица (носик, глазки и пр.), не различает на слух окружающие предметы, не может показать их на картинке.
В 1,5–2 года малыш не может выполнить элементарные словесные инструкции взрослого (например, «Возьми мячик и дай его мне»).
В 2–3 года малыш не может сложить слова в простое предложение: «Мама, дай», «Мама, пойдём на улицу». То есть отсутствует фразовая речь .
В 3–4 года кроха не способен произнести распространённое предложение — то есть состоящее из подлежащего, сказуемого и дополнения (например, «Папа ушёл на работу», «Машинка закатилась под стол»)

Кроме того, многие звуки произносятся неправильно.

Аномалии строения артикуляционного аппарата может заметить педиатр, а также стоматолог (например, в один год ребёнка обязательно осматривают несколько специалистов, в том числе зубной врач).

Если ребёнку исполнилось три года (а тем более четыре, если родители не обращались к врачу раньше) и он не разговаривает, невропатолог назначит необходимые исследования. После исключения проблем со слухом и артикуляцией скорее всего проведут исследования головного мозга (компьютерная томография и прочие процедуры). По их результатам доктор назначит необходимое лечение: медикаментозные препараты, физиотерапию и пр.

Однако иногда после обследования может оказаться, что малыш физиологически здоров. В этом случае понадобится консультация психолога (конечно же, вместе с мамой, которая будет отвечать на все вопросы) — возможно, причина проблемы кроется в упомянутых ранее социальных факторах, специалист посоветует, как исправить ситуацию, и малыш заговорит (возможно даже «в один день», как это иногда бывает).

Если ребёнок не разговаривает до трёх лет (при отсутствии сопуствующих проблем), нужно обращаться к врачу

Видео: когда и что делать, если ребёнок не говорит (объясняет доктор Е. Комаровский)

Специалисты выделяют множество причин, по которым может тормозиться речевое развитие ребёнка. Оказывать влияние способны самые разные факторы: от коммуникативной обстановки в семье до серьёзных патологий. Соответственно, одни моменты родители могут откорректировать самостоятельно, а в некоторых ситуациях помочь может только врач.

Возможные причины молчаливости малыша

Когда мы говорим о задержке в речевом развитии, очень важным обстоятельством считается определение причины такого поведения. Они могут быть самыми разнообразными — от банальной «упертости и характера» до серьезных физиологических и психологических нарушений. Возможные причины молчаливости малыша часто заводят родителей в ступор — они-то думали, что вот с кем-кем, а с их ребенком ничего плохого случиться не могло. Но, родители, можете облегченно вздохнуть, ведь чаще всего причины оказываются не настолько серьезными, какими кажутся на первый взгляд. Вот несколько из них:

  1. Слуховые проблемы — ребенок не слышит вообще, либо слышит частично. Подтвердить или опровергнуть этот вариант очень легко — сходить к отоларингологу.
  2. Наследственность. Если родители молчаливы, то чего ждать от малыша? Спросите у своих родителей — а когда вы полноценно заговорили в детстве?
  3. Эмоциональные причины — психологическая травма, гиперопека, либо, наоборот, гипоопека. Все эти, казалось бы, мелочи, имеют огромное влияние на развитие маленького организма.
  4. Общая слабость организма — даже легкая простуда может нанести вред ещё не окрепшей нервной системе детеныша, обращайтесь к неврологу.

Что предпринимать, если ребенок не говорит в 2 -3 года?

Как уже говорилось выше, первым делом стоит определить , а уж потом браться за «исправление ситуации». Тем не менее родители, часто на эмоциях и с повышенным уровнем адреналина в крови прибегают к доктору и первый вопрос, который задают — Что предпринимать, если ребенок в 2 года не разговаривает? И это в корне неправильно, поскольку они не дают своему чаду ни малейшего шанса — а как же индивидуальность, а как же личность, хоть и маленького — но человека?

Внимание родителей. Это для взрослых оно ерунда, а мама и папа для малыша — центр Вселенной, и их внимание (и время!) бесценно для юной личности

Но не стоит перегибать палку!

Это для взрослых оно ерунда, а мама и папа для малыша — центр Вселенной, и их внимание (и время!) бесценно для юной личности. Но не стоит перегибать палку!. Разговор

Разговор.

Что за банальности — спросите вы? А вот и нет: даже описание окружающих предметов, даже рассказ о том, как птичка летает, даже мяуканье и гавканье существенно стимулируют дитя к разговору. Ведите диалоги с малышом как можно чаще!

Читайте.

Лучше, если это будут яркие книги с рисунками, (вы ведь помните второй пункт — все картинки нужно описывать, проговаривать).

Развитие.

Тут нужно делать то, на что хватает фантазии у взрослых, но лучше всего себя зарекомендовали упражнения на развитие , воображения и внимания у ребенка.

Как научить ребенка разговаривать

Главное — спокойствие! Если мама с папой будут дергаными, нервными и взволнованными по той причине, что молчит, есть большая вероятность, что он так и будет продолжать. Давно известен тот факт, что дети тонко чувствуют настроение и различают все эмоциональные ноты нашего поведения.

Как научить ребенка разговаривать — на этот вопрос у каждого доктора разные ответы. Психологи скажут — срочно вести на специализированные занятия; неврологи ответят — тут все дело в голове, необходимо сделать УЗИ головы; педиатры старой закалки могут и в список «недоразвитых» записать. Если ребенок в 2 года не разговаривает: доктор Комаровский утверждает — не нужно ничему учить, когда придет время, и малыш будет готов — он сам заговорит, удивив этим всех вокруг. Не нужно так глубоко вникать в понятия норм и сроков, а нужно помнить, что ваш детеныш — личность, не смотря на то, что личности этой два года отроду.

Первые слова ребенок произносит в возрасте около года, и родители ожидают, что к двухлетию у малыша обогатится словарный запас, сформируется связная речь из предложений в 2-4 слова. Но так складывается не всегда, и если в 2 года малыш не разговаривает, рекомендуется не пускать дело на самотек. Необходимо выявить причины и начать активные занятия.

Почему малыш не говорит?

Задержка в общем развитии ребёнка соответственно отражается и на развитии речи.

Однако существует несколько причин того, почему ребёнок не желает вступать в диалог.

Все причины нарушения речи можно разделить на физиологические – связанные с проблемами речевого аппарата, психологические – обусловленные особенностями психики ребенка, психологической обстановкой в семье и социальные – связанные с социальным благополучием семьи.

Физиологические причины

  • Первой достаточно серьёзной физиологической причиной этому являются проблемы со слухом.Если чадо плохо слышит, то и непосредственно плохо воспринимает слова, которые произносят окружающие.

    Началом данной неприятности является нарушение в произношении, что в конечном итоге приводит к задержке в речевом развитии и поэтому ребёнок начинает разговаривать очень поздно.

  • Также немаловажным является тот факт, что данная проблема может быть наследственной.Поэтому не стоит переживать, если родители чада оба начали разговаривать достаточно поздно. Однако если трёхлетний кроха не говорит хотя бы простыми предложениями, то наследственность тут не причём.
  • Недоношенность или же перенесение тяжелой болезни во младенчестве также могут являться последствием задержки в развитии речи детей, так как прежде всего это оказывает отрицательное воздействие на нервную систему младенца.Сюда же входят гипоксия, родовые травмы, а также интоксикация медикаментами.
  • Проблемы в работе артикуляционных органов, укороченная уздечка языка, пониженный тонус органов артикуляции и мышц лица блокируют возможность произношения звуков, тем самым и задерживают речевое развитие.

Социальные причины

Первой социальной причиной задержки в развитии речи у детей является отсутствие стимула и мотивации.Чрезмерное внимание и забота родителей отбивают у детей стремление рассказать о своих желаниях и потребностях.
Это происходит по причине того, что родители понимают своих детей по жестам из-за предвосхищения всех желаний чада, поэтому ребёнок даже не старается выражать свои мысли при помощи слов.
Здесь, главным является создание мотивации для ребёнка.
Однако, полное отсутствие внимания и заботы от родителей также оказывает отрицательное воздействие на развитие речи, так как ребёнку неоткуда учиться новым словам.Всё, что окружает малыша – это фоновой звук телевизора и мобильного телефона.

Позже своих сверстников также начинают разговаривать те дети, члены семьи которого говорят на двух языках.Ребёнку трудно усвоить слова разных языков одновременно, они могут понимать родителей, но при этом не разговаривать.

Будьте внимательны к своему ребенку, изучите, что он должен уметь делать в , , , 6 месяцев и полтора года. Так вы сможете вовремя заметить отклонения и начать работать над их устранением.

Психологические причины

  • Психологической проблемой является чрезмерная требовательность. Часто встречаются ситуации, когда после того, как кроха сказал своё первое слово, родители настойчиво требуют, чтобы ребёнок повторил его вновь и вновь.
    Лучше всего следует ребёнка мотивировать, а не создавать давление.
  • Дети, которые растут в жестокой и неблагоприятной семье также начинают говорить очень поздно.
    Малыш, который видит жестокое обращение, побои, крики, ругань родителей и прочие не рекомендуемые семейные сцены, отказывается говорить очень долго, так как всё это отпечатывается на его психике.

В следующем видео рассказывается также о других причинах молчания ребенка:

Как помочь малышу заговорить

развивающие методики могут быстро развить речь ребёнка

Первое, на что следует обратить внимание — это жизненный уклад вашей семьи. Вы должны создать обстановку, в которой ребёнок захочет либо будет вынужден заговорить

Гиперопека в этом случае — точно не ваш помощник. Для скорейшего развития речи нужно создать обстановку, где в центре внимания будет не ребёнок (в этом случае у него часто просто нет необходимости в речи), а предметы и их свойства. Побуждайте малыша к исследованиям, учите давать характеристики предметам, привязывать определённые звуки к различным существам.

Будьте внимательны к ребёнку — возможно, вы сами найдёте оптимальный вариант, который будет наиболее уместен именно в вашем случае. В случае с моим третьим ребёнком, когда я заметила, что ему нравится подпевать различным исполнителям, я стала включать для него развивающие песенки. Уже через две недели словарный запас ребёнка заметно увеличился.
Озвучивайте всё, что вы делаете. Называйте предметы и их свойства, свои действия

При этом важно, чтобы ребёнок не просто видел и слышал то, что вы делаете, а был непосредственным участником происходящего. Не должно возникать ситуаций, когда вы говорите, будто сами с собой.
Любую попытку говорить — приветствуйте

Проявите внимательность, покажите, что вам важно и интересно то, что говорит ваш ребёнок. Не смейтесь над его несовершенной речью, это может надолго отбить желание разговаривать.
Обеспечьте ребёнку общение со сверстниками
Если он пока не посещает детский сад, чаще выводите его на детские площадки.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики. Развивающие игры в этом направлении стимулируют речевую активность.
Читайте вместе детские книги, рассматривайте иллюстрации, описывайте их как можно более подробно: «Это собачка
Вот её носик. Носик чёрный».
Приобщайте ребёнка к беседе, задавайте ему вопросы: «Как говорит собачка?», «Кто пришёл с работы?»
Ставьте ребёнка в условия, где для того, чтобы получить желаемое, ему нужно попросить об этом. Делайте вид, что не понимаете до тех пор, пока не услышите: «Дай!». Но не переусердствуйте, доводить малыша до истерики настойчивыми требованиями говорить нельзя.

Примеры игр для развития речи

Театр. Вы можете попробовать разыграть кукольный театр, надев на руку варежку-игрушку либо за её отсутствием, говорить от имени любимой игрушки ребёнка. Пусть игрушка поздоровается с малышом, расспросит его о семье: «Как зовут твоего папу?», «Где сейчас твой папа?», «Как зовут твоего братика?».

Закончи слово. В различных ситуациях провоцируйте ребёнка заканчивать за вами простые слова. Например: «Кто пришёл с работы? Па…» — здесь обратите взгляд на ребёнка, просите его произнести недостающий слог.

Пластилин. Этот материал станет для вас незаменимым для развития речи. Лепите вместе с ребёнком, озвучивая свои действия: «Давай сделаем кису. Это будет носик… Но…» просите закончить за вами. Давайте малышу лепить вместе с вами. Вылепите простые фигуры: шар, квадрат, скатайте палочку. Для него это будет идеальным занятием для развития моторики. Не бойтесь, что ребёнок всё вокруг испачкает. Сделайте этот процесс ритуалом, где лепить нужно на досточке и нигде больше. Дети в этом возрасте ус удовольствием участвуют в ритуалах.

развитие мелкой моторики

Кто говорит? Рассадите игрушки на диване. Издавайте звуки, характерные для животного и просите указать на эту игрушку. «Мяу! Кто говорит мяу? Кися! Как говорит кися?» Просите малыша произнести название животного, а потом наоборот — какие звуки издаёт животное.

Снежинки. Сделайте несколько импровизированных снежинок (разорвите ватный диск, салфетку на несколько частей), положите их на ладонь, затем сдуйте с возгласом: «Снежинки полетели!». Потом просите ребёнка сдуть их самостоятельно. Такая игра укрепит лицевые мышцы, которые участвуют в артикуляции. Но не играйте слишком долго: пять–шесть раз — после небольшой перерыв. От такой игры у ребёнка быстро закружится голова.

1 Причины

Современные логопеды условно делятся на 2 группы: одни считают, что детям до 5 лет помощь специалистов не нужна, если ребенок плохо говорит не в следствие серьезных проблем, другие советуют решать вопрос как можно раньше, аргументируя это тем, что тогда гораздо легче скорректировать проблему. Но нужно помнить, что без попыток разговорить ребенка самостоятельно, специалист мало чем поможет.

Психологи и врачи утверждают, что четких возрастных рамок, когда малыш должен заговорить, нет — некоторые начинают лопотать уже в 1,6-2 года, а словарный запас других в 2 года и 4 месяца составляют 30-50 слов.

Самые распространенные причины молчания ребенка 2-3 лет, требующие коррекции:

Причина Описание Проблемы со слухом Он может быть просто снижен, тогда ребенок реагирует на шум, звонкие громкие звуки, но плохо слышит речь и, соответственно, у него возникают трудности с ее формированием Патологические состояния органов ротовой полости Короткая уздечка языка, аденоиды, расщепление неба. Они мешают малышу издавать звуки, вызывают дискомфорт
Нарушения в работе мозга и центральной нервной системы Эти патологии могут возникать в следствие родовых травм и замечаются родителями и специалистами уже в первый год жизни малыша. Такие проблемы требуют постоянного контроля взрослых
Аутизм На сегодняшний день нет единого мнения, откуда он появляется — одни склонны винить прививки, другие — генетические сбои, третьи — дефицит общения или нарушения связи ребенка со взрослым в первые месяцы жизни. Дети-аутисты живут в своем мире и у них нет потребности общаться с окружающими

С ними необходимо работать детским психологам, неврологам, психотерапевтам
Стресс из-за появления маленького брата или сестры Далеко не все дети переносят новость о новом члене семье радостно, особенно если родителям не удается распределить свое внимание между детьми равномерно. Поэтому кроха может отказываться разговаривать, оставаясь «маленьким» и требуя таким способом внимания к своей персоне

Родителям нужно уделить внимание его психическому состоянию, уверить его, что он любим и все так же нужен, прекратить давить на него и требовать ответственности и соответствия их ожиданиям
Недостаток внимания от «своих» взрослых Когда ребенок часто слышит «Тише», «Помолчи», «Не до тебя сейчас», «Я так устала» и его настойчиво пытаются сделать «удобным», он с большой вероятностью замкнется в себе, будет сидеть тихо в углу, никому не мешать своими разговорами и действиями. В это же время у него развиваются комплексы, основанные на недолюбленности и ощущении ненужности. Родителям нужно проанализировать свое поведение и если они объективно понимают, что сами отбили охоту говорить, — менять тактику своего поведения как можно быстрее
Замещение живого общения мультиками и другими развлечениями, которые обеспечивают современному человеку гаджеты Такие способы проводить время в 90% случаев провоцируют задержки речевого развития.

Это не означает, что от них нужно отказаться, но они не должны быть единственным или доминирующим источником, откуда ребенок черпает информацию
Моральный дискомфорт Неблагоприятная атмосфера в семье: напряжение отношения между родителями, ссоры, крики, отсутствие одного из родителей, гиперопека — крохе мешают получать собственный опыт, завышенные требования к ребенку провоцируют отказ разговаривать.

Кроме этих причин есть другие, не требующие вмешательства и отображающие индивидуальные особенности ребенка:

Причина Описание
Генетика Если кто-то из родителей ребенка начал говорить в 3 года или даже в более позднем возрасте, то с большой вероятностью малыш унаследует такую особенность
Темперамент ребенка Более спокойные и флегматичные дети склонны созерцать и начать общаться позже, это те дети, о которых говорят «молчал-молчал, а потом начал выдавать целые предложения».

Темперамент передается генетически, поэтому родителям нужно в первую очередь проанализировать себя

Брат или сестра-близнец Такие дети начинают говорить позже, потому что у них всегда есть рядом самый близкий человек, который их понимает
Комфорт в семье Ребенку комфортно и его близкие понимают его по звукам, жестам и простейшим словам. В таком случае он не хочет разговаривать, потому что у него нет в этом потребности.

При этом такой малыш сам все понимает, выполняет просьбы родителей, без особых проблем находит предметы, животных и людей, о которых его спрашивают или просто упоминают в беседе

Пустышка Находясь постоянно во рту малыша, она мешает ему разговаривать.

Сосание ее может способствовать нарушению артикуляции.

С отказом от соски многих детей «прорывает» на разговоры.

Комментарии

Когда родителям бить тревогу?

Прежде всего, необходимо внимательно понаблюдать за ребенком тому, кто ежедневно проводит с ним максимальное количество времени. Как правило, это мама или папа. Наблюдательные родители  смогут выявить точную причину лучше любого специалиста.

Поводами обратиться к специалисту считаются:

  • явное отставание в физическом развитии: слишком маленький рост, вес, пассивность ребенка;
  • с 4-5 месячного возраста кроха не реагирует на появление близких оживлением, улыбкой, лепетом;
  • к 6 месяцам малыш не реагирует на интонацию или слова, не гулит;
  • к 1,5 годам малыш не реагирует на просьбы, например «дай игрушку», «подойти ко мне»;
  • к 2,5 годам кроха не показывает пальцем на предметы, называемые родителями, его словарный запас минимальный;
  • к 3 годам малыш не выражает эмоции, не знает частей тела и простейших бытовых предметов.

Все эти симптомы могут указывать на патологические состояния, которые и являются причиной задержки речевого развития, в данном случае необходимо помощь специалистов. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение, а также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Что такое алалия?

Почему ребёнок не говори в 2-3 года, или разговаривает очень
плохо? Это может возникать из-за патологии нервной системы, которая приводит к
речевой задержке — алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних
сроках, есть все шансы исправить проблему.

Существует сенсорная алалия и моторная алалия. При сенсорной
алалии ребенок не воспринимает речь, он не может отделить одно слово от другого.
Можно заметить, как малыш повторяет последнюю фразу за другими людьми или
повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме.
Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное
количество информации, почему и возникает со временем задержка умственного
развития.

Степени моторной алалии, в зависимости от поражения мозга:

  • 1 степень. Ребёнок не начал говорить до 3-х лет, но потом начинается период, когда он разговаривает обрывками слов, как будто «глотает» окончания.
  • 2 степень. Ребенок понимает то, о чём идёт речь, то сам не в состоянии в точности повторить услышанное.
  • 3 степень. Ребенок может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно это сопровождается неразвитой моторикой, когда сложно даются простые движения. При этом страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга, при
патологии центральной нервной системы и сложных родах, а также, если возник
резус-конфликт с матерью

Поэтому в данном случае важно показать малыша
специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна из
перечисленных причин

Вам может быть интересно: «Развитие ребенка в 3 года: что нужно знать родителям»

2 возрастной период: 6-12 месяцев

Здесь закладывается умение услышать и повторять. Концентрация внимания крохи может превышать 10 минут.

Очень эффективно обучение с помощью коротких музыкальных сказок – не более 10 минут.

Многократным их повторением достигается запоминание звуков и слов крохой. Вскоре кроха будет узнавать мелодию. Он ищет глазами источник звука. Лексикон ребенка к году насчитывает до 20 простых слов, звукоподражаний. Сформирован и пассивный запас слов.

Обязательно контролируйте физическое и психологическое развитие карапуза в этот период. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев вы узнаете из нашей статьи.

Кстати, если вам интересно как приучить ребенка к горшку в 1 год, то это вы можете узнать, прочитав наш обзор.

Комаровский о развитии речевой функции

Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.

Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители

Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».

Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения

Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т

д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием. Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность

Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Почему дети плохо спят?
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий