Содержание
- 1 Двухлетние малыши
- 2 Виды яслей и условия зачисления
- 3 Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?
- 4 Возрастные особенности
- 5 Сказкотерапия помогает адаптироваться в саду
- 6 Истории мам
- 7 Минусы
- 8 Адаптация к обстановке
- 9 Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
- 10 Головные боли после родов
- 11 Что главное для малышей до 5 лет?
- 12 Симптомы и признаки. Чем опасен стафилококк при беременности?
- 13 Чем различаются препараты, какой лучше?
- 14 Диагностика. Какие анализы сдавать?
- 15 Беременность и чай
- 16 Как не допустить болей в суставах
- 17 Как подготовить ребенка к детскому саду
- 18 Похожие товары
- 19 Какой ребенок считается «несадиковским»
- 20 Какой ребенок считается «несадиковским»
- 21 Возрастные особенности детей
- 22 Как определить готовность малыша к детскому саду?
- 23 Что такое детский сад для ребенка?
Двухлетние малыши
Первый раз отвести ребенка в садик можно попробовать в 2 года, если в этом есть необходимость. Следует учесть, что он будет привыкать к коллективу не только психологически, но и физиологически. Пребывание в незнакомой обстановке, разлука с мамой, общение со множеством чужих людей – это серьезный стресс, способный привести к частым болезням, обострению уже имеющихся, а в более тяжелых случаях – к появлению новых.
Это так называемая адаптация, и у каждого она проходит по-разному. Поэтому необходимо готовить к посещению дошкольного учреждения не только психологически (познакомить с воспитателем и территорией детсада, будущей группой), но и физически (закаливать, больше гулять, начать принимать витамины за 1-2 месяца).
Неплохим решением станет посещение группы кратковременного пребывания (по 2-3 часа в день) или развивающие занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. На таких занятиях, как правило, мама присутствует с крохой и даже выполняет вместе с ним некоторые задания. Малыш постепенно привыкает, что ему может быть интересно и без родителей, в кругу его сверстников. При посещении садика он будет чувствовать себя более комфортно.
Если же, несмотря на все меры подготовки, ребенок тяжело адаптируется, постоянно плачет, наблюдаются нервные расстройства, обострение заболеваний и другие неприятные проявления, то лучше еще на год оставить его дома. Чрезмерные психологические нагрузки грозят в будущем серьезными проблемами.
Виды яслей и условия зачисления
Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?
Мнение психологов и педагогов о необходимости ДОУ для дошкольника разнятся. Кто-то считает, что без посещения сада малыш останется замкнутым и ранимым, кто-то считает, что посещения государственного учреждения лучше избегать.
В одном специалисты сходятся – при выборе сада или домашнего воспитания нужно смотреть на характер и индивидуальные особенности ребенка. Активным, любознательным экстравертам с бабушкой или мамой будет невыносимо скучно, а тихий застенчивый интроверт в саду, скорее всего, будет чувствовать себя очень плохо.
Есть ли “последствия непосещения”?
Сторонники детских садов приводят в качестве основных аргументов два:
- если малыш не посещает сад – он не научится общаться со сверстниками и ему будет скучно и одиноко со взрослыми;
- не пройдя социализацию в раннем возрасте, карапузу будет сложно выстраивать отношения с одноклассниками в школе.
Так ли это?
Общение со сверстниками
Большой коллектив сверстников малышам двух-четырех лет не нужен. Как правило, общения с родителями и редких игр с ровесниками – братьями-сестрами и малышами на детской площадке – им вполне достаточно.
Адаптация в школе ребятишек, не посещавших ДОУ
Если ребенок рос совершенно один, не имея контактов с детьми своего возраста – без сомнения, в школе ему будет очень тяжело выстраивать взаимоотношения с одноклассниками.
Но если у малыша есть друзья, родственники или знакомые дети, с которыми он регулярно общался – влиться в школьный коллектив ему будет не сложнее, чем посещавшим ДОУ одноклассникам.
Возможные опасности
Основной психологический момент раннего посещения сада – малыш отрывается от семьи, вливается в коллектив, где всех учат быть одинаковыми.
Расставаясь на целый день с ребенком, очень легко потерять с ним связь. Для детей слишком занятых работой родителей воспитатель и сверстники становятся ближе, чем родные. Какие проблемы это может принести?
- Ребенок перенимает все модели поведения – в том числе и негативные. Научиться “плохому” от приятелей он сможет за несколько дней.
- Если в саду дети гуляют мало – это очень плохо для здоровья.
- Попадая в детский коллектив в раннем возрасте, малыш может “цеплять” вирусы каждые две-три недели, что, вопреки мнению многих врачей, негативно сказывается на общем состоянии.
Большую опасность представляют ситуации, когда малыша несправедливо наказывают, не разобравшись в ситуации – просто потому, что именно он попался на глаза воспитателю в группе шалящих детей. Такие моменты вызывают сильный стресс у совсем маленьких карапузов.
Возрастные особенности
В каждом возрасте у малышей есть свои особенности, которые важно учитывать перед тем, как на весь день отдавать его под опеку чужого человека
-
В год ребенок привязан к матери максимально.Многих малышей в этом возрасте кормят грудью не только на ночь, но и днем.
У карапуза появляются первые признаки самостоятельности – он пытается есть ложкой, сам одеваться, помогать маме подметать пол – при этом зачастую нетвердо держась на ногах и постоянно падая на попу.
В этом возрасте главное – не раздражаться, не кричать на ребенка и максимально большое время уделять для общения с ним – помогать собирать пирамидку, учить мыть ручки, причесываться, называть слова в книжках. - С двух до трех лет ребенок становится вполне самостоятельным. Большинство детей готовы на несколько часов остаться без мамы, под присмотром знакомого взрослого. Некоторые малыши уже нуждаются в общении со сверстниками – в три года эта потребность проявляется практически у всех детей. С ребенком нужно постоянно заниматься – он активный, деятельный.
- В четыре года, как бы ни старались родители занять малыша самостоятельно, он начинает скучать дома. В ДДУ четырехлетние дети адаптируются максимально быстро – обычно уже через день-два дети привыкают к группе и воспитателям и с радостью бегут утром в сад.
Сказкотерапия помогает адаптироваться в саду
Но самое мощное и доступное средство — это волшебство сказки. Есть целое направление в психологии — сказкотерапия.
Пусть малыш сам подскажет вам персонажа или используйте то животное, которым вы ласково называете своего кроху:
- зайчонок
- котенок
- мышонок
Сочиняйте с ребенком, фантазируйте так, чтобы рассказ был ближе к вашей семье. Говоря о детском саде, будьте объективны, дабы не сложились ложные ожидания.
Отдавать ребенка в сад лучше в 4 года
В первый раз можно привести ребенка только на прогулку, побыть с ним какое-то время. Не опаздывайте, хотя бы первое время забирайте его вовремя. Говорите ребенку, что в то время, пока он в саду, вы будете:
- о нем думать
- скучать
- зарабатывать денежки для того, чтобы потом пойти вместе в детский клуб, купить его любимое лакомство, долгожданную игрушку.
Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей или решить сложившуюся проблему, конфликт. Ориентируйте игру на положительный результат.
Когда малыш пойдет в сад, дайте ему с собой игрушку и постарайтесь уговорить его оставить ее в группе переночевать, чтобы утром снова с ней встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно в сад, ведь с другом веселей и спокойнее.
Но это средство подходит не всем: кому-то игрушка лучший друг, а для кого-то не играет важной роли в таких ситуациях. И последний штрих
Каждый день будьте:
- спокойны
- настойчивы
- доброжелательны
придумайте ритуал прощания. Ребенок чувствует ваше настроение. И ваше спокойствие обязательно ему передастся.
Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в или в
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…
Истории мам
-
Валентина, 35 лет, мама двух детей – 12 и семи лет. В детский сад старший у меня не ходил – я сидела с ним дома, так как и муж хорошо зарабатывал, и бабушки помогали. Проблем с социализацией в школе не было – с трех лет ходили на всякие развивашки, на площадки и в гости к сестре, у которой трое детей.
Младший в сад ходил – и постоянно болел. В шесть лет забрали, так как все равно работы не получалось – неделя в саду, три дома на больничном. Вывод сделала – моим мальчикам ДОУ был не нужен.
-
Светлана, 40 лет, мама 3 детей (14, 8 и 4 лет). Ни один из моих в сад не ходил, так как у самой остались из детства об этом заведении самые негативные воспоминания. Растили с мужем сами, бабушка помогала, но не очень. Работала на фрилансе – деньги небольшие, но нужные.
Никаких проблем у детей ни в школе, ни в общении – сразу влились в коллектив, есть друзья. Видимо, способствовало то, что их трое – общаться умели. Да и в кружки ходили все с трех лет.
Ходить или не ходить в сад – решать только родителям и самому ребенку. Если есть хорошее учебное заведение, в котором прекрасные проверенные воспитатели, хорошая атмосфера, а сам малыш рвется в коллектив – прекрасно. Если нет – лучше поискать альтернативу или хотя бы отложить знакомство с ДОУ на более поздний срок.
Минусы
Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?
Требуют режим и дисциплину, которые не нужны
Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:
- режим у детей должен быть индивидуальным;
- когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.
В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.
Не учат работе в команде, не помогают в социализации
Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.
В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.
К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.
Плохо развивают индивидуальные умения
Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.
- С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
- Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.
Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.
Вызывают сильный стресс у дошколят
Практически для всех детей адаптация к саду – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.
Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.
Адаптация к обстановке
Дети – дорогое удовольствие, на которое нужно тратить не только свое время, но и деньги. Большинство родителей, сразу же после прекращения выплат по уходу за ребенком, вынуждены выходить на работу как раз по этой причине. Ежемесячную компенсацию в размере 50 рублей, которая положена мамам малышей с 1,5 до 3 лет многие считают издевательской, поэтому за место в яслях приходится буквально бороться.
«Отдавать ребенка в детский сад можно и с полутора лет, – говорит воспитатель МбДОУ№375 Ирина Воробьева, но не у всех есть такая возможность по ряду причин: это не только очереди, но и плохая адаптация к новой обстановке. Перед тем, как отдать ребенка в ясли, с ним обязательно нужно заниматься».
Ругать запрещено. Психолог о том, как бороться с вредными привычками детей
Подробнее
Конечно, любой воспитатель будет рад видеть в группе ребенка, который владеет всеми навыками самообслуживания, но, если ваш малыш не научился ходить на горшок или аккуратно пить из кружки – это не повод для переживаний.
«Благодаря тому, что все детки находятся вместе, у них появляется прекрасная возможность учиться друг у друга чему–то новому», – добавляет педагог.
Но научиться при желании можно и дома, считает Ирина Рева, педагог–психолог высшей квалификационной категории, сказкотерапевт, специалист по благополучию семьи. Как правило, чем теснее связь ребенка с матерью, тем тяжелее дается ему детский сад. Малыши в полтора–два года обычно сильно привязаны к своим мамам, поэтому даже кратковременное расставание с ними приводит детей в ужас. Чтобы помочь своему ребенку в такой ситуации, придется его услышать. Возможно, садик действительно ему не подходит.
Статья по теме
«Нет, я сказала». Почему ребёнок не прислушивается к запретам
«Если есть возможность находиться дома с ребенком до 4–5 лет, лучше так и сделать. Но при условии, что с ним будут регулярно заниматься, – рассказывает психолог. – Читать литературу, заниматься хореографией, музыкой, рисованием, спортом, а также следить за эмоциональным развитием малыша. Если какой–то момент будет упущен в этом возрасте, ребенку будет сложнее адаптироваться к обстановке в школе». По словам специалиста, еще одним важным моментом в домашнем воспитании является умение ребенка подчиняться взрослому. Многие родители, бабушки и дедушки балуют малышей, поддаются манипуляциям и этим могут серьезно усложнить жизнь ребенку в будущем. «Если по какой–то причине у вас не получается заниматься с малышом, социализировать его, то в этом случае вам действительно может помочь детский сад», – добавляет специалист.
По мнению врачей и педагогов, возраст имеет значение не только для комфортного развития, но и для адаптации малышей к новой обстановке. Психотерапевт челябинской детской городской поликлиники №6 Ольга Ушатова считает, что привыкнуть к садику легче в раннем возрасте, но и это индивидуально: «Раньше отдавали малышей в ясли очень рано – до года и это было нормально. У родителей не было возможности сидеть дома, приходилось везде успевать и работать. Чем раньше вы отдаете ребенка в детский сад, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям, тем лучше он социализируется и быстрее научится новому. Конечно, главное, чтобы комфортно в этой ситуации было не только вам, но и вашему малышу».
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Все перечисленные выше этапы каждый малыш проходит в любом случае. Но родители заинтересованы в том, чтобы первый и второй этапы были как можно короче, чтобы их дети смогли полноценно использовать те преимущества, которые дает посещение детсада: возможность социализации и получения дошкольного образования.
Мамам и папам необходимо знать, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду, чтобы сократить время привыкания. Начните заранее подготовку малыша к предстоящим изменениям. Лучше сделать это за 3-4 месяца до того момента, как малыш получит направление в детское учреждение.
За это время маленький человек вполне сможет получить основные навыки самообслуживания, научиться пользоваться горшком и столовыми приборами, носовым платком. Нелишним будет научить кроху мыть руки до еды и поменьше облизывать их – это поможет свести к минимуму риск инфекционных заболеваний.
Задача родителей на этом этапе – закалить малыша и приучить его к тому распорядку дня, который действует в дошкольном учреждении. Гулять с ним нужно ежедневно, в любую погоду, как это принято в большинстве детсадов.
Важно сформировать у крохи положительное восприятие детсада, совместного времяпровождения с другими детьми, внушить ему желание слушаться воспитателей
Головные боли после родов
Что главное для малышей до 5 лет?
В возрасте до пяти лет для ребенка очень важным являются такие моменты, как:
- психологический комфорт;
- ласка родителей и родных;
- домашнее тепло и ощущение безопасности;
- возможность развиваться в комфортном для малыша темпе.
Если отдать ребенка в ясли или сад слишком рано – большей части этих моментов он будет лишен. Очень тяжело переживают адаптацию дети, которых отдают в ДОУ сразу на весь день – с 9 до 7. В этом случае ребенок не видит родителей практически все время бодрствования – закончиться это может тяжелыми неврозами и заболеваниями.
Каких детишек можно и лучше не отправлять в ДОУ?
Некоторым детям раннее посещение ДОУ может нанести травму, которую вылечить в дальнейшем будет очень сложно. Отказаться от очереди в ДОУ и отложить посещение сада или поискать альтернативы стоит, если ваш малыш:
- очень привязан к маме, ни на минуту не желает выпускать ее из виду;
- стеснительный и очень застенчивый;
- не любит и не умеет играть с детьми своего возраста;
- тяжело переживает любую смену режима;
- страдает от пищевой аллергии;
- не переносит шумные компании.
Часто болеющим малышам также стоит немного повременить с посещением ДОУ и записаться в сад, когда иммунная система окрепнет. Если у малыша тяжелая адаптация в ДОУ, то садик лучше отложить.
Кому действительно надо быть в коллективе?
Есть категория малышей, которые с радостью идут в ясли в два года и прекрасно себя чувствуют в новом коллективе (в каком возрасте отдать ребенка в садик?). Спокойно можно отдавать своего карапуза в сад, если он:
- очень любознательный;
- стремится к общению с ровесниками;
- прекрасно ладит с чужими людьми, не боится и не стесняется;
- хочет учиться и заниматься дополнительными вещами (танцами, рисованием, музыкой);
- в коллективе занимает активную позицию, не позволяет себя обижать.
В этом случае сад пойдет ребенку только на пользу, даст необходимое общение и возможность учиться.
Если “жалко”, вы чего-то боитесь и не хотите водить
Жалко отдавать в сад детей всегда – в любом возрасте кажется, что ему с воспитателем будет хуже, чем дома или с бабушкой. Но в данном случае эмоции родителей не должны стать препятствием в период взросления малыша.
Только тщательно взвесив все возможные последствия решения, рассмотрев альтернативы, спросив ребенка, хочет ли он идти в сад, можно принять верное решение. Но мнение самого ребенка – если есть иные пути выхода из ситуации – должно стать решающим.
Симптомы и признаки. Чем опасен стафилококк при беременности?
Чем различаются препараты, какой лучше?
Диагностика. Какие анализы сдавать?
Беременность и чай
Можно ли беременным пить чай? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В нем содержится большое количество кофеина, который может оказать негативное влияние на плод, ведь крошечный зародыш еще не может перерабатывать некоторые сложные вещества.
Пить черный чай без опасений можно, только если настой не слишком крепкий. С увеличением крепости чая соответственно растет и количество кофеина в напитке. Кофеин повышает нагрузку на большое количество внутренних органов, а также увеличивает вероятность возникновения токсикоза у беременной.
Несколько слов в пользу чая при беременности
Но, с другой стороны, в чае содержится большое количество полезных микроэлементов. Общеизвестный факт, что в период ожидания малыша у женщины портятся зубы. Чай в период беременности дает женскому организму полезный для зубов фтор и кальций.
В любом чае содержится более 100 микроэлементов. Кофеин чая проявляет себя сильнее, чем кофеин кофе, возбуждая сердечные сокращения, что впоследствии может привести к тахикардии.
Как не допустить болей в суставах
Как подготовить ребенка к детскому саду
Ребенку легче перенести адаптационный период, если:
- родители рассказывали малышу о детском саде, знакомили с воспитателями, гуляли на территории или неподалеку от образовательного учреждения;
- ребенок обладает навыками самообслуживания, то есть умеет кушать, ходит на горшок, может сам одеваться, хотя в минимальном объеме;
- у малыша отсутствуют хронические заболевания и предрасположенность к болезням простудного характера;
- родители вводили за несколько месяцев до поступления в учреждение примерное меню детского сада, обычно это сырники и запеканки на основе творога, каши, тушеные овощи, котлеты из рыбы и мяса, супы, омлет.
Организуем режим дня ребенка как в детском саду
Примерный режим дня в детском саду, который желательно ввести незадолго до зачисления крохи в группу:
Мероприятие | Время |
Подъем, гигиенические процедуры, одевание | 7.30 |
Приход в детский сад | 8.30 |
Зарядка | 8.40-8.50 |
Завтрак | 09.00 |
Прогулка | 10.00 |
Возвращение с прогулки | 12.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Полдник | 15.30 |
Прогулка | 16.00-16.30 |
Уход домой | с 17.30 |
Как укрепить иммунитет
К главной отрицательной стороне посещения детского сада относятся частые болезни малыша по причине начала периода адаптации.
Чтобы повысить защитные свойства иммунной системы малыша перед началом посещения детского сада желательно заранее выполнить следующие рекомендации:
Похожие товары
Какой ребенок считается «несадиковским»
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский.
Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).
О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.
Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха.
Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.
Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка
. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.
Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.
Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте.
Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.
Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.
Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.
О том, что такое “хороший детский сад” и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.
Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации
. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.
Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.
Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам.
Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.
Какой ребенок считается «несадиковским»
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая ).
О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.
Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.
Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.
Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.
Возрастные особенности детей
Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.
- У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
- Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
- В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
- В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
- В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей?>>>);
Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
- К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.
Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.
Как определить готовность малыша к детскому саду?
Большинство родителей опускают такой важный этап, как подготовка к садику, считая, что там ребенка всему научат. Однако, это в корне неверное решение.
Критерии, по которым можно определить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение:
- навыки самообслуживания. Отлично, если будущий воспитанник умеет мыть руки, ходить на горшок, есть самостоятельно, а также одеваться. Конечно, никто не будет требовать от малыша безупречного выполнения этих вещей, однако, наличие перечисленных умений существенно упростит жизнь в коллективе;
- здоровье. Если малыш постоянно болеет, едва ли он готов к саду, ведь там он будет хворать в разы чаще. Кроме того, обязательно, чтобы ребенок был привит в соответствии с национальным графиком вакцинации;
- присутствует психологическая готовность, то есть, некоторое время ребенок может обходиться без родителей. Если привыкание к саду будет постепенным (сегодня оставили одного на час, завтра — на два и т.д.), то никаких трудностей у родителей, скорее всего не возникнет, то есть, не будет истерик, моральной травмы и прочего;
- будущий воспитанник прошел подготовительный этап. Это значит, что мама потратила время, чтобы познакомить ребенка с садиком, воспитателем, детьми и т.д. Обычно такая подготовка начинается с приходов в дошкольное учреждение в гости, то есть, для ознакомления. Это нужно для привыкания и облегчения будущей адаптации.
Согласно масштабному исследованию, проведенному в России в 2018 году, садики проходили аттестацию по множеству критериев и получали 4 типа оценки — от «отлично» до «неудовлетворительно». Итоги исследования 10 тысяч дошкольных учреждений оказались плачевными. Оценки «хорошо» и «отлично» не получил никто, поэтому не стоит рисковать здоровьем малыша и отдавать его в сад слишком рано.
Что такое детский сад для ребенка?
Вообще, честно говоря, детские садики – это не очень естественное место пребывания ребёнка. Природа такое не придумывала. Не придумывала природа, чтобы ребёнок находился по 7-8 часов в коллективе детей, которые не являются ему братьями и сёстрами. И не придумывала так, чтобы он слушался и подчинялся чужим людям, которые не являются его мамой или папой.
Это сравнительно недавнее, так скажем, изобретение.
Раньше не было никаких садиков, дети росли постоянно рядом с родителями, воспитывались родными, старшими братьями и сёстрами, нянями, гувернантками.
Но без садика в современном мире многим родителям сложно обойтись. И если ребёнок идёт туда уже достаточно подготовленным для разлуки на долгое время с мамой и у него уже есть опыт самообслуживания, потребность общения с другими детьми, потребность активно познавать окружающий мир, интерес к занятиям – то, конечно, это для ребёнка может быть даже полезно.
Конечно, если повезёт с воспитателями. А отношение воспитателей к ребёнку очень во многом зависит от их отношения к вам. Об этом я напишу в следующей статье.