Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (зпр)

Что такое перинатальная энцефалопатия?

Диагноз перинатальная энцефалопатия подразумевает наличие рассеянного мелкоочагового поражения головного мозга, в контексте проведенных исследований можно рассматривать болезнь, как следствие кислородного голодания тканей мозга или возникших обтуративных механизмов артерий с их сужением, что затрудняет нормальный кровоток и доставку молекул кислорода. Также нередко поражение происходит после токсического воздействия, то есть при различных болезнях при медикаментозном влиянии. В любом из перечисленных случаях поражается кора и подкорковое белое вещество, что при несвоевременной коррекции влечет тяжелые последствия, вплоть до тетраплегии и интеллектуальной недостаточности.

Перинатальная гипоксическая энцефалопатия в превалирующем большинстве заявляет о себе синдромально: с угнетением или наоборот повышением процессов возбудимости ЦНС, двигательными расстройствами, гидроцефальными осложнениями, судорожным статусом, ВСД, задержкой моторного и речевого развития.

Перинатальная энцефалопатия подразделяется на следующие виды:

• Гипоксическая — формируется при недостаче поставок кислорода периферическим руслом крови или асфиксии в родах. Подвид ее — гипоксически-ишемическая, когда присоединяются серьёзные деструктивные процессы, идущие в очагах тканей. Этиологически провоцируема курением, стрессами и злоупотреблением алкоголя.

• Посттравматическая, или резидуальная форма – возникает при получении родовых травм: предлежание ягодичками или поперечно, провоцирует её акушерская ошибка, неблагоприятные условия родов, аномалии родовой деятельности. Может образоваться как сразу, так и спустя месяцы и годы. Проявляется мигренями, проблемами психики, интеллектуальной недостаточностью, трудности в обучении.

• Токсическая — развивается под влиянием ядовитых веществ при инфекциях, употреблении алкоголя, наркотиков, отравлений химикатами (свинец, угарный газ).

• Токсико-метаболическая – при органных пороках развития плода, воспалительных процессов матери во время вынашивания. При внутриорганизменной метаболической интоксикации и неспособности организма к самовыведению ядов (например, билирубиновая энцефалопатия при гемолитической болезни).

• Диабетическая перинатальная энцефалопатия — поражение мозга, на фоне сахарного диабета с расстройствами обменного процесса.

• Лучевая — при облучении ионизирующими волнами.

• Дисциркуляторная, или сосудистая перинатальная энцефалопатия — присуща старческому возрасту. Причина этой формы в поражении сосудов, при уже имеющихся таких заболеваниях как остеохондроз, дистония, повышенное внутричерепное давление. Присуща эта форма старикам.

• Инфекционная – под воздействием персистирующих в организме инфекций.

• Транзиторная перинатальная энцефалопатия — преходящие нарушения, проявляющиеся в непродолжительной потери сознания, попеременном ухудшении зрения.

Существует классифицирование периодики болезни перинатальная энцефалопатия:

• Острый период – длится до 1 месяца жизни.

• Восстановительный – ранний до полугода и поздний продолжительностью максимум до 2 лет.

• Исходный или период остаточных проявлений.

Диагноз перинатальная энцефалопатия основывается на анамнезе жизни, обширном симптомокомлексе и результатах следующих инструментальных исследований головного мозга:

• УЗИ (нейросонография) — безопасный метод осмотра тканей, ликворных пространств, анатомических структур через незаросший большой родничок. Можно определить внутричерепные поражения и их характер.

• Электроэнцефалография — позволяет определить ведущие синдромы, на 100% информативна для прогнозирования последствий (глухоты, потери зрения, ДЦП).

• Допплерография применима для оценки патологии кровотока сосудов мозга.

• Проведение КТ и МРТ возрасте затруднено, поскольку детей необходимо вводить в наркоз.

• Обязателен поход к окулисту, ведь изменения на глазном дне верифицируют уровень внутричерепной гипертензии.

• Обследование неврологом, с консультативным заключением и рекомендациями о дальнейших действиях.

Клиническая картина перинатальной энцефалопатии

Выделяют несколько основных симптомокомплексов перинатальной энцефалопатии.

  1. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (гипервозбудимости). Он характеризуется беспокойством, плачем, коротким и неглубоким сном, проблемами с засыпанием, активизацией врождённых рефлексов и спонтанных движений, а также колебаниями или повышением мышечного тонуса, тремором (дрожью) подбородка, ручек или ножек. При этом синдроме у недоношенных малышей довольно высока вероятность возникновения судорог, возникающих при воздействии раздражающих факторов, к примеру, повышенной температуры тела.
  2. Судорожный (или эпилептический) синдром. Это приступообразные движения тела, подёргивания, вздрагивания и судороги конечностей.
  3. Синдром угнетения центральной нервной системы протекает с вялостью, ослаблением рефлексов и двигательной активности. Для него также характерны очаговые неврологические расстройства: анизокория (разные размеры зрачков), птоз (опущение верхнего века), сходящееся косоглазие, нистагм (непроизвольные подёргивания глаз), асимметрия носогубных складок, нарушение сосания и глотания.
  4. Синдром двигательных расстройств может быть заметен уже с первых недель жизни. Он проявляется высоким или сниженным мышечным тонусом, движения активизируются или замедляются. Наблюдается отставание речевого и психомоторного развития и, соответственно, интеллекта, так как ребёнок не может полноценно овладеть моторикой и осуществлять целенаправленные движения. Также характерны задержка реакции на звуковые и зрительные раздражители, слабая мимика, запоздалое ползание, сидение и ходьба.
  5. Синдром вегето-висцеральной дисфункции характеризуется повышенной нервной возбудимостью. Отмечаются частые срыгивания, изменение температуры и окраски кожи, задержка прибавки в весе, нарушения ритма сердца и дыхания, терморегуляции. Нередко наблюдается поражение желудочно-кишечного тракта: энтериты или энтероколиты (воспаление тонкого или толстого кишечника), которое проявляется расстройством стула и плохой прибавкой массы тела.
  6. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Он проявляется избыточным количеством спинномозговой жидкости, что вызывает повышение внутричерепного давления. Механизм развития может быть разным: чрезмерное образование ликвора, нарушение его всасывания в кровеносное русло или их сочетание. Основными клиническими признаками являются высокие темпы увеличения окружности головы, состояние и размеры большого родничка, а также частые обильные срыгивания, беспокойный сон, монотонный плач с усиленной пульсацией и выбуханием родничка, запрокидывание головы назад.
  7. Коматозный синдром проявляется выраженной вялостью, отсутствием двигательной активности, рефлексов сосания и глотания, а также угнетением жизненно важных функций.

Перинатальное поражение головного мозга протекает в несколько периодов, которые отличаются своеобразием симптоматики, тяжестью течения и исходами:

  1. Острый — в первый месяц жизни. В этом периоде отмечаются синдромы угнетения головного мозга, возможна даже кома, также характерны судороги, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, повышение внутричерепного давления вследствие гидроцефалии.
  2. Восстановительный — до года у доношенных детей и до двух лет у недоношенных. В данную фазу сохраняются вышеописанные синдромы, хотя под действием лечения их выраженность становится ниже. Однако заметна задержка в психомоторном развитии.
  3. Период остаточных изменений – он протекает с отставанием речевого и психомоторного развития, неврастенией, гиперактивностью, в тяжёлых случаях может сохраняться судорожный синдром и гидроцефалия.

Ранние признаки перинатального поражения головного мозга могут быть выявлены врачом неонатологом уже сразу после рождения. К ним относятся слабый крик новорождённого, длительно сохраняющийся цианоз (синюшная окраска кожи), снижение рефлексов и двигательной активности, отсутствие сосательного рефлекса.

Как правило имеет место совокупность нескольких синдромов разной степени выраженности, и для каждого из них используется своя схема лечения и прогноз.

Уже в более старшем возрасте можно отметить следующие симптомы:

  • расстройства внимания, памяти, ощущения и восприятия;
  • признаки депрессии: угнетённое состояние, отсутствие аппетита, повышенная раздражительность, утомляемость, рассеянность, плаксивость, плохой сон;
  • отсутствие стремления к познавательной деятельности (узкий круг интересов);
  • неспособность выражать мысли;
  • признаки вегето-сосудистой дистонии: головные боли, головокружения, пониженное артериальное давление;
  • речевые нарушения.

Белый шум для сна ребёнка – Как в мамином животике

Стандартные способы перемотать диалог в ВКонтакте

Задержка моторного развития у детей

Первый врач, к которому ребенок попадает на консультацию, — это педиатр. Плановое ежемесячно посещение педиатра позволяет вовремя определить есть ли задержка моторного развития у детей. Педиатры для оценки моторного развития ребёнка используют общепринятую возрастную шкалу, где каждому возрастному месяцу ребёнка соответствует определённый моторный навык.

Сначала по возрасту ребёнок учится держать голову, затем переворачиваться, затем садиться, ползать, вставать на ноги, ходить. Но, исходя из практических наблюдений, можно отметить значительные возрастные вариации овладения навыком даже у здоровых детей. Примером этому может быть возраст начала самостоятельной ходьбы. В группе детей, находящихся под моим наблюдением, были несколько человек, которые пошли самостоятельно в 8 месяцев. Неврологи считают поздним сроком начало ходьбы 15 месяцев. После этого возраста не ходящие дети попадают в группу задержки моторного развития. Если вам интересно оценить моторное развитие малыша самим, то можете воспользоваться тестами на 12 месяцев и оценочной шкалой, которую я составила специально для родителей. Тестирование моторных (двигательных) навыков поможет оценить соответствие общего психомоторного развития вашего ребенка возрастным нормам, продемонстрирует его успехи во время занятий и, соответственно, позволит сделать вывод о правильности выполнения и соблюдения вами рекомендаций специалистов. Задержка моторного развития у детей может быть темповой, это бывает при неправильном уходе за ребенком, отсутствии должного внимания со стороны взрослых, отсутствия условий для активного бодрствования, у ослабленных детей после ряда инфекционных заболеваний или оперативных вмешательств, при нарушении питания: как при его недостатке, так и при избыточном питании. В этих случаях педиатр первым видит нарушения в развитии малыша, дает родителям советы по уходу и физическому воспитанию, либо при необходимости решает, к какому врачу-специалисту направить маленького пациента. Задержка моторного развития у детей может быть не только темповая, но и психомоторная. Она может проявляться с возраста 1-2 месяцев, сначала в виде нарушения угасания безусловных врожденных рефлексов, затем в виде задержки формирования выпрямительных тонических рефлексов. Это ситуация более сложная, бывает при перинатальной патологии (т.е. поражении головного или спинного мозга ребенка во время беременности и/или родов). В этих случаях диагноз ставит невролог. Он оценивает не только моторное, но и психическое развитие ребенка, наличие у него двигательных нарушений, изменений мышечного тонуса. Из дополнительных методов обследования часто назначается чрезродничковая нейросонграфия. Если с данными нарушениями не удается справиться в течение первого года жизни ребенка, то на втором году последствия перинатальной патологии для нервной системы могут перейти в минимальную мозговую дисфункцию(ММД). ММД – это минимальная статико-моторная недостаточность. При расспросе родителей обычно удается установить задержку развития двигательных навыков. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. Отмечается неустойчивость, дети с трудом меняют движения на прямо противоположные. У них появляются двигательное беспокойство и содружественные движения пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении движений с участием мелкой моторики, нечетко выполняют координаторные пробы. Какие специалисты могут помочь ребенку? Невролог после диагностики в сложных случаях назначает медикаментозную терапию: это могут быть препараты из группы ноотропов, витаминов, сосудистых. Физиотерапевты могут назначить курс электрофореза, озокерита, парафинотерапии, электростимуляции. Врач ЛФК, оценив двигательные стереотипы и мышечный тонус ребенка, подбирает для него комплекс гимнастических упражнений и дает рекомендации специалисту по массажу. В ряде случаев с проблемой можно справится, не применяя медикаментов, так как в приоритете остается лечебная физкультура и массаж. А чем может помочь остеопат, если есть задержка моторного развития у детей? Рекомендации остеопата Я, как врач с 20 летним стажем в области реабилитации детей с перинатальной патологией, в своей работе применяла все перечисленные выше методы. На сегодня могу с уверенностью сказать, что остеопатический метод коррекции нарушений хорошо сочетается с другими медикаментозными и немедикаментозными видами лечения, на порядок увеличивая эффективность терапии. В моей практике я обязательно совмещаю остеопатию с лечебной физкультурой по такой схеме: 1. диагностика соматических дисфункций и двигательных нарушений 2. остеопатическая коррекция дисфункций 3. комплекс индивидуально подобранных упражнений для выполнения на 1-2 недели 4. повторная остеопатическая коррекция дисфункций 5. новый комплекс упражнений на следующие 1-2 недели Длительность курса будет зависеть от степени выраженности проблемы. Например, чем больше отстает ребенок в моторном и психическом развитии, тем дольше понадобиться его сопровождение по мере роста и взросления. Общие же тенденции таковы: по ходу остеопатического лечения и по мере тренировок у ребенка возрастает физическая выносливость. Малыш меньше устает во время повседневного бодрствования, хотя активность его постепенно начинает возрастать. Он реже просится на руки к родителям. У него появляются новые двигательные навыки. Лучше и легче получаются уже освоенные движения. Вместе с моторным (двигательным) развитием совершенствуются психические функции

Ребенок лучше концентрирует свое внимание. У него появляется интерес к исследованию окружающего его пространства и предметов

Он может самостоятельно занять себя игрушками. Начинают преобладать положительные эмоции — малыш чаще выглядит довольным. Во время активных игр с родителями и на самих занятиях вместо испуга и вздрагиваний появляется звонкий смех. Нормализуются процессы торможения и возбуждения нервной системы, в том числе сна и бодрствования. После адекватной физической нагрузки ребенок быстрее засыпает, обычно без дополнительного укачивания. Сон становится более глубоким и продолжительным. Если у вашего ребенка есть задержка моторного развития, то в дополнение к назначениям ваших лечащих врачей вы можете использовать тренировки, описанные в моей книге, строго придерживаясь рекомендаций. Если возникли вопросы, задавайте их на форуме. Если нужна очная консультация и остеопатическое лечение, отправьте запрос из контактной формы.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

У детей и младенцев

Регистрация

Что делать?

Омфалит у детей

Причины перинатальной энцефалопатии

Энцефалопатия может быть вызвана различными факторами. Механизмы влияния этих факторов могут вызывать повреждение клеток и воспаление тканей в головном мозге, что приводит к распространению зоны поражения от начального места повреждения. Эти механизмы часто очень взаимосвязаны; одно основное условие часто может быть фактором риска для других патологий.

В утробе матери дети получают кислород из крови, которая поступает от матери к плаценте и в пуповину. Все, что влияет на уровень кислорода, поступающий к ребенку, может привести к тому, что малыш будет лишен кислорода на определенный отрезок времени. Если кровоснабжение матери нарушено (например, при сильном кровотечении), к ребенку также будет поступать меньше кислорода.

Проблемы с пуповиной, плацентой или маткой могут также вызвать гипоксически-ишемическую энцефалопатию (ГИЭ). Часто эти проблемы возникают во время или до рождения. Есть много патологий, которые могут вызвать ограничение притока кислорода к мозгу ребенка, и многие из этих состояний можно предотвратить. Они включают в себя:

  • плацентарную недостаточность, отслойку плаценты и преэклампсию;
  • разрыв матки;
  • выпадение петель пуповины в родах, тугое обвитие пуповиной шеи плода, короткую пуповину или истинные ее узлы;
  • предлежание плаценты с кровотечением;
  • преждевременный разрыв плодных оболочек;
  • длительный безводный период и затяжные роды;
  • олигогиамнион (низкий уровень околоплодных вод);
  • неспособность быстро родить ребенка, когда на мониторе сердечного ритма проявляется дистресс плода.
  • гиперстимуляция матки, вызванная препаратами для индукции родов;
  • внутримозговое кровоизлияние при травматичных родах, использование щипцов и вакуумных экстракторов;
  • перенашивание беременности и крупный плод.

Определенные состояния здоровья матери могут привести во время беременности к высокому риску энцефалопатии плода. Эти состояния приводят к более высокому риску родовой травмы, что требует более тщательного мониторинга и более частых визитов к врачу. Они включают в себя:

  • Гестационный диабет, создающий повышенный риск преэклампсии и угрозу отслойки плаценты.
  • Материнское высокое кровяное давление (преэклампсия) влияет на кровоток через плаценту. В силу этого у ребенка может быть нарушено снабжение тканей кислородом или питательными веществами, замедляется рост, формируется ЗВУР, что делает его более восприимчивым к энцефалопатии новорожденных.
  • Повышенный риск отслойки плаценты может поставить под угрозу кровоснабжение ребенка кислородом.
  • Плацентарная недостаточность и олигоамнион могут вызвать ограничение внутриутробного развития (ЗВУР), в силу чего у ребенка могут быть потенциально уменьшены запасы кислорода, и он также может хуже переносить роды.
  • Материнские инфекции (такие как стрептококк группы В), хориоамнионит, вирус простого герпеса (ВПГ), кишечная палочка, стафилококк могут передаваться ребенку во время родов, распространяться и формировать пневмонию, менингит, энцефалит или сепсис, вызывая судороги и повреждение головного мозга.

Хотя энцефалопатия может быть вызвана рядом других состояний, она также часто провоцируется травматическим рождением

Очень важно, чтобы роды проводились опытными акушерами, которые хорошо знакомы с пособиями в случае сложных родов

Обратите внимание

Последствия травматичных родов не всегда очевидны сразу – может не быть никаких внешних кровотечений и повреждений. Иногда возможно внутреннее кровотечение (мозговое). У детей могут сразу проявиться признаки неврологической дисфункции, например, в виде судорог будет только неврологическая дисфункция, по мере роста и отставания по линиям развития.

Причины травматичных родов могут включать в себя:

  • Неправильное использование вакуумных экстракторов и щипцов.
  • Неправильное пособие для ребенка в тазовом или иных положениях.
  • Рождение ребенка с большим весом (клинически узкий таз).
  • Затяжные роды и гиперстимуляция матки, ручные пособия, давление на живот.

Игры для моторного развития

В зависимости от возраста малыша к играм на развитие двигательных навыков предъявляются определенные требования. Например, игры для детей менее одного года должны быть максимально простыми, так как ребенок не сможет выполнять какие-либо сложные комплексны действия или просто быстро потеряет к ним интерес.

Самое главное — обеспечить вовлеченность малыша в процесс, позволяя ему удовлетворять свое любопытство, одновременно проводя коррекцию моторного развития.

Отдельно стоит выделить игры на развитие зрительно моторной координации, позволяющие ребенку развивать как моторные навыки, так и их ассоциацию с органами чувств.

На самом деле, подобные упражнения могут выглядеть очень простыми с точки зрения взрослого человека, однако даже простое перекладывание игрушки из руки в руку при наблюдении со стороны ребенка способствует формированию у него зрительно моторной координации.

Подобные занятия в первый год жизни направлены на формирование у ребенка внимательности, координации движений, а так же ловкости, что очень важно для правильного моторного развития

Какие игры можно использовать?

Лечение задержки моторного развития может включать в себя самые различные игры, в том числе, и придуманные самими родителями. Ниже приведен список примерных игры для улучшения двигательных навыков, которые могут помочь родителям в самом начале.

Многим родителям известна очень старая игра – сорока-белобока. Наверное, многие помнят ее еще с детства. Данная игра позволяет сочетать движения со звуками и прикосновениями, что положительно сказывается на развитии зрительно моторной координации

Благодаря подобному развлечению у малыша развивается и мелкая моторика, что очень важно для эффективного познания мира

В развитии моторного развития может помочь и использование обычной неваляшки. Последнюю ставят на определенном расстоянии от ребенка и начинают раскачивать. Малыш старается дотянуться до игрушки, тем самым развивая свои двигательные навыки, в том числе умение ползать.

Большое количество простых и доступных упражнений, разновидностей массажа и игр, позволяет легко улучшить моторное развитие у ребенка

Однако важно помнить, что при задержке в двигательном развитии необходимо обратиться к врачу (педиатру, неврологу), который поможет провести диагностические процедуры и назначить адекватную программу коррекции нарушений

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Простое воспаление

Что делать, когда в анализе крови высокие лимфоциты

Если лимфоциты повышены, что делать в этом случае? Ответ может быть только один: выявлять и устранять причину этого состояния. Когда лимфоциты повышены, лечение должно быть направлено не на снижение их уровня, а на саму болезнь.

Факторы риска

Проанализировав течение беременности и родов у женщины, можно предугадать возможные проблемы со здоровьем у будущего ребёнка, отобрать детей в группу риска по возникновению данного заболевания.

болезни будущей матери.

Заболевания, появившиеся во время вынашивания малыша или обострения хронических недугов (артериальная гипертензия, болезни сердца и почек, бронхиальная астма) без должного лечения могут привести к возникновению патологий у ребёнка

Особое внимание стоит уделить терапии сахарного диабета во время вынашивания малыша, повышенный уровень сахара негативно влияет на развитие плода

Дети, рождённые от матерей с сахарным диабетом, отличаются большей массой тела, что нередко приводит к затруднениям во время рождения. Кроме того у этих малышей чаще возникают пороки развития, затяжные желтухи, дыхательные расстройства, низкий уровень глюкозы после рождения. Всё это может служить причиной возникновения перинатальной энцефалопатии у новорождённого;

патологии беременности.

Гестозы, угрозы прерывания беременности или преждевременных родов, патология плаценты, негативно сказываются на развитии плода. Так же к перинатальной энцефалопатии может привести гемолитическая болезнь и инфекции, которые развились внутриутробно.

Большое значение играет возраст роженицы. Доказано, что у беременных младше 20 лет и старше 35 повышен риск развития патологий во время беременности и родов;

проблемы, возникшие во время родов.

Процесс появления на свет – важный фактор, влияющий на здоровье крохи в будущем. Слишком долгие или, наоборот, стремительные роды увеличивают шанс травматизации ребёнка и гипоксических осложнений. Малыш может испытывать резкое кислородное голодание, в случаях, когда имели место патология пуповины (узлы и тугое обвитие, недостаточная длина пуповины), плацента отслоилась преждевременно.

Специалисты утверждают, что переношенная беременность в большинстве случаев опаснее недоношенной. При запоздалых родах увеличивается риск гипоксии плода, появления в околоплодных водах примеси мекония, вдыхания грязных вод. Всё это может привести к асфиксии, появлению нарушений дыхания у новорождённого, инфекционным осложнениям;

токсическое воздействие на плод.

Много сказано о вреде алкогольной, никотиновой и наркотической зависимости на плод, но и в настоящее время нередкие случаи токсического воздействия этих веществ на развивающийся организм. Так же неблагоприятны для здоровья крохи профессиональные вредности, экологическая среда, в которой находится будущая мать.

Самостоятельный, без врачебной консультации, приём беременной женщиной медикаментов негативно сказывается на здоровье малыша. Некоторые из лекарственных средств оказывают влияние на рост и развитие плода, могут вызывать пороки развития.

Особенно опасно воздействие вредных веществ в первом триместре беременности, когда происходит формирование жизненно важных органов ребёнка.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий