Содержание
- 1 Общее развитие
- 2 Ваши перспективы
- 3 Дидактические принципы Яна Амоса Коменского
- 4 Что из этого следует?
- 5 Принцип доступности
- 6 Как правильно обучать ребенка чтению?
- 7 Развивающие игры для детей 6-7 лет
- 8 Разновидности методик, применяемых в дошкольном обучении
- 9 Своеобразие методов обучения дошкольной системы образования
- 10 Программа даст ответы на вопросы:
- 11 Ход игры:
- 12 Принцип активного участия в процессе обучения
- 13 Основные принципы современного воспитания
Общее развитие
Теперь мы рассмотрим методики, направленные на раннее обучение детей чтению, основам математики, письму: методики Сесиль Лупан, Глена Домана, Николая Зайцева, педагогику Марии Монтессори, Вальфдорскую систему.
Николай Зайцев разработал ряд пособий по обучению детей дошкольного возраста чтению, математике, письму, английскому языку. Уникальным является его метод раннему обучению чтению с помощью кубиков разных размеров, цветов и звучания.
Сесиль Лупан основывает свою методику на том, что ребенку надо с самого раннего детства объяснять все, что вокруг него происходит. То, что нельзя непосредственно показать малышу, можно представить на картинке. Сесиль утверждает, что если грудничок с самого рождения будет слышать, как ему читают книги, то в дальнейшем это поможет ему быстрее выучить буквы и научится читать.
Глен Доман, известный американский педиатр, считает, что мама должна обучать и развивать своего малыша в процессе выполнения повседневных занятий, параллельно объясняя ребенку, что и зачем она делает, а также рассказывая ему обо всех предметах, которые попадают в его поле зрения. Также Доман советует родителям развивать кругозор ребенка с помощью карточек с рисунками (растения, животные, явления природы). Мама или папа должны показывать малышу карточку и рассказывать о том, что на ней изображено, можно даже составить небольшой рассказ о том, что нарисовано на карточке. Доман утверждает, что обучать детей с раннего возраста естественным наукам, математике, чтению, истории необходимо с помощью подобных карточек.
Основой педагогики Марии Монтессори является саморазвитие личности. Но для того чтобы стимулировать желание ребенка к познанию, его надо поместить в среду насыщенную инструментами и материалами. В некоторых детских садах воспитатели следуют методологии Монтессори, там малыш может беспрепятственно брать различные предметы и делать с ними то, что он хочет, благодаря этому ребенок познает окружающий мир и саморазвивается. Воспитатели в таких садах не ограничивают детей в их стремлении к обучению новому, а наоборот объясняют крохам то, что им непонятно, но интересно. Психологи уже давно заметили, что малыши, посещающие садики, практикующие метод Монтессори, более общительны, с энтузиазмом учатся всему новому, умеют работать как в группе, так и самостоятельно. Мария Монтессори разработала свою систему обучения детей письму и чтению именно в таком порядке: сперва малыши запоминают начертание прописных букв, вырезанных из шершавой бумаги и наклеенных на карточки, а потом уже учатся составлять слова из такого алфавита.
Вальфдорская система обучения малышей направлена на раскрытие в них творческого потенциала, воспитание и духовное развитие. В детских садах, практикующих эту методику, все игрушки сделаны исключительно из натуральных материалов (например, дерева, шерсти), и в большинстве случаев руками воспитателей. Такие игрушки способствуют развитию в ребенке воображения и умения самостоятельно придумывать интересные игры с ними. Воспитатели обучают детей делать что-то новое на собственном примере. Так, воспитатель делает какую-то поделку своими руками и предлагает малышам помочь ему или вместе с ним попробовать сделать то же самое. Обычно дети с увлечением присоединяются к взрослому в его работе. По такому же принципу развивают у детей память: воспитатель читает стихи, сказки, истории, а потом малыши повторяют за ним услышанное.
Мы перечислили самые популярные методики обучения детей дошкольного возраста
Выбирая для своего ребенка методику раннего развития и обучения, родителям стоит обратить внимание не на разрекламированность метода, а на то насколько, по их мнению, он подходит их малышу.
Ваши перспективы
По окончании курса у вас появляется возможность выбора направления дальнейшей карьеры. Вы обладаете квалификацией организатора-методиста со знанием положений ФГОС, что подтверждается дипломом установленного образца. Это определяет высокий уровень вашей востребованности на рынке труда. Дополнительная подготовка позволяет занять должность преподавателя дошкольной педагогики. Совокупность полученных знаний способствует продуктивной работе в сфере дошкольного образования, что определяет вашу исключительную ценность как специалиста и возможность получения высокой заработной платы.
Дидактические принципы Яна Амоса Коменского
Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает, что ребенок в процессе обучения должен осознавать для чего он получает знания, быть мотивирован на процесс обучения. Ребенок не должен пассивно принимать информацию, которую ему передает учитель, путем «зубрежки» и механического заучивания (запоминания) учебного материала, он должен быть активным участником учебного процесса.
Я. А. Коменский считал, что главное в успешном обучении является понимание ребенком сущности и явлений предметов, их осознание. Для этого ребенок должен получать не только теоретические знания, но и их практическое подкрепление. Педагог должен не просто «вбивать» в голову знания, а раскрывать их значение, вовлекая ребенка в педагогический процесс.
Согласно Я.А. Коменскому, сознательное получение знаний неразрывно связано с активностью учащегося, с его творческим началом. Воспитание в ребенке активности и самостоятельности он считал одной из самых важных задач педагогики.
Принцип наглядности. Данный принцип предполагает использование различного рода наглядностей, которые оказывают влияние на чувственное восприятие ребенка и способствуют лучшему усвоению знаний.
Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом успешного обучения. Это связано с тем, что наглядности используются в педагогическом процессе еще с тех времен, когда не существовало школ. Новые знания детям передавали путем наблюдения за явлениями и предметами в естественной среде. Для лучшего понимания наглядности представляли совместно со словесным сопровождением.
На сегодняшний день в качестве наглядных средств используются различные плакаты, макеты, чертежи, иллюстрации и т.д. Помимо этого возможно использование естественных методов наглядности, то есть наблюдение за предметами и явлениями в их обычной среде обитания (экскурсии, походы и т.п.).
Замечание 3
Таким образом, Я. А. Коменский считал наглядность не просто принципом обучения, который помогает лучшему усвоению учебного материала, но и средством, значительно облегчающим процесс обучения, как педагогу, так и ребенку.
Принцип постепенности и систематичности знания. Данный принцип, выделенный Я. А. Коменским, предполагает, что процесс обучения должен осуществляться постепенно от «простого» к «сложному». То есть каждый предыдущий этап, должен быть предпосылкой (фундаментом) для следующего. Весь процесс представляет собой упорядоченную систему, запланированную педагогом заранее (на учебный год, полугодие, четверть), с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Последовательность и систематичность предполагают подачу учебного материала таким образом, чтобы прослеживалась логика обучения, наблюдалась связь между новым учебным материалом и изученным ранее.
Я. А. Коменский вкладывал следующее содержание в данный принцип:
- должен быть установлен точный порядок обучения во времени;
- новый учебный материал предоставляется ученикам согласно их уровню знаний;
- все изучается последовательно, начиная с начала и до самого завершения;
- полученные знания должны иметь причинную связь.
Правила реализации принципа последовательности и систематичности, согласно Я.А. Коменскому:
- планирование уроков на определенный период (год, месяц, неделя и т.д.), с установкой учебных задач;
- -решение учебных задач постепенно с учетом возможностей детей;
- преподавание предмета осуществляется на протяжении того времени, которое необходимо для его полного освоения детьми;
- новый материал должен опираться на ранее пройденный, и быть связан с ним;
- обучение происходит от «общего» к «частному».
- Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.
Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.
Я. А. Коменский и упражнение, и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.
Что из этого следует?
Достаточно сложно соблюдать все вышеперечисленные принципы. У всякого родителя имеются собственные основные методы, которые, на его взгляд, позволят вырастить полноценного во всех планах человека. В конце концов, их достаточно много – целых тринадцать правил. В любом случае, постарайтесь запомнить их все. Гораздо лучше следовать всем приведенным здесь правилам педагогики, которые проверены временем и людьми, чем использовать собственные методы. Если для вас проблематично соблюдать все правила, попытайтесь соблюсти хотя бы некоторые из них.
Главный принцип воспитания – любовь и уважение родителей
Ведь вы же хотите, как и любой родитель, чтобы ваши дети выросли порядочными, трудолюбивыми и уважающими семейные ценности гражданами?
Мне нравитсяНе нравится
Принцип доступности
Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию.
Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала.
Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.
Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.
Задания должны быть доступными для ребенка
Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе.
Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление.
Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.
Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет
Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.
Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение
Как правильно обучать ребенка чтению?
Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.
Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.
Надо развивать правильное произношение звуков
Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.
Этапы обучения
Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.
- Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).
- Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:
- Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» – эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
- Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
- Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
- Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
- Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.
Развивающие игры для детей 6-7 лет
Развивающие игры для детей 6-7 лет нравятся ребятам.
Игра 22. Цепочка из словЦель игры — составить самое длинное предложение. Побеждает тот, кто скажет последнее слово, подходящее по смыслу. Например: «солнце», «жаркое солнце», «большое жаркое солнце», «большое жаркое летнее солнце», «светит большое жаркое летнее солнце», «на небе светит большое жаркое летнее солнце» и т. д. Можно описывать предметы по тому же принципу. Например: дерево — высокое, большое, зеленое, красивое и т. д.
• Игра расширяет словарный запас.
***Игра 23. Спаси куклуОбыграйте ситуацию: ребенок катит машинки по дороге, у вас в руках кукла, которая выбегает на проезжую часть неожиданно для водителя. Что угрожает кукле? Водителям? Как исправить положение? Проводите куклу до обозначенного перехода. Попросите ребенка объяснить ей правила дорожного движения.
***
Игра 24. Космическое путешествиеВырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Мягко направляйте действия ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т.п.
Пусть ребенок проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
***Игра 25. Закончи предложениеНужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.
Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).
Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).
У дерева всегда есть. (тень, ствол).
Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).
Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).
***Игра 26
Логические задачиЦель: развивать внимание, логическое мышление
Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.
1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух — не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок — красный.)
3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)
5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)
***Игра 27
Наседка и цыплятаЦели: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.
Описание: па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети — «цыплята», один ребенок — «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:
Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка…
Вот и вся считалка.
Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:
Цыплята есть хотят.
Мы накормить должны цыплят.
«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз — созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) — его цыплята накормлены.
***Игра 28. Клочки по закоулочкамСправиться с немотивированной агрессией и другими последствиями нервного перенапряжения ребенку поможет обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте крохе лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в уборочную машину и собрать результаты его деятельности в пакет или в ведерко. Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.
***
Смотрите все развивающие игры для детей 6-7 лет.
Разновидности методик, применяемых в дошкольном обучении
Определение 1
Методики дошкольного образования – это совокупности методов, приемов и средств, применяемые для развития ребенка в конкретной области.
Организация учебно-воспитательного процесса на дошкольном этапе развития ребенка происходит посредством применения различных методик.
Каждая методика обучения ориентирована на развитие какой-то одной сферы личности. Она является реальным инструментом, посредством которого достигается достижение целей и задач образования, происходит реализация образовательной программы.
Современное дошкольное образование базируется на принципе вариативности т.е. оно может быть организовано на основе применения разнообразных методик, но с соблюдением основных требования и норм, а также ориентацией на достижение приоритетных целей и задач образования.
Методики дошкольного образования меняются в зависимости от конкретного этапа общественного развития и потребностей общества. Ведь система образования, в первую очередь, ориентирована на удовлетворение социальных потребностей. Поэтому, методики постоянно обновляются, дополняются новыми разделами и положениями.
Методики, применяемые в дошкольном образовании можно подразделить на две большие группы:
- Стандартные программы обучения, базирующиеся на комплексном подходе. Такие программы ориентированы на развитие у детей теоретических знаний и практических навыков, которые будут постепенно развиваться и совершенствоваться, помогая ребенку полноценно существовать и взаимодействовать с социумом.
- Специализированные методики. Они ориентированы на конкретные, узкие направления деятельности т.е. помогают развить у ребенка определенные навыки, способности, умения в какой-то сфере деятельности.
В современном обществе существует ряд методик, активно применяемых в дошкольном образовании:
Вальдорфская педагогика. Она ориентирована на духовное и нравственное развитие личности. Интеллектуальному развитию, обучению навыкам чтения и письма данная методика не предполагает уделения особого внимания. Она ориентируется на духовное обогащение и развитие свободной личности;
Методика Монтессори. Она ориентируется на формирование познавательной стороны личности. Такое развитие ориентируется на развитие самостоятельности личности, активизации ее инициативности, развитии творческого потенциала, формировании познавательной заинтересованности, желания развиваться и совершенствоваться в интеллектуальной области;
Методика Сесиль Лупан. Ее методика ориентируется на развитие личности, исходя из ее потребностей
Родители и педагоги обращают внимание на то, к чему ребенок испытывает стремление, что ему интересно и активизирует свое воспитательное воздействие именно на эту область;
Игровая методика Никитиных. Она ориентирована на развитие, при помощи игры, интеллектуальных качеств и физических навыков ребенка, исключая необходимость раскрытия творческого потенциала;
Методика развития энциклопедических знаний по карточкам
Такая методика предполагает применение карточек с заданиями, изображениями, информацией, отражающей научные данные. Она позволяет привить детям знания о различных процессах, явлениях и объектах окружающего мира энциклопедического характера;
Традиционная методика воспитания. Эта методика, принятая на государственном уровне, в соответствии с требованиями ФГОС.
Замечание 1
Естественно, что это наиболее популярные методики, применяемые в дошкольном обучении. Имеются и альтернативные методики, используемые отдельными образовательными заведениями или семьями в воспитании своих чад.
Также, в дошкольном образовании нашли применение методики, опирающиеся на приемы воспитательного воздействия: методика поощрения, методика убеждения и методика наказания.
Своеобразие методов обучения дошкольной системы образования
Определение 2
Метод обучения – это прием организации образовательного процесса и системы взаимодействия между учащимися и педагогами, ориентированный на достижения основных целей и задач образования.
Метод образования определяет его целевое назначение, которое предполагает конкретный прием, посредством которого учебный материал будет усваиваться, и указывает на характер построения взаимодействия между участниками учебного процесса.
Любая методика образования включает в себя разнообразные приемы деятельности. они определяют конкретные действия, выполнение которых приводит к достижению целей и задач образования.
Методов обучения имеется огромное множество. Они могут дифференцироваться по различным основаниям.
В ДОУ чаще всего применяются классические методы обучения, которые делятся на группы в зависимости от информационного источника данных и характера их восприятия:
- Наглядные методы. Они представляют собой непосредственное визуальное наблюдение за объектом, процессом или явлением. Наблюдение помогает детям лучше усваивать теоретическую информацию.
- Словесные методы. Такие методы включают рассказы педагога, беседы, повествования т.е. они связаны с использованием речи и ориентированы на ее слуховое восприятие.
- Практические методы. Они ориентированы на выполнении детьми реальных действий, обучение их разнообразным навыкам.
Данная классификация включает самые простые методы, которые не характеризуют специфику перехода на более сложную познавательную деятельность, развитие детской самостоятельности, проявление активности и инициативности.
Существует иная классификация методов, отражающих характер учебно-воспитательной деятельности, а в которой методы четко определяют целевое назначение воспитания и обучения детей и предполагают определенные способы усвоения учебной информации. Такими методами являются:
- Информационно-рецептивный метод. Такие методы используются при развитии представлений детей о качествах, свойствах, структурном строении объекта изучения. С помощью этих методов информация доставляется до ребенка достаточно простым и мало затратным путем. Сюда входит рассказ педагога, чтение литературы, просмотр презентаций, диафильмов, кино фильмов.
- Репродуктивные методы. Такие методы ориентированы на осознание ребенком информации, ее восприятие и запоминание, посредством повторения одних и тех же сведений несколько раз. Так у детей, фиксируются в сознании представления о том или ином объекте, процессе или явлении. Педагог подготавливает специальные упражнения, базирующиеся на собственном примере. Могут быть составлены специальные рассказы или же, рассказы дополняются вопросами, чтобы материал был повторен неоднократно.
- Проблемный метод. Учебная информация представляется в виде проблемы, которую необходимо решить. Педагог освещает способ решения данной проблемы, применяя наблюдение, дидактические игры. Так, у детей формируются навыки прогнозирования своей деятельности и улучшается запоминание информации.
- Эвристические методы. Такие методы являются, по своей сути, поисковыми. Ставится проблема, которая делится на несколько частей, каждая из которых является целостной проблемой или задачей, требующей решения. Дети должны отыскать способы решения проблемы, а педагог подготавливает для этого задания или упражнения, позволяющие выполнить отдельные этапы ее решения. Сюда входит: дидактическая игра, моделирование, эвристическая беседа, конструктивные задания. Это, во многом, способствует развитию самостоятельности ребенка.
- Исследовательские методы. Такие методы развивают творческий потенциал ребенка, позволяя ему освоить приемы решения конкретных задач и проблем. Так, дети отлично учатся воспринимать проблему, составлять план ее решения, анализировать результаты, проделанной работы. Педагогу необходимо творчески подходить к составлению заданий для детей, применять необычные упражнения, экспериментальную работу.
В учебном процессе детей дошкольного возраста применяются своеобразные методики. Как правило, любые методы обрамляются в игровую форму, поскольку обучение дошкольников лучше и гармоничнее протекает именно в форме игры. Это обусловлено возрастной спецификой развития дошкольников, сложностями восприятия ими информации и непониманием собственных потребностей в том или ином направлении познания.
Программа даст ответы на вопросы:
- Каковы новейшие законодательные требования в дошкольной образовательной системе?
- Какие проблемы могут возникнуть в детском коллективе и как их успешно преодолеть?
- Чем руководствоваться при организации праздничных мероприятий в ДОУ?
- Как сформировать у дошкольников стремление вести здоровый образ жизни?
- Какие гигиенические мероприятия обязательны в ДОУ?
- Какие методики используются при планировании занятий с детьми?
- Каковы практические аспекты деятельности организатора-методиста?
- Как эффективно мотивировать воспитателей в детском саду?
- Какую консультационно-педагогическую работу необходимо вести с родителями воспитанников?
Ход игры:
Взрослый с ребенком раскладывают на столе 9 шариков разного цвета. Договариваются, что каждый шарик это планета,например: голубой шарик – Земля, красный шарик – Марс и т. д.Взрослы говорит: «Я возьму в руки Землю…». Ребенок должен успеть раньше взрослого взять шарик обозначающий Землю в руки. За правильное выполнение задания взрослый хвалит ребенка.
3.Пойте вместе с ребенком: «Песня про планеты
4.Нарисуйте с ребенком: «Космос»:
Последующая работа:
Уважаемые родители!
Ознакомившись с уроком «Солнечная система детям.обсудите с ребенком дополнительные вопросы:
1. Сколько дней в году? (365 дней);
2. Какая планета похожа на солнце? (Венера);
3. Как называется защитное поле Земли? (Магнитное поле);
4. На какой планете есть жизнь? (на Земле);
5. Какого цвета Земля? (голубого);
6. Почему люди и животные не падают с Земли? (потому что действует сила притяжения);
7. Как объясняют ученые исчезновение динозавров? (из-за столкновения с кометой);
8. Перечислите состав кометы (камни, лед, газ);
9. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс);
10. Как называется красная планета? (Марс);
11. Какая планета издаёт странные звуки? (Юпитер);
12. Как называется планета, на которой дуют самые сильные ветра в солнечной системы? (Нептун);
13. Что такое хабл? (телескоп для изучения планет);
14. Сколько звёзд можно увидеть днём? (одну-звезду);
15. Что такое Млечный путь? (Галактика, к которой относится планета Земля);
16. Куда указывает Полярная звезда? (на север);
17. Раньше не было компаса. Что помогало путешественникам не сбиться в пути? (звезды);
18. Можно ли увидеть Черную дыру? (вооруженным глазом нет);
19. Сколько созвездий составляют Зодиакальное созвездие? (12 созвездий, через которые проходит Солнце в течение года).
Преимущества дистанционных ИКТ перед традиционными средствами обучения:
• ИКТ, привлекают внимание детей, что способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Высокая заинтересованность способствует лучшему восприятию и усвоению материала
• Видеофрагменты позволяют показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывают затруднения (например- рост цветка).
• Использование информационных технологий побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая в сети-интернет самостоятельно или вместе с родителями;
Дистанционные технологии активно применяются и в родительском образовании.
Дополнительный материал по теме «Космос»:
1. https://m.youtube.com/watch?v=allVFq3P-48#
2. Московский планетарий. История Звёздного дома
http://www.planetarium-moscow.ru/about/news/moskovskiy-planetariy-v-rezhime-onlayn/
3.Развивающий материал и задания на тему: «Космос»
https://m.vk.com/topic-87173778_35402885
4.Детские песни про планеты и космос скачать мп3: 4 тыс. видео найдено в
5.
6. Мультфильм «Увлекательное путешествие в Космос»
7. Познавательное видео «Солнечная система»
8. Физкультминутка космос для дошкольников.
Список литературы:
1. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение. — М.: МЭСИ, 1997. — 254 с. ;
2. Селевко, Г. К.Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. ;
3. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ .
Принцип активного участия в процессе обучения
Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.
Ребенок должен принимать участие в обучении
Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление.
Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной.
В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.
Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.
Основные принципы современного воспитания
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Принцип общественной направленности воспитания. Данный принцип направлен на подготовку ребенка к активной и плодотворной общественной жизни. Реализация данного принципа достигается путем согласования целей государства, гражданского общества и личности.
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. Согласно данному принципу процесс воспитания будет более эффективен в том случае, если он опирается на личный жизненный опыт ребенка и организуется в его реальной жизнедеятельности. Реализация этого принципа достигается путем:
привлечения воспитанников к совместной посильной деятельности на благо группы (уход за цветами, уборка игрушек и т.д.);
знакомство детей с современными технологиями и производством, с целью расширения их кругозора в области трудовой деятельности;
ознакомление с профессиями, проведение работы, направленной на выбор ребенком своей будущей специальности;
использование на занятиях и во время режимных моментов местный и краеведческий материал.
Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Согласно данному принципу воспитатель должен находить в каждом воспитаннике положительные стороны и стараться их развивать посредством разнообразных видов деятельности.
Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип ориентирован на уважительное отношение к правам и свободам ребенка, его личности, предоставление равных прав участия в педагогическом процессе.
Принцип персонификации — направлен на учет личностных характеристик, потребностей и возможностей каждого воспитанника. Реализация данного принципа возможна посредством:
постоянного изучения педагогом своих воспитанников (вкусов, привычек, потребностей и т.д.);
привлечение каждого воспитанника к выполнению посильной работы и оказанию помощи воспитателю;
своевременное выявление и устранение причин, которые могут быть помехой в достижении воспитательной цели;
опора на личную активность воспитанников;
сочетание воспитания и самовоспитания ребенка, обучение его приемам самовоспитания;
развитие у детей таких качеств как: самостоятельность, инициативность, самодеятельность и т.д.
Замечание 2
Таким образом, в рамках данного принципа, основная задача педагога – это понять личностные характеристики ребенка и их внешнее проявление.
Принцип дифференциации воспитания. Данный принцип предполагает учет гендерных, возрастных, психологических, физиологических и т.д. особенностей каждого воспитанника. Организация воспитательного процесса с упором не на среднего воспитанника, а по возможности с организацией индивидуального подхода к каждому ребенку.
Принцип природосообразности воспитания. Природосообразность — подразумевает отношение к каждому ребенку как части природы и соответственно весь воспитательный процесс должен быть организован в соответствии с учетом природного развития ребенка.
Принцип культуросообразности воспитания. Культуросообразность – учет культурных условий и особенностей культуры, в которых воспитывается ребенок
В процессе воспитания воспитатели должны уделять должное внимание такому элементу, как культура. Под культурой в данном случае понимается народные традиции, история, обычаи, правила и т.д
общества, в котором растет и развивается ребенок. Воспитатель должен учитывать особенности культуры и ее воспитательное воздействие на ребенка.
Принцип единства воспитательных воздействий. Данный принцип ориентирован на то, что взрослые, осуществляющие воспитание ребенка должны взаимодействовать друг с другом, с целью единства применяемых методов и средств воспитания ребенка. В том случае, если воспитатели ДОО и родители используют разные методы и средства воспитания, то невозможно будет достичь поставленной цели воспитания, а у ребенка может быть искажение представлений и понимания о воспитанности.