Когда пора учить ребенка читать и как лучше это делать: обзор методик

Как понять, что уже можно читать ребенку?

Читать ребенку книжки можно с раннего возраста. Психологи утверждаются, что в будущем таким детям будет намного проще общаться со своими сверстниками, они легко будут заводить новые знакомства и быстрее заговорят по сравнению с другими детьми.

Начинать читать книжки можно с того момента, как малыш научился фокусировать свое внимание на определенных предметах. В результате родители уже могут постепенно начинать демонстрировать малышу яркие и несложные картинки

Это, так называемый, подготовительный процесс перед началом чтения сказок и других книг

Прежде всего, важно установить эмоциональный контакт между мамой и малышом. Демонстрируя картинки, обязательно проговаривайте, что на них изображено

Таким образом, ребенок будет постоянно слышать голос мамы, и стараться повторить услышанное.

Читать книги нужно с раннего возраста, усаживая малыша на колени. Это психологический контакт, в процессе которого ребенок учится доверять родителям, слышит их голос, старается контактировать с мамой и папой.

В этом случае работает правило: чем чаще читать ребенку книжки, тем быстрее он сможет заговорить. Ведь постоянное чтение – один из важных элементов развития детской речи. Следующий этап регулярного чтения – пополнение пассивного словарного запаса малыша, расширение его кругозора. Малыш старается визуализировать то, что он услышал, начинает работать его воображение, фантазия, отмечают активное развитие памяти. Рекомендуется читать сказки не только перед сном, но и на протяжении дня – по несколько раз за день.

Причем не стоит заставлять ребенка вас слушать. Нужно выбрать время, когда малыш ничем не занят и отдыхает после игры. Процесс чтения не должен вызывать у детей негативные эмоции.

Причины задержки в развитии речевого аппарата

Вскоре наступает долгожданный момент, когда ребенок начинает понимать речь. Родители обязаны всячески принимать участие в развитии речевого аппарата младенца, придерживаясь простого правила: постоянно разговаривать с малюткой с первых месяцев, при этом непременно следует правильно выговаривать слова. Сюсюканье скорее замедлит развитие речевого аппарата и вполне способно в дальнейшем вызвать проблемы с речью. При этом все дети учатся говорить с разной скоростью. Чаще всего девочки начинают говорить раньше мальчиков.

Часто неопытные родители пытаются определить, в каком возрасте ребенок начинает понимать слова и пытаться их произнести. Если ребенок не начинает говорить с 2,5 лет, значит, есть необходимость обратиться к специалисту. Тем не менее не стоит вдаваться в крайности. Не нужно требовать от малыша слишком многого, необходимо учитывать его развитие и возраст. При этом недопустимо игнорировать имеющуюся проблему, ведь отставание в развитии легче исправить на первоначальном этапе. Задержки речи встречаются достаточно часто и могут быть обусловлены следующими причинами:

  1. Наследственность. Вероятно, мама или папа начали говорить в позднем возрасте, а ребенок унаследовал эту особенность.
  2. Проблемы со слухом или речевым аппаратом. Скорее всего, эти органы недостаточно развиты. Точнее установить это могут только врачи.
  3. Неврологические нарушения, вызванные гипоксией при родах или болезнями.
  4. С ребенком мало разговаривают или вообще не ведут диалог.
  5. Активный ребенок. Он торопится изучить мир, его физическое развитие выше речевого.
  6. Напряженные отношения между родителями. Дети тонко воспринимают атмосферу в семье, что влияет на их развитие.

Чем раньше врач поймет точную причину задержек в речевом развитии, тем быстрее он поможет от них избавиться. Лечение поможет ребенку быстро наверстать упущенное и правильно говорить. К тому моменту, когда он пойдет в школу, малыш не будет отличаться от других детей.

Когда нужно идти к логопеду?

Если раньше все в один голос говорили, что к логопеду не стоит вести ребенка, пока ему не исполнится пять лет, то сегодня возрастные рамки сдвинулись. «Раньше что делал ребенок с трех до пяти лет? Правильно, бегал на улице, катался на велосипеде, лепил в песочнице куличики и висел на турнике. Сегодня же что делают дети в этом возрасте? Сидят в гаджетах. А это означает, что естественное развитие, которое постепенно проходило до школы, теперь не происходит. Поэтому сегодня, как только проблема замечена, следует сразу же ее решать, а не ждать, что ребенок перерастет.  Ведь без вмешательства специалиста самостоятельное развитие детей без бега, прыжков, лазаний и тактильных ощущений невозможно. Перед тем как начать заниматься с ребенком, я всегда спрашиваю его родителей: «Умеет ли он кататься на велосипеде? Есть ли у него беговел и играют ли они с ним в футбол? Если нет, прошу начать наши занятия с покупки мяча и велосипеда», — рассказывает Серова.

Поход к логопеду, по мнению специалиста, сегодня должен быть не вынужденным, а профилактическим. Первый раз к логопеду следует сходить в три-четыре года, даже если видимых причин для этого нет. На приеме специалист проверит темпо-ритмическую организацию речи ребенка, которая пригодится ему в будущем в школе для правильного чтения и письма, и, в случае чего, даст рекомендации родителям, как эту проблему исправить в домашних условиях.

Игры

Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.

Игры на изучение букв

  • Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
    Используйте раскраски, готовьте трафареты сами.
  • Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
  • Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
  • Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

На развитие навыка чтения

Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить

Развивается внимание, зрительная память.
Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах

Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

Как перестать делать все за ребенка

Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.

В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.

Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.

Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?

Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.

У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.

Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.

Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: «Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня». Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)

Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Советы для родителей

Соблюдение этих простых рекомендаций поможет решить у вас проблему, когда ребенок не хочет и не любит читать.

  1. Читайте перед сном дневным и вечерним. Пересказывайте, расспрашивайте ребенка о прочитанном, обсуждайте, посмейтесь или погрустите вместе.
  2. Если ребенок не хочет читать, предлагайте альтернативу, позвольте ему самому выбрать книгу для чтения, не навязывайте свою. Эта уже надоела, давайт вот эту.
  3. Не заставляйте ребенка насильно читать, это касается любого возраста. Его не нужно принуждать, лучше подождать 10 минут и ненавязчиво предложить снова или забыть до вечера например, все зависит от настроения.
  4. Выбирая книги просмотрите какие иллюстрации предложены. Не должно быть отрицательных сцен или того, что может не понравиться вашему ребенку.

До года

  1. Не оставляйте ребенка с книгой, так она будет расценена, как очередная игрушка наравне с куклой или погремушкой. Учите ребенка сразу относиться к книгам с уважением и бережно к ним относиться.
  2. Не храните книжки вместе с игрушками, ставьте на отведенную для них полку. Так ребенок будет понимать, что книги — это особый предмет по сравнению с игрушками.
  3. Не забывайте обновлять ассортимент детской полки. Это не значит, что вы постоянно должны покупать детские книги. Покупать -то должны, только не выкладывайте их все сразу в доступность ребенку. Оставьте на полке несколько: до пяти достаточно.  И по мере надоедания не забывайте их заменять, не только новыми, но и старыми. Они тоже через какой-то промежуток времени могут восприниматься как новые. Ребенок может посмотреть на них свежим взглядом.

Для детей от двух лет:

  1. Пусть у ребенка будет своя собственная книжная полка, ее можно сделать собственноручно или приобрести в магазине, либо выделить  например, полку в открытом стеллаже. Приучайте ребенка сразу убирать после прочтения книги на место.
  2. Желательно, чтобы полка была доступна малышу, чтобы он в любое время взял понравившееся чтиво.
  3. Если ребенок сам взял книгу и просит вас почитать, никогда ему не отказывайте, наоборот похвалите.

Надеюсь несильно вас утомила, спасибо, что прочитали до конца.

Не забывайте читать сами, будьте для ребенка примером.

Хорошего вам настроения и до новых встреч!

Энтерокинд — показания к применению

Применяется для лечения «детской» колики и метеоризма у детей грудного и младшего возраста.

От 3 до 7 лет

К 3 годам ребёнок становится более общительным, у него появляется всё больше «почему», речь становится свободной, а словарный запас — достаточным для начала осознанного обучения. К этому же времени налаживается связь между левым и правым полушарием мозга, что положительно сказывается на координации, восприятии новой информации и способностях к занятиям. 3 года — это отличный возраст для начала обучения малыша чтению.

Чтение в 3 года полезно и эффективно, так как при этом ваш ребёнок:

развивает мышление, увеличивает словарный запас при чтении новых для себя слов;
запоминает начертание слов, что помогает в будущем правильно писать;
узнаёт эталоны построения предложений, что важно для правильного построения речи;
имеет намного больше возможностей для познания мира, развития интеллекта и самообразования. Обучение чтению в период от 3 до 7 лет обязательно должно проходить в игровой форме и приносить малышу радость

В этом возрасте нельзя навязывать никакие занятия! Внимательно наблюдайте за реакцией крохи на предложенную игру с буквами — если интереса нет, то стоит либо поменять игру, либо отложить. А если всё идёт хорошо, и малышу нравится предложенная игра, то лучше всего будет остановиться ещё до того, как ребёнок начнёт от неё уставать. Тогда в следующий раз занятие продолжится с восторгом. На этом этапе популярностью пользуются кубики с буквами, магнитная азбука и всевозможные электронные игры. Что же выбрать?

Обучение чтению в период от 3 до 7 лет обязательно должно проходить в игровой форме и приносить малышу радость. В этом возрасте нельзя навязывать никакие занятия! Внимательно наблюдайте за реакцией крохи на предложенную игру с буквами — если интереса нет, то стоит либо поменять игру, либо отложить. А если всё идёт хорошо, и малышу нравится предложенная игра, то лучше всего будет остановиться ещё до того, как ребёнок начнёт от неё уставать. Тогда в следующий раз занятие продолжится с восторгом. На этом этапе популярностью пользуются кубики с буквами, магнитная азбука и всевозможные электронные игры. Что же выбрать?

Сейчас всё больше и больше психологов и современных специалистов по раннему развитию отмечают, что традиционный подход к обучению чтению по буквам является неэффективным. Например, во многих азбуках на каждую букву дана картинка: «А» — «аист», «Б» — «бегемот» и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку. Но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц»?

Достаточно распространённой является ситуация, когда ребёнок запоминает отдельные буквы, но не может складывать из них слова. Происходит это из-за того, что маленькому человеку действительно трудно понять, как же из самостоятельных «Мэ-А-Мэ-А» получается целая «МАМА». А там, где непонимание — там и снижение интереса, и переключение внимания, а то и вовсе слёзы.

В таких случаях рекомендуется попробовать чтение по складам. Будучи более крупной единицей речи, нежели буква, склад наглядно показывает ребёнку логику построения слова. Ещё одним плюсом является то, что скорость чтения по складам гораздо выше, чем у чтения по буквам. По такому принципу работают, например, кубики Чаплыгина. За счёт особой конструкции этих кубиков по ним очень легко и увлекательно научить ребёнка читать буквально за три дня! Только появившись, эти оригинальные кубики приобретают всё большую популярность за счёт простоты и эффективности авторского подхода. Просто поворачивая кубик, малыш сам получает новый склад и сам читает новое слово — в этом основное отличие кубиков Чаплыгина от кубиков Зайцева или любых других кубиков с буквами.

Однако не стоит забывать, что не только выбор методики и возраст ребёнка играют важную роль в обучении. Мамин энтузиазм и отличное настроение юного исследователя — вот что определяет успешность любого начинания. Чаще хвалите вашего малыша, радуйтесь за каждый его успех, и тогда обучение чтению будет приносить радость и вам, и ребёнку. А главное — ваш малыш полюбит читать. И будет делать это хорошо.

Мария Короткова

Статья предоставлена сайтом «Развивающие технологии»

Когда начинать учить ребенка читать: советы психолога

Эта тема волнует практически всех родителей: и тех, чьи дети еще не научились ходить, и тех, кто уже водит ребенка в школу.

Несмотря на то, что некоторые мамы и папы начинают чуть ли не с 8-ми месяцев учить с ребенком буквы, а интернет предлагает множество самых различных методик обучения чтению, проблема чтения остается.

«Полгода проучились в первом классе, — жалуется мама первоклассника, — год готовились к школе, а сын не читает».

Когда мы спрашиваем у родителей, что нужно сделать, чтобы научить читать, нам неизменно отвечают–выучить буквы. Тогда мы задаем другой вопрос: зачем человеку уметь читать?

Разумеется, чтоб что-то новое узнавать, т.е. понимать прочитанное. Чтобы понимать прочитанный текст, одного складывания изученных букв недостаточно. Да и складывать зачастую научили неправильно.

«Б-ер-ёз-а», — читает ребенок.

Спрашиваю: «Что прочитал?»

 В ответ: «Не знаю».

При чтении любого слова у ребенка должен возникать образ, т.е. представление того, что он за буквами увидел. Если ребенок не понимает, что читает, процесс чтения становится для него утомительным, а потом — мучительным. А должен быть радостным, ведь это открытие нового!

Вывод первый:  чтобы осмысленно читать, надо развивать представления детей об окружающем нас мире. Надо называть всё, что попадает ребенку на глаза дома и на улице, рассматривать, наблюдать. Обязательно надо ходить в зоопарк — это лучше, чем запоминать животных по картинкам. Надо побывать на речке, в поле, в лесу, желательно увидеть озеро, море, горы. Тогда любое прочитанное слово будет понятно ребенку, будет всплывать в его сознании как картинка.

Итак, вы решили учить с ребёнком буквы. Когда это надо начинать? Можно, конечно, и в год, и в два.

Важно понять, зачем в этом возрасте вашему ребёнку буквы?!

Малыши познают окружающий их мир особым образом – отражённо, т.е. они отражают (повторяют) всё, что видят и слышат от взрослых. Поэтому нас так умиляет, когда они копируют наше взрослое поведение, и пугает, когда они приносят с улицы нехорошие слова. А дети не понимают, просто повторяют за всеми. Поэтому буквы тоже будут повторять на отражённой речи. И могут заучить их.

Могут выучить и карточки со словами и угадывать их. А вы будете демонстрировать своего «читающего» ребёнка, как вундеркинда. С таким же успехом вы можете выучить с ним и таблицу Менделеева.

Никакого отношения к пониманию букв, как обозначению звуков речи, необходимых для чтения и письма, это не имеет. Дети ещё и не говорят внятно, ещё мало что знают, зачем им непонятные значки?

Им надо реальный мир изучать: трогать, смотреть, слушать, нюхать,  делать, играть и говорить!

Вывод второй:изречение «чем раньше, тем лучше» к изучению букв не подходит. «Всему своё время» — так будет вернее.

Мамочки, нужно просто наблюдать за своим ребёнком, когда вы его учите, смотреть ему в глазки и видеть, что он понимает, как реагирует, что делает. А главное, спрашивать себя: «Ему это сейчас для чего нужно?»

Учить буквы за 5-6 лет до поступления в школу нет необходимости! Столько времени и сил потратите, чтобы постоянно их повторять! А повторять придётся, т. к. неосмысленные знания быстро вылетают из детских головок. Как, впрочем, и  из взрослых. Попробуйте-ка сами выучить несколько химических формул, а через 3 недели их воспроизвести! Вы их забудете гораздо раньше.

Когда ребёнок готов к восприятию, навык  чтения и, параллельно, письма появляется за 2-3 месяца без особых усилий. Оптимально начинать читать в 5 – 6 лет.

Как определить готовность ребенка к восприятию чтения?

Во-первых, у него появляется мотивация на чтение.

Это собственное его желание, его интерес, а не ваше хотение или принуждение учить буквы. Дети начинают интересоваться, что где написано  (например, на вывеске), что делает папа (если он читает), как называются буквы… и т.п.

Во-вторых, ребёнок хорошо говорит и может рассказывать о том, что с ним произошло или что он видел.

Звуковой метод шаг за шагом:

  1. Знакомство со звуками и буквами: ребенок учится выделять различные звуки в словах, узнает, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у каждого звука есть свое обозначение — буква.

  2. Слияние звуков в слоги: ребенок складывает «м» и «а» в МА и т. д. Сначала идут слоги из двух звуков, затем из трех-четырех, в них появляется мягкий и твердый знак, подряд идут несколько согласных или гласных.

  3. Составление слов из слогов: ребенок складывает сначала короткие слова, а затем все более сложные, постепенно переходит к чтению предложений и текстов.

Преимущества метода: обилие пособий, родителям не нужно специальной подготовки, чтобы проводить занятия. Начинать целенаправленное обучение по этому методу лучше не раньше 4−5 лет, ведь ребенок должен понимать разницу между глухим и звонким, мягким и твердым звуками и т. д. Минусы звукового метода: научившись читать по слогам, ребенок довольно долго будет читать медленно, с ошибками. Воспринимая слово по частям, дети часто не понимают смысл прочитанного (поэтому обязательно нужно просить ребенка сказать слово целиком). Чем младше ребенок, тем больше времени уйдет на то, чтобы начать читать чисто.

Комментирует учитель-логопед Татьяна Куприянова: «Для обучения детей в раннем возраcте лучше выбрать логопедический букварь (авторов Жуковой, Новоторцевой). В них буквы изучаются в последовательности, которая зависит от простоты произнесения соответствующих звуков: сначала ребенок знакомится с обозначением тех звуков, которые он точно может произнести (простыми гласными: а, о, у и т. д.), а потом с более сложными. В школьных букварях порядок изучения букв зависит от частоты их употребления в русском языке, и для дошкольника он может представлять сложность».

Звуковой метод

До середины XIX века русских учили читать трудоемким буквослагательным методом. Сначала дети заучивали все буквы: аз, буки, веди, и т. д., потом зубрили слоги (буки и аз — «ба») и лишь затем приступали к чтению. Это могло занять много времени, иногда до двух лет.

В противовес буквослагательному методу педагог К.Д. Ушинский предложил внедрять в школах звуковой метод обучения грамоте. Не нужно заучивать названия букв, обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Учитель произносил звук, затем показывал, как пишется соответствующая буква. Сначала учили простой гласный (например, «у»), а затем прибавляли согласный (например, «с»). Ребенка учили тянуть гласный звук и прибавлять к нему согласный. Затем читали слог, где согласный был первым, а гласный вторым. К одному слогу прибавляли другой, получали слово. В целом по этому принципу обучение ведется в первых классах и по сей день. Он используется в букварях, постоянно дорабатывается, совершенствуется. Звуковой метод хорошо согласуется со структурой русского языка — большинство слов читаются так, как пишутся, правил чтения в русском языке немного (в отличие от английского или французского).

Летние поделки для детей: вееры в виде животных

В каком возрасте Ваш ребенок начал читать?

Если он запомнил, что «б» — это «барабан» (так было на картинке!), то на вопрос, что он слышит в начале слова «бык», он ответит: «Барабан»! Лучше не пользоваться такими приёмами и расширять ассоциативный ряд. Мы слышим звуки и обозначаем их на письме буквами. Поэтому мы спрашиваем «какой звук ты слышишь в начале этого слова?», а не «какую букву?».

Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Начертите огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройдите по ним вместе с ребёнком. Сделайте буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействуйте способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств. Поиграйте в «загадки» — «нарисуйте» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.

• А теперь — слоги. Начать легче всего с двух гласных: АуУаИа И далее прочитывать открытые слоги (согласный + гласный), а затем — закрытые.

Сделайте карточки-таблички (например, в виде многоэтажного домика), где в левом окошке будет согласная буква, а в правое подставляются гласные: ММ + а = маМ + и = ми

И обратное упражнение — в левом окошке пишем гласную букву, к ней «приходят» согласные, образуя слоги. Уже на этапе прочтения первых слогов полезно давать ребёнку осмысленные слова, хотя бы из двух букв, а не просто слоги. Например, «ах», «он» и т.п.

Основные упражнения:

 — Подставить нужную букву (в начале, середине, конце слов): _ыба, _ир, _од. — Найти лишнюю букву и вычеркнуть. — Заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово (мак — рак). — Составить все варианты слогов из нескольких букв. — Добавить недостающий слог в подписи к картинке. Например, к карточке с изображением птицы выкладывается слог «пти». Ребёнок должен закончить слово. — Распутать «перепутанные» слоги:

КА — шапКА — лей

— Составить слова из набора слогов. — Выполнить упражнения на развитие внимания при письме. Для этого напечатайте слоги на компьютере, сначала одну строку, потом несколько. В строке с одинаковыми слогами спрячьте слог с ошибкой. Ребёнок должен найти его и вычеркнуть. Это могут быть просто буквенные сочетания, две согласные, к примеру: со со со со со со со со оо со со со со со со со со со со со со оо со со со со со сс.

• Последний этап — предложения. Если ребёнок легко прочитывает коротенькие слова, составьте простые предложения из двух, а затем из трёх слов, постепенно усложняя задания.

Вот мак.Там ель.Где кот?

Первые предложения старайтесь составлять из простых знакомых слов: имена членов семьи, основные глаголы и пр. Они не должны быть слишком сложными, чтобы ребёнок, дочитав до последнего слова, не забыл первое. Также на данном этапе не нужно читать стихи — ребёнку еще трудно читать, соблюдая необходимый ритм, и он может расстроиться.

Постепенно усложните задачу, вводя двусложные слова:

Он бе-жит.Ры-ба в мо-ре.

Очень полезно читать потешки или короткие песенки. Нужно учитывать, однако, что в них есть ритм; они должны вводиться, лишь когда ребёнок может прочитать хотя бы два слова подряд.

Дедушка Ежок,Не ходи на бережок,Там растаял снежок,Заливает лужок!Ты промочишь ножки,Красные сапожки!

Разные дети

Даже если ребёнок продвигается медленнее, чем хотелось бы родителям, не стоит торопить события и искать «экспресс-метод». Дети разные — и темпы обучения отличаются. Чем увереннее малыш пройдёт начальные этапы, тем лучше сможет в дальнейшем анализировать слова и, соответственно, грамотнее писать. Поэтому лучше ориентироваться не на модное раннее обучение и «чтение с пелёнок», а на особенности мышления и готовность ученика. От того, как вы учите его, зависит, вырастет ли из него вдумчивый и грамотный читатель.

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с вопросом — как научить ребенка чтению? Чтение — это навык, который необходим малышу и обязателен. Сегодня в мире процент неграмотных людей стремится к нулю, а родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше.

Учим слоги с детьми 5-6 лет: занятия, игры

Перед тем, как научить ребенка складывать слоги из букв, необходимо убедиться, что он знает все буквы алфавита. Если какие-то буквы забываются или путаются, лучше оставить их и отработать уже в слогах, так ребенку будет проще.

Важно! Необязательно в возрасте пять-шесть лет знать буквы по их названию, достаточно произнести звук, который они обозначают. Это не даст малышу запутаться при слоговом чтении

Все слоги в русском языке делятся на открытые и закрытые. Открытые слоги — те, которые оканчиваются на гласный звук. Закрытые — на согласный. Также слоги могут состоять из двух или трех букв. Начинать рекомендуется с самых простых слогов (открытых и состоящих из двух букв: ма, па, ко, пе, ру, си, ды).

Каким бы способом родители не начинали заниматься с детьми, весь принцип обучения чтению по слогам сводится к одному алгоритму:

  1. Необходимо взять самые простые слоги и прочитать их ребенку, ведя пальцем слева направо.
  2. Попросить малыша повторить их за родителем при чтении.
  3. Поставить палец ребенка на слог и попросить его прочитать. На этом этапе действует больше просто зрительная память, навык соединения букв еще не освоен.
  4. Помогать ему прочитать сложные слоги, всячески создавать ситуацию успеха, чтобы обучение проходило с желанием.
  5. Из этих же простых слогов складывать двусложные слова и прочитывать их. Малыш должен понимать значение прочитанного слова.
  6. Постепенно усложнять слоги, добавлять закрытые, состоящие из трех букв, читать более сложные слова, складывать их в простое предложение.

Важно! Если какая-то буква или слог упорно не хочет закрепляться в памяти ребенка, то можно повесить эту букву или слог в местах, где малыш часто бывает: на телевизоре, у кровати, на холодильнике, на входной двери и др. Так этот зрительный образ быстрее запомнится

Чтобы освоить чтение по слогам для детей 5 лет и старше, используются различные способы и методики его изучения. У каждого из них есть свои особенности использования, свои достоинства и недостатки.

Тренажеры

Хорошо поможет освоить чтение по слогам для дошкольников тренажер «Слоговые таблицы», который представлен как презентация в интерактивной форме. Выбор буквы возможность их соединить в слоги, разные картинки на экране, их смена при нажатии кнопки — все это вызывает большой интерес у ребенка и стимулирует выполнять такие задания снова и снова. Тренажеры могут быть и в печатном виде, напоминать простые слоговые карточки, но в своем использовании они тоже будут эффективны для детей дошкольного возраста.

Игровая форма

Одно из самых популярных пособий для складывания букв в слоги называется «Паровозик». В нем вагон с определенной гласной ездит по рельсам из согласных букв. Ребенку хочется проехать как можно дальше, поэтому обучение идет с увлечением. Еще в игру для чтения слогов хорошо вписываются кубики Зайцева. Из слогов, изображенных на их гранях, можно составлять множество слов, предлагать сделать это ребенку, найти нужный слог, собрать в корзинку определенные слоги и множество других вариантов.

Важно! Такая игра поможет отработать не только открытые слоги, но и закрытые

Упражнения

Это могут быть элементарные задания для девочек и мальчиков: составить слог или слово из букв, назвать как можно больше слов на заданный слог, изготовить букву из пластилина, проволоки, фольги и др. Даже загадывание какого-то слога на улице во время прогулки или прочтение вывесок станет отличным упражнением. Главное в этом деле — подключить фантазию.

Карточки

На карточках могут быть просто написаны цепочки слогов, можно составить их самостоятельно или распечатать готовые. Но гораздо интересней, когда присутствует элемент игры, поэтому отличным вариантом будет использовать слоговые лото. В них предлагается соотнести слог с соответствующей картинкой по ее первому слогу. По аналогии с ним можно подготовить и другие подобные карточки.

Слоговое лото — отличное средство для обучения чтению слогов

Срок годности

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий