Содержание
- 1 Возможные проблемы
- 2 Строение глаза
- 3 Герпес: симптомы, факторы риска, лечение
- 4 Как проверить в домашних условиях?
- 5 «Я не могу обеспечить малыша всем самым лучшим — я плохая мама…»
- 6 10 правил профилактики эмоциональных срывов
- 7 Старше года
- 8 Формирование зрения у младенцев
- 9 Что нужно знать родителям?
- 10 Проблема № 1: родителям не хватает помощи со стороны
- 11 Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить
- 12 Когда ребенок начинает говорить?
Возможные проблемы
Итак, не стоит сразу делать заключения о том, что у малыша плохой слух или зрение. Но необходимо помнить, что есть случаи, в которых это предположение может оказаться верным.
Проблемы со слухом у малыша (глухота, тугоухость) возможны при патологических родах или если мама во время беременности:
- болела краснухой, корью;
- увлекалась алкоголем, наркотическими средствами;
- принимала препараты с токсическим действием (антибиотики).
Насторожитесь, если ребенок:
- не выказывает беспокойства при неожиданных, громких звуках;
- не откликается на ваш голос изменением поведения, мимики;
- в 4 месяца не обращает внимания на разговоры людей или на музыкальную игрушку;
- часто дергает себя за ушки (возможно повышенное давление, инфекция).
Плохое зрение у новорожденного (или слепота) могут быть, если мама во время беременности:
- перенесла краснуху (риск врожденной катаракты);
- болела токсемией/токсоплазмозом/токсокарозом.
На четвертой неделе жизни младенец уже должен на короткое время фокусировать взгляд на предметах. Проверьте зрение таким образом: закройте малышу правый глаз и покажите игрушку, затем то же проделайте с левым глазом.
До полугода дети немного косят — это естественно. Но если после 6 месяцев такой взгляд сохраняется, обязательно обратитесь к врачу. Признаки косоглазия ни в коем случае нельзя оставлять без внимания: без адекватного лечения может развиться слепота.
Если у родителей есть хотя бы малейшее подозрение, что что-то идет не так, нужно обратиться за консультацией к педиатру и соответствующим специалистам — офтальмологу, отоларингологу. Они знают, когда начинает видеть новорожденный ребенок, а когда у него формируется слух, и вовремя заметят отклонения в развитии.
Распечатать
Привет, друзья!
Я, Лена Жабинская, рада приветствовать Вас на своем блоге! Многие молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда привезенный из роддома малыш практически не реагирует на окружающие его звуки. Он не плачет, не поворачивает на них головы и, кажется, будто совсем их не замечает. Что это: патология или норма?
Оказывается, ответить на этот вопрос без труда может современная педиатрия. Причем не просто ответить, но также объяснить, когда начинает слышать новорожденный ребенок, почему и как. Ввиду особой значимости и увлекательности темы, сегодня мы об этом и поговорим.
Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!
Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.
Строение глаза
У человека несколько анализаторов. Каждый из них воспринимает свой спектр явлений и частот на физическом уровне: зрение, слух, осязание, обоняние.
Понятие «анализатор» ввел академик И.П.Павлов. Он определили анализатор как «аппарат, осуществляющий различение внешних раздражителей».
Каждый анализатор состоит из трех частей:
- Периферическая часть представлена рецепторами – нервными окончаниями воспринимающими раздражители.
- Вторая часть представляет собой проводящие пути: от периферии к центру.
- Третья часть – участок головного мозга, который отвечает за распознавание раздражителя.
Упрощенно, процесс выглядит так: глаза «фотографируют» картинку и передают её по проводящим путям в мозг, где происходит распознавание и формирование конкретного образа.
В этой структуре нет главных и неважных частей. Повреждение любого участка приводит к отсутствию восприятия информации, а значит, и к отсутствию зрения. Повреждение глазного анализатора может быть приобретенным, как правило с возрастом. А может быть врожденным, из-за патологий во время беременности.
Герпес: симптомы, факторы риска, лечение
Как проверить в домашних условиях?
Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки. Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.
Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет
Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха
Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.
Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки
Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый
Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.
Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:
- он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
- он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
- малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
- у крохи меняется частота и глубина дыхания.
Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.
В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.
Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку
Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох
Между сменой банок делают перерыв на пару минут.
Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.
«Я не могу обеспечить малыша всем самым лучшим — я плохая мама…»
Советы доктора Бенджамина Спока в наше время утратили популярность, а зря; многие его наблюдения очень точны и основаны на его огромном опыте практикующего педиатра. В частности он утешал родителей, которые испытывали финансовые затруднения, объясняя, что основные потребности ребенка можно удовлетворить при помощи минимума подручных средств.
«Новорожденному ребенку важнее удобство, чем красота. На первые недели ему подойдет и колыбель, и корзина или даже коробка, или ящик от комода», — пишет он в своей знаменитой книге «Ребенок и уход за ним».
Новорожденному все равно, насколько новые у него пеленки, какой лейбл на распашонке и достаточно ли нарядна шапочка. Недорогие погремушки пользуются у малышей не меньшим успехом, чем изысканные мобили, а характеристики прогулочной коляски важнее для мамы, чем для малыша.
10 правил профилактики эмоциональных срывов
Появление маленького члена семьи должно сопровождаться чутким отношением к его маме, чтобы избежать ее знакомства с послеродовой депрессией. Как только с уст мамы стали срываться резкие фразы, необходимо вспомнить 10 правил по восстановлению ее психоэмоционального здоровья:
- Спать ей нужно тогда, когда спит младенец. Недосып сильно расшатывает нервы. Поэтому первые 3 месяца не нужно думать о ежедневном мытье пола и как можно чаще спать.
- Каждый вечер принимать теплую ванну. Перед процедурой нужно покормить ребенка грудью или смесью, положить его в свою кроватку, самой лечь в ванну и закрыть дверь. Ничто не должно побеспокоить маму в это время. Если младенец заплачет, папа возьмет его на руки.
- В выходной мама должна оставлять сытого малыша с мужем и идти в магазин или к подруге на час-полтора.
- Если маме хочется, пусть младенец спит в одной кровати с ней. Сделать это нужно для того, чтобы избавить ее от необходимости вставать каждые два-три часа.
- Смотреть видео лекций популярных педиатров об уходе за детьми, особенно на волнующие темы. Нехватка информации часто вынуждает сорваться.
- Всем родным, в особенности мужу, почаще хвалить свою жену, говорить комплименты.
- Мужу как можно чаще предлагать свою помощь, жалеть силы любимой женщины.
- Мама должна принять себя вместе с недостатками. Не стыдиться того, что хочется иногда наорать на кого-то.
- Вспомнить свои былые победы для восстановления самооценки.
- Ставить свои интересы выше остальных, счастливая мама – счастливый ребенок.
Совместный сон
Если женщина не будет умирать от усталости и недосыпа, она не станет злиться и раздражаться. Чтобы молодая мама не срывалась на грудного ребенка, все, что должны делать родные, – ставить мамины потребности выше детских капризов.
Старше года
В течении 2 и 3 года привязанность ребенка к родителям становится понятнее. В его отношении к ним появляется новый аспект отдачи любви взамен. Ему хочется делиться, даже если у него есть только кусочек засохшей булочки. Малыш проявляет беспокойство, если ему кажется, что родитель поранился или чем-то расстроен. В таких случаях ребенку хочется оказать поддержку, он может поцеловать в знак утешения. В этом возрасте дети учатся любить.
По мере взросления родители начинают ожидать более сдержанного поведения, а поскольку ребенок любит своих маму и папу, он не хочет разочаровать их ожидания и делает, что говорят ему взрослые. Постепенно от него начинают ждать, что он сам справится с разочарованием, научится ходить в туалет и вместо необдуманных действий сначала будет все проговаривать.
Ребенок может принять ограничения, поскольку их налагают те, кого он так любит. Он хочет чем-то порадовать родителей, хочет быть с ними в гармонии, хочет быть на них похожим. Родители связаны с ребенком, с пониманием относятся к внутренней борьбе ребенка, и дают ему время. Они терпеливы и в любой момент готовы приободрить своего сына или дочь в их стремлении вести себя подобающим образом.
Сначала ребенок делает то, что ему говорят, только потому, что ему об этом напоминают. Спустя немного времени многие шаблоны поведения перенимаются и становятся естественны для ребенка, что формирует основу поведения в обществе вне семьи.
Читаем также: Почему ребенок не принимает никого из родственников и общается только с мамой
https://www.youtube.com/watch?v=fFedUnKuJ2s
Формирование зрения у младенцев
Через сколько дней после появления на свет карапуз начинает видеть? Доказано, что новорожденные малыши видят с первых дней жизни. Согласно данным научных исследований, в этот период изображение может быть у них расплывчатым. Сейчас происходит окончательное формирование зрительного аппарата. Не стоит удивляться, если взгляд вашего карапуза отрешенный, он часто смотрит в сторону или косит глазками. Это нормальное явление. Бывает и так, что уже с первых дней жизни взгляд младенца кажется осознанным. Малютка часто фиксирует его на вашем лице или каком-то определенном предмете.
Возможно, вам будет интересно: Когда дети начинают говорить первые слова
У новорожденных острота зрения значительно ниже, чем у взрослых. В течение первых дней жизни фокусировка улучшается, что связано с развитием головного мозга и зрительных органов. У грудничка в раннем возрасте отсутствует так называемое желтое пятно. Это именно тот участок сетчатки, на котором достигается 100% зрение. Он появится позже. В таблице можно найти этапы формирования зрения в зависимости от возраста.
Возраст в месяцах | Особенности развития |
Сразу после появления на свет | Изображение в серых тонах, картинка расплывчатая |
1 | Видит маму и папу размыто, но уже различает их лица на общем фоне |
2 | Карапуз водит глазками за крупными движущимися предметами, например, за людьми или игрушками |
3 | Четко видит красный и желтый цвет, может фокусировать зрение на движущихся игрушках |
4 | Младенец изучает свои ручки, ножки, держит и рассматривает погремушки |
5 | Четко видит все цвета, нередко изучает вещи на вкус |
6 | Световая чувствительность глаз сейчас достигает 2/3 от зрения взрослого человека. Младенец следит за мелкими и крупными предметами, умеет осознано сфокусироваться на них |
7-8 | Карапуз хорошо различает все геометрические формы |
8-12 | Зрение у грудничка в этом возрасте такое же, как и у взрослого. Он четко видит форму и цвета предметов, ищет глазами вещи, которые выпали из поля видимости, изучает игрушки |
При разговоре с малышом старайтесь держать его вертикально. В такой позиции зрение лучше фокусируется. Игрушка или ваше лицо должны находиться на расстоянии 20-30 см от лица младенца.
Что нужно знать родителям?
Родители должны знать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, поэтому темпы развития и сроки овладения навыками могут отличаться от общепринятых. Для правильного развития зрения следует соблюдать следующие рекомендации:
- показывая новорожденному погремушки и игрушки, их нужно располагать на расстоянии не меньше 25 см, иначе это приведет к развитию косоглазия;
- осматривать глаза новорожденного и не допускать наличия в них инородных тел и слизи;
- перед сном использовать приглушенное освещение, а ночью можно оставлять включенным ночник;
- не допускать попадания прямых солнечных лучей на глаза, но не прятать их от яркого света, так как он, действуя в качестве раздражителя, приводит в работу глазные мышцы;
- часто брать малыша на руки и показывать ему окружающие вещи;
- развешивать на расстоянии 20-30 см от личика игрушки и периодически их менять;
- изменять расположение грудничка в кровати, чтобы он не скашивал глаза в одну сторону;
- использовать мимику при общении;
Также для обучения фокусировке важно показывать движущиеся предметы. https://www.youtube.com/embed/Oz6szbE4FGE
С давних времен считалось, что новорожденный ничего не чувствует, не видит и не слышит, несмотря на то, что ребенок имеет все органы чувств. В настоящее время эта гипотеза опровергнута в результате многочисленных научных исследований, которые доказали.
Вот какие способности имеет новорожденный: 1. Обоняние. Обоняние новорожденного ребенка функционирует на подсознательном уровне и при даче резких запахов, например, нашатырный спирт — он сразу даст адекватную реакцию.
2. Осязание. Новорожденный ребенок чувствует, как к нему обращаются, как родители разговаривают друг с другом. Если мама гладит его по головке, он успокаивается и засыпает. Но если родители ругаются, он напрягается и отказывается спать. Дети, чьи родители часто ругаются, более подвержены болезням. Исследования показали, что новорожденный больше реагирует на голос мамы, чем на голос отца. В первом случае, его сердцебиение замедлялось, а во втором — оставалось без изменений. Посредством осязания малыш может ощущать нежные прикосновения мамы, тепло, холод и боль
Поэтому новорожденному ребенку очень важно интенсивный телесный контакт с родителями, не бойтесь его брать на руки. Поглаживания, ношения на руках особенно важны в первое время, так как способствуют здоровому развитию ребенка
Исследования показали, что дети, которых родители постоянно брали на руки, интеллектуально более развитые и опережают своих сверстников в росте. Оказалось, что нежные прикосновения родителей способствуют образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка.
3. Зрение. Малыш видит с самого рождения, просто его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых. Он видит только очертания предметов, находящихся на расстоянии от его глаз на 25-30 см. Ребенок четко реагирует на слишком яркий свет, испытывает при этом неудобство, моргает или закрывает глаза. Также он различает блестящие и красные предметы, может следить за движением красной погремушки. Результаты исследований показали, что малыша больше привлекают предметы с овальной формой, так как они наиболее соответствуют человеческому лицу. Однако новорожденный еще не узнает людей, окружающих его. Также ученые выяснили, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. Для этого новорожденному ребенку показали два листа бумаги — один в черно-белую клетку, а другой — серый. Малыш смотрел на лист с черно-белым рисунком.
5. Вкус. Новорожденный ребенок различает сладкое, кислое, соленое и горькое. Сладкий вкус успокаивает его, а кислый и горький раздражает. Если капнуть новорожденному на губы сладкой воды, то малыш остается довольным и делает губами сосательные движения, а если намочить губы лимонным соком, то он делает гримасу. Кормящая мама должна учитывать вкусовые предпочтения малыша и стараться улучшить качество молока. Так если в пищу добавлять укроп, зеленый анис или тмин, то ребенок с удовольствием сосет такое молоко.
Не смотря на то, что у нее грудное молоко будет иметь привкус этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привык в утробе мамы.
Все они взаимосвязаны между собой и формируют некоторую картину развития ребенка. Ведь, когда малыш будет видеть, различать звуки, произносить слоги, явно он научиться распознавать родных ему людей, улыбаться им, играть.
Проблема № 1: родителям не хватает помощи со стороны
Это действительно тяжело — целый день занимать и развлекать маленького ребенка. Как же с этим справлялись наши прабабушки? Все дело в том, что… им не приходилось этим заниматься.
Нуклеарная семья, т.е. семья, состоящая только из родителей и детей, — это недавнее изобретение. По сути, это один из крупнейших экспериментов в истории человечества! Наши предки всегда жили большими семьями — с прабабушками и прадедушками, тетями, дядями, двоюродными братьями и сестрами и т.д.
На протяжении тысяч лет молодые родители получали помощь от целой деревни. Когда люди из более традиционных культур узнают, как растят детей у нас, они бывают очень удивлены. «Такого просто не может быть, — говорят они. — Как можно вырастить ребенка без помощи сестер, матери, тетушек, бабушек и друзей?».
Мы покидаем родные города, у нас нет старших детей-помощников, мы не знаем своих соседей, и во многих семьях только один родитель, а если два, то оба весь день проводят на работе.
Конечно, у нас есть много того, чего не имели наши предки (например, автомобили и посудомоечные машины), но они не могут восполнить утрату семьи, соседей и сообщества. Не удивительно, что родителям трудно справляться со своими обязанностями.
В результате сегодняшние родители часто загружены больше, чем в предыдущих поколениях. А все потому, что они вынуждены заботиться о своих детях круглосуточно, не получая никакой помощи со стороны, или проводить весь день на работе, а потом возвращаться домой, где ждет еще целая куча дел.
Трудность заключается и в том, что, в отличие от родителей прежних поколений, которые часто заботились о младших братьях и сестрах или сидели с соседскими ребятишками, большинство из нас не имеют никакого или почти никакого опыта общения с детьми. Мы обучаемся своим профессиям, сдаем экзамены на водительские права, но, становясь родителями, думаем, что все получится само собой, без предварительной подготовки.
Итак, пожалуйста, расслабьтесь немного. Вы не слабак, если пользуетесь услугами няни или домработницы. И не эгоистка, если хотите встретиться за ланчем с подругой или позаниматься спортом. Слишком многие родители напрасно терзают себя чувством вины. Лучше похвалите себя за все, с чем вы хорошо справляетесь… И позвольте себе немного помощи со стороны.
Как найти себе целую деревню помощников
- Устраивайте детские праздники совместно с подругой, имеющей ребенка того же возраста, что и ваш.
- Познакомьтесь с соседями.
- Запишите малыша в детский сад или в игровую группу (два года — уже вполне подходящий возраст).
- Запишитесь в спортивный клуб или секцию для родителей и детей.
- Присоединитесь к группе родителей, по очереди присматривающих за детьми, или создайте такую группу сами.
- Вступите в онлайн-сообщество мам с детьми.
- Приглашайте пожилую соседку посидеть с малышом.
- Посещайте церковь.
- Поселитесь ближе к родственникам или организуйте их переезд поближе к вам.
Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить
То время, когда дети начинают понимать, что им говорят, полностью зависит от родителей и их участия в развитии ребенка. Чтобы помочь малышу начать произносить первые фразы, следует соблюдать следующие рекомендации:
- По возможности больше говорите с ребенком, много раз проговаривая все свои действия. Слушая речь родителей, он пополняет свой словарный запас. Можно сопровождать каждодневные занятия песнями, ведь такой текст дети легко воспринимают.
- Для начала следует прибегать к коротким фразам, сложные предложения малыш сразу не будет воспринимать.
- Следует постоянно повторять агуканье и лепет младенца. Необходимо, чтобы ребенок видел лицо говорящего, тогда он будет устанавливать связь между источником звука и произношением.
- Нельзя сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, называя предметы, прибегать к двум названиям: полное и подражательное. К примеру, «кошка», «кис-кис». В таком случае малыш будет прислушиваться к слову, которое ему проще произнести, а по истечении нужного времени перейдет к правильной форме.
- Полезно читать детям книги. Разумеется, следует выбирать их по возрасту. Подойдут потешки, простые стишки. Годовалому младенцу будет интересно смотреть на картинки. Позднее следует подталкивать его называть предметы на картинках. После полутора лет – призывать заканчивать строчки в стихах.
- Необходимо много внимания уделять мелкой моторике. Она тесно связана с речевым аппаратом. Поэтому занимайтесь с ребенком: давайте ему перебирать крупу, лепите и рисуйте с ним. Подходят все развлечения, где участвуют руки, полезно даже рвать бумагу.
Уделяя достаточное время ребенку, родители никогда не пропустят момент, когда их чудо произнесет первые слова. И не принципиально, сколько слов произнесет малыш к 1,5 годам. Главное, принимать активное участие в его развитии и постоянно разговаривать с ним.
Когда ребенок начинает говорить?
Таблица развития речи ребенка
Считается, что до 3 лет все дети развиваются по-разному, поэтому четких правил что ребенок должен уметь говорить в определенный возраст — не существует. Поэтому временные рамки речевых навыков довольно широкие. Вот примерный набор зачатков речевых навыков, который проявляется у ребенка до трех лет.
Возраст малыша | Навыки речевого общения |
от 0 до 8 недель | Крик, плачь и мычания — способ сообщить о том, что есть какой-то дискомфорт |
от 1 до 3 месяцев | Появляется мимика, первая улыбка и хохот. Это означает, что дыхательные органы правильно развиваются. |
от 2 до 5 месяцев | Протяжные звуки, немного нараспев. |
от 4 месяцев | Эмоциональное реагирование на знакомые вещи и предметы. Веселье от общения. |
от 5 до 6 месяцев | Появляются первые слоги — ма, му, па, ба. |
От 7 месяцев | В речи появляется интонация. Набор слогов со схожей интонацией с речью взрослого человека. |
От 12 месяцев | Появляются простые короткие слова, самые необходимые: на, дай, мам и т.д. Около 10-12 слов. |
От 2 лет | Ребенок начинает составлять предложения, простые, но понятные. Появляются прилагательные. |
От 3 лет | Малыш способен запоминать простые стихи. Составляет сложные предложения. |
В первый год жизни ребенка речь только начинает формироваться. От невнятных криков и мычания речь постепенно трансформируется в слоги, понятную мимику и интонацию. Если сын подруги уже говорит в год, уже произносит четкие и ясные слова, а ваша дочка только знает слово «дай» — это не повод волноваться. Полностью речь формируется до 3 лет. То, как это происходит до трехлетнего возраста — сугубо индивидуально.
Как помочь ребенку научиться говорить?
Считается, что девочки развиваются гораздо быстрее, чем мальчики, поэтому и говорить они начинают гораздо быстрее. Но это не значит, что это обязательный канон и так должно быть всегда. Как ни крути, речь — это не генетическая наследственность, а именно навык, поэтому от родителей зависит то, насколько хорошо и быстро ребенок освоит речь.
Зачастую дети плохо говорят в семьях, где ребенка игнорируют и не пытаются с ним общаться, аргументируя это тем, что он совсем маленький. Но это большая ошибка. Глядя на родителя, малыш пробует копировать мимику, интонацию, использует разные слоги. Обязательно разговаривайте с ребенком, показывайте ему предмет и медленно произносите его название. Не нужно торопиться при этом и использовать «мудреные» сложные конструкции, которые ребенку сейчас совсем ни к чему. При этом должен выдерживаться зрительный контакт, чтобы это было похоже на заинтересованный разговор.
Помогают при становлении речи легкие детские сказки с картинками, чтобы малыш мог сопоставлять в своей голове название предмета и его внешние признаки. Это те самые книжки, где петушок говорит «ку-ка-ре-ку», коровка «му-му», а кошечка — «мя-у».
Постепенно, примерно в 2-3 года, просыпается большая потребность узнавать все вокруг, и в малыше просыпается «почемучка». Теперь он способен спросить что-то у мамы. Начинается увлекательное познание мира не только с помощью осязания, вкуса и зрения, но и с помощью слов. Главное поддерживать этот интерес малыша и ни в коем случае не пытаться его остановить и, тем более, заткнуть его
Конечно, «1000 вопросов почемучки» могут надоесть, но для ребенка это крайне важно
Чтобы развивать речь ребенка каждый день, воспользуйтесь этой небольшой памяткой, которая будет стимулировать ребенка учиться говорить.
- На прогулке обязательно обсуждайте то, что вы видите: «какое зеленое дерево, а это магазин, вот детский садик, травка зеленая и т.д». Примитивно и очевидно, но не для малыша.
- Чаще выходите гулять в парки, где есть различные интересные предметы. Посмотрите на озеро, обсудите лебедей, которые плавают по нему. Послушайте пение птиц, назовите их названия — сорока, ворона, петух.
- Отвечайте на вопросы ребенка, старайтесь давать легкие и понятные ответы.
- Читайте книжки, давайте малышу полистать книгу, рассмотреть картинки и буквы, слушайте песни и стихи.
- Ребенку постарше следует начинать учить стихи — польза от них колоссальная.
Почему малыш еще не говорит?
Если после 3-х лет у ребенка сохраняются проблемы с речью, и он тяжело произносит слова, это может быть симптомом некоторых отклонений речевого аппарата или других проблем. Однако не стоит сразу паниковать, отсутствие четкой речи не всегда признак серьезных отклонений. Для того, чтобы успокоить себя и понять, что может мешать ребенку хорошо разговаривать, вы можете ознакомиться со статьей «Почему ребенок плохо говорит».