Особенности периода дошкольного детства, специфика возраста и возможные сложности

Краткая характеристика раннего возраста развития

Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3 лет

Ранний возраст охватывает жизнь ребенка от одного года до трёх лет и знаменуется важнейшим событием в жизни маленького человечка — он встает на ноги и начинает ходить

Это чрезвычайно важно для него, поскольку позволяет активно осваивать пространство. Овладение ходьбой дает ребенку некую самостоятельность, отдаляя его от взрослого

К концу второго года движения малыша из хаотичных превращаются в более осознанные. Улучшение координации позволяет осваивать действия, которые до этой поры были трудны для выполнения. Ребенок становится более ритмичным. Он уже может достать понравившуюся ему вещь, залезая на стул или диван. Он может умыться и уже пользуется горшком или унитазом.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность

Поэтому очень важно научить ребенка по-разному обращаться с разными предметами. Это помогает ему приспособиться к свойствам разных предметов, список которых расширяется с каждым днем

Развитие предметного действия происходит в совместной деятельности со взрослыми, с последующим отделением от них и переходом к самостоятельному действию. Вначале малыш осваивает предметы только с мамой или папой, входе совместной деятельности. Взрослый контролирует эти действия, и ребенок один ничего не может сделать. В ходе развития предметной деятельности к нему переходят частичные функции. Взрослый начинает действие, а ребенок его заканчивает. И только потом взрослый говорит, как сделать, и малыш делает. Конечно, поначалу ребенок не понимает функциональности предметов. К примеру, он надевает ботиночки. Но может надеть задом наперед. Он наблюдал, как это делала мама, но еще не владеет способом действий с этим предметом. Впоследствии, овладевая способами переноса предметной деятельности, ребенок учится сравнивать свои действия с действиями взрослых. Роль мамы, папы, родственников в глазах крохи возрастает, поскольку взрослые умеют делать то, что еще трудно или недоступно ему.

Разнообразная предметная деятельность влияет на развитие мышления ребенка раннего возраста. Оно носит наглядно-действенный характер, поскольку малыш вначале манипулирует предметами и только после этого устанавливает между ними связи.

Он учится правильно оперировать разными предметами, перемещать их, если это необходимо, использовать одни предметы для овладения новыми для него предметами. От практического освоения свойств предметов ребенок переходит к умственному освоению, создавая условия для развития речевого мышления. Появление слова является особенностью этого возраста.

Речь малыша носит переходный характер. Она понятна только близким людям, и то не всегда. Речь ребенка, как правило, яркая, экспрессивная, эмоционально окрашенная. Он уже говорит активно и знает много слов, но для окружающих они не совсем понятны. Словарь увеличивается, и это очень заметно — ребенок постоянно что-то говорит. Иногда сам с собой, но чаще всего со взрослыми. Он уже использует предложения из двух слов. Это большой скачок в его развитии.

Формирование речи в этот период — главное событие в жизни маленького человечка. Характеризуя речь ребенка в раннем возрасте, можно выделить обобщенные ее характеристики:

* ребенок начинает понимать, что каждый предмет имеет свое название;

* пассивная речь ребенка пока опережает активную;

* вначале речь ребенка в основном однословная;

* ребенок вначале учится правильно слушать речь, а уже потом говорить;

* развитие речи продолжает развитие предметной деятельности.

Воображение ребенка еще недостаточно развито. Это подтверждает его тяга к предметам быта, используемым малышом для игры. Он еще не проявляет большого интереса к игрушкам, хотя элементы игровой деятельности уже появляются. Вся деятельность взрослых направлена на расширение мира для крохи, на подготовку его перехода на другой возрастной этап.

В предметной речи происходит развитие восприятия. Естественно, что это начальная ступень его развития, которая выражается в том, что ребенок фиксирует какое-то одно качество предмета и по этому качеству узнает предмет. Восприятие тесно связано с практическими действиями. При знакомстве с новым предметом ребенок выделяет его характерные особенности. Если ваза с острым ободком, то он воспринимает этот ободок преувеличенно острым. И на рисунке ободок может быть больше вазы. Под влиянием восприятия происходит развитие остальных психических процессов. Память носит непроизвольный характер и еще не действует как отдельный процесс.

Аналоги, цена

Виды деятельности

Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).

Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.

Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.

Права несовершеннолетних

Часть прав ребенку принадлежит с рождения – право на жизнь и свободу, право воспитываться в семье и т.п. Другие приобретаются по достижении определенного возраста. Сюда прежде всего относится возможность принимать решения о том, где и с кем проживать, право распоряжаться имуществом, заключать сделки и аналогичные вопросы.

С 6-14 лет

Пока ребенку не исполнилось 6 лет, он не может самостоятельно принимать решения относительно собственной судьбы. Хотя в некоторых случаях его мнение будут спрашивать, например, если решается вопрос об определении его дальнейшего места проживания при усыновлении или разводе родителей, решающим оно не будет. После того, как малышу исполнилось 6 лет, у него появляются первые законодательно закрепленные права. Согласно ст.28 ГК РФ, он уже может:

  • совершать мелкие бытовые сделки, например, делать покупки или меняться недорогими вещами с друзьями;
  • совершать безвозмездные сделки, например, преподносить недорогие подарки и принимать их;
  • распоряжаться деньгами, которые родители или опекуны выдали на карманные расходы.

При этом имущественную ответственность за совершенные сделки несут законные представители ребенка. Они же отвечают за вред, который будет нанесен по вине ребенка.

После того, как ребенку исполнится 10 лет, его согласие является обязательным при назначении ему законных представителей (опекунов или попечителей), определении места жительства после развода родителей, а также на смену ФИО.

С 14-18 лет

Когда ребенку исполняется 14 лет, он перестает считаться малолетним. В этом же возрасте он получает паспорт, что существенно расширяет его правовые возможности. 14-летние подростки могут:

  • устраиваться на работу (при этом работодатель обязан создать для них условия в соответствии с трудовым законодательством);
  • открывать счета и вклады в банках;
  • самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  • совершать сделки от своего имени, но если речь идет про крупную сумму или дорогостоящее имущество потребуется согласие законных представителей или органов опеки;
  • представлять свои интересы в суде в присутствии педагогов или родителей (опекунов).

В этом возрасте дети несут ответственность за совершенные сделки, а также должны самостоятельно возмещать причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ). Родители возмещают ущерб только если у несовершеннолетнего нет доходов или имущества, за счет которого они могут выплатить компенсацию. Однако отвечать они будут только в случае, если будет доказана их вина в причинении вреда. Например, из-за отсутствия должного воспитания ребенка и поощрения его нежелательных действий.

После 14 лет ребенок может самостоятельно выбирать место проживания. Однако если он по каким-то причинам хочет жить отдельно от родителей, те должны дать на это письменное согласие. При этом рядом с ним должен находиться другой взрослый. Например, бабушка или дедушка, совершеннолетние братья и сестры и т.п. После 16 лет он с согласия родителей может жить один в общежитии учебного заведения.

Клипы

Развитие детей младшего дошкольного возраста

Когда ребёнок перестает быть покладистым нежным созданием, становится упорным, нетерпеливым, начинает отстаивать свои права и выдвигать свои требования – вот тогда наступает переходный или можно сказать первый переломный период для ребёнка. Это заметно примерно в возрасте у малышей-трехлеток. Теперь взаимоотношения между ребёнком и взрослым требуют видоизменения. Ребёнку необходима большая самостоятельность и требуется обогащение его деятельности и речи новым содержанием.

В отношении взрослых уже выдвигаются, со стороны ребёнка, жесткие требования: — «Я сам сделаю». Поэтому главное, чтобы взрослые не подавили в ребёнке самостоятельность, стремление и веру в себя, не критиковали неуклюжесть или неумелость и не лишали возможности ребёнку самостоятельно развивать собственные способности.

Ребёнка всесторонне нужно поддерживать в периоды проявления самостоятельности. Младшие дошкольники крайне нуждаются в поддержке взрослых и воспитателей. Ребёнок, глядя на взрослых, копирует их речь, действия и поведение, стремится выполнить самостоятельно те же действия, что и взрослые по мере развития навыков и умений.

Чем старше ребёнок, тем больше у него созревает вопросов к взрослым, тем самым он расширяет речь и свои познавательные способности, и эта активность должна только поощряться взрослыми. Взрослый должен показывать, рассказывать и описывать действия по каждому предмету разговора. Со временем ребёнок учится общаться и делиться радостью и эмоциями как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы ребенок научился проявлять чувства и интересоваться другими людьми, ему нужно приобрести умения передавать свои чувства и эмоции близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Как оформиться в сад

Чтобы попасть в детское образовательное учреждение (ДОУ), необходимо выполнить следующие шаги.

  1. Обращаются в комиссию детского сада, по месту проживания малыша, по вопросу об оформлении его на очередь. Как вариант, можно встать на очередь в нескольких учреждениях, и оформиться в первый освободившийся.
  2. Далее необходимо обратиться к заведующей с заявлением о приеме ребенка с сопутствующими документами.

Свидетельством о рождении (копия и оригинал);

Идентификационным номером и паспортом одного из родителей;

Свидетельство о рождении других детей;

Подготовить медкарту с пройденным просмотром

Здесь следует уделить внимание, чтобы в наличии были все прививки. В противном случае малышу доступ в сад будет закрыт

Хотя в последнее время это решение родители могут оспорить и доказать, что малыш не станет причиной инфекционного заболевания;

Как избежать очереди

Часто случается так, что очередь практически не двигается и малыш может вовсе не попасть в детский сад. В этом случае, мамочка мечтает любыми путями устроить ребёнка в группу, обходя очереди. Избежать очереди можно гражданам, имеющим льготы.

  • Ребёнок, с опекуном, официально трудоустроенным;
  • Малыш учащегося студента;
  • Дети, родители которых имеют первую и вторую группу инвалидности;
  • Дети на опекунстве;
  • Малыши прокуроров, судей, мира, педагогов;
  • Многодетные семьи;

Теперь понятно, почему часто очереди остаются на месте и кому первую очередь отдают предпочтение.

Что и почём

В 2019 году государство сделало скидки для малышей, различая их по уровню дохода, размеру личных льгот. Также существует категория детей, которым можно посещать дошкольное учебное заведение на бесплатной основе. К такой группе относятся дети инвалиды и малыши, родителей образовательной системы, военнослужащих. Частный садик обойдется не менее 25 000 руб.


Детский сад нравится многим детям

Стоит ли отдавать малыша в ясли

Не так давно малыши оставались с бабушками и дедушками, которые не хотели отдавать любимое чадо в садик, где ребёнок может заразиться вирусными инфекциями или матерными словами. На сегодняшний день большинство психологов схожи во мнениях,  что записывать малышей в ДОУ нужно. Сад имеет множество преимуществ, среди которых главными являются обретение навыков общения со сверстниками, стрессоустойчивость и самостоятельность.

На самом деле опасения родителей по поводу частых болезней ребенка не напрасны. У домашнего малыша быстро появляются сопли и кашель при посещении коллектива. Но здесь также есть преимущество. До школы у малыша уже вырабатывается иммунитет и в школьном возрасте ОРЗ ему не страшны.

Садиковские дети являются более адаптированными в коллективе и социально подготовлены. Чтобы малыш не чувствовал себя одиноким и брошенным, психологи рекомендуют изначально отдавать его в группу до обеда. Таким образом, он может общаться с другими детьми, позаниматься, а также настанет время для общения с мамой.

Игры для детей 3-4 лет, применяемые в деятельности детского сада

В разных возрастных группах в детских садах развивают детей с помощью игр, и для каждой категории и возраста ребенка будут отдельные игры и ситуации, представленные в них.

Для совсем маленьких детей игры будут носить более развлекательный характер (подвижные, театрализованные), но при этом помогут малышам познать мир.

Игры для детей 3-4 лет абсолютно разные по направлению и каждая игра несет определенную функцию для развития маленького человека. Различают следующие:

  • сюжетно-ролевые;
  • подвижные;
  • дидактические;
  • театрализованные.

Сюжетно-ролевые помогают ребенку изучить ситуацию в двустороннем режиме, и учат общаться в группах из нескольких человек, развивают интерес к мышлению, развивают функцию общения.

Подвижные игры развивают физические способности ребенка, наблюдательность и внимательность.

Дидактические игры улучшают мышление, память, внимательность, учат ребенка быстро реагировать в ситуации, способствую улучшению памяти, помогают познать мир.

Театрализованные игры носят не только развлекательную функцию, но и вырабатывают социальную и эмоциональную сферу развития ребенка.

Игры для детей 3-4 лет – главный вид деятельности, с помощью которого они формируют свои индивидуальные качества и познают мир.

Группы детских садов и их деятельность

Распределение детей проходит в зависимости от того, сколько им лет, другие личностные особенности учитываются воспитателями уже при контакте и в процессе игры или обучении.

Возрастные группы в детских садах делят на:

  1. Совсем маленькие детки от 1,5 до 2 – ясли.
  2. Первая и вторая младшая группа – возраст деток от 2 до 4 лет.
  3. Детям старшей группы не больше 5 лет.
  4. Подготовительная набирает дошкольников от 6 до 7 лет, которым предстоит идти в первый класс.

Ясельная группа – еще совсем маленькие дети, и главная цель в саду развить в них навыки самообслуживания, процесс мышления, память, психомоторные функции, отвечающие за развитие речи.

Первая младшая и вторая младшая группы помогают детям в сюжетно-ролевых играх формировать правильное поведение в разных ситуациях, а также с помощью развивающих игр тренировать память и развивать речь.

В средней группе детям помогают развивать нравственные и моральные представления.

А вот старшая сменяет игровую деятельность на более серьезные занятия, направленные на познание мира и социальных отношений.

Подготовительная группа помогает ребенку подготовиться к школе и уже более осознанно относиться к окружающему миру.

Питание лошадей

Для лошади также важен сочный корм – фрукты и овощи. Это могут быть яблоки, морковь, свёкла и картофель (сырой или варёный). Корм может также быть концентрированным и включает в себя овёс, ячмень, бобовые и отруби, пшеницу и кукурузу. Овёс является самым питательным из всех и подаётся мелкими порциями, но свежесобранный овёс может вызвать колики в желудке у животного.

Из диетической пищи можно выделить отруби. Они очень хорошо усваиваются нежным желудком лошади. В них очень много фосфора. Перед кормлением отруби необходимо замочить в подсолённой воде. Норма отрубей составляет 2 кг в день.

Рожь подаётся крайне редко и не входит в обязательный рацион животного.

Также лошадям необходима доза витаминов, воды и соли.

Обратите внимание! Листья, соцветия и плоды некоторых растений могут быть смертельными для лошади. К данным растениям относят лён, хрен, зверобой, тис, жёлуди и многие другие

5.6. Новообразования младенческого возраста

Новообразованиями
младенческого
возраста
являются
хватание,
ходьба
и
первое
слово
(речь).
Рассмотрим
каждый
акт
подробнее.

Хватание –
это
первое
организованное
действие,
которое
возникает
примерно
в
5 месяцев.
Оно
организуется
взрослым
и
рождается
как
совместная
деятельность
взрослого
и
ребенка.
Для
того
чтобы
возникло
хватание,
надо,
чтобы
рука
младенца
превратилась
в
орган
осязания,
другими
словами
– «раскрылась».
Дело
в
том,
что
у
младенца
кисть
руки
сжата
в
кулак,
поэтому
только
когда
он
сможет
его
разжать,
произойдет
акт
хватания.
Очень
интересно
поведение
ребенка:
он
смотрит
на
свои
ручки,
следит,
как
рука
приближается
к
предмету.

Этот
акт
дает
ему
возможность
расширить
возможности манипулирования
с
предметамив
возрасте
от
4 до
7 месяцев
ребенок
начинает
перемещать
предметы,
двигать,
извлекать
из
них
звуки;
в
7-10 месяцев
формируются
соотносимые
действия,
т. е.
он
манипулирует
двумя
предметами
сразу,
отдаляя
их
от
себя
и
соотнося
между
собой
(отводит
предмет
от
себя
и
приближает
к
другому,
чтобы
положить,
поставить,
нанизать
на
него).
С
10–11 до
14 месяцев
начинается
этап
функциональных
действий:
ребенок
производит
более
совершенные
действия
нанизывания,
открывания,
вкладывания,
манипулируя
со
всеми
возможными
объектами.

Акт
хватания
имеет
большое
значение
для
развития предметного
восприятия.Образ
предмета
возникает
при
наличии
практического,
действенного
контакта
между
изображением
и
предметом.
Благодаря
хватанию
у
ребенка
начинает
развиваться
ощущение
пространства,
так
как,
чтобы
схватить
предмет,
надо
вытянуть
руку.
Пространство,
появляющееся
у
ребенка, –
это
пространство
вытянутой
руки.
Кроме
того,
чтобы
схватить
предмет,
надо
разжать
кулак,
что
ведет
к
развитию
руки.

Стремление
дотянуться
до
предмета
и
взять
его
(схватить)
стимулирует процесс
сидения,который,
в
свою
очередь,
открывает
перед
ребенком
мир
других
предметов.
Появляются
предметы,
до
которых
дотянуться
невозможно,
получить
их
можно
только
с
помощью
взрослых.
Поэтому
между
ребенком
и
взрослым
возникает
новый
вид
общения
– общение,
возникающее
в
результате
появления
у
ребенка
желания
овладеть
предметом,
в
данный
момент
ему
недоступным.
М.И.
Лисина
назвала
такое
общениеситуативно-деловым.

С
изменением
общения
меняется
и
способ
воздействия
на
взрослых: возникает
указующий
жест.По
поводу
этого
жеста
Л.С.
Выготский
писал:
«Вначале
указательный
жест
представляет
собой
просто
неудавшееся
хватательное
движение,
направленное
на
предмет
и
обозначающее
предстоящее
действие.
Ребенок
пытается
схватить
слишком
далеко
стоящий
предмет,
его
руки,
протянутые
к
предмету,
остаются
висеть
в
воздухе,
пальцы
делают
указательные
движения.
Эта
ситуация
– исходная
для
дальнейшего
развития…
Здесь
есть
движение,
объективно
указывающее
на
предмет,
и
только.
Когда
мать
приходит
на
помощь
ребенку
и
осмысливает
его
движение
как
указание,
ситуация
существенно
изменяется.
Указательный
жест
становится
жестом
для
других»
(Выготский
Л.С,
1991).

Этапы
развития
хватания
и
движений
младенца
приведено
в
табл.
4.

Развитиедвиженийидействий

Окончаниетабл.
4

К
9 месяцам
младенец начинает
ходить. Д.Б.
Эльконин
считал
главным
в
акте
ходьбы,
во-первых,
расширение
пространства
ребенка,
а
во-вторых,
то,
что
ребенок
отделяет
себя
от
взрослого,
и
уже
не
мама
ведет
его,
а
он
ведет
маму.
Это
свидетельствует
о
разрыве
старой
ситуации
развития.

Появление
первого
слова
(речи) – еще
одно
новообразование
данного
возраста.
Речь
ситуативна,
автономна,
эмоционально
окрашена,
понятна
только
близким,
специфична
по
своей
структуре
и
состоит
из
обрывков
слов.
Такая
речь
называется
«языком
нянь».
Тем
не
менее
данная
речь
– это
новое
качество,
которое
может
служить
критерием
того,
что
старая
социальная
ситуация
развития
ребенка
исчерпала
себя
и
между
взрослым
и
ребенком
возникло
иное
содержание
– предметная
деятельность.

Упражнения для детей 2 лет на логику

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий