Как научить ребенка вставать на четвереньки

Классификация вопросов в анкетировании

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать:

по содержанию

  • вопросы о фактах сознания (показывают мнение респондента, его пожелания и планы на будущее);
  • вопросы о фактах поведения (выявляют  поступки и действия отвечающего);
  • вопросы о личности респондента (показывают его личностные характеристики — пол, возраст и т.д.).

по форме

  • закрытые вопросы. В анкете по ним существуют уже готовые ответы, из которых респондент выбирает свой вариант;
  • открытые вопросы. Они не влияют на ответ респондента (нет предложенных ответов). Тем самым дают ему выразить свою точку зрения по вопросу. Поэтому они наиболее информативные и полные, чем закрытые.
  • полузакрытые вопросы. Содержат как очевидные варианты ответов, так и возможность респонденту написать свой вариант.
  • прямые и косвенные вопросы.

Пару слов о закрытых вопросах. Они могут быть альтернативными (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) и неальтернативными (несколько вариантов ответа). В основном используются в несложных вопросах, где выбор очевиден (один или несколько).

В противном случае, если требуется от респондента развернутый ответ, предлагается открытый или полузакрытый вопросы.

Во сколько месяцев начинает пытаться встать

При желании, родители могут помочь крохе научиться стоять с помощью нескольких приемов, выполнять которые следует систематически.

Способы:

На четвереньках

Наиболее эффективным упражнением является упражнение с валиком. Валик необходимо подложить под животик карапуза. Малышу будет неудобно, и он инстинктивно подогнет локти и коленки.

Валик можно использовать, подкладывая под грудь ребенка. Это позволит укрепить вестибулярный аппарат, стимулируя малыша крутиться и тянуться руками к родителям и интересным вещам.

На ножках с опорой и без

Также ребенка можно научить стоять, сначала у опоры, потом и без нее. Как вариант подойдет современный игровой манеж, в котором обычно имеется несколько специальных колечек- держателей, держась за которые ребенок самостоятельно учиться вставать.

Подручным средством часто выступают бортики детской кроватки, с помощью которых ребенок также может освоить этот навык.

Существует целый ряд различных упражнений, с помощью которых встать на ноги для ребенка будет легко и увлекательно.

Значение ползания в детском развитии

Нельзя недооценивать пользу умения передвигаться ползком. Если ребенок совсем не желает ползать, необходимо обратиться к специалисту.

Формирование первых признаков самостоятельности происходит именно тогда, когда малыш сам начинает ползать. В это время он чувствует больше свободы и сам решает, чем ему заняться.

Польза ползания выражается в следующем:

  • тренировка мускулатуры спины и конечностей;
  • развитие опорно-двигательного аппарата и правильное формирование скелета;
  • подготовка к ходьбе;
  • развитие способности ориентироваться;
  • координация движений;
  • участие в становлении нервной системы;
  • улучшение психомоторного развития.

Умение ползать благоприятно сказывается на работе головного мозга. Устанавливается крепкая взаимосвязь между двумя полушариями. Ребенок, который научился двигаться ползком, имеет творческие зачатки и способности к точным, гуманитарным наукам.

Неврологи считают, что ползание имеет более важное значение в развитии детской нервной системы, чем ходьба. Кроме того, ползание благоприятно сказывается на речевом развитии.

Нужно ли учить ребенка ползать?

Как упоминалось выше, ползание является врожденным рефлексом. Учить малыша ползать не надо. Вполне достаточно делать несложные упражнения и создать нужные условия для того, чтобы ребенок научился ползать самостоятельно. Необходимо лишь наблюдать за своим чадом и направлять его действия в правильное русло.

Чтобы вызвать у ребенка желание ползать, необходимо делать следующее:

  • чаще выкладывать на пол, расставляя вокруг него яркие и интересные игрушки;
  • подбадривать малыша;
  • показывать ему, как надо ползти (в этом очень хорошо могут помочь старшие детки);
  • делать общеукрепляющий массаж (при наличии проблем со здоровьем лучше воспользоваться услугами детского массажиста);
  • делать легкую гимнастику;
  • носить в правильном положении на руках.

Не нужно забывать про меры предосторожности. Ребенка стоит класть только на чистый пол, предварительно покрытый покрывалом

Кровать или диван не подойдут. Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Более положительные результаты могут принести упражнения для ползания. Они улучшают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Хорошо себя зарекомендовали следующие упражнения:

  1. Подтягивание на руках. Малыша надо положить на живот. На маленьком расстоянии от его лица надо повесить погремушку. Когда ребенок захочет достать игрушку, будет напрягаться плечевой пояс. Можно использовать развивающие коврики.

  2. Ходьба на руках. Хорошо развивает мышцы плеча и рук. Необходимо положить малыша на живот на внутреннюю сторону предплечья, его спину при этом нужно придерживать второй рукой. Ребенка следует держать под небольшим наклоном вперед. Он начнет искать опору руками и передвигаться вперед на ладонях.

  3. Фитбол. Кладем ребенка на него животом вниз. Придерживать надо за подмышки. Мяч легонько покачиваем вперед-назад. Данное упражнение хорошо укрепляет мышцы спины. Упражнения на фитболе для грудничков.

  4. На пол положить валик либо небольшую подушку. Малыша нужно аккуратно уложить грудкой на подушку, при этом сгибаем его ноги и ставим на пол коленками. Далее надо встать к ребенку лицом и тихонько подтягивать к себе подушку. Он начнет немного переставлять коленками.

Подведя итог, отметим, что главное в процессе ползания – это желание ребенка. Родителям необходимо всячески поощрять достижения малыша и создавать благоприятные условия для его обучения. Ползание хорошо влияет как на физическое, так и на творческое развитие ребенка. Не говоря уже о том, сколько свободного времени это принесет для мамы. Данный этап развития пропускать не стоит.

Разведение / размножение

Разведение данного вида достаточно простое, при условии что имеется сформировавшая пара. Её можно получить путём приобретения стайки молодых Юлидохромисов, и через год полтора подходящие самец и самка найдут друга. Другой, боле простой способ, найти готовую пару взрослых рыб. Необходимо помнить — недостаточно подселить самца и самку вместе, тем более если они не росли вместе, чтобы получить потомство. Скорее всего рыбки не сойдутся, а в худшем случае самочка погибнет. В благоприятных условиях пара выбирает надёжное укрытие и откладывает там икру, обычно не более 100 штук. После оплодотворения самка остаётся в укрытии для защиты кладки, а самец охраняет подступы к ней. Инкубационный период длится около 3-х дней. Родительская забота продолжается пока мальки не достигнут длины в 2 см. Затем взрослые рыбы могут дать новое потомство.

Что требуется для замены?

Перед заменой нужно приобрести комплект ГРМ. Лучше купить готовый, он включает в себя сам ремень и шкивы, которые тоже нужно заменить.

Также понадобится набор инструментов:

  • набор ключей (накидные, рожковые, головки);
  • шестигранник (для некоторых моделей);
  • домкрат;
  • ключ балонный;
  • монтажные лопатки.

Для некоторых моделей авто (BMW E36 с мотором M40, Audi А6) дополнительно будут нужны отвертки и другой мелкий инструмент.

Комплект под замену

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Меры безопасности

Для того, чтобы занятия прошли благополучно, необходимо заранее побеспокоиться о мерах предосторожности:

  1. Обезопасить ребенка от столкновения с углами, дверцами шкафов, убрать скатерти со столов, чтобы малыш не стянул на себя что-нибудь со стола. Заблокировать доступ на лестницу.
  2. Обеспечить нормальную температуру в помещении, чтобы было не холодно и не жарко.
  3. Одежда должна быть удобной.
  4. Лучше учиться на полу, но если такой возможности нет, то следить, чтобы кроха не упал с высоты.
  5. В поле досягаемости ребенка не должно быть электрических проводов, розеток, электроприборов.
  6. Убрать из зоны досягаемости бытовую химию, косметику, гаджеты, медикаменты, туалет для домашнего питомца. Дети учатся ползать очень быстро, и родители не всегда привыкают к такому новому порядку, поэтому лучше побеспокоиться о безопасности ребенка заранее.

Заметили, что ребенок ходит на носочках? Это может быть признаком серьезных заболеваний!

Что делать, если малыш не встает на четвереньки

Почему малыш не хочет вставать на четвереньки и ползать? Возможно, вы постоянно держите его в манеже, и грудничок просто не понимает, как интересно передвигаться, осваивать новое пространство. Чаще кладите его на пол, застеленный теплым ковром или одеялом, время от времени переносите на другое место. Пусть грудничок поймет, какой интересный мир окружает его, захочет самостоятельно исследовать новые территории. Поставьте в небольшом отдалении новую яркую игрушку, чтобы он пытался дотянуться до нее.

Вы собираетесь заняться упражнениями, которые помогут малышу встать на четвереньки? Остановитесь, такой вопрос нельзя решать самостоятельно. Вы уверены, что костная и мышечная система грудничка достаточно развита и готова к новым нагрузкам? Обязательно посоветуйтесь с врачом, он подскажет, когда можно приступать к занятиям. У некоторых детей мышцы слишком напряжены или расслаблены, таким малышам очень сложно даются новые упражнения. Если врач заметит такую проблему, он назначит массаж и физиопроцедуры. После лечения ребенок легко и без боли станет осваивать вертикальное пространство.

Желательно первые занятия проводить не на основе прочитанной информации, а под руководством инструктора. Специалист увидит, как развита мускулатура малыша, возможно, он снизит или увеличит нагрузки, порекомендует дополнительные упражнения. Иногда мамы боятся прилагать достаточные усилия при занятиях с грудничком, и он не получает необходимой нагрузки. Другие родители наоборот слишком самоуверенны, чересчур сильно сгибают ручки и ножки младенца, занимаются с ним до полного изнеможения. Профессионал заметит все ваши ошибки, научит, как выполнять физкультурный комплекс правильно и с максимальной пользой.

Существует несколько основных упражнений, которые помогут малышу развить нужные навыки:

  • Малыш лежит на животике, вы приподнимаете перед ним яркую игрушку. Чтобы дотянуться до нее, грудничку придется опереться на ручки и приподнять грудку.
  • Положите ребенка грудкой на небольшую подушку. Согните сначала одну, а потом вторую ножку, чтобы его колени оказались под животиком. Оставьте на некоторое время в таком положении, вскоре уму захочется опереться о ковер ручками.
  • Подложите валик из одеяла под животик грудничка. Его ручки и ножки начнут искать опору, и вскоре он займет нужное положение.
  • Младенец стоит на четвереньках и не знает, что делать дальше? Передвигайте поочередно его ручки и ножки, через некоторое время малыш начнет делать эти движения сам.

Не забывайте, что все упражнения приносят пользу только тогда, когда малыш делает их с удовольствием. Отложите занятия, если младенец чем-то недоволен, капризничает. Прекратите обучение, когда заметите, что ребенок начал уставать. Не переутомляйте его и не ругайте, если что-то не получается: вы тренируете грудничка, а не спортсмена олимпийской команды.

Не зацикливайтесь только на комплексе для обучения ходьбе на четвереньках, не забывайте об общем укреплении организма малыша. Массаж и водные процедуры создадут благоприятные условия для укрепления мышц грудничка. Не забывайте и о «строительных материалах» для его тела. Без сбалансированного питания с витаминами и минералами опорно-двигательный аппарат не окрепнет и не сможет выдерживать возросшие физические нагрузки.

Цель достигнута: малыш научился передвигаться на четвереньках, зато мамина жизнь превратилась в настоящий кошмар. Стоит на минуту упустить грудничка из вида, как он пропадает неизвестно куда. Ребенка приходится разыскивать по всей квартире, а потом придумывать, как извлечь его из недоступного места, в которое он ухитрился заползти. Не сажайте малыша в манеж, пусть развивается, набирается новых впечатлений. Когда почувствуете, что нервы на пределе из-за того, что нет времени на уборку, стирку, готовку, вспомните: декретный отпуск дается не для домашних дел, а для ухода за новорожденным.

Отказ от ползания

Нежелание ползти, передвигаться самостоятельно на животике, по-пластунски, к 8–9 месяцам может свидетельствовать о проблемах со здоровьем, недостатке пространства и внимания со стороны родителей. Попустительски относиться к этому факту нельзя.

Подробно о том, почему ребенок не ползает вы можете узнать в этом видео:

Если ребенок отказывается ползать и даже не пытается этому научиться, стоит проанализировать ситуацию и найти причину такого поведения.

Виновниками чаще выступают следующие факторы:

  • Большой вес, ожирение. Является препятствием для вставания на четвереньки. Лежа на животе, сидя, полные дети будут стараться сдвинуться с места, чтобы достать игрушку, приблизиться к маме. Если никаких попыток не наблюдается к 8 месяцам, обратитесь за консультацией к доктору.
  • Новорожденный мало лежит на животе. Он почти не учится переворачиваться, опираться на ручки, уверенно держать голову, отталкиваться ножками. Без обученности этим навыкам ребенок ползать не сможет.
  • Патологические состояния. Неврологические отклонения, проблемы с мышцами, позвоночником, шейным отделом, тонус мышц мешают младенцу развиваться в нормальном ритме.
  • Недоношенность. Груднички, рожденные до 38–40-й недели беременности, слабые, развиваются с задержкой. Пропускают этап ползания или начинают осваивать движения на один–два месяца позже, чем доношенные.
  • Травмы. Малыш упал, сломал ножку, ручку, получил растяжение. Обучение ползанию можно начать после полного восстановления тканей. Страх падать, оставаться без поддержки может сохраняться пару месяцев, если травма была серьезной.
  • Характер. Спокойный, безынициативный ребенок чаще всего ленится ползать, а шустрый и самостоятельный делает первые попытки убежать от мамы по-пластунски в 4–5 месяцев. Хотеть ползать, рано бегать свойственно гиперактивным ребятишкам.
  • Стесненность пространства. Если ребеночек постоянно находится в кроватке, манеже, на руках у мамы, то ползать ему просто негде. Расширьте территорию для познания мира, и малыш захочет потянуться к незнакомому предмету, самостоятельно доползти до окна, игрушки.
  • Раннее приучение к ходункам. Малышу нравится ходить, все пространство — как на ладони, зачем же обязательно ползать? Но без этого навыка освоить прямохождение гораздо труднее. Сажайте ребеночка в ходунки после 8 месяцев, когда он научится передвигаться по-пластунски. Так вы сбережете позвоночник грудничка, дадите возможность исследовать квартиру сначала снизу, а потом сверху.
  • Гиперопека. Мама находится рядом 24 часа в сутки, подносит по первому требованию игрушку, соску, пузырек. Младенцу не нужно уметь самостоятельно добираться до предметов – покричит, и все принесут.

Если виновником лени малыша являются факторы, которые зависят от взрослых (внимание, замкнутое пространство), устраните их немедленно. При наличии источника проблемы в слабом здоровье, патологических состояниях, придется обращаться за советом к доктору, проходить лечение, делать массаж и гимнастику, чтобы подготовить малыша к ползанию быстрее

Этапы развития навыка

Умение сидеть или ходить почти у всех деток выглядит одинаково. И только ползание — прекрасное «пространство» для выражения индивидуального стиля: все дети, если внимательно понаблюдать, ползают по-разному, так, как им удобно. Развивается навык поэтапно, и на каждом этапе этот индивидуальный стиль будет четко прослеживаться.

Навык формируется по своим законам вне зависимости от стиля ползания младенца. Рассмотрим основные стадии приобретения навыка.

На животе

Ползти на животике малыши обычно начинают в первую очередь. Такой способ не требует от младенца больших физических нагрузок, при нем задействованы мышцы живота и спинки.

По-пластунски проще всего осваивать новый способ, поскольку в этой позе младенец чувствует себя в безопасности. Его равновесию и положению в пространстве ничего не угрожает. К тоже же всегда можно расслабиться и полежать в привычной позе — на животике, если устанешь продвигаться вперед.

Сроки начала этого этапа — самые ранние. В среднем малыши осваивают перемещение на пузе в 5-6 месяцев. На начальном этапе ребенку нужны довольно сильные мышцы ручек, ведь после переворота на животик им нужно научиться отталкиваться от плоскости при помощи рук.

На животе с участием ног

Примерно через месяц после освоения перемещения на животе ребенок начинает понимать, что для того, чтобы достигать цели перед собой, нужно двигаться в ее направлении, ведь движение назад или вбок не приближает заветную игрушку ни на йоту. Тогда большинство детей начинают задействовать ноги — ими отталкиваются. Получается поступательное движение корпуса вперед, но пока еще кроха находится на животе.

По мере совершенствования умения отталкиваться ногами одновременно или попеременно формируется вполне полноценный навык ползания вперед на животе, кроме того, ребенок начинает понимать, что согнутые ножки поднимают его над плоскостью, и он учится вставать на четвереньки. Базовые (весьма условные) сроки начал этапа — 6-8 месяцев.

На четвереньках

Как только малыш научится переносить вес тела на ноги и руки, он начнет вставать на четвереньки и раскачиваться. При этом он будет падать, больно биться подбородком и носом, а потому уже на этой стадии родители должны позаботиться о том, чтобы в доме было место для ползания — с мягким напольным покрытием, которое будет смягчать неудачи.

Заставить ребенка ползти на четвереньках насильно невозможно. Инстинкт самосохранения четко подсказывает карапузу, что при отсутствии ощущения равновесия никуда перемещаться не надо. Поэтому раскачиваться на четвереньках кроха будет столько, сколько нужно для укрепления мышц конечностей, ведь именно на них теперь приходится основная нагрузка. В среднем период стартует с 7-9 месяцев. Продолжительность его сугубо индивидуальна.

На четвереньках с перестановкой

Это заключительный этап, на котором малыш, научившийся оценивать свой вес и балансировать на четырех точках опоры, начинает переставлять конечности, одновременно распределяя вес на остальные три-две конечности. Сначала малыши переставляют руки, подтягивая за ними ножки, потом осваивают синхронную перестановку руки и ноги.

С этого момента ребенок напоминает пресловутый «электровеник», который тут, там и в соседней комнате умудряется присутствовать практически одновременно. Этот период потребует от родителей особой заботы о безопасности малыша. Он уже добирается до запретных ранее ящиков, полочек, кухни, плиты и мусорного ведра. Будьте бдительны.

В чем смысл данной позиции

Развитие детей происходит индивидуально. Кто-то уже в 6 – 7 месяцев пытается стоять самостоятельно, а кто-то к этому возрасту не пытается даже ползать. Как правило, интерес к данному занятию дети начинают проявлять по достижении 6 – 7 месячного возраста.

Естественно, техники ползанья в исполнении детей бывают всевозможные, поэтому и подходить к их обучению стоит индивидуально.

Обучение ребенка стоянию на четвереньках, ползанью проводится для того, чтобы в дальнейшем он научился стоять. Стоит учесть и то, что не все дети прежде, нежели пойти начинают ползать.

Поэтому не ползающие малыши начинают ходить в более раннем возрасте, нежели те, которые освоили навыки ползанья. Во втором случае малыш не видит необходимости осваивать новые навыки, ведь он прекрасно обходится без них, перемещаясь по необходимой траектории и доставая желаемые предметы.

Но, в случае всяческих попыток поползти необходимо помочь ребенку быстрее разобраться и освоить новый для него навык.

Для того чтобы упражнения, направленные на обучение малыша вставать на четвереньки, давали максимальный результат необходимо позаботиться о том, чтобы они проводились в комфортных для ребенка условиях:

  • Перед тем как приступить к выполнению упражнений помещение необходимо проветрить.
  • Подготовить необходимо и рабочее место, которое должно быть твердым. В идеальном варианте тренировка может происходить на полу, устеленном одеялом.
  • При выборе одежды малышу необходимо отдать предпочтение свободной, не сковывающей движений. Если температурный режим в помещении позволяет раздеть ребенка, этой возможностью стоит непременно воспользоваться.
  • Во время тренировки малыш обязательно должен пребывать в хорошем настроении, которое позволит получить максимальный результат. Если же он капризный, не проявляет интереса к происходящему, то от этой затеи на данный момент стоит отказаться.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий