Лекции — методика развития речи — файл 1.doc

Теории и методики речевого развития у дошкольников

Изучение речи — важная часть учебного процесса, умственного воспитания малыша. Владение языком считается важным критерием готовности к школьной программе.

В соответствии с ФГОС дошкольная методика развития речи должна быть направлена на достижение следующих целей:

  • формирование свободного общения детей друг с другом;
  • развитие словарного запаса;
  • развитие слуха;
  • изучению литературы.

Методики развития в ДОУ

Методики обучению развития речи должны быть направлены на достижения у малыша умения выражать свободно свои мысли и желания, поддерживать разговор как со сверстниками, так и со взрослыми, развивать творческие навыки и способности.

Виды современных методик

Существует большое количество современных методик развития речи. Чаще всего работа в детском саду строится на методических учебниках Яшиной В. И, Алексеевой М. М. и Федоренко Л. П.

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста авторов Яшиной и Алексеевой популярна за счет четкой поэтапности заданий. Программа включает в себя следующее:

  • пополнение словарного запаса;
  • формирование грамотного восприятия звуков;
  • развитие умений строить предложения;
  • обучение связанному повествованию.

Современные методики предполагают активное использование наглядных приемов, показ картин, фотографий, проведение бесед. Большую роль в развитии речи дошкольников играют театральные сценки, уроки рисования. В старших группах направленность идет на выявление нарушений и их коррекцию.

Формы обучения

Этапы развития речи

Познание окружающего мира начинается с самого рождения. Именно в этот период закладываются речевые основы. Первые осознанные слова у ребенка можно услышать в возрасте одного года. Начинается накопление словарного запаса, усовершенствуется произношение. Каждый день малыш будет раскрывать что-то новое.

В возрасте трех лет малыш произносит простые предложения, он способен рассказать об увиденном, выразить свои желания. К пяти годам словарный запас активно расширяется, дети поют песни, рассказывают стихи.

Этапы развития

Методы развития речи

Под методом развития речи в педагогике понимается способ деятельности педагога, направленный на формирование речевых навыков.

Методы и приемы классифицируются в зависимости от используемых в работе материалов, характера познавательной деятельности.

Выделяется три основные методики:

  • наглядная;
  • словесная;
  • практическая.

Многие педагоги считают это деление условным, так как четкой границы между ними нет. Все три метода должны работать взаимосвязано.

В детском саду чаще всего применяются наглядные методы. Они подразделяются на опосредованные и непосредственные. Ко второй группе относятся проведения экскурсий, осмотры помещений. Мероприятия направлены на накопление словарного запаса.

Словесные методы включают в себя чтение художественной литературы, заучивание стихов, пересказ. Это должно сопровождаться наглядными приемами, так как дошкольный возраст обязательно требует наглядности.

Практические методы состоят из использования дидактических материалов, игр, постановок сценок.

Основные методы

Рекомендации родителям

Родители являются для ребёнка теми людьми, которые оказывают наибольшее влияние на развитие и становление малыша как личности, в том числе и на формирование речевых навыков у него. Поэтому родителям обязательно нужно находить по 10-15 свободных минут времени в день, для того, чтобы всецело посвятить их специальным развивающим занятиям, разработанных с учётом методических рекомендаций по развитию речи. Подобные занятия обязательно должны включать в себя: демонстрацию наглядного материала, игры на развитие мелкой моторики, чтение детской литературы, прослушивание аудиозаписей с чтением сказок и стихов и т. д.

Важно также придерживаться следующих правил:

  • Всегда следить за своей речью. С ребёнком следует вести диалог неторопливо, а произносимые слова и звуки выговаривать чётко. Нельзя при этом забывать про соответствующую интонацию. Не нужно пытаться говорить так, как это делает ребёнок, пародируя его и искажая свой естественный говор. Ни к чему хорошему это не приведёт, только затормозит общее развитие.
  • Если малыш коверкает какие-то слова или вовсе говорит их неправильно, то обязательно нужно поправлять его каждый раз, указывая на все ошибки и неточности. Не стоит при этом в шутку высмеивать имеющиеся недочёты у ребёнка, лучше тактично поправить каждый из них, продемонстрировав, как нужно говорить правильно.
  • Нужно создать для ребёнка максимально гармоничную обстановку, благоприятствующую развитию речевых навыков. Многочисленные исследования показывают, что, например, двигательная деятельность отлично способствует развитию нужных навыков. Стремление к исследованию, подвижные игры, мелкая моторика – всё это является основой для формирования и развития речи у ребёнка.

Ну и наконец, стоит понимать, что для правильного развития речевых навыков и формирования интереса у ребёнка к чтению, нужно использовать каждую возможность общения с ним. И тогда желаемый результат не заставит себя ждать.

Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома

Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи дошкольников и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

В первые годы жизни словарный запас ребенка стремительно пополняется. К тому времени, как малышу исполнится три года, он, в среднем, будет знать около 2 000 слов. Развитие речи в детском саду и дома должно происходить целенаправленно, но ненавязчиво. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку развить речевые навыки, превратив такие занятия, как чтение, пение и заучивание стихов в развлечение.

Через разговоры

Развитие речи у ребенка невозможно без постоянного общения. Обязательно разговаривайте с детьми в течение дня, чтобы они могли практиковать речевые навыки. У ребенка должна быть возможность слышать вашу речь постоянно, поэтому постарайтесь комментировать свои действия, даже самые обыденные.

Через пальчиковую и дыхательную гимнастику

Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

Через чтение и сочинения

Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка. Постарайтесь каждый день читать детям, и посоветуйте родителям делать то же самое

Выбирайте небольшие книжечки и уделяйте внимание рассматриванию иллюстраций, указывайте малышам на различные детали изображений, просите их найти того или иного героя книги, задавайте вопросы о форме и цвете изображенных предметов

Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально – указывайте на слово, когда произносите его вслух, чтобы малыш смог соотнести написанное со сказанным. При групповой работе попросите детей составить короткую историю и продиктовать ее вам. Запишите то, что говорят дети, на большом листе бумаги или на доске. Предложите малышам истории собственного сочинения и попросите их нарисовать к ним иллюстрации.

Через окружение

На развитие речи в детском саду существенно влияет и обстановка вокруг. Продумайте интерьер группы детского сада таким образом, чтобы он помог детям развивать речевые навыки. Развесьте по стенам плакаты с буквами алфавита, называйте каждую букву и одновременно указывайте на ее изображение, или пропойте весь алфавит, также показывая соответствующие символы на плакатах.

Принесите в группу как можно больше разнообразных книг: книжек-малышек с короткими текстами, книг с картинками, комиксов, детских журналов. Украсьте стены постерами с различными картинками и словами или цитатами. Организуйте уголок для занятий письмом, в котором будет бумага, карандаши и цветные мелки, чтобы малыши в любое время могли поупражняться в письме.

Через стихи, песни, игры

С помощью песенок и коротких стишков также можно помочь малышам развивать речевые навыки. Песенки, в которых нужно сопровождать пение соответствующими движениями тела или действиями, позволят детям выучить простые бытовые фразы. Разучите с группой несколько забавных детских стишков и сделайте их неотъемлемой частью каждого занятия. Например, определенное стихотворение или песенка может предшествовать каждому занятию. Во время занятий предлагайте детям игры, в которых нужно будет петь или рассказывать стихи, запоминать или вспоминать определенные слова.

Через дидактические игры

Используйте дидактические игры. Для одной из самых простых игр можно использовать матрешку, на ее примере можно показать, как различаются предметы по цвету или по величине. А для развития слухового восприятия можно организовать игру, в которой ребенок должен угадывать по звуку предмет или животное.

Через просмотр мультфильмов

Речь у детей хорошо развивается благодаря просмотру мультфильмов с последующим обсуждением сюжетов и персонажей. Благодаря мультфильмам создается положительный эмоциональный фон, способствующий хорошему усвоению материала.

Вы можете подобрать и другие эффективные и интересные методы развития речи дошкольников. Только помните, что все занятия по развитию речи, как и другие, надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

Основные виды речи и их характеристики

Ниже представлены основные виды речи и даны их характеристики.

Первичный вид речи

Психология разделяет речевую деятельность человека на две категории: внутреннюю и внешнюю.

Занятие педагога с ребенком

Внутренняя

Связана с процессом мышления, не оформляется устно либо письменно, не является средством коммуникации. Образна, отрывочна, в ней участвуют лишь слова, передающие суть мысли, поэтому скорость передачи быстрая.

Внутренняя речь выполняет важную подготовительную функцию перед самим озвучиванием мысли, благодаря ей составляются «наброски» высказываний.

Внешняя

Связана с процессом общения: произнесенная, записанная либо прочитанная. Подвидами внешней речи являются устная и письменная.

Письменная

Оформляется с помощью письменных знаков с соблюдением грамматических правил. Требуются четкое построение фраз, продуманное изложение мыслей, связность полученного текста. К письменной речи относится как само письмо, так и чтение.

Разговорная (диалоговая)

Разновидность устной речи, при которой разговор поддерживается двумя людьми, с использованием простых фраз и оборотов языка. Не требует развернутых выражений, легко понимается собеседником.

Монологическая

Относится к устной форме, произносится одним человеком.

Пример: выступление лектора, оратора.

Монолог близок к письменной речи, ввиду отсутствия обратной связи с собеседником. Требуется соответствие тем же правилам, что и при письме: последовательное мыслеизложение, логичность, умение связно доносить информацию. Монолог считается более сложным видом речи, чем диалог, предполагает контакт с аудиторией и требует подготовки.

Схематическое объяснение речевой структуры

Таким образом, отвечая на вопрос «Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?», однозначно можно говорить об устной разговорной форме. Она является генетически первичной: сначала ребенок овладевает диалогом (с младенческого возраста через взаимодействие со взрослыми). И только потом учится выстраивать мысли в монологе и письме. В доказательство тезиса можно привести тот факт, что до сих пор встречаются языки и диалекты, функционирующие только посредством устной коммуникации. Устная речь естественна по природе, письменная является ее производной.

Интересный факт! Большая группа людей, для которых основной формой коммуникации не являются ни устная, ни письменная речи, — глухонемые, не имеющие слух или голос от рождения, либо утратившие их в результате несчастных происшествий. Для них основным видом передачи информации остается кинетика — жесты, знаки. В историческом плане кинетическая речь — первичный вид общения, существующий с древних времен. Но сравнивать коммуникации глухонемых со способом общения первобытных людей, конечно, не стоит. Речи немых свойственна сложность и систематизированность знаков и понятий.

Развитие речевых форм ребенка в ДОУ

Детский сад — это место, где начинается становление личности ребенка. Профессиональная компетентность педагогов играет огромную роль в данном процессе. Развитие связной речи в виде построения диалогов и монологов, закладывание предпосылок письменной — одна из первостепенных задач ДОУ.

Важно понимать! Это не узконаправленная деятельность, а целый комплекс мер, предпринимаемый специалистами, требующий творческих решений. Важен современный подход к работе и обучению как детей, так и самих педагогов

На сегодняшний день разработан и введен Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), по которому выделяются основные области развития детей:

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Познавательное,
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое,
  • Физическое.

Факторы, влияющие на речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО

Этот стандарт подразумевает грамотную работу специалистов, помогающую детям осваиваться в следующих направлениях:

  • Свободное выражение мыслей, чувств для установления контакта с другими ребятами и взрослыми.
  • Пополнение словарного запаса, умение объединять слова в предложения, изменять форму слов, т. е. освоение грамматического строя.
  • Развитие творческого начала, умение составлять короткие рассказы, продумывать сюжеты сказок.
  • Освоение системы ударений, правильного произношения звуков, умение выразительно говорить и читать стихи.
  • Изучение букв, морфологии слова, синтаксических правил, подготовка к обучению грамоте, осваивание азов письма.
  • Приобретение опыта чтения книг.

ФГОС ДО по речевому развитию

Значение языкового развития детей

У маленьких детей языковое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который прикладывает усилия в развитии языка, будет также усерден и при изучении других учебных предметов и областей развития.

Влияние речи на письмо и чтение

Речь и грамотность (письмо и чтение) развиваются вместе. Ранние навыки речи и грамотности развиваются за несколько лет перед тем, как ребенок пойдет в школу и будет нуждаться в социальном взаимодействии и окружении, которое вовлечет ребенка в общение. Ранее эксперты считали, что у ребенка развитие языковых навыков происходило вразброс, а затем только приобреталась грамотность. Однако сейчас мы допускаем, что эти навыки взаимосвязаны и что ребенок не развивает их в изоляции от других.

Влияние речи на успехи в школе

Развитие речи ребенка непосредственно влияет на его успехи в школе. Это один из лучших способов предсказать, какие у него будут достижения в школе. Когда у ребенка выдающиеся навыки в речи, это влияет и на все другие учебные предметы. По существу чтение имеет непосредственное отношение к печати, и ребенок способен воспринимать эти написанные символы и придавать им смысл из-за раннего языкового развития.

Влияние речи на эмоциональное развитие

Развитие языка также важно и в способности ребенка выражать и передавать эмоции. Это начинается с лепетания и воркования младенца и связью, которая строится между ребенком и его воспитателями

Ранняя речь состоит больше из криков, выражающих потребности, и постепенно уступает место большей вербализации. Когда языковое развитие ребенка улучшается, обычно эмоциональных всплесков и истерик становится меньше. Ребенку, который может выражать эмоции через слова, будет легче справиться со школьными и учебными задачами, и он будет более успешен в школьной социальной среде.

Что включает данная система обучения?

— это база для развития вербального интеллекта. Ваш ребёнок не просто научится читать с рождения (это, пожалуй, приятный «побочный эффект»)

Главное, что занятия по этому комплекту тренируют внимание, память малыша, улучшают его остроту и скорость мышления, а также очень полезны для развития слуха и зрения в раннем возрасте. С этого комплекта рекомендуется начинать обучение

Пусть вас не пугает то, что комплектов три — занятия по ним несложно встроить в ваш обычный образ жизни, ведь одна игра по комплекту занимает от 5 секунд до пары минут. Такая система раннего развития подразумевает определённую регулярность занятий — в день по «Чтению» рекомендуется 3-5 мини-уроков, по «Говорим с пелёнок» 1-2, «Карточки Домана на DVD» можно смотреть 3 раза в день по 5 минут. Но в среднем такие занятия требуют не больше одного часа в день.

Этапы развития речи

С рождения малыш начинает познавать мир

Двухмесячные дети кричат, привлекая к себе внимание матери. С четырех месяцев начинается активное «гуление», после полугода – лепет

В год малыш произносит первые осознанные слова, начинает накапливать их запас, постепенно улучшается произношение. В этом возрасте многие дети сокращают слова, меняют местами буквы и окончания, переставляют слоги.

К трем годам ребенок произносит простые предложения, может вести диалог, рассказывать об увиденных предметах, оценить ситуацию. В четыре года речевой запас расширен и дитя торопливо делится своими впечатлениями.

К пяти годам ребенок владеет достаточным словарным запасом. Он может пересказывать сказки, читать стихи, петь песни.

Качества письменной речи

Письменная речь, как и устная, также должна быть понятной, логичной, интересной, грамотной, эмоциональной, достаточного объема, чтобы читатель понял главные мысли и выводы пишущего. Если автор приводит какие-то факты, то они должны быть обоснованными ссылками на первоисточники и доступными для понимания читателя.

Типичными недостатками письменной речи, воспринимаемыми как неграмотность автора, являются скудная лексика (недостаточный словарный запас), неточное словоупотребление вследствие чего мысли формулируются нечетко; тавтология, речевые штампы, канцеляризмы, стилистические, пунктуационные, грамматические ошибки, наличие нелитературных слов и выражений.

Конкретные требования к качествам устной и письменной речи, ее оценка во многом зависят от того, какую функцию в данный момент речь выполняет, в какой обстановке происходит речевой контакт (приватный разговор или публичное выступление), на какую аудиторию рассчитана (детскую или взрослую), от темы и цели общения, от физического, эмоционального состояния коммуникантов.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Речь человека развивается поэтапно. Ее становление начинается с самого рождения. Отечественный психолог и лингвист Алексей Леонтьев выделил ряд важных этапов формирования речи, через которые проходит малыш: подготовительный, преддошкольный и дошкольный.

Подготовительный охватывает отрезок времени от рождения до года, он подразделяется на 3 этапа:

крик. С его помощью новорожденный общается с окружающими людьми. Это первая голосовая реакция. Ею ребенок говорит маме о своем дискомфорте. Благодаря крику тренируются артикуляция, голос, дыхание;

гуление. Длится до шестимесячного возраста. Младенец воспроизводит определенные звуки, их вариации (а-гы, бу-у-у, а-гу)

На этом этапе важно поддерживать желание ребенка общаться. Для этого родителям следует повторять сказанное малышом;

лепет

Этот этап длится до года. Является завершающей стадией подготовки младенца к полноценной речи. Дети начинают произносить повторяющиеся слоги (ма-ма, ва-ва, ба-ба, да-да, па-па). Сначала простые слова ребенок выговаривает неосознанно. Но уже к 10-12 месяцам дети начинают осмысленно употреблять «ма-ма», «ба-ба» и т.п.

Преддошкольный этап закачивается, когда груднички начинают осознанно произносить первые слова. Он длится с 12 месяцев до 3 лет. Первые детские слова носят обобщающий характер. Например, «дай» может означать просьбу, желание или предмет. Поэтому малыша пока понимают только члены семьи.

С полуторагодовалого возраста дети начинают выговаривать слова полностью, а не в усеченной форме. Продолжает пополняться лексикон. Малыши пытаются складывать простые слова в предложения без предлогов. Например, «Маша ам-ам» означает, что Маша хочет есть. К трем годам в речи формулируются вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?».

Малыши до трех лет активно пользуются жестами

Ребенок учится использовать предлоги, согласовывать слова в падеже, числе, роде. Четырехлетние дети уже общаются при помощи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Дошкольный этап формирования речи длится с 3 до 7 лет. Это время активного пополнения лексикона.

К концу дошкольного периода малыши правильно выговаривают все звуки и имеют широкий кругозор.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС

Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь дошкольника должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в дошкольном возрасте – это одна из первостепенных задач педагогов.

В детском саду каждая программа, направленная на развитие речи у дошкольников, подразумевает коммуникацию, общение с ребенком. Ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них, учится вести диалог и высказывать различные просьбы.

В этом возрасте необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок научился свободно и легко высказываться. Для обучения языку в детских садах практикуется проведение различных тематических занятий. Эти занятия включают в себя разные методики по развитию речи у дошкольников. 

Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

  • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
  • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
  • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
  • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
  • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений. Но одних только занятий в пределах детского сада недостаточно, развитие речи – это систематическая работа и только в повседневной жизни ребенок сможет накапливать словарный запас и набираться опыта в общении.

Когда учить ребёнка говорить?

Как и во всём, что касается раннего детского развития, оптимальный возраст для старта речевых занятий — с рождения и до года. На то есть несколько причин:

  1. Новорождённый говорить, конечно, ещё не умеет. Но он впитывает информацию как губка, поэтому активное общение формирует пассивный словарный запас ребёнка, которым он воспользуется в будущем.

  2. Речь, как известно, бывает устная и письменная. Это две стороны одной медали, поэтому раннее обучение чтению тоже развивает вербальный интеллект и навыки говорения. А методики обучения чтению рассчитаны как раз на возраст с рождения.
  3. Народная мудрость не зря создала столько потешек, колыбельных, мирилочек и шагалочек для самых маленьких. Разговоры с новорождённым, игры на развитие моторики, массажи и другие приёмы, которыми пользуются родители уже тысячи лет, создают вокруг малыша правильную речевую среду, которая стимулирует его на самостоятельное общение (желание коммуницировать и быть понятым).

Итак, развитие речи в раннем возрасте полезно и важно для малыша. Как же научить ребёнка говорить красиво и правильно?

Монологическая речь

Высказывание одного человека обращенное к слушателям называют монологической речью или монологом.

Признаки подобной формы речи:

  • продолжительность;
  • объем;
  • структура;
  • легко изменяемая тема высказывания.

Существуют два типа связного монолога:

  • адресованный слушателям (доклад, лекция, выступление на публике);
  • обращенный к себе, т.е. не предполагающий ответной реакции.

Владение монологической речью предполагает определенные умения:

  • использование речевых конструкций для толкового выражения своих мыслей;
  • повествовательные и описательные сообщения по теме, используя сюжетные картинки;
  • составление описательных текстов соответственно плану.

Методика развития монологической речи

Методика обучения связной монологической речи предполагает:

  • формирование у обучаемых определенных навыков выражения своих мыслей с помощью усвоенных материалов;
  • совершенствование навыков с помощью опорных упражнений.

Любые виды монолога – рассказ, описание, пересказ – предполагают некую опору.

Под опорой понимают:

  • ситуации;
  • подготовленный материал (вопросы, описания);
  • готовые тексты;
  • наглядные ситуации;
  • готовые конструкции;
  • логические схемы.

Советы специалиста

Все методики речевого развития ребенка подразумевает помощь родителей. То есть занятия с одними специалистами не дадут стопроцентного результата без участия родителей.

Та или иная программа должна закрепляться и прорабатываться в домашних условиях

Если соблюдать все рекомендации и уделять полноценное внимание малышу, то уже в скором времени ребенок начнет радовать своих родителей своими умениями и навыками

Каждое занятие должно происходить в форме игры. Иначе ребенок может попросту отказаться от обучения. Если малыш устал, то можно отложить поставленные задачи на другое время.

Всем детям очень нравиться общение и активные игры. Поэтому больше уделяйте малышам времени, разговаривайте с ними и играйте.

Выбирая садик

Познакомьтесь предварительно с тем, какая программа младшей и средней группы, выбранных вами детских дошкольных заведений. Пообщайтесь с воспитателями и директором сада. И только тогда определитесь, хотите ли вы, чтобы эти люди формировали сознание и речь вашей крохи.

Если малышу уже 5 7 лет, узнайте, по какому принципу формируется старшая группа, и что будут преподавать там. Но, если маленький уже привык к коллективу и воспитателям? Если вы считаете, что поздно менять садик, тогда вам придется взять многое в свои руки. Больше читать и общаться. Проводить время вместе, а может быть, и нанять няню-гувернантку. Согласовать с ней, какие книги читать и какие/как проводить занятия. Помните! Что никогда не будет второго шанса что-то переделать. Сейчас, и только сейчас в ваших руках настоящее золотце, которое, если вы умело отполируете, чтобы он смог засиять. И этот свет будет сопровождать его всю жизнь!

Согласитесь, тема нужная и полезная. Надеюсь, я помогла многим моим читателям и друзьям. И благодарна за ваш вклад в наше общее дело! А потому подписывайтесь на новости, читайте и те темы, о которых мы говорили раньше! Если у вас есть друзья, которым не помешает стать участником наших дискуссий, приглашайте и их. Всем всегда рада!

Пока!

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно, наряду с мышлением, усложняется по ходу деятельности. Уровень речи напрямую зависит от наличия постоянного общения с окружающими.

К окончанию первого года жизни, ребенок издает осмысленные звуки, но чаще всего он выражает свои потребности и желания. Понимание речи хорошее. Уже к полутора годам малыш обозначает предмет словом, а еще чуть позже прибавляет действие к слову. (“Дай мяч”)

Следующий год жизни обусловлен быстрым развитием темпа речи, словарный запас обогащается, активно вступает диалогическая речь, особенно в совместной деятельности.

К четырем-пяти годам ребенок начинает активно пользоваться монологической речью и односторонним диалогом. Озвучиваются все игрушки, с разными интонациями, подражая взрослым.

В дошкольный период происходит самое активное развитие речи ребенка. Его высказывания становятся более осмысленными, наполненными подробностями и наблюдениями. Потребность в общении возрастает, ребенку необходимо делиться потоком информации, которая проходит через него.

В высказываниях присутствуют синонимы, местоимения, сравнения и определения. Словарный запас неуклонно растет.

Строение речевого аппарата

Физиологической основой речи является тонкий механизм взаимодействия двух ее отделов — центрального и периферического.

Центральный отдел речевого аппарата располагается в нескольких структурах головного мозга:

  • В височной части левого полушария расположен центр Вернике, где происходит анализ и различение звуков, их количества и порядка звучания в словах.
  • Центр Брока (нижняя лобная извилина, ее задняя треть) — посредством нервных импульсов руководит работой речевых мышц, благодаря чему осуществляется плавный и последовательный характер их движений, а также контроль их положения.
  • Подкорковые ядра создают основу для образования врожденных голосовых рефлексов, на базе которых формируется произвольная речь. Подкорковые ядра экстрапирамидной системы регулируют работу речевых мышц. Плавность речи, ее темп и эмоциональность, высота голоса реализуются подкорково-мозжечковыми ядрами.
  • Координация движений и мышечный тонус голосового, дыхательного и артикуляционного отделов обеспечивается работой мозжечка.
  • Ствол головного мозга иннервирует органы периферического отдела речевого аппарата.

Периферический отдел включает в себя три отдела:

  • дыхательный (обеспечивает как физиологическое, так и специфическое речевое дыхание);
  • голосовой, или фонационный — образует голос;
  • артикуляционный — осуществляет произнесение речевых звуков.

Физиологическая основа методики развития речи полагает, что многие причины речевых дефектов являются следствием нарушений в строении и взаимодействии центрального и периферического отделов речевого аппарата.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий