Обижают в школе: как помочь ребенку, правильные действия

Как выбрать котёл, чтобы он согревал и радовал, а не ломался

Как разговаривать с учителем: алгоритм для родителей

Вести диалог можно по такому алгоритму:

  1. Оцените ситуацию из нейтральной позиции. Сухо, без эмоций изложите суть проблемы, как ее видите вы. Выскажите свою гипотезу относительно возможной причины проблемы.
  2. Расскажите о своей потребности. Предложите варианты удовлетворения потребности. Спросите, что учитель может предложить.
  3. Далее переходите к договору. Проговорите, что со своей стороны будете делать вы, родители, а что — учитель.

Сравните две стратегии ведения разговора:

  1. Обвинения и указания: «У всех, кроме двух человек, в классе двойка за контрольную! Да вы, получается, детей вообще ничему не научили! Испортили класс! К вам такой сильный класс пришел из начальной школы! Объясняйте материал лучше!».
  2. Поиск причин и сотрудничество: «Вам не кажется странным такое резкое падение успеваемости? Как вы думаете, в чем причина? Они ведь не могли настолько испортиться за одну четверть. Может быть, вы нам что-то посоветуете? Можем мы чем-то помочь со своей стороны? Очень хочется, чтобы успеваемость была на прежнем уровне».

Еще пример:

  1. «Предыдущий учитель всегда записывала домашнее задание в электронный журнал! Сейчас же, как ни зайдешь, нет задания! Это ваша обязанность — заполнять журнал!»
  2. «Знаете, мы уже привыкли, и дети привыкли, что задание всегда можно посмотреть в электронном журнале. Очень сейчас не хватает такой возможности. Что-то можно сделать, чтобы задание там регулярно появлялось?»

Если вы обратили внимание, во втором варианте фигурируют вопросы. Вопросы создают пространство диалога

Мы общаемся, мы сотрудничаем, мы проясняем ситуацию, мы вместе ищем решение. Конечно, не все вопросы обладают таким эффектом. Бывают вопросы, которые только усугубляют конфликт, приводят в тупик. Почувствуйте разницу.

Вопросы, которые выводят к решению:

  • «Интересно, почему вдруг так много двоек за эту контрольную?»
  • «Как мы можем сейчас исправить ситуацию?»
  • «Может быть, существует какое-нибудь упражнение для отработки этого навыка?»
  • «А можно еще пару примеров для прояснения?»
  • «Какой учебник вы можете порекомендовать?»

Вопросы, которые заводят в тупик:

  • «А вам не кажется, что здесь ваша вина?»
  • «И вы считаете, что вы умеете работать с детьми?»

Вопросы, которые заводят в тупик, не подразумевают поиска решения. Они подразумевают поиск виноватого. Виноватый старается защитить себя (инстинкт самосохранения), и в этот момент о другом человеке и его потребностях он думать не может. От виноватого обычно мало пользы.

Признаки, что надо насторожиться

Ребёнок замыкается, становится всё более мрачным, напряжённым, агрессивным. Нет смысла списывать на “переходный возраст”. Даже в переходном возрасте у длительного периода подавленного настроения или постоянного раздражения есть реальные причины. Необязательно, конечно, конфликт с другими детьми или учителем – может быть, это лично ты ребёнку пространства недодаёшь или у чада несчастная любовь
В любом случае, обрати внимание.
Ребёнок постоянно ищет причины, чтобы не ходить в школу

В норме дети видят берега и осторожно пользуются предлогами, чтобы прогулять занятия, а тут – на неделе два дня голова болит, два дня пятка, и ещё денёк признаки скорой смерти обнаруживаются
Когда не удаётся уклониться законно, ребёнок может начать прогуливать или серьёзно опаздывать к началу занятий.
Из школы почти постоянно чадо приходит само не своё, то бледное, то красное, то со случайным синяком. Куртки и школьная форма постоянно рвутся, вещи постоянно теряются с концами, ранец постоянно превращается в пыльный мешок… Заметила, сколько раз тут повторилось слово “постоянно”? Оно ключевое

Время от времени потерять кроссовок или упасть с лестницы носом вперёд может каждый. Нюанс именно в том, как часто это происходит.
На школьных вещах могут появляться странные, непристойные или оскорбительные надписи, в учебнике всегда аккуратного ребёнка уже в начале года пририсованы шариковой ручкой рожки и усы всем портретам, тетради то и дело портятся идиотскими размашистыми рисунками.
Резко снизилась школьная успеваемость. Даже по самым любимым предметам – двойки и тройки. Ребёнка не тянет делать домашние задания – не то слово. Ребёнка вообще мало на что тянет. Закроется в комнате или в уголок забьётся и молчит или в планшет таращится. Заставишь сидеть над тетрадями – точно так же будет таращиться на чистый лист. О чём думает – неясно.
У младших школьников может пропадать аппетит, появиться энурез. Подростки могут стать неряшливыми до крайности. Если подросток “пишущий”, у него можно обнаружить повторяющийся сюжет (в рассказах, комиксах) о том, что главного героя травят. Известен случай, когда девочка выписала этот сюжет в сочинении на вольную тему… Но этого крика о помощи никто не заметил.

Признаки того, что ребенка обижают в школе

40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками

Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке. Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:

  • Ребенок не хочет идти в школу, ищет любой повод, чтобы остаться дома. Часто жалуется на плохое самочувствие.
  • Любые разговоры на около школьную тему портят сыну или дочке настроение. Когда речь заходит о том, что мама или папа хотят сходить в школу, ребенок реагирует агрессивно, всячески отговаривает от этой идеи.
  • Замкнутость, подавленное состояние. Если прежде веселый, общительный ребенок становится угрюмым, к нему перестали приходить в гости друзья, а когда кто-то из них звонит, он просит сказать, что его нет дома — это должно насторожить родителей.
  • Любые признаки стресса: отказ от еды, нежелание выходить из своей комнаты, ночные кошмары.
  • Травмы, синяки, царапины, которые ребенок не может объяснить, либо на вопрос «Откуда?», отвечает откровенно глупо — «Не помню», «Так получилось»…
  • Систематическая порча вещей: порванный рюкзак, испорченная одежда, обувь, школьные книги, тетради.
  • Ребенок просит деньги и не может объяснит, на что они ему нужны. Дети, подвергающиеся травле, часто пытаются подкупить обидчиков, платят «дань» за то, чтобы их не обижали.
  • Несвойственное поведение — грубость, сарказмы, недоверие, неуважение к близким.

Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».

Горожане – о том, как они решали проблему

Алексей, папа шестиклассника:

– С прошлого года у сына начались проблемы со зрением и врачи прописали ему очки. Покупая их, мы не предполагали, что это станет предметом шуток у одноклассников. Сын приходил из школы, рассказывал, что его называют очкариком, четырехглазым. Тогда я рассказал ему историю моего друга, которого в детстве тоже дразнили из-за очков

Сначала друг бурно реагировал на обидные слова, но потом перестал обращать на них внимание или вместе со всеми смеялся над «оригиналь-
ностью» очередной шутки. Обидчикам стало неинтересно, и они переключились на другого

Сын сказал, что поступит так же. Теперь ребенок с удовольствием ходит в школу, а с одним из обидчиков даже подружился.

Елисей:

– Меня дразнили в школе до 11-го класса. Я пробовал рассказать учителям, родителям, но безрезультатно. Учителя говорили с одноклассниками, объясняли, что так делать нельзя, но от таких бесед становилось еще хуже: обидчики начинали еще больше дразниться. Родители говорили, что я должен сам за себя постоять, и поэтому никогда не вмешивались. В младших классах, когда меня дразнили, я плакал, потом начал давать физический отпор. Было столько злости и обиды, что хотелось отомстить всем на последнем звонке. Но потом я понял, что обидчики не стоят моего внимания. Отпустил все обиды и не реагировал на очередную «шутку».

Виктория, мама третьеклассницы:

Опыт мам: что делать, если ребенка обзывают?

 

На форуме портала ННмама.ру развернулась дискуссия на тему: как ребенку реагировать на оскорбления и «дразнилки»?  

veranik: «Я бы рекомендовала сначала почувствовать то, что чувствует ребенок и показать, что видите его чувства и понимаете их. Когда ребенок понимает, что он в своих чувствах не один, тогда ему становится легче. Когда мы просто рекомендуем не обращать внимания ребенку, он все равно там в воде один остается, а мы типа с берега советы даем….Во всяком случае, я это вижу так».  
По ее словам, когда дочку обзывали по фамилии, она сначала показала, что полностью разделяет чувства, потом, когда этот этап в разговоре прошли, показала, что если обижаться, то они так и будут продолжать. 

«А если не откликаться на прозвище, то им придется научиться называть по имени. То есть если подходят и говорят: «Мороз, дай тетрадку! Ответ один: «Меня зовут Катя». Строгим тоном. Сработало не сразу, но сработало», — говорит veranik.  

Naskaaa советует сказать ребенку, что «тот, кто обзывается, невеликого ума, глуп и не воспитан». 

«Ребенку посоветовать на таких товарищей не реагировать. Если им не отвечать, то развития не будет. Никогда не учу жаловаться…не люблю ябед и доносчиков. Обзываться в ответ тоже не вариант, разовьется конфликт 99,9%», — считает она.  

Признаки проблемы.

Лучше раньше заметить проблему и начать ее решать. К сожалению, ребёнку трудно выразить свои чувства, а взрослым не хватает проницательности. Конечно, ответственность за воспитание уравновешенного человека лежит в первую очередь на обоих родителях, а не на школьных преподавателях и обществе. Отцу и матери нужно хорошо знать свое чадо и анализировать любые изменения в его настроении, словах и поведении.

  • упадок настроения перед школой и после общения с определенными ребятами
  • появление депрессивных наклонностей в любое время, например
  • потеря аппетита
  • нарушение сна — слишком долгий сон или наоборот прерывистый и поверхностный,
  • слезы и истерики без веской причины или при легкой критике,
  • резкое обострение хронических заболеваний
  • категорический отказ идти в школу или явное оттягивание этого момента,
  • обособленность на переменах, в столовой.
  • отказ ходить в столовую. Ребёнок «не может вспомнить» что кушал и что делал на перемене. (Возможно он был закрыт в туалете или подвергался агрессии, но не говорит об этом)
  • отсутсвие друзей среди одноклассников
  • отказ говорить про школу или одноклассников
  • отказ учавствовать в школьных мероприятиях
  • отказ ехать в летний лагерь с одноклассниками
  • потеря вещей и денег ( старшие дети могут отбирать их у младших). Ребёнок не может «вспомнить» как произошла потеря или придумывает явную ложь.
  • физические признаки — синяки и ссадины в местах явно не случайных, порезы и царапины ногтями других людей (хулиган бьет!)
  • грязная одежда, порванные и сломанные школьные принадлежности
  • сломанные новые вещи (агрессор ломает из зависти)
  • пропуски определенных уроков
  • отказ от подарков и новых вещей (человек с психологией жертвы не считает себя достойным чего-то нового и хорошего)
  • агрессивное отношение к животным (жертва срывает свою обиду на более слабом)

Возможно, взрослые заметят и другие тревожные сигналы и смогут вовремя среагировать

Важно быть наблюдательным. Периодически полезно разговаривать с разными учителями о своём малыше, спрашивать про успехи и поведение, отношения с другими ребятами

Полезные свойства ДМАА

Преимущества DMAA никогда не ставились под сомнение, тем более что комплекс обеспечивает именно то, что обещано. Являясь мощным стимулятором, он вызывает резкие скачки энергии и стимулирует спортсменов к исключительно активному проведению тренировок.

Первоначально он был предложен для лечения носовых пробок, но теперь служит в первую очередь для улучшения тренировок спортсменов, помощи в потере веса и уменьшения симптомов СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

Стимуляция ЦНС

ДМАА стимулирует центральную нервную систему:

Повышает и улучшает когнитивные способности.
Улучшает внимание, концентрацию и чувствительность.

Именно поэтому некоторые специалисты и студенты используют его для улучшения самочувствия.

Приумножение энергии

В качестве стимулятора диметиламиламин также вызывает повышение уровня энергии и считается более эффективным, чем кофеин и другие природные стимуляторы. Не совсем известно, как DMAA увеличивает энергию, но это связано со стимуляцией адреналина.

Его структура напоминает эфедрин и адреналин, которые являются стимуляторами, естественным образом встречающимися в организме человека.

Улучшение настроения

Было доказано, что продукты, содержащие DMAA, увеличивают выработку нейротрансмиттера дофамина. А он в свою очередь отвечает за настроение и удовольствие. Прием ДМАА вызывает чувство эйфории, что поднимает настроение и человек чувствует себя счастливым.

Повышение выносливости

Это является результатом совокупного преимущества эйфории, повышенной энергии и повышенной концентрации внимания. Эти эффекты повышают толерантность к боли и могут обеспечить полноценную интенсивную поддержку во время сложных сеансов тренировок.

Как вести себя, если ребенка обижают

Сразу отметайте идею «Все уладится само собой». Не уладится

  1. Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне и готовы защищать его всеми возможными способами.
  2. Обратитесь к классному руководителю, выясните, что он знает о ситуации и как реагирует на неё. Если поддержки от учителя нет, идите к директору. Создавать здоровую благоприятную атмосферу в школе — прямая обязанность администрации. Если администрация не справляется с этой задачей, идите «выше».
  3. Если имеет место физическое насилие и есть его следы — синяки, ссадины, царапины, пройдите медицинское освидетельствование и зафиксируйте их. Затем обратитесь в полицию, ведь за такие действия предусмотрена криминальная ответственность.
  4. В случае психологической травли, скажите ребёнку записать на диктофон (он есть в каждом телефоне) оскорбления, унижения, угрозы. Это также будет доказательством, если дело дойдет до официального разбирательства с привлечением соответствующих органов.

Будьте готовы, что сын или дочь станут всячески сопротивляться вашему вмешательству в ситуацию. Подберите правильные аргументы, объясните, что без взрослых такие проблемы решить невозможно. Приведите примеры (в Сети их предостаточно) трагических финалов подобных ситуаций. И, самое главное, убедите ребенка, что его вины в происходящем нет.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

В самом начале следует отметить, что не каждый ребенок, терпящий издевательства со стороны одноклассников, расскажет об этом родителям. Понять, что проблема имеет место, можно по некоторым особенностям поведения.

К ним относятся:

️ Плохой сон ребенка.

️ Нежелание ходить в школу.

️ Плаксивость без видимого повода.

️ Агрессивность.

️ Постоянно пропадающие вещи (ручки, карандаши, учебники и т. д.)

Особенно внимательными следует быть родителям, чьи дети имеют нестандартную внешность (рыжие, слишком высокие или низенькие, страдающие лишним весом и т. д.) либо определенные физические особенности (к примеру, плохое зрение, оттопыренные уши, заикание). Они чаще других подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Также в группе риска ребята из бедных семей, не имеющие возможности похвастать новеньким айфоном или модной одеждой.

Как помочь ребенку, если его обижают сверстники?

Итак, если проблема выявлена, ее однозначно нужно решать. Закрывать глаза нельзя, ведь речь идет о детской психики. Как показывает практика, из тех, над кем издевались в школе, вырастают как маньяки-убийцы, так и успешные люди. И здесь очень многое зависит именно от родителей, чья поддержка необходима ребенку как воздух.

Но решать проблему – это совсем не обязательно бежать в школу и наказывать обидчиков. Такой вариант если и уместен, то только в младших классах, когда для малышей взрослый еще авторитет, и можно попробовать поговорить с забиякой или его родителями.

В случае же с подростками своим вмешательством подобного рода мама с папой только навредят. Одноклассники, узнав о том, что взрослые пришли защищать их жертву, будут еще сильнее унижать «маменькиного сынка».

Первое что нужно сделать в любом случае, это поговорить со своим ребенком по душам и узнать, хочет ли он, чтобы родители вмешались в ситуацию.

Возможно, речь идет о по-настоящему страшных вещах и потребуется помощь не только матери и отца, но еще и полиции. Если ответ «да», то необходимо узнать, как именно взрослые могут посодействовать в решении проблемы. И дальше действовать по ситуации.

Родителям «забитых» детей психологи советуют в любом случае:

️ Записать свое чадо на спортивную секцию, где ребенок научится не только постоять за себя, но и выстраивать отношения со сверстниками.

️ «Подбрасывать» ему поучительные книги и фильмы, где героев обижали, но в итоге они оказывались победителями.

️ Пообщаться с классным руководителем и рассказать ему о проблеме – педагог обязан принять определенные меры в данной ситуации.

️ Чаще разговаривать с ребенком, быть откровенными, рассказывать о собственной юности с ее поражениями и победами.

️ Всячески поддерживать стремление заводить друзей и создавать удобные ситуации (приглашать одноклассников ребенка домой, водить чадо на всяческие мероприятия, где он может познакомиться со сверстниками, и т. д.).

Детей обижают в школе? Ответы психолога

В самом крайнем случае, если совсем ничего не помогает, следует подумать о смене класса или даже школы

Но очень важно помнить и родителям, и детям, что от себя не убежишь. И, как правило, переход в новый коллектив ничего не дает – человек, не умеющий заставить себя уважать, снова станет «мальчиком для битья»

Тем более, что к новеньким обычно отношение подозрительное априори. Поэтому желательно все же постараться решить проблему менее кардинальными способами.

Любовь, уважение и поддержка родителей способны сделать лебедя из каждого гадкого утенка!

Переводить ли ребенка в другую школу, если его обижают

В нашей истории нам пришлось обратиться к психологу, нам порекомендовали хорошего психолога, с которым ребенок занимался пол лета. Мы решили сменить обычную школу на гимназию. Поэтому летом мы еще и занимались с репетитором по английскому и математике, так как там совсем другая программа.

Пошли мы в другое учебное заведение с 1 сентября. Мы с мужем всячески выражали поддержку дочке, мы настаивали ее на позитив, мы общались с ней постоянно. Мы говорили чтобы не случилось мы на ее стороне.

Попали мы к прекрасному учителю. Эта женщина «учитель от Бога», очень организованно все. До сих пор встречая ее на улице, выражаю слова благодарности.

Конечно, с начала были недомолвки, мальчик ударил дочку книгой по голове. Муж сразу же подошел к учителю, и мальчику. Он не ругался и не кричал, спокойно все объяснил мальчику «обидевшему» нашу дочь. В итоге, дочка с ним подружилась, и на второй год они уже были друзьями.

Ну и само учебное заведение мы выбирали тщательно, решили что мы будем платить деньги за обучение, но дочка будет учиться в комфортных условиях. Кстати, если в нашей государственной школе не было психолога, то там психолог приходила к детям на уроки и проводила занятия. Приходила на собрания, и читала лекции родителям по поводу общения с детьми и многие другие моменты.

Дочка стала веселая, активная, стала посещать кружки, у нее появились подруги. Даже мальчики дружат и общаются с нашей дочкой. То что было раньше, и то что я вижу сейчас, небо и земля.

И говорить о том, что перевести в другую школу, убежать от проблем, ошибочно

Важно выбрать хорошую школу, где не 50 учеников в классе, а 21, как у нас

Где класс делят на 2 группы, и учитель успевает уделить внимание каждому ученику

Но ситуации бывают разные, и если вы решили все вопросы правильно, то можно не переводить в другую школу.

Необходимые меры с чутким сердцем и холодным разумом

Не спорю, первая реакция мам подобна защите своих детёнышей волчицами: готовы порвать всех. Но не стоит с праведным гневом сразу бежать и увольнять учителей и строчить заявления в полицию. Зачастую такая спешная реакция родителей приводит к отрицательному результату – ребёнка в отместку начинают обижать ещё сильнее и злее.

Восстанавливать справедливость и отвоёвывать место под солнцем нужно с умом и юридически грамотно.

  • Что делать родителям в первую очередь? Психологи советуют вывести ребёнка на откровенный разговор! Как часто такая проблема решается путём простого объяснения, что именно неправильное поведение школьника к своим окружающим служит причиной негативного к нему отношения. И не придётся никому угрожать, никого увольнять и краснеть за своё не совсем воспитанное чадо.
  • Если ваш ребёнок настоятельно просит не вмешиваться и уверен в собственных силах, дайте ему шанс. В конце концов, вы не сможете постоянно быть для него защитой. Договоритесь с ним о том, что при малейшей угрозе он даст вам об этом знать.
  • Когда ребёнок чувствует, что сам с ситуацией не справится, находим обидчика и пытаемся поговорить, чтобы понять, можно ли исправить ситуацию. Обычно, такой «взрослой стрелки» для младших школьников бывает достаточно, они даже иногда начинают уважать своего одноклассника за таких классных родителей.
  • Иногда требуется доверительная беседа с родителями задиристого отпрыска, тоже неплохо помогает. С подростками возрастом постарше такие разговоры могут не прокатить.
  • Убедились, что «дело – не уха»? Издёвки продолжаются, а педагоги стоят в стороне и молчат? Советы юриста: пишем официальное заявление на имя директора и идём смотреть «глаза в глаза». Нередко принятые руководителем административные меры приводят к настойчивой активности классного руководителя в наведении дисциплины в классе.
  • Директор школы не готов выносить сор из избы? Берём ручку и пишем неприятную бумажку в Департамент образования. Только тут вам придётся подготовить запасный выход: скорее всего, школу придётся поменять. Да и зачем вам такое учебное заведение, в котором правит подростковое хулиганьё, а не профессиональные педагоги?

«Зачем тогда писать, не проще ли сразу уйти?» – спросите вы. Нет! Не проще. Нельзя оставаться в стороне. Завтра вы столкнётесь с этими подросшим «хозяевами жизни» в другой ситуации, более серьёзной. Безнаказанность – путь к вседозволенности.

Простые обиды перешли в разряд угроз жизни и здоровью? Незамедлительно идём в полицию, тут обычными административными мерами на уровне школы уже не обойтись. В большинстве случаев привлечение людей в погонах ставит точку в надругательствах. На период разбирательства постарайтесь оградить ребёнка от встречи с обидчиками, чтобы на него не оказывалось давление.

Почему обижают?

В детских коллективах свои ценности и восприятие разнообразия. Иногда дети не обращают на существующие различия между ними, но иногда отличие от других — повод для насмешек. Такие же ситуации встречаются и у взрослых.

Причины для насмешек:

  • другая национальность или культура (цвет кожи, разрез глаз, овал лица)
  • вес (слишком полный или худой), рост (слишком высокий или низкий)
  • дефекты речи (заикание, плохая дикция)
  • отличие в нравственных принципах (один некурящий в классе курящих, одна девственница среди девушек, ведущих раннюю половую жизнь и т.д.)
  • отличие в материальном состоянии (слишком бедный или богатый)
  • оценки (очень умный или постоянный двоечник)
  • разные интересы и предпочтения (мальчик — музыкант вызывает насмешки у мальчиков — спортсменов, девочка — отличница по математике вызывает зависть у девочек — гуманитариев)

Возможные мотивы серийного обидчика

Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?

«Все так делают»

Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.

Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.

«Пусть лучше он, чем я»

Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.

Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».

«Он сам виноват!»

Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.

Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.

Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?

Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.

«Это весело»

Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.

Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.

«Он первый начал!»

«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.

Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода

И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.

Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.

Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.

29.03.2019
 
Подготовила Надежда Лукашова
  
  о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, ребенок и родители

Ребенка обижают. Как действовать правильно?

Итак, в подобной ситуации родителям нужно было:

  1. Высказать одобрение ребенку за то, что он рассказал о случившемся. Укрепить новое убеждение: «Родителям всегда можно все рассказывать и тем более жаловаться. Это нормально. Взрослые люди тоже обращаются за помощью, если не могут справиться сами».
  2. Научить ребенка, как действовать в таких ситуациях. Дать некий речевой алгоритм, что говорить обидчику. Например, предупредить его, что последствия будут неизбежно: «Еще раз, и я скажу своей маме! Она позвонит твоей!». (Обидчик ведь был убежден, что на него не будут жаловаться, а значит, никакого наказания не последует.)
  3. Сообщить учителю факт, о котором вам стало известно. Можно сказать о своих чувствах по отношению к ситуации (к ситуации, а не к учителю!). Без обвинений. Попросить взять ситуацию под свой контроль. Общий посыл такой: «Я хочу, чтобы мы были союзниками в решении этого вопроса». Спросить: «Как мы можем предупредить подобные инциденты?».

Не надо диктовать учителю, что она должна делать, но важно выслушать ее. Скорее всего, учительница сама скажет: «Я поговорю с мальчиком

Я поговорю со всем классом. Я поговорю с родителями этого мальчика».

  1. Далее надо держать руку на пульсе. Ситуация должна измениться. Если ситуация не изменится, тогда уже следующий шаг — разговор с администрацией. Но опять-таки на конструктиве, без крика. Сообщаем факты, без эмоциональной окраски: «Мы предприняли это и вот это. К сожалению, ситуация не изменилась. Что вы можете нам посоветовать с высоты вашего опыта? Как нам поступить?».

Давать волю эмоциям и идти на открытый конфликт можно, если вы точно решили забрать ребенка из этой школы. Даже если вы недовольны работой педагога, даже если вы считаете, что он допускает явные педагогические ошибки, все же лучше избегать прямых указаний на то, что, по вашему мнению, должен или не должен делать учитель. Это воспринимается как нападение. (Если, конечно, ваша цель не ссора, а удовлетворение потребности.)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий