Как вести себя с ребёнком во время кризиса 3 лет

Отзывы об Ациполе Актив

Как вести себя родителям?

Родители часто оказываются не готовыми ккризису трех лет. Психология остается наукой, далекой от обычной жизни. Поэтому часто к психологам обращаются, когда ситуация стала опасной и исправить ее сложно. Чтобы этого не случилось, взрослые должны подготовиться к вызовам кризисного возраста заранее.

Задача родителей— минимизировать давление на ребенка, мягко направлять его личность, позволяя приобретать нужные навыки. Родителям следует:

Придерживаться единого стиля воспитания. Часто в семье родители распределяют между собой роли доброго и злого взрослого: один запрещает, а другой разрешает. Это путает детей, не позволяет выработать стратегию поведения. Малыш может бояться строгого родителя, а доброго заставлять выполнять свои капризы.
Находить компромиссы

Дети не умеют приводить убедительные доказательства своей точки зрения, но им важно научиться отстаивать свое мнение. Важно давать им почувствовать себя победителями спора, слегка уступая желанию.
Уступать в мелочах

Чтобы не потерять родительский авторитет в действительно важных ситуациях, следует позволить делать самостоятельный выбор в нейтральных: например, разрешить самому выбрать игрушку, которую малыш возьмет на прогулку, но настоять на необходимости надеть теплую куртку.
Не навязывать свою помощь. Даже если у малыша не получается выполнить какое-то действие, важно дать ему возможность хотя бы попытаться. Взрослый может предложить свою помощь, но не навязывать ее.
Быть терпеливыми. Капризы малыша — не проявление плохого характера. Если спросить у крохи причину плохого поведения, ребенок не сможет ответить, поскольку сам еене знает. Чтобы снизить психологическое напряжение, полезно закреплять ежедневные ритуалы: укладывать малыша спать в одно время, позволять брать в постель любимую игрушку. Но если он начинает капризничать, можно позволить нарушить расписание.
Использовать игровые приемы. Единственный способ детей овладеть новыми навыками — разучить их во время игры. Действия следует подавать в игровой форме: например, не заставить убирать игрушки, а устроить соревнование на скорость.
Воспринимать ребенка, как самостоятельную личность. Родителям сложно воспринимать малыша, как отдельную формирующуюся личность. Но чем раньше это произойдет, тем проще малышу будет осознать ответственность за собственные действия, научиться принимать собственные решения.

При острых периодах развития личности взрослые должны быть особенно чуткими и понимающими, но не позволять детям манипулировать собой. Вседозволенность и постоянное давление вредны. Чтобы не помешать нормальному развитию ребенка, родителям не стоит:

  • запрещать проявление негативных эмоций;
  • сравнивать ребенка с другими детьми;
  • применять физические методы наказания.

Главный навык, который должен получить малыш по окончанию кризиса — приобретение первичной самостоятельности. Поэтому родительский авторитет должен быть гибким.

Проявлять настойчивость следует только в случае реальной опасности. Ребенок должен понимать, в какой ситуации ему нужно безоговорочно слушаться родителей, а в какой можно принять самостоятельное решение.

Например, если малыш, заигравшись, не смотрит по сторонам, и рискует выбежать на проезжую часть, родитель может и должен окрикнуть, схватить за руку и отвести подальше от опасного участка пути. Скорее всего ребенок испугается и будет капризничать. Эту вспышку протеста нужно переждать и после обязательно объяснить ему, почему выбегать на дорогу нельзя. Так у него сформируется связь между резкой реакцией родителей и реальной опасностью. В дальнейшем родителям достаточно будет слегка повысить голос, чтобы у ребенка сразу же возникла ассоциация с опасностью и потребность в послушании.

Сложности в воспитании в этот период

Родители в шоке. Их малыш, некогда такой милый и послушный, вдруг становится непохожим на себя. Демонстрирует резко негативное поведение. Наряду с этим, происходят вкусовые изменения ребёнка. Всё, что прежде вызывало у него восторг, оставляет равнодушным либо приводит в ярость. Родители не понимают, что происходит. Главный вопрос, который они задают себе:«Что случилось с нашим ребёнком?». Он демонстративно ломает свои любимые игрушки, вызывающе себя ведёт, перечит папе и маме, делает что-то назло, cловно проверяя реакцию взрослых: «А что, если…».

Во время кризиса 3 лет ребёнок может отказаться от любимых прежде вещей, еды и развлечений

Истерики, манипуляции

Кто из нас хотя бы раз не видел следующую сцену: на детской площадке малыш бросается на землю, требуя, например, машинку, а не лопатку. Кричит, бьётся в истерике. Под осуждающими взглядами и словами окружающих родители теряются. В этот момент чувство стыда ведёт их на поводу маленького провокатора. Ребёнок понимает, как можно быстро получить желаемое. И, ощущая свою власть над обезоруженными в этот момент взрослыми, делает всё, что ему хочется. Эта схема откладывается в его сознании.

Разногласия родителей в вопросе воспитания

Родители, сами того не осознавая, иногда провоцируют психологические проблемы у своих детей. Так, противоречивое воспитание в семье оказывает негативное влияние на формирование личности. Сколько примеров можно привести, когда взрослые не могут прийти к общему знаменателю в вопросе воспитания собственного чада. Отсюда споры, непонимание, двойные стандарты и невозможность определить рамки дозволенного.

Если в семье один из родителей жёстко контролирует ребёнка во всём, не давая шанса на малейшую ошибку, а второй всё позволяет, то вряд ли ребёнок может понять, что же от него хотят, что есть норма и каких правил придерживаться. Он начинает приспосабливаться к ситуации, ищет защиты у одного родителя от другого. Ни к чему хорошему это не приведёт. Родители должны суметь договориться в первую очередь между собой. Иначе это вызовет конфликт между ними, что опять же скажется на эмоциональном и психологическом состоянии ребёнка.

Скандалы между родителями негативно отражаются на психологическом здоровье ребёнка

Подавление естественной активности малыша

Ещё одна нередко встречающаяся ситуация: родители «победили» — сумели своими активными действиями подавить волю ребёнка. Он становится тихим, послушным, абсолютно безынициативным. Малыш понимает, что лучше не выделяться, не пытаться что-либо сделать. В его понимании именно так он будет хорошим в глазах родителей. Это ещё одна крайность, которая в будущем сделает ребёнка не свободной и самодостаточной личностью, а забитым и полным комплексов человеком.

Боязнь потери близкого человека

Нередко в вопросах воспитания родители совершают грубые ошибки, в силу, может быть, своей неопытности. Конфликты между мамой и папой — серьёзное испытание для маленького человека. Каждый из родителей, вольно или нет, пытается перетянуть малыша на свою сторону, не понимая, насколько большую и недетскую ответственность возлагают на него. Ребёнка пугает вероятность потерять папу или маму, одинаково сильно им любимых. И, как следствие, он пытается быть максимально хорошим в глазах взрослых. А бывает и наоборот: малыш демонстрирует плохое поведение, что объединяет родителей, и они пытаются найти совместное решение проблемы.

Развод в семье, пережитый ребёнком в раннем детском возрасте, разрушителен для хрупкой и несформировавшейся детской психики. Но и совместное пребывание родителей ради ребёнка против их воли ни к чему хорошему не приводит. Ошибочно полагать, что в возрасте 3–4 лет дети ничего не понимают. У малыша формируется чувство глубочайшей вины.

Часто ребёнок считает себя причиной развода родителей

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам

Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года

Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы

Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее

Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости

В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет

Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным

Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже не смотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям.

Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.

Научитесь справляться с истериками ребенка

В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя. В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы. Ну а подробней о том, как можно справиться с детскими истериками вы можете прочитать в одной из наших статей.

Научитесь отказывать

Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать.

Навигация по записям

Прислушайтесь к специалистам

Кризис трех  лет – настолько серьезный период в развитии малыша, что ему посвятили множество научных работ и психологи, и педагоги. В своих публикациях специалисты исследуют причины и ищут наиболее безболезненные способы преодолеть опасный рубеж. Родителям нужно вовремя заметить приближение перехода на новый этап становления личности, не перепутать его с обычными капризами или болезненным состоянием ребенка.

В помощь мамам и папам Л.С. Выготский описал 7 симптомов детского кризиса, которые так и названы – «семизвездие».

  1. Негативизм. Малыш отказывается выполнять просьбы взрослых, сам решает, чьи требования можно игнорировать, а кого нужно слушаться. Часто негативизм как симптом кризиса трех лет направлен только на близких людей, а с посторонними ребенок ведет себя хорошо. Мама никак не может увести трехлетку с детской площадки. Незнакомый прохожий говорит: «Ты почему не слушаешься? Быстро беги домой!» – и ребенок сразу слезает с карусели.
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем и не перестает упрямиться, даже если понимает, что ему это невыгодно. Сын просит у мамы купить ему пластмассовую машинку. Женщина говорит, что эта игрушка неинтересная и показывает управляемый танк. Мальчик тоже понимает, что ему больше нравится танк, но упрямо требует уже ненужный автомобиль.
  3. Обесценивание. Ребенок ломает любимые игрушки, отказывается заниматься делом, от которого его прежде было невозможно оторвать. Бабушка поднимает с пола плюшевую игрушку и говорит, что зайчик плачет, ему жестко и холодно. Раньше малыш и спал, и ел с мягким другом, а сейчас выхватывает его и бросает в мусорное ведро.
  4. Строптивость. Малыш отвергает установленные правила семейной жизни и распорядка. Если все садятся за стол, он отказывается есть, даже когда голоден. Семья пообедала и собирается на прогулку, а он начинает кричать, что хочет кушать.
  5. Своеволие. Ребенок хочет все делать сам. Мама советует ему, что мелкие предметы удобно переносить в коробке или корзинке, но малыш упрямо хватает горсть деталей конструктора, несет в руках, по дороге все рассыпает.
  6. Протест-бунт. Ребенок начинает ссориться с взрослыми совершенно без повода. Посреди игры он может заявить маме: «Ты плохая, я тебя не люблю!».
  7. Деспотизм. Малыш становится настоящим диктатором, он хочет, чтобы все в семье происходило только по его желанию, родители подчинялись его требованиям. Мама говорит, что ей нужно срочно сделать очень важный звонок, она быстро закончит и прочитает ребенку сказку. Маленький тиран выхватывает из ее рук телефон и забрасывает его под кровать.

Кандидат психологических наук  В. А. Ильин рассматривает кризис трех лет с психосоциальной точки зрения. В этом возрасте малышу приходится контактировать и с взрослыми, и с другими детьми. Переходный период имеет большое значение для формирования умения общаться.

По Ильину, такой резкий перелом в поведении обусловлен 3 факторами.

  1. В развитии личности малыша начинается новый, очень важный этап.
  2. Взаимоотношения между ребенком и взрослыми резко становятся более разнообразными и сложными. То же самое происходит при его общении с другими детьми.
  3. Раньше дети воспитывались в семье, общаться в коллективе сверстников они начинали в школьном возрасте. Сейчас большинство малышей около 3 лет поступают в детские учреждения, где нужно уметь находить контакт не с 2-3 друзьями, а с целой группой.

Л. А. Петрановская рассматривает возрастной кризис 3 лет с точки зрения теории привязанности. С самого рождения малыш считал себя и родителей единым целым, и вдруг оказалось, что его и мамины желания могут быть абсолютно разными. Ребенок в ужасе, он всей душой любит родных людей – и одновременно стремится к проявлению самостоятельности. Сейчас только от взрослых зависит, сохранится ли крепкая привязанность между родителями и ребенком. Если мамина и папина позиция окажется правильной, теплые чувства не остынут и помогут выйти из любого конфликта. Если взрослые уподобятся трехлетке и начнут войну с ним, ребенок начнет бунтовать, стараясь взять на себя роль главы семьи. Ему не нужен этот тяжелый груз, маленький человечек хочет ощущать опеку родителей, но отношения между ними должны перейти на новый уровень.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется потребность в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит чувство вины и стыда, неуверенность в себе. Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Консультация для родителей, если ребенок не слушается, капризничает

В переломный для малыша период родителям следует понять, что смена поведения является нормой, она не свидетельствует о плохой наследственности или неадекватности. Ребенок растет и взрослеет, он требует к себе иного обращения и принятие его как личности. Поэтому маме и папе следует попробовать выстраивать с ним новый формат отношений. В этом помогут такие рекомендации:

  1. Воспитание в едином духе. В семье должна быть слаженность. То есть, если имеется запрет на то или иное действие, его должны поддерживать все – мама, папа, бабушки и дедушки. Нельзя разрешать то, что запретил другой взрослый, принимающий участие в воспитании малыша.
  2. Наличие последовательности в своих словах и действиях. Нельзя сегодня разрешать то, что было запрещено вчера. Ребенок должен понимать, что ему нужно ложиться спать в 10, газировку и вредные снеки кушать нельзя и т.д.
  3. Родители должны стать примером для крохи. Тяжело заставить кроху делать что-либо, неподкрепленное личным примером. Если мама не надевает шапку в холодное время, то почему малыш обязан?
  4. Следует запастись терпением и спокойствием. Не нужно реагировать на истерики ребенка криком или применять физические наказания.
  5. Дать больше свободы. Дети 3 лет хотят самостоятельности. Родителям нужно позволить им выполнять некоторые действия самому – одеваться, помогать в выполнении домашних обязанностей, даже если это займет много времени и создаст маме дополнительные хлопоты. Главное – не переходить допустимые границы (например, поджигать спички или самому переходить дорогу нельзя).
  6. Предоставить право выбора и участие в принятии решений. Если крохе не нравится одежда, которую ему надевают, пусть выберет вещи на свой вкус. Может, это будет выглядеть несуразно, зато сын или дочка будут довольны.
    Совет!Также при выборе игрушек или книг стоит учитывать мнение ребенка – при покупке вещей его стоит брать с собой.
  7. Снизить количество запретов. Малыш взрослеет, в 3 года он уже многое знает и умеет. Поэтому перестаньте на все попытки крохи познать мир отвечать запретом. Пускай он бегает по траве босиком, измеряет ногами глубину лужи, попробует на вкус песок на пляже. Оставьте только те запреты, которые помогают сохранить жизнь и здоровье.

И последнее – необходимо чаще проявлять свою любовь к ребенку. В период кризиса ему необходимо больше внимания, заботы и ласки. Обнимайте кроху, целуйте, говорите ему, как вы его любите, какой он для вас дорогой. Это способствует повышению самооценки малыша, а также установлению между вами близких и доверительных отношений.

Критическая масса знаний и умений

Примерно до двух с половиной лет малыш говорил короткими фразами, мог высказать, но не обосновать свои просьбы и пожеланиями. Спорить с взрослыми, не имея достаточного словарного запаса, очень сложно, единственным аргументом были слезы. Сейчас он может составить сложные предложения, сообщить о том, что он чувствует, как относится к чужим просьбам или поступкам. Примерно года в 3 у детей развивается умение хитрить. Ребенок трет глаза руками и хнычет в ответ на отказ дать ему конфетку. Всем кажется, что он расстроен и плачет, а хитрец через раздвинутые пальцы смотрит мультик по телевизору.

Трехлетний возраст знаменуется тем, что ребенок совсем по-другому начинает воспринимать сам себя. В нем формируется личность, имеющая право на собственное мнение и самостоятельные решения. В это время малыши очень любят вертеться перед зеркалом, им становится интересна внешность, наряды. Трехлетки не умеют ждать, они живут сейчас, а не в будущем. Девочке купили нарядное платье. Мама объясняет, что если сегодня пойти в нем на прогулку, вещь испачкается. Пусть повесит в шкафу, зато завтра на утреннике она будет самой красивой. А дочка хочет быть принцессой не завтра, а сию минуту, поэтому подарок вместо радости вызывает слезы.

Ребенок критически оценивает отношение к нему взрослых и не прощает несправедливости. Если мама сгоряча накричит на двухлетнего малыша, он поплачет и быстро забудет обиду. Через год у него проявляется гордость, и подобный незаслуженный окрик он может припомнить родителям и через месяц. Не думайте, что все пройдет само по себе, лучше извинитесь за свое неправильное поведение, чтобы инцидент был забыт.

Младенцы играют в кубики, песочек, катают машинки. С приближением кризисного периода начинается время ролевых игр. Куклы уже не просто подружки девочки, а семья: мама, папа, дети. Девочка разыгрывает сценки, которые видела в своем окружении. Прислушайтесь, как кукла-мама разговаривает со своими детьми, и вы будто увидите себя в зеркале.

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий