Период новорожденности

Кормление и уход

Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:

  • замедленный набор или потеря веса;
  • отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
  • прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
  • раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.

Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.

В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».

Антенатальное формирование ферментативных систем

Развивающийся эмбрион для своего развития, роста, дифференциации тканей, осуществления специальных функций требует большого количества энергии. Источником энергии являются процессы окисления. У плодов функционируют системы цикла Кребса, Эмбдена—Мейергофа, Варбурга—Кейлина. Для совершения этих процессов необходимо 20—30 различных энзимов, несколько коэнзимов, причем возникновение этих коэнзимов и энзимов сочетается с периодами наиболее интенсивного роста органов, и появление ферментов строго специфично. Цитохромоксидаза появляется вместе с началом формирования дыхательной системы. Запасы гликогена как источника энергии появляются вначале в плаценте и легких плода. В печени гликоген депонируется на 12—15-й неделе беременности. К 20—24 неделям печень становится единственным органом утилизации гликогена и берет на себя функции регуляции уровня глюкозы в крови. Фермент глюкозо-6-фосфатаза обнаруживается после 10-й недели беременности в печени. На сроке 15 недель этот фермеш находят в почках.

В период дифференциации тканей щелочная фосфатаза достигает максимума. Этот фермент имеет отношение к образованию примордиального фолликула. Мак-Кей (McKay) обнаружил наибольшую активность этого фермента в период формирования нервной трубки, желудочно-кишечного тракта,печени. В наибольшем количестве этот фермент находят в тканях, где идет наиболее активный процесс синтеза новых белков из нуклеиновых кислот

Чрезвычайно важно исследование фермента карбоангидразы, принимающего активное участие в регуляции кислотнощелочного равновесия у плода. Мнения по поводу активности этого фермента противоречивы

Г. М. Савельевой выявлена низкая активность этого фермента у плодов без признаков гипоксии. Автор объясняет это преобладанием процессов анаэробного гликолиза в обмене плода. При выраженной гипоксии плода увеличение количества недоокисленных продуктов обмена приводит к возрастанию активности карбангидразы. Это зависит от компенсаторной реакции организма, направленной на уменьшение ацидоза за счет усиленного выделения углекислоты. В печени имеется целый ряд ферментов, осуществляющих биосинтез и метаболизм стероидов: 3-бета- стеропддегидрогеназа, 20-альфа — гидроксистероиддегидрогеназа. Эти ферменты появляются на 25-й неделе беременности. Печень плода очень активна в отношении конъюгации стероидов с серной кислотой, под влиянием фермента сульфокиназа. В яичках плодов мужского пола обнаружен полный спектр активных энзимных систем для биосинтеза стероидных гормонов.

Возрастная периодизация д.Б.Эльконина

ЭПОХА

ВОЗРАСТНОЙ
ПЕРИОД

ГРАНИЦЫ
ВОЗРАСТА

ВЕДУЩИЙ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАКИЕ
ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ

РАННЕ ДЕТСТВО

Младенчество

До 1 года

Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослыми

Освоение первых
норм отношений между людьми.

Раннее детство

От 1 года до 3 лет

Предметно-манипулятивная
деятельность.

Усвоение
общественно выработанных способов
действий с предметами.

ДЕТСТВО

Дошкольное
детство

От 3 лет до 6(7) лет

Ролевая игра

Освоение социальных
ролей, взаимоотношений между людьми

Младший школьный
возраст

От 6(7) лет до
10(11) лет

Учебная деятельность

Освоение знаний,
интенсивное развитие интеллектуальной
сферы.

ПОДРОСТКОВЫЙ
ВОЗРАСТ

Подростковый
возраст

От 10(11) до 13(14) лет

Интимно-личностное
общение

Освоение норм
отношений между людьми

Ранний юношеский
возраст

От 13(14) до 16(17) лет

Учебно-профессиональная
деятельность

Освоение
профессиональных знаний, умений.

19. Психологическая
готовность к школе, ее компоненты.

Поступление в
первый касс – переломный момент в жизни
ребенка

Важно, чтобы ребенок пошел в
школу физически крепким, здоровым

Для детской
психологии первостепенное значение
имеет формирование психической
готовности, развитие у дошкольника
психических процессов и свойств личности,
вооружение знаниями и умениями,
необходимыми для успешного обучения в
начальных классах и адаптации к новым
условиям жизни и деят6льности.

Состояние
психологической готовности определяется
той системой требований, которые
предъявляет к детям школа. Эти требования
отличаются от тех, к которым они привыкли
в детском саду. Связаны они с изменением
социальной позиции ребенка, с тем новым
местом, которое он стал занимать в
обществе с поступлением в школу, а также
со спецификой учебной деятельности. От
первоклассника требуется значительно
больше самостоятельности и организованности,
умения управлять своим поведением.

Психологическая
готовность к школе включает в себя
готовность к принятию этих норм и
способов действия.

Изменяются с
поступлением в школу и отношения с
окружающими. Учитель обращается к
ученику, как правило, строже, чем
воспитательница, и дома к нему уже
относятся по-другому – как к человеку,
у которого есть своя «работа», обязанности
и права.

В классе много
незнакомых ребят, с которыми он будет
учиться, проводить свободное время. Все
это требует от первоклассника умения
устанавливать со взрослыми и сверстниками
соответствующие взаимоотношения.

Главным содержанием
жизни первоклассника становится учебная
деятельность, поэтому так остро,
аффективно переживают дети свои успехи
или неудачи в учебе. Отношение окружающих
к детям во многом зависит от того, как
последние учатся.

Готовность
к обучению в школе

– сложное новообразование психики
ребенка, которое обеспечивает освоение
нового вида деятельности, дальнейшее
развитие личности.

Психологическая
готовность выделяет 3 линии психического
развития:

*
общение со взрослыми;

*
умственное развитие;

*
регуляция поведения.

Важно то, чтобы и
процесс общения, и познание, и решение
умственных задач, и регуляция поведения
должны осуществляться ребенком
произвольно. Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:

Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:

  • Мотивационная
    – характеризуется желанием дошкольника
    идти в школу. Чтобы ребенок успешно
    учился, он прежде всего, должен стремится
    к новой школьной жизни, к «серьезным»
    занятиям, «ответственным» поручениям.

  • Интеллектуальная
    – указывает на необходимость достаточного
    развития всех познавательных процессов
    для усвоения учебной программы начальных
    классов.

  • Произвольная
    – учебная деятельность младшего
    школьника, сменяющая сюжетно-ролевую
    игру дошкольника, требует сформированности
    у ребенка умения управлять своим
    поведением в соответствии с требованиями
    педагогов.

  • Социальнопсихологическая
    – способность
    ребенка строить свое взаимодействие
    и общение с взрослыми и другими детьми.

20. Адаптация
к школьной жизни. Компоненты и уровни
адаптации. Условия нормальной адаптации.

Адаптация
– это система качеств личности, умений
и навыков, обеспечивающих успешность
последующей жизнедеятельности.

Адаптация
как процесс активного приспособления
протекает в следующих направлениях:

  1. Ребенок – Взрослый;

  2. Ребенок – Ребенок;

  3. Ребенок – Условия
    среды.

Компоненты
школьной адаптации
:

  • Адаптация
    организма;

  • Адаптация к
    познавательной деятельности;

  • Адаптация к новым
    социальным связям.

Подготовим аптечку для новорожденого

Перед рождением малыша родители должны позаботиться о присутствии всех необходимых лекарственных форм на разные случаи. Первая аптечка для новорожденного должна иметь все необходимое для экстренной помощи.

Перечень лекарственных средств, необходимых для новорожденного:

  • Витаминный комплекс. Он не может быть любым, а исключительно детским, чаще всего это витамин группы D.
  • Ребенка в первые дни жизни больше всего мучают колики и желудочный дискомфорт. В этом случае лучше иметь сборы лекарственных трав или специальные препараты типа «Эспумизана».
  • Жаропонижающее средство. Лучше несколько видов, но только не в суспензии. Более эффективны в возрасте новорожденности – это свечи парацетамола. Покупать их лучше по возрастной категории.
  • Если у малыша нет стула, можно использовать микроклизмы, однако это делать стоит очень аккуратно, чтобы не повредить прямую кишку, которая еще слишком эластична.
  • Капли против воспалений должны быть обязательно, Аквамарис, Нафтизин, Квикс.
  • Мази от опрелостей, Бепантен, Д-пантенол, БороПлюс.

внешние ссылки

Физиологические особенности новорожденных детей

Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.

Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.

Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.

Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% — у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.

Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1—3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.

Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.

Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.

Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.

21.Сенсорное развитие новорожденных

Сенсорное развитие
ребенка – это
формирование восприятия о свойствах
предметов, их форме, цвете, размерах,
пространственном положении, о присущих
им запахов, вкусов, а также накопление
чувственного опыта.

Новорожденный имеет
сформированные органы чувств. Однако
пока они не способны к активной
деятельности. Чтобы малыш мог сформировать
правильное представление об окружающих
объектах, необходимо сенсорное воспитание.

Своевременное
начало развития органов чувств малыша
– залог его успешного развития в будущем.
Поэтому первые
недели и даже дни являются крайне
благоприятными для начала сенсорного
воспитания крохи. Самые простые игры и
важные процедуры, такие как гимнастика
или расслабляющий массаж — лучшие
упражнения по сенсорному развитию для
новорожденных.

Движения и действия

Особенностью
сенсорного развития новорожденного
является то, что зрение и слух развиваются
быстрее, чем, например, руки

Поэтому
родителям, желающим ускорить познавательные
способности своего чада, важно предлагать
малышу игры на развитие моторики

При
этом развитию общей и мелкой моторики
новорожденного следует уделять особое
внимание, ведь двигательная активность
является показателем психоэмоционального
развития малыша. Учеными доказано, что
движения пальцев рук крохи оказывает
положительное влияние на кору головного
мозга и формирование речевых зон

И.М. Сеченовым,
считает, что мышечное чувство – это не
только регулятор движения, но и
психофизическая основа видения
пространства.

Чтобы помочь
ребенку сконцентрироваться на своих
ощущениях, можно использовать игры на
кинестетическое и кинетическое развитие:

-смена положения
туловища (вытягивание вверх, затем
полное расслабление);

-смена качества
движений (сначала резкие, затем плавные);

-движение в разных
направлениях (вверх-вниз, влево-вправо).

Основополагающим
в развитии пространственных отношений
у новорожденных является осознание
собственного тела, начинающееся с
напряжения и ослабления мышц.

Развитие
тактильно-двигательных ощущений у
новорожденных происходит, прежде всего,
путем телесного контакта с мамой. Поэтому
чаще берите малыша на руки, практикуйте
периодически совместный сон или ванну.
Смастерите или купите развивающий
коврик из материалов разных фактур для
игр на развитие тактильно-двигательных
ощущений. Повесьте над кроваткой карусель
с разнообразными по форме и материалу
игрушками и периодически меняйте их на
другие. Желательно чтобы игрушки также
были разными по размеру и цветам, тогда
это окажет положительное влияние еще
и на развитие зрения новорожденного.

Рефлексы новорождённого малыша

По наличию и активности рефлексов оценивают работу нервной системы малыша. Жизнеспособность новорождённого обеспечивают безусловные рефлексы. Их делят на 3 группы:

  1. Стойкие.
  2. Транзиторные.
  3. Установочные.

Стойкие рефлексы

Они сохраняются всю жизнь.

К стойким относятся:

  • глотательный;
  • сухожильные рефлексы (постукивание по сухожилию мышцы приводит к её сокращению);
  • роговичный (прикосновение к роговице вызывает смыкание век);
  • надбровный (постукивание над бровью — смыкание век);
  • конъюнктивальный (прикосновение к конъюнктиве — смыкание век).

Транзиторные рефлексы

Проявляются на протяжении некоторого времени, затем исчезают. Они подразделяются на группы в зависимости от уровня их замыкания:

  • оральные (замыкаются в продолговатом мозге);
  • спинальные (центр в спинном мозге);
  • миелоэнцефальные позотонические (их центры в структурах среднего и продолговатого мозга).

Оральные

  1. Поисковый (при поглаживании кожи около рта губы раскрываются и происходит поворот головы в сторону раздражителя). Он существует до 4 месяцев.
  2. Хоботковый (губы складываются в трубочку, как хоботок, при постукивании по ним). Время проявления до 3 месяцев жизни.
  3. Сосательный. Он существует до года.
  4. Ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина (проявляется при нажатии на возвышение большого пальца на ладони, ребёнок в ответ открывает рот и наклоняет голову).

Спинальные

К спинальным рефлексам относятся:

  • Защитный (когда ребёнка кладут на живот, он поднимает голову, освобождая дыхательные пути).
  • Рефлекс опоры (в вертикальном положении ребёнок сгибает ножки, а при опускании его на опору выпрямляет их, упираясь в поверхность).
  • Рефлекторная автоматическая ходьба. Проверка начинается также как при опорном рефлексе, только дополнительно ребёнка наклоняют вперед, и он «шагает» по опоре.
  • Хватательный рефлекс (новорождённый хватает предмет, вложенный в его ладонь, и крепко удерживает). Существует до 3 месяцев.
  • Рефлекс Моро. Состоит из двух фаз. Его можно вызвать несколькими способами.

1 фаза — ребёнок широко расставляет руки, как будто летит, и разгибает пальцы (для этого достаточно хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребёнок, поднять его или опустить вниз, похлопать по бедру).

2 фаза – ребёнок опускает руки. Вызывается до 4 месяцев.

  • Рефлекс ползания: в положении на животе ребёнок старается ползти. Проявляется до 4 месяцев.
  • Рефлекс Кернига. Используется для оценки состояния оболочек мозга и корешков спинного мозга. Проверяется так: если ногу согнуть одновременно в тазобедренном и коленном суставе, то потом разгибание в коленном суставе станет невозможным. Существует до 4 месяцев.
  • Рефлекс Бабинского: при штриховом растирании внешнего края стопы по направлению от пятки вверх, пальцы разгибаются. Рефлекс помогает в оценке пирамидной системы. Исчезает к 6 месяцам.
  • Рефлекс Переса: проверяется когда ребёнок лежит на спине. Пальцем проводят по середине позвоночника снизу вверх. Реакция ребёнка: крик, спина выгибается, голова и таз поднимаются. Этот рефлекс вызывает боль. Проверяется когда требуется оценить состояние пирамидной системы. Проявляется до 3-4 месяцев.
  • Рефлекс Галанта: ребёнок на боку. Двумя пальцами проводят сверху вниз с двух сторон вдоль позвоночника. Реакция — выгибается спина в сторону давления. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы

Симметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев.

Проверка: при сгибании головы ребёнку, который лежит на спине, происходит вытягивание ног и сгибаются руки в локтях.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев

Проверка: ребёнок на спине. Его голову поворачивают вбок до плеча. В результате конечности на этой стороне расслабляются и разгибаются, а на противоположной сгибаются.

Установочные рефлексы

Они появляются не после рождения, а спустя время.

К ним относятся:

  1. Верхний рефлекс Ландау. Появляется в 4 месяца. Проявляется тем, что ребёнок, находясь на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на руки.
  2. Нижний рефлекс Ландау. Возникает в 5-6 месяцев. В положении на животе ребёнок поднимает и сгибает ноги.

При проверке рефлексов оценивается:

  • их наличие;
  • их симметричность;
  • соответствие рефлексов своему времени появления и исчезновения.

Рефлексы должны появляться и исчезать в положенное время. В этом случае ребёнок развивается нормально.

Правила проверки рефлексов:

  1. Ребёнок должен быть сухим и сытым (через час после кормления).
  2. В помещении должно быть тепло и спокойно.
  3. Оценка рефлексов начинается с положения на животе, затем на спине, потом вертикально и в последнюю очередь проверяются болезненные рефлексы.

Особенности новорожденного

В первые дни после рождения жизнедеятельность ребенка имеет свои особенности:

  • ребенок спит 80 % времени, притом во время сна малыш пребывает в полубодрствующем состоянии;
  • соответственно, 20 % времени малыш бодрствует, но в это время он находится в полудреме;
  • постепенно под влиянием воспитания режим сна и бодрствования восстанавливается, начинает совпадать с моментами кормления;
  • движения хаотичны, неорганизованны, но постепенно двигательная активность восстанавливается;
  • поведения как такого еще нет, но постепенно формируются условные рефлексы (комплекс оживления – первый акт поведения).

Человеческое лицо – первое, что начинает выделять ребенок из окружающего мира и на что реагирует.

Уход за кожей новорожденного ребенка

Кожа младенца очень нежная. В течение первой недели жизни младенца кожа начинает активно шелушиться, привыкая к контакту с новой средой. Как правило, через пару недель сухость окончательно проходит.Неправильный уход за ней может вызвать серьезные проблемы: раздражения, опрелости и аллергические реакции. 

Чтобы предотвратить кожные проблемы, поддерживайте чистоту и увлажненность кожи. Уход за кожей ребенка должен включать в себя следующие процедуры:

  • каждый день умывайте личико малыша кипяченой водой.
  • Ежедневно купайте ребенка. В первое время, пока не зажила пупочная ранка, используйте для купания кипяченую воду с добавлением марганцовки.
  • Средства для купания ребенка используйте не чаще  2-3 раз в неделю. В остальное время достаточно обмывания обычной водой.
  • Не злоупотребляйте добавлением трав в воду, соблюдайте нужную концентрацию.
  • Не забывайте про уход за складками новорожденного: осушите кожу ребенка после купания и смажьте складочки детским защитным кремом.
  • Как можно чаще устраивайте воздушные ванны вовремя смены подгузника.
  • Стирайте одежду и постельное белье специальными гипоаллергенными средствами.
  • Своевременно меняйте памперсы.
  • Покупайте специализированную детскую косметику. Крем и масло для ухода за новорожденным должны быть на водной основе и без отдушек.
  • Если вы кормите грудью – следите за своим питанием, не употребляйте высокоаллергенные продукты. Это поможет избежать аллергических высыпаний на коже.
  • Обеспечивайте необходимый уровень влажности в помещении (70-80%), поддерживайте температуру не выше 24 °C.
  • Используйте влажные салфетки в крайних случаях (в дороге или в больнице). Все остальное время подмывайте малыша под струей теплой воды из крана. Детским мылом пользуйте только в случае, если малыш сильно испачкался.
  • Смазывайте личико младенца во время зимних прогулок защитными кремами.
  • Старайтесь уберечь новорожденного от воздействия прямых солнечных лучей.
  • Покупайте одежду из натуральных тканей, без грубых швов внутри, проглаживайте ее с обеих сторон.

На волосистой части головы новорожденного иногда появляются образования, похожие на перхоть. «Молочные корочки» не представляют опасности и появляются в результате усиленной работы потовых и сальных желез. Для избавления от них необходимо выполнить следующие действия:

  • с помощью стерильного растительного или вазелинового масла смажьте поврежденные участки;
  • наденьте хлопковую шапочку;
  • спустя полчаса удалите смягченные корочки расческой с мягкой щетиной;
  • промойте голову шампунем, аккуратно массируя подушечками пальцев;
  • после высыхания, снова счешите корочки щеткой;
  • повторяйте процедуру не более 2 раз в неделю;
  • не убирайте корочки ногтями. Вы может оставить царапины и занести инфекцию!

Кожные проблемы и как их избежать

Уход за кожными покровами должен осуществляться с самого рождения. Профилактика заболеваний кожи, поддержание ее чистоты и увлажненности избавят от ненужных проблем.

Высыпания могут свидетельствовать и о таких заболеваниях, как ветрянка, крапивница, корь, краснуха, розеола, скарлатина и т.д. Прыщики на коже появляются и от укусов комаров и других насекомых.

Потничка

Представляет собой мелкую сыпь красного цвета, расположенную на различных участках тела. Возникает потничка в результате перегрева. Потница не сопровождается зудом, в отличие от аллергии, и появляется в тех местах, где больше всего скапливается пот.

Для профилактики ежедневно совершайте необходимые гигиенические процедуры и не перегревайте малыша. Потница проходит при обработке ромашкой, присыпкой и соблюдением чистоты кожи малыша.

Опрелости

Опрелости проявляются наличием красных и влажных участков, вызывающих зуд и жжение. Чаще всего их можно обнаружить в области паха и ягодиц. Невылеченные опрелости могут перейти в пеленочный дерматит.

Для исключения возникновения опрелостей необходимо:

  • вовремя менять подгузник;
  • тщательно подмывать ребенка;
  • выбирать подходящие памперсы;
  • исключить трения в области паха;
  • не перегревать ребенка;
  • регулярно проводить воздушные ванны.

Аллергические реакции

Такие высыпания сопровождаются зудом и появляются в результате непереносимости отдельных продуктов, неправильно подобранных смесей, использования агрессивных косметических средств и многих других причин. Лечение заключается в устранении аллергена и применении антигистаминных препаратов. Если вовремя не принять меры, аллергия может перейти в хроническую форму. Аллергические реакции опасны риском возникновения отека Квинке!

Правила ухода за ребёнком в первые месяцы жизни

Как в роддоме, так и после выписки домой при уходе следует обращать внимание на следующие моменты:

  • личную гигиену (маме необходимо перед контактом с ребёнком мыть руки, ежедневно принимать душ);
  • поддерживать оптимальный микроклимат в помещении (температура 24 градуса, проветривание, влажная уборка ежедневно);
  • если ребёнок на искусственном вскармливании или смешанном, необходимо следить за чистотой бутылочек, ложек, качеством приготовленной смеси. При грудном вскармливании мыть часто грудь не рекомендуется, достаточно пары раз в день принятого душа;
  • уход за глазами и кожей ребёнка. В роддоме производят двукратное, с интервалом 2 часа, закапывание в конъюнктивальный мешок 20 % раствора альбуцида (профилактика гонобленореи) и однократное его закапывание в половую щель девочек. В дальнейшем достаточно умывать ватными дисками с кипячёной водой, направляя их от внешнего края глаза к внутреннему. Кожу после физиологических отправлений лучше обмывать проточной тёплой водой. Влажные салфетки оставлять для экстренных случаев. Ванны для купания должны быть с кипячёной водой пока не заживёт пупочная ранка;
  • пупочный остаток и пупочная ранка. В роддоме культю пуповины обрабатывают спиртом или крепким раствором перманганата калия. После отпадения на 4-6 день остатка пуповины, пупочную ранку ежедневно 2-3 раза в день обрабатывают 3 % перекисью водорода и раствором бриллиантовой зелени. Также можно использовать антибактериальную присыпку «Банеоцин»;
  • закаливание: самое нужное и простое – это воздушные ванны между кормлениями и сном, прогулки (их начинать после выписки в холодное время года лучше с 20 минут за один выход, постепенно увеличивая время нахождения на свежем воздухе. Летом гулять до или после сильной жары);
  • массаж. Родителям можно использовать лёгкие поглаживания и разминания. Обязательное выкладывать ребёнка на живот;
  • своевременная смена подгузников после каждой дефекации. При мочеиспускании одноразовый подгузник меняют не реже чем через 2-3 часа.

Кризисный момент

Кризис периода новорожденности – это сам процесс рождения младенца, проход его по родовым путям матери.

По мнению психологов, для ребенка процесс рождения является очень сложным и переломным этапом.

– Физиологические. В результате рождения ребенок физически отделяется от своей матери, что является для него огромным стрессом.

– Малыш попадает в незнакомые для него условия жизнедеятельности, где все отличается от того, что было в утробе (среда обитания, воздух, температура, свет, смена системы питания).

– Психологические причины. После рождения и физического отделения малыша от матери ребенком овладевает чувство тревоги и беспомощности.

Сразу после рождения малыш выживает благодаря врожденным безусловным рефлексам (дыхательный, сосательный, ориентировочный, защитный и хватательный).

Жизнь начинается со стресса. Момент прохождения малыша по родовым путям называют кризисом периода новорожденности. Специалисты в области психологии считают этот этап сложным и переломным для нового человека. Составляющие кризиса:

  1. Физиологические факторы. Происходит физическое отделение ребенка от матери. Он перестает быть частью ее организма, становится автономным.
  2. Психологические аспекты. Фактическое отдаление от мамы вызывает у малыша чувство беспомощности и тревогу.
  3. Изменение внешних условий. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом мире, где все отличается от прежних условий жизнедеятельности – температура, воздух, свет, другой способ питания, дыхания и так далее.

Жизнь маленького человечка начинается со стресса, вызванного трудным прохождением по родовым путям

Человек появляется на свет абсолютно беспомощным. Чтобы защитить его и обеспечить выживание, природа заложила в нем определенный набор безусловных рефлексов – сосательный, глотательный, хватательный и прочие.

Развитие ребенка в этот период

Находясь в матке, младенец переживает самые различные эмоции: тревогу, подавленность, радость, любовь или даже ненависть. Нередко малыш разделяет настроение мамы в определенный момент. Перинатальный период развития разделяют на несколько этапов:

Внутриутробная жизнь. Ребенок и мама — это одно целое, соединенное не только пуповиной, но и общими эмоциями. Малыш получает не только питательные вещества и воздух, но и чувствует любые переживания мамы. Последние сказываются не лучшим образом на состоянии крохи (стрессы могут увеличить мышечный тонус плода). Именно этот период создает определенную базу для формирования отношений между ребенком и окружающим миром.

Период от начала схваток до раскрытия родовых путей. Спокойное пребывание ребенка окончено, некая сила сдавливает его, лишая питательных веществ. Тем не менее выход в новый мир для ребенка пока закрыт. В этот период очень важным является состояние матери: она не должна впадать в панику, кричать и нервничать. Чем спокойнее и терпеливее ведет себя роженица, тем легче ребенку будет выполнять работу по дальнейшему прохождению по родовым путям.

Движение ребенка по родовым путям и собственно рождение. Этот этап считается наиболее тяжелым на протяжении родов. Все силы организма младенца мобилизуются и помогают ему двигаться к теперь уже ясно различимому свету. Рождение отнюдь не означает конец испытаний для малыша. На кроху тут же обрушиваются все реалии современного мира — на него начинают действовать законы притяжения (ведь в утробе мамы он находился в состоянии невесомости). У него пробуждается сознание, а все перинатальные воспоминания становятся бессознательными

Именно прохождение по родовым путям чрезвычайно важно для адаптации и становления ребенка как личности. В этот момент запускаются различные психологические механизмы

От особенностей прохождения зависит дальнейшее умение человека приспосабливаться к изменениям в жизни.

Первое время после родов. Психологи уверены, что оттого, что слышит, чувствует и видит кроха в первые мгновения рождения, зависят его дальнейшие отношения с окружающим миром. Нужно, чтобы в этот момент мама находилась рядом, как и всегда на протяжении 9 месяцев. Малыш ни в коем случае не должен почувствовать одиночество, в противном случае он всю жизнь будет бессознательно тосковать по потерянному блаженству в материнской утробе. Кожный контакт, голос мамы, первые капли молозива успокоят кроху.

С первых же минут разлученные с мамой малыши испытывают чувство страха, незащищенности, растерянности, и впоследствии могут быть подвержены депрессии, панике и недоверия к миру.

Выбор препарата

Выводы

Они вовсе не являются окончательными. Изучение причин, диагностика и профилактика интранатальной гибели плода — это целое направление в работе десятков специалистов в области родовспоможения, акушерства и гинекологии, неонатологии. Несмотря на то что младенческая смертность при родах снизилась, она по-прежнему требует пристального внимания.

Наиболее значимыми факторы риска являются: ранее начало половой жизни, отягощенный акушерско-гинекологический анамнез (искусственные аборты), сердечно-сосудистые патологии и анемия, инфекционные заболевания во время беременности, многоводие, угроза выкидыша, генитальные инфекции. Преждевременные роды также считаются потенциальной угрозой, так как по каким-то причинам организм решил избавиться от плода раньше времени.

Не следует забывать и о том, что сегодня мало кто рожает в домашних условиях. Обычно это происходит в специализированном отделении, где роды принимают врачи. С одной стороны — это хорошо и правильно. С другой, человеческий фактор нельзя в этом случае списывать со счетов. За смену у одного врача проходит десяток женщин, каждой из которых больно и страшно. А у него свои проблемы, хочется побыстрей уехать домой. Большое значение имеют повреждения, нанесенные плоду в условиях «акушерской агрессии». Были проведены исследования, которые показали, что потеря плода наиболее часто возникала во втором периоде родов – периоде активной акушерской помощи.

Именно поэтому сегодня разрабатывается новая концепция, по которой врачи обязаны сохранять максимальную дистанцию и вмешиваться в ход родов только тогда, когда это необходимо. В связи с этим проводят и курсы для будущих мам, чтобы поступая в родовое отделение, они знали, с чем им предстоит столкнуться, и не паниковали.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий