Песочная терапия для детей дошкольного возраста и взрослых

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

  1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
  2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
  3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
  4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтические игры с песком бывают двух видов:

  • Индивидуальные;
  • Групповые.

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

  • Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);
  • Агрессивное состояние, его направленность;
  • Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;
  • Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;
  • Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)
  • Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста. Они помогают определить:

  • Микроклимат, взаимоотношения между детьми;
  • Раздел ролей;
  • Стиль поведения каждого участника группы.

Особенности метода

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение, обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства. Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения. Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

Современность

С 1996 году поселок Песочный имеет статус муниципального образования «поселок Песочный». В последние выходные июня отмечается День посёлка Песочный.
Дата приурочена к принятию плана Строительного отделения Санкт-Петербургского Губернского правления на землях графини Левашовой, княгини Вяземской и графа Стейнбока-Фермора организации дачного поселения со звучным названием «Графское».

Школа 437. Памяти Моондзуна.

Поселок Песочный и по сей день является благоустроенным поселком дачного типа, поселком высокой культуры, местом отдыха Петербуржцев.

Сейчас в Песочном находятся:

  • Научный городок Научно-исследовательского института онкологии им. проф. Н. Н. Петрова Минздравсоцразвития и Российский научный центр радиологии и хирургических технологий (бывший ЦНИРРИ).
  • Храм преподобного Серафима Саровского.
  • На местном кладбище находится братская могила воинов погибших в годы Великой Отечественной войны — гг., памятник жертв Блокадного Ленинграда, могилы Героев Советского Союза, являющиеся памятниками Культурно-исторического наследия Курортного района г. Санкт-Петербурга.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями, имеющими онр, зпр, нарушения зрениядцп, инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

Психологи не рекомендуют песочную терапию в детских образовательных учреждениях детям при наличии следующих состояний:

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет  — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии:

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  6. Украшения, сувениры.
  7. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.

Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка

Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.

Исход. Финальная стадия терапии

Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Особенности проведения

Для детей дошкольного возраста песочная анимация проходит несколько стадий: хаоса, борьбы и разрешения конфликтной ситуации.

Этап хаоса. На данном этапе ребенок знакомится с разными игрушками, он хватает их, расставляет в беспорядочном порядке, может перемешивать фигурки с песком. Ребенок учиться проигрывать различные ситуации и приближается к проживанию эмоции. Во время многократного проигрывания травмирующих ситуаций психика учится справляться с ними и изменять отношение к ним.

Эта стадия работы может длиться несколько занятий. На поле будет оставаться все меньше необходимых фигур, и ребенок начнет размешать их более упорядочено и осмысленно.

Этап борьбы. На этом этапе ребенок неосознанно переносит на поле с песком внутренние конфликты, тревоги и обиды, нерешенные ситуации и отрицательные эмоции. На игровом поле может развернуться целая борьба, в которой герои противостоят друг другу. Но спустя какое – то время ребенок может выбрать защитника или героя, который разрешит все разногласия и наведет порядок, справедливо решит ситуацию.

Решение конфликтной ситуации. На данном этапе игра может строиться определенным образом, имея свой сюжет и приобретая осмысленные формы. Ребенок уже ощущает себя спокойно и расслаблено.

Песочная терапия – современный, прогрессивный метод работы, подходящий для тех, кто беспокоится за здоровье, и правильное развитие ребенка. Эта технология подходит не только для детей имеющих психологические проблемы, но и стимулирует всестороннее развитие любого ребенка. Родители могут создать песочницу даже дома, приобретя все необходимые инструменты (песочное поле, песок и игрушки). Занятие должно проходить совместно, возможно использование сказок, песен, небольших рассказов. Это отличное и интересное времяпрепровождение, которое создаст атмосферу легкости, улучшит взаимопонимание и поможет ребенку в познание внутреннего и окружающего мира.

Развитие Детей. Песочная Терапия .Развитие Мелкой Моторики.

Статья обновлена: 13.05.2020

Что происходит на сеансе песочной терапии для взрослых?

Во время занятия вы получаете уникальную возможность познать свой внутренний мир с помощью Юнгианской песочницы. Песочная терапия для взрослых помогает выразить то, что трудно описать словами, прикоснуться к тем слоям души, к которым сложно обратиться напрямую.

В начале занятия вы видите песочницу, заполненную промытым качественным песком. Основание лотка окрашено в голубой цвет, чтобы можно было имитировать воду. Во время песочной терапии для взрослых вы можете углубляться вниз или выстраивать фигуры вверх, не сдерживая свои порывы и фантазию.

Терапевт сопровождает весь процесс, комментирует, анализирует, задает вопросы. По завершении сеанса делается эскиз или фотоснимок «песочного мира». Серию таких снимков используют в дальнейшем для интерпретации символических аспектов проявления души и обсуждения их с клиентом.

Особенности проведения терапии для детей

В процессе игр с песком ребенок проходит три этапа:

  1. Хаос. Сначала ребенок хочет использовать все фигурки сразу, он бессистемно расставляет их на песке. Этот этап длится в первые несколько занятий и, как правило, предполагает «проигрывание» травмирующей ситуации. Постепенно фигурок становится меньше, а их роли упорядочиваются.
  2. Борьба. Ребенок бессознательно переносит внутренние противоречия, конфликты, агрессию в песочницу. Иногда фигурки «убивают» друг друга, может даже идти «война». Однако потом появится главный герой, который наведет порядок.
  3. Выход из конфликта. Формы становятся осмысленными, сюжет не прерывается, ребенок успокаивается.

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Особенности работы психолога с песочной терапией

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

  • большой стол;
  • стулья по количеству участников;
  • деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
  • различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
  • лопатки;
  • воронка;
  • сито;
  • мелкие камешки;
  • мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.

С детьми

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

Со взрослыми

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия – это одна из форм аналитической психотерапии, которая заключается в проекции различных переживаний ребенка на игру с песком. Данное средство является не только психокоррекционным, а и диагностическим.

Показания для проведения песочной терапии:

  • расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • психологические травмы;
  • проблемы в семье;
  • нарушения поведения и адаптационных процессов;
  • задержка речевого развития;
  • гиперактивный синдром;
  • детские страхи;
  • коррекция личностной сферы ребенка;
  • нивелирование психосоматических симптомов;
  • проблемы коммуникативной сферы.

Сам сеанс песочной терапии должен проводиться квалифицированным специалистом, который прошел обучение и имеет соответствующий сертификат. Огромным преимуществом метода является то, что его можно применять детям с двух лет, а также подросткам и взрослыми.

Песочная терапия также способствует:

  • развитию мелкой моторики;
  • повышению точности тонких дифференцированных движений рук;
  • обогащению сенсорного опыта ребенка;
  • самомассажу песчинками.

Научно-теоретической основой данного метода считают технику активного воображения К. Юнга, при которой в игру с песком символически переносятся реальные переживания человека. При правильном управлении психотерапевтом процессом взаимодействия с песком, рождается решение той или иной проблемы.

Тут будет размещена реклама

Противопоказания песочной терапии

Вместе со всеми видимыми преимуществами метода существуют противопоказания:

  • астма или аллергия на пыль;
  • открытые раны на руках;
  • заболевания кожи;
  • тяжелые интеллектуальные нарушения;
  • ярко выраженные симптомы синдрома дефицита внимания.

Метод подходит для индивидуального использования, а также для подгрупповых форм работы – до трех человек.

Ленинградская улица (п. Песочный)

Главную улицу посёлка 17 сентября 2008 года госкомиссия приняла после работ по капитальному ремонту, который продолжался 2 года одновременно с газификацией. В результате улица, всегда отличающаяся интенсивным транзитным движением автотранспорта и большим количеством ДТП с человеческими жертвами, стала шире, появились тротуары, дополнительные переходы, пешеходный светофор у 437-й школы, что позволило убрать «лежачих полицейских». Установлены новые опоры освещения, сделаны бесплатные парковки у НИИ онкологии и Центра радиологии, отремонтирована дорога к Радиологическому центру, благоустроена прилегающая территория.

Преимущества и недостатки

Песочная терапия имеет следующие преимущества:

  • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
  • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
  • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
  • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
  • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
  • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
  • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, – так человек избавляется от тревожности и комплексов;
  • клиент получает возможность свободного творчества;
  • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
  • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
  • данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;
  • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

  • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
  • нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
  • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

Как доехать до поселка Песочный в Санкт-Петербурге на автомобиле

Чтобы добраться до населенного пункта на автомобиле от центра города, необходимо двигаться по Западному скоростному диаметру в направлении Приморского района до пересечения с автомагистралью А-118. На развязке в сторону Песочного отходит Горское шоссе, однако в районе Завода механизированной переработки бытовых отходов № 2 оно поворачивает направо. На перекрестке необходимо продолжить движение по асфальтированной Парковой улице, которая через 3 километра выведет к центру поселка. Приблизительное расстояние от центра Петербурга составляет порядка 30 км.

Если двигаться со стороны Выборга, наиболее целесообразно ехать по Выборгскому шоссе до города Сертолово. Затем при пересечении с дорогой 41К-74 повернуть направо – опять же через 3 километра она приведет к центру поселка Песочный (Санкт-Петербург).

3 Показания к песочной терапии для взрослых

Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

Психологи рекомендуют арт-терапию своим клиентам в следующих случаях:

  • возрастной, ценностный, личностный кризис;
  • натянутые отношения с близкими;
  • проблемы в семье;
  • расставание с любимым человеком, развод;
  • смерть родных и близких;
  • страхи, панические атаки;
  • социальные конфликты;
  • психосоматические заболевания;
  • неврозы, нарушения психического состояния.

На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

Как добраться до поселка Песочный (Санкт-Петербург) на общественном транспорте

Поскольку в населенном пункте расположены многие важные городские и даже федеральные объекты, а также из-за высокого пассажиропотока между Северной столицей и Песочным, на данном направлении сосредоточены несколько автобусных маршрутов: № 109, № 315, № 496. На территории поселения находится Автобусный парк № 2.

Есть ли альтернативные способы? Наиболее оперативный транспорт – маршрутные такси. От метро «Озерки» налажено сообщение с помощью коммерческого маршрута К-259, также ходят маршрутки К-496, К-680. Второй вариант – посредством железнодорожного сообщения. Через станции Песочная (Графская) и Дибуны проходят пригородные электрички по направлению к Зеленогорску.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий