Девиантное поведение подростков

Признаки

Агрессивное поведение — признак развивающейся девиантности

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость;
  • от семи до десяти лет — хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита;
  • детки старше десяти лет – хулиганство, бродяжничество, воровство.

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Дети считают целью своей жизни достижение материальных благ, причем они не задумывается о том, какой ценой за это нужно платить. В последнее время снижается желание учиться или работать, возрастает уровень подростковой преступности

Молодежь пытается самоутвердиться, привлечь к себе внимание сверстников. Девиантное поведение нередко приводит к нервным срывам, может включать склонность к суициду.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.

Рефлексия, что это такое и как она применяется в психологии

Сущность девиантного поведения

Отклоняющееся (девиантное, асоциальное) поведение определяется тем, что оно всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий с распространенными в обществе нормам и правилам поведения. Каждая социальная группа определяет свои правила поведения, стереотипы и установки, а также ценностные ориентации, которые должны поддерживаться членами группы. в противном случае, это может привести к тому, что человек будет признан неадекватным, наказан или изгнан из общества.

Сущность девиантного поведения ориентирована на понятие нормы.

Определение 1

Социальная норма является исторически сложившейся мерой допустимого поведения отдельной личности, более широкой социальной группы или организации в целом.

Социальные нормы возникают как результат отражения в сознании личности объективных закономерностей функционирования общества. В желании соответствовать им, человек стремится освоить правила этикета, нормы морали и юридические нормы. Они помогают человеку регулировать свое поведение, избегать возможных нарушений и, как следствие, осуждения со стороны других членов общества.

Социальные нормы выполняют следующие функции:

  • Функция оценки и ориентации личности и общности;
  • Функция регулирования поведения и социального контроля за поведением человека.

В обществе существует множество примеров того, как отклоняющееся поведение могло регулироваться именно благодаря социальным нормам и санкциям. Это значит, что коррекция поведения происходит тогда, когда человек сам начинает его регулировать и осознает свою ответственность перед обществом. Это помогает ему избежать множества проблем, адаптироваться к новым социальным и культурным условиям, не чувствовать себя изгоем.

В социологии девиантного поведения следует выделить несколько направлений, которые определяют причины его возникновения. Так, в начале 20 века были распространены биологические и психологические трактовки причин девиантного поведения человека. Так, исследователи отмечали, что между преступным поведением и биологическими особенностями человека есть прямая связь. Р. Мертон определял девиантное поведение через аномию, которая может считаться причиной несогласованности между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые человек использует для их достижения.

В чем секрет счастья?

Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.

Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:

  1. Пассивную жизненную позицию.
  2. И активную.

Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.

Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.

Влияние родителей

Мухина В. считает, что основы девиантного поведения закладываются родителями в период роста ребёнка. В период тесного взаимодействия с ребёнком мать формирует потребность ребёнка в положительных эмоциях и доверии к людям.

Доверяя достижениям человечества, ребёнок осваивает их

Одновременно родители учат ребёнка сохранять свою обособленность, которая имеет важное значение для формирования индивидуальности

Обособление и присвоение являются противоположными элементами одного механизма, от которого зависит дальнейшее развитие личностных качеств ребёнка. В одних и тех же ситуациях у человека могут возникнуть, как зависть и стадность, так и сопереживание, самостоятельность.

Подростки жалуются на невнимание родителей

Поведение может быть нарушено вследствие аномалий характера, темперамента.

Психологи Личко А., Леонгард К., Шмишек С. провели исследования черт характера, которые могут стать причиной девиантного поведения. Склонность к смене настроения без видимых причин, слабоволие, поверхностные отношения, страх почти всегда у подростков приводят к дезадаптации и резкому выбросу отрицательных эмоций. Аномальный характер формируется путём закрепления негативных поступков в часто повторяющихся ситуациях.

Сокращение вербального проявления агрессии

Гораздо сложнее предупредить словесную агрессию своего подросшего чада, а также адекватно на нее среагировать. Необходимо проанализировать эти слова и постараться понять все негативные переживания своего ребенка. Есть вероятность того, что он не привык иначе выражать свои эмоции либо стремиться показать свое преимущество перед взрослыми людьми. Если разгневанный ребенок оскорбляет играющих с ним детей, то взрослым необходимо разъяснить, каким способом можно дать им хороший отпор.

Большая часть подростковой агрессии вызвана определенными ситуациями, когда возникает сильное эмоциональное напряжение. Многие дети терпеть не могут повелительный тон, активную демонстрацию превосходства взрослых над детьми, выражение полной власти, а также их требования беспрекословно им подчиняться.


Как остановить агрессию у детей

Наиболее результативный способ – это установление обратной связи при помощи простых психологических приемов. Можно вскрыть мотивы подступающей детской агрессии, задав вопрос: «Ты хочешь меня обидеть?», открыто выразить свое отношение к возникшей ситуации, которое отражается в фразе: «Я не заслужила подобного обращения». В момент установки эмоционального контакта нужно проявить личную заинтересованность, определенную твердость и доброжелательность по отношению к собственным детям, вместе проанализировать отдельные поступки, а не всю личность в целом.

Негативные и критические замечания взрослых вызовут бурю пагубных эмоций и протест, раздражение тут будет нарастать. В общении с подростками читать моральные нотации не стоит, можно лишь предупредить ребенка о возможных последствиях такого поведения, вместе подобрать возможные пути исхода из такой конфликтной ситуации.


Умение выслушать ребенка – первый шаг к взаимопониманию

Яркий пример положительного поведения родителей – это умение выслушать и сопереживать, давать ему возможность свободного выражения своей точки зрения.

Желательно выделить время для общения и рекомендаций своему ребенку, пообщаться в располагающей атмосфере. Взрослым нужно активно показывать свое доверительное отношение к личным задачам детей, признавать детские пагубные чувства. Между разговорами можно сделать паузы, чтобы  успокоиться.

Механизмы и виды переломов

Понимание механизмов травм необходимо для диагностики и лечения таковых. Переломы мыщелков коленного сустава случаются при следующих ситуациях:

  1. Прямых ударах, наносимых на наружную поверхность сустава в согнутом или разогнутом состоянии, такие травмы часто получают в автомобильных авариях.
  2. Падении с приземлением на согнутую в колене конечность, боковую и прямые поверхности сустава.
  3. Падение с приземлением на прямые ноги.
  4. Также к таким повреждениям приводят насильственные отклонения или вращения голени в суставе.

Такие травмы в жизни встречаются часто и как правило, приводят к комбинированным повреждениям, с повреждением сразу нескольких костных структур, разрывам связок, хондромаляции или рассекающими остеохондритами.

Перелом мыщелка коленного сустава без смещения

Характеризуется трещиной, дефектом в костной ткани. Данный тип перелома лечится посредством иммобилизации гипсовой повязкой на несколько недель, полное восстановление наступает через 3-4 месяца.

Компрессионные переломы мыщелков большеберцовой кости

Происходят посредством раздавливания о мыщелки бедренной кости. Для данного вида перелома характерно относительное сохранение целостности синовиальной оболочки, что не дает оснований для развития артритов. Также при данном переломе отмечается менее сильное повреждение связочного аппарата. Прогноз в данном случае хороший, и при своевременном обращении за помощью оперативного вмешательства можно избежать.

Восстановление уровня смещенного и вдавленного мыщелка достигается посредством ручной репозиции и последующей фиксации на столе с вытяжением или нормально наложенной гипсовой повязкой. Таким образом, происходит вклинивание и фиксация фрагмента в коленном сочленении.

Раздробленные переломы мыщелков коленного сустава

Как пример, перелом наружного мыщелка большеберцовой кости. Наблюдается характерное отделение большого фрагмента мыщелка, с его отклонением, смещением в наружную сторону на несколько мм, также наблюдается раздробление суставной поверхности кости. Этот тип перелома обусловлен несколько иным положением бедренной кости в момент травмы.

В результате сильного удара бедренной кости о суставную поверхность большеберцовой и происходит ее вклинивание и раскалывание мыщелка. Обычно при таком типе перелома наружного мыщелка большеберцовой кости приложение силы приходится на небольшой участок, в результате головка малоберцовой кости не травмируется, а отделяется вместе с отколотым фрагментом мыщелка большеберцовой на несколько мм.

Степень тяжести в данном случае может быть различной, это зависит от степени повреждения связок и сосудов. Но обычно наблюдаются полные разрывы связок, сильные повреждения менисков, которые могут быть импрессионно вдавлены в большеберцовую поверхность.

Повреждается хрящевая основа сустава, что приводит к артриту и хондромаляции. Повреждение сосудов, питающих сустав, приводит к недостаточности кровоснабжения суставных структур, почему в дальнейшем и наступает некроз тканей, это может закончиться, например, рассекающим остеохондритом

Прогнозы в этом случае делаются осторожно

Лечение и восстановление в данном случае также подразумевает возвращение отколотого фрагмента в анатомическое положение. Это достигается также разными способами и зависит от тяжести перелома, о чем судится по рентгенограмме. В одних случаях ограничиваются ручной репозицией, но, как правило, этого недостаточно. Тогда показана оперативная репозиция, при необходимости артропластика поврежденных структур.

Переломы латерального и медиального мыщелков бедренной кости

Возможны при насильственных и выходящих за анатомические рамки отведении и приведении голени, также при падении на вытянутые ноги. Переломы латерального и медиального мыщелка коленного суствав — это также отламывание фрагмента или всего мыщелка со смещением на 3 мм и более, или же без него. Как осложнение также возможны хондромаляции и рассекающий остеохондрит.

Хондромаляции – это патология хрящевой ткани, при которой происходит истощение, утончение и ее разрушение. При рассекающем остеохондрите наблюдается отслоение участка хрящевой ткани от кости.

Специфика детского возраста

Для детей характерны:

  • активность;
  • целенаправленность (порой проявляющаяся в виде упрямства);
  • стремление к подражанию;
  • тяга к группе сверстников («быть как все»);
  • чувство ответственности и долга;
  • откровенность (открытость);
  • увлеченность;
  • эмоциональность;
  • стремление к признанию среди сверстников и взрослых;
  • чувство сопереживания.

Начинает развиваться самооценка (зависит от оценки взрослого), рефлексия, стремление работать самостоятельно от взрослого, но в коллективе.

Стоит отметить, что каждое личностное качество имеет противоположную характеристику, потому в силу определенных причин (педагогическая запущенность, неблагоприятная социальная среда) дети могут быть безответственными, слабовольными, озлобленными и так далее.

Ведущий вид деятельности – учебная. Социальная ситуация развития – общение с коллективом и общение со взрослыми (родители и учитель). Отношения ребенка с педагогом (который является отражением общества) служат основой для отношений ребенка с родителями и сверстниками.

Главная задача возраста (противоречие) – перенос нравственных (то есть абстрактных) общественных норм и ценностей в личностные. Происходит это за счет активно развивающегося словесно-логического мышления. Как правило, в любой деятельности детей интересует не результат, а сам процесс.

Это также период активного развития самосознания, воображения и памяти. Все действия ребенка в этом возрасте осознаны и произвольны. Младшие школьники ориентируются на настоящее и лишь немного на ближайшее будущее (например, на подростков они смотрят с завистью и стремлением стать такими же).

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения – это одно из направлений работы психолога. Сначала определяются причины, в результате которых ребенок стал отклоняться от нормы. В зависимости от причины девиаций, психолог выбирает методы работы с несовершеннолетним. Работа направлена на формирование учебной мотивации, системы ценностей и личностных установок и общую коррекцию поведения.

Успех психологических мероприятий зависит от волевых качеств подростка, его внушаемости и заинтересованности в положительных переменах. Благоприятная атмосфера в семье также очень важна для позитивных изменений.

По итогам курса занятий специалист дает краткие рекомендации родителям по организации общения с подростком. Это означает, что на консультации ходит не только подросток, но и его законные представители.

Важно! Для формирования социально одобряемого поведения у подростка крайне важен положительный пример. Признаки проблемы нельзя игнорировать

Даже если в поведении ребенка появились девиации, их можно исправить, если не откладывать визит к специалистам.

Коррекция отклонений

Причины девиантного поведения подростков

Многие исследователи среди причин девиантного поведения называют наследственность, обучение, социальную среду, воспитание и социальную активность девиантной личности. Данные факторы оказывают свое воздействие, но, специалисты считают, что между их негативными последствиями и характером поведения прямой зависимости не существует.

Одной из главных причин негативного поведения подростков психологи называют неправильное поведение в семье, когда ребенок становится свидетелем семейных конфликтов и ощущает безразличие к своему внутреннему миру. Конфликтные и неполные семьи создают условия «повышенного риска», в этих семьях отсутствует взаимопонимание между родителями, ярко выражаются расхождения во взглядах и установках.

Замечание 2

Неадекватное воспитание в неблагополучных семьях проявляется в безнадзорности, в эмоциональном отторжении ребенка.

В отклонении от норм поведения подростков свою роль играет школа и внешкольные учреждения. Ошибки в учебно-воспитательной работе, недостаточная связь школы и семьи формируют педагогическую запущенность подростка. Значительная часть подростков с отклонениями от норм поведения имеют плохую успеваемость, пропускают уроки, не выполняют общественных поручений, отношение к школе у них отрицательное.

Следующая причина – медико-биологическая. Биологическим отрицательным фактором является наследственность, которая может проявляться в умственной недостаточности.

Умственно неполноценный подросток не может полно осмыслить жизненные ситуации, не умеет критически оценивать свои поступки, что ведет его к социальной дезадаптации, а наследственность, связанная с алкоголизмом родителей, проявляется в том, что защитно-охранительные механизмы в работе головного мозга недостаточно развиты, что обнаруживается в нервно-психической патологии разных форм.

Нельзя не учитывать особенности подросткового возраста – бурный рост организма, завершение полового созревания, совершенствование функций разных систем организма, включая центральную нервную систему.

Следующая группа – психологические факторы. Наиболее распространенными являются характерологические негативные реакции, активный и пассивный протесты, реакции отказа и имитации, реакция компенсации и гиперкомпенсации, эмансипации,реакции увлечения, группирования.

Определить содержание, формы и методы воспитательной работы с девиантными подростками можно только при учете и анализе основных причин отклонения от норм поведения.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Проведение профилактики девиантного поведения подростков

Поступки, не вписывающиеся в общепринятые поведенческие нормы, носит название «Девиантное поведение». Профилактикам чаще всего подлежит именно подрастающее поколение – дети и подростки. Обязательные инструктажи и беседы с молодежью о неправильности того или иного варианта действий, разъяснения о возможных неприятных последствий вызванных необдуманными и импульсивными поступками – профилактика девиантного поведения подростков носит подобный характер. Также в процессе бесед и разъяснений специалист (преподаватель или сами родители) должны доступно обосновать причины запретов, почему определенные действия вызывают возмущение и непонимание общественности.

Не обращая внимания на первые признаки девиантного поведения своего чада, родители сознательно подвергают его одиночеству, непониманию социума и частых конфликтов с окружающим миром.

Основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться, проводя профилактику девиантного поведения

Ученые и специалисты уже доказали тесную связь девианантного поведения подростков с их дальнейшей преступной деятельностью. Если не проводить мероприятия способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволить плохим привычкам выражаться с большей силой следует быть готовым последствиям. Ребенок в скором времени может стать частым гостем детской комнаты милиции, а после и более серьезного заведения.

Основной целью профилактики данного варианта поведения является установление границ. Четкое понимание границ и рамок дозволенного, умение вовремя остановится и решить собственные проблемы – данному развитию событий в подростковом возрасте смогут поспособствовать такие методы профилактики, как:

1. Воспитательные лекции и беседы. Родители должны проводить разъяснительные беседы, еще одним отличным методом является лекции в школах вместо одного из уроков

Родители обязаны уделять внимание своему чаду, особенно в период формирования его личности. Разговаривать и слушать, стараться понять желания ребенка и объяснять причины недозволенности определенного варианта поведения

Нельзя постоянно и из-за каждой маленькой погрешности кричать и подавлять свое чадо.

2. Психологические тренинги. Посещения подобных занятий способствует формированию более широкого и правильного мировоззрения. Именно на тренинге подросток сможет найти и четко определиться со своей целью и выбрать правильный путь к ее достижению.

Психологическая профилактика состоит из таких блоков:

  • Профилактика сексуальных отклонений;
  • Профилактика психологических зависимостей;
  • Формирования позитивного мышления и в первую очередь отношения к себе.

3. Образовательные программы. На данные момент практически в каждой школе практикуют данный метод. Для проведения занятия приглашают специалиста, который более подробно и четко объясняет все недостатки и негативные последствия, которые влечет за собой девиантное поведение. Данный метод объясняет о законных и дозволенных путях решения собственных проблем.

Девиантное поведение делится на несколько видов, прямо пропорционально зависящих от уровня вреда, который наносится обществу:

  • Нарушение моральных и правовых норм социума, а именно: воровство, хулиганство, изнасилование, убийство является противоправным видом;
  • Наркомания, алкоголизм наносят вред близким людям и знакомым (соседи, друзья, семья) и относится к асоциальному виду;
  • Мазохизм и все что способно наносить вред только подростку носит название деструктивного варианта поведения.

Активно использующиеся способы профилактики девиантного поведения:

  1. Правильная организация досуга. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка не было большого количества свободного времени. Именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени. Для этого идеально подойдут занятия спортом, кружки и тому подобное. Главное, что необходимо – это учитывать интересы ребенка. Его должно заинтересовать данное занятие.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Государство и соответствующие органы обязаны заботиться о материальной обеспеченности несовершеннолетних из малоимущих семей.
  4. Проведение тренингов и образовательных программ, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением. Заключенные, умирающие от незаживающих и зараженных ран наркоманы, болеющие раком легких куряги, грязные ночующие на улице алкоголики и все то, что способно вызвать отвращения от курения, наркотиков и алкоголизма.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Итоги

Как мы видим, главная общая характеристика детского и подросткового возраста – активность, стремление к признанию, тяга к самостоятельности и чувство коллективизма. Эти характеристики говорят о том, что дети и подростки готовы и хотят быть полезными и социально активными. Нужно лишь уметь вовлечь их в полезное дело, научиться грамотно объединять молодых людей и ставить перед ними задачи.

Если дети найдут рациональный выход своей энергии, то о девиантном поведении не будет и речи

Но конечно, важно подкреплять это хорошими семейными отношениями. Иногда для этого может понадобиться индивидуальная или семейная психотерапия

Учитывая описанные ранее критерии и принципы профилактической работы, а также психофизиологические особенности детей и подростков, можно сказать, что молодежная субкультура имеет большой воспитательный потенциал для профилактики и преодоления девиантного поведения. К слову, большинство детей и подростков оказываются вовлечены в субкультуры. Вопрос в том, в какой группе окажется ваш ребенок, и чему она будет его воспитывать?

Итак, работа с ребенком или подростком по исправлению девиантного поведения должна базироваться на следующих положениях:

  • определение специфики характера, разрушение отрицательных черт и становление положительных;
  • перестройка мотивов и самосознания;
  • перестройка жизненного опыта (уклада, образа, режима);
  • предупреждение отрицательного опыта и стимулирование положительного.

В заключение, как всегда, рекомендую литературу. Книга «Психология девиантности: Дети. Общество. Закон: монография» под редакцией А. А. Рейна. В работе вы сможете найти подробное описание феномена девиантного поведения (виды, формы, мотивы, причины, динамика и другое), личности ребенка и подростка. Также подробно рассмотрены отдельные девиации, например, суицид, воровство и сразу представлены рекомендации по коррекции поведения. То есть в книге вы сможете подобрать актуальную именно для себя информацию.

Кроме этого, советую прочитать еще несколько моих работ по теме девиантности: «Теории девиантного поведения», «Девиантное поведение: виды, причины, проявления», «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

Посмотрите видео и узнайте, как можно помочь детям с девиациями и перенаправить активность детей и подростков в нужное русло.

https://youtube.com/watch?v=ajtW19C3yDM

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий