Частые причины почему не разговаривает ребенок в 4 года

Что делать если ребенок не говорит

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

Советы логопедов

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.

Упражнения для развития речи в 2 года

Дыхательные упражнения.

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи

Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий. Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

https://youtube.com/watch?v=p9jcZ98M_H0

Как растормошить маленьких молчунов

Если ребенок в год не говорит «мама», «папа», может быть, говорит только слоги или просто мычит, первым делом стоит исключить причину неблагополучия со здоровьем.

Комплексный медицинский осмотр узкими специалистами в этом случае не будет лишним. Он позволит оценить общее развитие вашего малыша и своевременно начать лечение, если в этом возникнет необходимость.

Когда эта причина исключена, настраивайтесь на несложные действия и успешный результат:

Больше общения. Разговаривая с ребенком, старайтесь говорить размеренно, внятно, правильно. Пусть он видит, как вы произносите слова, слышит разную интонацию вашего голоса. Говорите обо всем. Что вы в данный момент делаете, что чувствуете, что происходит вокруг. Приглашайте к диалогу своего малыша, задавая вопросы, пусть даже если отвечать на них придется вам самим. Вот такой он — созидательный процесс.
Подружитесь с книгой. Чтение сказок, стихов, потешек, разглядывание ярких иллюстраций, их озвучивание звукоподражанием (машинка би-би, киса мяу, ворона кар-кар) — это интересное занятие для всех, кто в нем участвует. Вовлекайте в процесс малыша, который с удовольствием пальчиком подскажет вам, где волк, а где медведь, если вы сами этого не знаете.
Практикуйте игры для развития мелкой моторики. Тренируя пальчики, можно значительно ускорить развитие речи — это общеизвестный факт. С этой целью широко используются пальчиковые и другие игры, развивающие мелкие мышцы кистей рук

Немаловажно и то, что, играя, например, в сороку-ворону, ребенок получает мамины ласковые прикосновения и теплую улыбку, эмоционально открываясь в ответ. А закручивая крышки, перебирая крупу, цепляя прищепки, продевая шнурки, собирая пирамидки, он учится терпению, трудолюбию, концентрации внимания

Так всесторонне, широким охватом, идет процесс развития.
Выполняйте вместе упражнения для артикуляции. Чтобы настроить на рабочий лад речевые мышцы, полезно делать специальную разминку для губ, щек, языка. Артикуляционные упражнения могут быть самые простые. Например, продемонстрируйте ребенку, как улыбается лягушка, рычит тигр, облизывается волк, открывает рот бегемот, какой хобот у слона. Если есть желание, можно просто погримасничать, это даже веселее.
Бывайте на природе. Используйте любую возможность, чтобы побывать с ребенком на природе. Это могут быть городской сквер, парковая, загородная зона. Разрешите ему исследовать окружающий мир. Пусть он потрогает ствол дерева и ощутит шершавость коры; послушает, как многоголосо кричат птицы; рассмотрит, как трудятся муравьи на строительстве своего дома; подержит в руках шишку, желудь или каштан.Эмоциональное развитие стимулирует речевое, этим не стоит пренебрегать.

1 Причины

Современные логопеды условно делятся на 2 группы: одни считают, что детям до 5 лет помощь специалистов не нужна, если ребенок плохо говорит не в следствие серьезных проблем, другие советуют решать вопрос как можно раньше, аргументируя это тем, что тогда гораздо легче скорректировать проблему. Но нужно помнить, что без попыток разговорить ребенка самостоятельно, специалист мало чем поможет.

Психологи и врачи утверждают, что четких возрастных рамок, когда малыш должен заговорить, нет — некоторые начинают лопотать уже в 1,6-2 года, а словарный запас других в 2 года и 4 месяца составляют 30-50 слов.

Самые распространенные причины молчания ребенка 2-3 лет, требующие коррекции:

Причина Описание Проблемы со слухом Он может быть просто снижен, тогда ребенок реагирует на шум, звонкие громкие звуки, но плохо слышит речь и, соответственно, у него возникают трудности с ее формированием Патологические состояния органов ротовой полости Короткая уздечка языка, аденоиды, расщепление неба. Они мешают малышу издавать звуки, вызывают дискомфорт
Нарушения в работе мозга и центральной нервной системы Эти патологии могут возникать в следствие родовых травм и замечаются родителями и специалистами уже в первый год жизни малыша. Такие проблемы требуют постоянного контроля взрослых
Аутизм На сегодняшний день нет единого мнения, откуда он появляется — одни склонны винить прививки, другие — генетические сбои, третьи — дефицит общения или нарушения связи ребенка со взрослым в первые месяцы жизни. Дети-аутисты живут в своем мире и у них нет потребности общаться с окружающими

С ними необходимо работать детским психологам, неврологам, психотерапевтам
Стресс из-за появления маленького брата или сестры Далеко не все дети переносят новость о новом члене семье радостно, особенно если родителям не удается распределить свое внимание между детьми равномерно. Поэтому кроха может отказываться разговаривать, оставаясь «маленьким» и требуя таким способом внимания к своей персоне

Родителям нужно уделить внимание его психическому состоянию, уверить его, что он любим и все так же нужен, прекратить давить на него и требовать ответственности и соответствия их ожиданиям
Недостаток внимания от «своих» взрослых Когда ребенок часто слышит «Тише», «Помолчи», «Не до тебя сейчас», «Я так устала» и его настойчиво пытаются сделать «удобным», он с большой вероятностью замкнется в себе, будет сидеть тихо в углу, никому не мешать своими разговорами и действиями. В это же время у него развиваются комплексы, основанные на недолюбленности и ощущении ненужности. Родителям нужно проанализировать свое поведение и если они объективно понимают, что сами отбили охоту говорить, — менять тактику своего поведения как можно быстрее
Замещение живого общения мультиками и другими развлечениями, которые обеспечивают современному человеку гаджеты Такие способы проводить время в 90% случаев провоцируют задержки речевого развития.

Это не означает, что от них нужно отказаться, но они не должны быть единственным или доминирующим источником, откуда ребенок черпает информацию
Моральный дискомфорт Неблагоприятная атмосфера в семье: напряжение отношения между родителями, ссоры, крики, отсутствие одного из родителей, гиперопека — крохе мешают получать собственный опыт, завышенные требования к ребенку провоцируют отказ разговаривать.

Кроме этих причин есть другие, не требующие вмешательства и отображающие индивидуальные особенности ребенка:

Причина Описание
Генетика Если кто-то из родителей ребенка начал говорить в 3 года или даже в более позднем возрасте, то с большой вероятностью малыш унаследует такую особенность
Темперамент ребенка Более спокойные и флегматичные дети склонны созерцать и начать общаться позже, это те дети, о которых говорят «молчал-молчал, а потом начал выдавать целые предложения».

Темперамент передается генетически, поэтому родителям нужно в первую очередь проанализировать себя

Брат или сестра-близнец Такие дети начинают говорить позже, потому что у них всегда есть рядом самый близкий человек, который их понимает
Комфорт в семье Ребенку комфортно и его близкие понимают его по звукам, жестам и простейшим словам. В таком случае он не хочет разговаривать, потому что у него нет в этом потребности.

При этом такой малыш сам все понимает, выполняет просьбы родителей, без особых проблем находит предметы, животных и людей, о которых его спрашивают или просто упоминают в беседе

Пустышка Находясь постоянно во рту малыша, она мешает ему разговаривать.

Сосание ее может способствовать нарушению артикуляции.

С отказом от соски многих детей «прорывает» на разговоры.

Сочинение Как я провел летние каникулы

Летние каникулы любят все школьники: и те, кто не очень любит школу, и даже отличники

Нормальная речь ребенка в 4 года

Этот возраст назван периодом «почемучек». Дети активно познают окружающий мир, у них в голове созревает множество вопросов, которые они без устали задают взрослым.

Это нормальное течение речевого развития ребенка. Понять, где начинается отклонение, можно изучив норму развития речи.

Маленький «почемучка» четко формулирует мысли, излагает их. Активный словарь его насчитывает около 2500 слов. Постепенно речь обогащается новыми словами.
Начинается элементарное отграничение предметов по признакам, может найти связь между происходящими явлениями.
В перерывах между постоянными вопросами малыш может уже послушать ответы

Внимание становится более устойчивым.
Высказывания состоят из простых и сложных конструкций, предложений.
Ребенок уже может рассказать о себе основные сведения, кратко пересказать сказку или рассказать о своем дне в садике.
Допускаются грамматически неправильные предложения, при сохранении смысла информации. Слова имеют неправильные окончания или не согласованы между собой.
Ребенок со стороны видит ошибки в речи собеседника, свои еще не замечает.
Дети учатся рифмовать слова, появляются первые связки слов по рифме.
Малыш умеет выделять звук из слова, но «л», «р» еще не слышны

Часто в таком возрасте он правильно выговаривает «ш», «ж», «щ», «ц», «ч».
В речи иногда встречается перестановка букв, нехватка их в слове (залетел – етел, проголодалась – пролагодалась).

Дети стремятся к общению, первыми начинают говорить с людьми. Допускается отсутствие в речи некоторых звуков. Это тоже вариант нормы в 4 года.

Двухлетние молчуны

Случается, что дети, перешагнув рубеж в 24 месяца, так и не начинают радовать своих близких потешными разговорами. Остаются лишь звукоподражания, обрывки слов, либо «мычание», мимика и жесты. В чём причина и являются ли данные обстоятельства патологией? Ведь все дети абсолютно разные в своём развитии. Всё же существующие нормы не целесообразно игнорировать.

Если в семье возникла такая проблема, родители должны выявить причину, так как два года наиболее сенситивный период для формирования и становления познавательных способностей малыша. Возможно, ребёнок развивается по индивидуальному маршруту, и вскоре догонит сверстников. Но причины задержки речевого развития могут быть разными, а время для принятия будет упущено.

Следует понять, что имеют ввиду родители под понятием «ребёнок не разговаривает»:

  • совсем не произносит ничего;
  • говорит невнятно, не произнося определённых звуков;
  • говорит меньше, чем хотелось бы родителям (либо в сравнении родителей с собой в детстве или с предыдущими детьми в этой семье);
  • произносит малоразличимые звуки, не похожие на слова;
  • не способен соединять слова в предложениях;
  • не говорит, но может показать на предмет, понимая о чём речь;
  • не разговаривает совсем, не воспринимает собеседника, не находит коммуникации.

В каждом индивидуальном случае коррекционная деятельность будет строиться по-разному. Возможно, она совершенно неуместна, но первоисточник проблем необходимо обязательно выяснить. Существует множество факторов, влияющих на развитие речи ребенка.

Рассмотрим два варианта.

Ребенок не говорит, но всё понимает

Здесь имеет место расстройство экспрессивной речи. Распространённая в современном мире проблема: «Всё понимает, но говорить не хочет». Сравнивая со сверстниками своего ребенка, родители невольно понимают, что-то не так, но начинают искать выход из ситуации ближе к трём годам. Возможно, у ребенка присутствует дизартрия (проблема артикуляционного аппарата), в следствии которой малыш не накапливает словарный запас. Может быть, имеет место быть какая-либо психологическая подоплёка

Важно отметить другие признаки:

  • сохранность слуха и интеллекта;
  • психофизиологическое развитие соответствует норме;
  • в наличии общение мимикой и жестами, адекватное эмоциональное проявление;
  • нет признаков расстройств аутистического спектра, проявления которых можно заметить уже с 2 лет.

Не разговаривает и не понимает обращенную речь

Одновременное расстройство импрессивной и экспрессивной речи. Такая проблема гораздо сложнее предыдущей. Необходимо обратиться к специалистам и провести дифференциальную диагностику с различными нарушениями: дефекты слуха, нарушения интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой. В случае, если не выявлено посторонних, сопутствующих речевым, патологий имеет место сенсомоторная алалия. Такой диагноз может поставить лишь невролог, имея на это соответствующие основания. И коррекционная работа будет строится под тщательным контролем логопеда-дефектолога. Проблема требует незамедлительной коррекции, так как со временем речь малыша не будет меняться, ему необходима логопедическая помощь.

Методы коррекции

Если ребенок в 4 года плохо говорит – это сигнал об опасности для развития его высших психических функций. Логопед помогает исправить дефекты произношения звуков, расширяет словарный запас, формирует навык составления рассказа, его оформления.

Специалист делает заключение и определяет проблему, которую нужно корректировать медицинскими средствами или логопедическими занятиями.

На последующих занятиях происходит работа по выявленному дефекту. Логопед использует такие методы, как артикуляционная гимнастика, мнемотехника, логопедический массаж, развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя, совершенствования связного языка, формирование коммуникации.

Специалист по детскому развитию знает, что в 4 года ребенок усваивает новые знания в игровой форме. Для коррекции в игре применяются разные авторские методики:

  • Эльконина;
  • Фомичевой;
  • Волковой;
  • Каше;
  • Методика Ткаченко используется для 4-6 лет.

Часто к логопеду обращаются с просьбой «поставить» звуки. Это одна из самых легких проблем речевого развития детей. Для ее решения специалист использует гимнастику, стишки и другие методы.

Работа по постановке звуков делится на несколько этапов:

  • упражнения для развития артикуляции;
  • постановка самостоятельного звука, с гласными;
  • введение в речь.

В процессе этапа «введение в речь» важна помощь родителей. Детям нужно показывать правильное произношение, повторять вместе слова с проблемной буквой, возвращаться и просить повторить еще раз, если ребенок неправильно сказал слово.

Приведем примеры некоторых упражнений для развития артикуляции:

«Оближем губки». Родитель показывает, как нужно облизывать губки после варенья, шоколада. Делается в веселой атмосфере.
«Сложи губки трубочкой». Ребенок должен увидеть на примере, как это делается

Можно придумать, как обыграть ситуацию: «мы паровозики – ту-ту», «дуем через трубочку» и так далее.
Хорошее упражнение про «язычок», деткам очень нравится:
язычок гулять собрался – высунуть язык как можно больше;
он умылся, причесался – между зубками подвигать язык вперед, назад;
на прохожих оглянулся – круговые движения языка по губам влево, вправо;
влево, вправо повернулся – направить его в соответствующие уголки рта;
вниз упал, наверх поднялся – соответственно, длиннее выдвигать;
раз, и в комнату забрался – спрятать резко в рот.

Для общения и проговаривания звуков важно научить малышей правильно дышать. Помогут дыхательные гимнастики: дуть на ватку со свернутым в трубочку языком, надувать через соломку мыльные пузыри

При этом важно держать щеки, чтобы воздух не шел в них.
В развитии речи, как это ни странно, большое значение имеет мелкая моторика рук. При этом развиваются мозговые структуры, что положительно влияет на формирование речи. Можно лепить из пластилина, рисовать пальчиками, собирать мозаику
Также важна крупная моторика: танцы, подвижные развлечения, игры на внимание.

Факторы, влияющие на формирование речи и что делать

Экзогенные (внешние) факторы

Проблемы, не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка.

  1. Речевая атмосфера в семье. Дефицит общения может привести к тому, что у малыша не возникнет предрасположенности к подражанию. Если родители практически не разговаривают с ребенком, ссылаясь на занятость или усталость, ему просто будет не у кого учиться говорить. Поэтому с первых дней жизни необходимо уделять время общению с крохой.
  2. Особенный психотип ребенка. Малыш знакомится с миром, наблюдает за ним, формирует пассивный словарный запас и осмысливает увиденное.
  3. Искажение речи взрослыми, подражая ребенку. Родители, сами того не понимая, могут серьёзно навредить правильному восприятию речи крохи, искажая слова, излишне применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  4. Педагогическая запущенность. Ситуация, свойственная неблагополучным семьям, в которых ребенку не уделяется должного внимания. При этом часто случаются конфликты, травмирующие детскую психику, драки, ругань.
  5. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей о своём чаде, при которой у ребенка нет никакой мотивации к самостоятельной деятельности, в том числе и речи. Крохе незачем проявлять речевую активность, близкие и так с полуслова понимают и выполняют его желания, договаривают фразы, заканчивают предложения.
  6. Психологические травмы. Они могут быть связаны с ранней разлукой с матерью, в следствие различных факторов.

Эндогенные (внутренние) факторы

К ним относятся физиологические особенности организма ребенка, влияющие на речевое формирование.

  1. Проблемы внутриутробного развития (гипоксия беременных, токсикозы, родовые травмы, инфекционные заболевания матери) так или иначе могут сказаться на речевых центрах коры головного мозга малютки и впоследствии повлиять на становление речи.
  2. Нарушение физического слуха. Понижение слухового восприятия влечет за собой недоразвитие речи детей. Бывает, что ребенок реагирует на многие звуки окружающего мира, а частота человеческой речи для него малодоступна.
  3. Органические поражения речевых зон коры головного мозга вследствие родовой травмы или аномалий пренатального периода вызывают полное отсутствие или частичное недоразвитие речи (алалия). Гораздо чаще встречается у мальчиков. В этом случае проявления выглядят различно. В зависимости от локализации поражения. У детей такое осложнение может проявляться либо в полном отказе от вербального общения, либо в непонимании, что от него хотят взрослые.
  4. Недостаточность созревания центральной нервной системы, тормозящее речевое развитие (недоношенные детки).
  5. Дефекты артикуляционного аппарата: подвижность языка, подъязычной связки, тонус мышц губ, лица (помогут в этом вопросе такие специалисты, как логопед и невролог).

Более сложные по структуре патологии, носящие стойкий характер, также могут быть причиной задержки речевого развития:

  1. Интеллектуальные нарушения, представленные первичным дефектом, а нарушение речи, как вторичное проявление.
  2. Расстройства аутистического спектра. При данной аномалии развития, как и во всех других дефектах, речь не является единственным признаком, указывающим на эту проблему. Поэтому ни в коем случае не стоит примерять всё на своего ребенка.

Способы коррекции

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом

А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.

Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.

Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:

  1. Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
  2. Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
  3. Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
  4. Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
  5. Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
  6. Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
  7. Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
  8. Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
  9. Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
  10. Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.

Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает

Возможные причины того, что ребёнок не разговаривает

чаще всего причин для беспокойства по поводу отсутствия речи в 2 года нет

Одной из причин отсутствия речи к двум годам может быть полная или частичная глухота. В таких случаях речь ребёнка отсутствует полностью либо сводится к мычанию (нечленораздельным звукам). Причинами такого дефекта могут быть либо наследственные предрасположенности, либо влияние на плод в перинатальный период (недоношенность плода в том числе). Для людей любого возраста, страдающих нарушениями слуха, характерны частые головокружения

Чтобы исключить глухоту ребёнка обратите внимание на следующее:

  • Как ребёнок реагирует на громкие звуки. Если он пугается, просыпается от резкого звука — это нормально. Тревожиться следует, если реакции на такие звуки нет вообще.
  • Воспринимает ли ребёнок музыку. При частичной глухоте малыш может слышать громкие звуки, но при этом не реагировать на спокойные и тихие. Включайте негромкую музыку и наблюдайте: если кроха пытается танцевать, подпевать — то проблем со слухом нет.
  • Есть ли реакция на речь окружающих. Отзывается ли ребёнок на своё имя, реагирует ли на просьбы: «Принеси», «Дай». Если у малыша нет проблем с неврологией, он может самостоятельно устанавливать связи между предметами и действиями, но при этом не реагирует на речь.

Родовые травмы, которые могли возникнуть в процессе осложнённых родов тоже могут быть причиной нарушения речевой активности ребёнка. Но, если таковые травмы были, то родители знают о них наверняка и понимают необходимость постоянного наблюдения не только у педиатра, но и у невролога. В случаях родовой травмы диагностирование и лечение строго индивидуально.

Детский аутизм — синдром, характеризующийся задержкой в развитии речи. В таком случае ребёнок не проявляет потребности в контактировании с окружающим миром на эмоциональном уровне. При этом малыш может владеть речью, но не использовать её либо использовать мало

Чтобы исключить аутизм обратите внимание нет ли у вашего ребёнка характерных для него поведенческих нюансов:

  • Ребёнок избегает зрительного контакта.
  • Сложности с установлением контакта с окружающими, в основном с посторонними, но часто даже с близкими людьми.
  • Ребёнок часто может быть полностью поглощён повторяющимся действием (прыжки, быстрое перелистывание страниц, раскачивания из стороны в сторону, монотонные постукивания).
  • Ребёнок избегает речевых контактов, может не реагировать на речь, обращённую к нему, не проявляет инициативы в общении, но при этом может разговаривать наедине с собой.

Психологическая травма, испуг, который ребёнок мог перенести в раннем детстве могут послужить причиной расстройства речевого центра. Причиной такой травмы может стать вынужденный отрыв от матери в раннем возрасте. Наблюдайте за своим ребёнком: если в его поведении, кроме отсутствия речи, соответствующей нормативам его возраста, есть такие признаки, как: пугливость, вздрагивания от различных раздражителей (звуки, вид предмета или человека, которого мог испугаться ребёнок ранее), ребёнок часто мочится в штаны — это повод посетить детского психолога.

Дефицит внимания со стороны родителей, который может привести к гиперактивности и расстройствам речи тоже одна из возможных причин. Если родители мало разговаривают с ребёнком, при попытках контакта со стороны ребёнка считают нормой оставить таковые без ответа под предлогом занятости — малыш может заговорить значительно позже возрастных норм.

Гиперопека не менее опасна, чем дефицит внимания. Когда родители угадывают любое желание и потребность ребёнка до того, как он её высказал и немедленно её удовлетворяют, у крохи просто нет необходимости разговаривать.

Ослабленность организма ребёнка может выражаться также в недоразвитости центральной нервной системы, что, в свою очередь, может проявляться в задержке речи. Такая недоразвитость не несёт в себе большой угрозы и с возрастом, при должном уходе за ребёнком, компенсируется.

Как видите, причин для того, чтобы малыш в возрасте двух лет предпочитал отмалчиваться немало

Но чаще всего чтобы кроха заговорил, достаточно обратить на него внимание и произвести некоторые изменения в вашей семье: изменить тактику поведения с ребёнком, ввести в режим дня обучающие и развивающие игры, а главное, больше разговаривать с ребёнком. Если же при всех ваших стараниях не будет подвижек в развитии речи и к трём годам, то это явный повод обратиться к невропатологу

Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.

Медикаментозное лечение

ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

Физиопроцедуры

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

Массаж и упражнения

Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.

Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.

Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

Плавное движение обеими руками:

  • «у» — вперед.
  • «о» — в стороны и вверх.
  • «и» — в стороны.
  • «э» — в стороны и вниз.
  • «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
  • «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.

Логоритмика

Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.

Виды упражнений:

В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.

Стихи с двигательной активностью

Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

На артикуляцию

Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме. Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

На мелкую моторику рук

Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.

Работа с дефектологом

Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни. Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.

Альтернатива

Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.

Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.

Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий