Содержание
Что такое круглые десятки
Привет, ребята! Сегодня мы посетим интересное место, где работают мои бабушки, тётушки, мама и сёстры- это птицефабрика. Каждый день здесь производят на свет огромное количество яиц.
Видали сколько! Считать приходится много! Поэтому нужна помощь! Кто готов? Поехали!
Для удобства счёта фабрика использует счёт десятками, а не штуками. В магазин на продажу яйцо тоже поступает десятками. И стоимость покупки оплачивается за десяток.
Сколько яиц в одном десятке? А в двух десятках? Давайте проверим:
Счёт круглыми десятками
Друзья, класс! Справились на отлично! Продолжим!
Числа, которые оканчиваются цифрой 0, называются круглыми десятками. Первая цифра указывает на количество десятков, вторая на количество отдельных единиц.
А число 100? Сколько десятков? Верно, 10 десятков или 1 сотня. Сколько единиц? (0) Поэтому 100 – это круглая сотня или 10 круглых десятков. 2 круглых сотни – это 200. 3 круглые сотни – 300 и т.д. 10 сотен – это 1000.
Обалдеть! Они до тысячи считать умеют! Значит, легко справятся с другими задачами.
Задания с круглыми десятками
Для того чтобы складывать или вычитать круглые десятки, смотрим на разряд десятков. Сколько десятков в числе 20? В разряде десятков стоит цифра 2, значит 2 десятка. 20 – это какой десяток? Снова смотрим на разряд десятков, где стоит цифра 2. Значит 20 – это второй десяток.
Ответьте: Всего 30 единиц, а сколько десятков?
Сложение и вычитание круглых десятков
Чтобы к 3 д. прибавить 5 д. нужно сложить 3 и 5. Получится 8, но мы складывали десятки, значит, получится – 8 д. или 80. Чтобы число 20 увеличить на 3 десятка, надо к 20 прибавить 30 – это 20+30=50.
Найти верный результат. Соединить стрелочкой.
Обратите внимание! Какой цифрой обозначен разряд единиц в круглых десятках?
Выполните примеры с круглыми десятками на вычитание и на сложение круглых десятков:
90 – 40 =50 – 30 = 30 + 50 = 60 + 40 =
В облаке находится лишнее число. Нужно найти и объяснить почему.
Ответы:
Число 56 не является круглым, так как в разряде единиц стоит 6.
Число 100 не является двузначным, так как в нём три разряда – единицы, десятки и сотни. Можно сказать, что 100 – это 10 д. или 1 сотня.
Сложение круглого десятка и двузначного числа
На примере разберём, как к круглому десятку легко и быстро прибавить двузначное число.
Решить задачу:
В инкубатор заложили несколько яиц. К воскресенью вылупились 10 цыплят. Остальные 14 готовятся к появлению на свет. Сколько яиц заложили в инкубатор?
Для ответа на вопрос задачи необходимо узнать, сколько яиц заложили в инкубатор. К появлению на свет готовятся 14 цыплят. Ещё 10 цыплят уже вылупились. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно найти общее количество всех цыплят.
Проверь решение:10 + 14 = 24 (ц.)
Ответ: 24 яйца заложили в инкубатор.
Вычитание круглых десятков из двузначного числа
Чтобы назвать число, которое скрывает знак вопроса, нужно выполнить действие вычитание:
59-50=9;
82-80=2;
74-70=4.
Математика. Сложение и вычитание в пределах 20. 1-2 классы. Е.Э.Кочурова
В разных курсах математике тема сложения и вычитание в пределах 20 изучается или в конце 1 класса, или в начале 2-го. В любом случае пособие поможет закрепить изученные способы манипуляций с числами, в некоторых заданиях эти способы представлены в виде своеобразных подсказок. В ходе самостоятельной работы с тетрадью ребенок ориентируется на образец выполнения и алгоритмические предписания. Умение пользоваться такими подсказками в учебе позволит ученику не только находить и использовать нужную информацию в ходе выполнения задания, но и осуществлять самопроверку.
Начинается тетрадь с отработки навыков сложения и вычитание в пределах 10, эта часть подойдет и для первоклашек.
Книги
Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература
Ход занятия
II. Сообщение темы и цели занятия.
(Слайд 1)
– Сегодня мы отправляемся с вами в сказочный город, где сказочные человечки построили математическую горку. Строили все дружно, а проектировал ее Знайка. Чтобы скатиться с этой горки, всем лыжникам нужно уметь складывать и вычитать числа. Все катались с нее, кроме Незнайки. Потому что он плохо знает математику. А ему так хочется скатиться на лыжах! (Слайд 2)
– Ребята, вы поможете Незнайке?
(Выполняем задание, Слайд 3)
– Незнайку мы одели и можем отправляться в путь к сказочной горке. А чтобы Незнайка смог подняться на нее по ступенькам, нам нужно помочь найти значения выражений. (Выражения отражены на слайде 4)
– Для помощи, Незнайке нужны 4 человека, которые помогут ему подняться по ступенькам на самую вершину горки.
У доски работают 4 человека, остальные на листах для индивидуальной работы. (Выражения записаны на аудиторной доске).
– Ваша задача: установить порядок действий в выражениях и вычислить столбиком.
- 80 – (32 + 6) – 2
- 32 + (44 – 15) – 21
- (40 + 30) – (35 + 9)
- (64 – 9) + (30 – 19)
– Давайте сравним ваши ответы с доской и посмотрим на слайде. (Слайд 5)
– С этим заданием вы справились!
(Оценивание детей)
III. – С вашей помощью мы помогли Незнайке забраться на математическую горку.
V. – Незнайка приготовил лыжи.
(Слайд 6) Теперь поможем ему с нее скатиться. (Слайд 7)
– Ему на пути встретятся 3 препятствия, которые он с вашей помощью преодолеет. (Слайд 8)
VI. – Первое задание, которое необходимо выполнить Незнайке
нужно найти неверные решения и исправить их с объяснением и проверкой. (Слайд 9)
– Какое решение является неверным?
Давайте сравним с правильным ответом на слайде. (Слайд 9)
– Каким действием проверяем сложение?
– Каким действием проверяем вычитание?
Проверку выполняем на листах для индивидуальной работы.
Проверка фронтальная, с объяснением правил сложения и вычитания в столбик и правил проверки обратным действием.
– Мы справились с первым заданием. Незнайка преодолел с нашей помощью первое препятствие. (Слайд 10)
– Но, прежде чем, он поедет дальше и мы будем ему в этом помогать, выполним физминутку для глаз.
VIII. Продолжаем
(Слайд 12)
(Слайд 13, решение задачи).
В эстафете принимали участие 2-е команды школьников по 10 человек в каждой. Сколько девочек участвовало в эстафете, если мальчиков было 12 человек? (Задача написана у детей на листах для индивидуальной работы)
Прочитайте внимательно задачу.
Послушайте еще раз эту задачу (учитель читает вслух).
– Что известно в задаче?
– Что нужно узнать?
– Запишите решение этой задачи числовым выражением и ответ у себя на листах.
– Проверяем. (Слайд 13)
IX. Самостоятельная работа в парах.
– Едем дальше. И впереди у нас опять препятствие. (Слайд 14) Чтобы Незнайка повторил сложение и вычитание чисел, ему предлагается выполнить задания в цепочках, в которые нужно вставить неизвестные числа. (Слайд 15) Для этого вы поработаете в паре и поможете Незнайке.
– У каждого из вас в конверте есть карточка с цепочкой, в которую нужно вставить числа.
(Проверяем задание, Слайд 15)
– Пара, нашедшая числа в кружках первая, поднимает руку.
(На слайде открываются правильные ответы).
– С этим заданием справились те пары, которые работали внимательно, быстро и дружно.
X. Мы преодолели все препятствия,
встретившиеся нам на пути, но еще нужно, чтобы Незнайка приехал к финишу целым и невредимым. Для этого мы проверим свои знания. (Слайд 16)
– У вас в конвертах есть медаль с примером, в который нужно вставить число и прикрепить свою медаль с ответом к ответу на доске.
Проверка знаний, примеры на медалях (вставь число). Рефлексия.
– Мы благополучно добрались до финиша. (Слайд 17)
– На аудиторной доске изображение Незнайки и ответы к примерам, к которым дети прикрепляют медали с ответами.
– Посмотрите, сколько медалей получил Незнайка. Он сегодня чемпион в спуске с горы, а вы чемпионы в математике. Поэтому, за ваши знания, смекалку, взаимопомощь вы тоже достойны медалей. (Вручение шоколадных медалей детям).
XI. Домашнее задание
– Для того чтобы больше узнать про увлечения Незнайки, вам придется поработать дома.
– В конвертах карточки для индивидуальной работы с выражениями (отгадай зашифрованное название спорта, которым увлекался Незнайка).
Журналы и бланки
БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаАрхивыАттракционыЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетов
Математика. Сложение и вычитание в пределах 20. 1-2 классы. Е.Э.Кочурова
В разных курсах математике тема сложения и вычитание в пределах 20 изучается или в конце 1 класса, или в начале 2-го. В любом случае пособие поможет закрепить изученные способы манипуляций с числами, в некоторых заданиях эти способы представлены в виде своеобразных подсказок. В ходе самостоятельной работы с тетрадью ребенок ориентируется на образец выполнения и алгоритмические предписания. Умение пользоваться такими подсказками в учебе позволит ученику не только находить и использовать нужную информацию в ходе выполнения задания, но и осуществлять самопроверку.
Начинается тетрадь с отработки навыков сложения и вычитание в пределах 10, эта часть подойдет и для первоклашек.
Двузначные числа и их запись
Друзья, я запутался! Пытался записать двузначные числа и всё забыл! Помогите!
Давайте напомним, какие числа именуются двузначными. Чтобы их написать потребуется пара знаков – цифр двузначного числа. Правая цифра обозначает разряд единиц, а левая – разряд десятков. 30 и 30 можно назвать равными двузначными числами, так как количество десятков и единиц одинаковое.
Арифметический диктант
Запишите двузначное число, равное числу из 4 десятков и 6 единиц.
4 д. 6 ед. = 46
Приведите пример двузначного числа больше, чем 9 на 10.
Слово «больше» указывает на действие сложение, значит 9+10=19. Искомое число – 19.
Из наибольшего двузначного числа отнимите наименьшее двузначное число.
Решение будет следующим: 99-10=89
Прочитайте ответы, начиная от самого большого к самому маленькому двузначному числу. Полученные ответы: 46, 19, 89. Наименьшее из этих чисел 19, за ним при счёте следует 46 и последним – 89.
Задание для знатоков
- Используя только цифры, которые обозначают чётные числа (2, 4, 6, 8), составить двузначные числа.
Для написания применили чётные числа. Если число оканчивается цифрами 0, 2, 4, 6, 8, то оно считается чётным.
- Записать, начиная с наименьшего двузначного числа.
Используя записанный ряд чисел, приведи пример двузначного числа, которое больше всех остальных.
Для проверки: 22 24 26 28 42 44 46 48 62 64 66 68 82 84 86 88.
Загадка
Используя однозначные и двузначные числа в порядке возрастания, нарисовать ответ на загадку.
Она кудахчет по утрам, Неся яйцо в подарок нам.
Напиши самое большое двузначное число, которое использовалось для рисования.
Сложение двузначных чисел
Музыкальная пауза!
Учите, детки, математику!
Старательней вникайте в суть…
Гоните лень, усвойте тактику –
Учить предмет не как-нибудь.
А я хочу, а я хочу опять…
Заполни пропуски в таблице:
Сложение двузначных чисел без перехода через десяток
Для удобства выполнения действий можно применять запись в столбик.
Схема действий:
- Записываю цифру единиц под разрядом единиц, а цифру десятков – под разрядом десятков.
- Выполняю сложение единиц, результат пишу под разрядом единиц.
- Выполняю сложение десятков, результат пишу под разрядом десятков.
- Называю результат.
Найдите суммы чисел, записанных в столбик:
Вычитание двузначных чисел без перехода через десяток
Чтобы найти разность двузначных чисел, можно использовать запись столбиком.
Схема действий:
- Записываю цифру единиц под разрядом единиц, а цифру десятков – под разрядом десятков.
- Выполняю вычитание единиц, результат записываю под единицами.
- Выполняю вычитание десятков, результат записываю под десятками.
- Называю результат.
Найдите разность двух чисел, записанных в столбик:
Числовой луч
Знаете, что такое луч и как он обозначается?
На рисунке (1.) видим луч. Прочитай его название. Какая точка является началом луча? Данный луч разбит штрихами на равные отрезки. Отрезок от 0 до 1 называется единичным отрезком.
На обыкновенном луче обозначены числа, у каждого своё место. Именно такой луч в математике называют числовым.
Определение числового луча
Числовой луч – это луч, на котором точками обозначены натуральные числа.
Поставим на луче AB точку C (2.) Длина отрезка AC числового луча – 5 единичных отрезков, длина отрезка AB – 8 единичных отрезков. Используя числовой луч, сравни отрезки: AC<AB; AC>CB; AC+CB=AB.
Где на отрезке AB (3.) будет находиться точка D, чтобы отрезок AB был меньше отрезка AD на 2 единичных отрезка? Для этого надо из длины отрезка AB отнять 2 единичных отрезка (8-2=6). Точка D будет находиться на делении 6.
Рисунок числового луча:
Используя чертёжную линейку, можно выполнять действия сложения и вычитания. Найдите с помощью числового луча решение задачи, а линейки помогут.
Задача
Велосипедист отправился из пункта А в 6 часов утра. Через 1 час он остановился отдохнуть в придорожном кафе. Спустя 2 часа добрался до конечного пункта. Построить числовой луч и отметить, необходимые для решения задачи, данные.
Сколько времени велосипедист был в пути? Во сколько часов он прибыл в конечный пункт?
А где решение этой задачи?
Задача 2
С помощью линейки построй числовой луч с началом в точке A (используй линейку), укажи на нём точку B (14 см). Найди расположение точек C и D, если отрезок AB короче отрезка AC на 6 см. Отрезок AB длиннее отрезка AD на 10 см. Запишите длину полученных отрезков AC и AD.
Для этого чертим луч с началом в точке A, на луче при помощи линейки находим отметку 14 см, ставим точку B. Мы знаем, что отрезок AB короче отрезка AC на 6 см. Чтобы найти отметку – расположение точки C, надо из 14-6=8 см. На отметке 8 см располагается точка C. Отрезок AB длиннее отрезка AD на 10 см, значит, точка D располагается на отметке 14+10=24 см.
Приведите примеры числовых лучей, которые можно встретить в повседневной жизни.
Числовой луч (картинки):
Этажи в высотном здании тоже своеобразный числовой луч. Особенно во время постепенного возведения стен дома.