Понятие социализации личности

Конструкция

Десоциализация личности

Десоциализация в психологии — это своеобразное разрушение нормального хода социализации. Сегодня выделяют следующие уровни социализации: первичный и вторичный. Первичный уровень социализации наступает в сферах межличностных взаимодействий в малых коллективах, где первичными агентами выступают родители и другие родственники, учителя, сверстники, значимые взрослые и др. Вторичный уровень социализации происходит при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами, где агентами выступают официальные учреждения, формальные организации: администрация ВУЗов, государственные чиновники, армия.

Десоциализация личности – это специфический процесс, при котором социализированный ранее индивид постепенно теряет свои приобретенные социальные качества.

Десоциализация может начинаться в раннем возрасте, а может и в зрелом. Если такой процесс наступает уже в зрелом возрасте, то в основном он заключается в порыве личности с одной или несколькими положительными связями с социумом или государством в целом, другие связи остаются позитивными.

Основные характеристики десоциализированной личности: отстранение индивида от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей, от конкретной группы, потеря социального опыта, которая отражается на самореализации в социуме.

Десоциализация может достигнуть различных степеней выраженности, от легкой потери ориентации в социальных обстановках, до отстраненности от своего коллектива или общества и полной утраты связей с общественной средой.

Бывает, что индивид может попасть в определенные экстремальные обстоятельства, при которых десоциализация заходит довольно глубоко и разрушает нравственные и моральные основы личности индивида. Когда такое происходит, личность становится неспособной восстановить все утраченные ценности, нормы и роли в полноценном объеме. Такое происходит в концентрационных лагерях, колониях, тюрьмах, психиатрических больницах, а иногда и со служащими в армии.

Десоциализация может наступать в случаях сужения сферы своей культурно-социальной активности. В связи с тем, что все жизненные циклы имеют тесную взаимосвязь с изменением социальных ролей, получением новых статусов, отречением от привычек, дружеских контактов, окружения, сменой обычного образа жизни, субъекту в процессе жизни приходится постоянно переобучаться. Такой процесс имеет два этапа: ресоциализацию и десоциализацию. Ресоциализация заключается в обучении новым нормам, ценностям, правилам, ролям взамен прежних. В общем смысле, когда человек узнает что-то новое, которое не совпадает с его прежним опытом и происходит ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.

Функции и задачи институтов социализации

Институты обеспечивают выполнение всех функций социализации и решение ее задач.

Функции социализации

  1. Нормативно-регулятивная.
    Формирует и регулирует деятельность человека в социуме. 
  2. Личностно-образовательная.
    Выявляет индивидуальные качества, особенности, внутренние установки, мировоззрение, систему ценностей индивида.
  3. Коммуникативно-информационная.
    Отвечает за взаимодействие человека с другими единицами общества в разных системах (семья, друзья, коллеги, преподаватели и т. п.). Кроме того, обеспечивает накопление информации извне с целью развития и становления собственного мнения и мироощущения.
  4. Прокреативная.
    Побуждает человека действовать каким-то определенным образом, основываясь на личный опыт, опыт окружающих и любую обработанную информацию.
  5. Компенсаторская.
    Восполняет физические, психические и интеллектуальные недостатки личности.
  6. Творческая.
    Побуждает человека к поиску и совершению чего-то нового как в окружающем мире, так и внутри себя.

Функции институтов социализации

Институты, соответственно, направлены на исполнение указанных функций. В большей степени они решают задачи нормативно-регулятивной функции, так как остальные зависят скорее от внутренних аналитических процессов, чем от внешних, однако институты направлены на решение и других задач социализации в какой-то степени. Они являются наполненной и комплексной системой.

Все действия, которые выполняют институты по отношению к человеку, условно делятся на 4 группы:

  • подавление нежелательного поведения;
  • поддержка модели поведения личности;
  • укрепление связей между индивидами;
  • сохранение стабильности в обществе.

Эти четыре пункта можно назвать основными функциями институтов социализации. Как же они исполняются?

Подавление нежелательного поведения

Речь в данном случае идет как о коррекции поведения людей с физическими и психическими особенностями, так и о формировании у еще не зрелой личности понятий о нормах поведения. Находясь в какой-либо социальной группе, будь то образовательная организация, семья или клуб по интересам, человек находится под влиянием окружающих, соответственно, самостоятельное наблюдение и помощь извне формируют у индивида понимание «правильного» и «неправильного» поведения.

Поддержка модели поведения личности

Когда человек уже прошел стадию оценки своего поведения и поведения окружающих и выявил модели, которых следует придерживаться, в силу вступает функция поддержки «правильного» поведения

На данном этапе очень важно и, безусловно, непросто продолжить идти по протоптанной дороге. В этом и помогают институты

Укрепление связей между индивидами

Так как в процессе социализации важно не только формирование собственной личности, но и умение полноценно взаимодействовать с окружающими, институты направлены также на укрепление взаимоотношений между индивидами. Сохранение стабильности в обществе

Сохранение стабильности в обществе

Глобальная задача институтов социализации. Все вышеперечисленные функции способствуют исполнению этой главной. Абсолютно все процессы социализации, ее механизмы и работа институтов направлены на сохранение стабильного общества.

Этапы и факторы социализации личности.

Социализация
личности
 –
это процесс усвоения социальных норм,
формирования своего собственного «Я»
для проявления уникальности индивида
как личности. То есть,процесс
социализации представляет
собой установление личности. Общество
постоянно диктует нам свои правила и
нормы поведения, поэтому длительность
данного процесса занимает всю жизнь,
основной его частью является период
детства и юношества.

Основной
целью социализации является подготовка
индивида к выполнению социальных ролей
для общения, сохранения общества.
Привитие качеств и ценностей – главный
фактор формирования личности.

Детство—Этап
развития человека от рождения до начала
полового созревания. Хотя временные
рамки последнего индивидуальны,
непостоянны во времени и зависят от
принятой системы возрастной периодизации,
верхняя граница детства определяется
как примерно 11-13 лет. В течение детства
происходит чрезвычайно интенсивное
физическое и психическое развитие.
Критически важным периодом развития
является раннее детство. Его нарушение,
например изоляция от человеческого
общества, способно привести к необратимым
психическим нарушениям.

Юность
— самый трудный период социализации.
Социальная
и психологическая зрелость очень часто
не поспевает за зрелостью физической.
Важность
подросткового этапа заключается в том
что,заканчивается формирование фундамента
личности — мировоззрения;

осознание
своего «Я» происходит как осмысление
своего места в жизни; идет постоянный
поиск нравственных ориентиров.

Зрелость
— это расцвет человеческой личности.
Это длительный период, он состоит из
нескольких циклов. Нижняя граница
размыта, примерно 21-23 года. В экстремальной
ситуации взросление наступает рано, в
спокойное время растягивается. Верхняя
граница обозначена выходом на пенсию
— 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.

Главный
критерий зрелости: самостоятельность.
«Критерии самостоятельности»:Самообеспечение
средствами существования.Умение
распоряжаться деньгами независимо от
других,Самостоятельность в выборе
образа жизни.

Проживание
независимо от родителей. Взрослая жизнь
— самый активный период социализации,
так как именно в это время наблюдается
освоение большого количества социальных
ролей в реальной жизни. Зрелость — самый
активный творческий возраст.

Старость
— это период человеческой жизни, который
наступает после зрелого возраста и
делится на несколько циклов: до 71 года
— преклонный возраст; с 71 года до 90 —
старческий; возраст человека свыше 90
лет принять считать возрастом
долгожительства. Старость — это физическое
состояние, для которого характерно
постепенное угасание всех жизненных
функций.
Пожилой
возраст влечет за собой расставание с
некоторыми социальными ролями. Прежде
всего и самое главное – пожилых ждет
выход на пенсию.

Смерть.Осознание
надвигающейся смерти требует от индивида
приспособления к новому определению
собственной сущности. Понятие “умирающий”
предполагает нечто большее, чем просто
протекание каких-то биохимических
процессов. Оно влечет за собой принятие
социального статуса, при котором
социальные структуры не просто
сопровождают, но и формируют опыт
соприкосновения со смертью.

Факторы
социализации
 —
это обстоятельства, которые побуждают
человека к активному действию. Факторов
социализации всего три – это макрофакторы
(космос, планета, страна, общество,
государство), мезофакторы (этнос, тип
поселения, СМИ) и микрофакторы (семья,
группы сверстников, организации).

1.
мегафакторы (мега — очень большой,
всеобщий) — кос­мос, планета, мир,
которые в той или иной мере через другие
груп­пы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли.

2.
макрофакторы (макро — большой) — страна,
этнос, общество, государство, которые
влияют на социализацию всех живущих в
определенных странах (это влияние
опосредствованно двумя другими группами
факторов).

3.
мезофакторы (мезо — средний, промежуточный),
усло­вия социализации больших групп
людей, выделяемых: по местно­сти и
типу поселения, в которых они живут
(регион, село, город, поселок); по
принадлежности к аудитории тех или иных
сетей массовой коммуникации (радио,
телевидения и др.); по принад­лежности
к тем или иным субкультурам.

4.
Мезофакторы влияют на социализацию
как прямо, так и опо­средствованно
через четвертую группу — микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно
влияющие на конкретных людей, которые
с ними взаимодействуют, — семья и домашний
очаг, соседство, группы сверстников,
воспитательные организации, раз­личные
общественные, государственные,
религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.

Элементы социализации

Замечание 1

Сущность процесса социализации заключается в том, чтобы успешно сочетать два взаимосвязанных элемента социализации: приспособления и обособления человека, находящегося в условиях конкретного сообщества и стремящегося привнести в него что-либо новое.

Следует подробнее рассмотреть два эти элемента, чтобы оценить их значимость.

Приспособление – иными словами этот процесс исследователи называют социальной адаптацией, — это не только процесс, но еще и результат встречной активности субъекта в условиях социальной среды. адаптация предполагает согласование требований человека и ожиданий социальной среды в отношении к человеку с его установками и особенностями социального поведения. Сюда также следует отнести согласование самооценок и притязаний человека с его реальными возможностями, а также с реалиями, которые предполагает окружающая среда. Таким образом, адаптация – это одновременно и процесс, и результат становления индивида как социального существа.

Второй элемент социализации – это обособление. Если в процессе приспособления человек стремится адаптироваться к социальным установкам и нормам, то в процессе обособления он стремится автономизироваться от общества, сохранить свои уникальные черты. Результатами этого процесса являются следующие:

  • Потребность в наличии собственных взглядов на жизнь, различные процессы и явления – ценностная автономия;
  • Потребность иметь собственные привязанности и зависимости – эмоциональная автономия;
  • Потребность самостоятельно решать его собственные проблемы и искать ответы на имеющиеся вопросы. Также здесь человек учится противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, реализации и утверждению себя как личности.

Социализация протекает в виде процесса взаимодействия детей, подростков и юношей, и предполагает большое количество различных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. О факторах, которые оказывают влияние на процесс социализации, мы уже рассказали в предыдущей части нашей работы. Сейчас следует отметить, что социализация человека осуществляется при помощи довольно широкого набора универсальных средств. Их содержание довольно специфично для того или иного общества, социального слоя, и зависит также от возраста индивида, который проходит социализацию. Например, отношения внутри семьи, пример, который демонстрируют родители во взаимоотношениях друг с другом могут также повлиять на социализацию человека. Видя наглядные примеры, в его сознании формируется понимание того, что есть хорошо, а что может плохо сказаться на его жизни.

Нередко происходит подмена понятий. Это может быть в нетрадиционной или неполной семье, или в целом в условиях ее отсутствия. У человека формируется ложное понимание того, как необходимо общаться с другими людьми, как следует выстраивать отношения с окружающими, что может повлечь за собой довольно негативные последствия. Все это мешает ему воспринимать ценности и нормы, не позволяет адекватно оценивать сложившуюся ситуацию. Социализации отдают важную роль исследователи из различных областей: социологии, психологии, социальной психологии, психиатрии. Они отмечают значимость процессов, которые сопутствуют социализации, а затем и являются ее последствиями. В целом, человек социализируется на протяжении всей своей жизни, и прекращает делать это только непосредственно перед смертью. Сегодня открыты большие возможности для социализации людей даже самого преклонного возраста.

Продолжительность социализации личности

Адаптация к социальной среде начинается с момента рождения. Так называемая первичная социализация длится до полноценного формирования взрослой личности.

Но на этом процесс социализации не заканчивается. Этот процесс является непрерывным, он никогда не бывает полным и завершенным, хотя и имеет вполне определенную цель.

Происходит это потому, что окружающая нас действительность является динамичной. Она трансформируется, а вместе с ней меняются и особенности правил поведения индивида в социуме. Человек на протяжении своей жизни вынужден постоянно приспосабливаться к этим изменениям. В результате меняются и его установки, и нравственные нормы.

Факторы, способствующие процессу этнокультурной социализации

Все факторы, которые оказывают воздействие на этнокультурную социализацию детей и подростков можно подразделить на три группы:

  1. Этносоциальные факторы.
  2. Этнокультурные факторы.
  3. Этнопсихологические факторы.

Каждая из групп факторов подразделяется на две категории: объективные и субъективные факторы. Объективные факторы являются неуправляемыми т.е. они существуют независимо от государства, социума, отдельной личности и определенным образом воздействуют на процесс этнокультурной социализации.

Субъективные факторы являются теми параметрами, которыми можно управлять и использовать их в необходимом значении и контексте для реализации процесса этнокультурной социализации.

К этносоциальным факторам, которые оказывают положительное воздействие на процесс этнокультурной социализации относятся следующие:

  1. Государственная политика в сфере образования, социальные программы, социально-экономические направления развития общества, предпринимаемые органами государственной власти.
  2. Стратегия государства в образовательной сфере и тактические мероприятия по решению образовательных задач.
  3. Направления этнополитики в стране.

Этносоциальные факторы являются параметрами координации и контроля поведения ребенка в этносе, членом которого он является.

К этнокультурным факторам, благоприятствующим развитию этнокультурной социализации, относятся:

  1. Этическая культура общества.
  2. Образовательная среда, в которой находится ребенок.
  3. Образцы поведения, которые являются нравственно приемлемыми для данного общества.

Этнокультурные факторы выполняют роль фильтра, посредством которого можно выбрать наиболее важные моральные принципы и нормы, культурные ценности и этические нормы поведения, а остальные отсеять, чтобы упростить восприятие и осознание ребенком культурных ценностей и этнических особенностей.

К этнопсихологическим факторам, положительного этносоциального и этнокультурного воздействия относятся:

  1. Заинтересованность ребенка социальным устройством, его проблемами и перспективами развития.
  2. Формирование и осознание собственного «Я» и его устройства.
  3. Развитие рефлексии.
  4. Подражание поведения взрослых, имеющих авторитет в глазах ребенка, доверие к ним и уважение их мнения и оценки поведения.
  5. Развитие критического мышления.
  6. Контроль и самоконтроль своего поведения.
  7. Формирование социальной идентичности т.е. индивидуальности, развитие неповторимости своих личностных свойств в социальном мире и осознание их ценности для него, формирование собственной идеологии, мировоззрения.

Этнопсихологические факторы являются внутренними координаторами социальной деятельности ребенка, регуляторами его действий и поступков.

Что такое социализация

Для того, чтобы полноценно существовать в обществе и успешно исполнять все социальные функции, человек проходит процесс социализации.

Социализация — становление индивида в обществе, интеграция человека в социальную систему.

Социальная интеграция — установление оптимальных связей для сосуществования отношений между индивидом/группой и обществом.

Эти два понятия очень похожи, однако нужно понимать, что успешная интеграция является конечным пунктом социализации.

В ходе этого процесса человек обретает социальные навыки, знания, умения, знакомится и овладевает понятиями социальных ценностей, норм и морали. Для успешного, равномерного и безболезненного становления личности в обществе существуют различные агенты, механизмы и институты.

Институты социализации — социальные группы, находясь в которых, человек ускоряет процесс интеграции в социальную среду.

Механизмы социализации — внутренние и внешние процессы, помогающие индивиду развиваться, как личность в обществе. Начинают функционировать автоматически, когда наступают благоприятные условия развития.

Агенты социализации — конкретные люди и структуры, отвечающие за процесс интеграции индивида в социум.

Агенты социализации и институты, к которым они принадлежат, в обязательном порядке используют механизмы в качестве инструментов.

Социализация дошкольников

Теперь, когда мы досконально разобрались в том, что такое социализация, как она происходит и как теряется, можно поговорить о социализации дошкольников и о том, кому нужно обязательно посещать детский сад.

Государство всё больше внимания уделяет вопросам социализации, так как стало понятно, что без определённых ценностей, общество теряет духовные и нравственные ориентиры. Основное осознание собственного Я и общества в целом происходит к 6 годам, поэтому дошкольное воспитание выходит на первый план. Требования к нему ужесточаются. Планируется, что все дети будут охвачены дошкольным образованием в самом ближайшем будущем. По большому счёту это хорошо, так как именно в детском саду (речь идёт о хорошем дошкольном учреждении!):

  • дети знакомятся с причинно-следственными закономерностями;
  • понимают место каждого человека в жизни;
  • осознают какие роли играют окружающие их люди;
  • знакомятся со многими людьми самых разных профессий;
  • узнают о новых играх, понятиях, законах и закономерностях;
  • понимает, что ему больше нравится делать;
  • знакомится с нормами этики и морали.

Ребёнок учится:

  • чувствовать социальные дистанции и пространство, занимать корректное место в коллективе;
  • владеть своими эмоциями, правильно их выражать;
  • учатся находить выход из трудных ситуаций, которые моделирует воспитатель с обучающей целью;
  • примеряют на себя бытовые, профессиональные роли;
  • знакомятся с элементами взрослой жизни.

Можно ли дать всё это в семье? Да, конечно! Особенно, если ребёнок не единственный и не замкнут в четырёх стенах, а активно общается со сверстниками во дворе, на развивающих занятиях, имеет возможность удовлетворять своё любопытство и выстраивать отношения с самыми разными людьми.

Виды

В психологии принято выделять варианты социализации. Например, при половой происходит освоение разных гендерных ролей: девочка, девушка, женщина. Семейно-бытовая форма предоставляет возможности усвоить социальные роли: дочери, матери, жены и т.п. Мальчик перенимает роль сына, мужа, отца и другие.

Первичная социализация

Такой вид еще можно назвать детской. Процесс является неосознанным, на ребенка влияют разные факторы окружающей среды. Именно под их воздействием происходит усвоение норм поведения. В роли проводников выступают родители, родственники, воспитатели.

Чем старше ребенок, тем больше осознанности он начинает проявлять. В возрастных периодах это имеет свои особенности. Например, подросток может отрицать общепринятые нормы и вести себя асоциально. Перед ним появляется выбор, какую линию поведения выбрать.

Семья является первым местом, где у ребенка формируются представления об одобряемых действиях

Ученые смогли доказать, что первичная социализация возможна только под влиянием внешних факторов. Пример – дети-маугли (малыши, которые выросли с животными) могут адаптироваться к социуму только до 9 лет, потом они навсегда теряют возможность возвращения к нормальному образу жизни.

Вторичная социализация

С взрослением процесс усвоения общественных норм не прекращается. Человек проходит вторичную социализацию, т.е. привыкание к разным коллективам. Например, когда индивид поступает в колледж или университет, ему приходится усваивать новые образцы поведения.

Важно! Сложнее всего процесс проходит при переезде в другую страну, так как приходится менять привычки, традиции. Не всегда процесс социализации проходит легко

В некоторых ситуациях человеку требуется помощь психолога

Не всегда процесс социализации проходит легко. В некоторых ситуациях человеку требуется помощь психолога.

Перманентная социализация

Любое общество не является постоянным образованием. В нем происходят перемены, которые влияют на социализацию. Например, пару веков назад у женщин было не так много прав, а в современном мире они наделены уже большим количеством привилегий.

В жизни каждого индивида тоже проходят перемены. Он может выбрать новую сферу деятельности, переехать в другой город. В социуме устаревают идеалы, появляются другие ценности. Если процесс происходит постепенно, то он не такой стрессовый.

Все иначе, когда перемены носят революционный характер. В таком случае не все люди смогут интегрироваться в новое общество. Легче всего ситуацию перенесут индивиды, которые обладают гибкой психикой. Если социализация проходит плохо, человек ощущает неприятие и дискомфорт.

Профилактика социальной дезадаптации

Профилактика – это целая система социально, экономически, гигиенически направленных мер, которые проводятся на государственном уровне, отдельными индивидами и общественными организациями для обеспечения более высокой степени здоровья населения и предотвращения заболеваний.

Профилактика социальной дезадаптации – это научно обусловленные и своевременные действия, которые направлены на предупреждение потенциальных физических, социокультурных, психологических столкновений у отдельных субъектов, принадлежащих группе рисков, сохранение и предохранение здоровья людей, поддержку в достижении целей, раскрытие внутреннего потенциала.

Концепция профилактики заключается в том, чтобы избежать определенных проблем. Для решения данной задачи следует устранить уже существующие причины риска и увеличить защитные механизмы. Существует два подхода в профилактике: один направлен на индивида, другой – на структуру. Для того чтобы эти два подхода были максимально эффективными следует использовать их в комплексе. Все профилактические меры должны быть направлены на население в целом, на определенные группы и на отдельных индивидов, находящихся в опасности.

Существует первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная – характеризуется направленностью на предотвращение возникновения проблемных ситуаций, на ликвидацию негативных факторов и неблагоприятных условий, которые вызывают определенные явления, а также на увеличение устойчивости индивида к воздействию таких факторов. Вторичная – призвана распознавать ранние проявления дезадаптивного поведения индивидов (существуют определенные критерии социальной дезадаптации, способствующие раннему выявлению), его симптомов и уменьшать их действия. Такие профилактические мероприятия принимаются по отношению к детям из групп рисков прямо перед появлением проблем. Третичная – заключается в проведении мероприятий на стадии уже появившейся болезни. Т.е. данные меры принимаются для ликвидации уже возникшей проблемы, однако наряду с этим, они также направлены и на предупреждение возникновения новых.

В зависимости от того, какими причинами была вызвана дезадаптация, различают следующие типы профилактических мер: нейтрализующие и компенсирующие, мероприятия, направленные на предотвращение появления ситуаций, способствующих возникновению дезадаптации; ликвидации таких ситуаций, контроль проводимых профилактических мероприятий и его результатов.

Эффективность профилактической работы с дезадаптированными субъектами в большинстве случаев имеет зависимость от наличия развитой и комплексной инфраструктуры, которая включает в себя такие элементы: квалифицированные специалисты, финансовая и организационная поддержка со стороны контролирующих и государственных органов, взаимосвязь с научными подразделениями, специально созданное социальное пространство с целью решения дезадаптивных проблем, в котором должны развиваться свои традиции, способы работы с дезадаптированными людьми.

Основной целью социальной профилактической работы должна служить психологическая адаптация и ее конечный исход – успешное вхождение в социальный коллектив, возникновение ощущения уверенности во взаимоотношениях с членами коллективной группы и  удовлетворенность собственным положением в такой системе отношений. Таким образом, любая профилактическая деятельность должна быть целеустремленна на личность как субъекта социальной адаптации и заключаться в увеличении его адаптивного потенциала, на среду и на условия наилучшего взаимодействия.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Итог

Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.

Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.

Социализация.

Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных качеств, умений, навыков, позволяющих ему жить и трудиться в обществе.

(Материал см. ЗДЕСЬ).

Десоциализация.

Десоциализация – (лат приставка de обозначает отсутствие или устранение чего-либо) это  утрата человека по каким-либо причинам социального опыта.

Степень десоциализации моет быть разных уровней: от лёгкой дезориентации в определённой ситуации до полной потери связи с социальной средой.

Причин много: длительная болезнь, которая надолго изолировала человека от привычной среды, экстремальные ситуации (например, оказание в концентрационном лагере или по ошибке в психбольнице), иногда на это может повлиять служба в горячих точках, это и психическое заболевание.

Ресоциализация.

Ресоциализация – (лат. приставка re обозначает повторное, возобновляемое действие) это повторная социализация, происходящая на протяжении всей жизни человека. Это усвоение норм, ценностей, правил поведения, которые отличаются от усвоенных им ранее.

Проходит время меняется человек, изменяются его взгляды, ценности, установки. Иногда ресоциализация бывает очень глубокой, при ней индивид полностью меняет образцы своего поведения. Причин здесь много, среди которых – изменение социального окружения и даже болезнь, заставляющая человека по-иному взглянуть на смысл жизни.

Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.

Примеры.

  • Эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду, постепенно отвыкают от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, приобретают новые.
  • Человек, много лет проведший в места лишения свободы, после окончания срока вынужден вновь возвращаться к тому стилю поведения, который принят уже на «воле», то есть он словно восстанавливает связи, им прерванные ранее.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий