Что такое буллинг в школе

Наиболее частые проблемы и пути их решения

Все дети индивидуальны. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Есть груднички, которые быстро осваивают новые навыки, а есть малыши, которые долго всему обучаются. На процесс развития могут негативно влиять разные внешние и внутренние факторы.

Наиболее частые проблемы ребенка и пути их решения приведены ниже в таблице:

Тип проблемы
Способ устранения
Страх потерять мать
Матери следует больше уделять внимания ребенку, показывать свою любовь
Боязнь громких звуков
Полезно показывать малышу источник звука.
Болезнь
Стоит обращаться к педиатру и проходить лечение.
Отказ от еды
Нужно готовить интересные блюда для малыша, учитывая его вкусовые предпочтения. Предлагаемая еда должна быть теплой. Если ребенок не хочет употреблять какой-то продукт, то заставлять его не стоит. Можно будет предложить ему блюдо чуть позже.
Прорезывание зубов

Зубы у детей режутся болезненно. Нередко этот процесс сопровождается температурой, зудом, плохим аппетитом, тревожным сном, капризностью и плачем. Рекомендуется использовать гели для обработки десен, которые снимают воспаление и боль. Помочь малышу могут и специальные игрушки, которые нужно грызть. Если у малыша высокая температура, то стоит дать ему жаропонижающий препарат.
Плохой сон
Частой причиной беспокойного и поверхностного сна является переутомление, переедание или голод. Матери рекомендуется пересмотреть режим кормления. Укладывать спать грудничка надо при появлении первых признаков усталости. Перед ночным отдыхом полезно купать малыша, делать ему расслабляющий массаж. Активные игры, обучение следует проводить в первой половине дня.

Аллергия на прикорм, средства гигиены
Малыши очень чувствительные

Поэтому новые продукты нужно вводить осторожно, в малых дозах, оценивая реакцию организма. Понос, высыпания, колики, запор, повышенная температура – это признаки того, что малыш плохо воспринимает прикорм
Важно помнить, что в восемь месяцев грудничку еще запрещены красные ягоды, соевые продукты, помидоры, какао, цитрусовые и экзотические плоды

Средства гигиены следует выбирать гипоаллергенные.

Особенности участников буллинга

Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга) имеют ряд психологических особенностей.

Жертва

Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг. На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д. Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле.

Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети. Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.

Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.

Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы:

  • импульсивные;
  • гиперактивные;
  • неуклюжие;
  • вспыльчивые;
  • незрелые для своего возраста.

Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе.

Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор. Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки. Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность).

Агрессоры

Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия. Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности

Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора)

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

Причины буллинга: находим скелеты в шкафу агрессора

Асоциальность буллинга налицо, поэтому весьма любопытно, что толкает людей на психологическое и физическое насилие над своими жертвами. Счастливый и удовлетворённый жизнью во всех смыслах человек не будет высмеивать другого или поджидать его за углом, чтобы унизить физически. У агрессора должен быть мотив, толкающий его на подобные непотребства. Разберём с вами основные причины буллинга:

  1. Плохое воспитание. Родители, которые не занимаются детьми или внушают им нормы морали, отличные от общепринятых, получают совершенно неуправляемых и склонных к агрессии членов общества. Конечно, бывают исключения, и ребёнок, предоставленный сам себе, превращается в благородного и чуткого человека, но такое явление – огромная редкость. Обычно из невоспитанных и недолюбленных детей вырастают настоящие деспоты, получающие удовлетворение от унижения слабых.
  2. Самоутверждение. Агрессор может иметь столько комплексов, что его жертве даже и не снилось. Нападки на других людей – признак попытки самоутверждения. Скорее всего, нападающий попросту не умеет другими способами заявить о себе в обществе, так как обделён выдающимися талантами. А показать силу и унизить человека – ума много не надо. Отсутствие морально-этических норм, вложенных родителями, усугубляет ситуацию, и буллинг становится для них чуть ли не единственным способом получения авторитета.
  3. Насилие в семье. Все мы родом из детства, и большинство тиранов имеет за плечами психологические травмы, полученные в раннем возрасте. Если ребёнок регулярно подвергается насилию со стороны родителей, то дать отпор им он не способен в силу возраста и своей слабости. Поэтому эти дети начинают вымещать свой гнев на одноклассниках, а если не решат свою психологическую проблему, то и во взрослом возрасте продолжат находить себе жертв и издеваться над ними. Так они подсознательно проигрывают сцены из детства вместо того, чтобы пойти к психологу.
  4. Психические расстройства. Проблема буллинга часто связана с наличием у агрессора психических отклонений лёгкого или тяжёлого характера. Среди буллей встречаются нарциссы, которые отличаются самовлюблённостью и считают всех остальных людей ниже себя. Также причиной агрессивного поведения может послужить истерическое или театральное расстройство личности. При этом агрессор подсознательно желает всегда быть в центре внимания и достигает своей цели любыми доступными способами, буллингом в том числе. Обсессивно-компульсивное расстройство также может спровоцировать человека на агрессию по отношению к другим. Так нападающий снимает стресс, возникающий в результате психического заболевания.

Буллинг негативно сказывается на всех участниках этого социального явления. Пострадавшая сторона получает букет комплексов. В тяжёлых случаях жертвы оканчивают жизнь самоубийством, не выдерживая давления. Агрессор же не учится взаимодействовать с людьми конструктивно, и во взрослом возрасте его тактика поведения мало когда имеет успех. В результате такие люди редко самореализовываются в жизни и страдают от этого.

Как бороться с явлением

Правильный подход к борьбе с буллингом поможет снизить его до минимума, искоренить на ранних стадиях

Важно, чтобы классный руководитель сам знал отличия детских шалостей от целенаправленных издевок. Тем не менее, с ребенком должны проводиться беседы, исключающие отдаленные темы, намеки

О буллинге говорят прямолинейно, отмечая, что это касается не одного или двух человек, а класса в целом. Для того чтобы закрепить результат, не будет лишним показать процесс буллинга на примере, причем дети должны сыграть обе роли, чтобы прочувствовать эмоции задиры и жертвы.

Если задиры в классе уже занимают некое авторитетное место, то предлагается наделить их ответственностью за класс. Задира, который должен следить за порядком среди сверстников, вполне возможно пересмотрит свою позицию

Иными словами, лидеру буллинга дают то, чего ему так не хватает: внимание и даже признание, но не за его пакости, а за хорошие достижения. Для закрепления положительного результата стоит пригласить психолога для беседы с учениками на тему того, как пресечь буллинг, как остановить детскую травлю

Он сможет понять, как попытки снизить уровень травли повлияли на детей.

Буллинг на словах: обзывательства, запугивание, бойкот

Такая же проблема появляется, если со стороны булли используется в основном запугивание. К угрозам часто прибегают для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Противостоять подобному психологическому давлению может не каждый взрослый (если сомневаетесь в этом, то почитайте о методиках ведения полицейских допросов или про действия коллекторов). Драться в ответ на угрозы тоже непродуктивно. Более того — это может превратиться в еще один вариант издевательства, когда с помощью угроз или насмешек ребенка провоцируют на драку, а затем выставляют зачинщиком перед взрослыми.

Напомним, мы говорим не о простом конфликте, в рамках которого драка может завершиться всеобщим братанием и совместный походом за мороженым. Мы говорим о буллинге — намеренном и жестоком, агрессивном отношении к ребенку в коллективе.

Самая сложная для выявления разновидность травли — это бойкот. Жертва намеренно игнорируется частью или всем коллективом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах. При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается.

Драться в таких случаях тоже бессмысленно. Это, напротив, дает булли решающий аргумент — «мы поэтому и не хотим с ним общаться». Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами.

Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко. Если вспомнить великий фильм «Чучело», то там как раз четко показано, как от бойкота дети переходят ко все более страшным способам унижения. Дисбаланс власти, беспомощность жертвы и пассивность взрослых провоцируют на применение все более жестоких форм издевательств, которые тем не менее все же легче отследить и доказать.

Формы и признаки

Особенность буллинга в том, что негативное влияние со стороны агрессора оказывается регулярно. Это могут быть нападки со стороны группы детей (необязательно одноклассников) или со стороны одного ребенка. Встречается буллинг со стороны группы учителей или одного учителя.

Травля может возникнуть в начальной школе, среди подростков и в старших классах. Сути это не меняет. Отличается только интенсивность проявления. Она прямо пропорциональна силе и возможностям агрессоров.

Можно выделить 6 видов буллинга:

  • Словесный. Это оскорбления, запугивания, угрозы. Признаки: ребенок становится замкнутым, много капризничает, заметны изменения аппетита. Иногда дети напрямую спрашивают у родителей о том, в чем их обвиняют сверстники. Например, если ребенка обзывают толстым, то он может задать такие вопросы: «Мам, я, правда, толстый?», «Мам, а я толстый?», «Мам, а как можно похудеть?».
  • Физический. Это пинки, толчки, подножки, удары, захваты, неприятные прикосновения. Признаки: жалобы на боль в животе или головную боль, общее плохое самочувствие, часто появляющиеся синяки или другие следы физического воздействия, грязная или рваная одежда.
  • Социальный. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим про изгоев в классе. При такой травле агрессоры не хотят быть в одной команде с жертвой, сидеть с ней за одной партой, общаться или заниматься другой деятельностью. Признаки: аномальная тяга к уединению, перепады настроения, отказ от встреч и игр со сверстниками, ненависть к групповой работе.
  • Экономический. Это порча имущества, вымогательство, отбирание денег, принуждение к воровству. Признаки: пропажа или потеря вещей, кража денег у родителей или резкое и сильное стремление найти подработку, замкнутость.
  • Сексуальный. Это шлепки по попе, хватание за грудь или другие части тела, пошлые намеки, прямое принуждение к близости. Сексуальный буллинг, как правило, сочетает в себе эмоциональный, физический, социальный, экономический. А иногда он связан с еще одним типом – кибербуллингом. Признаки: замкнутость, изменение предпочтений в одежде (тяга к закрытым вещам), изменение аппетита.
  • Кибербуллинг. Это травля в интернете: угрозы в сообщениях, оскорбления в комментариях, взлом страницы или создание фейковой страницы и распространение нехорошей или опасной информации от лица жертвы, избиение ребенка и выкладывание записей в Сеть. Признаки: ребенок стал больше времени проводить в интернете, после общения в Сети он становится грустным или тревожным, у ребенка меняются интересы или пропадает тяга к прежним увлечениям, заметны проблемы со сном.

Обратите внимание: если речь идет о кибербуллинге, то агрессором может стать кто угодно.Человек любого возраста, пола и из любой точки мира. Однако чаще кибербуллинг сочетается с другими видами травли и исходит от кого-то из окружения

Помочь жертве буллинга

Детский психолог Регина Беседа

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду – составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.

– Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»

– Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности – я ничего не значу, не умею… А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.

2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

– Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет…

– Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.

3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.

5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная»…

Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

Что делать родителям дальше?

В первую очередь, школьнику следует жаловаться преподавателям. И в случае, если педагоги настроены на сохранение порядка и дисциплины между учащимися, то они могут попробовать посодействовать этому. Например, побеседовать с притеснителями, вызвать в школу их родителей и призвать их выполнить воспитательскую работу с собственным ребенком. Также преподаватели могут собрать вместе детей (подвергаемого давлению и его притеснителей) и попытаться разобраться в их отношениях.

Затем отец с матерью обязаны незамедлительно начать формировать в своем чаде сильную личность. Так как на место жертвы выбирают не каждого: предпочитают того, кто дает возможность унижать себя. Притеснители убеждены, что так будет длиться всегда. По этой причине родителям следует привить собственному ребенку умения эмоциональной защиты, обучить его технике общения с другими людьми. Необходимо непременно обучить детей не только отчетливо осознавать свое достоинство и собственную позицию, но и защищать собственное мнение и собственную индивидуальность

Также важно обладать способностью предсказывать действия иных людей, отсекать провокации в их словах и попытках сближения, прослеживать все важные поведенческие обстоятельства в коллективе и так далее

Непременно необходимо обучать ребенка, как распознать манипуляцию, как определить обман. Каждое манипулирование – это обман, ложное общение. Это метод достижения результата от человека, если он не желает этого.

Используя кинофильмы, возможно демонстрировать непосредственно мимику и жесты манипулятора, а применяя книжки или сказки, можно делать упор непосредственно на словах и вербальном отображении внешности лгуна. И еще не забывайте, что жизнь — наиболее оптимальный педагог в том смысле, что, выйдя на прогулку, можно и так разглядеть немало «учебного материала». Вокруг есть люди, и все они что-то делают, объясняйте своим детям их действия и объясняйте тайный смысл каждого поступка. Используйте любую минутку, проведенную с чадом, для того, чтобы предоставить ему собственный опыт и уберечь его.

Практически каждое насилие направлено на того, кто не уверен в себе, кто не может защитить себя морально и физически, кто сомневается в собственных мотивах и жизненных ценностях. Для того чтобы помочь ребенку стать решительным, проведите с ним такой тест. Пусть подросток сядет и напишет список: «Я обожаю себе за…». Перечень того, за что ребенок себя любит, поможет ему самоутвердиться, рассмотреть в себе хорошие стороны. Также, если подросток будет знать, что он обладает определенными привлекательными качествами, он сможет себя лучше защитить, защитить свои мысли, свое мировоззрение.

Что такое буллинг в школе

В современные дни широкую известность получило понятие «буллинг», или травля. В век снисхождения к воспитанию детей многие люди утратили умение контролировать своих воспитанников. Если пару десятков лет назад родитель и классный руководитель в школе имели управу на ребенка, отныне детей защищают государственные организации, куда ребенок может обратиться самостоятельно с жалобой на жестокое отношение со стороны взрослого. Это породило вседозволенность у некоторых трудных детей, позволяющих себе оскорбления одноклассников, в связи с чем многие родители задумались над понятием буллинг в школе, как бороться с этим явлением.

Само слово буллинг происходит от английского bully, обозначающее хулиганов и задир. В нынешнее время в школе, в отдельно взятом классе, есть некий лидер, авторитет. Вокруг него собираются прочие «смелые» ребята, и все они ополчаются против жертвы. Последний представляет собой скромного ученика, который отличается внешними данными, социальным статусом, наличием комплексов, в чем «лидер» и его приспешники находят повод для жестоких шуток, провокаций, унижений, нередко и рукоприкладства.

Примечательно то, что жертва опасается лишний раз оказаться на виду у лидера, стараясь скрыть от учителей и родителей факт травли, даже если у него отбирают деньги, крадут вещи, бьют. Жертве буллинга нередко проще соврать, чем признаться, что над ним издеваются. Будучи еще детьми, особенно переживающими подростковый возраст, лидеры и жертвы буллинга не способны до конца осознать последствия, к которым может привести травля. Опыт рассказывает о случаях, когда пострадавшие от издевательств со стороны одноклассников решались как на суицид, так и на убийство обидчика.

Ребенок предпочитает пережить травлю сам, нежели сознаться родителям

Физический

Что это такое — буллинг в школе физического типа? Это угроза либо преследование с помощью враждебного физического устрашения состоит в неоднократных и постоянных ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неприличным способом. Пример: с ребенка привселюдно стягивают штаны на детской площадке.

Характерные черты: если ребенка прессингуют, не всегда он говорит собственным родителям о конфликте. По этой причине следует наблюдать за вероятными предостерегающими сигналами и непрямыми признаками, такими как непонятные порезы, царапинки, ушибы, синяки, отсутствующая либо порванная одежда, нередкие жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что следует делать? В случае, если думаете, что ребенка подвергают физическому давлению, начните непроизвольный диалог – полюбопытствуйте, как дела в школе, что случалось в период обеда либо на перемене, по пути домой. На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себе унизительно по отношению к нему. Постарайтесь не выказывать нахлынувшие чувства

Подчеркните в разговоре с ребенком важность его открытой, постоянной взаимосвязи родителями, учителями либо школьным специалистом по психологии. Документируйте даты и период конфликтов, связанных с издевательствами, надлежащую реакцию вовлеченных персон и воздействия, которые были предприняты

Не обращайтесь к родителям хулигана для того, чтобы решить задачу самостоятельно. В случае, если физиологическое насилие над чадом не прекращается, и необходима вспомогательная помощь за пределами школы, направьтесь в местные правоохранительные органы. Имеются законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, что подразумевают своевременные исправляющие действия.

Виды буллинга

Разновидности буллинга подразделяются по виду воздействия на личность. Это может быть физическое насилие с причинением телесного вреда, и психологическое давление

Разделение условное, потому как причинение физических травм сопряжено и с ухудшением психического состояния, неважно будь то ребенок или взрослый, умеющий постоять за себя, если травля систематическая, страдают и тело и дух человека, особенно это касается сексуального насилия

Буллинг в школе

Школьный буллинг предполагает агрессию одних детей против других, или даже целый класс травит одного ученика. Происходит это на первых порах эпизодически, затем систематически, и закрепляется на регулярной основе. Существует 2 основных проявления насилия в школе:

  1. Физический буллинг – ребенка щипают, дают подзатыльники, пинки, иногда наносят тяжкие телесные повреждения.
  2. Психологический буллинг – воздействие на психику с помощью:
  • угроз;
  • ускорблений;
  • преследования;
  • запугивания;
  • навешивания обидных прозвищ, ярлыков;
  • объявления бойкота, изоляция;
  • вымогательства денег, личных вещей.

Новая разновидность психологического буллинга – кибер-буллинг. На электронную почту, мессенджеры ребенку начинают слать гнусные обращения, изображения, оскорбляющие достоинство тексты, могут запугивать угрозами расправы. Отличие кибер-буллинга от традиционного в том, что буллер остается анонимным, что усугубляет психологическое состояние ребенка, потому что опасность, угроза не идентифицированы, и это сильно подавляет личность.

Буллинг на работе

Психологическое давление со стороны коллег по работе – это не редкость. В любом коллективе можно найти того, кто является «козлом отпущения» или «агнцом на заклание». Буллинг на работе как бороться, рекомендации психологов:

повышать свой профессионализм, стать незаменимым в своей должности, уже никто не сможет обвинить в некомпетентности;
уподобляться обидчику не рекомендуется, это лишь усилит провокацию с его стороны, пусть кричит, оскорбляет, пока не выдохнется, можно объяснить это себе тем, что «у кого что болит, тот о том и говорит», в данном случае кричит;
важно найти единомышленников – это могут быть сотрудники, которые ранее подвергались буллингу;
обратиться за помощью к руководству;
если травля продолжается, как вариант попросить руководителя перевести в другое подразделение.

Буллинг в семье

Семейный буллинг – явление распространенное в современном мире, причины его кроются в наследственности (генетическая предрасположенность в виде акцентуации характера), экономических, социальных, медицинских и психологических факторах. Травля в семье бывает 3 видов:

  1. Физический буллинг – систематический ущерб здоровью ребенка, другого члена семьи с нанесением телесных повреждений, физических травм.
  2. Сексуальный буллинг – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия взрослых, для удовлетворения их сексуальных потребностей.
  3. Психологический буллинг – унижение достоинства ребенка, насилие над личностью с помощью оскорблений, у ребенка формируются психопатологические черты.

Основные причины буллинга

Социологами были установлены следующие причины буллинга в школе:

  • Расизм;
  • Сексизм;
  • Ябедничество;
  • Физическая слабость;
  • Успехи либо неудачи в учёбе;
  • Выделение успехов учителем;
  • Родство с работниками школы;
  • Нестандартное мировоззрение;
  • Физическое выделение (уродство);
  • Феноменальные умственные способности;
  • Презрение по отношению к детям из бедных семей.

Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Буллинг в начальной школе менее распространён, чем в средней образовательной, однако, тоже имеет место. Буллинг в классе – это распространённое явление. Причинами травли ученика может послужить физическое отличие от общего контингента класса (высокий или низкий рост, физическое уродство, травма, слабость). Духовные ценности в такой форме травли участвуют редко. Проявляется такая травля преимущественно игнорированием ребёнка, реже – словесным задиранием. Очень редко, но всё же встречаются физические издёвки.

️Предпосылки буллинга

Другое дело, когда ученик младших классов подвергается издевательствам со стороны старшеклассников. Здесь может быть задействовано разнообразное количество способов давления на ребёнка, начиная от запугивания и угроз, заканчивая избиением. Этот вид травли называется – буллинг в школьной среде. Причины его возникновения, зачастую, схожие с травлей в классе, однако, могут отличаться.

Одной из причин буллинга в школьной среде становится наличие у жертвы материальной ценности, которая недоступна другим (крутой телефон либо наличие большого количества денег). В таком случае он может подвергаться рэкету.

Если ребёнок является представителем другой расы или национальности, то именно расовые различия влияют на форму конфликта. Но в русских школах наиболее явной причиной давления является сексуальная ориентация. Представители сексуальных меньшинств в школьной среде подвергаются более жёсткому воздействию со стороны обидчиков.

Среди причин буллинга выделяют несколько особенно распространённых – успехи в учёбе и физическую слабость. В первом случае ситуация травли возникает из зависти к ученику. Она может перерасти из психологического давления в полное отстранение от жизни класса, то есть социальную изоляцию.

Физическая слабость – основная причина травли в школе. Отсутствие физической возможности дать отпор нападающему накладывает некоторый ярлык на такого человека. Он становится мишенью для постоянных издевательств. Это происходит даже не потому, что он слаб, а из-за психологического комплекса «жертвы». Другие дети, заметив это, быстро начинают пользоваться беззащитностью ребёнка и всячески его ущемляют.

Таком образом становится понятно, что травля в детском коллективе – явление распространённое, причин у него много. Только тогда, когда удаётся установить эти причины, можно приступать к оказанию помощи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий