Как отучить ребенка врать? часть 2

Отучаем малыша от вранья

Обнаружив, что несмышленыш врет, родители начинают искать способы решения проблемы, потому что никому не хочется растить обманщика. Честность — то свойство характера, которое необходимо каждому. Советы психолога взрослым помогутскорректировать поведение маленького непоседы.

  • Беседа с дочерью или сыном не должна проходить на бегу или в присутствии других людей. Сядьте напротив малыша, смотрите ему в лицо. Пусть чадо чувствует вашу личную заинтересованность в этом разговоре.
  • Ведите разговор спокойным тоном, не переходите на оскорбления, перечисления всех проступков чада, совершенных ранее.
  • Перед началом разговора сообщите отроку, что вы в курсе его проступка. Не стоит заставлять малыша придумывать еще одну ложь, изворачиваться.
  • Твердо пообещайте не сердиться на него, если он признается, честно все расскажет. Сдержите обещание. Иначе маленький человечек больше вам не поверит.
  • Вместе разберите, обсудите неправильность поступка. Подскажите непоседе, как следовало поступить.
  • В конце беседы обязательно напомните о своей любви к ребенку, пообещайте ему понимание, поддержку. Пусть он будет уверен, что вы всегда придете на помощь.

Непоседа осознает, что его ложь — некрасивый, неправильный поступок. Он постоянно ждет разоблачения, опасаясь последующего сурового наказания. Не относитесь к вранью чада, как к вселенской трагедии. По статистике, каждый взрослый человек врет не менее 4-5 раз в день. Случайный обман или детская ложь не служат показателем того, что маленький человечек — патологический обманщик.

Не стоит лечить вранье в 3-5 лет. Детские фантазии полезны для развития ребятни. К помощи психолога стоит обратиться, когда дети старше 9-10 лет врут много по любому поводу. Вполне возможны вопросы с психическим состоянием.

При разговоре с сыном акцентируйте внимание на последствие обмана, когда оно раскроется. Потеря уважения, доверия, ссора с друзьями — это главный результат кроха должен понимать, к чему приводит ложь

При любой ситуации помните, только совместно можно решить любой вопрос.

Взрослые члены семьи должны быть одной командой. Не надо оспаривать решение мамы или папы о наказании маленького обманщика. Запрещено в присутствии несмышленыша его высмеивать, обзывать, оскорблять. Такое поведение вызовет ненависть к родителям, разовьет чувство неполноценности. Человек будет страдать комплексами всю свою жизнь. Врать он не перестанет от такого обращения.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

С чего начинается обман

Детская ложь: норма или отклонение?

Интересно, что часть психологов считает детскую ложь нормой и не рассматривает как негативное явление. Отчего же? В первые годы жизни ребёнок стремительно развивается, получая большой поток разнообразной информации: он обрабатывает её, учится пользоваться ею ежедневно. Он начинает понимать, что есть реальность, а что – вымысел. Развивая речь, малыш полагается на своё логическое мышление. У него складывается определённое впечатление об окружающем мире, а то, чему он не может найти объяснение, он дополняет, используя воображение.

Маленькие дети начинают хитрить, когда взрослые что-то запрещают. Тут-то снова включается логика и малыш думает: «Если так нельзя, то если я скажу что-то другое, станет можно?» И ребёнок начинает подбирать варианты, как заполучить то, что запрещено. С этого и начинается обман.

Нужно ли наказывать за ложь?

Безусловно, в процессе воспитания ребёнка нельзя ограничиваться только лишь похвалой и поощрениями. Ребёнок всегда будет действовать по-своему, поэтому те правила, устанавливаемые взрослыми, нарушаются детьми. Порой объяснения не являются эффективным способом борьбы с детской ложью, в таком случае взрослые используют наказание как единственно верный способ искоренения упомянутого недостатка.

Но как правильно наказать ребёнка? Ведь меры, к которым прибегают родители во время наказания, могут спровоцировать необратимые изменения в характере ребёнка

Отсюда делаем вывод, что к наказанию нужно подходить со всей осторожностью

Невнимание

Самый непонятный вид вранья, который и враньем-то не назовешь. Скорее, приукрашивание. Но оправданный с точки зрения ребенка. Родители в бешеном ритме современной жизни уделяют чаду слишком мало внимания. Даже вечером, когда вся семья дома, он предоставлен сам себе. С ним некогда играть или разговаривать, домашние дела поджимают.

Пример. Карапуз начинает врать. Только не вам, а окружающим. Из разговора с воспитателем или учителем узнаете о своей прекрасной семье, о замечательных якобы успехах. И в то же время поступают жалобы на плохое поведение, начинаются конфликты со сверстниками. Появляются воображаемые живые друзья.

Выход из проблемы. Ребенку не хватает родительского внимания. Проводите больше времени вместе. Если не терпят домашние вопросы, решайте их вместе. Моете посуду — пусть чадо вытирает. Не хочет вытирать, пусть просто побудет рядом. Обсудите его прошедший день, поинтересуйтесь успехами. После поиграйте вместе, почитайте. Малышу до 7 лет многого и не надо.

Что касается подростка, здесь сложней. Одной маме, чтобы найти общий язык с сыном, пришлось научиться играть в его любимую компьютерную стрелялку. Зато появилась тема для общего разговора. Дальше — больше. Женщине не нравилась музыка, которую слушает ее ребенок. Но ради сына она честно прочитала биографию группы и прослушала несколько ее хитов. Любить больше это музыкальное направление мама не стала, но когда она завела с сыном разговор на эту тему — его глаза надо было видеть! И теперь они делают домашние дела вместе, попутно обсуждая новое снаряжение в стрелялке или неудачный новый клип.

А что же конфликты? Они прекратились. Как только отпрыск перестал на каждом углу хвалится своей «прекрасной» воображаемой семьей, сверстники перестали его задирать. Ведь до этого они только смеялись над ним, а он злился.

И необходимость врать отпала сама собой. Зачем? Если мама и так уделяет достаточно внимания ребенку. Кстати, достаточно — это не только накормить, одеть, обуть

Это еще и моральное внимание, равноправное общение и отсутствие недомолвок и затаенных обид

Как понять почему ребенок врет: причины детской лжи

Большинство родителей думают, что дети лгут, чтобы получить то, что они хотят, избежать последствий и наказания. >Это общие мотивы, но есть и некоторые менее очевидные причины, по которым дети могут не сказать правду или, по крайней мере, всю правду.>

Ребенок обманывает, потому что боится наказания

Ребёнку тяжело не врать, когда он знает, что за правду его ожидает неприятный исход. Поэтому, понимая все эти причины, нам нужно создать такие условия в семье, чтобы ребёнок мог легко рассказать нам всё, как есть.

Например, ребенок порвал на улице новые брюки, придя домой, он их тщательно спрятал. На вопрос родителей, где брюки, отвечает, что не знает, т.к. боится, что взрослые накажут за испорченную вещь. Такое поведение актуально в семьях, где родители часто наказывают ребенка, в том числе и физически.

Ребенок хочет уберечь родителя от переживаний и разочарований

Все люди ошибаются, но когда ты в глазах своих родителей должен быть идеальным и послушным, очень сложно позволить себе ошибиться

Кто-то не обращает внимание на свои промахи, но есть дети более чувствительные к критике

Когда такой ребенок сделал что-то, по мнению родителя, плохое: испачкал одежду, потерял телефон, забыл сделать домашнее задание, то ему очень сложно признаться и легче скрыть эти факты, чтобы в нем не разочаровались. 

Ребенок не врет, он приукрашивает действительность

Бывает, дети хотят приукрасить ситуацию, чтобы произвести на других впечатление, приобрести больший вес в глазах окружающих. Это происходит, когда ребёнок чувствует, что такой как есть, он недостаточно хорош.

Вместо того чтобы ругать, его нужно понять и заверить, что с ним всё в порядке и совершенно необязательно придумывать о себе то, чего на самом деле нет. Ребенок должен чувствовать свою уникальность и значимость в этом мире просто потому что он существует.

Ребенок обманывает не специально, а чтобы проверить новое поведение

Мэтью Рауз — клинический психолог из американского Института детского ментального здоровья считает, что одна из причин по которой дети лгут заключается в том, что они обнаружили эту новую идею и пытаются ее проверить, как и в случае с большинством видов поведения, чтобы увидеть, что происходит. То есть они не всегда отдают отчет, что это вранье и так делать нельзя. 

Дети могут специально врать, чтобы увидеть на опыте какие последствия их ожидают и сделать вывод. 

Детское вранье как психологическая защита

Фантазирование для детей работает как психологическая защита, которая помогает справиться с какими-то трудными обстоятельствами. Например, у ребёнка умерла собака. Он не хочет в это верить и фантазирует, что собака на самом деле просто убежала и живёт в лесу.

При этом он сам так начинает верить в эту фантазию, что рассказывает об этом окружающим. В этом случае мы не можем утверждать, что ребенок обманывает. Он использует фантазию, чтобы защитить себя от болезненных переживаний, к которым оказался не готов. В его субъективном внутреннем мире, собака, действительно, живет в лесу. И он в это верит.

Попытка сепарироваться от родителей

Часто дети пытаются показать нам, что нуждаются в личном пространстве, избегают контроля и расставляют свои границы. Например, ребенок может соврать, что прочитал книгу или сделал домашнее задание только потому что его желания не совпадают сейчас с желанием старших.

Он может хотеть рисовать, петь или шить, но никак не читать. Поэтому соврав, ребенок как бы показывает, что у него есть свои личные границы и время. 

Повысить самооценку и получить одобрение>>

Дети, которым не хватает уверенности>> могут сказать грандиозную ложь, чтобы  казаться более впечатляющими, особенными или талантливыми, повысить свою самооценку и хорошо выглядеть в глазах других. >>

Доктор Мэтью Раус вспоминает, как лечил восьмиклассника, который дико преувеличивал события в своей жизни. Например, мальчик сказал, что он пошел на вечеринку, и все начали петь для него, когда он вошел в дверь.>>

Привлечь внимание

Дети с тревогой>> или депрессией>> могут лгать о своих симптомах, чтобы привлечь внимание взрослых или друзей. Дети могут придумывать себе воображаемые болезни, трагические истории и всячески убеждать в этом окружающих.>>. Или, наоборот, могут свести к минимуму свои проблемы, говоря что-то вроде: «Нет, нет, я хорошо спал прошлой ночью», потому что они не хотят, чтобы люди беспокоились о них.>>

Или, наоборот, могут свести к минимуму свои проблемы, говоря что-то вроде: «Нет, нет, я хорошо спал прошлой ночью», потому что они не хотят, чтобы люди беспокоились о них.>>

Что делать, если ребенок обманывает, как отучить ребенка врать?

Самый главный совет при разговоре на тему воспитания ребенка сводится к одной-единственной аксиоме – будьте своему чаду личным примером. Воспитывайте себя, а не своего малыша. И глядя на вас, малыш будет расти и честным, и справедливым, и добрым.

Если вы все-таки недосмотрели свое дитя, и борьба с маленьким врушкой уже началась, возьмите на заметку рекомендации специалистов:

Будьте ребенку другом. Понятно, что в первую очередь вы – родитель, который должен быть иногда суровым и строгим, ради безопасности ребенка. Но попытайтесь совместить в себе родителя и друга для своего чада. Вы должны стать человеком, к которому ребенок приходит со своими проблемами, печалями, жалобами и радостями. Если ребенок вам доверяет, если получает нужную поддержку от вас, он не будет вам врать.

Не будьте слишком строги. Ребенок не должен бояться сказать вам правду. Поощряйте правду. Если малыш признался, что случайно испортил ваши документы, когда поливал цветы, рисовал или кормил кошку, не кричите на него. Поблагодарите за правду и попросите быть впредь внимательнее. Ребенок никогда не признается в содеянном, если будет знать, что за правдой последует наказание или даже мамина истерика.

Не давайте обещания, которых не можете выполнить. Слово, которое не сдержали, для ребенка равносильно вранью. Если вы обещали поиграть с чадом вечером пару часов, ребенок будет ждать вечера и считать эти часы. Если вы пообещали в кино на выходных, в лепешку разбейтесь, но сводите в кино ребенка. И т.д.

Оговорите с ребенком вашу семейную систему запретов. Но в этой системе запретов ВСЕГДА должны быть исключения. Категоричные запреты вызывают желание их нарушать. Оставьте чаду лазейки, которые разрешены семейным «законом». Если вокруг ребенка одни запреты, то ложь – это самое малое, с чем вы столкнетесь.

В любой сложной ситуации ищите причины. Не бросайтесь в бой и на перевоспитание, не разобравшись в ситуации. Для каждого поступка есть причина.

Чаще рассказывайте ребенку о том, чем может обернуться ложь для человека. Показывайте тематические мультики/фильмы, приводите личные примеры – не забудьте рассказать о своих эмоциях в моменты, когда вашу ложь разоблачали.

Не лупите и не ругайте детей за двойки. Если чадо принесло двойку, вы должны более внимательно готовиться с ним к урокам

Двойка ребенка – это недовнимание родителей. Гораздо эффективнее – повторить материал, по которому получена двойка, и пересдать его

Учите чадо не психовать из-за плохих отметок, а сразу искать пути их исправления.

Ребенок должен четко понимать, что мама скорее расстроится из-за вранья, чем из-за того поступка, который он пытается скрыть.

Если чадо постоянно преувеличивает свои достоинства — значит, ему нечем выделиться среди сверстников. Найдите для ребенка занятие, в котором он сможет достичь успеха – пусть у него будет свой честный повод для гордости за себя, а не выдуманный.

Ваш ребенок – это ваше продолжение и повторение. Именно от вашей честности и вашего внимания к чаду зависит, насколько будет правдив ребенок, и насколько открытым он будет с вами.

Не боритесь с ложью, боритесь с ее причинами.

ОБМАН КАК ЗАЩИТА

Одна из причин, провоцирующих детскую ложь, – это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Умоляющие слова “сейчас-сейчас, ну еще минуточку”, не производят на вас впечатления и даже раздражают. Так же безапелляционно пресекаем мы попытки принести с улицы комок снега, понравившуюся палочку, гладкий камешек – настоящее сокровище, которые мы воспринимаем как хлам и мусор. И ребенок начинает защищаться от нас с помощью вымысла и обмана: проносит все это в дом тайком.

Вот случай, который я наблюдала в одной вполне благополучной семье. Сашенька увлеченно играет на ковре в гостиной. Мама занята приготовлением обеда на кухне. И постоянно дергает дочку: просит принести то сигареты, то зажигалку, то собрать на кухне свои разбросанные книжки. В какой-то момент Саша перестает отзываться на мамины просьбы. Обеспокоенная мама заходит в гостиную и видит дочь неподвижно лежащей на ковре с закрытыми глазами. “Что с тобой?” – кидается она к дочери. “Не видишь что ли, – отвечает та, – я умерла. Вот принеси себе сама свои сигареты, я и оживу”.

Как реагировать на подобные выходки? Разве ребенок не должен подчиняться нашим требованиям? Конечно, должен. Но и наши требования должны быть не только разумными, но и тактичными, учитывающими интересы малыша. Нельзя бесцеремонно ломать его намерения, прерывать его игру. Если мы хотим научить ребенка слушать нас и уважать наши требования, то должны первыми показать ему пример уважения к делам другого человека.

Читайте также: Воспитание детей в японии: Почему дети слушаются родителей

Ребенок лжет из страха

Такое часто случается в семьях, где детей воспитывают слишком строго. Дело не только в физическом наказании – выговоры, лишение удовольствий или ограничение свободы заставляют ребенка чувствовать себя униженным. Дети нередко обманывают родителей, когда сломали или потеряли что-то из вещей, порвали или запачкали одежду или съели сладости. Они не могут объективно оценивать масштаб происшедшего, но, если родители слишком трепетно относятся к материальным ценностям или излишне суровы в выборе способа наказания, то у ребенка не остается другого выхода, чем попытаться обмануть их.

Необходимость во лжи отпадет, если вы объясните ребенку, что это нормально, если какая-то вещь сломалась, научите обращаться с наиболее ценными для вас предметами, а самые дорогие из них уберете из свободного доступа. Аналогичные правила нужно установить и для одежды. Если дети очень часто рвут ее или пачкают – отберите для подвижных игр подходящие предметы гардероба, которые ни вам, ни ребенку будет не жалко. Пересмотрите и свое поведение – не слишком ли часто вы подчеркиваете материальные трудности? Все вещи когда-то приходят в негодность, а ожидать от ребенка бережного отношения не следует – его потребность в познании мира намного сильнее, чем материальные резоны. При каждом удобном случае показывайте детям, как можно исправить случившееся – это не только уменьшит вероятность обмана, но и научит детей искать хороший выход из трудных ситуаций.

Часто ребенок вынужден лгать о своих школьных успехах – он страшится наказания за низкую отметку. Постарайтесь сдержать свое недовольство и помогите школьнику: вместе определите, из-за чего это произошло, разберитесь в предмете, подумайте, как исправить оценку. То же самое касается и любого школьного конфликта – ссоры со сверстниками или педагогами. Если ребенок вас обманывает, значит, он уверен, что вместо поддержки и помощи получит наказание.

Поощряйте откровенность, подчеркивайте, что цените честность. Не выясняйте отношений сгоряча, дайте всем успокоиться. В любом случае, наказание за проступок должно быть справедливым и соразмерным. Если ребенок признается в чем-то сам, наказание должно быть намного легче, чем в случае обмана.

А судьи кто?

Естественно, все это не означает, что на детское вранье не нужно никак реагировать. Что в этом случае могут сделать родители? Прежде всего выяснить, зачем ребенок лжет, и объяснить ему, что если он будет рассказывать о том, что происходит в реальности, то проще будет найти выход из сложившейся ситуации.

Желательно показать, как этот выход можно найти. Нужно отнестись к человеку с уважением. Он растет, у него пока нет опыта, он не знает, как выходить из трудных положений, он идет вслепую.

Вот ребенок получил двойку — это ведь удар по нему. Родители должны ему посочувствовать, а не ругаться. Ведь когда у нас на работе случаются неприятности, мы тоже рассчитываем на сочувствие, правда? Лучше спокойно поговорить с ребенком — что можно сделать, чтобы эту двойку исправить. Что часто делают родители? Обрушиваются на ребенка: ты не хочешь, ты нарочно, я тебе говорила… Что остается ему делать? Врать, что двойки у него нет, стирать ее в дневнике. И совершенно понятно, почему он так поступает — кто же добровольно полезет под молоток? Зачем рассказывать родителям о своих трудностях в школе, когда они так реагируют?

Если у родителей нет сил справляться со своим напряжением, тогда пусть они не жалуются, что дети врут. Иначе получается: я живу, как могу, а ребенок должен быть сильнее и правильнее, и я требую, чтобы он с собой справлялся.

Если в семье проблемы, надо хотя бы сказать ребенку: «Слушай, когда мы кричим на тебя, мы не правы. Наверное, ты чувствуешь себя загнанным в угол. На самом деле это у нас что-то не ладится». От такого признания ребенку станет легче. Оказывается, это не он источник всех бед…

Родителю необходимо сменить позицию: вместо великого судьи, который следит за тем, чтобы ребенок правильно себя вел, стать воспитателем, который сочувствует ребенку и направляет его. Судей достаточно и за порогом дома…

Почему ребенок врет?

  • К нему предъявляют завышенные требования. И чем выше планка ожиданий родителей, чем чаще и виртуознее врет ребенок, чтобы не разочаровывать своими реальными поступками идеализирующих его родителей.
  • У ребенка кризис доверия в отношении с близкими. Это самая частая причина детского обмана. Обычно она не бывает одиночной, а прослеживается во всех случаях, когда ребенок говорит неправду.
  • Ребенка воспитывают в чрезмерной строгости. И малыш постоянно врет, чтобы избежать очередного наказания за что-либо.
  • Ребенок очень любит своих родителей. Да, как бы странно это ни звучало, именно нежная привязанность порой толкает чадо на путь неправды. Если вы допускаете высказывания, что «его шалости скоро сведут вас в гроб» или хватаетесь за сердце при виде разбитой посуды, размалеванных обоев и пролитого на ковер клея, малыш быстро это запомнит и будет скрывать правду и говорить небылицы, чтобы сохранить ваше здоровье и душевное равновесие.

Взлёты и падения

Обычно заметно, что многие ораторы произносят речь единым тоном. Монотонный голос – это как ногтями по классной доске. Аудитория становится безразличной и унылой, а оратор кажется скучным. Человеческие уши предпочитают тон, который варьируется по подаче, идущей вверх и вниз.

Наказывать ли ребенка за вранье

Когда ваш ребенок лжет — и я подчеркиваю: когда, а не если, — вспомните о причинах для лжи. А именно:

  • это определенная стадия развития,
  • он вас копирует,
  • он создает свое личное пространство,
  • пытается таким образом сообщить вам о своих чувствах,
  • пытается избежать наказания или ссоры.

Если вранье создает проблему, лучше определить, что стоит за ложью, и разобраться с этим, чем наказывать ребенка. Это превратит его в еще большего лжеца.

Чем вы нетерпимее, чем суровее наказания, тем меньше вероятность, что ребенок станет вам доверять. Он все еще хочет вам угодить, добиться вашего одобрения, но будет делать это, отставив в сторону честность и настоящего себя, возможно, принося в жертву свое психическое здоровье.

Драконовскими режимами не превратить людей в добрых высоконравственных членов общества. Не помогают они и установлению удовлетворяющих вас обоих отношений, зато могут помешать ребенку выстраивать хорошие, здоровые отношения во взрослой жизни.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

Надо знать, что первая, наивная и непосредственная “ложь” еще не признак проблемы. Более того, в определенном смысле она – показатель развития ребенка. В традициях русской культуры принято осуждать и пресекать детские обманы. А американские мамы, например, относятся к этому философски, считая, что если с интеллектом и социальным поведением у ребенка все в порядке, то его вымыслы и уловки – лишь более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления (истерики, слезы, выпрашивание и т.д.).

Поэтому не стоит излишне драматизировать ситуацию, но и не стоит выпускать ее из-под контроля. Если и малыш изредка прибегает к маленьким хитростям, например, съев выданную ему конфетку, приходит к вам за второй, сокрушаясь, что первую утащил кот Мурзик, следует ему “поверить”. Но если подобные уловки становятся нормой поведения, необходимо разобраться в их причинах.

Как правило, родителей удивляет, что ребенок “изворачивается” в подобных ситуациях, а не говорит прямо. “Что же, нам для него лишней конфеты жалко?” Скорее всего не жалко, но знает ли об этом ребенок? Не получал ли он от вас раньше чересчур резкого отказа, не выслушал ли нудной нотации о здоровых зубах и вреде сладкого? Вы уже и забыли об этом, а он помнит и заранее подстраховывает себя.

Вообще, утрата непосредственности в отношениях со взрослыми – верный признак того, что ребенок успешно развивается. У него формируются социальные эмоции: стыдливость, тактичность, гордость, чувство вины. Созревание меняет личность ребенка и его поведение, побуждая его к своеобразным “обходным” маневрам, чтобы объяснить взрослым “законность” своих просьб, желаний, требований. Сколько их, строгих запретов, которыми вы окружили малыша? Если их очень много, а наказания за провинности слишком суровы, то ребенок неизбежно будет вас обманывать.

Как понять, что малыш врет

Жестикуляция ребенка, его мимика может указывать на ложь

Психологам известно, как бы человек не пытался замаскировать свой обман, он все равно раскроется при анализе жестов и мимики. Необходимо понимать, что жестикуляция не поддается контролю даже у взрослого человека, тем более у ребенка. Так малыш, который обманывает, полностью сконцентрирован на своем вранье, не замечает, что его тело демонстрирует совсем другое

Поэтому так важно знать признаки, которые могут указывать на то, что карапуз обманывает

  1. Отводит взгляд. Общаясь с Вами, малыш не смотрит в глаза, он глядит куда-то в сторону. Это свидетельствует о неискренности ребенка.
  2. Малыш переминается с ноги на ногу. Показатель того, что тело протестует повествованию.
  3. Изменчивая мимика. Карапуз, то улыбается, то становится серьезным, то хмурится, удивляется. Причем данные изменения не соответствуют тому, что он говорит.
  4. Руки постоянно находятся возле рта. Ребенок на подсознательном уровне хочет закрыть свой рот, чтобы не лгать.
  5. Покашливание. Данное явление также является бессознательной попыткой замаскировать обман.
  6. Касание носа. Малыш трогает свой носик, потому что, когда он врет — в организме вырабатываются катехоламины, которые раздражают носовую слизистую.
  7. Ребенок трет глаза — подсознательная реакция, нежелание видеть результат своего вранья.
  8. Кивание, мотание головой не в соответствии с утверждением и отрицанием. То есть малыш кивает, когда говорит «нет» и наоборот.
  9. Почесывание шеи — результат сомнений касательно сказанного.
  10. Касание мочки уха — попытка быть отстраненным от сказанного.
  11. Держание рук в кармане. Ребенок прячет свои ладони, что указывает на неискренность произносимых слов.
  12. Повтор вопросов — карапуз машинально дублирует услышанное от родителя. Это попытка задержать время, чтоб успеть обдумать ложь.

Возраст лжи: детский и подростковый

Изначально детишки делают то, что им хочется или нравится, не задумываясь о том, насколько это правильно. Дело взрослых — корректно объяснить, когда поступки не соотносятся с нормой, и рассказать почему. Руганью и скандалами можно добиться только того, что ребенок может начать врать в неожиданно раннем возрасте. Начинается вся эта сложная история с обычной попытки скрыть дурные поступки, чтобы не быть наказанным.

Уже в 5 лет у малышей хорошо развит «внутренний монолог», они могут модифицировать свои мысли, при этом хорошо сочиняя детали. Они уже представляют себе, что можно говорить, о чем стоит промолчать, а что следует рассказать совсем по-другому. «А что можно сделать, чтобы меня больше не ругали? — размышляет малыш. — А что нужно сказать, чтобы меня похвалили?» Дети начинают врать значительно чаще, и вывести их на чистую воду становится сложнее, тем более что ребятишки могут повлиять на своих сверстников или взрослых, которые к ним хорошо относятся — те вольно или невольно примут участие в обмане.

В школьном возрасте (7 лет+) ребятишки еще более убедительно врут. Психологи связывают это с увеличением словарного запаса и развитием мозга в целом. Кроме того, нельзя недооценивать детскую проницательность: ребенку уже ясно, как мыслят и чем руководствуются другие люди. Ложь становится изощренной. К восьми-девяти годам ваше чадо может обманывать так, что его подчас невозможно разоблачить. Рассказывая всякие небылицы родным, друзьям, одноклассникам, ребенок не только чувствует себя героем, — он все больше верит в то, что говорит. Тем самым создается некая альтернативная реальность, которая поддается контролю — в отличие от каких-то угрожающих, непонятных внешних обстоятельств.

В 10 лет юный фантазер осознает, что взрослые предъявляют к нему слишком высокие требования, «делают из мухи слона» и периодически унижают его (в том числе и при других) нравоучениями и нотациями. Уже в это время ребенок не столько боится наказания, сколько хочет вырваться из-под навязчивого контроля, показать свою независимость или защититься. В то же время глубоко в душе он по-прежнему ищет признания и поддержки. Он знает, что если родители замечают его ложь — значит, он им не безразличен.

В этом возрасте на детей нередко возлагают «большие надежды». Страх разочаровать близких людей, уверенность в том, что от поведения и оценок зависит будущее — вот что толкает «примерных» школьников на ложь. Понимая, что не соответствуют ожиданиям, они защищают себя от непосильного груза ответственности.

Подросток хочет большей свободы, своего рода автономии. Он снова создает для себя другую реальность, которой может управлять, свою частную жизнь. Не всегда в этом возрасте ложь представляет собой нечто чудовищное — формируя личное пространство, мальчик или девочка желает пускать в него только «избранных», и это является признаком взросления.

Бунтующий подросток хочет быть самостоятельным и не желает отчитываться перед кем бы то ни было, даже перед родителями, где он бывает и что делает. Даже если раньше ложь не была «постоянной практикой», родители могут с удивлением обнаружить, что растущий отпрыск обманывает все чаще. Он молчит, отрицает очевидное, выгораживает друзей (по его мнению, это вполне благородно).

Ребенок ворует и врет — снова держите негативные эмоции при себе. Останьтесь наедине со своим чадом. Дайте отрицательную оценку его поступку, но при этом напомните, что не собираетесь воевать с человеком, которого очень любите. Обрисуйте последствия, расскажите, как может быть расстроен тот, кто лишился вещи или денег, как разрушены теперь его планы. Разберите ситуацию возможно более подробно, поощряйте ребенка рассказывать: он должен видеть, что его хотят выслушать. Если кражи и вранье повторяются — запаситесь терпением. Никто из нас не идеален

Снова разговаривайте и объясняйте, что благополучие любимого человека очень важно для вас. Посоветуйтесь, как можно исправить сделанное

А если он явно ждет наказания — просто простите.

Если вы столкнулись с подобными проблемами, подумайте о ребенке:

  • не чувствует ли он, что чем-нибудь обделен;
  • достаточно ли вы и другие члены семьи уделяете ему внимания;
  • считаетесь ли вы с его мнением и интересами;
  • не слишком ли вы контролируете его (чтобы он захотел защищаться от навязчивости);
  • выполняете ли вы данные обещания.

Помните: привычки юности с годами будут только развиваться и совершенствоваться, и уже взрослый человек будет скорее стремиться изворачиваться, чем стоять на своем.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий