Психологическое давление на ребенка со стороны учителя

Esperanto[edit]

Возможно ли физическое наказание ученика?

В Законе «Об образовании» указано, что физическое или психологическое наказание ученика непозволительно. Даже если ребенок ведет себя неподобающе, сам применяет физическое насилие к учителю, тот не в праве отвечать тем же. Если взрослый позволит себе дать пощечину, ударить, схватить за руку или применить психологическое давление на смутьяна, то понесет дисциплинарную, гражданскую, а часто и уголовную ответственность за свои действия.

Родители могут обратиться в органы власти и предоставить доказательства физического насилия над ребенком. Тогда педагог окажется в затруднительном положении. Исходя из этого, учитель обладает многими обязанностями, но урезан в правах. Он должен найти другой подход к ученику, выражающему негативное отношение к взрослому. А бить ребенка – абсолютно неэффективно и даже противопоказано!

Но опять же, всё это жизнь и большинство моих знакомых педагогов действуют уж не как положено в законе, лупят детей тетрадками. Многие придумали себе отговорку, мол Макаренко завещал: если теория эмоционального выкрика не работает, то физическое наказание неизбежно.

Тут нужен детальный анализ ситуации. Если подросток проявляет агрессию, то на то есть причины и нужно в них разбираться, а не орать как потерпевшая, бить тетрадками, ставить плохие оценки.

Что говорится в законе

Закон «Об образовании» устанавливает в качестве основных принципов преподавания гуманизм, приоритет общепризнанных социумом ценностей: здоровья, самовыражения, личностного развития.

Помимо права на жизнь, свободу слова и получение образования, Конституция РФ подтверждает тот факт, что личность человека охраняется государством и никто не вправе подвергнуть унижению человеческое достоинство.

В «Типовом положении об образовательном учреждении» Правительства РФ говорится о том, что каждый учащийся претендует на уважительное отношение к себе, своим взглядам и убеждениям, которые он вправе свободно выражать.

Образовательные программы должны преследовать цели развития личностных качеств ребенка в соответствии с его природными способностями, эффективного взаимодействия с учителем и сверстниками, уважения свободного самовыражения.

Так, существует ряд нормативно-правовых положений об избиении и побоях:

  • ст. 111 УК РФ фиксирует нанесение тяжкого вреда здоровью предумышленно, которое влечет потерю зрения, слуха, частей тела, приобретение психологической травмы или инвалидности;
  • ст. 112 УК РФ устанавливает преднамеренное нанесение вреда здоровью средней тяжести;
  • ст. 115 УК РФ указывает на умышленное причинение легкого вреда здоровью;
  • ст. 116 УК РФ применяется в случае, когда побои не наносят непосредственный вред здоровью, а являются лишь причиной болезненных ощущений (побои);
  • ст. 117 УК РФ пресекает систематическое рукоприкладство (или истязание).

Истязанием считается систематическое причинение физического или психического насильственного воздействия, которое не влечет за собой последствий, фиксируемых ст. 111-112 УК РФ.

Наказание ужесточается в случае, когда преступление совершается в отношении несовершеннолетнего, малоимущего, беспомощного, взятого в заложники человека.

В строгом порядке наказываются и те, кто совершает избиение и истязание, исходя из соображений превосходства — политического, идеологического, расового, религиозного и т. п.

Более того, в ст. 63 УК РФ говорится о том, что вина обидчика отягощается, если вред был причинен ребенку лицом, обязанным воспитывать его и защищать права в соответствии со ст. 64 СК РФ. Таковыми принято считать родителей, педагогических работников, медиков, опекунов и других законных представителей.

Если учитель ударил ученика в одурманенном наркотиками или алкоголем состоянии — это также является отягощением проступка, увеличивающим срок наказания.

Действия родителей, желающих прекратить насилие по отношению к своему ребенку

Для начала попытайтесь урегулировать конфликт в рамках учебного заведения, для этого потребуется привлечь директора и психолога. Если же переговоры и попытки решить все мирным путем не дали результата, тогда есть смысл обратиться с заявлением в полицию, а если нужно, то и в суд. Бывают ситуации, когда персональные данные преподавателя родителям неизвестны. В этом случае сотрудниками правоохранительных органов проводится ряд мероприятий, направленных на установление личности виновника инцидента. После того, как потерпевшая и обвиняемая сторона допрошены, все материалы подкрепляются обвинительным актом и направляются в суд.

Если вы хотите выиграть дело, не пожалейте денег и наймите хорошего адвоката. Дело в том, что не все знают, как правильно подается заявление в суд, как собирается пакет необходимых документов, доказательная база. А опытный юрист, разбирающийся в тонкостях юриспруденции, может в этом помочь. Кроме того, он знает, как правильно себя нужно вести на заседании, как отвечать на вопросы, и сможет научить этому вас. Наладив сотрудничество, вы сможете с легкостью достигнуть желаемого и наказать учителя, который обидел вашего ребенка и возможно других детей.

Что касается того, по каким критериям следует выбирать адвоката, то основными являются:

  • уровень образования;
  • положительный опыт;
  • квалификация;
  • умение отстаивать свою точку зрения, убеждать;
  • грамотность.

Порядок действий, когда учитель ударил ученика

Конфликты учеников и учителей возникают во многих странах, например, в Украине, Казахстане и т.д. Россия также не исключение. Если говорить о том, что может спровоцировать учителя применить к ребенку физическую силу, например, ударить по голове, то причин много.

Известно, что поведение детей часто оставляет желать лучшего, и если педагог не смог организовать учебный процесс должным образом, то контролировать учеников будет сложно. Постоянное психологическое напряжение, возможные издевательства со стороны школьников или нервный срыв могут повлиять на то, что педагог перестает держать себя в рамках.

Когда родители школьника узнают о действиях педагога, первое их желание – это обращение в полицию. Но на практике с заявлением лучше подождать. Сначала нужно решить конфликт внутри школы, обратившись к администрации для выяснения обстоятельств. Если учительница действительно виновата, то она обязательно понесет ответственность.

Если уладить дело мирно не вышло, то права этих родителей могут быть восстановлены в суде. Естественно, процесс длится долго. Но если есть необходимость в том, чтобы остановить и наказать педагога, то следует обращаться к правоохранительным органам. Процедура состоит из следующих этапов:

  • оформление и подача заявления в полицию;
  • сбор доказательств избиения (медицинское освидетельствование).

В заявлении следует подробно описать обстоятельства дела, указать личные данные учителя и возможных свидетелей, а также другую важную информацию. Можно обратиться к опытному адвокату. Родитель пострадавшего школьника может взыскать с учителя моральный ущерб. Для этого следует подготовить и подать соответствующий судебный иск.

Как понять, что в школе что-то не так

О том, что в школе что-то не так, заботливые и внимательные родители догадаются сразу. Главным признаком является изменение поведения ребенка. Он может приходить домой расстроенным, обиженным, злым. Дети, личность которых подавляют в школе, будут находить всяческие поводы для того, чтобы не идти в учебное заведение. Они могут выдумывать заболевания, плакать, капризничать.

Также признаком того, что в школе имеются проблемы, является низкая успеваемость и отсутствие желания учиться. Малыш, садясь за выполнение домашних заданий, может показывать признаки паники либо страха. Чаще всего ребенок отказывается осваивать тот предмет, преподаватель которого к нему плохо относится. Некоторые дети могут становиться агрессивными, тоже начинать оскорблять и унижать других.

О проблемах в школе может свидетельствовать то, что ребенок пытается всячески избежать разговоров об учебном заведении и преподавателях. Отстраняясь от травмирующей ситуации, он старается защитить свою психику.

Ребенок жалуется на учителя

Профессия учителя является достаточно сложной. Она требует большого нервного напряжения, высокой концентрации внимания. Дети, особенно в младших классах, непослушные и капризные. У многих учителей с годами появляются проблемы с нестабильностью психоэмоционального фона. Они могут срываться на учениках, высмеивать, оскорблять их, издеваться и даже бить. Такие действия оставлять безнаказанными нельзя.

Многие дети являются фантазерами

Если малышу не хватает внимания и заботы родителей, то он может выдумывать различные ситуации, чтобы вызвать обеспокоенность мамы с папой, обратить на себя внимание. Поэтому, если ребенок жалуется на учителя, необходимо удостовериться в том, что его слова правдивы

Некоторые дети остро реагируют на критику. Строгий запрет у них может вызывать обиду и злость. Вероятно, учитель просто предъявляет жесткие требования, что не нравится малышу.

Важно попросить рассказать ребенка в деталях о возникшей проблеме. Далее стоит посетить школу, поговорить со сверстниками малыша и родителями, касательно отношения конкретного учителя

Если другие дети и взрослые хорошо отзываются о педагоге, то, скорее всего, сын или дочь, врет. В таком случае стоит открыто поговорить с ребенком, выяснить причину его психологического дискомфорта.

Если же учитель действительно оскорбляет и унижает малыша, то родители должны сразу предпринять действия по исправлению ситуации, защите своего ребенка.

Для информации

Здесь еще раз хотелось бы ответить на вопрос многих граждан о том, имеет ли учитель право кричать на ученика. Ответ будет отрицательным.

Вообще, психологи говорят о том, что повышение тона происходит по двум причинам:

  • неуверенность в себе;
  • страх.

Тем не менее, человек, выбравший профессию учителя, должен научиться справляться с подобными внутренними конфликтами без перехода на личности и крики. Это нужно обязательно запомнить.

Кроме того, учитель является главным участником образовательного процесса. Именно последний выбирает формат общения внутри коллектива, находясь на уроке.

Хороший учитель может стать настоящим наставником для ребенка, а повышающий тон педагог, наоборот, убивает тягу детей к получению новых знаний по своему предмету.

Поэтому взрослый человек, который кричит на учеников от собственного бессилия и неумения справляться с эмоциями, вряд ли сможет стать для них авторитетной личностью, на которую нужно равняться. Это необходимо учитывать.

А если ученик виноват?

Мы рассмотрели несколько вариантов, как могут действовать родители в случае оскорбления их ребенка со стороны учителя. А если все наоборот? Ученик оскорбил учителя, наказание какое он за это понесет?

Возможно несколько вариантов развития ситуации:

  • Самостоятельное урегулирование проблемы педагогом.

  • Обращение к родителям.

  • Обращение в судебные инстанции с требованием компенсации морального ущерба.

Опытные педагоги рекомендуют самостоятельно разобраться с возникшей ситуацией. Современные дети такие, что учителей и в грош не ставят. О своих правах они хорошо знают, только об обязанностях забывают.

Учитель может:

  • Пропустить оскорбление мимо ушей.

  • Оставить хулигана после урока и задать ему моральную трепку.

  • Обернуть ситуацию таким образом, чтобы ученик, который позволил себе оскорбить педагога, искал из нее выход.

  • Объявить ученику бойкот.

  • Начать занижать оценки.

Последний момент — не один из самых лучших. Но порой у педагога другого выхода нет. К примеру, ребенок очень наглый. Но учится хорошо, а учитель знает, что за плохие отметки его ругают. Заработал «четыре»? Ставьте «три». Если есть желание, придраться можно ко всему.

Жалоба родителям не всегда приносит пользу. Нынешние дети не особо ценят труд учителей. Родители быстро встают на сторону своих любимых чад. Если учитель понимает, что родители адекватны, можно вызвать их в школу для разговора.

Судебная инстанция — это уже на самый крайний случай. Если на ребенка управы нет, он сам постоянно хамит, родители его защищают и поддерживают, к директору идти бессмысленно. Только надо быть готовым к тому, что с работы придется уйти после разбирательства.

Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием

Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

Как правильно написать

Жестких правил, как правильно написать заявление на учителя, не существует, претензии заявителя излагаются в свободной форме. Желательно придерживаться следующей структуры обращения:

  1. Вводная часть — шапка — содержит:
    • наименование адресата, если письмо обращено конкретному должностному лицу, его Ф.И.О. и должность;
  2. от кого, если жалоба индивидуальная — Ф.И.О. и адрес заявителя, если коллективная — обобщающее наименование группы заявителей: «коллектив родителей учеников 1-Б класса».
  3. Основная, где излагается, что стало причиной обращения. Необходимо указать:
    • Ф.И.О., место работы преподавателя, чьи действия стали предметом обращения;
  4. в чем выразилось его недопустимое поведение.
  5. Заключительная:
    • требования заявителей, например, наложить на преподавателя дисциплинарное взыскание или привлечь к административной или уголовной ответственности;
  6. перечень прилагаемых документов и материалов. К жалобе приобщаются имеющиеся доказательства вины педагога: фото- или видеоматериалы. если с ребенком, который пострадал от действий преподавателя, работал психолог, — его профессиональное заключение, показание других свидетелей или любые другие документы, которые подтвердят обоснованность жалобы;
  7. дата и подпись заявителя или всех заявителей, участвующих в коллективном обращении.

Решение проблемы с учителем внутри образовательного учреждения

Суд, полиция, прокуратура – это крайние меры, прежде чем воспользоваться которыми всегда следует попытаться решить вопрос внутри школы. Регулирование преподавательской деятельности и защита прав учеников обеспечиваются законом «Об образовании в РФ» и прочими нормативными документами.

В статье 34 закона указано, что учащийся имеет право на соблюдение в образовательном учреждении по отношению к нему гарантий по уважению чести и достоинства, защиту от оскорблений, унижения, насилия. Согласно 45 статье родитель ученика может защищать его интересы, направляя жалобы:

  1. руководству учреждения;
  2. комиссии по рассмотрению споров, созданной в нем;
  3. контролирующим органам в Министерстве образования.

Если учитель на уроке или в любое другое время оскорбляет ученика, унижает, угрожает, повышает голос, то тем самым он нарушает права ребенка.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии 8 (Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по уголовным делам Цены на услуги юриста по уголовным делам

Для начала следует поговорить с ребенком, выяснить ситуацию, спросить, ведет ли себя учитель подобным образом в отношении других учащихся, оскорбляет ли еще кого-нибудь. В случае положительного ответа, лучше связаться с родителями этих детей, чтобы решать вопрос коллективно. Затем нужно спокойно поговорить с учителем, сообщить о том, что его поведение неприемлемо. Если он не отреагирует на просьбу или откажется изменить свое отношение и не прекратит оскорблять ученика, то можно жаловаться директору, инициировать создание комиссии для рассмотрения проблемы.

Есть вероятность, что учительница или учитель не захотят портить свою характеристику, в которую могут быть внесены сведения о дисциплинарных взысканиях, вынесенных в результате разбирательства. Поэтому жаловаться на действия преподавателей руководству школы нужно в любом случае. Это может помочь избежать необходимости обращения в суд или прокуратуру, после чего отношения с администрацией учреждения могут быть испорчены.

“У нас зависла работа с детьми с девиантным поведением”

Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в г. Москве:

Евгений Бунимович

К нам нередко обращаются с такими проблемами, и это одна из тех ситуаций, где мы не можем дать четкий алгоритм, потому что все зависит от конкретных обстоятельств и ситуации, нет универсальной палочки-выручалочки, которая может вывести из этой ситуации. Но обращаться, конечно, нужно не в органы опеки и попечительства, потому что они занимаются вопросами, связанными с детьми, у которых нет родителей и замещающих их лиц, а в комиссии по делам несовершеннолетних, они рассматривают такого рода вопросы.

У школы действительно не так много механизмов воздействия на ситуацию: она может только рекомендовать родителям такого ребенка работу с психологом и прохождение медико-психолого-педагогической комиссии, но не более того. Однако школа и родители в Москве могут другое – обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования.

В рамках этого центра действует центр «Перекресток», который и занят рассмотрением такого рода конфликтов. Они оценивают и анализируют ситуацию, у специалистов есть возможность пробыть целый день на уроках, и по результатам наблюдений дать профессиональные рекомендации. Возможно, учитель в том классе, где происходит конфликт, искренне пытается наладить отношения между детьми, но совершает психолого-педагогические ошибки, может, у него отсутствует контакт с детьми. Они работают профессионально, их деятельность вызывает уважение.

Мы сталкиваемся с тем, что когда к нам приходят и говорят о бездействии родителей ребенка, об обращении в администрацию школы, но никаких подтверждающих это документов нет. Я понимаю, что это формализм и бумажная волокита, но без этого невозможно ничего доказать. Должно быть задокументировано: обращались – администрация ничего не сделала, родители не отреагировали, даты, печати. К сожалению, когда такой вопрос, общение может быть в самых разных инстанциях, и когда все задокументировано, это выглядит гораздо убедительнее. И нам тогда намного проще куда-то обращаться, спрашивать, показывать – вот, смотрите, родители обращались туда и сюда, но ничего не изменилось.

Я однозначный сторонник инклюзии и много ее проводил, и даже первую инклюзию я ввел в законодательство, но все-таки нельзя перегибать палку. С одной стороны, правильно, что разные дети должны быть вместе, а не существовать в отдельном загоне, но с ними либо должен быть профессиональный специалист, который знает, как работать с такими детьми, либо их следует выводить на инклюзию, когда уже пройдены какие-то этапы, адаптировавшие их к обычным условиям обучения.

У нас, к сожалению, зависла работа с детьми с девиантным поведением. Это должен быть целый комплекс мер – и летнее воспитание, и специальная школьная работа, но сейчас этого нет. Нет и специальных школ, которые были раньше. Нет летних лагерей для детей с девиантным поведением – если посмотреть список лагерей в этом году, то есть множество разных специализаций – для детей-сирот, для детей из социально неблагополучных семей и так далее, но для детей с девиантным поведением нет. И для них, к сожалению, нет специальной программы. И специальная работа с девиантным поведением – вопрос, который завис в связи с объединением школ.

Надеюсь, что ему наконец будет уделено внимание – такое же, как в случае с ребятами-инвалидами. И в том, и в другом случае должна быть специальная работа с ними в рамках общей школы

Вы привели ребенка с проблемами в общий класс, но это не значит, что ему не требуется реабилитация. Да, такие дети могут учиться в общей школе, но если с ними проводится специальная работа.

Ксения Кнорре Дмитриева

Продолжение разговора с учителем: как стать адвокатом своего ребенка

Ваше искреннее стремление выслушать учителя и разобраться в проблеме успокоит его и будет стимулировать в нем готовность в свою очередь выслушать вас. Убедитесь, что вы правильно поняли преподавателя.

После того как вы выяснили приоритеты учителя, объясните, что важно для вас. Сконцентрируйтесь на своих интересах, а не на позиции

Например, Тара может сказать: «Я хочу, чтобы Кара чувствовала себя комфортно в школе», а не: «Я хочу, чтобы Кара перешла от вас в другой класс!». Сосредоточенность на интересах позволяет избежать обвинений, что помогает устранить оборонительные барьеры и перейти к поиску конструктивного решения.

Иногда такое решение уже может существовать. Если вы присутствовали на занятиях, отметьте, какие полезные для вашего ребенка приемы использовал учитель. Например, если вашему чаду трудно усидеть на месте, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы позволяете Дилану лежать на полу, он более сосредоточен и меньше отвлекается». Лучшие методы — те, которые уже используются преподавателем, просто их нужно применять либо чаще, либо по-другому. Например, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы сделали с детьми зарядку в середине урока, Дилан спокойно сидел все оставшееся время. Нельзя ли начинать урок с зарядки?».

В самом крайнем случае вы можете сослаться на предшествующий позитивный опыт, например: «В прошлом году Дилан хорошо усваивал материал, кода миссис Ромеро использовала „обучающие центры“. Не могли бы вы тоже использовать этот метод?» или «Не хотели бы вы поговорить с миссис Ромеро? Возможно, у нее есть идеи, которые могут оказаться для нас полезными».

Еще один источник решений — методы, которые вы используете дома. Однако предварительно необходимо убедиться в том, что они будут работать в коллективе.

Помните, что у учителя тоже есть темперамент. Он может быть склонен к негативной первой реакции, медленно адаптироваться или же быть очень упрямым. Не давите на него. Предложите свои идеи и договоритесь встретиться и обсудить их еще раз.
Не забывайте и про собственный темперамент. Если вы гиперэмоциональны, учитывайте, что ваши эмоции могут выплеснуться наружу, несмотря на все старания сохранять хладнокровие. Возьмите с собой супруга или подругу, которые смогут продолжить беседу, если вам понадобится выйти из комнаты и успокоиться. Если вы интроверт и вам нужно время подумать, попросите о еще одной встрече.

Обращение в суд или другие органы по факту оскорблений

В зависимости от серьезности ситуации, действия учителя могут попадать под ст. 5.61. об оскорблении личности в Кодексе об административных правонарушениях, статей УК №№ 119 (угрозы причинения вреда здоровью, если учитель угрожал насилием или физическим наказанием), 156 (жестокое обращение с несовершеннолетними). По какой именно из них будет проводиться следствие, зависит от того, какие конкретно действия совершал преподаватель. Административным правонарушением считается оскорбление ученика, которое было выражено в неприличной форме, то есть, если преподаватель ругался матом, использовал нецензурную лексику, оскорблял личность и достоинство учащегося, то это может быть расценено как оскорбление в рамках данной статьи.

Что делать родителям ученика, которого оскорбляют, если в школе ситуацию решить не удалось? В этом случае можно обратиться с жалобой или заявлением:

  1. в полицию;
  2. в суд;
  3. в прокуратуру.

Для этого в заявлении или иске нужно указать ответчика (это может быть учитель, а также учебное учреждение), кратко описать ситуацию, выразив суть претензий. Куда именно обращаться, следует решать в зависимости от ситуации. В конечном итоге дело будет рассмотрено в суде, если предварительное следствие подтвердит факт нарушения прав несовершеннолетнего. Подробное разбирательство будет проведено по факту получения заявления. Прокуратура и полиция передают документы в суд, произведя расследование. В суде могут вызвать свидетелей для восстановления деталей произошедшего. От лица учащегося выступают его официальные представители.

Дальнейшее обучение может быть омрачено после окончания процесса. Поэтому прежде чем обращаться в органы, расследующие правонарушения, следует подумать о последствиях для несовершеннолетнего. Возможно, проблему легче будет решить переводом к другому преподавателю или в другое заведение. В подобных случаях многое зависит от человеческого фактора, готовности администрации и сотрудников школы идти на контакт, разбираться в проблеме.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация — жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Полезная информация по уголовным делам

  • Привлечение к уголовной ответственности за клевету
  • Статья за клевету в интернете
  • Ложный донос об изнасиловании
  • Защита против клеветы
  • Обвинение в клевете
  • Обвинение в краже без доказательств
  • Подать в суд за оскорбление личности
  • Жалоба на оскорбление личности
  • Штраф за клевету
  • Ответственность за клевету на должностное лицо
  • Насильственные действия — статья 132 УК РФ
  • Если начальник орет и унижает: куда жаловаться?
  • Оскорбление несовершеннолетнего ребенка: статья
  • Сосед угрожает расправой: что делать
  • Ответственность за нарушение тайны переписки
  • Иск за клевету
  • Наказание за публичное оскорбление личности
  • Имеет ли право учитель оскорблять ученика
  • Ущемление прав несовершеннолетних детей
  • Покушение на изнасилование
  • Шантаж в интернете — статья УК РФ 163
  • Обвинение в изнасиловании
  • Ответственность за невыплату заработной платы
  • Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
  • Что делать, если угрожают по телефону
  • Наказание за заведомо ложные показания
  • Образец заявления об угрозе жизни
  • Оскорбление сотрудника полиции при исполнении
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий