Содержание
Что это такое?
На самом деле, довольно многие великие художники прошлого при создании своих картин использовали именно эту разновидность красителя, поэтому название знакомо многим, но четкое представление о том, что же это такое, есть далеко не у каждого человека, если только он сам не имеет непосредственного отношения к рисованию. При этом прилагательное «пастельный», означающее очень нежный, мягкий оттенок какого-либо цвета, происходит именно от слова «пастель», поскольку это средство для рисования дает именно такой результат.
Собственно, выглядит пастель в чем-то похожей на обыкновенный для рисования, и неопытный человек далеко не всегда может определить разницу между ними по внешнему виду.
Появилось данное изобретение приблизительно в XVI веке. точнее, именно с этого момента видим пастель в творениях многих художников того времени. Тогда фабричной методики выпуска еще не существовало, и каждый живописец создавал массу сам, смешивая любые красители с водой и мелом для большей мягкости готового оттенка. После того, как масса высыхала, ее резали на куски, изготавливая эдакие «мелки», которыми, естественно, точные детали рисовать было немного проще, чем кистью.
Правда, из-за общей сухости материала он плохо сцепляется с обычной бумагой, поэтому рисовать приходилось на шероховатых поверхностях, но все же это не помешало активно использовать пастель таким именитым мастерам, как Ренуар, Врубель или Серов. При этом можно встретить исключительно пастельные картины, но весьма часто такой краситель на полотне сочетается с жидкими видами красок.
Сегодня вручную пастель производится разве что настоящими людьми искусства для собственного использования, а вот для широких масс ее делают на специальных предприятиях в промышленных масштабах. Для этого берется один или несколько красителей, необходимых для получения точного оттенка, и какая-нибудь смоляная основа, которая будет удерживать красящее вещество в заданной форме – например, гуммиарабик.
В целом. красители могут быть совершенно разными, но все же для классического рецепта пастели мел практически обязателен в качестве смягчающего компонента. Все необходимые ингредиенты в нужных пропорциях смешиваются и тщательно перемалываются вместе, пока не достигают того состояния, когда отделить их друг от друга уже не представляется возможным.
Готовая масса выкладывается в специальные шаблоны и формы, нарезается, а затем прессуется под высоким давлением. После этого уже сформированные брусочки отправляются в печь, где сушатся в очень щадящем режиме – при температуре в пределах 60-80 градусов. Точная температура и сроки просушки зависят от пропорций исходных материалов и желаемой твердости конечного результата, поскольку полагаться на авось здесь ни в коем случае нельзя. Дело в том, что слишком будет рассыпаться в руках и совершенно не держаться за будущую картину, ну а недосушенная может испортиться и покрыться плесенью, что также не способствует успешному творению образов.
Последний этап – упаковка. Пастель – материал довольно хрупкий, к тому же очень чувствительный к излишней влажности, поэтому обычно запаковывают его в упаковки из толстого и плотного картона, а промежутки между отдельными палочками еще и дополнительно наполняют поролоном или любым другим мягким наполнителем.
Реже пастель поставляется еще и в виде россыпи, но такой продукт в большей степени интересен тем, кто уже давно и упорно занимается художественным ремеслом. Для малыша такой вариант полезен лишь в том случае, если он уже успел показать потрясающие успехи в этом деле.
Свойства
Масляная пастель отличаются мягкой консистенцией, интенсивной маслянистой палитрой. Применяются в живописи и графике, где среда обладает характеристиками, аналогичными пастели:
В отличие от «мягких» или «японских» пастельных палочек, которые сделаны с метилцеллюлозой, масляные мелки состоят из пигмента, смешанного со связующим невысыхающим маслом и воском.
Картины и рисунки имеют менее мучнистую поверхность, но трудно защищаются фиксирующими средствами.
Масляная пастель обеспечивают более жесткую кромку, чем «мягкие» или «французские» мелки, трудно смешивается, но разбавляются растворителями и не требуют закрепителя.
Используют воск и инертные масла в качестве связующего вещества – в результате, картины и рисунки не желтеют и обладают отличным сцеплением с бумагой, картоном, фанерой и другими материалами.
Они полностью свободны от кислоты, никогда не затвердевают и не трескаются.
Масляные мелки применяются на любой бумаге, жесткой опоре (дереве, оргалите, металле, МДФ, стекле) или холщевой ткани — без технических ограничений, что обеспечивает художнику полную свободу выражения, сохраняя стабильность при хранении.
Как выбрать?
Выбирая масляную пастель для ребенка, следует в первую очередь учитывать его потребности, зависящие от возраста и степени владения искусством рисования. Совершенно очевидно, что подростку, который уже прекрасно рисует, нужна не типичная детская пастель, а нечто более профессиональное, тогда как для новичка дошкольного возраста способности мелка важны даже в меньшей степени, нежели безопасность и удобство.
В связи с этим детям обычно покупают мягкие мелки, которые очень легко оставляют след без приложения лишних усилий, да при этом еще и рисуют практически на любой поверхности, что не требует покупки специального для рисования пастелью. Техника рисования масляной пастелью обычно предполагает последующее размывание после штрихования, однако малыш самостоятельно с такой сложной задачей не справится, тем более что используемый растворитель наверняка токсичен.
Помимо прочего, масляная пастель может использоваться не только для классического рисования, но еще и для тонирования поделок из фоамирана. Специалисты утверждают, что для этих целей лучше подойдет все же , потому что она дает более сочные оттенки, однако масляные разновидности намного лучше цепляются за тканые поверхности, хотя и требуют более длительной сушки в хорошо проветриваемых помещениях.
Статьи
Как правильно рисовать масляной пастелью?
· Мольберт
Выполнять рисунок лучше, когда лист бумаги расположен вертикально или под небольшим наклоном «от себя». Для закрепления листа и служит мольберт. В некоторых случаях может выручит планшет, который также можно опереть на любую основу в любом месте.
· Бумага для нанесения рисунка
Для рисования пастелью применяется специальная бумага – рифленая, тонированная, позволяющая максимально использовать свойства мелков. Иногда приобретаются специальные альбомные наборы, в который входит бумага 4-5 различных цветовых оттенков с обязательным переложенным листом кальки. Обучаясь в художественной арт-студии Matita, студент научится использовать тона бумаги для создания сюжета, портрета, что будет выглядеть на профессиональном уровне.
· Мелки
Хотя мелки не относятся к дешевым компонентам, их качество и рациональное применение позволяет применять продолжительное время. Как правило, стандартный набор для начинающих художников, состоит из 12-15 цветовых оттенков. Хорошие малки ложатся на бумагу ровным бархатистым слоем, хорошо поддающийся растиранию.
· Фиксатор рисунка
Все рисунки, выполнение этим методом, должны предохраняться от разрушения. С этой целью используют лаковые фиксаторы, которые наносят на рисунок с помощью пульверизатора. Для начинающих – применяется лак для фиксирования волос прически.
Соблюдение условий хранения работ
Нанесенная пастель требует бережного отношения к себе из-за способности осыпаться, растираться как на оконченных работах, так и на таких, которые находятся в творческом поиске. Чтобы не «потерять» работу или набросок, надобно придерживаться некоторых обязательных правил их хранения:
– для хранения лучше использовать специальную папку, в которой все работы будут перекладываться калькой;
– оконченную работу необходимо вскрывать фиксатором, распыляя его на собственное произведение с расстояния 30-40 см. Это предохранит работу от осыпания на долгое время;
– хранение работ на стенке собственного жилья допустимо только в том месте, где нет прямых солнечных лучей и обрамленные стеклом.
Ход занятия
1 часть.
Воспитатель:
-Друзья, к нам пришел наш старый знакомый – художник Карандашкин. Он приглашает совершить вместе с ним увлекательное путешествие по волшебной стране.
Художник Карандашкин:
-Здравствуйте ребята. Но попасть в эту страну не просто. Название этой страны зашифровано в ребусе, попробуем разгадать (картинки с изображением предметов). Выделите первый звук из каждого слова и соедините выделенные звуки. Что получилось?
Дети:
-И-игла, З-зонт, О-окно.
Художник Карандашкин:
-Молодцы, отгадали! Эта волшебная страна называется – страна ИЗО. А что же обозначает это название, кто подскажет?
Дети:
-ИЗОбразительное исскуство, ИЗОбразительная деятельность, ИЗОбражать.
Художник Карандашкин:
Ребята, а что значит – изображать?
Дети:
-Рисовать.
Художник Карандашкин:
-В путь!
(дети перемещаются по группе под песню «Сказочная страна»).
-Вот мы и прибыли. Сколько всего интересного в этой стране: картины, мольберты, наборы кистей, акварель, масляная пастель. Друзья, а с помощью каких изобразительных средств художники могут создавать свои произведения? (гуашь, акварель, пастель, сангина, тушь и т. д.) Молодцы, много изобразительных средств назвали.
Воспитатель:
-Ребята, обратите внимание, в стране ИЗО светит необычное солнце (изображение солнца подсвечено сзади лампой или гирляндой). Кто сможет рассказать, чем оно отличается от обычного?. Дети:
Дети:
-Лучи этого необычного солнца раскрашены в разные цвета.
Художник Карандашкин:
-Верно подметили, но это еще не все. Каждый цвет стоит на определенном месте, строго по порядку. На что похож порядок расположения цветов на солнечных лучах?
Дети:
-Лучи раскрашены в такие же цвета как и радуга).
«Внезапно солнце гаснет»
Художник Карандашкин:
-Друзья, что случилось, почему стало так темно?
Дети предлагают разные варианты.
Воспитатель:
-Как же теперь быть, никто не знает, когда солнце снова засияет всеми своими лучами. Художникам, живущим в волшебной стране ИЗО будет трудно рисовать в темноте.
Художник Карандашкин:
-Ребята, давайте поможем жителям волшебной страны и с помощью шуточной «радужной» разминки «уговорим» солнце снова засиять своими необычными лучами.
Разминка (движение на выбор педагога)
«Красные тюльпаны на столе стоят, красные рябины под окном горят.
Оранжевой лисице всю ночь морковка снится,
На лисий хвост похожа, оранжевая тоже.
Желтое солнце на небо глядит, желтый подсолнух за солнцем следит.
Лягушка-квакушка зеленого цвета, она нам напомнит лужайку и лето.
Глаза голубые у куклы моей, а небо над нами еще голубей.
В синем море островок, путь до острова далек.
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу».
Воспитатель:
-Ребята, какие цвета упоминаются в этом стихотворении?
Дети:
-Цвета радуги.
Художник Карандашкин:
-Пожалуйста, назовите их еще раз, в правильном порядке. А чтоб вы не ошиблись, предлагаю воспользоваться схемой подсказкой.
«Солнце снова загорается»
Художник Карандашкин:
— Как здорово, солнце снова засияло своими необычными лучами и жители страны снова смогут рисовать, творить, изображать.
2 часть.
Художник Карандашкин:
— Приглашаю и вас, ребята, заняться творчеством. Нарисуйте все, что вспомнится, всё, что захотите о лете, покажите свои умения, проявите фантазию. Выбирайте из предложенных изобразительных средств то, что вам понадобится в работе (цветная масляная пастель, акварель, кисть № 6, лист А-3 или А-4 для акварели). Усаживайтесь поудобнее и творите (рисование по замыслу, использование музыкального фона).
Самостоятельная творческая деятельность.
По окончании работы рисунки вывешиваются на стенд, дети рассказывают, что они изобразили, какой рисунок понравился и почему.
Воспитатель:
-Друзья, наше путешествие по волшебной стране ИЗО подошло к концу. Но мы не будем надолго прощаться с художником Карандашкиным, и скоро снова отправимся к нему в гости за новыми впечатлениями и приключениями.
Художник Карандашкин:
-А я приготовлю вам новые истории, задания, материалы для вашего творчества, что бы ваши работы получались ещё более красивые и выразительные, что бы вам всегда было интересно приходить ко мне в гости.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на ковре
Воспитатель:загадывает загадку: В море синем, и в песочке,
Ты меня отыщешь точно.
Дом таскаю на себе,
И знакома я тебе.
Плавать я умею быстро,
Обожаю песок чистый,
В клетку на спине рубаха,
А зовусь я – …
(Черепаха)
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: сегодня мы будем с вами учиться рисовать морскую черепаху. Как вы думаете, чем можно ее нарисовать?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: рисовать черепаху можно любыми материалами, которые вам нравятся. Но мы сегодня будем рисовать черепаху в воде. поэтому, будем использовать техникусовмещения двух художественных материалов: масляная пастель и акварельные краски. Как вы думаете, что мы будем рисовать краской?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: правильно, воду! Какая вода, как ее можно описать?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: правильно вы говорите, вода прозрачная. Черепахи живут на глубине морских просторов. А какие цвета можно использовать для изображения холодной морской воды?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Совершенно верно — это синий, голубой, фиолетовый, или их еще можно назвать холодные цвета. А какую форму тела имеет туловище черепахи?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Черепаха имеет круглую форму тела, если смотреть на нее с верху. А если смотреть на черепаху с боку, то ее тело напоминает трапецию. Панцирь черепахи имеет желто-зеленую окраску, коричнево-зеленую или другую, но чаще всего преобладает теплый зеленый цвет. Тело черепахи будем рисовать масляной пастелью.
Воспитатель: Как вы думаете, какой этап будет первый, кокой второй и третий, завершающий?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: первый этап – компоновка и рисунок карандашом, второй этап – работа в цвете масляной пастелью, третий этап – заливка листа акварельными красками. А сейчас разомнем наши пальчики.
— Здравствуй черепаха! Сжимание рук в кулаки
— Вот тебе рубаха! Левая рука сжата в кулак, правая накрывает ее сверху
— У меня своя защита… Покрутить сомкнутыми в кулак руками
— Она плотно сшита! Кулачки стучат друг о друга
— Вот тебе сапожки. Растирание пальчиков
— Есть у тебя ножки? Сжатие пальцев в кулак
— У меня – лапки! Растопыривание пальцев рук в стороны
— Они играют в прятки Сжатие пальцев в кулак
— А где твоя головка? Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы подняты в верх
— Спряталась ловко! Прячем большие пальцы в кулак
Дети пересаживаются за столы
Воспитатель: начинаем первый эта – рисование туловища черепахи карандашом. Изображение должно быть в центре вашей композиции. Основная часть туловища черепахи – панцирь, он и будет находиться в центре. Вы сказали, что панцирь похож на трапецию, значит, рисуем по центру листа панцирь имеющий форму трапеции. У черепахи есть голова, где расположены 2 глаза, нос и рот или его еще называют клюв. Форма головы и шеи похожа на каплю. Так же у черепахи есть 2 пары лап: задние и передние; так же у черепахи имеется коротенький хвостик.
Дети: дети выполняют построение туловища черепахи в карандаше
Воспитатель: Панцирь черепахи покрыт щитками, имеющими многоугольную форму. Дополните ваше изображение щитками на панцире черепахи.
Дети: дети выполняют задание
Воспитатель: второй этап нашей работы – закрашивание туловища черепахи масляной пастелью. На панцире и все туловище преобладает зеленый цвет, но мы можем увидеть там вкрапления голубого, красного, розового и желтого. Это блики от солнца, воды, морских водорослей.
Сначала обводим все туловище фиолетовым цветом. После этого, начинаем закрашивать все изображение, не выходя за контур. После этого, рисуем круглые пузырьки белой пастелью.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: третий и завершающий этап нашей работы – заливка цветом. Набираем с помощью кисти синий цвет и выполняем закрашивание всего листа. В нижней части листа можно использовать фиолетовые оттенки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: У вас получились замечательные морские черепахи, которые вышли на прогулку по морским просторам. Скажите, что для вас показалось самым интересным в процессе рисования?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: А какие трудности у вас возникли при рисовании?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: как вы думаете, что еще можно нарисовать в такой технике?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: можно придумать еще много вариантов использования этой техники при изображении морских обитателей. Сегодня, мы в этом убедились. У всех получились красивые черепахи. Предлагаю вам оформить выставку ваших творческих работ.
Рисование портрета пастелью
Портретная живопись – это одно из важнейших направлений для развития творческих способностей юного художника
Именно поэтому в рисовании пастелью этому направлению также уделяют внимание
Нарисовать портрет пастельными мелками совсем не трудно, как кажется на первый взгляд. И один из популярных уроков рисования для дошкольников – это портрет любимой мамы или любимого папы.
На их примере дети под руководством родителей учатся не только пользоваться пастелью, но и создавать портрет.
Проводится данное занятие достаточно легко в несколько шагов:
Подбираем телесные оттенки сухой или восковой пастели для создания лица;
Берем пастельные мелки, бумагу и создаем крупное лицо в центре композиции более темным тоном;
Дорисовываем шею и плечи, заполняя до конца листа объем;
Внутри нарисованного лица и шеи светлыми тонами пастели закрашиваем пространство. Ребенок при этом учится штриховать и правильно нажимать на мелки;
Делим лицо горизонтально на три зоны еле заметно при помощи светлой пастели – для изображения глаз и бровей, носа, а также рта. Этим родители учат ребенка располагать части композиции;
Первыми над верхней линией рисуем брови черной или коричневой пастелью
Обращаем внимание ребенка на то, что как брови, так и глаза расположены на одинаковом расстоянии друг от друга;
Под бровями в виде рыбок рисуем глаза, внутри него два круга, один из которых зрачок закрашиваем черным, а второй – голубым, зеленым или коричневым;
Создаем обрамление глаз в виде черных или коричневых ресничек, очков;
Во второй зоне рисуем длинный нос темно-телесной пастелью, оформляем его кончик в виде ноздрей;
На уровне носа по двум сторонам лица также рисуем уши темно-песочной пастелью и закрашиваем внутри как светлыми, так и темными телесными оттенками;
В третьей зоне рисуем губы розовыми или темно-песочными цветами пастели, закрашиваем;
Покрываем голову волосами того цвета и формы, которые носят родители. Рисуя волосяной покров на голове, ребенок учится работать с такими линиями, как волнистые и прямые, тонкие и толстые;
Дорисовываем на плечах одежду и украшения, раскрашиваем цветной пастелью;
Оформляем пространство позади мамы или папы в один цвет.
И вот уже портрет родителя готов!
Кроме родителей дети могут рисовать братьев и сестер, родственников, учителей и даже самих себя по фотографии.
А каждый раз практикуясь лицо человека будет выходить все лучше и лучше. И в один прекрасный день станет напоминать живой портрет!
История пастели
История пастели насчитывает более 500 лет. Авторство создания этой техники принадлежит французскому художнику Жану Перреалю (Jean Perréal). Придворный живописец сопровождал короля Людовика XII в ходе военных походов и делал зарисовки важных событий. Именно Перреаль в конце XV — начале XVI века изобрел пастельный мелок на основе сухого красящего пигмента и прозрачной смолы разных видов акации (гуммиарабика).
Уже к концу XVI века новый художественный материал приобрел большую популярность во Франции, а затем в Англии и Италии. Пастелью начали массово писать портреты на заказ лучшие художники того времени.
Пик популярности пастельной живописи в Европе наступил в XVIII веке, когда в искусстве господствовал стиль рококо. Этому способствовала возможность создания тончайших цветовых переходов при помощи новой техники. Но постепенно масло вытеснило пастель из широкого обращения.
Интерес к ней вновь пробудил в середине XIX века Эдгар Дега (Edgar Degas). Гениальный французский импрессионист изобрел новый метод растушевки. Он обрабатывал пастельный рисунок паром, а затем пальцами или кистью растирал штрихи и линии. Работы Дега произвели фурор в живописи, но к началу ХХ столетия пастельная техника снова утратила популярность.
Несмотря на то, что в последующие 100 лет появились новые пастельные краски, лишь немногие художники современности предпочитают много работать с этим материалом. Но произведения старинных мастеров до сих пор завораживают ценителей искусства.
Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников
Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.
Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы.
К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.
От классики к импрессионизму
История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи.
Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста.
Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».
Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.
Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.
Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.
В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.
Виды пастели для рисования
Пастельные мелки бывают трех видов:
- сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
- масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
- восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;
Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.
Мелки для сухой техники
Почему именно пастель?
Техника рисования пастелью является одной из самых интересных, так как красочно и насыщенно отражает внутренний мир художника. Существует несколько точек зрений касаемо этого материала. Одни советуют брать в руки пастель, лишь имея опыт рисования, другие предпочитают сразу брать в руки карандаш. Если для взрослых есть сомнения, то для детей этот материал подойдет идеально. Крупные карандаши позволяют нанести мазок ярко и контрастно. Некоторые художники обращаются к пастели, потому что она имеет плавные и нежные оттенки. И все-таки, как рисовать пастелью для начинающих?
Подготовительный этап
Пастель – это смесь красителя, мела и других материалов. Прежде чем был придуман такой материал, мастера кисти использовали уголь и другие мягкие материалы
Важно! Выбирая сюжет для картины рассчитывайте: фон, цветовую гамму и крупное изображение. Для мелких деталей материал не предназначен.
Прежде чем начать рисовать, подготовьте материалы. Пастель можно взять: сухую (твердая или мягкая), восковую и масляную
При покупке обратите внимание на производителя и на качество. Например, восковые карандаши не будут аккуратно ложиться на бумагу, а оставят за собой неприятный след
Бумага тоже имеет свои характерные особенности. Обычная бумага не подойдет. Масляная пастель достаточно жирная, чтобы оставить разводы на тонком листе. Подберите в художественном магазине бумагу с фактурой — она отлично впитывает и держит рисунок. Например, наждачная, бархатная и пастельная доска. Возможен и цветной вариант листа, если сюжет рисунка подходит.
Особенности рисования сухой пастелью
Как рисовать сухой пастелью? Вопрос не из легких, но вполне решаемый. Прежде всего, определитесь, какой вам нужен материал: твердый или мягкий. Многие предпочитают второй вариант, который позволяет получить теплый и нежный оттенок. После чего приступаем к работе:
- Первые штрихи должны отличатся от фона на тон. Это позволит нанести легкие и незаметные штрихи. Графитный карандаш не подойдет, так как он оставляет след и виден из-под рисунка.
- Если бумага цветная, фон наносим держа карандаш плашмя в значимых местах. Обычный лист тонируем полностью.
- Конкретизируем рисунок. Растушевываем нужные места кисточкой, ватой или пальцами. Сверху можно нанести второй слой.
- В основе сюжета должно быть изображение, где мало теней. Пастелью нельзя сделать сильный контраст.
- Выделите главные детали. Ближние предметы растушуйте.
- Завершаем работу конечными штрихами и обязательно закрепляем специальными средствами.
Особенности рисования масляной пастелью
Техника рисования масляной пастелью схожа с принципами нанесения сухой. Общий ход урока:
Выбираем светлую бумагу. Стоит заранее продумать конечный результат работы.
Для растушевки следует запастись пиненом — разбавитель масляных красок.
Первые наброски наносятся мелком или угольком, для предания аккуратного контура. Излишки убрать, прежде чем брать пастель.
Нанести штрих плашмя.
Немного размыть рисунок поможет кисточка, смоченная в разбавителе. Также можно использовать тряпку, ватные диски или пальцы
Не бойтесь сделать рисунок «мыльным», со стороны это будет выглядеть красиво и все значимые детали будут яркими и четкими.
Важно, чтоб наносимые тени были гармоничны.
Завершаем рисунок конечными штрихами и контурами.
Каждую работу следует покрыть защитным слоем, например, бесцветным лаком для волос. Единственным минусом этого средства — потемнение рисунка после нанесения. После чего спрятать под стекло. Остатки мелков не выбрасывайте. В дальнейшем их можно перетереть в порошок и получить пасту для следующей работы.