Семейное обучение и дислексия: как раскрыть потенциал ребёнка

Дислексия — неспособность к обучению

Некоторые дети в младшем школьном возрасте сталкиваются с проблемами при обучении чтению, что вызывается трудностями восприятия и понимания письменной информации. Эта патология обычно имеет причиной не умственные отклонения, часто она носит психологический характер.

В отдельных случаях отклонение проявляется лишь во взрослом возрасте, но в большинстве случаев это происходит еще в дошкольный или младший школьный период. На данный момент, по статистике, более 15 процентов людей имеют подобное отклонение.

Ученые говорят, что заболевание может иметь генетическую предрасположенность и процесс в этом случае может зародиться уже в внутриутробный период. Это влияет на развитие мозга.

Но отмечаются и другие факторы, которые прямо и косвенно могут являться причиной появления недуга. К ним относятся:

  • возможные травмы головного мозга,
  • повреждения органов нервной системы в период фетального развития внутри матери,
  • инфекционные или вирусные заболевания в период внутриутробного развития,
  • кислородное голодание плода в период вынашивания или обвитие пуповины,
  • несвоевременная отслойка плаценты, роды преждевременные или патологические.

Суть дислексии заключается в затрудненном восприятии письменной информации: при чтении человек путает отдельные буквы и звуки, не вполне осознает смысл прочитанных слов, испытывает трудности в построении логических цепочек на основе прочитанного и не в состоянии воспроизвести смысл текста.

Сопутствующие симптомы при этом – сложности с дикцией, восприятием и воспроизведением чисел. Часто страдающие данной проблемой рассеянны и невнимательны.

Основной физиологической составляющей возникновения этой патологии является отсутствие активизации всех зон головного мозга, отвечающих за нормальное функционирование процессов восприятия, осознания и воспроизведения текста.

Согласно исследованиям, во время чтения задействовано три основных зоны мозга: центр Брока, обеспечивающий моторную организацию и анализ речи, а также две зоны, специализирующиеся на понимании и визуальном представлении речи.

Фактическим отличием дислектиков от остальных людей является нарушение активности двух последних участков мозга. При чтении у них работает только зона Брока. Таким образом, дислектики испытывают трудности с правильным восприятием графических образов, что мешает им осуществлять полноценный процесс  чтения и понимания текста.

Причины возникновения отклонений

Исследования показывают, что точные факторы развития данной болезни установить невозможно. Но все же выделяются причины, которые чаще всего вызывают эту проблему, по данным специалистов, следующие:

  1. Расположенность на генетическом уровне;
  2. Осложнения во время беременности матери больного – интоксикация любого характера, перенесение гриппа, краснухи, герпеса, кори и других инфекционных заболеваний, порок сердца матери или плода;
  3. Поражения мозговых функций ребенка, что вызывается неправильным развитием пуповины при беременности, асфиксии плода или тяжелыми и длительными родами;
  4. Травмы головы;
  5. Инфекционные заболевания в раннем возрасте, сопровождающиеся осложнениями и некоторые другие факторы.

Влияние социальных факторов

Дополнительно на развитие дислексии могут повлиять социальные факторы – особенности микроклимата в семье, отсутствие своевременных занятий с ребенком или наоборот, слишком раннее обучение грамоте.

Часто эта проблема развивается на фоне двуязычной семьи или в результате переучивания врожденного левши. В целом патология никогда не стоит отдельно от общего неврологического и психоэмоционального состояния человека, его социального окружения и уровня воспитания.

Одним из весомых факторов, вызывающих это отклонение – преобладание образного мышления над конкретным, что свойственно многим творческим личностям, в особенности людям, занимающимся искусством.

Была ли эта статья полезной?

Да
Нет

Диагностика

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста

Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Методика Рональда Дэйвиса

Рональд Дэйвис. Дислексик, который справился со своей проблемой в 38 лет. После чего стал учить других справляться с нею. Он является автором книги «Дар дислексии». В которой раскрывает суть этой проблемы, а также объясняет, как с ней справится. Основная идея методики в том, что двухмерным словам и символам нужно придать объемные образы. Для этого детишки в соответствии с методикой много работают с пластилином.

Об этой методике очень хорошие отзывы. Похоже на то, что она работает. Так что давайте на всякий случай галочку себе поставим. Мало ли что…

Еще подробнее о дислексии рассказывают в этом видео. Причем рассказывают сами дислексики. Посмотрите, очень познавательно.

https://youtube.com/watch?v=vise3j080EA

Хочу пожелать вам и вашим деткам крепкого здоровья и буду надеяться, что информация, представленная в статье, если вам и пригодится, то только так, для общего развития.

Благодарю вас за внимание и жду ваших комментариев!

Всего вам доброго!

До новых встреч!

Евгения Климкович.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

Симптомы дислексии

Симптомы заболевания могут выражаться в различной степени и отличаться в зависимости от причины развития расстройства. Дислексия может быть аграмматической, фонематической, мнестической и еще нескольких видов. Общими признаками, которые наблюдаются у всех дислектиков, являются затруднения с правописанием, манипуляцией со звуковыми сигналами, а также трудности с возможностью быстро обрабатывать визуально-словесные запросы. Заболевание проявляется возникновением ряда проблем, с которыми человек сталкивается в той или иной мере. Самыми распространенными общими симптомами дислексии, которые наблюдаются у больных различных возрастных категорий, являются:

  • дезорганизация;
  • нарушенная координация, повышенная неуклюжесть;
  • отсутствие понимания прочитанного текста;
  • дезориентация в пространстве;
  • проблемы с чтением, писанием, запоминанием орфографии;
  • трудности с восприятием информации и усвоением новых слов;
  • геперактивность.

Заподозрить нарушение навыков чтения и восприятия прочитанной информации у ребенка на ранних стадиях развития заболевания и в дошкольном возрасте можно по наличию следующих признаков:

  • нежелание читать в голос или писать;
  • невнимательность;
  • проблемы с памятью;
  • проблемы с ориентацией право-лево, вперед-назад и так далее;
  • перемена местами буквы, числа, слога во время чтения или написания;
  • трудности с изучением букв, чисел;
  • позднее начало развития речи;
  • постоянно трет глаза, косит;
  • замкнутость, отсутствие общения со сверстниками;
  • неправильное выполнение самых простых указаний.

В этом возрасте еще сложно заподозрить наличие расстройств, так как малыш неорганизованный, может просто вредничать и не желать учиться. У младших школьников могут проявиться следующие симптомы:

  • нарушение координации движений;
  • неловкость;
  • во время чтения он подносит книгу прямо к лицу;
  • во время чтения прикрывает один глаз;
  • импульсивность;
  • невозможность быстро осваивать новые навыки;
  • трудности с запоминанием фактов;
  • разворот букв или слов при написании, зеркальное написание.

Ребенок может менять слова на другие, похожие по звучанию или смыслу, путаться в арифметических знаках (ставить тире вместо равно), иметь трудности с написанием или произношением слов. Будучи в средней школе, ребенок тяжело находит общий язык со сверстниками, его уровень чтения значительно меньше, чем у сверстников, а почерк плоха читается. Память ухудшается, возникает плохое восприятие языка тела, жестов и мимики. В старших классах ребенок читает медленно и с ошибками, очень медленно приспосабливается к переменам, медленно выполняет любую работу.

Он неправильно произносит слова или предложения, плохо запоминает и воспринимает информацию, не может пересказать полученный материал. После чтения ребенок может жаловаться на головные боли, быстро наступает чувство усталости, разбитости. Часто дислексия остается без внимания и остается с человеком на протяжении всей его жизни. Во взрослом возрасте свидетельствовать о наличии заболевания могут следующие симптомы:

  • отсутствие организационных навыков;
  • невозможность правильно распределить и организовать свое время;
  • рассеянность, невнимательность;
  • трудности с восприятием информации в устном или письменном виде;
  • плохо развитые письменные навыки;
  • кратковременная память;
  • сложности с запоминанием имен;
  • путаница в произношении слов, букв или чисел.

У многих дислексиков возникают трудности с выполнением своих рабочих обязанностей, а во время групповой беседы они могут испытывать трудности с формулировкой мыслей, из-за чего проявляется тревожность, смятение, наступает стрессовая ситуация. Но при эффективном лечении и постоянных проведениях упражнений, можно справиться с этим недугом. Часто у взрослого человека не удается распознать большинство симптомов заболевания, поскольку такие люди стараются избегать областей, с которыми у них могут возникнуть проблемы.

Лечение

Известного способа исправления существовавших ранее аномалий мозга, которые вызывают дислексию, проблему, которая сохраняется на всю жизнь нет. Тем не менее, раннее выявление и оценка для определения конкретных потребностей и правильного лечения могут улучшить успех.

Образовательные методы терапии

Дислексия лечится с помощью специальных образовательных подходов и методов, вмешательство рекомендуется начать как можно скорее. Психологические тесты помогут учителям ребенка разработать соответствующую программу обучения.

Учителя могут использовать методы, включающие слух, зрение и осязание, чтобы улучшить навыки чтения. Различные психологические хитрости для использования нескольких чувств в обучении (например, прослушивание записанного урока и рисование пальцем формы написанных букв и произнесенных слов), могут помочь ребенку обрабатывать и запоминать информацию.

Лечение направлено на то, чтобы помочь ребенку сделать следующее:

  • научится распознавать и использовать кратчайшие звуки, из которых состоят слова;
  • понимать, что буквы и последовательности букв представляют звуки и слова;
  • понимать, что он читает;
  • читать вслух, чтобы приобрести точность, скорость и выразительность при чтении;
  • создать словарный запас со словами, узнаваемыми и понятыми.

Если возможно, занятия со специалистом по чтению могут быть полезны для многих детей с дислексией. Если у ребенка серьезная проблема с чтением, вам может потребоваться более частое обучение, и прогресс может быть медленнее.

Раннее лечение

Дети с дислексией, которые получают помощь уже в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения, преуспевая в начальной и средней школе.

Дети, не получающие помощи до старших классов, могут испытывать трудности с усвоением навыков чтения, необходимых для хорошего восприятия текста. Они могут отставать в учебе и никогда не успевать. Ребенок с тяжелой дислексией, возможно, никогда не сможет легко читать, однако он может приобрести навыки чтения и выработать стратегии для улучшения школьной успеваемости и качества жизни.

Что могут сделать родители

У вас есть фундаментальная роль, чтобы помочь ребенку преуспеть. Примите следующие меры:

  • Решите проблему в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что у ребенка дислексия, поговорите с врачом ребенка. Раннее вмешательство может улучшить успех.
  • Читайте вслух своему ребенку. Лучше, если вы начнете читать, когда ребенку исполнится 6 месяцев или даже раньше. Попробуйте слушать с ребенком записанные книги. Когда ребенок станет достаточно взрослым, попросите его послушать истории, а затем рассказать их вам.
  • Работайте со школой ребенка. Поговорите с учителем ребенка о том, как школа поможет вам добиться успеха. Вы лучший защитник своего ребенка.
  • Поощряйте чтение. Чтобы улучшить освоить навыки чтения, ребенок должен читать. Поощряйте ребенка больше читать.
  • Подайте пример для чтения. Уделяйте каждый день час на чтение, чтобы ребенок тоже начал читать; это служит примером ребенку. Покажите своему ребенку, что чтением можно наслаждаться.

Что могут делать взрослые с дислексией

Преуспевать в работе взрослым с дислексией может быть трудно. Чтобы помочь себе в достижении целей, независимо от вашего возраста, попытайтесь пройти оценку и получить помощь в чтении и письме.

Проблемы с чтением и письмом не обязательно означают, что человек с дислексией не сможет добиться успеха в жизни. С правильными ресурсами, способные студенты, страдающие дислексией, могут быть очень успешными. Многие люди с дислексией становятся творческими и яркими личностями, и могут быть талантливыми в математике, науке или искусстве. Некоторые люди даже имеют успешную карьеру писателя.

Классификация

  • аграмматическую;
  • семантическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;
  • фонематическую.

Каждая форма имеет свои отличительные особенности.

  • неспособность правильно строить предложения;
  • сложно согласовывать прилагательные и существительные;
  • есть склонность неправильно использовать местоимения и времена глаголов.

Люди, страдающие данной формой патологии, нередко страдают от нарушений речи.

При оптической дислексии наблюдаются проблемы с использованием пар букв М-Л, Г-Т и Р-Ь. то есть буквы, которые имеют визуально общие признаки, спутываются в сознании у дислексика.

О мнестической дислексии говорят, если у человека есть проблемы с использованием всех букв. То есть, в уме ребенка нет связи между конкретной буквой и конкретным звуком.

Тактильная дислексия развивается только у слепых людей или у тех, кто имеет значительные нарушения зрения. При этом данный тип патологии появляется при врожденных проблемах со зрением.

Фонематическая дислексия диагностируется у детей школьного возраста и продолжается несколько лет до момента, пока ребенок не привыкает правильно читать.

Ученые, изучавшие дефекты чтения и письма, предлагают различные классификации. Рассмотрим самые распространённые их них.

Виды дислексии по Р. Беккер:

  • Литеральная (проявляется в трудностях при изучении букв вплоть до полного их неусвоения);
  • Вербальная (характеризуется повторяющимися специфическими ошибками во время чтения).

Отечественные ученые О. А. Токарева и М. Е. Хватцев выделяют следующие формы дислексии:

  1. Акустическая дислексия является самый распространенной формой. Из-за специфического нарушения слухового восприятия учащиеся плохо различают звуки, не соотносят их с буквами.
  2. Моторная дислексия у детей возникает из-за затруднений в движении глаз. Это приводит к сужению поля зрения, школьник теряет строчку или слово.
  3. Оптическая дислексия обусловлена неполноценностью зрительного восприятия, вследствие чего ребёнок плохо различает буквы близкие по написанию (Р-Ь, З-В, Ж-Х). При тяжелых нарушениях наступает оптическая алексия, характеризующаяся полной неспособностью овладеть процессом чтения.
  4. Фонематическая дислексия возникает из-за нарушений фонематического восприятия. Такие дети плохо различают некоторые звуки (ц-с, м-н). Это приводит к трудностям при изучении соответствующих букв. При фонематической дислексии чтение становится побуквенным. Появляются специфические ошибки и искажения слов («пака» или «памка» вместо «палка»).
  5. Мнестическая дислексия характеризуется нарушением установления связи между звуком, который мы слышим, буквой, которую мы видим, и так называемой артикулемой, которую мы произносим. Это влечёт за собой низкую скорость чтения, пропуски, замены букв, слогов и целых слов, что в итоге приводит к потере смысла прочитанного.
  6. Семантическая дислексия по-другому называется механическим чтением, так как ребёнок читает правильно, но не понимает смысл прочитанного.
  7. Аграмматическая дислексия проявляется в употреблении неправильных окончаний при согласовании слов в предложении («два груши», «увидел машине», «Петя искала»).
  8. Диагноз «тактильная дислексия» ставят слепым детям, у которых возникают проблемы при изучении азбуки Брайля. В этом случае страдает осязательная чувствительность, которая приводит к специфическим ошибкам.

Культура

  • 22 сентября

  • 09 сентября

  • 07 сентября

Дислексия — все дело в мозге

Понятию «дислексия» уже более 130 лет: его впервые использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году, столкнувшись с интеллектуально полноценным мальчиком, который, несмотря на усилия преподавателей, не мог читать. Довольно долго (почти 50 лет) врачи были уверены, что все дело – в глазах (ведь впервые тему дислексии поднял офтальмолог). Предполагали, что у больных каким-то загадочным образом нарушается визуальное восприятие, и они попросту не видят написанный текст.

Сегодня дислексию объясняют нейрологическими причинами. Наиболее популярна следующая версия: сопоставление того, что мы видим и слышим, происходит за счет левой средней височной извилины (у правшей). У дислексиков активность этой зоны и плотность мозговой ткани в ней снижена.

С другой стороны, очевидно, что проблема дислексии связана с нашей алфавитной системой. Известно, что среди англоязычных детей число тех, кто испытывает затруднения с чтением, достигает 15%. Маленьких итальянцев и немцев дислексия встречается реже – ученые связывают это с тем, что в итальянском и немецком меньше различий между написанием и звучанием слова. А вот среди китайских детей дислексиков всего 2%. Вероятно, это связано с тем, что при начертании иероглифа штрих за штрихом задействованы иные зоны мозга, чем у европейцев. Есть версия, что система написания «один иероглиф – одна картинка – одно слово» вообще легче воспринимается дислексиками, во всяком случае, известны примеры, когда англоязычные дети-дислексики, изучавшие китайский язык, читали и писали по-китайски без затруднений.

Этот факт внушает родителям детей-дислексиков надежду: многочисленные методики обучения дислексиков чтению, к сожалению, крайне редко используемые в обычных школах, действительно работают!

Признаки и симптомы

В раннем детстве симптомы, которые коррелируют с более поздним диагнозом дислексии, включают задержку начала речи и отсутствие фонологической осведомленности. Распространенный миф тесно связывает дислексию с зеркальным письмом и чтением букв или слов задом наперед. Такое поведение наблюдается у многих детей, когда они учатся читать и писать, и не считается определяющими характеристиками дислексии.

Дети школьного возраста, страдающие дислексией, могут проявлять признаки трудностей в распознавании или создании рифмующихся слов или подсчете количества слогов в словах — и то и другое зависит от фонологической осведомленности . Они также могут испытывать трудности с сегментацией слов на отдельные звуки или могут смешивать звуки при произнесении слов, что указывает на снижение фонематической осведомленности . Трудности с поиском слов или называнием вещей также связаны с дислексией. Люди с дислексией обычно плохо пишут, что иногда называют дизортографией или дисграфией , которая зависит от орфографического кодирования .

Проблемы сохраняются в подростковом и взрослом возрасте и могут включать трудности с обобщением историй, запоминанием, чтением вслух или изучением иностранных языков. Взрослые с дислексией часто могут читать с хорошим пониманием прочитанного, хотя они, как правило, читают медленнее, чем другие, без трудностей в обучении и хуже справляются с тестами на правописание или при чтении бессмысленных слов — показатель фонологической осведомленности.

Сопутствующие условия

Дислексия часто сочетается с другими нарушениями обучения, но причины этой сопутствующей патологии до сих пор не определены. Эти связанные инвалидности включают:

  • Дисграфия : расстройство, связанное с трудностями при письме или печатании, иногда из-за проблем с координацией глаз и рук ; он также может препятствовать процессам, ориентированным на направление или последовательность, таким как завязывание узлов или выполнение повторяющихся задач. При дислексии дисграфия часто бывает многофакторной из-за нарушения автоматики написания букв , организационных и технических трудностей, а также нарушения визуального словообразования, что затрудняет получение визуальной картины слов, необходимых для написания.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): расстройство, характеризующееся проблемами с удержанием внимания, гиперактивностью или импульсивным поведением. Дислексия и СДВГ часто встречаются вместе. Примерно 15% или 12–24% людей с дислексией страдают СДВГ; и до 35% людей с СДВГ страдают дислексией.
  • Расстройство обработки слуха: нарушение слуха, которое влияет на способность обрабатывать слуховую информацию. Это может привести к проблемам со слуховой памятью и слуховой последовательностью . Многие люди с дислексией имеют проблемы со слуховой обработкой и могут выработать собственные логографические сигналы, чтобы компенсировать этот тип дефицита. Некоторые исследования показывают, что навыки обработки слуха могут быть основным недостатком дислексии.
  • Расстройство координации развития : неврологическое состояние, характеризующееся трудностями при выполнении рутинных задач, включая баланс, мелкую моторику , кинестетическую координацию, трудности в использовании звуков речи, проблемы с кратковременной памятью и организацией.

Литература

  • Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.

Симптомы и признаки дислексии у детей

Дислексия может проявляться в виде:

  • задержки речи,
  • трудностей артикуляции,
  • трудностей запоминания названий букв, цифр и цветов.

Дети с проблемами фонематического слуха и восприятия часто испытывают трудности с соединением звуков, сегментацией слов на произносимые компоненты. Задержка или колебания в выборе слов, замена слов или названий букв и картинок часто являются ранним признаком. Распространены кратковременная слуховая память и трудности с распознаванием последовательности на слух.

Менее 20% детей с дислексией испытывают трудности с визуальным запоминанием графического изображения букв. Однако некоторые дети путают буквы и слова с похожими конфигурациями или испытывают трудности визуального выбора или идентификации буквенных моделей и кластеров (ассоциации звук-символ) в словах. Может возникнуть полная перестановка или визуальная путаница, чаще всего из-за наличия вышеперечисленных нарушений, которые приводят к забыванию или путанию названия букв и слов, имеющих одинаковую структуру; в дальнейшем d становится b, т становится w, h становится п, was (было) становится saw (пила), on (на) становится по (нет). Однако такие реверсии нормальны у детей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

https://youtube.com/watch?v=W9HETJPryUQ

Лечение дислексии

Если в детстве или уже более взрослом возрасте был поставлен такой диагноз, как дислексия, необходимо понимать, что не существует специального лекарства, которое за короткий промежуток времени разовьются навыки чтения, написания и восприятия информации. Традиционное лечение этого расстройства заключается в применении специальной методики коррекции, которая подбирается индивидуально, исходя из типа заболевания, симптоматики и возраста пациента. Индивидуально разработанные методики лечения позволяют ребенку овладеть навыками чтения, благодаря чему он становится более уверенным и самостоятельным.

Коррекция дислексии у детей подразумевает собой прямое и непрямое обучение, устные и письменные упражнения, различные технические, фонетические и мультисенсорные методики. В комплексном подходе, который состоит из программы обучения и дополнительных занятий, должны участвовать не только педагоги и врачи, но и сами родители. Если начать эффективную методику коррекции проблемы с раннего возраста, то существует большая вероятность нормального развития функциональных навыков чтения. Хотя большая часть дислексиков все же не достигают нужного уровня грамотности на протяжении всей жизни.

Медикаментозной терапии для этого заболевания не существует, хотя многие врачи назначают своим пациентам витаминотерапию, в частности витамины группы В с целью стабилизации нервной системы и омега-3 жирные кислоты, которые поддерживают важные функции мозга. Исправление нарушений у взрослых людей происходит по тому же принципу, что и у детей, только увеличивается объем работы. Разрабатываются программы выработки грамотности у взрослых людей. Популярным методом для лечения дислексии у детей и взрослых является коррекция речи по методу Дейвиса, сутью которой является придание печатным словам, символам и цифрам мысленного образа. Это позволяет заполнить пробелы восприятия речи.

Довольно часто детей, больных дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми, из-за чего переводят их в классы для отстающих, даже невзирая на то, что у ребенка могут быть отличные достижения в других областях. В итоге ребенок может замкнуться, потерять весь интерес к учебе и начать прогуливать занятия. А окружающие нередко считают таких детей отсталыми. Но это совершенно не так и ученые доказали, что дислексики обладают выраженной интуицией, широким кругозором и повышенным любопытством к окружающему миру. Они имеют отличное воображение и способны смотреть на многие вещи с другой стороны, незаметной для здоровых людей. Многие известные люди болели дислексией, но все же стали выдающимися личностями.

Навигация

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам

Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
нежелание читать вслух, писать и т.д

Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией

При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий