Способы развить эмоциональный интеллект у дошкольников

Эмоциональный интеллект. Что это?

Эмоциональный интеллект (EQ) – это умение человека осознавать свои личные эмоции и чувства окружающих людей. Понимание умонастроения других людей позволяет догадываться об их намерениях. Это, в свою очередь, дает возможность управлять эмоциями, целями и побуждениями людей. Эмоциональный интеллект включает в себя общительность, уверенность, самосознание, регулирование своего морального состояния, оптимизм и прочее.

Именно гармонично развитый EQ позволяет приобрести навык выстраивания длительных и надежных отношений. Без этого у человека нет возможности стать успешным в основных сферах жизни. Поэтому эмоциональный интеллект – очень важная характеристика, над которой следует работать на протяжении всей своей жизни и начинать нужно с самого раннего детства.

Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду

Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

  • «Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т.д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.
  • Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.
  • Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.
  • Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.
  • Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.
  • Одна из вариаций игры с кубиком эмоций. Воспитатель описывает определенную ситуацию, например, «Каролина сегодня утром в детском саду ушибла колено». Затем один воспитанник бросает кубик и, в зависимости от выпавших эмоций, подбирает подходящий ответ на ситуацию. Например, если выпал страх – «Каролина боится, что мама рассердится, потому что она порвала колготки». Цель игры – научиться думать о возможных реакциях на разные ситуации.
  • Следующий этап немного похож на сеанс психологической терапии. Он заключается в разговоре о том, какое настроение воспитанники испытывают в настоящее время, как они себя чувствуют, что происходит с их телом при разных эмоциях.
  • «Скульптуры». Воспитанники танцуют под свою любимую музыку. По согласованному сигналу (музыка перестает играть) они должны остаться неподвижными, как статуи. Воспитатель изменяет настроение статуй (грустные, веселые, сердитые). Цель игры – попытаться выразить эмоции, отреагировать на согласованный сигнал. Кроме того, эта игра – хорошее средство для улучшения концентрации внимания.
  • Следование реакции тела. После активных игр воспитатель говорит с детьми о том, что происходит с их телом (наблюдение за ударами сердца, тяжесть в руках, ногах, быстрое дыхание, которое постепенно успокаивается и т.д.).
  • Фотографирование выражений чувств воспитанников. Дети видят, сколько выражений могут иметь их лица. Цель: оценка эмоций – своих и окружающих людей.

Киста как еще одна причина

Активное неодобрение отрицательных эмоций

Поскольку маленький человек пока только учится управлять своими эмоциями, очень легко приучить его прятать чувства от окружающих. Но вот ведь проблема – если эмоции не выражаются, то чувства ведь никуда не деваются – страх остается страхом, а гнев все равно время от времени вспыхивает. Если приучать малыша к тому, что негативные эмоции это плохо, можно довести кроху до настоящего невроза и убедить в том, что он какой-то неправильный, если испытывает то, что родители считают плохим.

Помните всегда – маленький ребенок вам верит, ведь у него пока еще слишком мало собственного опыта. А потому, постарайтесь понять, что он ощущает, почему возникают вспышки гнева и объяснить ему, что с ними делать

Так, например, если ваш любимый малыш привык к тому, что все внимание обращено на него, он может разозлиться, если вы вдруг решите в его присутствии поговорить с кем-то еще. Проявления могут быть самые разные, но всегда направленные на привлечение внимания

Вместо того, чтобы кричать на малыша и одергивать его, объясняйте, что он чувствует и пообещайте поговорить с ним немного позже.

Burda Media

Лекарственная форма

Препарат выпускается в лекарственных формах сироп для приема внутрь и порошок для приготовления раствора для парентерального введения. Сироп представляет собой вязкую жидкость, имеющую светло-желтое окрашивание и запах вишневых косточек. Он находится во флаконе объемом 150 мл.

Порошок представляет собой прессованную пористую массу белого цвета. Он расфасован в стеклянных флаконах. В комплекте содержатся ампулы с растворителем.

Упражнения и игры

Развитие эмоционального интеллекта для детей упражнениями или играми будет довольно простой задачей. От родителей потребуется лишь наличие свободного времени и желание помочь своему малышу. Практически все игры и упражнения универсальны, что делает их применимыми для всех детей.

Какие тренировки могут понравиться ребенку:

  1. Сравнение предметов. Родители дают задачу найти предмет определенного цвета или из конкретного материала, после чего его нужно взять и сравнить с другими вещами, подходящими для поиска.
  2. Танцы. Очень простая игра, которая не займет много времени. Родители задают определенную эмоцию, а ребенок должен придумать танец, отражающий ее. Допускается поочередное выступление нескольких детей.
  3. Горячо или холодно. Известная многим с детства игра вызывает массу эмоций у малышей. Ее суть в том, что родители прячут сюрприз, а ребенок должен его найти. По мере приближения или удаления малыша от местонахождения подарка родители говорят «горячо» или «холодно», что помогает быстрее справиться с поисками.
  4. Коробочка с эмоциями. Нужно совместно собрать маленькие вещи, вызывающие положительные чувства. При их анализе следует попросить ребенка сказать, с какими ощущениями у него ассоциируется каждый предмет.
  5. Вторая жизнь для сказок. Взрослым следует выбрать способ, как повторно прожить эмоции от любимой сказки ребенка. Можно совместно сыграть спектакль, создать кукольный театр, нарисовать ее и т.п.
  6. Итоги дня. Совместными усилиями нужно вырезать сердечки и тучки из цветной бумаги. Незадолго до сна малыш должен вспомнить все свои положительные и отрицательные поступки за день, после чего взять вырезанные фигурки в том же количестве и положить в свою коллекцию «доброты». Большое количество сердечек следует поощрять.
  7. Ролевые игры. Каждый член семьи получает свою роль, обсуждается ситуация, после чего все вместе начинают разыгрывать сценку. Так ребенок сможет начать лучше понимать эмоции окружающих.
  8. Составление историй. Родители находят 3 изображения или готовые карточки, выкладывают их на стол, после чего сочиняют по ним историю. Затем собственный рассказ должен придумать и рассказать уже малыш.
  9. Правильное дыхание. Упражнение для повышения осознанности дыхания. Ребенок ложится на спину, а на живот ему кладут мягкую игрушку. Суть упражнения заключается в совместном наблюдении за тем, как плюшевый «друг» поднимается и опускается.
  10. Эмоциональные фото. Такая игра идеально подходит для путешествий, но применима даже дома. Родители делают фото, на котором присутствует ребенок. Особенность снимка заключается в том, что малыш должен изобразить яркие эмоции. Например, имитация эмоционального укуса кактуса или попытка залезть на луну.

Все перечисленные варианты очень эффективны

Однако важно учитывать желание ребенка, т.к. при его отсутствии результат будет противоположным

Особенно, если это станет регулярностью. Поэтому к вопросу выбора игр или упражнений нужно подходить совместно.

Технологии развития эмоционального интеллекта дошкольников

Для развития эмоционального интеллекта используют разные технологии и методы. К наиболее эффективным относятся:

  1. Сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.
  2. Чтение сказок, произведений детской художественной литературы. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой. Однозначная авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы сопереживать положительным героям и возмущаться поведением отрицательных персонажей.
  3. Творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. Ребенок переносит восприятие прекрасного или ужасного, уродливого на поступки и высказывания других людей.
  4. Специальные игрушки. Такие игрушки пока что можно найти не в каждом магазине, но приобрести их можно через интернет, причем предназначены они для детей с самого юного возраста. Это может быть игрушка-рукавичка (крольчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, – такой набор позволяет придумывать вместе с малышом истории приключений и понимать, что чувствует их герой. Или, например, набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. Используя фантазию и этот набор, также можно составить множество интересных историй и рассказать о том, что чувствуют и как себя ведут их герои в разных жизненных ситуациях.
  5. Совместная деятельность. Привлекайте детей к совместным занятиям трудом, творчеством или, например, уходу за домашними питомцами, младшими членами семьи. Дома вместе с родителями или с другими детьми в дошкольном учреждении ребенок учится эмоциональному взаимодействию, которое помогает достигать общих целей, преодолевать трудности и препятствия, добиваться нужного результата.

Выберите подход с учетом характера ребенка, он не должен быть ни слишком сложным, ни слишком простым, чтобы не утомлять. И помните, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем темпе. Поэтому вариант, который подходит одному ребенку, может быть слишком сложным для другого, и наоборот.

И помните, что успех занятий с ребенком по развитию эмоционального интеллекта в семье или детском саду обеспечивается за счет создания безопасного пространства, в котором ребенок будет чувствовать поддержку и получать свободу выражать свои эмоции.

Одонтогенный остеомиелит

5 идей, как сделать кота суперзвездой с помощью смартфона Realme 6 Pro

Вот почему компании, которыми руководят основатели, быстрее восстанавливаются во время кризиса

Что такое «интеллект»

С точки зрения науки о том, как устроен наш мозг, интеллект — это целая группа навыков. Среди них: способность мыслить логически, анализировать и решать задачи по определённым алгоритмам. Также это умения использовать усвоенные знания, выходя за пределы предложенных шаблонов, и сохранять в памяти весь накопленный опыт.

Стандартный тест на определение уровня интеллекта предполагает, что за ограниченное время нужно решить как можно больше задач из различных областей: математики, логики, лингвистики плюс выполнить задания на запоминание последовательностей. Долгое время интеллектуальный потенциал связывали с эффективностью и успехом, однако всё больше современных исследований указывает, что интеллект не гарантирует счастья. Люди с высоким баллом в тесте IQ в обычной жизни могут испытывать не меньше трудностей, чем те, кто показывает средние или низкие результаты.

Что понимают под эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект – довольно новое понятие в практической психологии. Но свойство, которое обозначили данным термином, проявляется столько, сколько существует человеческое общество на планете. Ведь люди испокон веков пытаются понять происходящее, наблюдая за проявлением чувств и эмоций другими людьми.

Психологи отмечают, что это свойство формируется в течение всей жизни человека. Эмоциональный интеллект развивается в тесной связке с приобретением и совершенствованием коммуникативных навыков. Это «своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств».

Выделяют четыре компонента, представляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Умение различать и выражать конкретное чувство
  • Осмысление эмоции (понимание)
  • Способность регулировать эмоции
  • Ассимиляция эмоций с мыслительными процессами

Соответственно, эмоциональный интеллект оказывает прямое влияние на развитие таких личностных характеристик как самосознание, самоконтроль, чуткость в осмыслении межличностных отношений. Также напрямую от этого вида интеллекта зависит качество общения с окружающими.

Как обучить эмоциональной чуткости по рекомендациям Д. Готтмана

Джон Готтман – сыскавший мировую славу психолог, который написал книгу об эмоциональном интеллекте. Он и команда экспертов начали свою работу ещё в 1986 году в Шампейне.

Эксперты наблюдали за жизнью 56 супружеских пар, у каждой из которых были дети 4-5 лет: они ежедневно находились в доме каждой пары и фиксировали манеру их общения с детьми и между собой, записывали на кассеты их диалоги.

В результате такой глобальной работы было установлено, что дети, чьи родители воспитывали их эмоционально, характеризовались:

  • более крепким здоровьем, реже болели инфекционными болезнями;
  • более высокой успеваемостью – их уровень IQ был выше, а отметки по чтению и математике – лучше;
  • меньшими поведенческими проблемами – они были менее склонны к жестокости и насилию;
  • социальной компетентностью – у них лучше складывались дружеские отношения, они хорошо владели социальными навыками;
  • высоким эмоциональным здоровьем – они испытывали меньше отрицательных (разрушающих) эмоций.

Эмоционально адаптированные дети испытывают меньше стрессов, и это научно доказано. В их моче выявили минимальный уровень кортизола (гормона стресса), а количество сердечных сокращений было ниже, чем у других ребят.

Исходя из наблюдений за успешным общением детей и родителей, Джон Готтман вывел 5 этапов становления эмоционального интеллекта ребёнка.

Для этого родители должны научиться:

  • понимать, какое чувство испытывает малыш;
  • использовать эмоции для сближения и воспитания;
  • выслушивать и понимать детские чувства;
  • помогать крохе находить нужные слова для обозначения испытываемой эмоции;
  • совместно с ребёнком искать варианты решения сложившейся ситуации, устанавливая границы дозволенного.

Психолог пишет о том, что эмоциональное воспитание не равняется отсутствию дисциплины.

Если вы близки со своим чадом, вы больше в него вкладываете, следовательно, можете оказать на него большее влияние. А благодаря эмоциональной связи ребёнок будет интересоваться и прислушиваться к вашему мнению, ведь он не хочет вас разочаровать.

Для того, чтобы родители смогли выявить уровень своего вклада в детскую личность, в книге предлагается большой тест. Пройдя его, вы сможете понять, правильно ли общаетесь с ребёнком, и что сделать, чтобы изменить ваши взаимоотношения.

А прочитав всю книгу, вы осознаете, как научить ребёнка справляться со своими чувствами, и заложите основу близких и доверительных отношений на всех этапах детского развития.

Эмоциональный интеллект — что это?

Раньше считалось, что для достижения успеха достаточно развития высокого коэффициента IQ и определенных знаний. Сегодня нам известно, что для полного набора необходим эмоциональный интеллект, который состоит из:

  • уверенности в себе
  • знания собственных преимуществ и ограничений
  • готовности принять вызов
  • способности сопереживать и сотрудничать.

Людям с высоким эмоциональным интеллектом (EQ, Emotional Intelligence Quotient) легче идти по жизни — круг общения значительно шире, чаще приглашают к сотрудничеству, поскольку они легко разрешают конфликты. В школе, на рабочем месте такие люди больше получают симпатии, легко продвигаются  вверх по карьерной лестнице и осуществляют свои мечты. Развитый эмоциональный интеллект, это умение общаться с любым человеком, уважать мнение других и справляться с негативными качествами.

Цитаты из книги

Секрет воспитания

Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален.

Три типа родителей

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа: отвергающие (это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей), неодобряющие (это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций), невмешивающиеся.

Эмоциональное воспитание

«Тебя бесит, что Дэнни забрал у тебя игру, — может сказать отец. — Меня бы это тоже взбесило. Но бить его неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?»

Детям важно объяснить, что проблемой являются не их чувства, а их плохое поведение

Три зоны поведения

Предлагаем родителям создать свою систему правил, состоящую из трех зон — зеленой, желтой и красной. Зеленая зона охватывает поведение, которое разрешено и желательно. Желтая зона — это поступки, которые в целом не разрешаются, но мы можем с ними смириться. Красная зона — это недопустимое поведение.

Конфликты в семье

Продолжайте оставаться в курсе повседневной жизни своих детей. Чтобы защитить детей от негативных последствий супружеских конфликтов, нужно оставаться для них эмоционально доступными. Это требует внимания к повседневным рутинным событиям, вызывающим в детях эмоциональный отклик.

Страх быть брошенным

Существует естественная причина, по которой дети этого возраста зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка» или «Приключения Оливера Твиста». В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить.

Уклеечные удилища.

Длина таких удочек варьируется от 1 до 4 м. Это очень легкие и изящные удилища. Они также очень тонкие, но рукоятка (примерно 30см) имеет утолщение. Сделано это для удобства использования. Уклеечные удочки могут быть как телескопическими (имеют очень маленький размер), так и штекерными.

Недооценивать отрицательные эмоции ребенка

Ребенок в любом возрасте – это уже человек, которому свойственны чувства и проявления из в виде эмоций, как положительных – радость, веселье, удовольствие, так и отрицательных – гнев, страх, раздражение. Порой, причем не редко, эмоции ребенка кажутся чрезмерными и неуместными – но даже если это и так, его работа научиться управлять своими эмоциями, а не подавлять их. На злость и страх имеет право любой человек, но если игнорировать проявление негативных эмоций у ребенка, он ведь так и не поймет, что с ними делать.

Никогда не принижайте чувства ребенка, каким бы незначительным не казался повод их вызвавший – ведь если малыш печалится из-за пропавшей игрушки или гневается на ударивший его стул, это самые настоящие переживания, которые необходимо уважать. Но самая грубая ошибка, которую допускают хоть иногда практически все родители – смеяться над проявлением детских эмоций (даже если действительно смешно, не показывайте этого малышу).

Малыш, который растет в такой эмоциональной среде, рискует получить на всю жизнь заниженную самооценку – ведь то, что он ощущает мелко и не значимо.

Burda Media

Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Ребенок будет постигать чувственный мир с каждым годом. Это закономерный процесс. Однако для формирования эмоционального интеллекта этого недостаточно. Даже некоторые взрослые люди могут проявлять свои эмоции неуместно, что говорит о низком уровне этого вида интеллекта.

Следовательно, необходимо направленное эмоциональное воспитание, чтобы еще с дошкольного детства ребенок учился:

  • Распознавать, какая эмоция проявляется в данный момент;
  • Осмысливать, насколько соответствуют эмоция и ситуация;
  • Корректировать свое эмоциональное состояние в соответствии с происходящим;
  • Проявлять эмоции так, чтобы это не оскорбляло окружающих.

Дети легче распознают эмоции по мимике и выражению лица. Самым выразительным критерием для них являются глаза, а затем мимическая складка губ. Только к старшему дошкольному возрасту к восприятию лицевой экспрессии добавляется поза.

В познании эмоций дошкольникам хорошо помогают упражнения на отображение конкретных состояний. Эмоциональная сфера детей младшего дошкольного возраста достаточно сформирована, чтобы определять эмоции, сопровождающие понятные ребенку события. Например:

Представь, что мама задерживается на работе, и тебе грустно

(Изобразить эмоцию, обратить внимание на мимику, состояние).
Оля увидела слона. Какие эмоции проявились при этом? (Один ребенок изображает, другой – определяет).
Что ты испытываешь, когда видишь жалобно мяукающего котенка?

Чтобы дети учились соотносить уместность проявления эмоций с конкретными ситуациями, важно обращать их внимание на чувства других людей. Если кто-то упал, то ему больно. Нельзя над этим смеяться, даже если присутствуют комичные детали

Нельзя над этим смеяться, даже если присутствуют комичные детали.

Обида

Получил в подарок не робота, о котором мечтал, а настольную игру – раздражение или обида здесь не уместны. Подаркам радуются.

Если взрослые уделяют внимание эмоциональному воспитанию своих детей, у них формируется эмоциональное предвосхищение. Ребенок предполагает, какая будет реакция на тот или иной поступок («Пусть играет младший брат с машинкой, а то расплачется», «Подарю бабушке рисунок, она очень обрадуется»)

Ребенок предполагает, какая будет реакция на тот или иной поступок («Пусть играет младший брат с машинкой, а то расплачется», «Подарю бабушке рисунок, она очень обрадуется»).

Благодаря развитию предвосхищения вырабатывается потребность соблюдать нравственные нормы. Эмоциональный интеллект дошкольников позволяет им уже в 4-5 лет сформировать внутреннее понимание нравственных понятий «хорошо» и «плохо».

Что мешает развитию эмоционального интеллекта

Взрослые могут создавать как благоприятный, так и нездоровый климат для становления эмоциональной сферы ребенка. Очень увлекательно изложена данная тема в книге Дж.Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка».

Большой урон наносят родители, придерживающиеся следующих позиций:

  • Игнорирование отрицательных эмоций, которые испытывают их дети («покричит и перестанет», «что за выдумки: боится оставаться один в 5 лет» и пр.).
  • Запрет на проявление отрицательных эмоций (нельзя обижаться на маму, злиться на младшего).
  • Невмешательство в чувства ребенка, т.е., сочувствие родители проявляют, но не помогают малышу пережить нахлынувшую эмоцию и преодолеть ее.

Взрослые часто игнорируют детские негативные чувства, надеясь, что они пройдут сами по себе. И делают огромную ошибку. Подобный эмоциональный всплеск будет повторяться. Ребенок нуждается в помощи, чтобы отрицательные чувства рассеялись. Для этого взрослый должен поговорить с ребенком, разобраться вместе с ним, что произошло, какие чувства накатились, принять их вместе и решить, как с этим быть.

Пример. От старшего ребенка в семье требуют, чтобы он отдал игрушку младшему, так как с «маленькими нужно делиться». Старший обижен, но родители не обращают на это внимания

Хотя в этом случае крайне важно поддержать

Скажите, что понимаете, как ему обидно; что вы сожалеете, что не купили каждому из детей такую игрушку. Подчеркните, что вы надеетесь договориться с ним, как со старшим, в то время как маленький еще не способен понять. И обязательно обсудите, чем бы интересно было заняться, помимо этой игрушки.

Невмешивающиеся родители вроде бы поддерживают своих детей сочувствием, но они не учат справляться с негативными эмоциями и завершать их переживания.

Взрослые должны усвоить, что не бывает плохих эмоций. Бывает плохое поведение, вызванное определенным чувством. Нельзя запретить что-либо чувствовать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий