Воспитание по-еврейски и заповеди торы

Детям позволено все

Когда я была маленькая, всех дядь, теть и друзей родителей называла просто по имени. Так я чувствовала себя наравне со всеми, легко вступала в диалог со взрослыми. Правда, позже в советском пост-пространстве было неловко обращаться ко всем незнакомым на ты и сопричастность к старшим со временем поубавилась.

В Израиле с этим еще проще. Так как в иврите нет обращения на Вы. Все дети будут обращаться к вам по имени. Это дает чувство свободы и принадлежности к обществу.

В Израиле вы не увидите ни одного едущего стоя в транспорте ребенка. Так как дети – наше все, они наше продолжение и им надо отдавать лучшее.

Сбалансированность — важный принцип взаимодействия

Любой ребенок требует того, чтобы быть направленным, будь он даже самым умным и послушным. Как это сделать? Ситуации могут быть разными, а значит и методы нужны разные. Можно либо мягко подсказывать ребенку правильный путь, либо проявлять жесткость, но при этом стараться минимально травмировать детскую психику.

Воспитание в Израиле не отрицает возможности применения телесных наказаний, но допускаются они лишь тогда, когда сам родитель не взвинчен, способен мыслить здраво и может пережить наказание совместно с ребенком. Однако вполне возможно обойтись без телесных наказаний. Такой способ сработает, если правильные мысли родитель будет доносить до малыша доступно и в срок.

Пример ситуации

Какова будет реакция матери, которая, придя после тяжелого трудового дня домой, увидит разбросанные вещи, разбитые цветочные горшки, грязный в разводах от сока и кефира пол? Вероятнее всего предположить, что ей захочется устроить скандал, расставить всех по углам и жестко отчитать. Поможет ли такой подход создать благотворную домашнюю атмосферу? Чего можно добиться такой реакцией? Страха, скорее всего.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к горшку за 3 дня и реально ли это?

Какие принципы воспитания предложили бы специалисты для еврейских детей? Первое – начать с себя. Постарайтесь вернуться в здравый рассудок, а для этого лучше выйти в другую комнату, глубоко подышать, выразить свою злость на любом предмете (лучше всего мягком – например, на подушке). Почувствовав себя более спокойно, следует вернуться к детям и поговорить, донеся до них спокойно, но твердо свою точку зрения. Представляем правила выхода матери из выше приведенной ситуации, после успокоения и возвращения на место происшествия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что такое авторитарный стиль воспитания?

  • рассказать, что она очень устала на работе, объяснить, почему;
  • поведать о том, что она планировала сделать сегодня вечером или сообщить, что самым лучшим вариантом для нее будет отдых;
  • обсудить с детками смысл поддержания порядка в доме и спросить об их мнении на этот счет;
  • объяснить, что беспорядок в доме очень ее расстроил, а также рассказать, чего именно не нужно было делать, а что напротив следовало бы сделать;
  • рассказать, как детки могут самостоятельно все убрать и попросить их об этом.

Является ли этот вариант более долгим? Несомненно, но при этом учитывайте, что действия от этого способа будут в разы эффективнее. Вы увидите, как будут стараться детки все убрать, только чтобы не расстраивать свою мамочку. Они воспримут все произошедшее как хороший урок и больше так делать не будут. В итоге вы увидите результативность переговоров, а, если бы вы накричали на них, как и планировали, то последствия игр убирали бы сами.

Память о Боге

Известный автор Мириам Леви, написавшая не одну книгу о еврейских принципах воспитания, советует всем родителям вспоминать о Боге. Готовясь резко высказаться в адрес сына или дочки, она предлагает представить, что каждое их слово будет передано Богу, а затем подумать, приятно ли будет Богу услышать такие грубые и неприятные выражения. Не следует забывать о том, что нужно соблюдать баланс между твердостью и мягкостью.

ИНТЕРЕСНО: лучшие книги по воспитанию и развитию детей

Главные правила

Из всего того большого объёма учений и философии, которые посвящены в иудаизме отношениям в семье и, в частности, повествуют про воспитание детей, можно выделить несколько основных правил, о которых необходимо помнить всегда — и постоянно ими пользоваться.

Родители — это пример для подражания

Ребёнок — зеркало, в котором отражаются родители.
Согласно Торе, характер любого человека легко определить по нескольким критериям, а именно:

  • поведение в гневе;
  • отношение к деньгам;
  • факторы, которые выводят его из себя.

Дети — самые чуткие существа, и они считывают все наши слова, жесты и даже мимику не только тогда, когда мы спокойны, добры и счастливы. Они ещё более тщательно наблюдают нас в гневе, их интересует наше поведение в экстремальных ситуациях, а не только тогда, когда всё идёт своим чередом. Если вы не хотите через полгода, год, а то и 10-15 лет увидеть копию своих негативных черт — пытайтесь показывать лишь позитивные.

К тому же дети безошибочно списывают нашу шкалу оценок. Подумайте, оценка в дневнике ребёнка действительно важнее, чем его плохое поведение с другим человеком или животным? Тогда и ведите себя адекватно этой шкале.

Учитесь преодолевать трудности — только так вы научите тому же детей, ведь они усваивают именно вашу систему, а не чью-либо ещё.

Проводите как можно больше времени с детьми

Их детство никогда не повторится снова, и они должны вырасти с уверенностью, что вы всегда готовы помочь им.И мать, и отец должны максимальное количество времени посвящать общению с ребёнком. Играть с ним, гулять на улице, посещать мероприятия, ездить на пикники, заниматься спортом — так вы создадите настоящую близость, доверительные отношения в семье. Воспитание без близости и доверия невозможно.

Разумеется, современным родителям сложно много сидеть с ребёнком — темпы работы, которых от нас требует общество, не позволяют женщине даже дождаться окончания декретного отпуска, не то что стать домохозяйкой. Но то время, что остаётся у вас после и вне работы — вечерами и на выходных — всегда ли вы используете его с умом? Проведите досуг с детьми. Чтобы ребёнок понял, что он действительно важен для родителей, никогда не показывайте ему, что вам неинтересно или вас тяготят совместные занятия. Он должен знать, что если вы нужны ему, вы сможете бросить всё и прийти на помощь.

Не бойтесь поощрять детей

Еврейские каноны, так много внимания уделяющие примерному поведению родителей, призывают не воспринимать как должное идеальное поведение детей — ребёнок только учится вести себя хорошо, и его следует за это хвалить и поощрять!

Воспитание предполагает не только наказание за проступки, но ещё и стимулы для хороших дел. Если ребёнок заслужил — похвалите его, причём не только наедине, но и перед всеми. Тогда у маленького человека появится понимание, что его любят и ценят. И он постарается быть благодарным и далее соответствовать высокой оценке.

Воспитание наполовину зависит от молитв Богу, а наполовину — от мира в семье

Даже самые верные каноничные евреи понимают, что ни в чём в мире нельзя положиться лишь на Бога, не прилагая собственных усилий. Воспитание ребёнка — это большой труд, и взаимодействие происходит не только между сторонами родители — дети, но и между обоими родителями.

Дети, копируя манеру поведения каждого из членов семьи, запоминают и всю модель вашего брака.

Воспитание самостоятельности ребёнка необходимо начинать с малых лет.

Как бы ни была сильна ваша любовь и готовность прийти на помощь, однажды вашим детям придётся обходиться в мире без вас — и приучать их к самостоятельным решением нужно уже в раннем возрасте.

Как вы собираете ребёнка в школу? Будите, кормите, помогаете одеваться, вечно поторапливаете, вечно раздражаясь и нервничая? Научите его самостоятельно следить за временем. Быть вовремя в школе или на тренировке — его забота, а не ваша. Без страсти напоминайте ему, который час, но не торопите — тогда со временем любой ребёнок приучиться рассчитывать на себя. То же касается и других сфер жизни. Начиная с малого — стремитесь к воспитанию в ребёнке самостоятельно личности, человека.

Видео:

Эмансипация и Новое время

Эмансипация привела к радикальным изменениям в еврейском воспитании в Западной и Центральной, в меньшей степени и в Восточной Европе (см. также Хаскала). Секуляризация евреев выразилась, в частности, в том, что на смену традиционному хедеру пришла школа, причем даже в еврейских школах в этот период значительное место уделялось преподаванию общих предметов. Нередко секуляризация и ассимиляция заходили столь далеко, что родители вовсе не давали детям еврейского воспитания. Поиски компромисса между европейской и еврейской культурами привели к возникновению реформизма в иудаизме и консервативного иудаизма. Реакцией на отход от традиции была кристаллизация неоорто­доксального течения (см. Ш. Гирш; Ортодоксальный иудаизм), приверженцы которого хотя и не отрицали практической полезности общего образования, но настаивали на необходимости сохранения традиционного воспитания.

В Восточной Европе на протяжении 19 в. евреи в подавляющем большинстве сохраняли традиционный образ жизни и традиции еврейского воспитания. Хедер, иешива и синагога продолжали оставаться центральными институтами воспитания еврейских детей. Однако учащались случаи, когда мальчики одновременно учились в хедере и в общей школе. Поскольку девочки не обязаны были изучать Тору, в высших слоях еврейского общества девочки чаще, чем мальчики, получали общее образование. Значительное влияние на воспитание детей в этот период оказывала еврейская периодическая печать.

Формирование в конце 19 в. еврейского национального движения (см. Ховевей Цион, Сионизм) привело к возникновению нового идеала еврейского национального воспитания, которое ставило своей целью переориентацию еврейского религиозного самоопределения на национальное (см. Еврей), привитие национальной гордости, готовности к самообороне, возрождение иврита как национального языка, подготовку к поселению в Эрец-Исраэль и занятию там производительным трудом. Разногласия по вопросу об отношении к религии впоследствии привели к возникновению двух систем образования на иврите — светского и национально-религиозного (см. Государство Израиль. Образование).

В начале 20 в. в Восточной Европе возникло идишистское движение, которое считало язык идиш национальным языком еврейского народа и положило светскую литературу на этом языке в основу еврейского воспитания (см. Автономизм, Бунд).

В странах ислама, которые не были затронуты эмансипацией и секуляризацией, сохранилось традиционное еврейское воспитание, которое с конца 19 в. начало сочетаться с общим (за исключением Йемена, где традиционные формы воспитания сохранились в чистом виде). Общество Альянс открыло многочисленные еврейские школы, где преподавание велось на французском языке и изучались общеобразовательные предметы. Поскольку обучение в этих школах сочеталось с религиозным воспитанием и с влиянием традиционной среды, оно не вступало в конфликт с привитыми в семье традиционными еврейскими ценностями. Лишь в Алжире, где евреи получили французское гражданство, французское воспитание стало доминирующим. В Ираке, особенно в Багдаде, в высших слоях еврейского общества на воспитание детей значительное влияние оказывала арабская культура. На протяжении 1-й половины 20 в. увеличилось число девочек, посещавших школы, однако разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами оставался велик.

Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания

У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.

Самостоятельность с первых дней

Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.

Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа. Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.

В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.

Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.

Любовь и похвала

В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.

К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.

Автор рассказывает, что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.

Полное принятие и благосклонное осуждение

Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя.

Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.

Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.

Уважение к родителям и их пример

Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.

В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:

  1. Уважай отца своего и мать свою.
  2. Бойся матери и отца своего.

В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение». Рациональное распределение времени

Рациональное распределение времени

В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.

Гармония в семье — главный принцип воспитания

Всяким родителям, а в особенности молодым, в первые годы жизни ребёнка приходится нелегко. Кроме своих забот и интересов добавляется множество хлопот и даже то время, которое отрывается ото сна или работы на общение с ребёнком, кажется им золотым.

В кутерьме между работой, домашними хлопотами и помощью членам семьи теряется самое необходимое, важное для всех детей — способность к взаимопониманию в семье

Мелкие заботы и конфликты, которые накапливаются словно снежный ком, не решаются родителями сразу — ведь им обычно некогда обращать внимание на такие мелочи. Как следствие — тотальное раздражение, усталость, озлобленность, замкнутость в себе и нежелание идти на компромиссы. То, что могло решиться всего десятиминутным разговором, скопившись, вызывает фрустрацию

Сама мысль о том, что конфликт необходимо решать, уже порождает раздражение — а это не проходит мимо детей, которые, словно чуткие радары, улавливают все настроения домашних

То, что могло решиться всего десятиминутным разговором, скопившись, вызывает фрустрацию. Сама мысль о том, что конфликт необходимо решать, уже порождает раздражение — а это не проходит мимо детей, которые, словно чуткие радары, улавливают все настроения домашних.

Нарушено равновесие и эмоции выплёскиваются через край: не имея доступа друг к другу, родители кричат на детей, либо просто срываются на всех близких и приближённых людях — опять-таки, в том числе на собственных чадах. Как реагируют на это дети? По-разному, но ничего хорошего в результате не выходит. Маленькие дети реагируют на крики взрослых испугом или плачем, замыкаются в себе, в них рождается страх. Дети постарше, подражая родителям, становятся несдержанны и капризны, требуют немедленного исполнения их потребностей, желаний и прихотей, начинают повышать голос на всех, включая родителей.

Эта картина, увы, знакома многим семьям, а причина кроется в самих родителях. Поэтому еврейское воспитание подразумевает, в первую очередь, следование принципам Торы в нахождении гармонии и терпения внутри себя и внутри супружеской пары — это поможет всем членам семьи.

В Израиле детей воспитывают все

Другие люди будут исправлять ваших детей, даже когда вас нет рядом. Ну а если вы оказались рядом, то обязательно исправят вас и подскажут, какой стиль воспитания более правильный. Не переживайте, если по пути домой с ребенком вас остановят несколько человек и посоветуют подстричь девочку.

Недавно я видела, как ребенок упал со скутера на тротуар. Он расцарапал колени до крови и плакал. Слетелись не только все пешеходы, образовалась пробка, так как водители останавливались и предлагали помощь. Одна женщина просто дала маме пачку детских салфеток, чтобы помочь очистить ребенка. Я знаю, что если бы это случилось, когда мамы не было рядом, эта женщина сама бы почистила и помогла ребенку.

Недостатком этого является то, что все будут давать вашим детям конфеты, печенье и прочие сладости. Спросить родителей, прежде чем предлагать сладкое в Израиле не принято. Так что, если у вашего чада аллергия или любые другие обстоятельства, вам придется быть не всегда вежливыми.

Воспитание детей в стране трех религий – взгляд со стороны

Для россиянина отношения израильской мамы с чадом покажутся странными, так как детям можно все – они лазят и ходят, где хотят, трогают и берут, что пожелают. Их не будут ругать за грязные штаны и футболку, которые стали зелеными с земляным отливом после игр со сверстниками на траве.

Детей воспринимают уже с первых месяцев жизни как личностей и учитывают их мнение.

Пример из жизни: К примеру, если ребенок не захочет отказываться от соски в 3 года, никто не станет настаивать – считается, что он сам потеряет к ней интерес, когда это будет необходимо.

Что делает семейная пара в России в случае ухудшения успеваемости и поведения своего сына или дочери? Правильно. Происходит семейный совет, на котором школьника единогласно помещают под домашний арест и отбирают у него игровые приставки, либо (в худшем варианте) наказывают ремнем.

Сравним ответные действия российских родителей с израильскими: в Израиле никаких строгих мер в такой ситуации не применяется – старшие не порицают своих детей, а в школе поведение и плохие оценки объясняют переутомлением и сразу же облегчают для обучающегося нагрузку, упрощая или сокращая домашние задания.

Нюансом в воспитании девочек является избавление их от эгоистических взглядов – это обосновывается ее будущей ролью, она должна быть заботливой и хозяйственной.

Мальчикам с детства внушают мысль о большой и дружной семье, они, как и их отцы, будут уделять много внимания своим детям.

Кстати, о численности…

За счет религиозных и культурных традиций еврейской и арабской общины в Израиле уже несколько десятков лет наблюдается постоянный прирост населения. В 2015 году Центральное статистическое бюро страны подсчитало, что у 301 тысячи семей иудеев и у 120 тысяч мусульманских пар три и более детей.

Население страны считается одним из самых молодых: 28% — это граждане до 14 лет. Для сравнения, в Европе этот показатель на 11% ниже.

Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

Мама, остановись: 10 вещей, которые нельзя требовать от ребенка

Воспитание — это стрельба

Одна старая еврейка, которая воспитала пятерых детей, рассказала мне, что у них воспитание делится на несколько четких этапов, и его очень часто сравнивают со стрельбой из лука.

Первый этап воспитания еврейского ребенка состоит в выборе приоритетов воспитания, который делается родителями уже в первые дни жизни малыша. Данный этап сравнивается с выбором цели для стрельбы.

Далее уделяется внимание развитию духовного в ребенке, что сравнивается натягиванием лука. При этом прилагаются все усилия для подавления в нем всего животного

Оптимальным периодом для этого считается возраст от 5 до 7 лет.

Если вы любите китов, оставьте их в покое: ученые против наблюдения за китами

48 дней в океане и рекорд по сбору мусора: достойный труд гавайских экологов

Бешеный хоровод. Как на самом деле на Руси когда-то отмечали Ивана Купалу

И наконец после 7 лет настает третий этап, который сравнивается с точным наведением стрелы на цель

В этот период родители начинают акцентировать внимание ребенка на конкретной цели, развивают его интерес к ней, а также мягко склоняют к освоению навыков, необходимых для ее достижения

Завершающий этап «стрельбы из лука» — это выпуск стрелы для мощного и уверенного полета. Оказывается, в определенный период родители сменяют повеление на уважение, в результате чего ребенок начинает принимать свои решения, проявляя тем самым собственную самостоятельность, а родители лишь наблюдают за его действиями со стороны, не вмешиваясь, но на первых порах помогая при необходимости.

Еврейские дети выполняют реальную работу

Еврейские родители ожидают от своих детей, что те будут ответственно выполнять положенную на них работу. Если ребенку поручили купить молоко и муку, позаботиться о младших братьях и сестрах, то он обязательно выполнить задачу не хуже взрослого.

В Израиле старшие дети возят малышей в коляске, отводят и забирают младших из школы. Когда 10-летнему мальчику учителя говорят довести домой несколько ребят по 8 лет из школы, он даже не поведет бровью, так как для него это серьезное и обыденное задание.

Отправить ребенка в магазин, чтобы забрать некоторые вещи, считается рутиной уже в возрасте 4 лет. Но будьте осторожны! В Израиле дети имеют право самостоятельно переходить улицу с 9 лет. Каждый израильский ребенок знает это и относится серьезно к выполнению правила.

Это не значит, что младшие дети не могут ходить и гулять самостоятельно, просто они должны ждать взрослого или старшего ребенка, который поможет им пересечь улицу (может это будете вы!).

[править] Источники

  1. I Цар., 16, 34
  2. ср. Быт., 22, 1 и сл.
  3. Суд., 11, 31
  4. II Сам., 15, 3 и сл.; 21, 9 и сл.
  5. Быт., 24, 60; 30, 1
  6. Бытие, 16, 4
  7. I Сам., 1, 5 и сл.
  8. Иезекиил, 16, 4
  9. Быт., 21, 7
  10. I Сам., 1, 23 и сл.
  11. I Цар., 3, 21 и др.
  12. Быт., 24, 59; 35, 8
  13. II кн. Сам., 4, 4
  14. II Цар., 11, 2
  15. ср. Исход, 2, 9
  16. ср. II Макк., 7, 28
  17. Быт., 21, 8
  18. I Сам., 1, 24
  19. Исх., 13, 8
  20. Втор., 4, 9 и сл.
  21. Второзак., 21, 17
  22. Притч., 6, 20; 31, 1
  23. Числ., 11, 12
  24. II Сам., 12, 25
  25. II Цар., 10, 1, 5
  26. Исаия, 49, 23
  27. I Хрон., 27, 32
  28. ср. Быт., 38, 24
  29. Второз., 22, 13 и сл. и т. д.
  30. Кет., 46б
  31. Кид., 3б
  32. Исх., 21, 7
  33. Кид., 20а
  34. ср. Бен-Сира, XXVI, 17; XXXVI, 23
  35. Дварим 7:3-4
  36. Дварим 7:1
  37. Второзаконие 6:1,2 и др.
  38. Бытие 46
  39. Левит, 24:10-22
  40. Эзра, 10:3

Дети в иудейской и еврейской традиции относится к еврейской истории

Понятия Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Армия Израиля • Спартанцы • Евреи и Пётр I • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам • Хаккафот • Иудаизация народов Карфагенской державы • Евреи в Карфагене • ВВС • ВМФ • Космонавтика Израиля • Боевые роботы • Израильская военная техника 
Государства Аба-Сава • Аварис • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык

Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда 

Прочее Еврейка • Шикса • Дети евреев • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Немецкие женщины и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Спарта и евреи 
Субэтносы Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи 
Противники и войны Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала 
Знаменитости Моисей • Иисус Навин • Давид • Иисус Христос • Юсуф Зу-Нувас • Дахия аль-Кахина • Меир Кахане • Соломон • Иосиф Наси • Яков Смушкевич • Иона Якир • Григорий Штерн • Лев Троцкий • Давид Элазар • Ариэль Шарон

Самый большой проект — семья

С точки зрения иудаизма, который пропитывает жизнь как ортодоксальных, так и светских, евреев, дети — главный божественный умысел, ради которого все на свете и существует. А растить детей следует в семье, где царит мир и гармония, которая может передать ценности и знания потомкам. Не даром молодоженам во время хупы (свадебной церемонии) желают, чтобы их брак был вечным зданием.

В Торе (священной книге) сказано о том, что только дети поручатся за своих родителей перед Всевышним. Но в душе каждого ребенка есть злое и доброе начало, и от родителей зависит, какие качества будут преобладать и взращиваться в молодой душе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий