Конспект занятия по рэмп с использованием игр воскобовича «удивительное путешествие в фиолетовый лес» (средняя группа)

Игры Воскобовича цели и задачи: чего могут добиться родители

  1. Решение проблемы дефицита внимания, отсутствия сосредоточенности большинства современных детей. Постепенно проснется интерес к окружающему миру, знакомства с новым.
  2. Тренировка наблюдательности, исследовательского интереса. Всегда можно продолжить занятие, как бы совершенствуя и модифицируя любые игры Воскобовича своими руками под себя.
  3. Развитие креативного взгляда на простые предметы, тренировка воображения, гибкости и оригинальности мысли.
  4. Создание благоприятной почвы для взращивания правильного эмоционального развития. Содействие психическому развитию.
  5. Хорошая практика для логики, мышления, речи, математических навыков, мелкой моторики.

Сегодня, когда информация подается нашим детям буквально в «готовом» виде, крайне важно, чтобы еще в юном возрасте создать условия для того, чтобы электроника (ТВ, планшеты, телефоны, приставки) не стали для ребенка любимым источником знаний. Развивающие игры Воскобовича для дошкольников станут в этом отличными помощниками.

Ход занятия:

Дети проходят и садятся за столы, на которых лежат игры.

Организационный момент:

-Сегодня мы вспомним с вами сказку К. И. Чуковского «Муха – цокотуха». Поднимите руку, кто из вас знает эту сказку. А кто ее любит? Отлично!

Включается экран.

1 слайд. Автор и его произведение.

2 слайд. Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

— Вспомните, что такое самовар? (ответы). (Сосуд, в котором кипятят воду для приготовления чая, символ добра и уюта).

Сегодня мы сделаем с вами самовар из игры «Чудо – соты1».У вас на столе есть схема, посмотрите из каких деталей состоит самовар и выложите его. Проверьте, правильно вы его сделали. Если неправильно, исправьте.

Слайд 3. Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

Слайд 4. Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застежки золотые.

Слайд 5

Обратите внимание на сапожки. У них есть голенище, каблучок и стопа

— Посмотрите на схему, из каких деталей состоит сапожок, и выложите сапожок на столе. Проверьте, правильно ли вы сделали сапожок, если неправильно, исправьте.

Слайд 6. Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла:

‘Бабочка-красавица.

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?’

— Давайте вспомним, кто приходил к мухе? (Тараканы, блошки, букашки, бабочка).

— Что делала муха, когда к ней приходили гости? (Угощала чаем, крендельками, вареньем).

— Это называется потчевать. Гостеприимный хозяин всегда угощает, потчует своих гостей. А что значит гостеприимный? (ответы: это значит, принимают гостей хорошо, с радостью, стараются делать, чтобы им было приятно в гостях). А вы любите принимать гостей? Стараетесь, чтобы им было хорошо?

— Посмотрите, какая красивая бабочка прилетела к нам в гости.

У вас на столе схемы рассмотрите их и попробуйте выложить бабочку. Проверьте, правильно ли вы все сделали, если нет, то исправьте.

Слайд 7. Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

‘Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!

Как вы думаете, гости испугались? Покажите, как они испугались. Когда мы пугаемся, у нас широко открыт рот, распахиваются глаза, мы выставляем руки вперед, чтобы защитится от опасности.

Слайд. 8. Посмотрите на старичка паучка, у него мощная голова, толстое брюшко и лапки. У вас на столе есть схемы паука, давайте попробуем их выложить на столе. Проверьте, правильно ли вы собрали, если нет, то исправьте.

Слайд 9. Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!

Страшно букашкам и козявочкам. Спрячем их под кровать. На столе у вас есть схема кровати, попробуем выложить на столе. Проверьте, правильно ли вы собрали, если нет то, исправьте. Загляните в щелочку под свою кровать, там от страха трясется какой нибудь жучок.

Слайд 11. Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

‘Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!’

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Слайд 12. Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

‘Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!’

Слайд 13. Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

‘Слава, слава Комару —

Победителю!’

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

Слайд 14. Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, —

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Что было сложным?

Как проводить занятия по играм Воскобовича

Как было сказано ранее, игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон. С годовалыми малышами занимаются простой сортировкой предметов. Будущим первоклассникам будет интересно познавать мир цифр и букв. Играть можно и дома, и в образовательном учреждении.

Универсальность игровых пособий состоит и в возможности проводить занятия в разных формах:

  • индивидуальной,
  • групповой,
  • в подгруппе.

Даже на индивидуальном занятии по технологии Воскобовича ребёнок не одинок, педагог является посредником между ним и сказочным миром

Ко всем игровым материалам Воскобовича составлены методические рекомендации. Педагогам обязательно к ознакомлению авторское объяснение игр. Готовых сказочных рассказов может не существовать, но автор даёт ключи, как заинтересовать ребёнка — рассказом и игровыми предметами.

Сначала малыш знакомится со сказочными героями. Затем устраивается совместная с педагогом деятельность. Освоение игровых приёмов происходит постепенно, нужно быть чутким к способностям и индивидуальному темпу воспитанника.

Педагог является партнёром по игре, раскрывает игровые приёмы, ведёт малыша по тропинке сказочной истории

В старших группах детского сада игры Воскобовича включают в занятия НОД: по математике, развитию речи, изучению окружающего мира.

Когда ребятами освоены принципы игры с фигурами (конструирование различными способами), пособия Воскобовича рекомендуется хранить в игровом уголке, чтобы дети использовали их в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность с пособиями означает максимальную заинтересованность детей

Пособия для игр Воскобовича своими руками

Готовые комплекты Воскобовича с методическими пособиями можно приобрести. Дополнительно к основным наборам покупаются приложения. Своими руками игровые пособия по Воскобовичу тоже можно сделать. С одной стороны, это существенно сэкономит средства. А с другой, если привлечь к изготовлению детей, материал станет ещё более ценным.

Фиолетовый лес

Уголок по сенсорике замечательно дополнит знаменитый «Фиолетовый лес» Воскобовича.

  1. В качестве основы послужит доска ДСП или плотный картон. Поверхность можно обклеить старыми обоями.

  2. Наклеиваются отрезы фетра: зелёный — трава, голубой — небо.

  3. Далее фиксируются объекты средней величины — деревья. Рекомендовано пользоваться клеевым пистолетом.
  4. Детали меньшего размера (птицы, плоды, листья, следы) должны быть съёмными, то есть иметь липучки с обратной стороны.

  5. Сказочных персонажей можно выполнить из текстильных материалов или распечатать на плотной бумаге.

Квадрат Воскобовича (инструкция с фото)

  1. Подберите контрастные цвета для треугольников.

  2. Расчертите на картоне необходимое количество треугольников. Для двухцветного необходимо по 16 штук каждого цвета, для четырёхцветного — по 8 штук. Размеры треугольников можете использовать стандартные (6*4,5*4,5 см).

  3. Вырежьте треугольники.

  4. Исходя из размеров треугольников, определитесь с размерами основы. Для стандартных размеров основа будет 15*15 см.

  5. Склейте треугольники попарно контрастными цветами: синий-жёлтый, красный-зелёный. Всего должно получиться 16 треугольников.
  6. Далее если вы используете скотч, склейте треугольники между собой с двух сторон, согласно количеству выбранных для квадрата цветов.

  7. Если вы используете плёнку, то сначала отмеряйте размеры основы квадрата. На основе расположите квадраты в необходимой последовательности. Сложите плёнку по верхней границе и аккуратно проклейте квадраты с другой стороны. У вас получится цельная основа вашего квадрата. В случае если вы используете скотч, то будет много мест его соединения.

Тайны фиолетового леса

Для того, чтобы организовывать в детской комнате какую-то игровую среду, нужно всегда понимать, зачем и как мы это будем делать. Тем более, если дело касается развивающих игр и ситуаций. Не получится создать нечто универсальное, и использовать этот интерьер годами, но мобильную версию фиолетового леса в детской комнате сделать не так уж и сложно.

Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и всяческие персонажи, о которых складывают легенды. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды для нашего ребенка.

Фиолетовый лес по Воскобовичу включает в себя различные игровые зоны. Фиолетовый лес состоит из нескольких сказочных областей: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Ковровая полянка, Чудо острова. Он населен удивительными персонажами, и даже мальчик Гео, с которым дети будут вместе путешествовать кажется таинственным принцем.

Обустраиваем фиолетовый лес в детской

Где-то на просторах интернета я наткнулась на такой комментарий к описанию развивающей среды «Фиолетовый лес»: «Интересная задумка, видно автор старался, но столько денег для переделки детской у многих не найдется».  Хочется возразить, что в устройстве фиолетового леса в детской комнате нет ничего супер дорогого, и многое можно сделать из подручных средств. Например, игровые зоны можно расположить на полотне из ковролина, ширме для кукольного театра, или на магнитной доске в комнате ребенка. Более того, можно создать компактные модели из фанеры или картона.

Для создания цветовой гаммы не обязательно перекрашивать стены в детской комнате. Допустим, что это мобильная зона. Тогда покупаем отрез ткани фиолетового цвета, несколько зажимов с креплениями к стене. Хорошо, если это будет не скользкая ткань, чтобы впоследствии на нее можно было бы крепить декорации. Не беда, если в магазине не окажется ткани нужного цвета. Ткань можно будет покрасить гуашью, или акварелью.

Игровая зона “Озеро Айс”

На стенах можно расположить декорации активных зон, деревья, кусты, озера и даже паутину. А город попугаев можно вырезать из картона вместе с ребенком, украсив его лепниной из пластилина, или цветной бумаги. Деревья можно нарисовать на картоне, или на бархатной бумаге. Ключевые персонажи тоже можно создать самостоятельно или заказать на специализированных сайтах.

Игровая зона “Город Говорящих Попугаев”

Так как занятия в фиолетовом лесу подразумевают под собой систему, и будут длиться не один день, подумайте, как  оптимизировать пространство детской для этой увлекательной игры. Например, использовать фото рамки и двухсторонний скотч, для выделения ключевых героев и областей.

Не забывайте про технические составляющие. Развивающая зона фиолетового леса должна хорошо освещаться. Загримируйте настольную лампу под солнышко или цветок с поляны знаний. Если в детской располагается компьютер или телевизор, то можно использовать и его. Например, создавая картины-презентации из жизни жителей фиолетового леса. Или, создавая нужную атмосферу, использовать музыкальное сопровождение.

Располагая в детской комнате развивающую среду фиолетового леса, старайтесь максимально сохранить привычный интерьер. Мобильность – вот первое правило всех развивающих методик и интерьеров.

Кому и когда назначается средство?

Кто такой Воскобович

Хорошие родители всегда будут озабочены выбором качественных, полезных и действительно рабочих развивающих игр. Большинство современных – однодневные пустышки или захватывающие, но малополезные игрушки. Сегодня сложно представить, что совсем недавно на полках магазинов не было ничего примерно похожего на развивающее игровое пособие для ребенка, которых сейчас тысячи.

Вячеслав Вадимович Воскобович когда-то даже не мог представить себя в роли педагога и создателя несколько десятков развивающих игр. Инженер-физик по образованию, он, всецело отдался в воспитание собственных сыновей, а игры начал изобретать во времена советского дефицита. Развивающие игры Воскобовича сегодня производятся и сегодня, их количество уже переросло за 50.

Каковы противопоказания?

Ход занятия.

Слайд 1

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Доброе утро!

Воспитатель: Сегодня у нас очередная встреча семейного клуба, где мы будем знакомить Вас с развивающими играми В. В. Воскобовича.

2слайд На экране появляется гусеница Фифа и сообщает

Звук «Здравствуйте, гномы заблудились в фиолетовом лесу и просят помочь найти дорогу домой»

Воспитатель: Ой. что же делать?

Дети: Мы им поможем!

Воспитатель: На чем же можно отправится в путь?

Дети: В лес мы отправимся на лыжах!

Родители и дети имитируют ходьбу на лыжах. Дошли до поляны.

Воспитатель: Шли, шли и дошли до волшебной поляны.

3 слайд На экране появляется Юк

Воспитатель: Ой, это кто?

Дети: Паук Юк!

Воспитатель: Давайте поздороваемся с пауком и спросим дорогу до фиолетового леса.

Дети: Здравствуй паучок Юк, помоги найти дорогу до фиолетового леса!

Звук.Паучок: «Здравствуйте, помогу если вы сплетете из паутинок треугольник, квадрат, круг» (Дети выполняют задание паука).

Воспитатель: От верхнего белого гвоздика до зеленого мы проводим луч, потом от черного гвоздика (центра)правой рукой натягиваем резинку в правую сторону, получится треугольник.

Левой рукой тянем резинку в левую сторону.

Воспитатель : Какая фигура получилась?

Дети : Треугольник, квадрат,круг.

Звук :Паук «Спасибо. Идите через тропинку в рощу и увидите там Ворона, он вам подскажет дорогу»

Слайд 4

На экране появляется Метр Ворон.

Ворон: «Здравствуйте, я метр Ворон хранитель тайны квадрата»

Дети: Здравствуйте Ворон, подскажи нам дорогу до фиолетового леса.

Ворон: «Скажу, но сначала достаньте с коробки мои волшебные квадраты и угадаете мою загадку «Что нужно сделать, чтобы из квадрата получился дом. А теперь сложите конфету»

(Родители и дети складывают дом, конфету).

Ворон: «Спасибо Вам, идите по следам и увидите Озеро Айс, там живет Незримка, он вам поможет».

Родители и дети идут по следам встречают Незримку.

Слайд 5 Незримка: «Здравствуйте, меня зовут Незримка,куда путь держите?»

Дети: Здравствуйте, мы ищем дорогу в фиолетовый лес.

Незримка : «Хорошо, я вам помогу, но сначала выложите из льдинок кораблик»

(Родители вместе с детьми выкладывают фигуру кораблика).

Незримка: «А теперь подуйте!»

Воспитатель: Кораблик поймал нужный ветер и мы поплыли.

Воспитатель: А вот и фиолетовый лес! Но, где же наши гномы?

Дети: Красный и желтый гномики находятся возле фиолетового дерева, зеленый и синий гномики возле елки.

Слайд 6

Воспитатель: А как же, гномы доберутся до своих домиков?

Дети: Нужно проложить дорожки!

Дид. игра «Найди свой домик».

Гномы: Спасибо вам ребята, а теперь, мы вам поможем быстро добраться до сада.Нужно только сказать:

(Кинезиологическая физминутка)

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по сказочному Фиолетовому лесу.

-Какие герои вам запомнились?

-Давайте вспомним, в какие игры мы с вами играли?

-Уважаемые родители, а вам что запомнилось?

-Хотели бы вы еще раз отправится вместе с нами в путешествие?

-Ребята вы у меня самые лучшие! Вы порадовали своими знаниями и умениями.

Суть развивающей технологии Воскобовича

Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.

Вячеслав Владимирович с энтузиазмом делится новаторскими идеями и основами своих игр на педагогических семинарах и практикумах

Развитие педагогических идей

В первых игровых пособиях Воскобовича преломились идеи Никитиных и Зайцева («Геоконт», «Складушки»). Занятия с кубиками и трансформерами дополнились сказочным наполнением, появились волшебные персонажи.

В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.

Сейчас методика Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды («Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»). Основных игр насчитывается около 50, а приложений к ним — более 200. Тьюторский центр проводит конференции и вебинары по знакомству с играми Воскобовича, издаются методические пособия для педагогов и родителей.

Технология Воскобовича основывается на создании особой предметной среды, в которой ребёнок с удовольствием фантазирует и исследует мир

Отличие от других методик раннего развития

Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.

Фантазировать и играть — для ребёнка это тоже способы обучения

Плюсы и минусы технологии

Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики налицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича):

  • Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
  • Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
  • Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.

К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.

Плюс игр Воскобовича — в возможности использования одних пособий как с малышами, так и с детьми 6–7 лет

Подготовка к занятиям

Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.

  1. Изучить самостоятельно.
    1. Самообучение через интернет-ресурсы.
    2. Просмотр вебинаров.
    3. Покупка выборочных игр.
  2. Пройти обучение.
    1. Обзорный семинар.
    2. Тьюторский семинар.
    3. Обучение у действующего тьютора.

Самостоятельное освоение методики позволяет существенно сэкономить время и деньги. Игры описаны на педагогических порталах, доступны к бесплатному просмотру вебинары с практическими советами. Платное же обучение даёт полное понимание методики через личное общение с автором-создателем. Начинающим педагогам, особенно если целью стоит внедрение игр Воскобовича в детском саду или развивающем центре, то стоит пройти профессиональное обучение. По итогам прохождения программы выдаются действующие сертификаты.

Технологию Воскобовича освоить легко, главное — сыграть во все пособия самому

Своими руками: а можно ли?

Оригинальные комплекты могут стоить достаточно дорого. Каждая игра создается вручную, досконально продумана и подгоняется под нужды и цели конкретного возраста ребенка. Многие родители заинтересованы созданием реплики Воскобовича игры для дошкольников своими руками. Большинство наборов можно сделать самостоятельно, при сильном желании.

Важно, чтобы каждое ваше творение было:

  • безопасным (никаких мелких и острых деталей);
  • ярким (но без использования опасных красителей).

Сделать развивающие игры Воскобовича своими руками может каждая мама или папа, особенно хорошо, если удастся в процесс изготовления вовлечь и ребенка. Такая игрушка ценится детьми в сотни раз сильнее купленной, хотя, возможно, будет немного уступать по оформлению.

Множество игр Воскобовича доступны в свободной продаже. Каждая игра – это не просто всестороннее развитие, но и отличная сказочная история, которую легко дополнить, сочетая наборы между собой и меняя сказку так, как захочется ребенку. Каждый набор дополнен инструкциями для родителей. Ни одна игрушка не заменит родителя, ведь все, чему учатся дети идет, в первую очередь, от нас самих.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий