Обзор эффективных упражнений для произношения буквы «р» и другие методы постановки звука «р»

Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]

Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.

Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:

  • Показать как правильно должен формироваться звук.
  • Тренировать артикуляционную моторику.
  • Научиться управлять потоком воздуха.
  • Научиться идти к поставленной цели.

Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.

Упражнения для постановки звука для детей:

  • Игра с мячом на повторение животных.
  • Широкая улыбка.
  • Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
  • Высовывать и засовывать язык.
  • Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
  • Облизывать губы.
  • Дуть, не надувая щек.
  • Рычать
  • Тарахтеть как автомобиль.

После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.

Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать

Упражнения для постановки звука для детей

Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.

Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.

Упражнения для постановки звука у детей:

  • Языком касаться альвеол и обратно.
  • Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
  • Цокать как лошадка.
  • Останавливать лошадку.
  • Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
  • Стучать языком по альвеолам.
  • Трещать, как сорока (трррррррррр).
  • Подражать мотору автомобиля.
  • Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).

Тренировка дыхания

Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:

  • Вызвать интерес к занятиям.
  • Развить просодику речи.
  • Ускорить правильное произношение.

Упражнения:

  • Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
  • Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
  • Произносить глухие согласные.
  • Произносить звонкие согласные.
  • Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
  • Сильный выдох.
  • Выдох с произношением буквы с.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.

Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.

Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному

Упражнения для мышц:

  • Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
  • Сделать губы, как у уточки и застыть.
  • Языком вертеть в разные стороны.
  • Надувать щеки и сдувать.
  • Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.

Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.

Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа

Техника постановки

Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.

Речевая гимнастика

Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:

Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.

Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:

Упражнения:

  • Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
  • Повторять за логопедом скороговорки.
  • Изображать ветер.
  • Говорить с нарастающим звуком.
  • Произносить слоги.

Учимся говорить букву «р»

Чтобы быстро научить ребенка выговаривать букву «р», необходимо выяснить причину сложностей произношения. Исходя из неё, подбирается наиболее оптимальный способ развития речевого аппарата. К возможным причинам отклонения относят:

  1. Неправильное произношение у взрослых. Ребенок невольно повторяет искаженный звук.
  2. Физическое переутомление, вызванное перенесением серьезных заболеваний, также может оказать угнетающее воздействие на развитие речи.
  3. Если родители общаются между собой на разных языках, увеличивается вероятность неправильного произношения.
  4. Недоразвитость органов речевого аппарата – серьезная патология. В некоторых случаях она требует хирургического вмешательства.
  5. Нарушения работы органов дыхательной системы могут стать временным препятствием для должного произношения отдельных звуков.

Научить ребенка правильно говорить букву р можно не только у специалиста, но и самостоятельно. Для этого достаточно выполнять следующее:

  • комплекс эффективных тренировок на каждый артикуляционный орган;
  • дыхательная гимнастика;
  • закрепление результата с помощью скороговорок.

Упражнения для губ

Чистота произношения звука «р» зависит не только от расположения языка, но и от правильного положения губ

Поэтому важно подготовить все органы артикуляции для того чтобы как можно быстрее научить ребенка выговаривать букву р. В этом помогут следующие упражнения:

  1. Губы максимально растягиваются в улыбке и фиксируются в таком положении на несколько секунд. Такое положение называют «лягушка». Сравнение с земноводным сделает процесс выполнения упражнения более интересным.
  2. Упражнение «заборчик» может превратиться для малыша в веселую игру. Зубы плотно смыкаются, а губы обнажают белый заборчик. Эти действия следует четко повторить не менее 6 раз.
  3. Малыш должен сформировать трубочку из губ, максимально выдвинув её вперед. Через 4 секунды требуется быстро вернуться в исходное положение.

Полностью исправить произношение с помощью этих упражнений не получится. Их следует комбинировать с тренировками языка и правильным дыханием. Желательно делать упражнения не реже 3 раз в неделю.

Гимнастика для дыхания

Звук «р» проговаривается во время интенсивного выдоха. Поэтому его постановка в обязательном порядке включает в себя дыхательную гимнастику.  Во время тренировок, как обязательное условие рекомендуется использовать логопедический шпатель. Он помогает зафиксировать язык в нужном положении во время выполнения дыхательной гимнастики.

  1. Растянув губы в улыбке, необходимо высунуть язык и водить его кончиком от одного уголка губ к другому. В этот момент осуществляется выдох.
  2. Требуется показать кончик языка, слегка приоткрыв рот. В таком положении нужно правильно произносить звук «з», выпуская из легких воздушную струю.
  3. Ребенку нужно представить, что перед ним находится торт с множеством свечей, которые необходимо задуть. Чтобы малышу было интересней, можно попросить его загадать желание. Набрав побольше воздуха в легкие, следует задуть свечи одним выдохом.
  4. На ладонь необходимо положить кусочек небольшой ваты. Ребенку нужно представить, что это снежинка. Упражнение заключается в попытках сдуть её с ладони одним выдохом.

Упражнения для языка

Научиться выговаривать букву «р» помогут тренировки для языка. Они способствуют улучшению подвижности органа и укреплению его мышц. К самым действенным из них относят:

  1. Представляя, что на губах сладкое варенье, ребенок должен кончиком языка провести по верхней и нижней губе.
  2. Требуется открыть рот и воспроизводить цокающие звуки, как лошадка. После небольшого перерыва упражнение повторяется.
  3. Нужно представить, что язык – это острая иголка. Нужно максимально вытянуть его, сделав как можно более узким.
  4. Упражнение «качели» выполняет острым языком. Необходимо открыть рот, после чего потянуть кончик к носу, а затем – к подбородку.

Как правильно общаться с малышом для приобщения его к развитию речи

В логопедической практике существует такое понятие как «педагогическая запущенность» встречающаяся как в благополучных семьях, так и в семьях, где малыши не являются желанными. Одним из главных признаков такой проблемы отсутствие речи или слабое ее развитие. Если ребенок плохо говорит в 3 года, при отсутствии каких либо патологий, главной причиной является то, что родители не общаются с ребенком, он плохо понимает человеческую речь, а соответственно не может, воспроизводит слова, отсталость в этом случае вторична, и развивается на фоне отчуждения ребенка от общества.

Чтобы такого не случилось необходимо разговаривать с ребенком от самого его рождения. Вначале младенец различает интонацию сказанного, тембры голосов родственников, учиться отличать голос матери и выделяет его среди всех прочих звуков и голосов. Так закладываются основы фонематического слуха позволяющего различать речь, ведь перед тем как учить ребенка говорить, необходимо научить его слушать. В этот период можно напевать песни, рассказывать потешки, пеленая малыша или купая.

Второй этап приобщение малыша к общению, стимуляция его речи. Изначально дети озвучивают свои потребности и желания посредством плача, но вскоре малыш обнаруживает, что так, же может произносить протяжные звуки, говорить «агу»

Важно в этот момент не игнорировать попытки ребенка говорить с вами, а отвечать ему так же и вскоре вы заметите, что на ваше «агу» ребенок ответит тем же. Можно считать, что первый диалог в его жизни состоялся

Важно разговаривая с малышом на его языке не переносить это во взрослую речь, не коверкать слова, не называть их уменьшительных, потому как научить ребенка правильно говорить изначально, намного легче, чем потом корректировать его речь.

Начиная с пяти 4-5 месяцев, когда младенец уже начинает гулить, память его в сравнении с памятью взрослого человек способна перерабатывать и запоминать в десятки раз больше информации. Это именно тот период, когда идет закладка интеллектуальных способностей ребенка на последующие три года. Кроме обычной фоновой речи и разговоров с малышом, необходимо ежедневно пополнять его пассивный словарь (слова которые ребенок способен выделять из общего потока речи и понимать) 2-3 новыми словами. Сделать это не трудно совершая ежедневные путешествия по комнате, и показывая на различные предметы называть их. Что бы проверить запомнил ли ребенок, в один из таких обходов можно пропустить пару предметов, вы заметите, как малыш взволновался, и жестом указывая на предмет, просит его назвать. Таким образом, пополняется пассивный словарь малыша, уровень его интеллекта возрастает и у вас не будет проблем, как учить ребенка говорить в 2 года, поскольку это произойдет само собой.

По такому же принципу построена методика обучения речи Гленна Домана, где родители показывают малышу набор карточек с изображением животных, предметов обихода, фруктов и овощей и отчетливо называют их. Периодически наборы карточек меняют или дополняют их новыми картинками, убрав на время часть старых, уже изученных. Как показывает практика, после таких занятий дети начинают говорить уже в год, а к полутора годам строят предложения из нескольких слов, тогда как научить ребенка говорить в 2 года, используя этот метод, уже намного сложнее.

Дети очень быстро теряют интерес к однообразным занятиям, поэтому задача родителей или педагогов постоянно придумывать новые методы обучения в игровой форме. Так на смену картинкам могут прийти книги, в которых можно поискать спрятавшегося зайку или посчитать утят, главное чтобы ребенок не оставался слушателем, а приобщался к игре, поскольку дети легче обучаются действиям.

Если ребенок в 2 года не говорит, возможно, у него отсутствует мотивация, поскольку к этому периоду развития речи у малыша в активном словаре должно быть не менее 50 слов, которые он формирует в короткие предложения. Поэтому если ваш малыш не хочет произносить слова, а общается посредством жестикуляции и отдельных звуковых модуляций, виной всему может быть гиперопека. Попробуйте на время сделать вид, что не понимаете, о чем просит ребенок, возможно, это его стимулирует произносить слова. Так дети, попав в незнакомый коллектив, где не понимают их жестов, начинают разговаривать за сравнительно короткий период времени.

Еще один метод научить ребенка говорить, повторять один и тот же коротенький стишок 3-4 раза в день, через несколько дней можно не договаривать окончания фраз до конца, чтобы малыш сказал их за вас.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р» – видео

Больше эффективных упражнений можно увидеть в специально разработанном курсе логопедических занятий «Рычать подано».

Еще несколько рекомендаций

  • Мечтаете научить своего малыша кататься на коньках? Практичные советы помогут чаду быстро освоить этот непростой и полезный навык.
  • Также, пользуясь нашими рекомендациями, вы сможете довольно легко научить ребенка читать по-английски.
  • Родители первоклассников часто беспокоятся о том, как подготовить ребенка к школе. Эта статья сформирует у вас четкое понимание того, какие методы подготовки выбрать для максимально эффективного обучения дошкольника.
  • Вы хотите научить ребенка читать, но не знаете, с чего начать? Непременно воспользуйтесь данной статьей, и вы легко справитесь с этим непростым заданием.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Противопоказания

Аугментин запрещен к применению при:

  • аллергической реакции;

повышенной чувствительности к клавулановой кислоте, амоксициллину, пенициллину, цефалоспоринам;

нарушении функции печени, развитии желтухи в прошлом при использовании амоксициллина;

фенилкетонурии;

возрасте младше 3 месяцев.

Разминка артикуляционного аппарата

Прежде чем приступать к логопедическим занятиям, необходимо провести разминку, чтобы разогреть мышцы, повысить их работоспособность и подвижность. Также разминка способствует и растяжению уздечки, если она укорочена.

  • Нужно растянуть губы и открыть рот примерно на 2 пальца, после чего начать поглаживать небо языком, двигая его назад и вперед до упора.
  • Открыть рот и растянуть в улыбке губы, а языком водить в стороны от одного уголка губ к другому.
  • Растянуть губы в улыбке и открыть рот, прижав язык к небу. Не изменяя положения челюсти и языка, смыкать и размыкать губы.
  • Растянуть губы в улыбке и открыть рот, при этом проводя языком по зубам с внутренней их стороны.
  • Растянуть губы и открыть рот, а языком упираться в каждый зуб по очереди, будто бы пересчитывая их.
  • Губы расслабить и высунуть наружу кончик языка. Фиксируя артикуляционный аппарат в этом положении, нужно попробовать произнести звук «з», после чего спрятать язык и снова произнести этот звук.
  • Нужно высунуть язык как можно дальше и попытаться скрутить его в трубочку.
  • Развитию артикуляционного аппарата способствуют и короткие стишки, и скороговорки, в которых содержится много звуков «р».

Во время занятий не нужно давить на малыша и тем более повышать голос, чтобы у него не развились чувство вины и неуверенность. Напротив, нужно всячески дитя поддерживать и хвалить даже за самые незначительные достижения.

С помощью подобной компьютерной программы ребенок в визуальной форме изучает буквы

Причины отсутствия «Р»

Проблемы с речевым дыханием

Прямая взаимосвязь между дыханием и правильной речью очень тесная. При отсутствии каких-либо проблем ребёнок делает вдох через нос. Но по ряду причин дыхание может стать ротовым или смешанным, что приводит к деформации носовой структуры, слабости круговой мышцы рта, неестественному смещению или опущению языка. Чаще всего варианты подобной проблемы проявляются следующим образом:

  • выдох прерывистый, короткий, с постепенным ускорением;
  • дыхание аритмичное и поверхностное;
  • при вдохе и выдохе ребёнок подёргивает плечами или головой, сильно напрягает лицевые и шейные мышцы;
  • дыхание происходит с задержкой или дополнительными вдохами;
  • ребёнок говорит как на выдохе, так и на вдохе;
  • ритм дыхания легко сбивается при эмоциональной или физической нагрузке;
  • струя воздуха очень слабая, проходит между краем языка и щекой, создавая таким образом хлюпающее звучание.

Неправильный прикус

У аномалий в соотношении верхнего и нижнего зубного ряда множество своих причин: от наследственности и вредных детских привычек до недоразвития челюстных мышц и внутриутробных патологий у матери. Основные виды патологического прикуса, из-за которого страдает звукопроизношение, это:

  • прогнатический – верхняя челюсть сильно смещена вперёд;
  • прогенический – вперёд чрезмерно смещается нижняя челюсть;
  • перекрёстный – зубы разного размера, формы и смещены в горизонтальной плоскости, верхняя или нижняя челюсть чрезмерно смещена влево или вправо;
  • открытый – даже при сомкнутых зубах между верхним и нижним рядами сохраняется щель.

 Приступить к исправлению прикуса не поздно в любом возрасте, однако не забывайте о том, что чем позже начнётся коррекция, тем она будет сложнее и продолжительней. 

Нарушения в речевом слухе

Под речевым слухом подразумеваются такие естественные способности ребёнка:

  • чувство темпа речи и способность его воспроизвести (ритмический);
  • умение безошибочно узнавать и различать речевые фонемы (фонематический);
  • восприятие речевой мелодики (звуковысотный);
  • восприятие звуков, разных по звучанию, громкости и высоте (физический);
  • умение правильно услышать и повторить изменения в голосовом тембре (тональный).

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата

Для постановки звука Р большое значение имеет физиология и состояние мышц языка, круговой мышцы рта, подвижность губ, щёк и даже нижней челюсти. Язык может быть или слишком большой и массивный, или наоборот очень маленький, а губы – короткие, толстые и малоподвижные. При помощи простых тестов в виде специальных упражнений логопед оценивает состояние артикуляционного аппарата малыша и подбирает наиболее оптимальные подготовительные упражнения для постановки Р в ближайшей перспективе.

Индивидуальное строение уздечки

Существенно укороченная подъязычная связка создаёт серьёзные препятствия для подвижности языка, тем самым автоматически приводя к дефектному произношению Р. Внимательные родители подобную патологию могут обнаружить самостоятельно по следующим признакам:

  • ребёнку крайне сложно дотягиваться кончиком языка до верхних передних зубов и нёба;
  • на просьбу показать язычок наблюдается раздвоенная, плоская или квадратная его форма;
  • у малыша большие трудности с быстрым перемещением языка во рту из стороны в сторону;
  • в процессе приёма твёрдой пищи у ребёнка нередко возникает рвотный рефлекс;
  • произношение Л, а также всех звонких и шипящих звуков – нечёткое.

Упражнения

Занятия с ребенком лучше начинать, если ему уже исполнилось 5 лет. Малыш будет легче усваивать информацию, чем в более младшем возрасте.

  • Рот широко открыт, а губы растянуты в улыбке. Кончик языка прижимается к бугоркам верхних зубов в то время, как быстро произносится «д-д-д». Можно сказать ребенку, чтобы он сильно дунул, проделывая это упражнение. Тогда кончиком языка он сможет ощутить необходимую вибрацию. А можно пальцем или ложкой быстро провести несколько раз из стороны в сторону у основания языка и «завести мотор», тем самым простимулировав появление звука «р».
  • Похожим образом можно получить звук «р», если попросить ребенка не «стучать в барабан», а жужжать на сильном выдохе.
  • Стимулирующие колебательные движения пальцем или ложкой можно совершать и при произношении ребенком протяжного «за-а» или «зи-и».
  • Как только правильное произношение трудного звука освоено, можно приступать к слогам, где звук «р» находится в начале, середине и конце. А уже после этого можно переходить и к словам.

Механическая помощь

Многие логопеды применяют методику обучения с использованием механической помощи. Это действительно эффективный способ, особенно если у детей присутствуют серьезные нарушения речи на фоне таких отклонений, как дизартрия и алалия.

В основе метода лежит применение посторонних предметов (в идеале это логопедический шарик или зонд, но можно использовать палец, шпатель, палочку, ложку и многое другое). Суть заключается в том, чтобы искусственно создавать колебания (вибрацию), благодаря чему язык малыша принимает правильное положение.

Как проводятся упражнения:

  1. Мальчик или девочка присаживается на стул в удобное положение, открывает рот. После этого под язык устанавливается логопедический зонд.
  2. Ребенок упирает язык в верхний ряд зубов и нёбо.
  3. Пытается осуществить чикающее движение (из гортани наружу), произнося звук «з».
  4. В это время родители или специалист двигает предметом в разные стороны, создавая колебания.
  5. Далее малыш должен произносить слоги с буквой «р»: «ро-ра-ры-ру-ре», «ар-эр-ур», «ор» и т. д.
  6. После того, как ребенок научится произносить слоги, нужно переходить к словам и предложениям.

Важность упражнений для автоматизации буквы Р

После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.

Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.

Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители

Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками

Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру

Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.

После этого несколько раз громко и четко произносят «р».

Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.

Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.

Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.

Мимическая гимнастика

Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.

  1. Движение бровями вверх и вниз.
  2. Улыбка с напряжением щек.
  3. Растягивание губ в широкой улыбке.
  4. Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.

Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.

Дыхательная гимнастика

Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».

Свечка

Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.

Мыльные пузыри

Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.

Собачка

Быстро дышат, высунув язык.

Подводная рыбалка

Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.

Постановка с механической помощью

В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.

Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.

Картинки

Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.

Хлопки

Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.

Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Мимическая гимнастика

Ещё один немаловажный этап в начале занятия, благодаря которому лицевые мышцы и артикуляционный аппарат ребёнка подготавливаются к дальнейшей работе. Все упражнения выполняются перед зеркалом.

Упражнение «Хомяк и рыбка». Ребёнок сначала сильно надувает щёки, показывая хомяка, после чего вытягивает вперёд губы трубочкой, как рыбка. Движения чередуются не менее 7-8 раз.

«Кошка пьёт молочко». Ребёнок язычком имитирует движения кошки, которая лакает молоко из блюдца.

«Удивлённый Аркаша и рассерженная Маша». Ребёнок сначала высоко поднимает брови, будто в удивлении, а затем их сильно хмурит, будто очень зол.

Упражнения на расслабление губ:

  • широко улыбнуться с протяжным и-и-и-и;
  • ритмичные движения плотно сомкнутыми губами то к правой, то к левой щеке;
  • движения сомкнутыми губами по кругу.

«Волшебник Николка лопатку превращает в иголку» – широкий расслабленный язык выкладывается на нижнюю губу в форме лопатки, а затем весь делается узким с острым кончиком, как иголочка.

7 заданий для формирования правильного произношения

Эти упражнения выполняют ежедневно.

Часы с кукушкой

Рот округлен, губы напряжены. Малыш высовывает кончик языка в отверстие между губ и прячет обратно.

Дрожалка

Во время выдоха малыш поднимает и опускает кончик языка, касаясь губ.

Смешная рожица

Губы растянуты в широкой улыбке. Кончик языка находится между зубов. Ребенок смыкает и размыкает зубы.

Маленькая лошадка

Сильно дуть на расслабленные губы, стараясь заставить их вибрировать.

Барабанщик

Быстро и резко произносят звук «д», ударяя кончиком языка по альвеолам.

Зубная щетка

Малыш водит языком сначала по верхнему, затем по нижнему ряду зубов.

Присоска

Спинка языка прижата к небу. Воздух втягивают внутрь, чтобы язык прилип к поверхности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий