Воспитание самостоятельного ребёнка

Содержание

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, не бояться темноты и звуков? Начинать приучение к самостоятельному засыпанию следует, когда возраст малыша достигнет нескольких месяцев

Новорожденного ребенка не следует оставлять одного в комнате, маме важно быть рядом в первые месяцы жизни и днем, и ночью

Когда ребенок начинает осознавать себя и распознавать окружающих, реагировать на игрушки и голоса, можно практиковать самостоятельное засыпание. Попробуйте уложить чадо в кроватку днем, подложив мягкую игрушку или завернутую в приятную ткань теплую грелку. Тепло от грелки создаст ощущение присутствия мамы, малыш начнет засыпать.

Если ребенок постарше, объясняйте, что у каждого человека есть свое собственное место для сна: у мамы, папы, бабушки, брата, сестры, кошки, собаки. Скажите, что к нему ночью придут хорошие сказочные сны, что он в это время должен быть в своей кроватке. Позвольте взять с собой игрушку, только смотрите, чтобы она не была жесткой и тяжелой, иначе доставит дискомфорт во сне.   

Чем дольше вы станете ежеминутно опекать детей и подхватывать все инициативы, тем сильнее будет зависимость ребенка от взрослого. Мальчики и девочки не просто не станут самостоятельно засыпать, они не отпустят маму даже в туалет. 

Боязнь потерять родителей из вида вызовет истерику и еще большую зависимость. Старайтесь не допустить подобных ситуаций, иначе может потребоваться помощь специалистов.  

Ошибка 3. Наказывать за самостоятельность или наказывать самостоятельностью

Трехлетняя девочка за 10 минут до прихода гостей вызвалась разлить по стаканам сок. Пролила на пол. Мама в сердцах бросает: «Вот и вытирай теперь все сама!». Дочь в слезы — и потому, что страшно браться за кажущееся неподъемным дело, и потому, что чувствует себя неумехой.

Как надо? Принять участие в ликвидации катастрофы. И не забыть похвалить — даже если что-то разбилось, пролилось и поцарапалось (ребенок ведь так старался!). Если в один день вы будете учить маленького обслуживать себя, а в другой ругать или отгонять его («Не лезь! Я спешу!») вряд ли ему захочется делать что-то самостоятельно (читай: портить с мамой отношения).

С какого возраста и как приучать ребенка засыпать самостоятельно?

С момента выписки из роддома многие не понимают, как действовать дальше, что правильно, а что нет? Некоторым приходят на помощь родители, друзья, знакомые, другие же обращаются к науке.

Одним из важнейших вопросов в дальнейшем — сон ребенка. Где он должен спать, сколько длится время сна, причины отказа спать, когда ребенок может спать самостоятельно. Стоит отметить, что здоровый сон — это залог здоровой жизни человека.

Проблемы со сном могут вызвать:

  • неуверенность в себе;
  • повышенную нервозность, эмоциональные всплески;
  • рассеянность;
  • чувство постоянной нужды во внимании со стороны родителей, бабушки;
  • у многих наблюдаются психические расстройства, а также проблемы со здоровьем.

Существуют четкие правила сонного режима дня детей любого возраста. Не смотря на то, что организм каждого ребенка индивидуальный вопрос, часто режим сна почти одинаковый. Вначале ребенок просыпается от проблем с животом, затем от зубов, после родители начинают искать оправдания в новых событиях в жизни ребенка.  Стоит отметить, что отговорки родителей часто сводятся к тому, что их ребенок просто не научился спать.

Учеными доказано, что самостоятельно ребенок может засыпать с 6-ти месячного возраста без присутствия взрослых, в комнате без освещения.

Есть родители, считающие, что плачущего ребенка следует оставить наедине с его «горем». Так он научится успокаиваться самостоятельно и быстрее заснёт. Однако, это ошибочное мнение. Ребенок, пребывая в состоянии истерики, испытывает повышенную возбудимость, нервозность, что мешает ему заснуть. В итоге чадо таки уснет, но назвать сон здоровым вряд ли можно.

Если процедура сна сопровождается криками и скандалами, стоит обратить особое внимание вопросу сна, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь ребенка. Отсутствие самостоятельности в более раннем возрасте может привести к бессоннице во взрослой жизни

Отсутствие самостоятельности в более раннем возрасте может привести к бессоннице во взрослой жизни.

Бывают случаи, когда ребенок самостоятельно разворачивается и идёт спать молча, затем просыпаясь несколько раз за ночь, ищет разные предлоги привлечь внимание взрослого: кушать, пить, сходить в туалет, приснился кошмар. Это также считается отклонением от нормального сонного режима, требующего срочного вмешательства

Следуя методикам обучения самостоятельного засыпания, уже спустя неделю ребенок сможет спать сам.

Как относились к детской самостоятельности в прошлом?

Вы наверняка читали классические литературные произведения о детях 18-го, 19-го, начала 20-го веков. Помните «Оливера Твиста», «Хижину дяди Тома» и прочие книжки из школьной программы, в которых дети тяжело работали и занимались домашним хозяйством?

В «Серебряном копытце» Бажова старик взял к себе жить пятилетнюю сиротку Даренку, чтобы она помогала ему с хозяйством, и оставлял ее одну на несколько дней в лесной хижине, уходя зимой на охоту. Некрасов описал мальчишку, «мужичка с ноготок», который вывозил на санях из лесу дрова, которые рубил отец.

Читая все эти произведения, мы можем искренне порадоваться, что детский труд запрещен и «темные времена» миновали, что нашим школьникам не нужно выпасать стадо, нянчить многочисленных сестер и братьев, стирать вручную на реке, и т.д.

Но вы когда-нибудь задумывались, а как это вообще было возможно? Почему дети в прошлом были на такое способны (причем в семьях «темных», неграмотных и не имеющих никакого представления о детской психологии и методах раннего развития крестьян или рабочих), а нынешние дети в аналогичном возрасте еле-еле шнуруют ботинки и не знают, с какой стороны подойти к картошке и газовой плите? А ведь для нынешних малышей делается все – развивающие игры, инновационные педагогические методики…

Причем мы-то считаем развитыми и рано повзрослевшими именно наших «маминых тюльпанчиков» на основании того, что дите умеет обращаться с планшетом и смартфоном и лучше папы проходит десяток компьютерных игр. И это неплохо, но…

Способ первый: «Научить ребенка заниматься всем самостоятельно»

Данное правило является ключевым. Дети рождаются абсолютно без навыков, у них есть лишь безусловные рефлексы. Всякие умения ребёнок получает и усваивает, взаимодействуя с родителями. Дети узнают что нужно делать с теми или иными предметами, наблюдая как эти предметы используют взрослые. 

Достаточно важный момент, чтобы родители выступали не только в качестве наставников, но и помощников своему ребенку, участвуя в совместном действии. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые сотрудничали с ними в делах, помогали в трудных моментах, подбадривали и хвалили. Родители не должны злиться на своего ребенка за разбитую чашку и тарелку, разлитое молоко, оторванные пуговицы. Ребенок и без того расстраивается этими неприятностями, не следует его упрекать, а лучше помочь ему успокоиться и дать возможность попробовать ещё один раз. 

Умение аккуратно сложить игрушки, убрать после себя – важный момент, чтобы ребёнок стал самостоятельным

Если его приучить к аккуратной уборке своих игрушек, то он сможет запомнить, что наводить порядок дома – это так же важно, как, к примеру, приём пищи. Когда дома все находится на своём месте, убрана пыль и чистая посуда, а занимается уборкой вся семья, то ребёнок начнёт ценить порядок, потому что родители показали, что они также порядком дорожат. 

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Связь самостоятельности с социумом

Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.

Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.

Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.

Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.

В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.

Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности

Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать

Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.

Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.

Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.

Не ссылайтесь на беременность

«Я не могу тебя поднять, ведь у меня в животе маленький!», «Нет, мне нельзя кататься на лыжах, ведь если я упаду, ребенок может родиться раньше, чем нужно», «Нет, я не могу кататься с горки, у меня болит спина, я же беременна».

Действительно, сама по себе беременность и особенно связанные с ней болевые ощущения или какие-либо осложнения могут сильно ограничить ваше взаимодействие со старшим ребенком. Однако, отказывая ему в чем-либо, серьезно подходите к аргументации. Разумеется, вы должны себя беречь, но попробуйте не выставлять младшего брата занудой еще до его рождения. Говорите правду, но не упоминайте маленького.

Например: «Я не могу тебя поднять потому, что у меня заболит спина. Папа тебя поднимет, он же у нас силач!», «Нет, сегодня я не пойду с вами кататься на лыжах, но когда вы вернетесь, мы с тобой можем поиграть!» или «Я не могу покататься с тобой, у меня болит поясница, но я буду смотреть, как быстро ты мчишься с горки!».

Партнерам

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты

Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например

Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Регресс – не только при появлении младшего брата или сестры

Бывает ситуация жесткого отказа со стороны ребенка от того, чтобы взять то или иное действие на себя. Вроде бы мама и папа — за самостоятельность, создана зона ближайшего развития и все условия, а малыш не хочет. Он может «не хотеть» без слов, или выражать отказ своим поведением, или говорить: «Я еще маленький».

И тут надо думать. Как есть родители, склонные все делать за ребенка, так есть родители, совершенно «повернутые» на самостоятельности: хотят, чтобы тот все делал сам. А ему, может быть, это не подходит.

Если сын или дочь отказываются от самостоятельности, возможно, они находятся в возрастном регрессе, временном или затянувшемся. Регресс — это когда в развитии делается шаг назад, ребенок начинает вести себя как маленький: просит соску, начинает сюсюкать.

Причиной бывает переезд на другое место жительства, или приход новой няни, или появление новой учительницы в школе; то, что мама вышла на работу или, наоборот, ушла с работы и сидит дома. В состоянии регресса дети крайне плохо реагируют на попытки вручить им самостоятельность: мамы и папы продолжают настаивать, а мальчики и девочки регрессируют еще больше. Настойчивость родителей приводит к еще большему откату.

Любое серьезное изменение в жизни ребенка может стать источником стресса и временного регресса, шага назад. Желательно этот источник обнаружить и, если понятно, где он, подождать — от полутора до трех месяцев, таков обычный период адаптации.

Например, ребенок, который пошел в школу или в детский сад или в старших классах перешел в более сильную школу, часто дома очень долго пребывает в состоянии регресса. В саду или в школе он выкладывается, к нему никаких претензий, он все делает, слушается, но приходит домой — и все. Дома он не делает даже 2/3 того, что выполнял до того, как пошел в новое учебное заведение.

Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ

В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?

* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми

Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля)

* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.

* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .

* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.

* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»

Что следует знать о самостоятельности ребенка?

С первой частью всё довольно просто, так как при любом раскладе рано или поздно малыш научится держать ложку и застегивать пуговицы, но, думаю, будет нелишним, если мы немного поможем ему в этом.

В каждом изначально заложено это стремление быть самостоятельным. Сначала малыш хочет научится ходить, затем сам пробует держать ложку и пытается подражать родителям, добравшись до веника или тряпки. Причем его этому никто не учит, это его желания и его собственные стремления. Особо активно это проявляется у малышей 2–3 лет. Наша с вами задача не отбить это желание, а дать возможность проявлять эту самостоятельность и дальше.

Например, малыш пытается надеть штанишки, вывернутые наизнанку. Конечно, у родителя возникает непреодолимое желание помочь. Как правило, оно выливается в то, что мы сами одеваем ребенка, тем самым убивая в малыше желание сделать это самостоятельно.

Что купить в машину зимой, чтобы не замёрзнуть и не умереть от голода

Способ второй: «Не делать вместо ребенка то, что он сможет сделать самостоятельно»

С задачей, посильной его возрасту, ребенок справиться сам, при наличии желания. 

С 1 года до 3 лет дети переживают особо важное время в своей жизни. За 2 года они совершают большой прыжок в развитии

Дети учатся заниматься всем сами: одеваться, справляться с шнурочками на обуви, кушать с помощью ложки, умываться и т.д. Но не всегда всё у них получается. Если на этих этапах у ребенка «опустятся руки», то дальше будет только труднее привыкать к самостоятельности. 

Тут всё испортить могут сами родители. Спеша куда-то, они сами делают за ребёнка то, что у него не выходит, чтобы было быстро и аккуратно. К тому же, между делами, родители могут сказать, какой растяпа (неряха, неумеха, лентяй и т.д.) их ребенок. Подобное поведение родителей формирует  у детей много комплексов и может стать причиной серьезной психологической проблемы. 

Другая крайность, в которую впадают родители – это позиция «Сделай всё сам, ты уже большой!». Но маленький ребёнок еще не обладает качеством лени, поэтому, он не может сделать что-то правильно не из-за того что ему не хочется, а потому что просто не получается справиться с заданием. 

Чего не стоит делать

Не поправляйте ребенка без необходимости

Пожалуй, самая распространенная ошибка, которую совершают взрослые, — это постоянные исправления. Детям не дают возможности найти решение самим, рядом все время оказывается кто-то, кто комментирует и оценивает каждый шаг. «Нет, неправильно, делай так!» Что же удивляться, если после нескольких таких наставлений ребенок либо теряет интерес к начатому делу, либо начинает нуждаться в одобрении и проверке. Есть много разных способов добиться одного и того же, позвольте ребенку найти свой.

Самая распространенная ошибка, которую совершают взрослые, — это постоянные исправления.

Не отбирайте у малыша инициативу

Бывает и так, что ребенок, к примеру, пытается починить сломанную игрушку-конструктор и спрашивает, как это можно сделать. Сначала ему терпеливо объясняют, что нужно соединить впадинку и выступ. Когда же у малыша ничего не выходит, предмет вырывается у него из рук. «Я сам! Я сам!» — протестует ребенок. «Смотри, теперь игрушка целая, все в порядке!» — отвечает родитель, думая, что тот должен быть рад. На самом деле малыша только что лишили возможности сделать что-то самому.

Не торопите ребенка

Дети живут в более медленном ритме, чем взрослые. Постоянное поторапливание может привести к нервозности и нежеланию делать что-либо самому.  Давление со стороны здесь не поможет, когда придет время, малыш перестроится сам. Кроме того, во многих случаях адаптироваться под потребности ребенка совсем не сложно. Например, если утром он долго одевается, просто разбудите его пораньше.

Не опекайте ребенка слишком сильно

Такие занятия, как  зажигание плиты, глажка одежды, поход в магазин за хлебом, могут казаться довольно опасными. Иногда необходимо подождать, пока ребенок будет постарше. Однако сколько бы вашему чаду ни было лет, всегда будет соблазн не поручать ему таких дел. А между тем ваш страх может передаться ребенку и поколебать его уверенность в себе. Поэтому старайтесь понять, когда он действительное неспособен справиться с определенной задачей, не подвергая себя опасности, а в каких ситуациях вы всего лишь перестраховываетесь.

Сочная и вкусная редиска, выращенная весной на огородной грядке

Собственный пример

Воспитание частью родителей воспринимается, как набор определенных действий по отношению к ребенку. Но не стоит забывать, что дети берут пример с нас. И как тут не вспомнить поговорку: не воспитывай ребенка, начни  с себя. Именно наше поведение, наше отношение к жизни дети копируют.

Мы приведем несколько советов для родителей, как изменить свое поведение и воспитать приспособленного к жизни ребенка:

  1. Преодоление трудностей. Мы так боимся потерять авторитет в глазах детей, что боимся дать слабину. Но вместо ненужного геройства из железных родителей превратитесь в обычных людей. Покажите, что трудности это часть жизни, они случаются с каждым. Пусть ребенок, глядя на вас, понимает, что из сложной ситуации можно найти выход. На собственном примере покажите, что просить помощи не стыдно.
  2. Выражение эмоций. Родители стесняются плакать или грустить при детях. Им кажется, что это проявление слабости. На самом деле, открыто выражая свои чувства, вы учите ребенка принимать его собственные эмоции. Своим примером вы научите сына или дочь избавляться от печали, преодолевать утраты.
  3. Выражение нежности. Не стесняйтесь проявлять нежность к супругу или супруге. Поцелуй в щеку, объятья – покажут ребенку, что семья строится на привязанности и заботе, а не только на комфортном совместном проживании.
  4. Научите ребенка помогать нуждающимся. Дети, в силу возрастных особенностей психики, эгоцентричны. Научите ребенка помогать другим. Вы можете вместе участвовать в волонтерских проектах или благотворительных марафонах. Например, соберите игрушки, которыми сын или дочь не играют, и передайте в детский дом или детскую больницу.

Итог

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий