Содержание
- 1 Психологические рекомендации для семьи
- 2 Как воспитать трудолюбие?
- 3 3 Миф. Пистолетам и машинкам — да! Мишкам и куклам — нет!
- 4 Воспитание ответственности
- 5 Как правильно воспитывать детей 3-4 лет
- 6 Причины сухого аллергического кашля
- 7 Особенности возрастного периода
- 8 Какой период самый сложный?
- 9 Три этапа развития мальчиков
- 10 Воспитание сына без отца
- 11 Какие вопросы надо решить в первую очередь?
- 12 Понимание и утешение
- 13 Какое лекарство наиболее эффективно от коронавируса сегодня?
- 14 Достоинства мужчины: «умеренность и аккуратность». И еще умение вышивать гладью
Психологические рекомендации для семьи
Многие родители задумываются, как воспитывать мальчика 10 лет, когда он фактически подошел к началу подросткового кризиса. Что делать в данный период развития, как помочь ребенку, ведь воспитание мальчика — непростой процесс даже для полной семьи, не говоря уже о матерях-одиночках.
Родителям ничего не остается, как смириться с тем фактом, что ребенок взрослеет, отдаляется от семьи. Контроль необходим, но гораздо более мягкий и настойчивый. Сын должен понимать, что есть определенные границы, выходить за которые в своих поступках нельзя. В то же время у него должна быть определенная свобода в выборе дополнительных занятий, друзей, как проводить досуг и т.п.
Важно общение с обоими родителями. Мать даст по-прежнему такие необходимые эмоционально тепло и заботу, а отец — мужские модели поведения, разовьет смелость и решительность
В этом возрасте ребенок стремится контактировать с любым мужчиной, оказавшимся поблизости, всеми доступными ему средствами. Если же отца или отчима поблизости нет, матери необходимо позаботиться о положительном мужском влиянии на сына. Это может быть дедушка, неравнодушный сосед, тренер в спортивной секции и т.п. В противном случае мальчик имеет высокие шансы вырасти мягким и нерешительным.
Советы психолога родителям сыновей подросткового возраста:
- Не злоупотребляйте наказаниями и запретами, найдите причину такого поведения, помните, что к вашему сыну нужен индивидуальный подход.
- Проявляйте интерес к увлечениям ребенка, поддерживайте его в любых начинаниях, старайтесь быть сыну другом.
- В ситуациях конфликта начинайте не с критики в адрес ребенка, а попробуйте понять мотив его поступка и вместе найти выход.
- Определите сильные стороны, качества ребенка и развивайте их, давая посильные задания. Огромное значение имеет для мальчика испытать счастье, радость от успеха.
- Помогайте сыну быть хорошим, умным, добрым, смелым. Замечайте его мужские поступки и верьте в него, подростку необходимо чувствовать себя значимым, особенным, нужным. Это будет способствовать становлению его самооценки.
- Помогайте подростку в формировании у него жизненных целей, научите его с уверенностью отстаивать свою точку зрения в различных ситуациях.
- Поступайте с ребенком так, как вы хотите, чтобы он поступал с вами и другими людьми.
Если родители уважают в сыне личность, он вырастет гармонично развитым человеком с чувством собственного достоинства, успешным, смелым и решительным — каким и должен быть настоящий мужчина.
Как воспитать трудолюбие?
С раннего детства родители должны воспитывать в мальчике чувство ответственности, только так он сможет вырасти развитой и гармоничной личностью, готовой держать ответ за свои поступки. Сделать это очень непросто. Ребенок может не понимать, почему он должен помогать маме мыть посуду, в то время как его друзья играют во дворе. У него будет складываться ощущение, что он за что-то наказан. Как этого избежать? Психологи советуют действовать так.
Использовать личный пример. Если мальчик будет видеть, что весь выходной папа провел за компьютером или на диване перед телевизором, то он может решить, что именно так себя и следует вести. Поэтому отец должен сам заниматься домашними делами, обращаясь к помощи сына.
Приказ – форма, неприемлемая для воспитания. Лучше обратиться за помощью.
Конкретика. Не стоит давать ребенку поручение «прибрать в комнате». Проще разбить этот процесс на несколько конкретных действий: протри пыль, расставь игрушки по полкам, заправь кровать.
Похвала
Каждому важно знать, что результаты его труда оцениваются по достоинству, поэтому родителям следует говорить мальчику комплименты, хвалить его за приложенные усилия.
Работа над ошибками. Предположим, ребенок хотел выполнить какое-то поручение, но не справился
Следует похвалить его за старания и спокойно пояснить, в чем была ошибка. Если родители будут кричать, ругаться, то мальчик испугается, потеряет уверенность в себе и интерес к этому делу.
3 Миф. Пистолетам и машинкам — да! Мишкам и куклам — нет!
Нас с детства учили: мальчикам — машинки, девочкам — куклы. К чему это часто приводит? Взрослые мальчики по-прежнему играют в машинки, а семьей и детьми занимаются выросшие девочки.
Это было актуально на протяжении веков, когда мужчина “добывал мамонта” и ходил на войну, а на женщине держался весь дом и быт. Но теперь что-то изменилось в нашем обществе. Женщина вырвалась из дома, как джинн из бутылки, и весь 20 век доказывала, что на многое способна. Сегодня мы говорим о равенстве полов, хотим видеть полные счастливые семьи, домашнюю работу за нас делают бытовые устройства. На западе наметилась тенденция: все больше пап занимается детьми и даже берет отпуск по уходу за малышом. Образ благополучного отца, который нянчит ребенка и счастлив при этом, стал позитивным и даже модным.
Факт. Мужская жизнь гораздо богаче
Если мама или папа дарит мальчику мишку, куклу или пупса, то это похоже на инициацию. Родители будто говорят: “Смотри, я хочу, чтобы ты мог заботиться о малышах и прочих живых существах. Это хорошо и правильно, это — можно!” Притом у мальчика может быть целый гараж машинок и ящик пластиковых пистолетов и топоров. Отлично! Пупса можно катать в машине, вооружать, защищать, укладывать спать. Ведь мальчик — не просто будущий защитник, он еще и будущий папа.
Поэтому включайте в ролевые игры сына элементы “семейного” стиля — просто чтобы показать эту часть нашей жизни. И чтобы потом выросший мальчик не зевал от тоски в семейные выходные, не зная, куда себя деть и куда бежать от этой скуки и вины за свою невключенность в семейство.
То же самое касается любой помощи по дому, кулинарных навыков и стирки-уборки. Не пресекайте интерес ребенка к таким вещам, а лучше подогревайте! Помогите ему овладеть элементарными навыками самообслуживания. Тогда ваш взрослый сын не будет зависеть в быту от “женской силы” ни морально, ни физически и сможет спокойно вести хозяйство или разделить домашние дела с другими членами семьи.
Воспитание ответственности
Постепенно приучив мальчика к выполнению домашних дел, следует придумать, какие из них он будет выполнять на постоянной основе. Ребенок должен знать, что он отвечает, например, за вынос мусора и никто, кроме него, эту работу не сделает. Так формируется ответственность.
Сначала это могут быть самые простые дела:
- убрать за собой разбросанные игрушки;
- вымыть руки после прогулки без напоминания взрослого.
Не следует сразу загружать мальчика огромным списком дел, обязательных для выполнения. Двух-трех будет вполне достаточно, но ребенок должен понимать – это его обязанности. Однако и жалеть 5-летнего ребенка, думая, что он еще слишком мал, чтобы прибирать за собой, – ошибка. Такие дети рискуют вырасти несамостоятельными и избалованными.
Как правильно воспитывать детей 3-4 лет
Психология воспитания детей 2-6 лет должна учитывать изменения, происходящие с детской психикой на этапе взросления. Кроха переживает незнакомые эмоции и чувства, не зная, как реагировать на них. Нужно научить его выражать чувства с помощью слов, а не дурных поступков.
Следует чаще хвалить малыша даже за незначительные достижения: самостоятельно собрал игрушки, почистил зубы.
Необходимо применять наказания в серьезных провинностях, объясняя, почему он наказан.
Важно! Даже при неадекватном поведении ребенок должен знать, что его любят. Не следует реагировать на истеричное поведение, капризы
Разговаривайте с малышом после прекращения плача. Умиротворенное состояние взрослого содействует скорейшему успокоению чада
Не следует реагировать на истеричное поведение, капризы. Разговаривайте с малышом после прекращения плача. Умиротворенное состояние взрослого содействует скорейшему успокоению чада.
При детском нежелании следовать настоянию родителей используйте маленькие хитрости, идите на компромисс. Пускай он польет цветы, после чего посмотрит желаемый мультфильм. Параллельно будет развиваться бережное отношение к природе. Просьба собрать игрушки поможет малышу приучаться к трудовому воспитанию, порядку.
С 3 лет начинает формироваться тяга к имитации поведения и поступков взрослых. Психологи рекомендуют приобрести игрушечные наборы для уборки, комплект инструментов, посуду соответственно гендерной идентификации.
Причины сухого аллергического кашля
Единственная причина – изменение вязкости слизистой. Во время протекания аллергической реакции, раздражаемые клетки выделяют гистамин, который предохраняет клетки от разрушения. Если это происходит в клетках слизистого эпителия – жидкость всасывается стенками клеточных мембран, повышение вязкости наружного слоя слизистой.
Провоцирующие факторы:
- соли кислоты – преимущественно их испарения;
- полоскание горла солевыми и содовыми растворами;
- цветение одуванчика;
- злоупотребление отварами от диареи;
- пустышки.
Чеснок не только помогает при аллергическом кашле, но и является сильным аллергеном.
Особенности возрастного периода
Для определения верной методики воспитания необходимо выяснить причины дурного поведения крохи. Для обозначения психического состояния, при котором детские желания полностью не удовлетворяются, применяется термин «фрустрация». Малыш взрослеет, понимая, что невозможно получать все по желанию, ведь многие действия еще недоступны. В моменты такого осознания он капризничает, дабы удовлетворить желания.
Для защиты и воспитания крохи родители применяют запреты, которые выполняют воспитывающую функцию, формируя правильное восприятие действительности. Малыш должен понять, когда нужно прекращать капризничать и как себя вести в социуме. Несмотря на то, что дети злятся и раздражаются, родители должны проявлять настойчивость.
К факторам, провоцирующим плохое поведение детей 3-4 лет, относят:
- Желание отомстить, вызывающее непослушание.
- Потребность в большем внимании родителей. Кроха не знает правил конструктивного диалога со взрослыми, поэтому выбирает простой и доступный способ — истерику.
- Чрезмерная опека. Даже дети двух лет жаждут самостоятельности, самоутверждения. А родители навязывают собственное мнение, инициируя негодование малыша.
Дети могут разочароваться, что вызовет «бурю» неадекватных реакций.
Кризис трех лет
Дети не осознают, что можно, а что нельзя. Поэтому в ответ на запреты взрослых у них проявляется упрямство, истеричность. Малыш хочет самостоятельно выбирать, принимать решения, но не понимает, почему нельзя следовать своим желаниям.
В кризисный период родителям рекомендуется:
- избегать принуждения, категоричности;
- не реагировать на истерики, плач;
- уделять больше внимания малышу;
- проявлять ласку, любовь, заботу;
- прекратить требовать, начать терпеливо объяснять.
Примечание! Кризис трех лет содействует обновлению личностных качеств. Меняется мировоззрение малыша, отношение к окружающим и к самому себе.
Ценностная перезагрузка будет продолжаться при воспитании ребенка от 3 до 6 лет
Важно заинтересовать кроху, правильно организовав времяпрепровождение. В воспитательную программу необходимо включить занятия по развитию речи для детей 3-4 лет, физическое воспитание детей от 3 до 6 лет, уроки эстетической направленности
Какой период самый сложный?
Самым непростым для родителей и самого ребенка оказывается трехлетний возраст малыша. Как воспитывать мальчика 3 лет? Третий год жизни характерен установкой личности. Малыш, как и прежде, очень эмоционален: он, как оголенный провод, очень чувствителен к похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к маме и папе, тем не менее он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны. Когда ему будет четыре года, буря эмоций стихнет, а сейчас следует набраться терпения.
Происходит активная социализация, он ощущает потребность в активном общении со сверстниками. Малыш любит играть в игры, которые имеют сюжетную линию и развитие, примерять на себя разные роли. Решением всех проблем может оказаться детский сад. Но это имеет и свои недостатки. Многие психологи сходятся во мнении, что в 3 года еще рано вести ребенка в садик, ведь это может нарушить связь с матерью, которая в этот период особенно близкая и важная.
Активно изучая мир, мальчик начинает приобретать намерения, которые могут расходиться с мамиными планами. Но мама при этом остается самым большим авторитетом, все действия ребенка направлены на то, чтобы получить ее одобрение, похвалу. Если этого не происходит, назревает конфликт.
Чтобы поддерживать отношения с ребенком, необходимо:
- подавать хороший пример поведения;
- с уважением относиться к личности и чувствам ребенка;
- дать возможность самовыражения, предоставить пространство для творчества;
- предоставлять право выбора: съесть яблоко или банан, выпить сок или компот;
- поощрять его занятия, проявлять интерес к его успехам.
Придерживаясь этих принципов, можно заметно снизить уровень стресса в этот кризисный период 3-летнего мальчика. И вскоре можно перейти к следующему этапу — воспитывать мальчика 4 лет.
В это время особенно важно времяпровождение всей семьей. Занятия спортом, творчеством, досуг, совместные прогулки на свежем воздухе, игры и т
д. Это дает ребенку платформу для развития и ощущения принадлежности семье, любви, где все заботы общие.
В период от 2,5 до 3 лет огромными скачками растет воображение и фантазия. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, упражнения в импровизации. Можно копировать повадки животных, любимых героев, сказочных персонажей. По мере развития фантазии, творческого представления популярными у ребенка будут такие способы творчества:
- рисование;
- лепка;
- аппликации;
- оригами;
- конструирование.
Все эти занятия развивают не только мышление и воображение, но и мелкую моторику пальцев, координацию движений.
Три этапа развития мальчиков
Возрастная психология выделяет три стадии, через которые проходит мальчишка на пути к взрослению:
- 0-6 лет. Время формирования привязанности к «своим» взрослым и базового доверия к миру. Малыш до двух-трех лет имеет сильнейшую связь с мамой, постоянно находясь рядом с ней, напитывается ее безусловной любовью, поддержкой, принятием. Дошкольное детство – время игр, совместных открытий, закладывания семейных традиций. В данном возрастном периоде особенности воспитания мальчиков и девочек во многом сходятся – тем и другим нужны нежность, ласка, забота, качественное эмоциональное общение.
- 6-14 лет. Сынишка осознает себя мужчиной, проявляет осознанный интерес к мужским видам деятельности, стремится обрести близость с отцом. Период расширения знаний, умений, увлечений, всестороннего развития личности. Мальчишке все еще нужны любовь, объятия и поцелуи обоих родителей, проявление родительской поддержки, веры.
- 14-18 лет. Подросток осознанно рассматривает других мужчин как пример для себя, ищет своего «наставника» — значимого взрослого, которому ребенок доверяет, у которого учится, перенимает модели поведения. Влияние и авторитет родителей падают, сын бунтует, вступает в явный конфликт с родителями, стремится вырваться из-под опеки, поддается влиянию сверстников. Это возраст революции сознания, здесь речь уже идет не о воспитании мальчика, а о его результатах, поскольку основные жизненные ориентиры, основы отношений с мамой и папой закладываются на предыдущих стадиях.
Переход от одного этапа к другому может быть весьма условным либо проходить бурно, сопровождаться кризисами. Третий возрастной отрезок является наиболее сложным, полным родительских опасений: с ребенком сложно разговаривать, он становится скрытным, агрессивным, даже если до этого отношения с ним были добрыми, дружескими. Лучшей тактикой часто становится доверие – позволить сыну набить свои шишки, быть рядом, когда ему это будет нужно, продолжать любить его. Если на предыдущих двух этапах вы заложили хорошую базу – научили благоразумию, ответственности, умению решать проблемы – подросток благополучно выйдет из сложного периода.
Воспитание сына без отца
Многие мальчики не знают, что такое воспитание отца. Но и здесь можно найти выход. В семье есть дяди, дедушки, старшие братья. Вот они и должны учить мужскому труду, показывать своим примером уважение к старшим, к женщинам, разговаривать по-мужски.
Сложно матери делать все за себя и за папу. Да и это будет просто неэффективной подменой, а не достойным примером. Как бы мама не хотела стать папой, это невозможно. Ведь у матерей женская, а не мужская психология.
Есть и еще один правильный выход. Если ребенок растет без внимания мужского пола, то можно отдать его на обучение в кадетскую школу, училище или военный лицей. Такое решение подходит не всем детям, но это прекрасная тренировка дисциплины, тела, мозга и чисто мужской коллектив.
Вывод
В любом случае воспитание детей – жизненная наука, которой нужно обучаться постоянно. Тут нет идеальных направлений, подходящих всем без исключения, но в каждой системе есть свои семена, дающие положительные и сильные всходы.
Для мальчиков при воспитании однозначно важны: развитие мужественности, родительский пример и авторитет, физическая и трудовая нагрузки, душевное тепло, вера, понимание и уважение, самостоятельность и разумная свобода.
Что бы мы, родители, не делали, мы всегда должны помнить о том, что ребенок – не наша собственность, а отдельная личность. Что дети не даны нам, чтобы мы реализовывали свои несбывшиеся мечты или утешались ими, как мягкими игрушками. Они пришли найти свой смысл жизни и исполнить волю Божью.
Давайте будем к ним милостивы, не будем их лепить по своему идеальному образцу, а дадим им возможность расти и развиваться самостоятельно, становясь сильными внутренне и внешне. Тогда в вашей семье всегда будет идеальная гармония и понимание, чего я вам и желаю. А также не забывайте прочитать и о правильном воспитании девочек, а также просто о воспитании детей, о том можно ли при воспитании детей наказывать физически, чем занять в городе во время школьных каникул, и во сколько лет стоит отдавать ребенка в школу и конечно как сделать дизайн детской комнаты для мальчика.
Какие вопросы надо решить в первую очередь?
Начать правильное воспитание стоит с установки режима дня, который будет соответствовать потребностям ребенка. Если мама с ребенком придерживаются режима, то не возникнет проблем с аппетитом или сном, при этом он получает все необходимые ему для полноценного развития вещества. Режим, как неоспоримое правило, поможет дисциплинировать ребенка, избежать в дальнейшем конфликтов с родителями (поддержка авторитета родителей).
Правила поведения в семье должны быть согласованы со всеми взрослыми
Ребенку необходимо объяснить, что такое режим, дисциплина, и почему так важно придерживаться временных рамок
Существует масса принципов воспитания детей (они не универсальны, ведь каждый малыш уникален), родители должны выяснить для себя, каких им следует придерживаться:
- Игнорировать раздражающее поведение ребенка, если это ему не навредит: привычку падать на пол и бить ногами, плач и т. п. Но будьте осторожны, не допускайте возникновения опасных ситуаций. Придется научиться сохранять спокойствие, хладнокровие при виде бьющегося в истерике малыша, — это воспитательный момент. При этом за хорошее поведение ребенка надо хвалить, поощрять. Если все правильно делать, то плохие привычки вскоре исчезнут. Малютка поймет, что пытаться манипулировать родителями бесполезно.
- Выражать эмоции, жесты в общении с ребенком. Он должен уметь различать реакции родителей, которые в свою очередь должны быть ему понятны. С детьми старшего возраста можно обсудить свои эмоции, чувства, связанные с его поступками.
- Применять логику. Малыш будет видеть, к чему приводят его действия, ощутит последствия. Для примера можно лишить ребенка просмотра мультфильмов, если его поведение было неудовлетворительно.
- Отвлечь малыша. Следует занять его интересной развивающей игрой, если он не хочет делиться игрушками с другом.
- Похвалить за хорошее поведение.
- Предоставить ему возможность хорошо себя вести. Чтобы не было беспорядка, рекомендуется организовать специальное место для игрушек.
- Подавать хороший пример. Все свои привычки дети перенимают у взрослых, которые являются для них эталоном поведения.
Понимание и утешение
Если сын плачет, то он очень сильно расстроен. Его нужно утешить и дать понять, что вы поддерживаете его, а не остаетесь равнодушной
Слезы на глазах мальчика появляются реже, чем у девочек, а значит, постарайтесь уделять этому особое внимание, не давай возможности долго пребывать ему в таком состоянии
Какое лекарство наиболее эффективно от коронавируса сегодня?
Достоинства мужчины: «умеренность и аккуратность». И еще умение вышивать гладью
На занятиях по психологии мы даем ребятам маленький тест: просим нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке положительное качество человека
Вверху — самое важное, внизу — на их взгляд, наименее значимое. Результат впечатляет
Нередко мальчики-подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека… прилежность, усидчивость, аккуратность. Только что еще умение вышивать гладью не называют! А вот смелость, если и присутствует, то на одной из последних ступенек.
Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно, слышат сыновья во многих семьях? «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвешься, не трогай, не лезь, не смей…» О какой инициативе можно говорить при таком воспитании?!
Конечно, страх матерей понятен. Сын — единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Вы спросите почему? Да потому, что на самом деле за ним таятся эгоистические соображения
Греша повышенным вниманием к ребенку, мамы и бабушки воспитывают его для себя, воспитывают таким, какой им удобен. И не задумываются серьезно о последствиях
Хотя задуматься следует. Ведь даже с эгоистической точки зрения это не дальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может остаться безнаказанным. И рикошетом это обязательно ударит по родным.
Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы (даже на самые простые, как например: «В какой школе ты учишься?», «Какие фильмы любишь?»), он сжимался в комочек, теребил край свитера, говорил, не поднимая глаз. И постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. В школе тоже все было не как у всех. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал урок на зубок. А перед контрольными у него начиналась такая лихорадка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальных классах Пашу часто били, пользуясь тем, что он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но радости Паше, как вы понимаете, это не прибавляет. Он чувствует себя ничтожеством и спасается от тягостных мыслей, с головой уходя в мир компьютерных игр. Там он чувствует себя непобедимым и сокрушает многочисленных врагов.
— Раньше столько читал, с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь от всего отказывается и целыми днями просиживает перед компьютером, — горюет Пашина мама, не понимая, что она сама загнала его в угол.
Таков примерный портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой. Те же, кто внутренне посильнее, начинают проявлять негативизм и демонстративное поведение.
— Не понимаю, что стряслось с моим сыном. Был нормальный человек, а сейчас все принимает в штыки. Ты ему слово, он тебе — десять. И главное, никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит совсем на другое, да еще сочинит с три короба. Вечно норовит сделать наперекор, влезть в какую-нибудь авантюру. Всю нашу семью держит в напряжении, за ним глаз да глаз нужен, как за маленьким, — жалуется мама Юры, тоже не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.
В результате в подростковом возрасте оба мальчика, вполне вероятно, попадут в так называемую «группу риска». Паша может стать жертвой насилия и совершить попытку самоубийства, Юра — забросить учебу, увлечься тяжелым роком и дискотекой, пуститься во все тяжкие в поисках легких денег, пристраститься к водке или наркотикам. Иначе говоря, даже здоровье ребенка — своего рода цель, ради которой была принесена в жертву его мужественность, — и та не будет достигнута!