Сказки для новорожденных

Летние поделки для детей: вееры в виде животных

Почему полезно читать ребёнку сказки перед сном

Чтение успокаивает малыша, и он крепче и спокойнее спит, гораздо лучше, чем при засыпании под мультики. Сказка, прочитанная на ночь, несёт огромную пользу.

Гармония в отношениях с родителями

Темп жизни сейчас значительно ускорился, и иногда родителям не хватает времени для общения с ребёнком. А доверительные разговоры с папой и мамой, особенно перед сном, очень важны для детей. Поэтому на ночь можно не только рассказать сказку, но и поговорить с ребёнком о том, что его волнует. Это поможет создать атмосферу любви и установить доверительные детско-родительские отношения.

Лёгкое засыпание

Даже маленьким деткам проще, когда есть определённый режим. Каждый день, укладывая малыша спать при помощи сказки, вы сокращаете время засыпания, ведь ребёнок привыкает к такому распорядку. Поэтому сон приходит быстрее.

А капризы зачастую уходят, ведь ребёнка перед сном ждёт сказочное путешествие в совершенно другой мир, полный тайн и загадок. И всё это вместе с самым родным человеком — мамой, папой, бабушкой.

Развитие интеллектуальных способностей

Учёными доказано, что книга, прочитанная вечером, лучше закрепится в памяти. Поэтому лучше именно в вечернее время почитать детям сказку, поразмышлять о судьбе её героев и пофантазировать, как может в дальнейшем сложится судьба персонажей.

Это будет способствовать развитию творческих способностей и воображения малыша, улучшению памяти и интеллекта. Когда ребёнок подрастёт, можно будет рассказать о его любимых писателях, что будет способствовать расширению кругозора.

Любовь к чтению

Современные дети предпочитают книгам телевизор и компьютер. Но до того, как ребёнок вырастет и выберет компьютерную игру вместо книги, есть время привить ему любовь к книгам

Именно поэтому важно с младенчества читать малышу книги, рассказывать сказки и дарить не только игрушки, но и всевозможные детские книжки

Сказкотерапия

Слушая сказку, ребёнок сопереживает персонажам, проходит с ними все испытания и учится на их ошибках. В это время он учится находить грань между добром и злом, анализировать поступки.

Понятие «сказкотерапия» есть в педагогике. Это метод коррекции поведения, в процессе которого благодаря добрым сказкам у ребёнка формируется правильная модель поведения. Поэтому правильный выбор книг для чтения может стать хорошим инструментом в деле воспитания ребёнка.

Срок годности

С 3-х – 5-ти лет

Критерии выбора

Так как же правильно выбрать развивающую литературу для детей до года? Ведь она должна «дожить» до более старшего возраста своих юных читателей

На что обращать внимание при выборе?

Обложка. Плотный картон, ткань, клеенка – подходящие материалы для малыша. Они должны выдерживать многократные тисканья, бесконечное обсасывание или обгрызание. Так что тонкая бумага не годится.

Материал книги. Страницы также должны быть «антивандальными» — плотными и прочными

Следует обратить внимание на то, чтобы страницы и обложка книжки имели матовую поверхность (глянец бликует, раздражая глаза малыша), а соединение страниц с обложкой было без металлических скоб или скрепок – ребенок может нечаянно их разогнуть и пораниться (или проглотить, что еще хуже). Отдельное внимание обращают на устойчивость краски (никаких окрашенных ладошек!) и отсутствие посторонних «химических» ароматов.

Соответствие возрасту

Это относится как к текстовой части, так и к картинкам. Что касается текста, то его, как уже говорилось, должно быть по минимуму. К тому же слова и предложения должны быть простыми, понятными ребенку. Ведь зачастую в продаже можно встретить даже народные сказки в таком изложении, что раньше 3 – 4 лет их читать бессмысленно. Народные сказки («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк»), конечно, предполагают вариативность, но вариации должны соответствовать уровню понимания ребенка. Так что перед приобретением книги маме лучше пробежать ее текст глазами и оценить, насколько он будет доступен для малыша. Даже если приобретаются книги «на вырост», которые ребенок в состоянии будет воспринимать где-то после годика, он должен будет иметь возможность вникнуть и понять содержание. В более раннем возрасте малыш сможет рассматривать картинки, узнавать на них знакомых персонажей. Чем старше будет ребенок, тем длиннее смогут быть истории, сложнее сюжет, разнообразнее лексика и синтаксис.

Размер и объем. Деткам до годика интереснее и удобнее книжки-малышки, которые можно брать в ручки, вертеть, рассматривать. Объем такой книжки не должен быть слишком большим: огромные сборники сказок малышу не интересны, поскольку он не сможет их удержать и полистать. К тому же, в столь нежном возрасте крохе не понять, почему каждый раз мама извлекает из одной и той же книги все новые и новые истории. Так что оптимально – одно произведение на одну книжку. Соответственно, чем больше формат книги, тем меньше страниц в ней должно быть. Лучше, чтобы книжка была меньше размера А4. Учитывают и вес книги: ребеночек должен легко поднимать ее, и отсутствие острых углов на страницах – они обязательно скругляются, чтобы не уколоть кроху.

Иллюстрации. Это один из главных критериев, по которым выбирают книги для самых маленьких. Картинки должны быть качественно пропечатаны, иметь четкие контуры и сочные, чистые цвета. Темные, мрачные, грязные и унылые тона не вызовут у будущего хозяина энтузиазма. Картинки должны быть максимально простыми и четкими, без лишних отвлекающих деталей, понятными и правдоподобными. Рисунки должны располагаться на однотонном или белом фоне, чтобы глаза малыша не отвлекались от главных объектов. Выражения лиц персонажей не должны пугать и отталкивать.

Соответствие рисунков содержанию. Маленькие детки теряются, если на картинках нет того, о чем мама читает. Поэтому каждому сюжетному повороту должна непременно соответствовать иллюстрация. И лучше, если она будет находиться на одной странице со «своим» текстом, а не на соседних – так малышу легче ориентироваться и воспринимать текст (он сразу соответствует картинке, образ складывается и отпечатывается в маленькой головке). То есть, по сути, картинки должны быть «пошаговыми».

Шрифт. Чем активнее ребенок «читает» книжки, тем раньше начинает интересоваться буквами. Соответственно, шрифт должен быть четким, крупным и понятным, печать — яркой, контрастной. Буквы должны быть узнаваемыми, поэтому чересчур витиеватой «вязи» в детской книжке быть не должно. Даже при оформлении первых букв на странице.

Выбор первой детской библиотечки – дело ответственное

Важно, чтобы в ней присутствовали экземпляры разных форм, размеров, оформления, соответствующего возрасту качества и содержания (например, экземпляры с погремушкой после года утратят актуальность, а до книжки со встроенным пианино грудничок в 3 месяца еще точно не дорос). Тогда они будут способствовать развитию ребенка и не станут просто способом на время его увлечь

Можно ли начинать учить ребенка читать до поступления в школу

Многие родители заинтересованы в том, чтобы научить ребенка читать и писать ещё до начала обучения в школе. Ведь тогда ребенок будет быстрее усваивать новый материал, станет приносить домой хорошие отметки и будет активно участвовать в общественной жизни школы.

Нынешние стандарты образования позволяют отложить обучение грамоте до момента поступления ребенка в первый класс средней общеобразовательной школы. Сейчас, согласно законодательству, ребенок не обязан уметь читать на момент поступления в школу. Обучение детей грамоте — это и есть содержание учебного плана первого класса.

Дети в школе на уроке

Есть дети, которые умеют читать уже за 6-12 месяцев до начала обучения в школе. Как же родителям удается пробудить такой интерес к чтению? Как правило, дети начинают читать осознанно в возрасте после 5-6 лет. У наших мам и бабушек не возникало таких вопросов — «Когда учить ребенка читать?», потому что за всё отвечала школа. Но сегодня у современных родителей совсем другие возможности.

В крупных городах нашей страны работают многочисленные студии раннего развития. Некоторые из них предлагают научить ребенка читать с годовалого возраста. Учебный год здесь начинается так же, как и в обычной школе — в сентябре. Поступив в такой учебный центр ребенок научается уже к концу календарного года ориентироваться в словах.

Дети учатся читать слова целиком

Обучение начинается с самых простых и любимых слов — мама, папа, баба, деда. Это методика Глена Домана, который разработал эту программу. Детям показываются все слова целиком. И к концу года, как бы это не казалось невероятным, дети во всех изученных словах ориентируются, воспринимают слово целиком. Педагог показывает ребенку табличку с написанным на ней словом и ребенок уже знает это слово и, соответственно, может его прочитать. До возраста трех лет мозг развивается очень интенсивно

Крайне важно не упустить этот момент. Чаще всего детей обучают по методике Глена Домана, Марии Монтессори, Сесиль Лупан

Однако, не все специалисты готовы согласиться с подобными методиками. Например врачи — они смотрят на обучение к чтению с традиционной позиции знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа: «Не навреди!».

Минусы самостоятельного обучения детей чтению

Проблемой домашнего обучения чтению педагоги считают отсутствие системного подхода. Промахи или недостаточная углублённость любого этапа обучения может привести к тому, что ребенок не сможет правильно производить звуковой разбор слова, разбивать слова на слоги. Нередко, при неправильном подходе к занятиям, ученику трудно перейти к беглому чтению. Подобные ошибки впоследствии непросто скорректировать, поэтому педагоги дошкольного и начального образования рекомендуют делегировать обучение грамоте профессионалам.

В большинстве общеобразовательных школ имеются подготовительные курсы к первому классу. На них вводят понятие букв и звуков, но на минимальном уровне. Несмотря на то, что для поступления в первый класс такой базы достаточно, полученные знания не сильно облегчат адаптацию ребенка в школе. Посещение таких курсов полезно, но особых преимуществ давать не будет.

Иначе обстоит дело с центрами детского дополнительного образования, которых существует огромное множество

Все они различаются, по этой причине стоит обратить особое внимание именно на программу, которую предлагают к изучению. Для подготовки к школе стоит выбирать те учреждения, которые работают и с дошкольниками по методикам, направленным обучение детей чтению с нулевого уровня

Системный подход таких занятий позволяет эффективно подходить к образовательной деятельности, последовательно проходить программу. Ребенок освоит звуковой и буквенный этапы, сможет закрепить знания при поддержке опытного педагога и получит хорошую базу для первого класса, а занятия в форме игры позволят провести время не только полезно, но и весело.

С 1,5 – 2-х лет

Картонные книги для самых маленьких

Когда ребенку исполняется 1 год, каждая мама задумывается о совместном чтении. Но как обезопасить бедные книги от вездесущих и всёрвущих детских ручек? Сегодня есть прекрасный выход из положения — картонные книги! Порвать их практически невозможно. Именно с них я начну свой рассказ о детских книгах.

Книги серии «Всё-всё-всё для малышей»

Пожалуй, лучшими книгами на первое время для нас стали сказки и стихи из замечательной серии «Всё-всё-всё для малышей». Это книги из плотного картона, содержащие всего несколько страниц, но прекрасные иллюстрации и несложные сказки. Цена довольно низкая — всего 70 рублей за штуку.

Поверьте, ваш малыш полюбит эти книжки. Дочке уже 2 года, а она до сих пор просит их читать. Кстати, их состояние спустя год на 5+.

Книга в книге «Где мой малыш?»

В 1.5 годика мы прикупили очень необычную книгу «Где мой малыш?». Изюминка этой книжки в том, что в ней располагается еще одна книжка, поменьше, и листается отдельно от главной. В этом маленьком приложении нарисованы детки животных из основной книги. И кроме чтения можно попросить ребенка найти «правильного» малыша для слонихи, медведицы, овечки и так далее. Кстати, малыши там находятся не в том порядке, что их мамы, и это делает задачу интереснее.

Страницы толстые, картонные — порвать невозможно, стишки хорошие, формат небольшой, что позволяет брать книгу в дорогу.

Читаем перед сном

Книжка «Читаем перед сном» отлично подойдет для ребенка 1 года — прочные картонные страницы, короткие стихотворения, симпатичные зверушки на картинках, засыпательная тематика. Просто замечательно для чтения на ночь.

Дочке очень долгое время нравилась эта книга — примерно от 1 года до 1.5 лет, затем был перерыв, и вот в 2 года она снова просит ее читать! В общем, книжка окупила себя на все 200%.

Подарки

Еще одна картонная книга, на этот раз большого формата. Что интересно, книжка складывается гармошкой, а не листается, как обычно. Страниц немного, но рисунки красочные, а стихотворения позволяют познакомить ребенка с разными предметами и животными, которых мы нечасто встречаем в жизни — обезьяны, верблюды, олени, гагара.

Дочке нравится эта книга, как и большинство книг с животными :). Купить книжку можно, например, здесь.

Что читают самым маленьким?

Малыши еще не умеют читать и не воспринимают большие и сложные тексты. В возрасте до 4 лет родители делают упор на развитие ребенка, доверяя авторам-педагогам и книгам с обучающей направленностью. Такие книги развивают образное и пространственное мышление, словарный запас, рассказывает ребенку об окружающем мире. «Моя первая книга. Самая любимая», выпущенная «Белым городом», стала настоящей «палочкой-выручалочкой» для тех, у кого подрастают дети 3-6 лет. Книга полюбилась многим за доступность изложения и лаконичность. Родители называют издание полезным. «Ребенок в возрасте полутора лет знает геометрические фигуры, отличает пожарную машину от грузовой, кран от экскаватора, знает и различает фрукты, овощи и ягоды», — пишет одна из мам.

Не меньшей популярностью пользуются у родителей книги серии «Школа семи гномов» издательства «Мозаика-Синтез» и «Умные книжки» для детей 2-3 лет издательства «Махаон». С этими книгами узнают первым буквы и слова, определяют время, знакомят с азами логики и математики. Обучение детей в доступной и игровой манере — основной принцип развивающих книг для малышей, а доступность изложенного материала, прежде всего, ценят родители.

Книжки-игрушки, которые совмещают и литературную, и обучающую, и игровую функции, покупают всем малышам. Например, книжку-погремушку «Мои первые слова, Мама и детки» можно и трясти, и даже кусать. Главные требования, которые предъявляют родители книжкам-игрушкам, — качество, безопасность и прочность материалов.

Некоторые издательства предлагают новые и концептуальные подходы развития творческих способностей — книга французского художника Эрве Тюлле как раз из таких. Реакция неоднозначна: одни испытывают восторг, другие выказывают скептицизм. Книга предлагает совершенно новый и, в тоже время, давно забытый формат интерактива без применения каких-либо цифровых устройств и прочих технических средств. Главный инструмент — воображение ребенка.

Родители не только учат малышей буквам и словам, но и читают им стихи и сказки.

Книги современных авторов не уступают привычной классике. Сказка Елены Ракитиной с рисунками Виктории Кирдий «Сережик» о приключениях маленького ежика нравится родителям ничуть не меньше, чем детям. Рифмованные истории Джулии Дональдсон так же популярны, как и рассказы про ослика Мафина Энн Хогард

Стихотворная или прозаическая форма — неважно, главное, что эти книги учат добру

Отечественная детская классика так же востребована родителями. Особенно популярны качественные переиздания старых советских книг. С одной стороны — это привет из собственного ушедшего детства, с другой стороны — действительно достойный образец хорошего текста и иллюстраций под одной обложкой.

«Кошкин дом» Самуила Маршака с иллюстрациями Юрия Васнецова или «Кот Василий» украинского поэта Алексея Крылова — книги, которые пахнут не только свежей типографской краской, но и воспоминаниями из собственного детства.

Топ-20 для малышей с самым большим количеством рецензий

«Моя первая книга. Самая любимая. От 6 месяцев до 3 лет» — 365 рецензий
Ракитина Е. «Сережик» — 129 рецензий
Земцова О. «Грамотейка. 2-3 года» — 116 рецензий
Дональдсон Д. «Улитка и Кит» — 66 рецензий
«Школа семи гномов. Полный годовой курс занятий до 1 года» — 65 рецензий
Тюлле Э. «Живая книга» — 55 рецензий
Теплюк С. «Книга-мечта о том самом Зайке, о днях рождения, о большом и маленьком и тихих стихах. Детям от 1-3» — 54 рецензии
Хогарт Э. «Мафин и его веселые друзья» — 52 рецензии
Земцова О

«Развиваем внимание 2-3 года» — 50 рецензий
Маршак С. «Кошкин дом» — 47 рецензий
Колдина Д

«Учимся лепить. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет» — 45 рецензий
Карганова Е. «Книжки-пышки с пазлами/Мамы и детки» — 43 рецензии
Развивающий плакат-игра с многоразовыми наклейками. «Едем, плывем, летим» — 41 рецензия
«Первая книга малыша. Энциклопедия для детей от 6 месяцев и старше» — 41 рецензия
Розен М., Оксенбери Х. «Идем ловить медведя» — 40 рецензий
«Неваляшки-погремушки/Мои первые слова/Мамы и детки» — 32 рецензии
Овсепян К. «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации» — 32 рецензии
«Школа малышей. Умные наклейки для детей 2-х лет. Развивающая книга с наклейками» — 31 рецензия
Громова О., Павлова Л. «Еще про зайку» — 29 рецензий
Карганова Е. «Чуня» — 29 рецензий

4-6 лет

В этом возрасте малыш изучает буквы и начинает читать свои первые слоги, слова, предложения, а потом и первые книги. 

В данном возрасте выбор произведений и книг очень широк, в доме их должно быть довольно много. Ребёнок может начинать самостоятельно читать первые книги для малышей, которые вы читали ему вслух. Сходите на книжную ярмарку, библиотеку, дайте ребёнку возможность ощутить, что книги — это целый магический мир!

Читать можно сказки народов мира, приключенческие рассказы, романы и повести, первые энциклопедии для дошкольников и младших школьников, пособия для подготовки к школе, тематические подборки (к Новому году, к летним каникулам).

Серия Познавательные сказки.

ЧТО НУЖНО ПРОЧИТАТЬ:1. Андерсен Г. Х. «Дюймовочка», «Сказка о стойком оловянном солдатике»2. Бажов В. «Серебряное копытце»3. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»4. Бианки В. «Рассказы о животных»5. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»6. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»7. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»8. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»9. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»10. Гэллико П. «Томасина»11. Доктор Сьюз «Сказки»12. Ершов П. «Конек-Горбунок»13. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке»14. Козлов С. «Ёжик в тумане», «В родном лесу»15. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица»16. Лагерлёф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»17. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»18. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»19. Сказки народов мира20. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазёры»21. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»22. Остер Г.Б. «Котёнок по имени Гав и другие истории»23. Пришвин М. «Лесной хозяин»24. Пушкин А.С. «Сказки»25. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»26. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»27. Романова Н. «Муравей Красная Точка»28. Русские народные былины29. Толстой А.Н. «Приключения Буратино»30. Уайлд О. «Звёздный мальчик»31. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»32. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»33. Чаплина В. «Кинули»

Прочитать эти книги настоятельно рекомендуется: это базовая основа понимания языка, культуры речи, нашего окружения. Записывайтесь в библиотеку или собирайте книги заранее, чтобы они были у вас дома.

Энциклопедии с Чевостиком (Самолёты и авиация).

Как выбирать детские сказки для самых маленьких

Сказки, которые нужно читать для младенцев, должны полностью соответствовать возрасту и психическому развитию малютки

Для того чтобы понять, что ему подходит идеально, нужно обратить внимание на то, как слушает он сказку. Если рассказ воспринимается без интереса, это говорит о том, что волшебная история для ребенка неинтересна или просто еще слишком сложна для понимания

Рассказывать детские сказки нужно в соответствии с возрастом и психическим развитием ребенка

Психологи считают, что знакомить карапуза с волшебными историями можно начинать с трехмесячного возраста, так как он уже с интересом смотрит на окружающие предметы и готов увидеть свою первую книжку-малышку.

Следующий этап «книжного» развития крохи наступает в возрасте пяти месяцев. Тогда можно купить ему книжки-картинки для самых маленьких, которые не должны содержать текст, максимум – одно короткое слово или подпись к рисунку. На каждой странице должно быть одно крупное изображение на неярком фоне. Дети до года воспринимают книжки как новые игрушки, это абсолютно нормально.

По поводу содержания детские специалисты говорят следующее:

  • Лучше всего начинать знакомство со сказок о животных, которых детки могли увидеть в реальной жизни: это кошка, собака, птичка. Однако не стоит сказки для грудничков читать с драматическим концом, например, «Колобок»;
  • Интересны сказки-перепевы, которые могут придумывать сами родители или использовать аудио записи с авторскими произведениями. Они объединяют в себе сюжеты и героев разных сказок, например, «Зайкина колыбельная», «Любимые игрушки».

Почему нельзя начинать обучение чтению слишком рано

С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. Даже изучив алфавит, ребенок не сможет прочитать предложение, поняв его смысл. Он будет произносить каждый слог или слово, не запоминая сути.

Раннее начало таких занятий также ведет к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение, при котором непропорционально усиливается приток крови к мозгу, что вредит другим органам малыша. К тому же необходимо учесть, что глаза ребенка не приспособлены к длительному зрительному напряжению, которое возникает при изучении букв и чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения (близорукость).

Так как полушария мозга отвечают за разные сферы умственной деятельности, несвоевременное начало занятий может привести к недостатку образного мышления у детей. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально

Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, эмоции, музыкальный ритм и восприятие цвета

Учитывая то, что дети познают в форме игры, стихи, сказки, мультфильмы не развлечение, а необходимые инструменты для изучения устройства мира. Через них малыш узнает о таких социальных понятиях, как добро и зло, сопереживание и сочувствие, дружба и любовь, честность и преданность. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к тому, что эмоциональное развитие притормаживается. Восполнить недостаток так называемого социального интеллекта редко представляется возможным в старшем возрасте, что может привести к:

  • отсутствию эмпатии (способности понимать эмоции других людей, сопереживать им);
  • сложности самопознания (трудности с верной трактовкой своих эмоций, узнаванием своих сильных и слабых сторон, определением личных принципов и жизненных ценностей);
  • взращиванию замкнутости и неуверенности в себе;
  • появлению различных комплексов на фоне трудности построения доверительных отношений с другими людьми;
  • потере мотивации и желания учиться.

История знает массу талантливых людей, многие из которых были развитыми с самого раннего возраста, но зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем. По этой причине нужно стремиться вырастить из малыша социально приспособленную личность, а образование начинать своевременно.

Чтение от 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги

Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки — неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть

После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку — в этом возрасте ему очень нравится быть «повторюшкой»: попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку — вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое «цокотуха», ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз — дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки «читать» самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, — для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт — титульный лист, свой фасон одежды — формат, «говорящая обложка», которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь — не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: «И мне тоже почитай!». Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе «Тараканище» К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение — не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

История детской книги

Детская литература появилась относительно недавно: в 17 веке. До этого дети не считались такой ценностью, чтобы специально для них писать книги. Родители и старшие родственники рассказывали малышам сказки, пели им песенки. Причем сказки были те же, что и для взрослых, но, возможно, в более «легком» варианте

В 18 веке стали появляться книги, которые с удовольствием читают и сегодняшние ребятишки, правда, в переработанном и адаптированном для детей виде. Изначально эти произведения предназначались для взрослых. Это «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, и многоплановое и совсем не простое «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, появившиеся позднее сказки Шарля Перро, братьев Гримм и всемирно любимые сказочные истории великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, в день рождения которого и отмечается День детской книги. Решение выбрать именно эту дату было принято в 1967 году, 50 лет назад.

В России детям читали народные сказки и истории о богатырях, басни и былины. Во времена правления Петра I появились переводные детские книжки, преимущественно воспитательного характера.

Но настоящий расцвет детская литература пережила в ХХ веке. В СССР работали целые издательства, выпускавшие исключительно детские книжки. Огромными тиражами печатались книги для детей и в других странах. Дети читали буквально «запоем», и книга действительно была лучшим подарком.

Как обстоит дело с детским чтением сейчас?

Что читать ребенку в возрасте от 1.5 до 3-4 лет?

К этому возрасту ребенок начинает понимать речь взрослого и предпринимает попытки изучить все вокруг. В жизнь приходит подражание поведению взрослых. Первые ролевые игры помогают более ярко освоить опыт, полученный в течение дня.

В этом возрасте важным фактором для прививания любви к книгам является регулярное чтение, направленное на более серьёзный и осмысленный подход к прочитанному материалу.

С учетом того, что в данном возрасте ребенок еще не в полной мере может запомнить и сопоставить разные эпизоды истории, важно каждый раз начинать историю с начала. Даже, если накануне вы не смогли дочитать до конца историю, то на следующий день ее нужно начинать читать сначала, а не с того места, где вы остановились

В этом возрасте дети часто просят читать одну и ту же историю несколько раз подряд. Не нужно им в этом отказывать, ведь это проявление того, что ребенок полностью понимает сказку или стихотворение. Используйте это для развития памяти ребенка.

Заучивайте любимые истории и стихи ребенка с ним наизусть. После того, как ребенок полностью выучит историю, попробуйте рассказать ее в неправильной последовательности и предложите малышу исправить то, что было неправильно. Таким образом, вы будете дополнительно проводить работу по развитию мышления и логики у ребенка.

Не стоит опасаться книг с незнакомыми малышу словами. Вероятнее всего ребенок уже понимает больше, чем вам кажется и внедрение в его пассивный словарь новых слов только увеличит его словарный запас и поможет развитию речи.

Что выбрать для чтения в возрасте от 1,5 до 3-4 лет?

Небольшие стихи до 12 строк. Если какое-либо стихотворение не нравится малышу, то его стоит убрать и прочитать позже. Вероятнее всего эта реакция на то, что ребенок не до конца понимает смысл прочитанного;
Короткие сказки, в которых происходит одно событие или сюжет развивается линейно

В этом возрасте важно, чтобы ребенок понимал логику происходящих событий, которые вытекают одно из другого;
Сложные истории, которые заставляют возвращаться к прошедшим событиям или же опираются на другие истории для данного возраста еще сложны и их прочтение нужно отложить для старшего возраста;
Небольшие рифмованные загадки. Использование нового вида текстовой формы позволяет усиливать интерес ребенка к чтению, так как этот вид позволяет не только пассивно слушать историю и представлять ее, но и самому участвовать в создании истории;
Книжки с животными и предметами, которыми пользовались до этого тоже можно читать, но на данном этапе в историях должны появляться взаимоотношения между героями, диалоги.

В данном возрасте ознакомьте ребенка с такими сказками как «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д. Идеально подходят стихи Агнии Барто для малышей и произведения В. Сутеева. Актуальными остаются потешки и стихи народного творчества.

На чем остановиться при покупке книги?

  • Прочные книги с крупными буквами и большими иллюстрациями;
  • Книги и журналы с возможностью поиграть: книги-пазлы, книги с наклейками, книги-раскраски.

Как выбрать правильную методику обучения чтению

Как правильно учить ребенка читать? Какие методики считаются самыми эффективными?

Для достижения максимальных результатов выделяют несколько проверенных и «рабочих» методик:

  1. Азбука, в которой для каждой буквы имеется определенная картинка. Детям нравятся яркие изображения, что позволяет им с легкостью визуализировать новую информацию и намного быстрее ее запомнить. Однако не стоит слишком увлекаться картинками, иначе малыш «привязывается» к образу конкретной буквы, забывая о том, как она выглядит на самом деле.
  2. Букварь – классика всех времен и поколений. Несмотря на изменения в оформлении современных букварей, их принцип остался неизменным – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Нужно выбирать буквари, где изучение букв и слогов идет параллельно – для моментального укрепления пройденного материала.
  3. Кубики Зайцева. Педагог из Санкт-Петербурга Н.А Зайцев создал кубики со складами – это отличное решение для обучения детей в игровой форме.

Каждый родитель вправе самостоятельно составлять программу для обучения чтению своего ребенка. Необходимо учитывать особенности его поведения и интересы, чтобы каждое занятие было увлекательным и продуктивным.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:

Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями

Таким образом, чтение способствует развитию речи.
Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов

Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий