Возрастной кризис как основа развития психики детей

Популярные посты

Основные симптомы кризиса сепарации (разделения)

Выразить свои эмоции, переживания, адекватно для окружающих детям сложно и в возрасте 3-4 лет. Что говорить о детках до года.  Поэтому они подают нам имеющиеся в их арсенале сигналы, говорящие о «сбое в системе»:

  • не хотят укладываться спать;
  • отказываются кушать, переодеваться, купаться, играть в любимые игры;
  • просыпаются по ночам (читайте полезную статью Ребенок в 10 месяцев плохо спит ночью).

Но первый кризис сепарации, наступающий в среднем в 8 месяцев, помимо этого, имеет и свои конкретные признаки, говорящие именно о страхе лишиться мамы:

Ребенок не дает вам отойти и на шаг, виснет на ваших руках, одежде.
Отрывается от вас с громким плачем.
Демонстративно боится и отвергает внимание окружающих. Причем это касается даже знакомых и близких людей: бабушек и дедушек

Иногда в игнорирование идет даже папа.
Постоянно требует внимания, причем именно маминого.

Как себя вести близким взрослым

Чтобы малой кровью пережить кризис первого года жизни ребенка, нужно выстроить единую для всех членов семьи линию поведения

Важно, чтобы все взрослые, с которыми контактирует малыш, придерживались одних и тех же принципов, так крохе будет легче принять верные ориентиры, научиться правильному взаимодействию, уяснить границы. Современная психология придерживается достаточно мягкой, но при этом четкой модели построения общения с годовасом

Вместо ограничений – возможности. Большое количество запретов – серьезное испытание для малыша и родных, вынужденных целыми днями твердить «нельзя» и снимать/убирать/уводить/отвлекать юного исследователя. Создание безопасной среды поможет решить эту проблему. Уберите ценные, хрупкие, опасные вещи в недоступные для ребенка места. Нижние шкафы заполните вещами, которые позволительно доставать, раскидывать, грызть, бросать. Кухонный ящик, наполненный полотенцами, пластиковой посудой, закрытыми пакетами с крупами, макаронами, бобами, подарит вам от 5 до 30 минут времени. Лишние полчаса-час утреннего сна для мамы – это спальня, где стоят коробки с игрушками, емкость со всевозможными проводами, лежит мяч, есть дверцы, которые можно открыть и выкинуть оттуда свои же одежки. Каждый ребенок имеет свои предпочтения. Возможно, вашему чаду нравится бытовая техника – попросите у друзей поломанные тостер, миксер, ненужный чайник, и отдайте своему ребенку на растерзание.

  • Сделай сам. Позвольте проявлять самостоятельность, поддерживайте инициативу, будьте рядом для подстраховки. Малыш хочет залезть на диван – положите на пол высокую подушку, которая будет выполнять роль ступеньки. Хочет есть ложкой – посадите его в стульчик раздетого и дайте какую-нибудь еду, которая легко отмывается с поверхностей.
  • Насильно сыт не будешь. Одна из самых популярных проблем, которые озвучивают мамы – «он ничего не ест!» Малыши кризисного возраста могут отказываться от еды из чувства противостояния. Насильное кормление сопротивляющегося ребенка – страшный сон каждого родителя, чаще всего это заканчивается тремя ложками съеденного пюре и генеральной уборкой кухни. Попробуйте поменять тактику – предлагайте сыну/дочке сесть покушать вместе с вами, ту же еду, что едите вы сами. Конечно, такой эксперимент предполагает правильное питание всей семьи – качественные продукты, минимум специй, щадящие способы приготовления. Не забудьте убрать вредные перекусы вроде печенья, ставьте их в зоне видимости карапуза после основной трапезы.
  • Слушать и слышать. Понимать не умеющих разговаривать детей сложно, порой приходится долго гадать, чего же они хотят. Внимательно относитесь к жестам и звукам маленького непоседы, со временем вы безошибочно будете определять его желания.

Ценность общения. Разговаривайте – озвучивайте свои действия, называйте предметы, чувства (свои и ребенка), читайте. Развитию речи ребенка способствует грамотная, чистая речь взрослых.
Не мама для ребенка, а ребенок – при маме

Несмотря на важность совместной игры, родитель не может все время уделять только этому. У взрослых есть работа, домашние дела, увлечения

Когда кроха видит родителей, занимающимися своей повседневной жизнью, он развивается. Естественное течение дел семьи закрепляет у крохи модели поведения, понятия о социальных ролях, учит включенности, самостоятельности. Привлекайте сына или дочку к своей ежедневной рутине, деткам это нравится.

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение
со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя,
родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной
ситуации развития младенца.Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1
месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека,
ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении,
которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает
его активность, что становится необходимой основой для развития его
движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют
бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются,
ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на
глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему.
Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом
уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия
недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

  • Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
  • Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

  • Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
  • Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности

Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка

Завтрак должен стать необходимостью

Начало кризиса

Итак, вашему малышу 9-12-15 месяцев, и вот он долгожданный миг…! Ваш малыш сделал первый шажочек самостоятельно, вызывая тем самым слезы умиления у мамы (да и у папы порой, чего уж там). И вот ваш дом, такой уютный и приспособленный для жизни малыша, вдруг превращается в логово, полное опасностей, которые подстерегают ребенка буквально повсюду. Розетки и провода, чашки с горячим чаем, ступеньки и лестницы, душевые кабины и пороги. В общем, родители, готовьтесь! Наступают веселые времена.

Если раньше ребенок всецело зависел от мамы, то овладев навыками прямохождения, он превратился в ураган, который носится по дому, сметая все на своем пути. Разбивается все, что может разбиться, ломается все, что в зоне доступа, рот любопытного исследователя набит опасными мелкими предметами. Он падает в приступах истерики и норовит это сделать исключительно в общественных местах. Часто можно наблюдать, что ребенок в синяках, царапинах и ссадинах настойчиво испытывает терпение родителей, откручивая ручку шкафа, или использует кастрюли в качестве музыкального инструмента. На самом деле происходит важнейшее психологическое событие – личностное развитие, а кризис 1 года у ребенка всего лишь верхушка айсберга. Ребенок пробует этот мир на вкус, испытывает границы, где заканчивается мама, и начинается он сам. И все это происходит на фоне сильнейших эмоциональных переживаний.

Первые шаги

Раньше малыш передвигался на четвереньках, и его основной целью было изучение границ окружающего его пространства. Но сейчас он может шагать своими маленькими ножками, и его взору предстают новые горизонты: ему видны те предметы, которые он раньше не замечал — высота была не та.

Естественно, что в юном исследователе тут же просыпается жажда познания: новые интересные вещи хочется потрогать, лизнуть, понюхать, поиграть.

Родители же недоумевают: раньше малышу вполне хватало погремушек, почему же сейчас ему подавай то папин ноутбук, то мамин телефон? Ребенку, который едва перевалил за отметку одного года, нет смысла отказывать в требуемом с помощью слова “нельзя”.

Это только приведет к длительному противостоянию карапуз-родители. Если ребенка тянет поиграть с опасными предметами (розеткой, кухонным ножом, утюгом), нужно максимально доступно объяснить, что такая “игрушка” может поранить, ударить, обжечь.

Вместо этого предложите своему чаду не менее интересные взрослые безопасные предметы: набор ярких силиконовых формочек для кексов, брелок от ключей без острых углов, цветастые рекламные проспекты.

Совет

Ищите специализированную помощь, первый шаг к решению ситуации — принять, что у вас есть проблема, читайте о зависимостях, вы можете начать с чтения, проконсультироваться с группой, специализирующейся на зависимостях, есть также группы помощи в где поддержка предоставляется бесплатно, доверие, вы не одиноки и позволяете себе помогать.

Что делать родителям?

В период агрессии или нервных срывов у годовалого ребенка родителям также приходится тяжело. Иногда хочется повысить голос, не сдерживаться, потому что силы на исходе. Но, как бы тяжело не было, придется проявить выдержку, понимание, а еще поможет чувство юмора и фантазия. Помните, что любую ситуацию лучше перевести в игру, чтобы добиться желаемого результата. Маленькие детки познают мир и себя, как личность, в игровой форме – вот и используйте это в кризисные моменты.

  1. Ребенок наотрез отказывается купаться? Устройте заплыв корабликов, приобретите краба, который умеет пускать мыльные пузыри в ванной или придумайте еще какое-нибудь увлекательное занятие, которое обязательно понравится малышу.
  2. Если карапуз отказывается завтракать, призовите на помощь любимую плюшевую игрушку. Например, зайка будет кушать вместе со своим хозяином или кормить его кашей.
  3. Когда собираетесь на прогулку, дайте возможность малышу самому выбрать свитер или брюки.

Детки с раннего возраста стремятся к самостоятельности, и этот шаг со стороны родителей – первая серьезная ступенька к доверительным отношениям в дальнейшем.

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста: что нужно знать и что делать

Кризис новорожденности (от 0 до 1 года)

Кризис новорожденности проходят абсолютно все дети. Начинается он в момент рождения. Главным образом, это связано со сменой среды. Из теплого темного маминого живота ребенок оказывается в незнакомом мире. Дыхание, питание, все происходит не так, как он привык делать до появления на свет.

Период адаптации длится до двух месяцев.

Сложно со стопроцентной уверенностью сказать, что происходит в голове у ребенка в этом возрасте. Однако, задача родителей не только обеспечить всем необходимым для жизни, но и давать положительные эмоции. Ребенок должен чувствовать, что его ждали. Родители рады его приходу в этот свет. Равнодушие или негатив уже в таком малом возрасте могут заложить неправильные установки и комплексы.

Кризис младенчества (1-2 года)

К году-полутора почти все дети уже активно ходят, пытаются произносить звуки и даже слова. Это означает, что их возможности познавать мир обширны. Но в этот же период дети познают и всевозможные родительские “нельзя”. Различные ограничения становятся причиной недовольства, агрессии или истерики. Несовпадение детского “хочу” и родительского “надо” приводят к обидам и слезам.

Основная проблема заключается в неспособности ребенка прямо объяснить свои желания и намерения, а родителей — их понять. Ребенок не может полноценно говорить, поэтому заменяет слова доступными ему способами изъяснения — слезы, кидание игрушек, катание по полу и тд. Именно такие действия родители болезненно воспринимают, считая, что с их малышом что-то не так. Все так. Просто, за невозможностью сказать словами, в ход идут действия.

Задача родителей проявлять терпение

Если не получается объяснить ребенку, почему нельзя делать определенные вещи, то нужно постараться переключить его внимание на что-то другое

В этот период важно установить четкий лимит “нельзя” и неукоснительно ему следовать. При этом запретов не должно быть слишком много

Нужна золотая середина. Нельзя все запрещать, равно как и нельзя все разрешать.

Установив рамки, нужно не забывать поощрять стремления ребенка к самостоятельности. Сам поел, сам попытался надеть или снять одежду, помог маме со стиркой. Любые действия, копирование поведения взрослых должны восприниматься родителями позитивно.

Кризис раннего детства (3-4 года)

Первый серьезный возрастной кризис у детей выпадает на возраст 3 года. Связан он с тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Эта личность хочет доказать всем, что она сама по себе. Дети меняют свое поведение на столько, что готовы отказаться даже от любимых занятий. В это же время начинается проверка взрослых на прочность. Дети целенаправленно ищут границы родительского терпения.  

Признаки

  • ребенок отказывается выполнять любые просьбы взрослых;
  • ребенок стремится все делать сам любыми способами;
  • происходит изменение сложившегося ранее режима;
  • под сомнение ставится авторитетность взрослых;
  • частые протесты, истерики и бунты по незначительным поводам.

В этот период характерны фантазии и вымысел для избежания наказания. Ребенок обвиняет игрушки или домового, что они съели конфеты. Родители часто воспринимают это за попытки врать.

Для кризиса трех лет характерно проявление агрессии к окружающим предметам, людям и животным.

Сложность кризиса раннего детства для ребенка заключается в том, что он сам не всегда знает, что именно хочет. 

Родителям необходимо проявить максимальное терпение. Попытки насильно подавить все признаки кризиса приведут к психологическим травмам. Вместо насилия лучше проявить хитрость и смекалку.

Часто самый эффективный метод добиться желаемого — идти от обратного. Ребенок отказывается есть, нужно предложить ему сегодня ни в коем случае не обедать. Стремясь сделать наперекор, он тут же схватится за ложку.

Одно из желаний ребенка во время кризиса раннего возраста быть услышанным родителями. Он хочет, чтобы с его мнением считались. Именно к этому должны стремиться родители. Они должны показать, что они не просто готовы выслушать мнение ребенка, но и последовать ему. Естественно, в разумных пределах.

Важно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность. Это касается и права выбора, и конкретных действий

Если он хочет одеваться сам, пусть одевается. От родителей требуется лишь рассчитать время, чтобы никуда не опоздать.

Кризис трех лет считается наиболее важным для ребенка, т.к. начинается формирование личности. От того, как родители проявят себя в этот период, во многом зависит, что это будет за личность.

Признаки кризиса одного года у ребенка

  • Плаксивость и истерики, крики и слезы по любому поводу. Кроха может даже драться кулачками или стучать ножками по полу. Особо изобретательные карапузы падают на пол и бьются в истерике.
  • Непослушание и упрямство. Нежелание купаться, одеваться или кушать предложенную пищу.
  • Болезненное стремление к самостоятельности.
  • Агрессия и обидчивость. Острая реакция на запреты и замечания.
  • Противоречивость и непоследовательность. Карапуз хочет то одно, то другое, то, получив желаемое, теряет к нему интерес.

Теории и концепции периодизации

1. Еще Пифагор в VI веке до нашей эры обращался к теме периодизации и создал вот такую классификацию:

  • весна (зарождение и становление человека, с рождения до 20 лет);
  • лето (молодой человек, от 20 до 40 лет);
  • осень (человек в расцвете сил, от 40 до 60 лет);
  • зима (угасание человека, с 60 лет до конца жизни).

2. Зигмунд Фрейд создал свою концепцию, основанную на бессознательном сексуальном влечении, на психосексуальном развитии. Периодизация Фрейда включает в себя оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадию.

3. Общепсихологическая теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна берет истоки от постулата марксизма — «бытие определяет сознание». Психологи выявили некую зависимость, которая присутствует в жизни человека и определяет его развитие:  деятельность — мотив — потребность.

4. Л. С. Выготский в своей концепции выразил мысль, что развитие — это идеальное освоение бытия взрослого. Данная теория подразумевает следующие особенности психического развития ребенка:

  • развитие незапрограммировано изначально, а определяется одним только своим ходом, то есть развитие неперформированное;
  • источник развития находится вне оргазнизма;
  • ребенок является не только объектом, на который можно воздействовать извне, но и субъектом жизни, так что сам может направлять вектор своего развития;
  • наличие сензитивных периодов, то есть периодов, когда человек максимально восприимчив в воздействию извне, соответственно, перенимает много информации и развивается.

Концепция Выготского включает в себя чередование стабильного и кризисного развития ребенка и подростка:

  • кризис новорожденности (до 2 месяцев);
  • младенческий возраст (до 1 года);
  • кризис 1 года;
  • раннее детство (1—3 года);
  • кризис 3 лет;
  • дошкольный возраст (3—7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьный возраст (7—13 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный возраст (13—17 лет);
  • кризис 17 лет.

5. Концепция Даниила Борисовича Эльконина является интеграцией теорий Леонтьева и Выготского: освоение идеального мира взрослых происходит посредством активной деятельности самого ребенка. Эльконин делил всю деятельность ребенка на системы «ребенок — взрослый» и «ребенок — общественный предмет», а сам период до перехода во взрослую жизнь на следующие этапы:

  • Раннее детство.
    Младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
    Раннее детство: предметно-орудийная деятельность, ребенок под руководством взрослых осваивает способы употребления орудий и речи.
  • Детство.
    Дошкольное детство: сюжетно-ролевая игра.
    Младшее школьное детство: учебная деятельность.
  • Подростничество.
    Младшее подростничество: интимно-личностное общение со сверстниками.
    Старшее подростничество: учебно-профессиональная деятельность.

6. Также существует теория психосоциального развития Эрика Эриксона. Он придерживался идей эпигенетического принципа, что означает генетическую предопределенность возрастных периодов, которые обязательно проходит каждый человек.

8 фаз развития личности по Эриксону и примерный соответствующий возраст:

  • младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (1—3 лет);
  • игровой возраст, дошкольный (от 4—6 до 7 лет);
  • школьный возраст (от 7—8 до 12 лет);
  • юность (13—19 лет);
  • молодость, начало зрелости (от 19 до 35-39 лет); 
  • взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками;
  • старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась.

Эриксон также выделил и описал 8 психологических кризисов, с которыми сталкивается человек, и эти труды немецкого и американского психолога внесли большой вклад в психологию развития личности.

Особенности новорожденного

В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:

  • большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
  • оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
  • малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
  • все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).

Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:

  • рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
  • рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
  • хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
  • рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
  • рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
  • рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
  • сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
  • плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).

Причины

В данном возрасте появляется первое ощущение самостоятельности, ребенок действительно уверен, что с большинством задач и ситуаций, а тем более с удовлетворением своих желаний, он может справиться. Родители, понимая невозможность подобного, продолжают ограничивать – держать за руку при ходьбе, запрещать начинания в исследовании мусоропровода, заставлять кушать полезное, а не только лакомства.

Кризис одного года характеризуется существенными изменениями, и важно понимать, что это не капризы от вредности, а сигналы к изменению из собственного отношения во взаимодействии с ребенком

Неуважение к проявлению личностных интересов и потребностей вызывает протест. Причем, если во взрослом возрасте люди могут осознанно понять, что их ограничивают и отстоять свои позиции вербально, то в столь раннем возрасте присутствуют только бессознательные механизмы психики в качестве регулирующих факторов. Точно так же, как в младенчестве ребенок сигнализировал о каких-либо недовольствах плачем и криком, также он продолжает вести себя и в год, иногда добавляя краткие комментарии о своем нежелании. Чем меньше родители прислушиваются к происходящему и придают значение индивидуальной позиции ребенка, тем выше градус эмоциональной реакции – от надутых губ до истерики с повышением температуры.

Около года у крохи впервые происходит осознание себя отдельным элементом, а не продолжением родительских фигур (в младенчестве люди не дифференцируют мир на внешний и внутренний). Из-за такого приобретенного открытия и новообразования отстаивание своей отдельности и исключительности является одной из ведущих задач. На границе конфликтов рождается понимание, что он не только отделен от родителей, но представляет собой личность с совершенно другими возможностями, особенностями и потребностями, для которой действуют другие правила. Это происходит при столкновении с запретами, которые разрешены старшим, осознавании их силы перед трудностями и во многих других моментах.

Родительское мнение при этом остается очень значимым для малыша, что подкрепляется инстинктом самосохранения (если он не будет удобным, послушным и любимым, то без взрослых не выживет). Именно поэтому любой строгий запрет и острая эмоциональная вспышка старших воспринимаются не как попытка уберечь от опасности, а как проявление нелюбви к ребенку. Эти переживания порой бывают столь травматичны, что оставляют след на всем дальнейшем развитии.

Похожие и рекомендуемые вопросы

Я взрослый, считайтесь со мной

Кризис 4 лет у ребёнка начинает проявляться тогда, когда малыш осознаёт себя отдельно от матери, они теперь не единое целое. Теперь он личность. Начинает понимать, что у него было прошлое и с упоением может слушать рассказы о себе маленьком снова и снова.

Ребёнок в четыре года берёт на себя функции взрослого, он с удовольствием делает замечания тем, кто, по его мнению, неправильно себя ведёт. Дома от «воспитателя» также достаётся всем членам семьи. Кроха поучает, делает замечания. Если мать объясняет малышу, что кричать нельзя, а сама при этом иногда повышает голос, малыш непременно отреагирует на подобное поведение критикой, начнёт отчитывать, говорить, что так неправильно.

Кризис 4 лет проявляется у детей по-разному. Многое зависит от темперамента ребёнка, окружения, образа жизни, индивидуальных особенностей. А некоторые родители о возрастных кризисах узнают из рассказов друзей и статей в интернете (вот, везёт же). Психологи выделяют несколько признаков:

  • упрямство, непослушание;
  • противоречивость;
  • обиды, замкнутость;
  • длительные истерики.

Любая просьба или предложение родителя может идти в противовес. Дети способны противоречить во всём на протяжении длительного времени.

В четыре года кроха, как правило, стабильнее и спокойнее. В некоторых ситуациях проблемы в поведении четырёхлетки являются продолжением кризиса 3 лет. В других негативные проявления в поведении появляются вследствие определённых причин.  Психологи выделяют несколько возможных факторов, влияющих на поведение детей.

Причина
Что делать родителям
Резкая смена привычной обстановки: посещение детского сада, если кроха только в 4 года начал посещать ДОУ, адаптационные проблемы
1.      Благоприятный и позитивный настрой самих родителей на успешное посещение дошкольного учреждения.
2.      Заранее сообщить ребёнку о том, что он пойдёт в детский сад. Можно прогуливаться рядом с территорией ДОУ, заинтересовывать малыша рассказами.
3.      Научить чадо делать то, что уже умеют дети в его группе: одеваться и раздеваться самостоятельно, резать ножницами, катать из пластилина шарики, делать простые аппликации (всё это можно узнать заблаговременно, если обратиться к воспитателям за помощью).

Нет смены видов деятельности, однообразная обстановка
Для благополучного физического и психического развития дети 4 лет должны много двигаться, познавать новое. У крохи должен быть налажен чёткий режим. Обязательны длительные прогулки на улице и занятия дома: лепка, аппликации, рисование, вырезание (разнообразный досуг). Занятия лучше проводить в первой половине дня, продолжительностью не более 15-20 минут.
Привлекайте ребёнка в помощь, домашние дела исполнять вместе будет куда интереснее, а малыш с гордостью станет хвастать своими успехами.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Некоторым деткам в четыре года сложно найти общий язык со сверстниками в силу характера. Кто-то отбирает игрушки у других детей, а кто-то безропотно их отдаёт и отдаляется от подобных взаимоотношений. Активных малышей учите договариваться, а скромных – вступать в диалог и отстаивать свои интересы. Проводите «разбор полётов» после неудачных инцидентов на площадке при общении со сверстниками. Настаивайте на том, чтобы ребёнок вслух произносил просьбу, отказ или предложение вступить в совместную игру.
Недостаток внимания со стороны родителей
Самая частая причина возникновения кризиса в 4 года

Важно качество, а не количество времени, которое вы уделяете малышу. Просто находиться рядом недостаточно, активно участвуйте в игре, занятиях, прогулках, когда у вас есть свободная минута

Иногда следует пожертвовать рабочим временем в угоду интересам вашего чада.
Замкнутость, стеснительность
В 4 года кроха, может быть, замкнутым и не уверенным в себе, плохо разговаривать.  Возрастные речевые проблемы помогут решить занятия с логопедом или дефектологом. Неуверенность можно победить, используя следующие приёмы:
Прямое внушение. Говорите чаще, что он отлично ладит с детьми (приводите удачные примеры), о том, что он умный, правдивый, приятный в общении. Помогите крохе поверить в себя.
Хвалите малыша
Обязательно обращайте внимание и поощряйте инициативность, самостоятельность, правильный выбор или решение ребёнка.
Дайте возможность реализовать себя в заботах о ком-то из членов семьи. Не отказывайте, если малыш хочет вам помочь в любом деле.
Спрашивайте совета у своего чада
Выносите решение по какому-либо вопросу с учётом его пожеланий, делайте на этом акцент.

Не надо делать

  1. Не потакать капризам: необходимо быть последовательными в своих отказах. Если уж вы не разрешаете играть с папиными документами, то необходимо стоять на своём. Если малыш поймёт, что с помощью криков и  капризов можно добиться своего, то он будет использовать это. Обязательно проговаривайте эмоции. Спрашивайте свою кроху, почему возникло раздражение, почему он или она кричит и чего на самом деле хочет.
  2. Не оставлять одного прокричаться. Доказано, что подобные методы, используемые с завидной регулярностью, негативным образом сказываются на психическом здоровье ребёнка в будущем. Будучи уже взрослым, он не сможет социализироваться и будет ощущать себя неуверенно в окружении.

Главное, что нужно помнить: кризис пройдёт, но после него появятся новые навыки и знания! 

Похожие посты

Оставить комментарий

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий