Логопедические приемы постановки звуков

Содержание

Логопед и клиент ищут друг друга

Кроме этого учитываются расположение место занятий, не все готовы ездить бог знает куда, даже к супер-специалисту, если только на разовую консультацию. Дальняя дорога утомляет малыша и результативность занятий снижается. Самый лучший вариант, когда ребенок и логопед живут рядом, но даже не подозревают об этом

Получается, что самое важное — это найти друг друга. Если среди знакомых не находится нужный специалист, тогда остается искать в интернете

Поэтому для логопеда очень важно себя прорекламировать, заявить о себе как знающем специалисте, хорошо себя подать. Безусловно, надо как можно шире и дальше закинуть свои сети для поиска новых клиентов

Например, создать свои аккаунты в соцсетях, странички в блогах и на бесплатных хостингах. Каждый раз удивляешься, каким долгим и причудливым бывает путь от клиента к логопеду. Меня не раз разыскивали через интернет, звоня всем подряд, пока не попадали на меня и не выясняли, что “я та, самая…”

Рабочие места

Вакансии для логопеда предлагаются в следующих местах:

  • детский сад
  • школа
  • логопункт
  • развивающий детский центр
  • семейный клуб
  • поликлиника
  • логопедический кабинет
  • центр коррекции и реабилитации
  • санаторий

Другое дело, что для начинающего логопеда чаще всего эти вакантные места заняты. Если они свободны, то скорее всего там платят очень мало и никто туда не хочет идти работать. А родителям очень часто сложно устроить малыша в сад, потому что количество мест в коррекционных заведениях обычно сильно ограничено.

Безусловно, можно вызвать репетитора на дом. Родители выбирают, исходя прежде всего из размеров своего кошелька. Для кого-то важен опыт работы логопеда. Многие предпочитают искать среди знакомых, по рекомендации, так сказать, используя “сарафанное радио”. Хорошие отзывы дают какую-то гарантию, что время и деньги не будут потрачены зря. А для логопеда хороши тем, что родители будут ему доверять и меньше тревожиться.

Наши логопеды-дефектологи:

Одинокова Галина Юрьевна

Кандидат педагогических наук, супервайзер ЦДКРН, логопед, дефектолог. Стаж практической работы с детьми — 26 лет. Проводит диагностику речевого и психического развития ребенка, начиная с младенческого и раннего возраста (до 3 лет), а также детей дошкольного и школьного возраста, определяет направления коррекционной помощи. Является участником многочисленных международных конференций. Автор более 40 научных и научно-методических публикаций. Подробнее.

Белая Татьяна Константиновна

Учитель-дефектолог, сурдопедагог, специалист по раннему развитию. Имеет практический стаж работы с детьми 27 лет.Обладает знаниями и умениями как в области общей педагогики и психологии, так и в области специальной психопедагогики. Работает со всеми категориями детей , в том числе с детьми ОВЗ, включая детей со сложными состояниями. Ведет детей с РАС ,ЗПР, тяжелыми нарушениями речи, открытой\закрытой ринофонией , ФФНР, алалией, дислалией. Большой опыт работы с неговорящими детьми , в том числе глухими и слабослышащими. А также детьми с нарушенным интеллектом. Владеет мимоко-жестовой речью. Подробнее.

Спичка Карина Олеговна

Окончила Московский психолого-социальный университет по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль: логопедия. Имеет большой успешный опыт работы в центрах нейрокоррекции и коррекции речи с неговорящими детьми, с детьми с РАС, алалией, владеет и хорошей практикой применения АВА (прикладной анализ поведения), работала АВА терапистом. Работала под супервизией Иоанны Ицкович, Елизаветы Гуриной.Активный участник конференций и обучающих вебинаров, работает с детьми возраста от 1,5 лет, в том числе со сложными детьми с поведенческими нарушениями.Подробнее.

Харитонова Елена Анатольевна

Имеет успешный опыт (более 7 лет) работы с детьми от 2 до 8 лет с в ведущих Центрах развития речи и слуха, логопедической / дефектологической коррекции детей. Работает со всеми категориями детей, включая детей со сложными особенностями развития, Синдромом Дауна, ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалией, детей после кохлеарной имплантации, с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, ФФНР, фонематическими нарушениями. Специализируется на детях с расстройством аутистического спектра, неговорящими и слабослышащими детьми, детьми с нарушением интеллекта. Свободно владеет жестовой речью. Опыт практической работы с детьми (коррекция нарушений) — более 7 лет.Подробнее.

Характеристики

Основные характеристики
Описание Сверление стены и установка площадки на дюбель и саморез с использованием стремянки или других подьемных устройств

Плюсы и минусы профессии

Заниматься с детьми не так легко. Логопаты (лица с патологиями речи) отличаются проблемами личностного характера. Придется потратить усилия для установления контакта. Еще один минус специальности — результат приходится ждать долго. При тяжелых нарушениях человеку придется трудиться 3-4 года для улучшения ситуации.

В детских садах и школах специалисты вынуждены заполнять большой объем документации. Это не входит в рабочее время.

Существенный минус — низкая зарплата. В регионах средняя ставка — 10 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация лучше, там она около 44 тысяч.

К плюсам можно отнести короткий рабочий день — в государственных учреждениях он 4 часа. Делается надбавка за особые условия труда — отпуск длится 56 дней, а не 28. Специалисты всегда будут востребованы, потому что у детей все чаще появляются проблемы с развитием.

Всегда есть возможность вести частную практику. В таком случае цена за занятие устанавливается самостоятельно.

Преимущество работы — отдельный кабинет. Вопрос с его наполнением решается по-разному. Где-то руководство образовательного учреждения его предоставляет, в других ситуациях логопед сам все покупает.

Мотивация логопеда — это возможность сделать людей лучше. Исправление дефектов речи приносит удовольствие. Особенно приятно видеть успехи в случае тяжелых нарушений.

Предупреждение дефектов речи

Организация логопедической помощи

Каталог организаций, в которые можно обратиться за логопедическими услугами.

Комплектование логопедических групп

Оснащение логопедического процесса

Оборудование кабинета

Товары для логопеда

Картотеки, пособия, игры

О профессии логопеда (образование, ведущие вузы, квалификации, места работы, специфика деятельности)

Планы и программы

Сайты для логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений, содержащих массу полезной информации по теоретическим и практическим аспектам деятельности.

Вакансии логопеда и поиск работы

Профессиональные заболевания

На каких специальностях учиться

Профессия логопеда предусматривает наличие высшего педагогического образования, после 9 класса такую специальность получить не удастся (коррекционный педагог, которым можно стать, окончив колледж, – это не логопед).

Специалистов по коррекции речи готовят вузы в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основные профили обучения:

  • логопедия;
  • дошкольная дефектология;
  • дошкольная логопедия;
  • логопедия и социальная психология;
  • тифлопедагогика.

Несмотря на то что логопеды получают образование в педагогических вузах (преимущественно на дефектологических факультетах), первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие. Если в планы входит работа с теми, кто перенес инсульт или черепно-мозговые травмы, в дополнение к диплому логопеда-дефектолога понадобится окончить курсы повышения квалификации.  

Какие экзамены нужно сдавать

Чаще всего требуются результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку. Дополнительные предметы зависят от конкретного университета – это могут быть математика или обществознание. Во многих вузах также сдаются внутренние экзамены (профессиональное испытание), организовывается собеседование, проводится психологическое тестирование.

Сколько учиться

Как правило, логопедов готовят по программам бакалавриата, на которых срок обучения составляет 4 года очно и 5 лет заочно и на вечернем отделении. Обладатели дипломов психологов, педагогов или медиков могут пройти годичную профпереподготовку (около 1 000 часов) при ведущих университетах.

Super Auto Refresh Plus

Еще одно небольшое расширение, которое поможет нам решить проблему. Его интерфейс существенно отличается от того, что можно найти в предыдущем дополнении. Но тем не менее, управлять плагином довольно удобно.

Русского языка в продукте и близко нет. Зато есть интуитивно понятный интерфейс, нет никакой рекламы и не существует платной версии расширения. А для некоторых пользователей именно это и является решающим фактором.

Пользователь может выбрать временной интервал обновления конкретной страницы. По сути, на этом функционал и заканчивается. Плагин отлично работает с Яндекс Браузером, хоть и написан для Google Chrome.

Стоит отметить, что Super Auto Refresh требует для работы очень мало оперативной памяти. И это говорит о том, что его с успехом можно использовать на относительно старых и слабых машинах. А теперь об установке.

Инсталляция и использование

Стоит отметить, что здесь существуют заранее настроенные временные интервалы. По сути, пользователь не может вписать любое количество секунд. Впрочем, обо всем по порядку. Вот подробная инструкция.

  1. Переходим по адресу https://chrome.google.com/webstore/detail/super-auto-refresh-plus/globgafddkdlnalejlkcpaefakkhkdoa?hl=ru.
  2. Далее кликаем по кнопке «Установить» и подтверждаем действие в следующем окошке.
  3. После инсталляции иконка плагина появится в панели инструментов. Кликаем по ней.
  4. Выбираем из выпадающего списка временной интервал и щелкаем «Start».
  5. Для прекращения автообновления жмем «Stop».

Вот так нужно работать с Super Auto Refresh Plus. Конечно, в предыдущем плагине интерфейс был куда удобнее. Но зато это расширение не имеет платной версии. Хоть и снабжено гораздо более бедным функционалом. Но среднестатистическому пользователю этого вполне хватит.

  • https://xn—-8sbcrj6cdv7h.xn--p1ai/avtomaticheski-obnovit-yandex-br.html
  • https://brauzerok.ru/yandeks-brauzer/kak-sdelat-avtoobnovlenie-stranicy
  • https://yanbrowser.ru/faq/how-to-make-autorefresh-of-the-page-in-yandex-browser

Противопоказания

Противопоказаниями к использованию ударно-волновой терапии в андрологии являются:

  1. Доброкачественные и злокачественные новообразования полового члена.
  2. Образования инфекционной природы на коже полового члена и мошонке.
  3. Психические заболевания, включая алкогольную и наркотическую зависимость.
  4. Неврологические расстройства.
  5. Протез полового органа.
  6. Недоразвитость половой системы (гипогонадизм).

С осторожностью сеансы УВТ следует назначать пациентам с пониженной свертываемостью крови, гипертонией, сахарным диабетом, а также при наличии в анамнезе операций на предстательной железе. https://www.youtube.com/embed/wYAPto5UGU4

Основы логопедии

Логопедия – наука, изучающая дефекты в речевом развитии и причины их возникновения. Занимается нахождением способов устранения и выявления нарушений на ранних и поздних этапах образования с помощью специального обучения и корректирующих методов.

Цель логопедии – разработка новых способов решения проблем, связанных с неправильной постановкой речи.

Объект логопедии – лица с отклонениями в речевых способностях. Кроме тех, у которых это связано с физиологическими недостатками.

Предметом логопедии как науки являются дефекты речи. Сюда входит процесс обучения и разработка программы исправления недостатков для каждого человека индивидуально.

Ферритин понижен: что это значит, причины, симптомы и лечение

Исторический экскурс

Наука появилась не так давно. Активный пик ее развития пришелся на 50-е годы XX века. До этого предпринимались попытки выделить речевые нарушения в отдельную группу. Сохранились упоминания о разных дефектах в Древней Руси.

Косноязычными называли людей, которые с трудом разговаривали. Фофлю — шепелявых, то есть тех, кто не выговаривал свистящие звуки. Заякливый — заикающийся. Выделяли и полностью немых.

У славян не было четкого разделения по нарушениям, но выделялись следующие группы:

  • глухие;
  • с недостатками звукопроизношения;
  • с нарушением темпа и ритмики.

Создано множество пословиц, поговорок о красоте речи, ее связи с мышлением. Славяне были уверены, что дефекты посланы высшими или темными силами в наказание.

В Европе Каменский первый задался вопросами правильного формирования речи. Он подчеркивал, что в норме ребенок не должен быть картавым или иметь другие проблемы с произношением.

В середине IX века начались попытки коррекции заикания. В это время дефекты речи считались медицинской проблемой. Поэтому занимались ими медики.

Количество отечественных работ крайне мало, в основном в Россию приходят переводы литературы из Европы. Активно изучается афазия, ринолалия, тахилалия, косноязычие. Врачи активно ищут причины появления проблем, способы их преодоления.

В 1877 в России выделяют науку логопатология. Ее объектом был человек с патологиями речи, а предметом было наблюдение за ним. Происходит сравнение разных форм, разрабатываются методы преодоления. В это время еще нет научных работ, которые были бы посвящены теории.

К концу IX века появляются труды отечественных ученых. Олтушевский, Хмелевский и другие выделили два подхода к исследованиям нарушений. Первый базировался на выполнении упражнений без учета дефекта, второй предполагал детальное изучение причин возникновения.

В начале двадцатого века была выделена логопедия как отдельная наука. Основная история развития приходится на середину двадцатого века. Предпринимается попытка создания классификации, разрабатывается клинико-педагогический ее вариант.

Организуется помощь детям с нарушениями речи. С 1920 году начинают готовить дефектологов. С 50-х годов идет перемещение логопедии в педагогическую отрасль.

Появляется психо-педагогическая классификация Левиной. Активно развивается сеть дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. Во всех поликлиниках открывают кабинеты, где помощь оказывают специалисты.

Была разработана система коррекционных школ, которых было восемь видов. Созданы училища для лиц с инвалидностью. Педагоги делали упор на обучение и адаптацию всех лиц с ОВЗ.

Логопеды написали ряд фундаментальных трудов по коррекции разных нарушений, способах их выявления. Они начали заниматься развитием междисциплинарного подхода, разработкой категориального аппарата.

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят. Безуслоно так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия

Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут

Моё портфолио

«Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам. » А.С. Макаренко

Работаю третий год учителем-логопедом в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интренате «Восхождение», которая функционирует 50 лет и является единственным учреждением данного вида в Южном Федеральном округе.

В школе обучаются дети с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, со сложной структурой дефекта .

Как и известно, у детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Это связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур.

Основной целью логопедической работы с нашими детьми является развитие речевого общения, которое позволит им в дальнейшем успешно социализироваться в современном обществе.

Учитывая специфику работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и ДЦП, сложные сочетанные дефекты, широко применяю в коррекционной практике здоровьесберегающие технологии:

  • куклотерапию
  • драмапедагогику
  • методику Су-джок
  • психогимнастику
  • самомассаж
  • дыхательную гимнастику
  • артикуляционную гимнастику
  • пальчиковую гимнастику
  • упражнения для профилактики зрения
  • логоритмику
  • музыкотерапию
  • арт-терапию
  • упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)
  • игры с песком и водой, что позволяет значительно облегчить процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом, снять эмоциональное напряжение

Так же применяю в практике информационно-коммуникационные технологии:

  • презентации
  • игры электронные
  • компьютерные программы
  • современные технологии логопедического обследования

Включаю родителей в совместный коррекционный процесс, так как активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка.

Труд педагога школы для детей с ОВЗ требует постоянного самообразования,поиска новых форм и методов работы. Каждый наш ребёнок индивидуален . Любовь, доброта,знания и огромное желание помочь детям найти себя в обществе помогает учителю каждый день входить в класс с улыбкой .Желаю всем коллегам оптимизма,здоровья,понимания. Удачи!

Добавить учебный материал в портфолио Добавить творческую работу ученика Код для вставки списка публикаций на другие сайты

Публикации моих учеников:

  • Гнездо синички
  • Новогодняя снежинка из бумаги
  • Подарок маме своими руками
  • Поделка к Новому году «Дедушка Мороз»

Добавить грамоту в портфолио

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин — можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы — пусть малыш их разворачивает.

* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи — попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море — собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное — она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц — очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

Вот пример рассказа, который может получиться:

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа — я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука , если этот звук находится на этапе автоматизации.

Взаимодействие учителя логопеда и родителей

В любом логопункте должна царить дружественная атмосфера. Ситуации, когда родители при ребенке предъявляют претензии логопеду, или родителям высказывается плохая оценка их самостоятельной работы в присутствии пациента, недопустима. Если это хоть раз произошло, занятия можно сразу прекращать, потому как результата они не дадут. Только доброжелательное общение, и тактичное обсуждение сложных моментов создадут здоровую атмосферу для лечения неговорящего, или неправильно говорящего малыша.

Как исправить речь ребенка без логопеда

Для самостоятельной работы дома разумно найти образовательный сайт, пройти на нем регистрацию, после чего станет доступно множество полезной литературы, использование которой поможет в решении многих вопросов. Домашние уроки разумно наполнить самодельными приспособлениями, например создать свою книгу из фетра, и играть с ее помощью с ребенком, развивая моторику и кругозор.

Книга из фетра

Логопедические санатории для детей с родителями

Когда ребенок имеет тяжелую форму заболевания, мешающего полноценно развить речь, или в ситуациях, когда родители желают плотно заниматься со своими детьми, встает вопрос о полезном отдыхе. В нашей стране достаточно логопедических санаториев для детей с родителями, в которых малыши не отрываются от семьи и в комфортной, здоровой обстановке получают квалифицированную помощь профессионалов.

Важно помнить, что здоровая и красивая речь ребенка успешно может сформироваться сама, если малыш живет в здоровой обстановке дома. Всегда нужно начинать с себя, оценивать манеру произношения, интонацию и скорость речи, когда идет поиск причины нарушений у дошкольника

Кто такой логопед

Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.

Логопед (дефектолог) — это специалист по речевым расстройствам и способам их коррекции. Это профессионал высокого уровня квалификации, чья работа направлена на определение у пациента проблемы, установление ее причины, устранение негативных проявлений.

Такой сотрудник владеет методиками, применение которых помогает людям правильно заговорить. Он может избавить от негативных проявлений или максимально их сгладить. Работник этого профиля способен помочь при расстройствах как физиологической, так и психической природы.

Несмотря на описание, эта профессия не имеет прямого отношения к медицине, поэтому для ее получения не нужно заканчивать медицинский ВУЗ. Основной упор при подготовке сотрудников делается на их обучение психологическим методикам и приемам. Нередко эффективность работы логопеда в первую очередь зависит от способности специалиста найти подход к своему клиенту.

Логопед – это актуальная профессия в современном мире. Целью деятельности является предупреждение и коррекция речевых проблем.

Европейские страны

В Европе логопедов называют речевыми терапевтами. Для работы нужно получить среднее медицинское образование. Специалисты работают как в государственных учреждениях, так и частным образом (последнее не везде разрешено, в Дании такая деятельность под запретом).

Создаются реабилитационные центры, отделения в больницах. В детских садах и школах работают логопеды. Они проводят мониторинг, выявляют группу риска. В отличие от России, в Европе сфера больше смещена в сторону медицины, чем педагогики.

В Германии обучение разделено на две ступени. Во времена разделения на две части существовала система переподготовки кадров – воспитатели, учителя начального звена имели право пройти дополнительное обучение в течение двух лет. После чего они считались логопедами.

В современном мире сначала человек получает степень бакалавра и его навыки ориентированы на практическую деятельность. После он может стать магистром, и это больше нужно тем, кто собирается развивать науку.

Различаются взгляды на коррекцию. При заикании основную работу выполняет психолог

Внимание уделяется интеграции детей с ОВЗ в среду обычных детей

Способы коррекции аутизма, расстройства аутистического спектра (РАС), детского церебрального паралича (ДЦП) были разработаны в Европе и после перешли в Россию. В обучении широко используются методы бихевиоризма.

Особенности профессии

Учитель-логопед – это специалист высокой квалификации, изучающий различные речевые дефекты, причины их возникновения и способы устранения. Для нормализации речевого процесса логопед в своей работе использует специально разработанные методики и приемы, благодаря которым улучшается или полностью восстанавливается речевая функция у взрослых людей и детей.

Профессия логопеда появилась сравнительно недавно. Впервые логопедией начали заниматься в начале XVII века на территории Европы. Изначально логопед занимался с детьми, имеющими патологию слухового восприятия. И только спустя почти три столетия логопедия приобрела те формы, которые стали прицельно направлены на работу с коррекцией функции речи. В целом работа логопеда сводится к тому, чтобы научить человека правильно проговаривать все звуки его родной речи.

Для того чтобы коррекция речи была эффективной, специалисту по логопедии необходимо знать основы такой науки, как психология, потому что речь и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой. Многие дефекты речевого воспроизведения имеют психологические корни и гораздо реже – врожденные анатомические патологии. Нарушения речевой функции могут возникнуть в жизни человека не только в раннем детстве, но и в любом другом возрасте, например, после перенесенного инсульта. Поэтому профессиональный учитель-логопед должен в совершенстве владеть различными методиками, позволяющими работать с учениками любой возрастной категории.

В настоящее время профессия учителя-логопеда подразделена на специалиста по работе только с детьми и только со взрослыми пациентами. Обязанности обеих категорий этой профессии в целом схожи, различия состоят только в методах подхода к обучаемому человеку.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Статья обновлена: 10.01.2020

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

ПРОГРАММА

Недели

Теоретические занятия

Тема практикумов

1 неделя

Диагностика

  1. Классификация речевых нарушений
  2. Экспресс-диагностика
  3. Расширенная диагностика
  4. Особенности диагностики у взрослых
  5. Роль психологии в логопедии
  6. Разбор клинических случаев
  7. Как вести документацию?
  1. Алгоритм логопедического обследования
  2. Диагностика «вживую»
  3. Работа с пациентами

2 неделя

Речевое дыхание

  1. Типы дыхания
  2. Классические дыхательные упражнения
  3. Парадоксальная гимнастика А.Н.Стрельниковой
  4. Нетрадиционные дыхательные техники
  1. Формирование диафрагмального дыхания
  2. Речевой выдох
  3. Отработка дыхательных упражнений

3 неделя

Голос

  1. Голосообразование
  2. Приёмы работы с голосом
  3. Нарушения голоса
  4. Лекция фониатора/фонопеда
  1. Техника расслабления и снятия «мышечных зажимов»
  2. Постановка голоса
  3. Работа над интонацией

4 неделя

Массаж в логопедической практике

  1. Общий массаж: виды, приёмы и свойства
  2. Показания и противопоказания
  3. Контингент нуждающихся в логопедическом массаже
  4. Виды логопедического массажа (ручной, зондовый, аппаратный, дифференцированный и акупрессура)
  5. Хранение и очистка инструментов
  1. Основы общего массажа
  2. Практическая отработка приёмов логопедического массажа
  3. Зондовый массаж
  4. Аппаратный массаж
  5. Дифференцированный массаж

5 неделя

Логопедическое кинезио-тейпирование и артикуляционные упражнения

  1. Кинезиотейпирование: история развития метода и область применения
  2. Показания и противопоказания к тейпированию
  3. Основная концепция работы с мускулатурой
  4. Виды аппликаций, методики и правила тейпирования
  5. Специфика логопедического кинезиотейпирования
  1. Практическая отработка общих приёмов кинезиотейпирования
  2. Дифференциальная диагностика и выбор техники наложения тейпа
  3. Практическая отработка приёмов логопедического кинезиотейпирования

6 неделя

Детская логопедия

  1. Педагогическая классификация речевых расстройств
  2. Фонетическое недоразвитие речи
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  4. Общее недоразвитие речи
  5. Дислексия
  6. Дисграфия
  7. Работа со сложной структурой дефекта: ДЦП, нарушение слуха, зрения, аутизм, ЗПР, умственная отсталость и пр.
  1. Посещение занятия детского логопеда
  2. Составление индивидуального конспекта занятия
  3. Участие в занятии совместно со специалистом центра, разбор хода занятия

7 неделя

Логопедия для взрослых

  1. Классификация речевых расстройств по МКБ-10
  2. Нарушения дикции и звукопроизношения
  3. Устранение говора, акцента
  1. Посещение занятия логопеда для взрослых
  2. Составление индивидуального конспекта занятия
  3. Участие в занятии совместно со специалистом центра, разбор хода занятия

8 неделя

Заикание

  1. Диагностика заикания, сбор анамнеза
  2. Методы и приёмы коррекции заикания
  1. Практическое занятие по заиканию
  2. Обсуждение частных случаев, разбор типичных ошибок в работе с заиканием

9 неделя

Афазия

  1. Восстановление речи у взрослых и детей
  2. Особенности работы в неврологическом отделении
  3. Психологический аспект в работе с людьми, перенесшими инсульт
  1. Практика афазиолога
  2. Посещение неврологического отделения

10 неделя

Ораторское искусство и сценическая речь

  1. Структура публичного выступления
  2. Особенности сценической речи
  1. Тренинг «Ораторское искусство для специалиста»
  2. Посещение группового занятия

*по завершению обучения проводится собеседование

**длительность ориентировочная

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий