Логопедические занятия для детей 3 лет

Кому нужны логопедические занятия?

Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.

  • В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
  • В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
  • В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
  • В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.

Эффективные упражнения для постановки звука «р»

Чаще всего малыши испытывают проблемы с произношением звука «р». Они просто его пропускают или стараются заменить другим, коверкая слова. Перед тем, как приступать к коррекции, стоит посетить педиатра и логопеда. Возможно причина проблемы кроется в короткой уздечке языка и ее придется решать хирургическим путем. Дети 4-5 лет могут испытывать сложности с произношением самого звука или употреблением его в словах. В зависимости от ситуации и строим занятия. Для выполнения некоторых упражнений может понадобиться специальный шпатель.

  • Малыш открывает рот, прижимает язык к основанию верхних зубов, несколько раз четко проговаривает букву «д». Он должен ощутить вибрацию, характерную для звука «р».
  • Ребенок открывает рот и начинает произносить звук «ж», постепенно поднимая язык. Взрослый должен аккуратно передвигать язык шпателем из стороны в сторону, усиливая вибрацию.
  • Ребенок выговаривает слог «за», пытаясь при этом максимально оттянуть язык назад. Если взрослый в это время будет двигать язык малыша шпателем, то отчетливо проступит звук «р».

Благодаря ежедневным повторам, у малыша появится понимание того, как звук «р» должен звучать, он услышит, что сам его произносит, и это ускорит процесс становления речи.

См. также

  • Миофибриллы
  • Саркомер
  • Актин
  • Миозин

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Артикуляционная гимнастика при заикании

  1. Напрягаем брови, сердимся. Затем расслабляем, знак удивления.
  2. Подмигивать глазками, зажмуриваться.
  3. Жуём со звуком «уоаэ».
  4. Притворяемся, что полощем рот, полоскаем.
  5. Улыбаемся, растягивая рот.
  6. Показываем то верхние, то нижние зубки.
  7. Чистим зубы, но не щёткой, а язычком с внутренней и внешней стороны.

И включаем фантазию, изображаем лицом различных персонажей. Можно рассердиться или обрадоваться, захныкать или засмеяться. Ребятишкам с заиканием можно и нужно помочь дома, выполняя ежедневно курс специальных процедур. Помните, что с маленькими проще, чем с подросшими сорванцами. В возрасте 2 ― 3 лет наши неугомонники воспринимают такие важные задания, как забаву. Поэтому совмещается сразу 2 функции.

Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.

Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Примеры упражнений:

  • надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
  • хлопать губами друг о друга (как рыбка);
  • языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
  • надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
  • покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Секреты успешных логопедических игр

Начинать нужно с малого. Первоочередная задача – это формирование подражательной речевой деятельности. Ваша речь должна быть простой, ясной, действия четкими и понятными. Взрослому необходимо быть максимально активным и уметь вести за собой ребенка.
Занятие должно быть простым и коротким (не более 10 минут)

Важно не перегружать кроху.
Не забывайте о смене деятельности. Желательно в запасе иметь несколько игр.

Интерес ребенка – гарант успеха

Не будет интереса – не будет и эффекта.

Занятие должно быть наглядно-практическим, чтобы ребенок четко видел и понимал, что происходит и принимал в процессе активное участие.

Хвалите и поддерживайте малыша, создавайте атмосферу позитива и доброжелательности. Это поможет ему расслабиться, почувствовать уверенность, побороть стеснение и страх.

Повторение – мать учения. Повторяйте одни и те же игры и слова вновь и вновь. Не торопите события.

Игры на развитие общего подражания

Этапы:

1. Учим ребенка повторять отельные элементарные движения (похлопать/потопать/попрыгать/покружиться).
Пример упражнения:
По узенькой дорожке (ходим на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)
Топ – топ, топ – топ (топаем ногами попеременно)

2. Учим ребенка последовательно выполнять разнообразные движения (бегать, поднимать и опускать руки, махать руками, присаживаться, выполнять пальчиковую гимнастику и пр.).
Пример упражнения:
Вот летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали (ребенок бегает и машет руками).
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю – как я зернышки люблю!
(ребенок присаживается и пальчиком стучит по ладошке)
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так и вот так, чтобы были чище!
(ребенок хаотично пощипывает себя)
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок – прыгаем по веткам.
(ребенок прыгает)
А собачка прибежала и всех пташек распугала.
(ребенок убегает, размахивая руками)

3. Учим взаимодействовать с игрушками и выполнять набор действий (умыть куклу, усадить за стол, покормить).
Пример упражнения в стихах:
Кукла Маша хочет кушать,
Кукла Маша просит грушу.
Машу нужно нам умыть
И за столик посадить.
Личико умоем Маше,
Маша нам «спасибо» скажет.
Кушай, Маша, грушу – НА,
Очень вкусная она.
(сначала выполняем все действия сами, демонстрируя их ребенку, затем просим выполнить самостоятельно, просим повторить слово «на»).

Этапы:1

Учим воспроизводить отдельные звуки: «Ааааа»
Обратите внимание на то, что «Аааа» в каждом отдельном случае произносится по-разному. Продемонстрируйте это малышу при помощи интонации.

«Уууууу» «Ооооо»
Примеры упражнений:
Самолетик загудел: уууу,
Самолетик полетел: уууу (ребенок повторяет «уууу»)
Он летел-летел, кружился –
На полянку приземлялся (ребенок присаживается).

«Кто к нам пришел

Это волк» Как волк воет? Ууууууу! Ляля испугалась волка, ляля плачет: «Аааааа». Как ляля плачет? Давай ее пожалеем: «Не плачь, ляля». Давай поругаем волка: «Но-но-но, волк, не пугай лялю» (грозим пальчиком).

2. Учим подражать голосам животным (му, бе, ме, ав-ав, мяу), музыкальным инструментам (бам, бом, динь-нинь, ду-ду), учим изображать звуки транспорта (ту-ту, би-би), побуждаем называть отдельные слоги
Примеры упражнений:
Накройте стул покрывалом, соорудите домик и ожидайте гостей.
«Тук-тук-тук. Кто там? Это кто к нам пришел? Это ослик. Как ослик делает? Иа-Иа. Заходи, ослик, к нам в домик. Ой, еще кто-то пришел. Это кто? Собача. Как собачка делает? Ав-ав» и т.д.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолочённая.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Собираются зверьки
Ворона послушать,
Прянички покушать.
(ребенок изображает игру на дудке и дудит).

3. Создаем игровые ситуации, в которых он будет употреблять простые слова типа «ляля», «киса», «зая», «пока», а также слова-глаголы «дай», «на», «стой», «иди», «лови», «кати», «держи», «бросай» и пр.не купаться, а «купи-купи», не кушать, а «ням-ням», не ходить, а «топ-топ
Пример упражнения:
Топ-топ-топ. Кто это в гости к нам идет? Киса. Давай скажем: «Привет, киса». Где у кисы глазки, где носик, где ушки, где хвостик? Давай угостим кису сосиской. Положи сосиску на тарелочку. Скажи: «На, киса, кушай». Кисе пора домой. Давай скажем ей: «Пока, киса».

Чем является желчность для самого человека?

Если для окружающих человека людей такая черта его характера крайне неприятна, то что ощущает он сам? Как правило, никаких неудобств личность с желчным характером не чувствует. Особенности восприятия окружающего мира и людей сквозь призму горечи для такого человека совершенно естественны. Более того, зачастую желчные личности искренне не понимают, как остальные могут не видеть того, что для них является очевидным.

Как черта характера желчность неизбежно разрастается и становится главной, подавляющей все остальные качества. Такие люди во всем видят негатив. Например, если им улыбается удача и они в качестве приза в лотерею выигрывают автомобиль, то радости желчные личности не испытывают. Наоборот, они начинают жаловаться окружающим на то, сколько проблем свалилось на их плечи – техосмотр, дорожный налог, необходимость получения прав. Получив в наследство квартиру, эти люди тоже видят в таком подарке судьбы сплошные неприятности – расходы на содержание и ремонт, уплата коммунальных взносов и прочие, аналогичные мелочи приходят им на ум сразу же.

Таким образом, желчность для самой личности является своеобразным отравляющим веществом, не позволяющим радоваться и испытывать положительные эмоции.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Кому показаны и противопоказаны занятия?

Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, тогда же, увы, формируются и дефекты речи. Разумно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если малыш относится к категории раннеговорящих, то и в 2,5 года.

После трех лет становятся очевидны некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Так, в этом возрасте отчетливо проявляется заикание. Многие детки из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «жуют» половину алфавита, из-за чего бывает сложно понять, что именно говорит ребенок. Также может проявиться заикание и .

Однако есть ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или абсолютно не стоит.

К противопоказаниям относятся врожденные пороки сердца, если гимнастику совмещают с дыхательной, психические недуги, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.

Больные зубки или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, ангина в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционную гимнастику проводить не рекомендуется.

Симптомы заболевания

Занятия по развитию речи

Основные задания по риторике предназначены для обучения искусству красноречия и наполнения словарного запаса. Занятия необходимо проводить регулярно, чтобы результаты обучения ораторскому искусству не заставили себя долго ждать.

Мастерство чтения вслух

Для этого упражнения выбирают стихотворение, интересное и понятное для ребёнка. Взрослый выразительно читает фразу, ребёнок вслух повторяет её. Следует добиваться максимально точного повторения слов, смысловых ударений в предложениях. Со временем размер стихотворения увеличивают, выбирают произведения разной сложности.

Определения

Составляется определение какого-либо предмета или явления. Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает. Сначала приводится пример.

Яблоко – это фрукт, который растёт на дереве, полезный и вкусный, бывает зелёным. Морковь – это овощ, который …

Детям трудно отнести слово к общему классу, поэтому начало определения формирует взрослый.

Не стоит останавливать разговорившегося ребёнка, пусть расскажет о предмете как можно больше, это полезно для развития красноречия.

Упражнения можно проводить в игровой форме, например, придумывать «загадки» для папы, а потом разгадывать вместе с ним.

Другой вариант – попросить ребёнка рассказать о предмете, задавая вопросы. Какой он? Что он делает? Что с ним можно делать? Затем из названных слов, разных частей речи, собрать небольшой рассказ.

Рифмы

Не стоит сочинять целые стихотворения, для начала подойдут простые рифмовки слов, пусть это будут разные части речи, имена.

Медведь – запеть – гореть или Мечта – не та – проста.

Искусство этикета

Для этого упражнения подойдёт воображаемая или реальная жизненная ситуация. Например, предстоящий приезд любимой бабушки. Ребёнку предлагается пофантазировать, как можно поприветствовать гостя.

Привет, мы тебе очень рады! Здравствуй, проходи скорее!

Очень хорошо, если в ближайшее время он опробует несколько фраз на практике. Можно сочинять приветствия, прощания, извинения, приглашения к столу, поздравления с праздником.

Логопедические и речевые игры — Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы»

Публикация «Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие…»
Педагогический проект Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы «Пальчики помогают говорить» Название проекта: «Пальчики помогают говорить». Автор проекта: воспитатель Парасюк Е.Г Тип проекта: познавательно – творческий, групповой….

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность.Игра- один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка…

Проект «Моя любимая игрушка» в старшей логопедической группе
Проект по теме: «Моя любимая игрушка» в старшей логопедической группе №5 Провели воспитатели: Горбунова Т.В. Вишнякова Ю.А. Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (3 дня. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 5 лет…

Развивающие речевые игры по теме «Профессии» для детей 5–6 лет
Дорогие друзья, сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир профессий . Узнаем какие есть профессии , чем они интересны и увлекательны. Но прежде, ответьте на вопросы: Что такое профессия? Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Что бы случилось, если…

Статья «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи…»
Речевая игра «Пять листочков» Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5,…

Речевые игры с использованием крупногабаритного конструктора в практике логопеда
Речевые игры с использованием крупногабаритного конструктора в практике логопеда. Учитель-логопед Пушкина Светлана Николаевна 2020 год Аннотация. Основой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с использованием конструктора является игра-ведущий вид детской деятельности….

Пальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажер
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом…

Круглый стол для родителей детей старшей логопедической группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Круглый стол для родителей детей старшей логопедической группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Формировать понятие родителей о…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;
  • общее.

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения  звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей

Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий