Содержание
- 1 Другие курсы онлайн
- 2 Деньги и мышление миллионера
- 3 Ассоциации
- 4 Упражнения для взрослых
- 5 Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться
- 6 Для чего нужна мнемотехника
- 7 Советы, как добиться результата
- 8 Как овладеть мнемотехникой?
- 9 Особенности применения
- 10 Практические приемы мнемотехники
- 11 Как организовать игру?
- 12 Как работает мнемотехника?
- 13 Определение
Другие курсы онлайн
С помощью цифровых технологий мы можем жить, например, в Камышине, а учиться в Москве или Новосибирске. Главное – чтобы уроки проходили онлайн. Давайте рассмотрим еще несколько школ, дающих нам возможность развивать умственные способности не выходя из дома.
Суперпамять – Школа “СуперМозг”
Автор курса Суперпамять предлагает методы и приемы запоминания, с помощью которых можно улучшить память и работу мозга в целом и находить верные решения даже в сложных ситуациях. Вы научитесь с первого раза запоминать людей, даты, имена, номера телефонов, иностранные слова и легко извлекать сведения в нужный момент, даже спустя продолжительное время сможете вести несколько дел сразу, переключаясь между ними.
Курс с поддержкой стоит 25 000 руб., без поддержки – 7 500 руб.
Развитие памяти для взрослых. Эйдетика – Разум Плюс
На курсе Развитие памяти для взрослых. Эйдетика вы научитесь усваивать большие объемы информации, сможете увеличить работоспособность и продвинуться по карьерной лестнице. Он подойдет студентам, предпринимателям, людям с травмами и пожилого возраста.
Всего вас ждет 10 индивидуальных занятий по Skype или очно, если вы живете в Ижевске и хотите посещать уроки. Стоимость составляет 15 000 руб.
Мнемотехника. Развитие памяти и внимания – Efimova School
Мнемотехника. Развитие памяти и внимания – курс для преподавателей, состоящий из 19 занятий
Вы разовьете свою память и внимание, научитесь объяснять суть мнемотехник и приемы эйдетики детям от 7 до 12 лет, тестировать уровень их способностей, проводить занятия в группах, узнаете, как увеличить свои доходы
Базовый курс стоит 3 990 руб. Он включает видеолекции, рабочие тетради для преподавателя и детей, раздаточные и демонстрационные материалы для уроков с доступом на 90 дней.
Мнемотехника для начинающих. Теория – ichebnik.ru
Мнемотехника для начинающих. Теория – это 27 бесплатных уроков, рассчитанных примерно на месяц. Вы можете изучить их и за один день, если получится, но я не советую спешить. В курсе представлена теория в текстовом формате. Чтобы закрепить ее, нужна ежедневная практика.
Память – Центр Развития Памяти
Память – это двухдневный онлайн-тренинг по инструментам и приемам мнемотехники
Вы узнаете, как запоминать последовательности из слов и чисел, воспроизводить их в любом порядке, целенаправленно задействовать долговременную и кратковременную память, развивать визуальное мышление, концентрацию и способность быстро переключать внимание
2 дня интенсивных занятий с 10 утра до 7 вечера стоят 150 евро.
Суперпамять – Президентская бизнес-школа
С помощью курса Суперпамять вы сможете развить логическое и образно-ассоциативное мышление, научиться запоминать тексты с первого прочтения с высокой точностью на длительное время.
Стандартный онлайн-курс состоит из 5 встреч по 3 часа. Занятия в группе из 4 человек стоят 7 900 руб., из 2 человек – 14 900 руб. Дату следующего старта смотрите на сайте школы.
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.
Ассоциации
Всякое запоминание или заучивание предполагает установление соответствующих нервных связей, или ассоциаций. Психологи понимают под ассоциацией закономерную связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями. А и В возникновение в сознании человека явления А закономерным образом влечет появление в сознании явления В.Существует также закрепленное в языке устойчивое словосочетание «вспомнить по ассоциации». Под этим подразумевается, что стимул А вызывает в мозге реакцию В. Например, знакомая мелодия вызывает воспоминание кинофильма, слов песни. Фотография вызывает в памяти воспоминания о прошлых событиях.В мнемотехнике используется та же терминология, но толкование понятий отличается от общепринятых в психологии.«Вспомнить по ассоциации» — в мнемотехнике мы можем говорить так же, но понимать это нужно как «вспомнить ранее созданную в мозге связь». Причем связь могла быть создана естественным путем (непроизвольно) или связь могла быть создана специально, сознательно. Попробуем разобраться.Естественная ассоциация – это автоматическая фиксация связи между объектами окружающего мира. Например, если мы видим на окне вазу с цветами, то в голове сразу возникает естественная комбинация соединенных образов: ОКНО-ВАЗА-ЦВЕТЫ. Эта связь запоминается без мозгом без нашего сознательного участия.Например, при многократном восприятии автомобиля в мозге сохраняется естественная ассоциация «автомобиль». Это образ, состоящий из нескольких других образов: корпус автомобиля, колеса, капот, крыша, руль, багажник, номер…Или образ «входная дверь» состоит из нескольких подобразов: сама дверь, глазок, номерок, ручка, замок.Естественные ассоциации активно применяются в мнемотехнике (метод Цицерона, метод свободных ассоциаций, запоминание фотографий и иллюстраций).Искусственная ассоциация (или просто ассоциация) – это зрительный образ, на части которого сознательно (искусственно) привязаны другие образы. В ассоциации различают: основу ассоциации (целый образ, включающий в себя другие образы – части целого образа) и элементы ассоциации – образы, связанные с частями целого образа. Мозг запоминает эти образы как одну картинку. В искусственную ассоциацию можно связать от двух до пяти образов одновременно.Грубо говоря, искусственная ассоциация похожа на елку с елочными игрушками. Где елка – это главная часть информации (основа ассоциации), а елочные игрушки (другие части информации) – элементы ассоциации.
Упражнения для взрослых
Проблемы плохой памяти заложены в отсутствии систематизации. Люди не отфильтровывают нужную информацию, скидывая всё единым потоком.
Другой пример мнемотехники называется «Дворец памяти». Он работает по принципу зрительных образов, как и предыдущие техники.
Для применения этой техники в воображении строят дворец.
Его необходимо детально обойти, изучить всю обстановку внутри. Когда сможете гулять по этому дворцу, не упуская детали из виду, можно использовать метод.
Необходимую информацию помещают в одну из комнат, привязывают к обстановке и интерьеру детали. Войдя в свой дворец, вы найдёте там всё необходимое.
Лишнее будет храниться в резервуарах памяти, которые известны ненадёжность. Вся посторонняя информация будет удалена со временем.
Плюсы техники «Дворец памяти»:
- Работает безотказно.
- Подходит для начинающих.
- Пользоваться дворцом можно всю жизнь.
- Со временем детали внутреннего интерьера становятся чёткими, будто существуют в реальности.
- Технику используют взрослые, но для развитых детей он тоже подходит.
- Тренировка памяти по этому принципу даёт результат с первых дней, если удаётся быстро визуализировать дворец.
Интересный факт! Популярный американский сериал «Менталист» показывает эту практику в действии.
На примере героя фильма можно научиться приёму «Дворец памяти», увидеть сильные стороны владения этой техникой. Многие удивительные люди безупречно владеют ею.
Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться
В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.
Здесь вы сможете подробнее ознакомиться с различными приемами мнемотехники:
- запоминание чисел и цифр;
- запоминание информации (дворец памяти);
- запоминание последовательности (дорога Цицерона или римская комната, а также мнемонические фразы).
И небольшое мотивирующее видео.
Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте: использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник.
Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике, оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.
Для чего нужна мнемотехника
Навыки пригодятся не только математикам и программистам, в повседневной жизни нам регулярно требуется держать большие объемы данных в голове: список покупок, последовательность дел и встреч, сдача контрольных и тестов.
Применение техники на практике позволит успевать выполнять все запланированные дела, сократить время на подготовку к занятиям или работе. Кроме того, знания, полученные с применением мнемотехники, имеют более продолжительный срок жизни: в любой момент все данные можно воссоздать, не прибегая к помощи конспектов, Google или коллег.
Мнемотехника: методы и приемы
Чтобы разобраться, что такое мнемотехника, необходимо сделать небольшое отступление. Основная сложность запоминания информации заключается в ее абстрактности: получаемые данные (таблицы, списки, цифры) не связаны между собой, и наша память работает избирательно. Лучше и быстрее усваивается информация, если процесс «подпитывают» ассоциациями, эмоциями, воспоминаниями. Подходит даже музыка или запахи. Если таких связей нет, то их необходимо построить.
Упражнения для развития мнемотехники
Стоит сказать, что в мнемотехнике методы развития памяти тесно переплетаются с возможностями нашего воображения, т.е чем лучше развита фантазия, тем легче будет проходить обучение. А, как известно, воображение и шаблоны – не лучшие друзья, поэтому шаблонных методов мнемотехники нет. Но тем лучше: каждый человек может подстраивать методы «под себя», зная свои особенности.
Тем не менее, есть ряд самых популярных мнемонических техник:
- буквенный код. Нужно подобрать буквы для цифр (от 1 до 10) и запомнить их, а после записать необходимые цифры (например, важные исторические события) собственным буквенным кодом.
- дорога Цицерона (Дворец памяти). Суть метода заключается в «привязывании» информации к определенному месту. Например, вы каждый день ездите/ходите одной и той же дорогой, добавьте в своем воображении к объекту новые знания, а потом просто вспоминайте эту «дорогу». Авторство приписывают древнему философу.
- ассоциации. Проводить яркие аналогии, что позволит запомнить не список, а впечатление или эмоцию. Метод особенно успешно применяется для изучения иностранного языка. Например, чтобы запомнить «gate» (анг. «ворота, выход») можно представить гейш, встречающих в японском аэропорту, и надпись больше не будет вызывать вопросов. Хотя можно придумывать и другие ассоциации.
- рифмы. Нужна не поэма на пару страниц, а несколько предложений, которые в легкой форме позволят связать информацию. Пример того, как стихотворение, поможет запомнить популярную математическую константу ПИ, дальше двух сотых:
Чтобы нам не ошибаться, Надо правильно прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. Ну и дальше надо знать, Если мы вас спросим — Это будет пять, три, пять, Восемь, девять, восемь. (С. Бобров «Волшебный двурог»)
Римская комната. Наполняем нашу воображаемую комнату, где каждый из предметов отвечает определенному тезису или главе. Метод хорош для подготовки к лекциям, семинарам и другим публичным выступлениям. Начинаем «движение» в памяти по часовой (или против) стрелке и воспроизводим информацию.
Что такое мнемотехника для детей
Для дошкольников основной вид используемой памяти – зрительно-образный, что является идеальным условием для начала тренировок. Причем практика может быть направлена не только на освоение азов чтения или развития образного мышления, но и пониманию распорядка дня, умению последовательно выполнять действия, внимательности. Наглядность (картинки, изображения, схемы, таблицы) – лучший помощник в этом процессе. Для начала можно раскладывать перед ребенком простые карточки (например, «что, за чем одевать»), потом находить взаимосвязи или «рисовать» образами стихотворение. Специалисты считают, что чем раньше начинать обучение, тем лучше. Но суть методов (какой бы вариант ни был выбран) строится на легкости, а значит, проводить занятия необходимо игровой форме, где интересно каждому участнику.
Вместо выводов интересный факт: житель Японии Хидеаки Томойори может воспроизвести число ПИ до 40 000 знаков, тренировки заняли 10 лет. Это, конечно, не говорит о том, что все, кто хочет развить свою память должны стремиться к этому результату, это один из примеров возможностей техники. Главное — последовательность, постоянство и правильная методика мнемотехники.
Советы, как добиться результата
Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт
Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете
Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.
Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника – что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.
И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:
Выбор метода
Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему. Выбор картинок и связей
В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать
Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.
Занятия мнемотехникой увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.
При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.
Как овладеть мнемотехникой?
Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.
Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.
Правило первое: Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите — но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.
Второе правило:Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.
Третье правило:Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.
Четвертое правило:
Особенности применения
Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.
Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения
Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
Разнообразие
Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.
Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.
Практические приемы мнемотехники
Все мнемотехники базируются на 3 принципах: образ, ассоциация и расположение. Путем комбинации этих принципов разрабатываются приемы мнемотехники.
Мнемонические фразы.
Базовый метод, но он больше направлен на запоминание, чем на тренировку памяти. Этот прием позволяет запомнить последовательность связанных предметов. Ярким примером служит общеизвестная мнемоническая фраза – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это расшифровка последовательности цветов радуги, каждый цвет по порядку начинается с той же буквы, что и слова в этой мнемофразе.
Этот прием популярен у студентов медиков, он позволяет выучить последовательность костей, таблицу Менделеева. Существует много мнемофраз, придуманных для школьников. «Иван родил девчонку, велит тащить пеленку» — расшифровка падежей в русском языке. И причем, чем абсурднее и необычнее мнемофраза, тем больше она врезается в память.
Образная цепочка.
Отличная тренировка ассоциативной и визуальной памяти. Каждый объект представляется в произвольном виде. Чем нереальнее предмет, тем лучше он запомниться. Затем эти предметы нужно в воображении связать в цепочку. Для лучшего запоминания связь этих предметов должна быть интересной и нелепой. Например, объекты запоминания: ежедневник, водительские права и калькулятор. Получается образ — ежедневник, сидящий на водительских правах и бодро стучащий по кнопкам калькулятора.
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Символизация.
Ярким примером этого приема служат иконки в программах Майкрософт – дискетка, значит сохранить, ножницы – вырезать, кувшинчик с краской – заливка цветом. Запоминаемым объектам присваиваются визуальные образы, понятные и логичные. Это прием помогает запоминать абстрактные понятия.
Прием запоминания чисел.
Необходимый прием абсолютно для всех людей. Шифруется буквами – 1-О, 2-Д, 3-Т и т.д. И при необходимости запомнить нужную цифровую последовательность из этих букв составляется любая удобная фраза. Цифра 3323 шифруется как «тетя едет».
Или же можно символизировать все цифры, например 1 – аист, 2 – лебедь, 3 — крючок, а затем воспользоваться методом образной цепочки.
Метод О`Брайена.
Очень интересный прием, направлен на запоминание чисел. Автор предлагает ассоциировать числа со знаменитыми людьми. Цифру 8 можно символизировать как актрису Наталью Бочкареву, 6 – как гонщика Шумахера, а 1 как город Одинцово. Цифра 861 представляется незабываемой картиной – Наталья Бочкарева едет на гоночной машине по улицам Одинцово.
Эйдетика.
Происходит от слова Эйдос, значит образ. Сущность этого приема заключается не только в представлении образа запоминаемого предмета, но и сочетание с ним психологического состояния. Психологами доказано, что особо запоминаются ситуации, которые сопровождались острым эмоциональным состоянием – радостью, удивлением, любопытством. То есть нужно визуально представить образ или ситуацию, и связать с каким-либо чувством.
Регулярно тренируя память с помощью приемов мнемотехники, можно научиться качественно запоминать большие объемы информации, доклады, иностранные слова, решать в уме логические задачи. Это позволит со временем отказаться от органайзера и более эффективно использовать рабочее и личное время.
Как организовать игру?
Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:
- информацию кодируют в определенный образ;
- затем запоминают эту связь и последовательность;
- мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.
С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.
Процесс изучения звука происходит по такой схеме:
- сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
- после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
- для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.
Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.
Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.
- Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
- Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
- Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
- Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
- Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.
Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто «Мишка».
Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),
Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).
Все равно его не брошу,
Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).
Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.
Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.
Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).
Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.
Как работает мнемотехника?
Работа с информацией происходит следующим образом:
- Берутся некие абстрактные данные.
- Далее информация кодируется. То есть между данными создаются определенные связи (ассоциативные, образные и так далее).
- Следующим шагом идет запоминание и повторение материала в удобной форме.
- Далее информация декодируется, то есть расшифровывается.
- И последнее: материалы, которые требовалось запомнить, воспроизводятся.
Таков алгоритм методики запоминания информации. Этот процесс выглядит несколько сложным для начинающих. Однако не стоит этого пугаться. Начав применять приемы запоминания материалов на практике, вы измените свое мнение.
Определение
Мнемотехнические приемы – это доступные способы удержания в своей памяти масштабных сведений, к примеру, таблицы хронологии исторических дат, списка номеров телефона, словаря, состоящего из иностранных слов. Приемы мнемоники предполагают построение ассоциаций, которые задействуют в процессе запоминания визуальные и слуховые компоненты. Особенности применения методики:
- Замена абстрактных понятий реальными представлениями, которые могут восприниматься визуально (при помощи органов зрения), аудиально (при помощи органов слуха) и при помощи проприоцептивной системы (мышечное ощущение).
- Объединение новых объектов с имеющимися в памяти образами.
- Использование модификаций, позволяющих лучше запоминать информацию.
Приемы мнемотехники для улучшения процесса запоминания сводятся к акцентированию внимания на взаимодействии зрительных образов, которые отражают значимые моменты запоминаемых сведений. Обучение мнемотехнике проводится с выделением ключевых этапов:
- Трансформация новых сведений в зрительные образы.
- Объединение образов, формирование фрагментарных связок.
- Определение последовательности.
- Закрепление результата.
Люди, которые освоили уроки мнемотехники, могут воспроизводить выученную информацию в прямой и обратной последовательности. Основные методы и приемы мнемотехники, подходящие для начинающих взрослых и детей:
- Построение фраз из начальных букв каждого запоминаемого слова. К примеру, чтобы запомнить падежи в русском языке, заучивают фразу: «Иван (именительный) Рубил (родительный) Дрова (дательный), Варвара (винительный) Топила (творительный) Печку (предложный)».
- Рифмизация – создание стихов, зарифмованных двустиший и четверостиший, которые ассоциируются с запоминаемыми данными. К примеру, если нужно зафиксировать в своей памяти, что во множественном числе правильно пишется «туфель», а не «туфлей», можно воспользоваться двустишием: «Одна пара модных туфель стоит, как огромный трюфель».
- Использование созвучных выражений при усвоении иностранных слов и длинных терминов.
- Мысленное формирование ярких изображений, которые ассоциативно связываются с информацией, подлежащей запоминанию.
- Метод локусов (мысленное создание отдельных локаций, куда помещаются новые сведения в определенной последовательности, что позволяет при посещении конкретной комнаты «дворца памяти» находить нужную информацию).
Мнемотехники и способы развития памяти предусматривают мысленное создание параллельных образов. К примеру, чтобы зафиксировать в сознании, что во множественном числе в родительном падеже правильно говорить «чулок» и «носков», нужно представить, что чулки – длинный предмет одежды, поэтому слово нужно выбирать в противовес короткое – «чулок», а не «чулков».
Носки – короткий предмет одежды, поэтому слово нужно выбирать длинное – «носков», а не «носок». Еще одно двустишие, которое поможет справиться с запоминанием правил орфографии: «Колобок катиться мог без носков и без чулок»
Чтобы зафиксировать в сознании правило, когда выбирать слово «одеть», а когда «надеть», нужно сосредоточить внимание на фразе: «Одеть девочку Надежду, надеть на себя одежду»
Другой вариант: «На себя надену, Валечку одену»
Чтобы запомнить, когда выбирать «так же», а когда «также», стоит обратить внимание на выражение: «Я на ярмарку пойду, так же как в прошлом году. Там опять куплю корову, лошадь, также и козу»
В Древней Руси азбука олицетворяла собой наглядный пример применения мнемотехники для обучения начинающих детей и взрослых.
Начальные буквы азбуки звучат, как «аз», «буки», «веди», что буквально означает «я буквы ведаю (знаю)». Следующие буквы русского алфавита назывались «глагол», «добро», «есть», что буквально означает «речь – это есть добро». Мнемотехника для развития процесса запоминания базируется на визуальных, слуховых, тактильных стимулах, а также на ощущениях и эмоциях, которые ассоциируются с новой информацией.
Известная пословица гласит, что лучше увидеть 1 раз, чем услышать 100 раз, что отражает целесообразность преобладания визуального компонента в упражнениях по развитию материал. Пример широкого, повсеместного использования принципов мнемотехники – дорожные знаки.
Логотипы компаний отражают концепцию и направление их деятельности, что также обусловлено применением приемов мнемотехники. Если у компании продуманный логотип, потенциальные потребители легко запоминают сведения о ней и о продуктах, которые она предлагает на рынке.