Алалия у детей

Виды, их причины и признаки

Причина алалии — повреждение головного мозга, которое возникло еще внутриутробно, во время родов или в первые пару лет жизни:

  • инфекция во время беременности;

гипоксия плода (связанная, например, с курением матери);

тяжелый токсикоз;

угроза прерывания беременности;

травмы беременной;

асфиксия (удушье) из-за обвития пуповиной или заглатывания околоплодных вод;

скоротечные или затяжные роды;

тяжелая недоношенность;

травмы при прохождении малышом родовых путей, применения акушерских щипцов или вакуум-экстрактора;

менингит;

энцефалит;

черепно-мозговые травмы в первые годы жизни.

Если тщательно опросить родителей малыша-алалика, можно найти сразу несколько причин задержки речи.

Все эти повреждения тормозят развитие клеток головного мозга – нейронов. Их остановка на стадии незрелых клеток происходит не локально, а во многих отделах коры.

Поэтому у младенца с отсутствием речи может быть другая неврологическая патология: склонность к неврозам, неврастении, проблемы с памятью, мышлением.

Главный симптом любой алалии – невозможность разговора. Так как речь – процесс сложный, состоит из понимания и говорения, то алалия делится на несколько видов.

Моторная

Крошка с таким нарушением понимает обращенную к нему речь, однако в ответ ничего сказать не может. Таким деткам доступен весь диапазон артикуляции, все звуки.

Но попытка сложить слова ни к чему не приводит, так как они с трудом могут воспроизводить последовательность движений губ и языка, необходимые для речи.

Малыши-алалики начинают позже гулить, лепетать, а при попытках первых слов все звуки у них путаются. Проблемы с звукопроизношением могут легко привести их к заиканию.

Самые грубые и тяжелые формы моторной алалии проявляются лепетом и активными, бурными жестами. Часто в речи преобладает негативизм, в виде повторения слов «нет», «не надо» в ответ на любое предложение.

Ребенок с моторной афазией не склоняет слова, почти все существительные использует в именительном падеже: «хочу мама». Если просить его показать, где яблоко, а где яблоки — он не сможет различить картинки.

Малыши с моторным нарушением с трудом составляют даже короткий рассказ по картинке — им не поддаются причинно-следственные связи, сложно сопоставить событие и время.

А есть ли какие-то особенности памяти у детей с моторной алалией?

Помимо речевых нарушений, у таких малышей всегда есть неречевые пробелы в развитии. Концентрация внимания снижена, есть проблемы с памятью и мышлением: объем памяти небольшой, слова запоминаются сложно, быстро забываются.

Новые слова часто употребляются неправильно, даже пассивный запас у такого малыша очень медленно пополняется новыми выражениями.

Страдает двигательная память: если попросить его повторить движения, он выполняет их с ошибками. Очень затруднена у моторных алаликов мелкая моторика – застегивание пуговиц, замков, игра с сортером.

Это подтверждает, что развитие мелких движений рук тесто связано с речью.

Сенсорная

Детям с сенсорной алалией недоступно понимание слышимых слов. В ответ на любое обращение к малышу можно услышать настоящий винегрет из слов и звуков, которые алалик когда-то слышал.

Но значение этих слов ему не понятно, поэтому какого-либо смысла такой речевой поток не несет.

Сопоставляя звук с движением губ, ребенок с сенсорным нарушением речи постепенно сможет запомнить значение некоторых слов, звуков, повторять их и даже употреблять.

Однако, это будет действительно только для того контекста, в котором ребенок слово услышал. Любое изменение ситуации, изменение формы слова, числа – для малыша это снова пустой звук.

Все сенсорные алалики стараются по максимуму использовать жестикуляцию, мимику для объяснения потребностей. Часто они чрезмерно «разговорчивы» — постоянно бессмысленно лопочут.

Изолированная сенсорная алалия встречается очень редко, обычно это смешанное расстройство, ведь слух и разговор неразрывно связаны.

Сенсомоторная

Сочетает признаки моторной и сенсорной алалии. В наиболее тяжелых формах этого нарушения малыши не говорят совсем, не понимают обращенных слов, быстро отстают в развитии.

Сенсомоторный тип отсутствия речи сопровождается неврологическими проблемами: склонность к истерикам, перепадам настроения, неврозам.

Из-за очень плохой обучаемости при отсутствии должного лечения вторичная умственная недостаточность развивается скорее, чем при моторной форме.

Видео расскажет о симптомах сенсорной, моторной и сенсомоторной алалии у детей:

Симптомы алалии

Общая клиническая картина заболевания характеризуется поздним появлением речевых реакций у ребенка, скудностью словарного запаса, неправильным звукопроизношением и нарушением фонематических процессов. У детей-алаликов часто наблюдаются невротические реакции на свою бессвязную речь, вторичная задержка психологического развития, аграмматизм.

Они быстрее устают, по сравнению со сверстниками, обладают пониженной подвижностью и плохо концентрируют внимание. Если заболевание вовремя не начать лечить, в процессе школьного обучение алалия может перейти в нарушения письменной речи – дисграфию или дислексию

Помимо общей симптоматики, в зависимости от формы патологии, могут присутствовать и другие признаки речевых отклонений.

Моторная

К характерным признакам этого типа патологии относят недоразвитость первичных речевых проявлений. Они будут заметны с самого рождения малыша. Такие дети не умеют гулить, а их лепет сводится к монотонному произношению отдельных звуков. По особенностям поведения такие малыши могут быть гиперактивными или, наоборот, малоподвижными. Многие из алаликов имеют сниженную концентрацию внимания, быстро устают.

Становясь старше, такие дети с трудностями обучаются навыкам самообслуживания – не могут самостоятельно застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, одеться. Неврологическая симптоматика моторной алалии выражается в слабом развитии мелкой моторики рук, плохой координацией движений, неловкостью. У алаликов часто страдает и интеллектуальное развитие, пробелы в котором восполняются со временем развития правильной речи. На фоне неречевой активности может появиться заикание.

Фразовый запас у алаликов с моторной патологией очень скудный. Новые слова запоминаются с большим трудом. Такие малыши часто неуместно вставляют фразы, заменяют сложные речевые конструкции простыми обиходными терминами. Характерной чертой моторной алалии считается преобладание в словаре ребенка существительных в именительном падеже на фоне резкого отказа от использования других частей речи. В запущенных случаях при моторной алалии могут вместо слов могут проскальзывать «лепетные» фразы и звукоподражание с активной жестикуляцией и мимикой у ребенка.

Сенсорная

При этой форме алалии ведущим симптомом является нарушение восприятия смысла речи окружающих на фоне хорошего слуха у ребенка. Активность малышей с сенсорной алалией повышена, но их речь представляет собой набор непонятных звуков, словосочетаний, обрывков слов. В монологе таких пациентов присутствуют:

  • множественная персеверация – навязчивое повторение слогов, букв, звуков;
  • парафазия – искусственное создание слов;
  • эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов;
  • контаминация – объединение части разных слов в одно целое;
  • элизия – пропуск слога в слове или фразе с целью облегчения произношения.

Сенсорная алалия грубой формы характеризуется полным отсутствием понимания речи, но даже если ребенку и понятен смысл сказанного в определенном контексте фразы, то при изменении темпа голоса, смены порядка слов в предложении понимание теряется. Часто для восприятия слов взрослых такие дети пользуются техникой чтения по губам. Грубое нарушение речи приводит к вторичным изменениям личности, задержке интеллектуального развития.

Онлайн тест на Дальтонизм

Причины сенсорной алалии

Непонимание речи ребенком наступает из-за неправильной работы речеслухового анализатора. Сбой происходит вследствие поражения, затрагивающего височную долю ведущего полушария.

Провоцируют нарушение несколько факторов. Среди них сбои, возникшие в период внутриутробного развития, родовые травмы, болезни первых лет жизни ребенка. Немалую роль играет наследственность – если в семье уже были случаи речевых нарушений, велик риск того, что они повторятся у следующих поколений.

Проблемы внутриутробного периода

Среди причин формирования сенсорной алалии специалисты называют гипоксию и гипотрофию плода, а также врожденные инфекции – цитомегаловирусную, хламидиозную, краснуху, герпетическую. Негативное воздействие на центральную нервную систему будущего ребенка оказывают наркотики, психотропы, алкоголь, употребляемые беременной женщиной, а также другие токсические вещества.

Родовые поражения центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы у новорожденных возникают при стремительном течении родов, акушерских оперативных вмешательствах, при узком тазе матери. Травмирование приводит к механическому повреждению височной доли. Нарушение мозговых структур, ответственных за восприятие звуковых сигналов, наступает при длительном нахождении плода в утробе после отхождения вод, а также при затяжном течении родов, обвитии шеи младенца пуповиной.

Болезни

Восприятие речи у ребенка может нарушиться вследствие перенесенных в раннем детстве заболеваний. Провоцируют проблему менингоэнцефалит, отравления, инфекции с нейротоксическим осложнением.

Особенности интеллекта

Среди специалистов нет единого мнения относительно влияния алалии на уровень интеллекта ребенка. Особенности умственных способностей зависят от:

  1. вида алалии. При моторной алалии недостаток речевых навыков может быть компенсирован предметно-образным мышлением. Детям же с сенсорной и сенсомоторной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.
  2. возраста ребенка. Алалик доречевого возраста (до 3 лет) может казаться умненьким, забавным и сообразительным, т.к. на фоне отсутствия речи у него сохранен первичный интеллект. Уже к 4-5 годам становится очевидным отставание в развитии, ведь большую часть знаний о мире взрослые передают детям в вербальной форме. К школьному возрасту проблема усугбляется и может привести к диагнозу «вторичное снижение интеллекта».

Язык и мышление неразрывно связаны. Речь выполняет не только коммуникативную, но также мыслеобразующую и когнитивную функции. Без своевременной логопедической корректировки работы отставание алаликов от сверстников увеличивается с каждым годом.

Тем не менее, хотя интеллектуальное развитие ребенка с алалией лимитируется состоянием речи, это не говорит о его умственной отсталости.

С физиологической точки зрения, интеллектуальные особенности при алалии объясняются «специализацией» полушарий мозга. Зоны Брока и Вернике, расположенные в левом полушарии, отвечают за порождения и восприятия речи.

При недостаточном развитии или травме левого полушария утрачивается грамматическую правильность и плавность речи, возникают сложности с абстрактной лексикой. Правое полушарие в большей мере отвечает за наглядно-образное мышление, в отношении речи – предметные значения слов (особенно конкретных существительных).

При доминировании в работе мозга правого полушария человеку проще оперировать зрительными, пространственными, звуковыми образами.

У детей с алалией наиболее заметно отставание в сфере вербально-логических способностей. Они испытывают трудности:

в усвоении, запоминании и воспроизведении информации, передаваемой вербальным способом.

с построением развернутых словесных определений предметов и явлений;
плохо развиты слухо-речевая память и слуховое внимание.

При этом невербальные мыслительные операции выполняются на том же уровне, что и у здоровых детей. Например, у алаликов хорошо развиты:

  • количественные представления, счетные навыки;
  • логические операции сравнения и противопоставления (если они не требуют сложного грамматического оформления),
  • пространственная координация, решение задач технического характера.

Это свидетельствует о том, что отставание в умственном развитии при алалии носит вторичный характер. По мере развития речи и с помощью специальных дидактических приемов оно постепенно нивелируется.

Симптомы

Моторная алалия выражается в следующих симптомах:

  • Задержка формирования двигательных умений. Это выражается в неуклюжести ребенка, плохом освоении им новых навыков, несмотря на то, что он не парализован, а его мышечная сила достаточно развита. Малыш с трудом осваивает такие навыки, как мытье рук, застегивание пуговиц, удержание в руках столовых приборов. Особенно резко выражены нарушения движений, которые связаны с артикуляционным аппаратом и ротовой полостью. Так, ребенок не может произвольно высунуть язык, не может поцеловать.
  • Активное использование жестов, которыми ребенок пытается восполнить дефицит речи.
  • Нарушение повторения звуков речи. При наиболее тяжелых формах моторной алалии не удается добиться повторения ни одного звука, даже гласных.
  • Сложности в повторении слов у детей, которые уже начали говорить и овладели бытовой лексикой.
  • Расстройства слухоречевой памяти.
  • Затруднение в повторении фраз, если они сложные и длинные.

Речь ребенка с моторной алалией характеризуется рядом особенностей. Они выражаются в следующем:

  • У ребенка, который не говорит, выразительный и достаточно звонкий голос.
  • Когда ребенок начинает говорить, его слова в течение долгого времени остаются не полностью оформленными: в них часто отсутствуют середина или конец. Ребенок нередко пропускает слоги в словах.
  • Когда ребенок постепенно начинает говорить фразами, то в течение долгого времени в них остается подчеркнутым только смысловое ударение, а структура слова остается незаполненной – полностью или частично.
  • Ребенок не может вовремя использовать речь.
  • Говоря фразами, дети с моторной алалией неправильно строят их: они не склоняют и не согласовывают между собой слова, не пользуются союзами и предлогами.
  • Даже если ребенок знает конкретные слова, он не всегда может использовать их «к месту». Например, он может знать слова «еда», «хочу», но вместо того, чтобы попросить поесть, он молча берет взрослого за руку и ведет его на кухню.
  • Перестановка звуков и слогов в словах, искажение и упрощение структуры произносимых слов.
  • Невозможность переключиться с одного слова на другое в процессе речи.
  • Наблюдается устойчивое повторение фразы или слова.
  • Словарный запас у детей гораздо беднее возрастной нормы.
  • Детям крайне сложно называть предметы, особенно когда их нет перед глазами.

Из-за того, что дети с моторной алалией нечетко воспринимают звуки, они улавливают только отдельные части фразы и не способны связать их в единую смысловую структуру.

Нарушение умственного развития у детей с моторной алалией связано с речевой недостаточностью. По мере развития речи это явление корректируется.

Наблюдаются и определенные особенности поведения. Это либо повышенная активность, постоянные движения, совершаемые конечностями, или, наоборот, скованность, заторможенность и малая подвижность. Некоторые дети с моторной алалией застенчивы и боятся общения с людьми; другие общительны, охотно играют с детьми и взрослыми.

Чаще всего при таком отклонении дети быстро утомляются, их внимание неустойчиво, им очень трудно сосредоточиться на чем-либо. Могут возникать такие симптомы, как нарушение сна, частая смена настроения, плаксивость

Общие особенности детей с алалией

Дети с алалией и ЗРР похожи тем, что отличаются нормально развитым познавательным интересом, с удовольствием включаются в предметную деятельность, занимаются трудом. Однако алалия сопровождается отставанием в развитии маленького человека (таблица).

Параметр
Характеристика
Физическое развитие
Общая слабость здоровья, неуклюжесть, проблемы с координацией движений, слабо развита мелкая моторика
Психическое развитие
Среди детей-алаликов много гиперактивных и импульсивных, а также апатичных и безынициативных; у алаликов часто формируются неврозы
Память
Наблюдаются отставания в формировании произвольной и осознанной памяти; особую трудность представляет запоминание слов, фраз и текстов; для запоминания слов и предложений необходимо сопровождение зрительным рядом, использование наглядности
Внимание
Характерное отставание в формировании произвольного внимания

Алалик понимает свои недостатки, поэтому старается не говорить, а выражать свои мысли и состояния с помощью жестов, использует речевые средства в особых, эмоционально окрашенных ситуациях, становится замкнутыми, неуверенным в себе, обидчивым, раздражительным, негативно реагирует на окружающий мир, часто плачет.

Диагностика

При подозрении на алалию детям проводят комплексное обследование. Медицинская диагностическая программа выявляет степень поражения мозговых структур, исключает (или подтверждает) наличие отоларингологических заболеваний, патологий психиатрического характера. Проводится обследование психологами, логопедами. Эти специалисты тестируют ребенка с целью подтвердить предполагаемый диагноз и составить план коррекционных мероприятий.

Обследование ребенка с подозрением на сенсорную алалию включает в себя несколько этапов:

  1. Консультация детского невролога. Специалист выясняет особенности протекания беременности, родов, развития малыша в первый год жизни. При необходимости доктор назначает инструментальные обследования – электро- или эхоэнцефалографию, МРТ мозговых структур, рентген черепа.
  2. Проверка слуха у детей необходима, чтобы исключить возможность глухоты или ярко выраженного снижения способности слышать. Сурдолог проводит отоакустическую эмиссию, исследование работы внутреннего уха и эластичности барабанной перепонки (тимпанометрию), изучает остроту слуха при помощи аудиометрии.
  3. Обследование логопедом выявляет, насколько выражена проблема и развита речь малыша. Во время диагностики специалист оценивает способность ребенка указать на названную вещь, повторить слово, выполнить простое действие.
  4. Диагностика психологом направлена на выяснение нормально сохранившихся и недостаточных функций психики. Используя полученные данные, специалист разрабатывает план индивидуальной работы с пациентом.

Диагностика сенсорной формы алалии связана с необходимостью повторных посещений психолога, логопеда. Часто дети отказываются общаться со специалистами либо показывают, что в определенной степени понимают речь.

Проявления сенсорной алалии схожи с другими расстройствами восприятия речи

Поэтому специалисты уделяют внимание дифдиагностике с такими состояниями:

  • нейросенсорная тугоухость;
  • нарушение акустического спектра;
  • сенсорно-акустическая недостаточность;
  • детская афазия;
  • темповая задержка развития речи.

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Подходы к лечению

Коррекция алалии проводится комплексно. Связано это с тем, что отдельные типы лечения не способны улучшить состояние головного мозга. В связи с этим, все дети с заболеванием нуждаются в психолого-медико-педагогических мероприятиях. Для этого рекомендуется перевести их из общих ДОУ в специализированные, а также проводить коррекцию в специальных центрах и санаториях.

Лечение алалии включает в себя применение лекарственных средств, обеспечивающих ускорение созревания нервной ткани и улучшение ее работы:

  • ноотропы (Пирацетам, Глицин и др.), улучшающие обмен веществ в нейронах и обеспечивающие повышение их функциональных свойств, требуют длительного использования в виде курсов с возможностью их повторения при необходимости;
  • нейропротекторы (Кортексин и его аналоги) — данный класс медикаментов обеспечивает защиту нервной ткани от внешних и внутренних патогенных факторов, ускоряет созревание нейронов и положительно сказывается на их работе;
  • препараты, улучшающие мозговое кровообращение и метаболизм в структурах нервной системы (Церебролизин, Актовегин и пр.) — положительно действуют на головной мозг, улучшая его работу и способствуя формированию двигательных и психологических навыков.

При использовании любых медикаментозных препаратов, важно помнить о том, что все они обладают определенными показаниями и противопоказаниями. В связи с этим, назначать их и определять дозировку и длительность лечения, должен только лечащий врач

Самолечение может привести к прогрессированию основной патологии и развитию побочных эффектов от лекарств.

Улучшить созревание мозговых структур и развитие психомоторных навыков можно при использовании физиотерапевтических процедур: лазерного и магнитного воздействия, электрофореза, различных типов транскраниальной неинвазивной электростимуляции и пр. Указанные методы оказывают опосредованное воздействие на структуры головного мозга, улучшают в них процессы обмена веществ, кровоток и их функциональную активность

При устранении алалии большое внимание следует уделить коррекции сопутствующих нарушений памяти, мышления внимания, а также развитию общей и мелкой моторики

Логопедические мероприятия

Логопедическая работа должна включать в себя устранение дефектов во всех аспектах речи: фонетике, грамматике и лексике

Для детей с моторной формой заболевания важно стимулировать речевую активность, так как без нее невозможна коррекция алалии. Логопед и родители ведут активную работу по формированию активного и пассивного словарного запаса, выполняют упражнения на развитие фразовой речи и грамматики

Детям предлагают рассказывать истории о своей жизни, о недавних событиях, пересказывать услышанное и пр. При наличии обратной связи от логопеда это приводит к постепенной нормализации речевой функции. Задания на улучшение фонетики включают в себя большой спектр логопедических упражнений и массажа, позволяющего нормализовать тонус артикуляционных органов.

В лечении сенсорной алалии основная задача коррекции – обучение навыкам различать речевые и неречевые звуки. Это позволит дифференцировать отдельные слова, соотносить их с действиями и предметами в реальном мире и понимать их, а также целые предложения

Во время занятий внимание уделяется грамматическому строю речи, в связи с его важностью для понимания услышанного и для собственного произношения ребенком. Важно заниматься пополнением словарного запаса

Независимо от формы заболевания детей обучают письму и чтению в минимально возможном возрасте. Два этих навыка позволяют активно развивать речевые центры, фонетику, грамматику и лексикон, улучшая тем самым саму речь ребенка. Занятия проводят как специалисты-педагоги, так и сами родители.

Симптомы моторной алалии

Проявления дефекта зависят от его варианта, потому что у них различные очаги поражения. При оральной апраксии ребенок не отличает движения, что приводит к появлению множественных замен одних укладов на другие. Ребенок может заменять простые движения более сложными.

В устной речи кинестетическая апраксия проявляется в нестойких замен фонем. Иногда могут быть искажения и смешения. Нарушены всегда несколько групп звуков, что влияет на формирование фонематических процессов. Искажена слоговая структура, нарушена темпо-ритмическая сторона.

При кинетическом варианте происходит нарушение артикуляционной моторики. Это проявляется в искажении, замедленном темпе речи, недоразвитие фонематических процессов (в большей степени фонетического слуха). Кроме экспрессивной стороны, есть затруднения в понимании обращенной речи.

Неврологическая симптоматика при обоих вариантах моторной алалии одинакова: быстрая утомляемость, отставание высших психических функций, снижена потребность в общении. Но при кинетическом варианте неврологическая симптоматика ярче выражена.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий