Современные методики запуска речи у неговорящих детей

Как это работает?

Сидит спокойно 5 секунд — получает мармелад. В следующий раз ребенок просидит несколько дольше и тоже получит мармелад.

Важно помнить, что поощрение должно быть значимым для ребенка, то есть в обычное время он не должен получать мармелад (или любимую игрушку). Поощрение не должно быть в больших количествах

Игрушку не оставляем у него надолго (забираем, предупреждая: сейчас я заберу, возможен обратный счет 3, 2, 1).

Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.

Стоит учитывать, что эти дети не выделяют из звукового потока отдельные звукокомплексы (слова, словосочетания и т. д.), соответственно не понимают смысловой нагрузки, которую они несут. То есть вопрос об обучении выделения, узнавания звукокомплексов стоит на одном из первых мест.

Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной.

Упражнения на развитие понимания отдельных слов

Этот навык нужен для развития понимания названий предметов, действий, людей. Обучаем:

Выполнение простых команд, инструкций: «жди», «встань», «покажи», «дай» и других. Не стоит забывать, что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы говорите, и что означает соответствующий звукокомплекс (инструкция). Поэтому каждый раз необходимо помогать ребенку сделать соответствующее действие. Например: «покажи». Складываем из пальцев ребенка указательный жест, направляем его в нужную сторону. Постепенно ослабляем свое воздействие. Повторяем то же самое со всеми действиями.
Понимание названий предметов, изображений. Кладем перед ребенком 1 предмет (картинку). Называем его. Ребенок при этом должен любым образом показать вам, что узнал его название (распознал звукокомплекс). Он может подать его вам, показать пальцем или скинуть. Возможно, сначала он будет это делать с помощью взрослого. Далее кладем уже известный предмет и новый (с которым еще не работали с ребенком). Стоит учитывать уровень развития зрительного восприятия конкретного ребенка: некоторые не отличают ложку и зубную щетку. В таких случаях предлагаем ребенку значительно отличающиеся предметы (ложка и расческа)

Также следует обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка: может ли он взять лежащий определенным образом предмет? Может, его стоит перевернуть или положить под другим углом. Следующим этапом можно начать раскладывать предметы на соответствующие изображения (соотнесение картинка — предмет), инструкция: «положи»

Далее можно предложить ребенку собрать предметы, команда: «дай». Постепенно будем расширять фразу: «Дай корову» или «Дай красный кубик».
Узнавание имен и названий людей. Обучение по той же схеме, но уже с людьми: «Где мама?» или «Мама», помогая ребенку показать, подойти к этому человеку или отдать предмет называемому человеку.

Упражнения на развитие зрительного узнавания

Часто у детей с данными нарушениями имеются проблемы в зрительном узнавании и распознавании предметов (визуальном восприятии и внимании). Чтобы помочь справиться с этой задачей, начинаем работу с ребенком с простых заданий (каждое новое задание начинаем, когда усвоено предыдущее):

Сортировка:

  • по цвету (однородных, реже разных предметов);
  • форме (значительно отличающихся, например: кубики и колечки);
  • размеру (однородные предметы, например: большие и маленькие кубики).

Конструирование:

  • выполнение простых построек из кубиков, брусков, начиная из двух: положить рядом, поставить, положить друг на друга.
  • Выполнение действий крупной моторики по подражанию: похлопай, потопай, положи руки на голову.

По мере развития понимания заданий ребенком, они усложняются. Предметы становятся разными, можно добавить качество предметов (деревянный, металлический и т. д.), сортировку по категориям (овощи-фрукты,мебель-посуда и т. д.), усложнение построек (они могут стать из других материалов, стать совместной игрой со взрослым), движения можно выполнять под музыку (песенки Железновой, русские народные пестушки). Все это ребенок повторят с родителями дома. Хорошо, если это станет началом игры.

На всех этапах комментируем действия короткими, повторяющимися фразами. Поощряем понятным ему способом.

И, наконец, обучение собственно вокальной речи.

Логопедические уроки для детей 2-3 лет

Задания для развития речевого или фонематического слуха в логопедии применяются для того, чтобы дети научились правильно слышать, различать и понимать разнообразные звуки. Для этого разработано несколько типов упражнений.

Задания, развивающие слух

Ушки-слушки – проводятся для детей, которым необходимо научиться различать звуки и развить слуховое внимание;
Кто сказал мяу – необходимы для закрепления умений дифференцировать звуки животных;
Кто стоит у светофора – дети в процессе обучения развивают слуховое внимание путем определения вида транспортного средства;
Где звенит – помогает детям научиться ориентироваться в пространстве без помощи зрения;
Гроза – дети учатся согласовывать текст и движения.

Эти уроки должен проводить логопед. Для более обширного воздействия на речевой аппарат ребенка предлагаются задания на подражание звукам животных.

Корректирующие стишки для детей от 2 до 3 лет

В представленной форме коррекции основную роль занимают стишки. Задания могут быть в виде скороговорок или четверостиший. Первый вариант является более эффективным в сложных случаях. Они способствуют:

  • увеличению словарного запаса;
  • постановке дикции;
  • развитию речевого слуха.

В каждом случае логопед должен определить индивидуально, какие стишки или скороговорки будут полезны для коррекции речевого дефекта ребенка. Задания можно выполнять в домашних условиях, вне зависимости от времени.

За правильность развития речевых способностей ребенка полную ответственность несут родители. Они должны понимать, что если не скорректировать незначительные дефекты в раннем возрасте, потом они будут лишь усугубляться. Чтобы этого не произошло, необходима своевременная диагностика и выполнение различных логопедических заданий.

Прогнозирование и меры коррекции

Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.

Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.

Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Mac mini

Небольшой Mac mini занимает мало места, работает тихо и слабо нагревается. Отличный вариант домашнего или рабочего компьютера, когда не требуется ноутбук, а на iMac не хватает денег.

К Mac mini нужно подключить свой монитор, а заодно и мышку с клавиатурой: ведь в комплекте с маленьким маком ничего такого нет, только кабель, а всё остальное приобретаете отдельно.

Как и большие iMac, младший мак получил все необходимые разъёмы, так что можно обойтись без переходников, в отличие от тех же MacBook. Плюс, если нужно больше мощности, к Mac mini подключается внешняя видеокарта. А ещё в Mac mini можно увеличить объём оперативной памяти, как в iMac.

В теории Mac mini получается относительно недорогим билетом в мир macOS, но если посчитать, что нужна ещё и периферия, и монитор, то это уже получается почти целый iMac.

Минимальная цена на «Яндекс.Маркете»: от 60 000 рублей.

Все актуальные ноутбуки Apple в 2018 году

MacBook с 12-дюймовым дисплеем Retina

Общая информация:

Самый легкий и миниатюрный ноутбук Apple, главными особенностями которого являются — 4 расцветки и наличие только одного порта USB-C (который используется для зарядки, а также для подключения переферийных устройств при помощи адаптеров (продаются отдельно)). Ноутбук пользуется популярностью у женщин.

Процессор:

Вариант 1. Двухъядерный процессор Intel Core m3 с тактовой частотой 1,1 ГГц, ускорение Turbo Boost до 2,2 ГГц. Вариант 2. Двухъядерный процессор Intel Core m5 с тактовой частотой 1,2 ГГц, ускорение Turbo Boost до 2,7 ГГц.Вариант 3. Двухъядерный процессор Intel Core m7 с тактовой частотой 1,3 ГГц, ускорение Turbo Boost до 3,1 ГГц.

Цвет: Серебристый, золотой, «Серый космос», «Розовое золото».

Количество оперативной памяти: 8 ГБ.

SSD-накопитель: 256 Гб или 512 ГБ.

Графический процессор: Intel HD Graphics 515.

Порты: Один разъём USB-C (в том числе и для зарядки) и выход 3,5 мм для наушников.

Вес: 0,92 кг.

Цена: от 102 990 рублей до 134 490 рублей в зависимости от конфигурации.

MacBook Air

Общая информация:

Самый дешевый ноутбук Apple. С 2016 года выпускается только 13-дюймовая версия с «не Retina» дисплеем. MacBook Air обладает самым лучшим временем автономной работы сред всех актуальных ноутбуков Apple.

Крышка MacBook Air имеет «светящееся яблоко», в отличии от всех новых ноутбуков Apple.

Процессор:

Вариант 1. Двухъядерный процессор Intel Core i5 с тактовой частотой 1,6 ГГц (ускорение Turbo Boost до 2,7 ГГц). Вариант 2. Двухъядерный процессор Intel Core i7 с тактовой частотой 2,2 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,2 ГГц).

Цвет: Серебристый.

Количество оперативной памяти: 8 ГБ.

SSD-накопитель: 128 Гб, 256 Гб или 512 ГБ.

Графический процессор: Intel HD Graphics 6000.

Порты: 1 порт Thunderbolt 2, 2 порта USB 2, 1 разъём для карт SDXC, MagSafe 2 для зарядкии и выход 3,5 мм для наушников.

Вес: 1,35 кг.

Цена: от 76 990 рублей до 115 490 рублей в зависимости от конфигурации.

MacBook Pro

Общая информация:

Самый производительный ноутбук Apple. Выбор профессионалов (программисты, дизайнеры, фотографы, монтажеры и т.д.) Ноутбук представлен четырьмя моделями: две с 13- дюймовым, одна с 15-дюймовым Retina-дисплеем выпуска 2016 года и одна 13-дюймовая модель выпуска 2015 года.

Ноутбуки, выпущенные в 2016 году, оснащены улучшенными широкими трекпадами и новой клавиатурой с системой «бабочка». Главными нововведениями MacBook Pro 2016 являются — сенсорная панель Touch Bar (вместо функциональных клавиш F1-F12) и сканер отпечатков Touch ID. Все вышеописанные новшества не доступны в других ноутбуках Apple.

https://youtube.com/watch?v=4BkskUE8_hA

ПО ТЕМЕ: Обзор MacBook Pro 2016 года: модели, характеристики, дизайн и цены

В то же время, самая дешевая версия MacBook Pro 2016 года не получила ни Touch Bar, ни Touch ID.

Macbook Pro с 13-дюймовым дисплеем Retina выпуска 2015 года — единственная актуальная «прошка», крышка которой которой имеет «светящееся яблоко».

Кроме того, в новых MacBook Pro отсутствуют порты USB и HDMI.

https://youtube.com/watch?v=WVPRkcczXCY

Что нужно знать при покупке MacBook Pro 2016 года:

  • Обзор MacBook Pro 2016 года: модели, характеристики, дизайн и цены.
  • В MacBook Pro 2016 можно установить не более 16 ГБ оперативки. Apple назвала причины.
  • Пользователи iPhone 7 и MacBook Pro 2016 не смогут делать эти привычные вещи без переходников.
  • Как включать и выключать MacBook Pro 2016, если Apple убрала кнопку Вкл.
  • Touch Bar в MacBook Pro 2016: возможности сенсорной панели.

Macbook Pro с 13-дюймовым дисплеем Retina (2015 год)

Процессор:

Вариант 1. Двухъядерный процессор Intel Core i5 с тактовой частотой 2,7 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,1 ГГц). Вариант 2. Двухъядерный процессор Intel Core i5 с тактовой частотой 2,9 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,3 ГГц). Вариант 3. Двухъядерный процессором Intel Core i7 с тактовой частотой 3,1 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,4 ГГц).

Цвет: Серебристый.

Количество оперативной памяти: 8 ГБ.

SSD-накопитель: 128 Гб, 256 Гб, 512 ГБ или 1 ТБ.

Графический процессор: Intel Iris Graphics 6100.

Порты: 2 порта Thunderbolt 2, 2 порта USB 2, 1 порт HDMI, разъём для карт SDXC, MagSafe 2 для зарядки и выход 3,5 мм для наушников.

Вес: 1,5 кг.

Цена: от 102 990 рублей до 193 990 рублей в зависимости от конфигурации.

Macbook Pro с 13-дюймовым дисплеем Retina без Touch Bar и Touch ID (2016 год)

Процессор:

Вариант 1. Двухъядерный процессор Intel Core i5 с тактовой частотой 2,0 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,1 ГГц).Вариант 2. Двухъядерный процессор Intel Core i7 с тактовой частотой 2,4 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,4 ГГц).

Цвет: «Серый космос» или серебристый.

Количество оперативной памяти: 8 ГБ или 16 ГБ.

SSD-накопитель: 128 Гб, 256 Гб или 512 ГБ.

Графический процессор: Intel Iris Graphics 540.

Порты: 2 порта Thunderbolt 3 (каждый порт можно использовать для зарядки) и выход 3,5 мм для наушников.

Вес: 1,37 кг.

Цена: от 116 990 рублей до 193 990 рублей в зависимости от конфигурации.

Macbook Pro с 13-дюймовым дисплеем Retina (2016 год)

Процессор:

Вариант 1. Двухъядерный процессор Intel Core i5 с тактовой частотой 2,9 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,3 ГГц).Вариант 2. Двухъядерный процессор Intel Core i5 с тактовой частотой 3,1 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,5 ГГц).Вариант 3. Двухъядерный процессор Intel Core i7 с тактовой частотой 3,3 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,6 ГГц).

Цвет: «Серый космос» или серебристый.

Количество оперативной памяти: 8 ГБ или 16 ГБ.

SSD-накопитель: 256 Гб, 512 ГБ или 1 ТБ.

Графический процессор: Intel Iris Graphics 550.

Порты: Четыре порта Thunderbolt 3 (каждый порт можно использовать для зарядки) и выход 3,5 мм для наушников.

Touch Bar и Touch ID.

Вес: 1,37 кг.

Цена: от 137 990 рублей до 214 990 рублей в зависимости от конфигурации.

Macbook Pro с 15-дюймовым дисплеем Retina (2016 год)

Процессор:

Вариант 1. 4-ядерный процессор Intel Core i7 с тактовой частотой 2,6 ГГц (ускорение Turbo Boot до 3,5 ГГц).Вариант 2. 4-ядерный процессор Intel Core i7 с тактовой частотой 2,7 ГГц (ускорение Turbo Boost до 3,6 ГГц).Вариант 3. 4-ядерный процессор Intel Core i7 с тактовой частотой 2,9 ГГц (ускорение Turbo Boot до 3,8 ГГц).

Цвет: «Серый космос» или серебристый.

Количество оперативной памяти: 16 ГБ.

SSD-накопитель: 256 Гб, 512 ГБ, 1 ТБ или 2 ТБ.

Графический процессор (3 варианта): Radeon Pro 450 с 2 ГБ памяти, Radeon Pro 455 с 2 ГБ памяти или Radeon Pro 460 с 4 ГБ памяти.

Порты: Четыре порта Thunderbolt 3 (каждый порт можно использовать для зарядки) и выход 3,5 мм для наушников.

Touch Bar и Touch ID.

Вес: 1,83 кг.

Цена: от 179 990 рублей до 312 990 рублей в зависимости от конфигурации.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

«Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
«Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы

Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз

Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
«Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Классификация нарушений

Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:

Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании

Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.

Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития

Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.

В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.

Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.

Большие ноги идут по дороге.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д.; развитие движений.

Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!Большие ноги идут по дороге:ТОП-ТОП-ТОП!(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)Маленькие ножки побежали по дорожке:Топ-топ-топ, топ-топ-топ!(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.

Развитие глагольного словаря.

Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов

Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.

Литература

  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
  • Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Петербург: Союз, 1998.
  • Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.
  • Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.

1-ю часть статьи читайте ЗДЕСЬ

Заключение

В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное — придерживаться рекомендаций специалистов.

Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги. Многие малыши при помощи таких игр заговорили сразу же не словами, а предложениями. Поэтому не переживайте за речь своего крохи. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий