Оригинальная методика «палочки кюизенера» в домашнем обучении

Сходство с методикой Дьенеша

В 60-х годах прошлого века аналогичная методика была создана венгерским учёным-теоретиком Золтаном Дьенешом. Но у пособий есть несколько отличий. Всего в коробке 48 блоков, имеющим четыре разных параметра:

  • форме — треугольники, квадраты, прямоугольники и круги;
  • цвету — синие, жёлтые и красные;
  • толщине — узкие и широкие;
  • размеру — маленькие и большие.

Такое разнообразие позволяет более широко классифицировать предметы по признакам, решая с их помощью математические и логические задания. Ребёнок учится обобщать и сравнивать понятия. Палочки Кюизенера направлены именно на работу с числами и математическими действиями, а блоки Дьенеша повышают интеллектуальный уровень малыша во всех сферах.

Как работать с палочками?

  • Начальный этап: знакомство с палками. Сенсорное развитие: можно раскладывать их в различные коробочки или чашки по цветам или размеру. Найди такую же палочку, как у мамы.
  • Второй этап — работа по схемам (выкладывание палочек на изображение), сначала с мамой потом самостоятельно. Выкладываем свое изображение: фантазируем — домики, деревья, машинки, паровозики и пр.
  • Третий этап — изучаем количественный состав, сколько палочек таких может уместиться в этой палочке, строим лесенки, какая палочка длиннее, какая короче. Найти самую короткую или самую длинную, измерить длину палочки другими палочками, найди столько же палочек, как у мамы.

Ну вот пожалуй пока все. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.

Пока, пока!

Палочки Кюизенера

Лев Толстой

Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.

Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.

У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров

Ну, давайте обо всем по порядку.

Итак, Джордж Кюизенер (1891-1976) — бельгийский педагог, разработавший универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», которая была посвящена описанию цветных счетных палочек.

В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» предназначено для детей от 2 до 9 лет. Оно включает в себя: 116 палочек, набор цифр от 1 до 20, комплект математических знаков, а также инструкцию (повторяем заглавную фотографию):

Палочки отличаются друг от друга цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета — одной длины.

Белая палочка — самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Цифра и цвет соответствующей палочки одинаковые.

Специально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
  • Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Палочки Кюизенера: описание методики, история и цель создания счетных упражнений

В 1952 году вышло математическое пособие для дошкольников и школьников младшего возраста. Его создал бельгийский ученый-математик Джордж Кюизенер. Ребёнок во время обучения задействует все органы чувств, поэтому методика основана на тактильном освоении некоторых математических абстрактных понятий — упорядоченности, множества, идентичности.

Коллега бельгийского математика — французский учёный и философ Калеб Гатеньо — сделал это пособие популярным, впервые начал использовать счётные цветные палочки для обучения малышей математике и разным языкам. Ребёнок, осваивая одну науку, параллельно развивает другие способности. Он сможет выделять логические связи в умозрительных понятиях, научится применять фантазию и абстрактное мышление.

Методика палочек Кюизенера преследует несколько целей:

  • у ребёнка формируется конкретизация счёта;
  • развивается понятие больших и меньших чисел;
  • появляются навыки сложения и вычитания, умножения и деления;
  • дети различают правую и левую сторону, учатся определять середину;
  • развивается креативность, творческие наклонности, умение моделирования и конструирования;
  • проявляется познавательный характер, наглядный и действенный методы мышления, обостряются все виды внимания, окружающая среда воспринимается более детально;
  • улучшается мелкая моторика рук.

Возраст для начала занятий определяется индивидуально, он зависит от развития ребёнка. Но обычно первые уроки проводят для трёхлетних малышей. Хотя некоторые педагоги советуют развивать их уже с одного года, приучая к решению математических задач с цветными палочками.

https://youtube.com/watch?v=ZJKU1bHiw1o

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Счётные палочки Кюизенера

Описание
Характеристики
Доставка
Поделиться

Мышление ребенка связано с абстрактными понятиями, возникающими в результате практической деятельности. Отличающиеся цветами и размерами палочки Кюизенера используются для повышения эффективности работы мозга.

Описание «Счётные палочки Кюизенера»

Счетные палочки Кюизенера поставляются комплектом из 10 пластмассовых призм. Все они различаются оттенками и размерами. Самая маленькая призма обозначает элементарную единицу измерения — единицу. Она выполнена в форме 10-миллиметрового кубика. За другими закреплены значения от 2 до 10. Каждая деталь представляет собой количественную величину, имеющую свой цвет и размер. В математической науке палочки были бы представлены в виде множества, символизирующего равенство и порядок. Такое множество является благоприятным полем для использования математических задач. «Числа в цвете», или палочки Кюизенера, помогают детям получить наглядное представление о величинах на основе счетных операций и измерительных действий с ними. В результате малыш должен прийти к выводу о том, что число связано со счетом и измерениями. К этому располагает лишь практическая деятельность, представленная развивающими упражнениями. Стоит отметить, что именно подобное представление об измерениях наиболее полезно для дальнейшей мыслительной деятельности. Счетные палочки, полагал Джордж Кюизенер, помогают подтолкнуть детей к самостоятельному освоению математических операций по принципу «больше/меньше на…». Работая с набором, ребенок:

  • знакомится с теорией множества,
  • учится разделять на части одно целое,
  • использует общепринятые мерки для обозначения объектов,
  • осваивает отдельные элементы функциональной зависимости,
  • тренируется в процессах запоминания чисел,
  • плавно подходит к освоению следующих математических действий: сложение, вычитание, умножение и деление.

Цветные игровые палочки Кюизенера дают практические навыки по освоению всем известных понятий: «слева/справа», «длинная», «между», «все», «конкретная из…», «иметь одинаковый цвет», «отсутствие голубого оттенка», «равные по длине» и т.д. Они являются развивающим дидактическим пособием. Палочки не выходят за грань детского мышления и идеально сочетаются с дошкольным представлением о математических явлениях.

Комплектация набора

Счетные палочки Кюизенера представляют собой комплект пластмассовых призм. Всего в наборе представлено 10 оттенков и форм.

Призма Обозначаемое число Количество
белая 1 25
розовая 2 20
голубая 3 16
красная 4 12
желтая 5 10
фиолетовая 6 9
черная 7 8
бордовая 8 7
синяя 9 5
оранжевая 10 4

Для облегчения использования комплекта все детали разделены на группы:

  1. элементы 2, 4 и 8 — красные,
  2. элементы с цифрами 3, 6 и 9 — синие,
  3. элементы 5 и 10 — желтые.

Такое деление счетных палочек Кюизенера по цветным группам не случайно. Это сделано, исходя из определения величин тех или иных чисел. К примеру, красную группу образовали палочки, длина которых кратна двум. Все числа синей группы кратны трем, а оставшиеся желтые кратны пяти. В наборе имеется также кубик белого цвета — это неделимая единица, закладывающаяся по длине каждой детали. В отдельное «семейство» входит также число 7 — черная палочка. Главное правило любого комплекта счетных палочек — длина каждой детали влияет на число, которое она выражает. Цветовое решение каждого элемента связано с числовым соотношением. Оно определяется простыми значениями от 1 до 10 натурального ряда. Таким образом, одна палочка Кюизенера выражает конкретное число, представленное своим цветом и величиной.

Вы можете купить «Счётные палочки Кюизенера» с доставкой. Стоимость доставки до вашего города указана во вкладке «Доставка».

Виды деятельности со счётными палочками в детском саду

На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.

Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.

Занятие по ФЭМП

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.

На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера

Моделирование сказок

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев

Занятия по обучению грамоте

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова

За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.

Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте

Счетные палочки для изучения математики с детьми дошкольного возраста

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек, элементарно видоизменяет их. Даются задания с постепенным усложнением. Ребенок составляет из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, мебель, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем опять предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов.

Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами в две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д.).

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Упражнение «Делай как я»

Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут и для игры с двухлетками. На ровной поверхности взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной, и предлагает ребенку сделать то же самое. Так малыш постепенно овладевает действием по образцу пока еще в самой элементарной форме:

а) сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьмите три палочки и сделайте треугольник;

б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник? {На квадрат.),

в) сложите такую лампу. На что это еще похоже?

г) сложите такую лодку:

д) сложите такую вазу:

е) сложите такую конфету:

ж) сложите телевизор:

з) придумайте свою фигуру и сложите ее из палочек.

Задания на конструирование и трансформацию

Упражнение 1

Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Упражнение 2

Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Упражнение 3

В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

Упражнение 4

Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

Упражнение 5

Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Упражнение 6

В данной фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.

Упражнение 7

В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

Упражнение 8

В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

Упражнение 9

Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.

Упражнение 10

Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.

Упражнение 11

В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

Возраст от двух до трех лет называют «годом большого скачка». И действительно, между двумя и тремя годами у ребенка блестящие достижения: интенсивно развивается речь, появляется целенаправленность, осознание самого себя, социальное взаимодействие со сверстниками. Дети овладевают творческими видами деятельности: рисованием, простейшими формами конструирования, у детей появляется способность к фантазированию, закладываются основы интеллекта.

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий