Доктор комаровский о детском садике

Первое посещение садика Дениской

Решение о садике было принято, выбор сделан и предстояло попробовать провести первый день в садике.

Но пробовать грамотно, не питая иллюзий и обладая определенными полезными знаниями.

Единственными успокаивающими меня факторами было то, что:

Пять дней по договору я имела право находиться рядом с ребенком в течение всего дня пребывания в садике (это очень важно!);
Если нас что-то не устроит – мы не будем ходить в садик. Меня не ждали на работе, я трудоустраиваться не торопилась, поэтому выбор у нас был

А это очень успокаивало!

И зная свои права и возможности, мы пошли с Дениской в детский сад первый раз.

Я взяла сменную обувь, оделась в спортивную одежду и пришла с Денисом в группу, точнее в спортивный зал.

Наш вариант садика был таким – пока все дети в садике спали, наших малышей водили сначала в спортивный зал, потом в комнату «сказки», где показывали кукольную сказку, потом в помещение с различными развивающими игрушками, ну а потом на улицу, откуда родители и должны были своих деток  забирать.

Какие я ставила для себя ЗАДАЧИ на первый день в садике?

  1. Познакомиться с воспитательницей и, находясь в группе, понять – смогу ли я доверить ей нашего ребенка. Понять насколько мое понимание системы воспитания согласуется с тем, чему нашего сына будут учить в садике. Вежливое ли обращение с детьми, нет ли морального и, не дай Бог, физического давления на ребенка.
  2. Познакомиться с родителями и детьми, которые ходят в нашу группу. Это еще один очень важный момент! С первого дня посещения садика вашего ребенка будут воспитывать не только воспитатели, но и родители детей через своих детей, ходящих в вашу группу.
  3. Конечно же, понаблюдать за Денисом и тем, как он себя чувствует в новом обществе, как реагирует на воспитательницу, с кем из детей у него возникают конфликты, к кому возникает симпатия.
  4. Как организованы бытовые моменты. Прежде всего, я волновалась за посещение туалета и то, будет ли Денис проситься в туалет в садике.

Возможно, тогда я так четко не осознавала свои задачи, но была настроена решительно.

И вот мы пришли к спортивному залу, я увидела там нескольких мам с детьми, познакомилась, немного порасспрашивала, что к чему, и мы стали ждать воспитательницу.

Появилась наша воспитательница, я поздоровалась, сказала кто мы, и с решительным видом пошла с Денисом за руку вслед за ней в спортивный зал.

Наталья Витальевна (так зовут нашу воспитательницу) удивилась, узнав, что я планирую остаться и спросила «а зачем?».

На что я с улыбкой ответила – «Вы знаете, я такая тревожная мама, у нас с Денисом очень сильная связь, поэтому можно я побуду сегодня и, возможно, еще какое-то время с ним? Тем более в договоре у нас написано, что это возможно».

Такой линии поведения меня научила замечательная девушка-психолог Ирина на семинаре про «детский сад», о котором я немного говорила в статье «Мы идем в детский сад!».

Не нужно нападать на людей со своим недоверием, это неприятно, и всегда вызывает обратную негативную реакцию.

Когда же вы признаете, что сами не совершенны, боитесь, тревожитесь (а так оно и есть на самом деле, и это нормально), то вам скорее пойдут на встречу.

Так и мне позволили быть рядом с Денисом, пока мне это не надоест.

Когда Дениска узнал, что я никуда не ухожу, он сразу расслабился и побежал осваивать новый для него мир.

А это самое главное для развития ребенка! Чувство безопасности!

Не может ребенок, оказавшись в новом месте, с незнакомым взрослым человеком и толпой незнакомых детей, чувствовать себя хорошо. Какое развитие и польза от детского сада, когда все силы организма идут на защиту?

А вдруг что-то страшное произойдет? Ведь мамы рядом нет! И это не прихоть избалованного маминькиного сынка, а нормальная реакция психически здорового ребенка!

Когда Ваш ребенок впивается в Вас и просит – мамочка не уходи, помните – для него это конец света и не меньше!

В какой-то момент придется проявить твердость и уйти, но это не должно быть резко и в первый день посещения садика!

Наш первый день в садике прошел хорошо, Денис начал потихоньку взаимодействовать с детьми, возникли первые конфликты.

Я оставалась в стороне и не вмешивалась в работу воспитательницы. Я была рядом, но без вмешательства.

Показать ребенку, что главный человек в садике – воспитатель. Маме просто разрешают побыть рядом.

Я не буду описывать подробности, скажу одно – через три часа пребывания в садике, мы с Денисом – очень устали!

Очень хорошо можно понять ребенка, проведя с ним в садике время. Это особенно полезно для тех родителей, которые считают садик развлечением для ребенка, особенно в первое время!

Сторонники и противники детского сада

Можно привести мнение двух групп психологов:

Мнение против посещения садика

Посещение детского сада негативно сказывается на развитии ребёнка, поскольку может развиться автономность. Также к отрицательным аргументам относят возможность частых заболеваний (ОРВИ, простудными и гриппами). Главенствующим из отрицательных аргументов называют стресс. Стоит отметить, что не у всех родителей есть возможность брать больничный лист по уходу за ребёнком или находиться в декретном отпуске до достижения ребенком шести лет.

Чтобы превратить минусы в плюсы, психологи и педиатры рекомендуют:

  • для того, чтобы избежать инфицирования ОРВИ или гриппом, можно предложить малышу употреблять в пищу цитрусовые (если нет аллергии) и чеснок с луком, оказывающие противовирусное, противогрибковое, и противовоспалительное действие. Также можно кушать с чаем домашнее варенье (малина, смородина, рябина и так далее) ежедневно по вечерам. Посоветовавшись с врачом, можно давать комплекс поливитаминов.
  • психологи рекомендуют предотвратить детский стресс. Он может возникнуть при попадании впервые в детский сад, если ребёнка до этого ни с кем чужим не оставляли. Для этого следует первое время ходить вместе с ребёнком в детский сад. Затем оставлять его на два-три часа в группе с воспитателями. Далее по прошествии трёх месяцев (адаптации) уже возможно оставлять ребёнка на полный день, либо пятидневную программу. Многие психологи отмечают полезность подготовительных групп, поскольку это нивелирует этап адаптации.


Социализация детей происходит в садике

Какая польза может быть от детского сада

Полезно посещение малышом дошкольных учреждений, особенно детского сада, который находится неподалёку от места проживания. Состоит она в том, что:

  • ребёнок имеет возможность вхождения в социум в коллективе сверстников и при общении с чужим человеком, не являющемуся ему близким, что позволяет ему адаптироваться в обществе.
  • основная функция детского сада — это социализация и подготовка к школьной жизни. Также в детском саду, проводят развивающие занятия, поэтому необходимо его посещать;
  • посещая детский сад, ребёнок получает правильное представление о том, каким должен быть человек. К возрасту четырёх – шести лет, он сам начинает задумываться и представлять то, каким человеком он может стать в зависимости от того, как протекает социализация ребенка. Под этим подразумевается формирование базовых чувств вины, либо инициативы.

Как помочь адаптироваться

Как свидетельствуют отзывы молодых мам на форумах о первом дне в детском саду, сближать ребенка с коллективом и новыми условиями нужно постепенно: первую неделю оставляйте малыша на час-два, регулярно увеличивая время пребывания. Если сын/дочка не проявляет бурных протестов, через несколько недель попробуйте оставить чадо на дневной сон и забрать после полдника.

Развитие карьеры

Если вы думаете, что единственным проектом, в котором участвует Алла Михеева, является «Вечерний Ургант», то сильно ошибаетесь. Наша героиня – многогранная личность. Ей удается совмещать сразу несколько ипостасей – фотомодель, журналистка и актриса. На последней мы остановимся подробнее. В 2009 году Алла сыграла юную гимнастку в фильме «Золотое сечение». Режиссером картины стал Сергей Дебижев.

В 2012 году ей предложили эпизодическую роль в сериале «Чужой район» (НТВ). Блондинка согласилась. Михееву можно было увидеть в серии «Свидетель». Она вжилась в образ Леры.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Игры для общего развития

И еще одно связующее звено между всеми воспитанниками, кроме режима дня: это то, что все дети в садике с огромным удовольствием – конечно же, играют. И любой воспитатель должен не только уметь общаться с детьми, помогать им в стрессовых ситуациях и учить контактировать со сверстниками, но уметь организовать их для полезных и обучающих игр, как в помещении, так и на улице.

Например, чем занимаются дети 3 лет?

Кроме машинок, кукол и конструкторов, им интересны игры, где у каждого своя роль и есть определенный сюжет: покупатель и продавец, врач и пациент, пассажир и водитель, парикмахер и его клиент.

Дети постарше с удовольствием играют в театр, если есть куклы. Или сами могут стать героями какой-нибудь сказки. Например, воспитатель дает задание: сыграть сказку «Теремок». Дети учатся самостоятельно распределять роли между собой и создавать сюжет.

Для активных игр во время прогулки в детском саду оборудованы специальные площадки для каждой группы воспитанников. Там всегда есть песочница, различные лесенки, карусель, горка и беседка, чтобы можно было укрыться в тени в жаркую летнюю погоду.

Дети старших групп вместе с воспитателем могут поиграть в такие любимые всеми игры, как «глухой телефон» или «съедобное и несъедобное».

Занятия

1 раз в неделю есть музыкальное занятие с приглашенным педагогом. 2 раза в неделю – спорт. И какие-то творческие занятия в группе (лепка из пластилина, рисование, поделки).

Часто в нашем саду дети готовят вместе с воспитателями – пекут хлеб, пиццу, делают салаты.

Если ребенок не хочет этим заниматься, его опять же не заставляют. Сиди, пожалуйста, в сторонке, занимайся своими делами. Главное – не мешай остальным.

В целом, мне кажется, в немецком детском саду у детей больше свободы, короче дистанция между ребенком и воспитателем (нас дети называют по имени и на “ты”). Но при этом я бы не сказала, что нет дисциплины. Есть свои определенные правила, которым все следуют.

P.S. Этот текст я написала 3 месяца назад, но готова опубликовать только сейчас. Я хотела, чтобы у меня улеглись эмоции, чтобы за первым, часто обманчивым впечатлением появилось второе.

Я проработала в саду 4 месяца, получила хорошие рекомендации с печатями и собираюсь идти учиться на воспитателя.

Это тяжелая работа (а есть ли работа легкая?), требующая большого напряжения, моральных сил и сил физических, особенно в малышовой группе. Нужно менять подгузники, вытирать детские попы, переодевать из мокрого в сухое (а некоторых детей – раз 5 за день!), разруливать детские конфликты и ссоры, делить одну детскую коляску на десятерых страждущих.

Но именно эта работа заряжает меня энергией, как никакая другая. Когда дети тебя любят (а меня любят), это дает колоссальный прилив энергии, на это реально подсаживаешься. И особенности работы именно в немецком детском саду – смешанный коллектив (в немецких садах много воспитателей-мужчин), маленькие группы (на 10 детей двое воспитателей), частые экскурсии и походы с детьми по паркам-зоопаркам – делают эту работу для меня еще более привлекательной.

Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду

Как правило, родители принимают решение отдать ребенка в детский сад задолго до того, как его туда зачислят. Время ожидания места в желаемом ДОУ нужно провести с пользой, максимально подготовив малыша к посещению образовательного учреждения. В период адаптации это сэкономит много сил и нервов новоиспеченному детсадовцу и всем окружающим.

Психологи советуют:

постепенно приучать малыша к общению с разными людьми путем походов в гости, на детские праздники, в игровые центры;
привить ему минимальные навыки самообслуживания, например, научить ходить на горшок, самостоятельно кушать, надевать элементы одежды;
заранее рассказывать про детский садик и моделировать с помощью игрушек различные ситуации, например, сон час в ДОУ;
выяснить режим дня в желаемом саду и внедрить дома такой же, или максимально приближенный к нему;
рассказывать об образовательном учреждении только в позитивном ключе, расписывая ребенку все прелести его посещения;
акцентировать внимание на том, что в детский садик ходят большие дети, сказать, что малыш уже взрослый и самостоятельный, и родители им гордятся.

Для облегчения адаптации ребенка нужно заранее его приучать к большим компаниям

Особое внимание к ребенку и его нуждам стоит проявить в первые дни и недели посещения садика, чтобы сразу заложить благоприятный фундамент на все последующие годы. От того, какие ассоциации будут возникать у малыша при приближении к ДОУ, положительные или отрицательные, зависит благоприятное завершение адаптации и дальнейшее развитие событий

Лояльно настроенный детсадовец будет меньше болеть, более спокойно реагировать на конфликтные ситуации, сохранит здоровый сон и аппетит.

В период адаптации ребенка нужно:

  • сохранять спокойствие, расставаться с ним с улыбкой и уверенностью в необходимости разлуки;
  • поручить отводить его в садик тому из родственников, с кем он меньше капризничает;
  • наращивать время посещения постепенно, начав с небольшой прогулки на территории ДОУ;
  • позаботится об удобной, немаркой одежде и обуви, обеспечить несколько сменных комплектов;
  • дать с собой в садик домашнюю игрушку, чтобы рядом было что-то привычное и знакомое;
  • с пониманием относиться к капризам, стараться не конфликтовать и не ругаться;
  • снизить нагрузку на нервную систему, ограничив посещение шумных мероприятий;
  • искренне интересоваться, как прошел день в садике, хвалить за малейшие достижения.

В период адаптации ребенка нельзя:

  • поздно ложиться и утром будить невыспавшегося малыша;
  • собираться в спешке, нервничать и торопиться;
  • убегать из группы, пока он не видит;
  • оставлять детсадовца допоздна с первого дня;
  • растягивать прощание, провоцируя лишние слезы;
  • обманывать, обещая забрать раньше, чем это возможно;
  • давать волю своим переживаниям в присутствии малыша.

Если соблюдать эти нехитрые правила, то привыкание к условиям детского сада пройдет легко и безболезненно для ребенка и переживающих за него родителей. При желании, можно дополнительно придумать какие-нибудь приятные ритуалы, чтобы мотивировать малыша к более охотному посещению образовательного учреждения. Например, каждый раз, забирая его, хвалить за отличное поведение и выдавать вкусный фрукт. Главное, соблюдать меру в поощрениях, дабы не вызвать у малыша мысли, что ему должны бонус за любой хороший поступок.

Нумерология

Подготовка и адаптация к саду

Наверняка вы хотите выбрать своему крохе хороший детский сад и хорошую воспитательницу. Надо отметить, что последнее важнее, так как именно человек, с которым будет находиться малыш целый день, создает атмосферу в группе, и от него в большей мере зависит благополучие детей, а не от сада.

Ситуация новизны является для любого человека тревожной. Адаптационный период длится приблизительно 6 недель.

На первые три недели приходятся наиболее бурные реакции, проявляющиеся в:

  • нарушениях сна
  • капризности
  • возможны респираторные заболевания.

Подготовив ребенка, можно избежать этих неприятностей:

Прогулки в детском саду

Хорошо бы иногда гулять на территории детского сада с его друзьями, чтобы в будущем все было уже знакомо.

Знакомство с воспитателем

Познакомьтесь заранее с воспитателем группы

Расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, обратите внимание на элементы самообслуживания, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.

Режим дня

Постарайтесь заранее подготовить ребенка к режиму дня детского сада. За полгода до поступления в детский сад организуйте свой образ жизни так, чтобы ваш ребенок общался с разными людьми

Учите его общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите в гости к друзьям и родственникам.

Против садика

Стоит отметить, что некоторые родители приводят также противоположные аргументы по поводу садика.

Они полагают, что такое заведение может навредить ребенку.

Необходимость в социализации. Родители думают, что ребенку не обязательно общаться в детском саду со сверстниками. Они считают, что дают ребенку достаточное количество внимания и заботы.

Помимо всего прочего, родители не считают постоянную группу детей примером для моделирования поведения.

Ребенка достаточно резко помещают в чужую среду, поэтому он отдаляется от собственной семьи. Малыш испытывает огромный стресс, который может негативно отразиться на самых разных аспектах его восприятия окружающего мира.

  • Привязанность. Дошкольное заведение может влиять на привязанность малыша к маме. Родители часто не знают, чем заниматься с ребенком дома, поэтому им легче отдать его в садик. Таким образом ребенок отвыкает от своих родственников.
  • Правила в садике. Воспитание в домашних условиях может привести к настоящей самостоятельности. Если в садике выполнять все правила, то ребенок будет просто заучен, а лучше, чтобы он сам понял, что стоит делать, а чего лучше не совершать. Малыш сам сможет высказать свое мнение, а не следовать стандартным правилам.
  • Частые заболевания. Родители наблюдают такую ситуацию, что в садиках дети болеют намного чаще. Если один ребенок заболеет, то он обязательно заразит остальных. Иммунитет в таком случае укрепляется, но на это нужно время.
  • Не учитываются потребности. Мало кто думает в детском саду об индивидуальных потребностях каждого ребенка. Модель поведения. В садике малыш способен перенять ту модель поведения, которая не принята в его семье. Он наблюдает за тем, как ведут себя другие дети или воспитатели. Он полагают, что так будет правильно, но не всегда этот вариант поведения соответствует нормам и правилам семьи.
  • Теряется индивидуальность. Всем воспитателям будет удобно, если ребятишки начнут вести себя одинаково. В садиках не приветствуется отличительное поведение, поэтому воспитатели пытаются всех сделать послушными и старательными. Ребятки начинают друг другу подражать, не высказывая собственного мнения.

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или , хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Как сложить вещи в шкафчик?

Для организации вещей в садике приобретите специальный карман-органайзер. В отделы удобно раскладывать небольшие предметы, как например, расчески, носки, платочки. Так они занимают минимум места, ведь такой органайзер легко повесить на заднюю стенку шкафчика.

Рекомендуем к прочтению: классификация групп здоровья в детей ДОУ

11 Работайте в одной команде с воспитателями

Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы. Расскажите воспитателю группы об особенностях ребенка. Если вас что-то обеспокоило в поведении ребенка – посоветуйтесь с педагогом, как лучше поступить в возникшей ситуации. Прислушивайтесь к советам воспитателя. У каждого педагога есть свои «секреты», приемы, как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду.

Родительские собрания в немецких садиках

Мы посещаем все праздники в группе и собрания родителей за кофе.

Вообще о собраниях стоит сказать, что обязательное собрание всего одно, и одна личная встреча с воспитателем. Остальные встречи за кофе родители могут посещать или пропускать по желанию. Праздники и традиции в первый год тоже вызывали волнения, но в садике довольно спокойно можно обо всем узнать у воспитателя

Сейчас я думаю о важности участия в жизни группы моего ребенка. Мое участие — это стараться всегда поддерживать контакт с группой; несмотря на наши различия, стараться увидеть нечто общее, а общего у нас много: наши дети проводят ежедневно много времени вместе

Когда я поняла, что мой ребенок остается на весь день в садике, то я стала в некоторые дни считать приоритетом прогулки и плавание. Ведь за несколько лет в декрете мы привыкли думать, прежде всего, о детях, и теперь настало время заботы о себе. Дорогие мамы, углы нас подождут! Подарите себе время.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий