Эффективные упражнения для постановки звука «ш»

Скороговорки – полезно и весело

Подберите скороговорки, в которых чередуются «л» и «р», «л» и «в». Если ребенок уже немного умеет читать, он может заниматься и самостоятельно. Объясните, что согласная буква «л» может обозначать твердый и мягкий звук «л», многое зависит от того, какой звук идет следом.

Расскажите, как нужно читать скороговорки. Сначала ребенок должен прочесть ее медленно, четко выговаривая все звуки, затем повторить несколько раз, постепенно увеличивая темп. Сами тоже следуйте этому принципу. Если ваш ученик уже произносит скороговорки достаточно быстро, проведите соревнование.

Можно записать ваши занятия на диктофон, а потом прослушать. Даже если у ребенка пока не все ладно с произношением, он способен отличить на слух правильный вариант произношения от неправильного, и это почти наверняка поддержит его интерес к занятиям.

Коррекционная работа при искажении произношения звука Ш.

Нарушения произношения шипящих звуков называются сигматизмами. Встречаются межзубный, боковой и носовой сигматизмы.

Межзубный сигматизм.

При этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная.

Возможные причины искажения звука: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.

проводятся упражнения для подъема кончика и передней части языка за верхние зубы, выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4 — 5 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами. Постепенно учим малыша удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

После постановки звука переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Боковой сигматизм.

У ребенка боковой сигматизм, если в произносимых им словах вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук. При этом один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо; язык поднят вверх и упирается в корни верхних резцов или опущен за нижние резцы; спинка языка образует смычку с альвеолами, в основном ее левая или правая половина, а другая половина опущена вниз; боковые края языка также опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка.

Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. Ребенку даются упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема кончика передней части спинки языка вверх, выработки воздушной струи, идущей посередине языка, отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Носовой сигматизм.

При этом виде нарушения звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. С помощью специальных упражнений у ребенка вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка (упражнение «Фокусник»); отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка — будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.

Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):

Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.

Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.

Шрам, шрапнель, шрифт.

Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка. 

Буква Р

Неправильное выговаривание буквы Р встречается довольно часто. Если не работать над произношением, этот дефект может остаться на всю жизнь.

Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

  • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
  • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
  • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

  1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
  • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
  • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
  • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
  1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
  • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
  • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
  • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
  1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

Игры с буквой Р

Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков

  1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
  2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
  3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
  4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
  5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!

Скороговорки с буквой Р

  • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
  • Грянул гром — гроза в разгаре.
  • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
  • Тридцать три трубача трубят тревогу.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка. ​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях

Для этого можно использовать разные способы:

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

Почему ребёнок не выговаривает букву «ш»?

Существует несколько причин, из-за которых у ребёнка возникают проблемы при произношении буквы «ш».

К ним относятся:

  1. Физиологические – из-за неправильного прикуса, высокого неба, размера языка (слишком большой или слишком маленький), укороченной подъязычной связки, зубочелюстных аномалий, нарушений работы слухового канала.
  2. Отставание в развитии – при не до конца сформированном умственном мышлении, памяти и внимании – может привести к задержке речевого развития.
  3. Долгое использование соски – из-за этого портится прикус, и «страдают» некоторые звуки (обычно это шипящие и свистящие).
  4. Манера общения родителей с ребенком – очень часто взрослые копируют детскую речь и общаются со своим ребёнком по-детски, намеренно коверкая слова. Как результат, ребенок слышит только неправильное произношение и привыкает к такой манере разговора.
  5. Родители изначально неправильно разговаривают – у них присутствует какой-то речевой дефект, который и повторяет ребенок.
  6. Чрезмерно завышенные требования родителей – но при этом они не демонстрируют ребёнку, как именно нужно говорить правильно.

Не стоит сильно переживать, если ребёнку не получается произносить «ш». Используя вышеперечисленные методы, дефект получится исправить, и когда цель будет достигнута, следует постепенно внедрять данный звук в разговор, чтобы ребёнок как можно чаще сталкивался с ним в повседневной жизни. Тогда звук «ш» перестанет быть чем-то трудным.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вот занятие началось, все в порядок привелось, (сложить руки на парту)

Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать! (выпрямить спину)

Соберите картинку и узнаете, над каким звуком мы будем работать сегодня. Собирают картинку шара.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Презентация на слайде.

«Улыбка-трубочка».Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт до 5-10.

«Месим тесто». Давай покажем,как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, откройрот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ.

«Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под-ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повторить 2-3раза.

«Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)». Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

«Лопатка». Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Качели». Рот откройте, улыбнитесь.Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.

«Чашечка». Рот откройте, улыбнитесь.Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Фокус». Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

3. Работа над дыханием.

Логопед: Я приготовила вам картинку, но она спряталась. Давайте попробуем на нее подуть и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»). Дети дуют, через трубочки на манку, где спряталась змейка.

4.«Поймай звук «ш»:

Логопед: «Кто получился на картинке? (Это змея). Молодцы! А давайте с ней поиграем. Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовьте свои ладошки и слушайте меня внимательно, если услышите песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопайте»

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА — ОСЁЛ

5. Постановка звука «ш»:

Логопед: «Давайте мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»

2. вариант. Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» (картинка)

— Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.

— Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш… .)

6. Пальчиковая гимнастика «Змейка»:

Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем»

Между кочек по тропинке (соединить ладони)

Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи)

7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах:

Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Дети подходят по одному к экрану произносят звук «ш» непрерывно соединяя два звука в слог, получилось «ша», аналогично «шо», «ши», «ше», «шу».

Ш___А

Ш___О

Ш___И

Ш___Е

Ш___У

8. Автоматизация звука «ш» в начале слова. Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш»: шуба, шипы, шина, шапка, шкаф.

9. Игра «Чего не стало?»

Логопед предлагает ребенку запомнить четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).

10. Игра «Сенсорная коробка».

В емкость (тазике) с песком спрятать игрушки со звуками Ш.

Обобщение:

Логопед: «С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» вы запомнили?

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Самомассаж

Очень большое значение играет логомассаж, а также самомассаж. Полезно делать такие упражнения для звука Ш:

  • — расческа — чесать верхними зубами язычок, протягивая его между зубов
  • — кусать язык — прижимать его зубами, как бы откусывая по частям
  • — жевать края языка — сделать его как можно шире и прижимать коренными зубами.
  • — прикусывать зубами то верхнюю губу  то нижнюю

Самое главное, все это делать, расслабив мышцы, чтобы у малыша не было протестов и не вызывало негатив.

После того, как вы это отработаете с ребенком, то можно уже пробовать ставить звук, об этом будет речь в другой статье. Пишите, если у вас есть какие вопросы, замечания, комментируйте эту и другие статьи блога. Рассказывайте о своем опыте, делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми. Подписывайтесь на обновления блога. Всего хорошего!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий