Конспект итогового занятия кружка по обучению чтению «буквоград» в старшей группе

Обучающие игры азбука для детей:

Не многим детям методика обучения чтению путем зубрежки по учебникам  понравится. Опыт показывает, что если ребенку процесс обучения не по нраву — он вряд-ли что-нибудь запомнит. Поэтому, многие родители ухитряются искать новые методики обучения, более адаптированные под детский настрой.

паровозики — Бараново, Разумовская

Цель пособия — в непринуждённой игровой форме обучить ребенка буквам.

Проходя обучение по данному пособию ребенок должен научится произношению букв и складыванию их в слоги.

Также игра подходит для групповых занятий.

паровозики — Е. Сатаевой

Игра «Паравозики» Е. Сатаевой — это набор из 90 картинок, рассчитанных на обучение грамоте детей дошкольного возраста.

дорожная азбука для детей в картинках

Отличный вариант не только выучить буквы алфавита, но и средства передвижения — дорожная азбука для детей. Автор картинок Сергей Жатин сочинил интересные стихи.

https://youtube.com/watch?v=65RkEoa3HwA

https://youtube.com/watch?v=65RkEoa3HwA

азбука для маленьких детей

Не стоит покупать обыкновенную азбуку, если ребенок маленький. В возрасте до 5 лет лучше выбирать литературу красочную, но без лишних элементов.

Прилавки магазинов заполнены маленькими книгами, которые легко вмещаются в детскую лодонь. Обычно на странице изображена буква ярким цветом и максимально простой предмет, теоритически знакомый ребенку. Также это могут быть пластиковые буквы на связке, либо мягкие буквы.

Отличным вариантом для детей этого возраста может оказаться книга О. Жуковой «Азбука с крупными буквами для малышей».

пазлы азбука для детей

Усидчивым детям и маленьким гениям придет по нраву изучение алфавита путем складывания пазлов. Их выбор разнообразен:

Деревянный алфавит — пазл. Повторяя правильное произношение буквы, ребенку также предстоит найти букве «правильное» место.

Стоит также отметить, что подобный способ обучения помимо чтения развивает у ребенка логику, моторику рук.

Чтобы ребенку было легче идентифицировать букву, можно выбирать пазлы с подсказками. Как пример, это могут быть картинки с изображением того предмета, название которого начинается на изучаемую букву алфавита.

Подобные пазлы можно сделать самостоятельно:

Самодельные пазлы для изучения алфавита .

азбука для детей — карточки

Изучение букв может происходить с помощью карточек. При этом они могут быть любого формата:

  • раздвижные карточки, буква в которых спрятана внутри описывающей картинки;

  • разрезные карточки, смотря на изображение необходимо найти нужную букву; 
  • карточки на которых изображены не только буквы, но и звуки; 
  • магнитные карточки;
  • карточки с рисунками

Преимущества такого метода в удобности. Карточки можно взять с собой на прогулку, в поездку. Их легко можно использовать в играх. Рисунки, дополняющие сами буквы, просты и понятны ребенку, облегчают процесс узнаваемости.

Методика Елены Бахтиной

Описание того, как буквы соединяются в слоги, в методике Е.Бахтиной называется «Буквы дружат». Ребенку можно объяснить так: «Буква М подружилась с буквой А, теперь они повсюду вместе и получилось МА.

Буквы дружат и образуют слоги». Повторять слоги, согласно методике, нужно много раз до тех пор, пока ребенок их не выучит. Не нужно спрашивать: «Что получится, если встретятся М и А?» Нужно утверждать: «М, А – вместе МА».

Обучение строится на принципе, где единицей чтения выступает слог, а не буква. Сперва ребенок запоминает их наизусть, затем переходит к чтению полных слов.

Приступать непосредственно к чтению слогов и слов можно, когда на распознавание букв дошкольник будет тратить минимум времени.

Средним значением для проговаривания всего алфавита считаются 20 секунд

Но здесь главное не стоять с секундомером, засекая время, а обратить внимание, насколько уверенно ребенок называет буквы, запинается ли, возникают ли паузы. Это будет более объективным показателем

Когда изучение алфавита и «дружба букв» останутся позади, можно переходить к чтению слогов. Нужно записать в столбик разные сочетания, например, МА, МО, МУ или открыть соответствующее упражнение в букваре.

Затем указать на первую букву в слоге МА и спросить: «Какая это буква?».

Ребенок отвечает: «М».

Важно, чтобы к этому моменту малыш уже бегло знал алфавит. Если этого не произошло, то переходить к чтению слогов пока рано

Следом нужно быстро указать на вторую букву: «А эта?». Получив ответ, произнести: «М, А – что получится?»

Ребенок ответит: «МА». Это уже много раз повторялось устно. Также отрабатываются другие сочетания.

Через какое-то время можно предложить ребенку прочитать слог сразу полностью. Это достаточно сложно, и многие дети испытывают затруднения.

Тогда можно попробовать следующее: отдельные звуки произносить шепотом, а весь слог громко и звонко. Нужно пройтись по всем слогам, повторять их много раз, пока не будет достигнут нужный эффект.

Когда ребенок освоится с чтением слогов, можно переходить к чтению слов. Слоги в словах должны быть для наглядности разделены черточкой.

Когда будет прочитан первый слог, нужно быстро перевести палец или карандаш на второй: «МА-МА». Разумеется, начинать обучение нужно с простых слов.

Если малышу трудно, если он не понимает объяснений, не стоит настаивать и уж тем более ругать маленького ученика.

Возможно, ему не подходит методика. А, возможно, он просто еще не созрел психологически для обучения чтению и лучшим вариантом будет отложить обучение на какое-то время

Важно помнить, что все дети разные, и это абсолютно нормально

Ход игры занятия:

Воспитатель: — Ребята, сегодня прекрасное утро! И у нас гости, давайте поздороваемся с гостями.

Дети: -Здравствуйте.

На экране появляется Шапокляк:

— Здрасьте! Никого не потеряли? Вам привет от вашего друга Чебурашки. А вы его не найдете, потому что я его похитила, и пока вы не пройдете все мои испытания, вы его не получите. Подробности читайте в письме. (стук в дверь, приходит письмо)

Воспитатель читает письмо: «Я похитила вашего друга Чебурашку. Вам ни за что его не найти. А тех, кто рискнёт отправиться на поиск, ждут серьёзные испытания.» Если вы справитесь, и дойдете до последнего испытания и найдете ключевое слово, то я постараюсь вернуть вашего друга. Испытания будете проходить по порядку, не пропуская ни одну цифру.»

— Я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Чебурашку. В путь!

1 задание: (дети подходят к столу с цифрой 1)

-Давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Правильно ребята, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

2 задание:Игра: «Какой слог лишний и почему?»

ЖИ, ЧА, МЫ, ЧУ, ЩУ, ШИ,ЩА

(на столе лежат слоги, дети выбирают лишний)

3 задание:

-К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (показ картинок,дети называют: «жук», «пчела», «бабочка»). Но они грустные, так как потеряли свои домики-цветочки, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, то есть определить количество слогов и выбрать равное ему слово – цветок.

Например: жук – мак;

Пчела – тюльпан;

Бабочка – ромашка.

-Молодцы, справились и с этим заданием. Мы все ближе подходим к заветному слову.

4 задание:

Игра «Назови слово». Нужно придумать слова со звуком и и определить его место в слове.

Физ. минутка.

Игра: «Бывает – не бывает». Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

— Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.

— В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

— Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

— Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

— Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

— Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

— У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

— Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.

— Девочка стирает платье. – Ночью бывает радуга.

— Кролик ест траву. – Крокодил пасётся на лугу.

5 задание:

-Отгадайте загадку

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга)

-Давайте это слово запишем и сделаем звуковой анализ слова «книга»

-Составьте предложение со словом «книга» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения).

6 задание:

-У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам названий, напишите. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось? (весна). Что означает это слово? Назовите весенние месяцы.

7 задание:

«Какое слово лишнее и почему?»

Ваня, Таня, Сеня, Соня, Женя, баня; (баня)

Ворона, воробей, голубь, сова; (голубь, потому что в нем нет звуков и ).

8 задание:

Какое слово лишнее и почему? (составить из слов предложение)

Мы скоро пойдем в школу.

Воспитатель: А как называют детей, которые учатся в школе? Молодцы вы справились со всеми испытаниями. И какое же слово вы нашли? УЧЕНИК.

На экране появляется Шапокляк:

-Ой, какие молодцы, справились! И какое же слово получилось? Тогда сюрприз! Получайте посылочку. (стук в двери, появляется посылочка)

Дети вместе с воспитателем открывают посылку,а там апельсины: «А где же Чебурашка?»

Он на дне. Жив и здоров.

Воспитатель: -Сегодня мы провели наше итоговое последнее занятие.

-Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!

В каком возрасте дети собирают пазлы?

Обычно даже самые простые пазлы из нескольких деталей маркируют как «3+». Предполагается, что 3 года – лучший возраст для первого знакомства с этой увлекательной игрой. Действительно, манипуляции картонными деталями пазла значительно сложнее, чем игры с объемными игрушками, которые больше подходят для малышей. Однако мелкая моторика ребенка развивается не в одночасье, поэтому пробовать играть с пазлами можно и раньше 3 лет.

В 1,5-2 года крохе можно предложить простейший пазл из 2-3 элементов:

В 2-3 года малыш сможет собрать картинку из 4-6 деталей:

В 3-4 года – оптимальны пазлы из 6-12 деталей (для опытных любителей пазлов – до 20):

Дети 4-5 лет справляются с пазлами из 20-40 элементов (опытные – до 60):

Ребенку 6-8 лет стоит покупать пазлы не менее чем из 60 деталей:

В любом случае, при покупке пазла стоит ориентироваться на возможности конкретного ребенка: имеет ли он опыт собирания этой головоломки, по силам ли ему собрать воедино такое количество элементов и, с другой стороны, не покажется ли выбранная игра ребенку слишком простой и скучной, хотя маркировка и соответствует его возрасту.

Учим слоги с детьми 5-6 лет: занятия, игры

Перед тем, как научить ребенка складывать слоги из букв, необходимо убедиться, что он знает все буквы алфавита. Если какие-то буквы забываются или путаются, лучше оставить их и отработать уже в слогах, так ребенку будет проще.

Важно! Необязательно в возрасте пять-шесть лет знать буквы по их названию, достаточно произнести звук, который они обозначают. Это не даст малышу запутаться при слоговом чтении

Все слоги в русском языке делятся на открытые и закрытые. Открытые слоги — те, которые оканчиваются на гласный звук. Закрытые — на согласный. Также слоги могут состоять из двух или трех букв. Начинать рекомендуется с самых простых слогов (открытых и состоящих из двух букв: ма, па, ко, пе, ру, си, ды).

Каким бы способом родители не начинали заниматься с детьми, весь принцип обучения чтению по слогам сводится к одному алгоритму:

  1. Необходимо взять самые простые слоги и прочитать их ребенку, ведя пальцем слева направо.
  2. Попросить малыша повторить их за родителем при чтении.
  3. Поставить палец ребенка на слог и попросить его прочитать. На этом этапе действует больше просто зрительная память, навык соединения букв еще не освоен.
  4. Помогать ему прочитать сложные слоги, всячески создавать ситуацию успеха, чтобы обучение проходило с желанием.
  5. Из этих же простых слогов складывать двусложные слова и прочитывать их. Малыш должен понимать значение прочитанного слова.
  6. Постепенно усложнять слоги, добавлять закрытые, состоящие из трех букв, читать более сложные слова, складывать их в простое предложение.

Важно! Если какая-то буква или слог упорно не хочет закрепляться в памяти ребенка, то можно повесить эту букву или слог в местах, где малыш часто бывает: на телевизоре, у кровати, на холодильнике, на входной двери и др. Так этот зрительный образ быстрее запомнится

Чтобы освоить чтение по слогам для детей 5 лет и старше, используются различные способы и методики его изучения. У каждого из них есть свои особенности использования, свои достоинства и недостатки.

Тренажеры

Хорошо поможет освоить чтение по слогам для дошкольников тренажер «Слоговые таблицы», который представлен как презентация в интерактивной форме. Выбор буквы возможность их соединить в слоги, разные картинки на экране, их смена при нажатии кнопки — все это вызывает большой интерес у ребенка и стимулирует выполнять такие задания снова и снова. Тренажеры могут быть и в печатном виде, напоминать простые слоговые карточки, но в своем использовании они тоже будут эффективны для детей дошкольного возраста.

Игровая форма

Одно из самых популярных пособий для складывания букв в слоги называется «Паровозик». В нем вагон с определенной гласной ездит по рельсам из согласных букв. Ребенку хочется проехать как можно дальше, поэтому обучение идет с увлечением. Еще в игру для чтения слогов хорошо вписываются кубики Зайцева. Из слогов, изображенных на их гранях, можно составлять множество слов, предлагать сделать это ребенку, найти нужный слог, собрать в корзинку определенные слоги и множество других вариантов.

Важно! Такая игра поможет отработать не только открытые слоги, но и закрытые

Упражнения

Это могут быть элементарные задания для девочек и мальчиков: составить слог или слово из букв, назвать как можно больше слов на заданный слог, изготовить букву из пластилина, проволоки, фольги и др. Даже загадывание какого-то слога на улице во время прогулки или прочтение вывесок станет отличным упражнением. Главное в этом деле — подключить фантазию.

Карточки

На карточках могут быть просто написаны цепочки слогов, можно составить их самостоятельно или распечатать готовые. Но гораздо интересней, когда присутствует элемент игры, поэтому отличным вариантом будет использовать слоговые лото. В них предлагается соотнести слог с соответствующей картинкой по ее первому слогу. По аналогии с ним можно подготовить и другие подобные карточки.

Слоговое лото — отличное средство для обучения чтению слогов

Читаем слова и предложения.

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее

Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.
Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению

— Поиск загаданных слов.

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

— Следы со словами.

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

— Игра «Аэропорт» или «Парковка».

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.

Примеры таких цепочек:

  • КИТ – КОТ – РОТ – РОС –  НОС – НЁС – ПЁС.
  • ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.

Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.

Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования Светлана Зырянова

Когда можно начать обучение

Мнения по поводу раннего обучения чтению расходятся. Некоторые родители считают, что малыш должен научиться распознавать и воспроизводить текст еще до школы. Так легче адаптироваться к учебе и перенести так непривычную для него нагрузку. Также дошкольное развитие давало бы преимущества перед теми одноклассниками, кто не посещал дополнительных занятий.

Кто-то, наоборот, предпочитает отказаться от подготовительных курсов и оставить обучение на учителей в 1 классе. Есть мнение, что слишком рано прививать ребенку навыки из школьной программы вредно, и лучше дать малышу время на познание мира, развлечения и игры. Для того и существует 1 класс, чтобы дети научились чтению, счету и письму — основной тезис таких родителей.

Если малыш посещал детский сад, то там ему давали начальное представление о буквах и звуках, учили читать по слогам. Но эти знания лишь минимальная база, будет ли ее достаточно для школы?

Чтобы понять, стоит ли заниматься ранним обучением ребенка чтению, давайте сначала рассмотрим основные плюсы и минусы таких занятий.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.

Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов – маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.

Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Вместо заключения

Рекомендовать родителям какую-то определенную методику обучения чтению сложно и некорректно. Кому-то подойдет одна методика, кому-то другая, независимо от того, имеет ли недостатки или нет. Выбирая методика для обучения ребенка, следует отдавать предпочтение той, которая наиболее доступна и понятна малышу. И, самое главное, проявляйте терпение, хвалите ребенка, тогда и процесс обучения будет максимально легким и интересным.

Простые правила успешного обучения

Начните с малого и учите ребенка читать в игровой форме. На детской площадке можно показывать буквы, нарисованные палочкой на песке, дома — пальчиком ребенка с помощью специальных «пальчиковых» красок можно выводить буквы его ручкой.
Замечательно, если ребенок видит родителей с книгой (непонятно, зачем учиться тому, что не любят сами взрослые. Тем более, самые значимые взрослые — родители). Очень помогает традиция семейного вечернего чтения. Рано или поздно ребенку самому станет интересно, как научиться читать.
Начинайте уроки чтения с простых слов, где повторяются слоги: ма — ма, па — па, дя — дя.
Азбуки и Буквари — это очень сложный путь, они, скорее, научат ребенка буквам и звукам, чем чтению. Авторские буквари в этом смысле полезнее классических. Многие учатся читать по книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой.
Обходитесь без насилия, не надо заставлять ребенка

Пытайтесь его заинтересовать.
Педагог и писатель Ирина Лукьянова напоминает: «Важно помнить, что у любого ребенка есть определенные периоды возрастного развития и у каждого такого периода — свои задачи, которые маленький человек в этот момент должен выполнить. Любые предлагаемые взрослыми задания должны согласовываться с задачами его ближайшего развития, помогать справиться с тем, что ему сейчас положено по возрасту

сли положено ребёнку по возрасту познавать материальную среду, значит, нужно вместе с ним осваивать мир на ощупь: копаться в песке, плюхаться в воде, осваивать текстуры и фактуры, перебирать крупу, разбираться в соотношениях веса, тяжести, кусачести, выяснять, что может обжечь, что не может… Ребенок учится понимать свое место в предметном мире – значит, мы будем ему помогать и обеспечивать ему богатую впечатлениями и ощущениями среду».

Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной

Е. Бахтина, организатор «Школы Гениев», уверена, что раннее развитие малыша – залог обретения жизненного успеха. Ребята учатся читать по «Живой азбуке», в которой буквы похожи на знакомый предмет:

  • Т напоминает молоток, а Б – бегемота с большим животом;
  • буква У похожа на веселую улитку с рожками;
  • Ъ сложен из твердых камней;
  • Ь похож на мягкую подушку.

Яркие иллюстрации вызывают положительные эмоции, легко запоминаются. Отдельная глава азбуки рассказывает о словообразовании, т.е. о «дружбе» между буквами. Поэтому она так и называется: « Буквы дружат».

Показав малышу, что буквы, дружно объединяясь, образуют слог, надо примерно 50 – 70 раз в день повторить пройденный материал: на уроке, на прогулке, за обедом, ужином…

Повторение приведет к запоминанию. Изучив тему, дети приступают к чтению слов, небольших текстов. Е. Бахтина считает, что по этой методике двухлетнего малыша можно научить читать за 4 месяца.

Особенности методики Н. Жуковой

Многие поколения детей обучались чтению по букварю. Занятия по книге требуют усидчивости. Среди множества авторских азбук учителя и родители выделяют букварь Н. Жуковой. Автор считает, что детям в речи труднее выделить звук в слове, чем отдельный слог. Но как научить ребенка читать в таком случае?

Поэтому доходчиво объясняет, как прочитать «ба-ба», превращая отдельные звуки в слоги, а не протягивая буквы: «бэ – а – бэ – а». Сначала изучают гласные А, У, О. Потом из них создают сочетания: АУ, УО, УА, ОУ, АО, ОА.

Напевая эти сочетания и пальчиком соединяя буквы, дети учатся сливать гласные. Затем приступают к изучению согласных. От простых слогов переходят к более сложным. На занятиях можно использовать магнитную азбуку Н. Жуковой.

Что читать ребенку в возрасте от 1.5 до 3-4 лет?

К этому возрасту ребенок начинает понимать речь взрослого и предпринимает попытки изучить все вокруг. В жизнь приходит подражание поведению взрослых. Первые ролевые игры помогают более ярко освоить опыт, полученный в течение дня.

В этом возрасте важным фактором для прививания любви к книгам является регулярное чтение, направленное на более серьёзный и осмысленный подход к прочитанному материалу.

С учетом того, что в данном возрасте ребенок еще не в полной мере может запомнить и сопоставить разные эпизоды истории, важно каждый раз начинать историю с начала. Даже, если накануне вы не смогли дочитать до конца историю, то на следующий день ее нужно начинать читать сначала, а не с того места, где вы остановились

В этом возрасте дети часто просят читать одну и ту же историю несколько раз подряд. Не нужно им в этом отказывать, ведь это проявление того, что ребенок полностью понимает сказку или стихотворение. Используйте это для развития памяти ребенка.

Заучивайте любимые истории и стихи ребенка с ним наизусть. После того, как ребенок полностью выучит историю, попробуйте рассказать ее в неправильной последовательности и предложите малышу исправить то, что было неправильно. Таким образом, вы будете дополнительно проводить работу по развитию мышления и логики у ребенка.

Не стоит опасаться книг с незнакомыми малышу словами. Вероятнее всего ребенок уже понимает больше, чем вам кажется и внедрение в его пассивный словарь новых слов только увеличит его словарный запас и поможет развитию речи.

Что выбрать для чтения в возрасте от 1,5 до 3-4 лет?

Небольшие стихи до 12 строк. Если какое-либо стихотворение не нравится малышу, то его стоит убрать и прочитать позже. Вероятнее всего эта реакция на то, что ребенок не до конца понимает смысл прочитанного;
Короткие сказки, в которых происходит одно событие или сюжет развивается линейно

В этом возрасте важно, чтобы ребенок понимал логику происходящих событий, которые вытекают одно из другого;
Сложные истории, которые заставляют возвращаться к прошедшим событиям или же опираются на другие истории для данного возраста еще сложны и их прочтение нужно отложить для старшего возраста;
Небольшие рифмованные загадки. Использование нового вида текстовой формы позволяет усиливать интерес ребенка к чтению, так как этот вид позволяет не только пассивно слушать историю и представлять ее, но и самому участвовать в создании истории;
Книжки с животными и предметами, которыми пользовались до этого тоже можно читать, но на данном этапе в историях должны появляться взаимоотношения между героями, диалоги.

В данном возрасте ознакомьте ребенка с такими сказками как «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д. Идеально подходят стихи Агнии Барто для малышей и произведения В. Сутеева. Актуальными остаются потешки и стихи народного творчества.

На чем остановиться при покупке книги?

  • Прочные книги с крупными буквами и большими иллюстрациями;
  • Книги и журналы с возможностью поиграть: книги-пазлы, книги с наклейками, книги-раскраски.

От 3 до 7 лет

К 3 годам ребёнок становится более общительным, у него появляется всё больше «почему», речь становится свободной, а словарный запас — достаточным для начала осознанного обучения. К этому же времени налаживается связь между левым и правым полушарием мозга, что положительно сказывается на координации, восприятии новой информации и способностях к занятиям. 3 года — это отличный возраст для начала обучения малыша чтению.

Чтение в 3 года полезно и эффективно, так как при этом ваш ребёнок:

развивает мышление, увеличивает словарный запас при чтении новых для себя слов;
запоминает начертание слов, что помогает в будущем правильно писать;
узнаёт эталоны построения предложений, что важно для правильного построения речи;
имеет намного больше возможностей для познания мира, развития интеллекта и самообразования. Обучение чтению в период от 3 до 7 лет обязательно должно проходить в игровой форме и приносить малышу радость

В этом возрасте нельзя навязывать никакие занятия! Внимательно наблюдайте за реакцией крохи на предложенную игру с буквами — если интереса нет, то стоит либо поменять игру, либо отложить. А если всё идёт хорошо, и малышу нравится предложенная игра, то лучше всего будет остановиться ещё до того, как ребёнок начнёт от неё уставать. Тогда в следующий раз занятие продолжится с восторгом. На этом этапе популярностью пользуются кубики с буквами, магнитная азбука и всевозможные электронные игры. Что же выбрать?

Обучение чтению в период от 3 до 7 лет обязательно должно проходить в игровой форме и приносить малышу радость. В этом возрасте нельзя навязывать никакие занятия! Внимательно наблюдайте за реакцией крохи на предложенную игру с буквами — если интереса нет, то стоит либо поменять игру, либо отложить. А если всё идёт хорошо, и малышу нравится предложенная игра, то лучше всего будет остановиться ещё до того, как ребёнок начнёт от неё уставать. Тогда в следующий раз занятие продолжится с восторгом. На этом этапе популярностью пользуются кубики с буквами, магнитная азбука и всевозможные электронные игры. Что же выбрать?

Сейчас всё больше и больше психологов и современных специалистов по раннему развитию отмечают, что традиционный подход к обучению чтению по буквам является неэффективным. Например, во многих азбуках на каждую букву дана картинка: «А» — «аист», «Б» — «бегемот» и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку. Но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц»?

Достаточно распространённой является ситуация, когда ребёнок запоминает отдельные буквы, но не может складывать из них слова. Происходит это из-за того, что маленькому человеку действительно трудно понять, как же из самостоятельных «Мэ-А-Мэ-А» получается целая «МАМА». А там, где непонимание — там и снижение интереса, и переключение внимания, а то и вовсе слёзы.

В таких случаях рекомендуется попробовать чтение по складам. Будучи более крупной единицей речи, нежели буква, склад наглядно показывает ребёнку логику построения слова. Ещё одним плюсом является то, что скорость чтения по складам гораздо выше, чем у чтения по буквам. По такому принципу работают, например, кубики Чаплыгина. За счёт особой конструкции этих кубиков по ним очень легко и увлекательно научить ребёнка читать буквально за три дня! Только появившись, эти оригинальные кубики приобретают всё большую популярность за счёт простоты и эффективности авторского подхода. Просто поворачивая кубик, малыш сам получает новый склад и сам читает новое слово — в этом основное отличие кубиков Чаплыгина от кубиков Зайцева или любых других кубиков с буквами.

Однако не стоит забывать, что не только выбор методики и возраст ребёнка играют важную роль в обучении. Мамин энтузиазм и отличное настроение юного исследователя — вот что определяет успешность любого начинания. Чаще хвалите вашего малыша, радуйтесь за каждый его успех, и тогда обучение чтению будет приносить радость и вам, и ребёнку. А главное — ваш малыш полюбит читать. И будет делать это хорошо.

Мария Короткова

Статья предоставлена сайтом «Развивающие технологии»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий