Как узнать, правша или левша?

Особенности развития ребенка-левши

Ребенок-левша обладает особенностями, которые следует учитывать при воспитании и обучении. Правое полушарие мозга отвечает за воображение, спонтанность, креативность. У левшей часто наблюдается хороший музыкальный слух, чувство цвета, художественный вкус, им легче даются предметы, где необходимо пространственное воображение, например – геометрия. Решать задачки левшам сложно, но они способны найти интересное и нестандартное решение. Скрытая леворукость может обнаружиться у малыша, который путает верх-низ, право-лево, пишет буквы в зеркальном отображении.

Ребенок-левша мальчик – особенности

Вероятность рождения мальчика-левши выше, чем девочки. Среди популярных людей этой особенностью обладают люди самых разных профессий, известные левши – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Чарли Чаплин, Пикассо, Наполеон. Эти люди обладали разносторонними талантами и являлись нестандартными личностями. Очень полезно мальчику-левше заниматься спортом, развивающим обе руки – плаванием, лыжами, баскетболом.

Ребенок-левша мальчик – особенности развития:

  • импульсивность – мальчики-левши часто действуют под воздействием эмоций;
  • хорошее воображение – маленькие левши являются отличными конструкторами, в них это желательно развивать – они могут показать очень хорошие результаты в проектировании, моделировании;
  • тревожность – мальчики-левши чаще других детей страдают от тревожности, это особенность правополушарных детей;
  • быстрая утомляемость – все левши быстро утомляются.

Ребенок-левша девочка – особенности

Известные женщины-левши – Анджелина Джоли, Опра Уинфри, Леди Гага, Сара Джесика Паркер, Дженифер Лоуренс. Девочка-левша – очень чувствительна, ее легко задеть и обидеть, поэтому при общении с этой малышкой требуются деликатность и тактичность. Вне уроков девочке-левше рекомендовано заниматься вязанием, игрой на фортепиано, лепкой – это развивает обе руки ребенка.

Ребенок-левша девочка – особенности развития:

  • впечатлительность – это качество левшей сильно выражено у девочек, малышка может принимать близко к сердцу все, даже сюжеты мультфильмов;
  • мечтательность – девочка-левша очень любит мечтать, что-то придумывать, желательно научить ее извлекать пользу из этого, например, она может рисовать картины на основе своих фантазий;
  • обидчивость – это негативное качество свойственно правополушарным детям;
  • повышенная утомляемость – девочки-левши часто жалуются на усталость, это нужно учитывать в процессе обучения.

Противопоказания

Не так часто, но все же встречаются ситуации, когда от пункции будет лучше отказаться. Это решение принимается, когда больному могут повредить сами процедуры больше, чем смогут принести пользы. К таким случаям можно отнести следующие показатели:

  1. Усиленная свертываемость крови.
  2. На поверхности кожи наблюдаются гнойники или раны.
  3. Пациент болеет псориазом.
  4. Больному поставлен диагноз рак кожи.

В прочих случаях это лечебное мероприятие можно смело назначать и проводить

Самое важное — найти грамотного специалиста, который будет способен все манипуляции провести верно

На различных форумах зачастую можно увидеть вопрос: «Если болит сустав в колене, обязательно ли проводить пункцию или же можно ее избежать?». Медики уверены, что без указанной процедуры излечить синовит весьма трудно. Для начала полагается удалить избыточную жидкость, а после этого прописать применение мазей и прием антибиотиков.

В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок

Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого необходимо только пристально наблюдать за ребёнком. Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.

Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.

Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.

Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.

Некоторые рекомендации для детей левшей

1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.

2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.

3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.

Как определить левша или правша ребенок тесты

Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:

1. Какой рученькой малюет малыш?

а) правой

б) левой

в) обеими

2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?

а) правая

б) левая

в) любая

3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?

а) нет

б) да

в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке

4. Какой рукой малыш ловит мяч?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

5. Какой рукой чадо берёт телефон?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?

а) никогда

б) часто

в) редко

7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:

а) правой

б) левой

в) двумя одинаково

8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?

а) правая

б) левая

в) обе

9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?

а) вверху

б) внизу

в) когда как

10. Откручивает крышку:

а) правой

б) левой

в) двумя попеременно

При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.

Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.

Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.

Рекомендуется не заниматься переучиванием малыша.

Способы занятий с ребенком левшой

Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.

При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.

Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.

Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.

Не упустите эту возможность!

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Нужно ли переучивать левшу

Вы можете изменить свой цвет глаз? А форму носа? Согласитесь – разве что с помощью хирурга. Леворукость – это такая же врожденная особенность организма, и ее исправление по кардинальности не уступает хирургическому вмешательству.

Не так давно левшей старательно переделывали объединенными усилиями семьи и школы. Да, ребенок приучался писать правой рукой. А вдобавок приобретал неврозы различного типа: тики, повышенную утомляемость, заикание, расстройство желудка, нарушение сна, энурез и прочие невротические реакции. Не слишком ли высокая плата за то, чтобы быть «как все»?

Сегодня на вопрос: «Нужно ли переучивать?» медики и педагоги отвечают: «Нет!». Ребенок-левша нуждается в адаптации к окружающему миру, и наша задача – помочь ему в этом. Любящие родители и грамотный педагог сумеют подкорректировать систему обучения под особенности левши. Дайте первоклашке возможность учиться в своем темпе, найдите индивидуальный подход, и он сумеет поладить с окружающим миром правшей.

Что могут сделать родители:

заранее поговорите с учителем, убедитесь, что он готов считаться с особенностями вашего ребенка, если нет – меняйте класс;
не заостряйте внимание ребенка и окружающих на его леворукости;
найдите занятие, развивающее обе руки (плавание, лыжи, баскетбол, игра на пианино, лепка);
смиритесь с плохим почерком. Научите правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и тетрадь (есть специальные рекомендации для левши);
при обучении чтению используйте непрозрачную закладку, чтобы открывать новое слово по мере прочтения предыдущего;
при занятиях используйте наглядные пособия;
будьте терпеливы, любое объяснение проводите пошагово, по элементам;
учитывайте повышенную впечатлительность и эмоциональность, а также утомляемость ребенка-левши

Продолжительность домашних занятий для таких первоклашек – 20-25 мин, затем нужен перерыв.

Как определить правша ребенок или левша

Понять с какой главенствующей рукой родился ребенок, получится только тогда, когда он достигнет возраста 1,5-2 лет. До этого момента почти все дети одинаково успешно используют обе руки.

Определить левша ребенок или правша по достижению им 2-х лет достаточно просто. Нужно понаблюдать за его поведением – какой рукой он чаще берет предметы, чистит зубы, расчесывается и так далее.

Довольно длительно время левшам было достаточно неудобно жить в мире предназначенным для правшей. А иногда, даже и опасно. Так, в средние века таких людей считали порождением дьявола и сжигали на костре.

В Советском союзе детей левшей начинали переучивать уже в саду, при этом часто это негативно сказывалось на их психике. Только в конце 20 века был доказано, что это вредно для здоровья и такая практика прекратилась.

В современном обществе к людям с такой особенностью относятся достаточно лояльно. Открываются специальные магазины для левшей, производится бытовая техника, предметы быта, рабочие станки и многое другое.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Откуда такая особенность?

Причин леворукости достаточно много. Они могут быть как совершенно безобидны, так и иметь весьма серьезные предпосылки:

  • Это может быть врожденная особенность. Часто леворукие дети появляются в семьях, где один или оба родители обладают этой отличительной чертой. Кстати, есть мнение, что малыш от рождения в равной степени пользующийся обеими руками, просто копирует действия взрослых, и вырастает правшой или левшой, получая соответствующий пример.
  • Чаще эта особенность проявляется и у близнецов. В данном случае ученые связывают явление с недостатком питания или кислорода, когда более чувствительное левое полушарие мозга, отвечающее за работу органов правой стороны тела, развивается медленнее, нежели правое, ответственное за левую.
  • Третьей менее безобидной причиной может быть травма мозга, в результате которой левое полушарие было повреждено и часть его функций взяло на себя правое. Предпосылкой может стать родовая и даже послеродовая травма, а так же гипоксия плода, стресс и иные.
  • Наконец, развитие леворукости может быть связано с повреждением или недоразвитием правой руки. В этом случае ребенок просто вынужден использовать преимущественно левую.

Почему ребенок левша?

Почему ребенок левша? Все мы знаем, что полушария человеческого мозга выполняют разные задачи. Так, например, правое управляет левыми рукой и глазом, отвечает за образное мышление, чувство ритма, восприятие интонаций и музыки, ориентирование в пространстве, чувства. Левому подвластны, соответственно, правые рука и глаз, навыки речи, чтения, письма, математических вычислений, аналитические способности, движения. Одно из полушарий является доминантным. У правшей – левое. Полушария левши «договорились» между собой иначе, и главным стало правое. Впрочем, это на словах так все просто. На деле может быть так, что у ребенка ведущей является левая рука, но правый глаз – главный. Есть также такой термин как скрытый левша. Это значит, что обычно человек пользуется правой рукой, но какие-то вещи предпочитает делать левой. Или одинаково ловко орудует обеими руками.

Причины «леворукости» ребенка могут быть разными, например:

  • родовая травма, в результате которой повреждается правое полушарие
  • наследственность (если в роду были левши, то вполне вероятно, что ваш малыш тоже такой)
  • внутриутробное воздействие тестостерона на полушария мозга
  • подражание родственникам-левшам
  • детская травма правой руки и невозможность ею пользоваться какое-то время

Особенности развития детей левшей 

Существуют определенные особенности развития детей левшей.   Такие детки, как правило, имеют превосходные музыкальные и/или художественные способности, обладают великолепным слухом, эмоциональны, любят и умеют фантазировать, нередко добиваются больших успехов в спорте. Математические вычисления такой ребенок обдумывает совсем иначе, нежели правши, но часто этим неожиданным путем приходит к верному результату. Да и вообще, примерно пятая часть всех известных талантов – левши. Поэтому родителям обязательно стоит задуматься о том, чтобы ребенок пошел в тот или иной кружок или секцию, в зависимости от того, к какому виду искусства или спорта он тянется и какие проявляет способности. Но при этом у левшей нередки нарушения развития устной и письменной речи, проблемы с двигательной активностью. Поэтому вам необходимо будет много с ними заниматься, чтобы ликвидировать те или иные недостатки (например, почаще разговаривать) или даже отвести к специалисту. Также такие детки часто упрямы, капризны, неусидчивы и чувствительны, поэтому вам придется зорко следить за микроклиматом внутри семьи.

Нужно ли переучивать ребенка левшу? Ни в коем случае! Во-первых, так вы можете привить ему комплексы. Напротив, следует объяснить, что такая особенность не делает его хуже других, и что пользование левой рукой не является отклонением от нормы. Во-вторых, это огромный стресс для ребенка. И в-третьих, так как речь идет не просто о лидирующих позициях той или иной руки, а о мозговой деятельности, переучивание может вызвать различные сбои и неприятные последствия.

Старайтесь как можно позднее приступать к обучению ребенка тому, в чем он может сначала потерпеть неудачи (например, к занятиям чтением, письмом или иностранными языками лучше приступать непосредственно в школьном возрасте) и, напротив, заниматься с ним тем, в чем он преуспевает (рисованием, пением и т.д). И не забывайте поощрять каждое его достижение! Помните, этот малыш особенно чувствителен, поэтому с ним нужно быть особенно внимательными при общении. И если вы видите, что ребенок сильно переживает из-за своих особенностей, и вы не в силах с этим справиться, обязательно покажите его детскому психологу.

Особенности развития леворукого ребенка

Важной особенностью ребенка-левши является свой особый индивидуальный ход развития. Развитие таких детей зачастую идёт крайне неравномерно, частично способности левши могут опережать уровень, достигнутый сверстниками, а некоторые способности развиваются гораздо дольше

Такой зигзагообразный профиль способностей и стремление ребенка приладиться к миру правшей, создает уникальную ситуацию развития. Те трудности, которые будут описаны ниже, могут отсутствовать или быть незаметными, так как левши удивительным образом могут компенсировать любые недостающие звенья психических функций, как бы «изобретая» новые способы функционирования психики.

Для обычного человека не составляет труда такое простое задание, как поднять правую руку и определить, где лево и право. Для левши это совсем непросто. Он начинает путаться, задумываться и вычислять, где же это «право». Такого рода стратегия сохраняется и во взрослом состоянии. Так, одна взрослая женщина (переученная левша) призналась, что долго путалась в этом вопросе, пока не вычислила: «лево — это там, где сердце»,- и использует такой вспомогательный способ по сей день. Затруднения в пространственной ориентации — одна из самых распространённых особенностей у левшей.

Зеркальное письмо, когда буквы и цифры дети пишут в обратную сторону, может встречаться у многих дошкольников от 3 до 7 лет, для них это лишь один из этапов освоения навыка письма. У леворуких детей вероятность появления такого письма составляет 85%. Известно, что Леонардо да Винчи писал зеркальными буквами и справа налево. Для леворукого ребенка всё равно, откуда начинать читать, писать — и справа налево, и снизу вверх. Пространство для него не имеет четких координат и границ, в нем нет того порядка, который сам собой возникает у большинства правшей. Отсюда многочисленные трудности могут возникнуть и в письме асимметричных букв, чтении и счете.

Вся эта деятельность четко пространственно ориентирована, например, счетом мы овладеваем, осваивая порядок чисел в числовом ряду (чтобы отнять 3, делаем по линеечке три шага влево или назад; чтобы прибавить, делаем 3 шага вперед), разрядный состав числа (десятки слева, единицы справа). Для ребенка, у которого все пространство «плавает», не имеет четких границ и ориентации, и цифры в числовом ряду, и буквы в слове «плавают», 7+1 у него может оказаться равно 6, так как он просто пошел по числовому ряду в другую сторону.

Видеть во сне

Трупы животныхЛичинка колорадского жукаРазлагающиеся животныеЛиса и утенокМужу приснился любовник женыТрупы животных в водеМуж и любовник вместеСпящие животныеОтдать серьги и кольцо

Праворукость / леворукость

Ученые всего мира из давних времен пытаются понять и разобраться в природном феномене – леворукости людей. За многие десятилетия провели немало исследований и на их основании изложили ряд выводов и заключений.

Для того, чтоб определить возможность наследования того или иного признака, следует понять как они передаются. Генетики выделяют два вида генов – доминантные и рецессивные. Доминантные – это гены, способные угнетать, подавлять действие более слабых генов. Рецессивные гены – это гены, которые подавляются.

С точки зрения генетики праворукость считается доминантным (преобладающим) признаком, ведь им владеют около 90% населения планеты. Соответственно, леворукость будет рецессивным признаком, ведь левши составляют всего около 10% людей в мире. Процент левшей во всем мире медленно растет, поскольку быть левшой становится все более социально принятым явлением.

Ранее считалось, что у людей преобладающим является одно из полушарий головного мозга. Если у человека превосходит в развитии левое полушарие, то вероятнее он будет правшой, если правое – левшой. Возможно также смешанное преобладание, когда для различных задач используются разные руки, а также амбидекстрия, когда человек одинаково хорошо владеет обоими руками.

Считается, что на выбор руки человеком влияет генетическая предрасположенность и внешнее окружение.

Генетические факторы

Мысль о том, что преобладание той или иной руки может быть наследственным, пришла еще к Чарльзу Дарвину, который был праворуким, но имел сына левшу. При этом он отмечал, что его брат, мать и дедушка тоже были левшами. Его предположение оказалось верным. Генетика играет определенную роль в доминировании правой или левой руки.

Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. В 2007 году в ходе научных исследований ученые одного из британских университетов открыли ген LRRTM1 – первый ген, связанный с повышенной вероятностью доминирования левой руки. Но вскоре выяснилось, что связь гена с леворукостью проявляется только, если ген наследуется со стороны отца.

В 2010 году обнаружилась связь между вариациями гена PCSK6, который отвечает за межполушарную асимметрию головного мозга, и выбор доминантной руки у детей с языковыми растройтсвами (например, дислексией). Ученые полагают, что этот ген влияет на асимметрию мозга во время развития эмбриона и, следовательно, на доминирование правой или левой руки.

В 2017 году ученные из Германии обнаружили, что определить предпочтение ребенком руки (правша или левша) можно уже на восьмой неделе беременности, когда формируется позвоночник. Примерно после 13 недели беременности во время УЗИ можно увидеть, что ребенок сосет большой палец правой или левой руки, указывая на предпочтение руки в будущем. Согласно исследованию, еще задолго до того, как при развитии ребенка мозг и спинной мозг будут функционально связаны, в спинном мозге уже видны генетические различия, которые позже повлияют на то, будет ли ребенок правшой или левшой.

В сентябре 2019 года были опубликованы результаты исследования, согласно которому, впервые определены области человеческой ДНК, тесно связанные с тем, является ли человек правшой или левшой. Ученые также обнаружили, что правый и левый участки мозга, которые отвечают за языковые навыки, более скоординированно работают у левшей.

Согласно исследованиям близнецов и их семей, около 25% случаев леворукости можно объяснить влиянием генов, в то время как остальные 75% определяются влиянием окружающей среды. Чем больше в семье левшей, тем больше шансов у ребенка тоже стать левшой. У идентичных близнецов, которые имеют один и тот же набор генов, могут быть разные доминирующие руки. Это говорит о том, что генетика тут играет далеко не основную роль.

Научные факты о левшах

  • Начиная с 1976 года ежегодно 13 августа во всем мире празднуется Международный день левши (International Lefthanders Day)
  • Левши более склонны к аллергиям и мигреням
  • Мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей
  • Левши лучше справляются с многозадачностью
  • Левши более часто выбирают творческие профессии
  • Левши примерно в два раза чаще встречаются среди близнецов
  • Левши имеют более высокий уровень интеллекта (миф). Согласно исследованию 2007 года левши чаше имеют более высокий уровень IQ, однако исследование 2010 года говорит об обратном. В 2018 году ученые собрали и проанализировали данные нескольких отдельных исследований. В результате обнаружилось, что разница в интеллекте между левшами и правшами настолько мала, что ее можно не учитывать.

Учитываем физиологию и психологию

Чем же отличается ребенок левша – особенности его психики, способности обучаться, обрабатывать информацию действительно разнятся с праворукими детьми. Отличия эти гораздо глубже, чем умение писать левой рукой, они базируются на разнице в способах восприятия окружающего мира.

У левшей наиболее развито правое полушарие мозга, оно несет основную нагрузку и ответственность во взаимодействии со средой. Такая доминанта означает преобладание образного мышления, хорошо развитая интуиция, креативность, в ущерб умению строить логические цепочки, анализировать, «расчленять» и собирать информацию.

Исследования ученых показали интересные результаты, которые можно использовать как своеобразные подсказки для грамотного построения воспитательного и обучающего процессов:

  • Ребенок левша склонен к позднему овладению связной речью – он начинает говорить позже сверстников, зато более полно и красиво выстраивает предложения;
  • Правополушарные детишки с большей долей вероятности подвержены заиканию, расстановке длинных пауз перед ответом на вопрос;
  • Леворуким малышам свойственна доверчивость, ранимость, впечатлительность, что может усложнить прохождение кризисных периодов;
  • Зато эти детки – настоящие творцы, талантливые художники и музыканты с самых ранних лет;
  • Левши подвижны, активны, хорошо понимают свое тело, ориентируются в пространстве;
  • В школе у них могут возникнуть серьезные сложности с освоением точных наук, требующих мыслить последовательно, логически. Наверняка возникнут проблемы при обучении чтению, здесь потребуется особый, индивидуальный подход, терпение;
  • Левшам сложно контролировать себя;
  • Они – генераторы новых идей и оптимисты;
  • Сложно воспринимают направление движения (например, ход часовых стрелок, необходимость читать слева направо и сверху вниз), понятия выше, левее, им трудно распределить место на листе бумаги при рисовании;
  • Медленно пишут, имеют неровный почерк, путают похожие буквы, цифры, геометрические фигуры;
  • Воспринимают и воспроизводят графическую информацию зеркально: читают, пишут, рисуют «наоборот», путаются с определением времени на циферблате;
  • Более подвержены СДВГ, шизофрении; 
  • Неудивительно, что ребенок левша способен придумывать необычные способы решения проблем, ведь он постоянно сталкивается с необходимостью «выкручиваться» в ситуациях, являющихся нормальными для большинства людей. Мир создан правшами для правшей, леворукие детки вынуждены быть изобретательными, находчивыми, сообразительными.

Родители и педагоги, знакомые со спецификой проявления психических процессов леворуких ребят, понимают – если ребенок левша имеет трудности в освоении какого-то навыка, это связано с необычностью работы его головного мозга. Успешность обучения таких деток во многом зависит от способности взрослых найти правильный подход, немного изменить систему, подстроив ее под ученика, дать ему возможность постигать науки в своем темпе.

Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?

Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.

Тесты для определение левшей и правшей

Тест М. Озьяс

Попросите ребенка сделать следующие действия:

  1. Прикрутить крышку на бутылку.
  2. Ножницами разрезать бумагу.
  3. Продеть нить сквозь бусины.
  4. Очистить обувь щеткой.
  5. Намотать на катушку нить.
  6. Стереть ластиком нарисованные детали.
  7. Перелить воду из стакана в стакан.
  8. Разложить картинки (карточки).
  9. Сделать дыроколом отверстия.
  10. Вдеть нить в иголку.
  11. Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
  12. Очистить от пыли вещи.
  13. Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
  14. Ложкой достать бусину из стакана.
  15. Застигнуть и расстегнуть молнию.
  16. Сделать несколько глотков из стакана.
  17. Взять в руку колокольчик и позвонить в него.

Тест Ф. Кречмера

При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:

  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • шарик толкнуть палкой;
  • лопаткой перемешать песок;
  • сложить мелкие игрушки в коробочку;
  • вынуть из ванной пробку;
  • достать с полки книжки.

Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.

Другие тесты:

Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным

Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.

Тест со спичечным коробком. Подготовьте несколько коробков

В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.

Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.

Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.

Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.

Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.

Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.

Как определить амбидекстра: тест для детей

Существует специальный тест, который позволяет  определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся  два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.

Как воспитывать ребенка левшу

При воспитании такого ребенка следует помнить, что левши очень восприимчивы к критике, обидчивы, ранимы, подвержены стрессам и тяжело переживают неудачи. Наказанием и угрозами от левши ничего не добьешься. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и выбрать более мягкие методы воспитания.

Если ребенок левша, воспитывайте его, учитывая следующие рекомендации:

  • Не раздражайтесь на малыша левшу. Помните, что он требует в 2-3 раза больше родительского терпения и внимания, чем его праворукие сверстники.
  • Хвалите малыша за его успехи. Поддерживайте его начинания и таланты.
  • Организуйте быт с учетом особенностей ребенка: организуйте правое освещение рабочего места, покупайте канцелярские товары для левшей.
  • Правильно организуйте режим труда и отдыха. Специфичной чертой таких детей является их быстрая утомляемость, поэтому стоит делать небольшие перерывы после 20-25 минут занятий. Это поможет ребенку отдохнуть и снова усваивать новую информацию.

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

В прошлом из-за устоев и желания сделать всех одинаковыми и стандартизировать, леворуких детей травили, угнетали их особенности и заставляли переучиваться. В итоге у них развивались комплексы, неуверенность в себе и неприятие своего тела, вызывая, в свою очередь, тяжелый, хронический стресс. Если родители будут говорить ребенку, что использовать левую руку неправильно, то малыш получит не только низкую самооценку в будущем, но и ряд психических и неврологических проблем.

Но так как мы живем в современном мире, таких предрассудков, слава Богу, практически не осталось. Сейчас поощряется индивидуальность и непохожесть на остальных, а такая маленькая особенность, как леворукость, превращается из недостатка в достоинство. Поэтому не следует лишать карапуза врожденной уникальности.

Не нужно идти против решений природы и переучивать ребенка, так как это может привести к появлению серьезных нарушений по здоровью. Зачастую переучивание ребенка левшу приводит к тому, что он становится нервным, капризным, замкнутым и постоянно стрессует. Сейчас для леворукого ребенка можно быстро и просто найти удобные принадлежности и эта особенность не принесет ему абсолютно никакого дискомфорта, а главное, он будет чувствовать себя в быту не хуже своих сверстников правшей.

К чему может привести переучивание ребенка левши

В некоторых случаях бывает так, что бабушки, дедушки, воспитатели в детском саду или учителя в школе, начинают внушать родителям то, что ребенка нужно срочно переучить, и те идут у них на поводу, принимая мнение старшего поколения за авторитетное.

Если такое произошло, то они должны учесть тот факт, что процедура переучивания не только бессмысленна, но еще и опасна. Конечно, можно научить писать карапуза только правой рукой, но он будет ею только писать, а все остальное делать левой. Он станет праворуким в угоду взрослым, но чего это будет стоить ребенку?!

Ученые доказали, что насильное переучивание очень плохо сказывается на детской, не сформировавшейся психике и приводит к:

  • Нервному тику;
  • Раздражительности;
  • Заиканию;
  • Психосоматическим недугам;
  • Дислексии;
  • Энурезу;
  • Проблемам в учебе;
  • Упрямости;
  • Проблемам с ориентацией в пространстве и времени.

Все этого можно избежать, позволив крохе быть самим собой. Зачем калечить ребенка, если он абсолютно нормальный и чувствует себя комфортно вне зависимости от того, что он левша.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий