Ребёнок не хочет учиться. что делать

Подросток хочет учиться!

Есть  такой миф, что подросток учиться  не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории…
 
Обычно  в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.  
 

Причина 1, почему подросток не хочет учиться — проблемы в школе

Это одна из самых распространенных причин, почему ребенок не хочет осваивать школьную программу. Вполне возможно, что в силу каких-либо причин, его не принимают в свой коллектив сверстники. Или педагоги относятся предвзято.

Такая ситуация часто бывает, если подросток переходит в новую школу. Там своя устоявшаяся компания сверстников, которые не хотят его брать в свои ряды. Ведь для подросткового возраста особенно характерно понятие «масса», «толпа». Потому что каждый из них хочет быть одним из массы, а не самим собой. А причина этому – низкая самооценка, которая сформируется потом, в процессе дальнейшей социализации личности. А пока ситуация выглядит именно таким образом, подросток – представитель племени точно таких же подростков.

Выход из ситуации:
  1. Поговорить с ребенком. Только не в назидательном тоне по принципу «учиться, учиться и еще раз учиться», а доверительно. Нужно сесть со своим чадом у него в комнате, обнять за плечи. И не набрасываться с порога с вопросом: «Почему ты не учишься». Нужно начать беседу с абстрактных вопросов. Можно поинтересоваться, какую музыку он любит, что ему нравится вообще. Можно даже привести личный пример, что у родителя тоже в свое время была такая же проблема в школе, и рассказать, как он тогда справился с ней. Только в ходе доверительной, дружеской беседы можно выяснить, почему подросток не хочет учиться. Отсюда вывод: разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать.
  2. Побеседовать с классным руководителем. И пусть даже в его глазах подросток будет самым плохим, но это не значит, что нужно и родителям после разговора с учителем втаптывать в грязь своего ребенка. Здесь тоже действует правило «помогать и поддерживать». Нужно дать понять ребенку, что он не один, что мама и папа обязательно помогут ему преодолеть все трудности. Только после этого он почувствует у себя надежный тыл за спиной. В принципе, совместная помощь и поддержка и предполагают понятие «семья».

Вы постареете — как они жить-то будут?

Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (некоторые репетиторов нанимают уже в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками — проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д.

В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети», и про то, какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон Nokia старого образца. Без всякого интернета.

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

Во всем мире учиться в университеты поступают только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

Если ребенка постоянно опекают, он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.

Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что, выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно, только если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

Воспитывать — не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает — существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми — у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют — они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

Ребенок должен ощущать, что родители — это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

Избаловали дитя

Сын не хочет ни учиться, ни работать. Все бы ему сидеть у компьютера, гулять с сомнительными товарищами и жить паразитом. Увы, такие жалобы сейчас нередки. И основная причина кроется в избалованности чада.

Пока ребенок маленький, ему многое позволяется. Зачем помогать маме по дому? Он же мальчик, это во-первых. А во-вторых, еще успеет помочь, когда подрастет.

Сынишка хочет дорогой телефон? А родители не особо богаты? Но телефон все же покупается.

Мальчику нужна дорогая одежда? Вкусная еда? Еще что-то? И папа с мамой, отказывая себе в элементарном, покупают ребенку все, что он попросит. Паренек растет, и запросы его растут. В конечном итоге, оканчивая школу, он заявляет: «Я не хочу ни учиться, ни работать. И в армию не пойду. У меня же гастрит (плоскостопие, кривой позвоночник)».

Правильно, а зачем ему трудиться? Сыночек дорогой знает, что родители — глупцы. Они сами не съедят, в обносках ходить будут, но желание его выполнят. Вот она — избалованность.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Разговор с подростком об успеваемости

Важно поддерживать хорошие отношения между вами, задавая подростку деликатные вопросы, выражая свой интерес без гнева и позволяя естественным последствиям сыграть свою роль. Посмотрите, как справляется с такой ситуацией образцовый родитель

Папа: Натан, как у тебя дела в школе?

Натан: Отлично! Мы с Лаурой закатываем сегодня вечеринку для всего класса.

Папа: Супер! Надеюсь, вы хорошо проведете время. А как у тебя с промежуточными оценками за четверть?

Натан (начинает юлить): Да я тут принес задание по английскому и математике, а учителя даже не захотели на них взглянуть, поскольку я опоздал со сдачей на один день. Школа — это отстой!

Папа: Как печально! И все же, какие у тебя оценки?

Натан: В основном тройки, две двойки и два кола.

Папа: М-м-м… и что ты об этом думаешь?

Натан: Я могу подтянуться, если постараюсь.

Папа: Ну, стараться бывает трудно… Я вот тут думаю, может быть, тебе будет легче не ходить в школе? Ты же сам говоришь, что это полной отстой.

Натан (в шоке): Ты имеешь в виду — просто бросить?!

Папа: А разве не к этому дело идет?

Натан: Да, но…

Папа: Послушай, Натан, вот что я думаю. Я люблю тебя и хочу заботиться о тебе. Но все, что тебе нравится, все, что тебя окружает: телевизор, теплый дом, еда в холодильнике, — есть у нас потому, что на работе я справляюсь со своим делом удовлетворительно или хорошо. Поскольку в школе ты не делаешь свою работу даже удовлетворительно, меня это начинает беспокоить, а я слишком тебя люблю, чтобы позволить этому продолжаться. Так что я думаю — может быть, тебе настало время найти свой путь в мире? Или, если ты хочешь оставаться в семье, то пора устроиться на работу и вносить в семейный бюджет долю за свою комнату и стол. Ты меня понимаешь? Я совершенно не хочу испытывать по отношению к тебе негативные чувства.

Натан: Нет-нет, пап, я оконцу школу — я буду учиться лучше!

Папа: Что же, ладно. Я дам тебе на размышление еще одну четверть, и если ты вытянешь все на удовлетворительный уровень, а я продолжу удовлетворительно выполнять свою часть работы, будет считать, что все честно. Но если в следующей четверти у тебя по-прежнему будут плохие оценки, я надеюсь, что ты начнешь работать и сможешь оплачивать себе жилье и питание. Работать ты умеешь неплохо, и сможешь найти прекрасную работу в «Макдональдсе».

Натан: Ну уж нет, я отсюда не уеду!

Папа: Что ж, удачи, сынок. Как думаешь выкрутиться?

Натан: Учительница математики сказала, что я могу принести ей работы завтра, но тогда мне придется пропустить вечернику…

Папа: Да, это печально. Очень жаль. Надеюсь, ты как следует подумаешь.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг

Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с формированием менструального цикла.

Никакие кнуты успеха здесь иметь не будут. Если вы начнете допросы с пристрастием, применение таких методов, как домашний арест и пр., то вы лишь усугубите ситуацию.

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога. Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы .

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

5 Банальная усталость

А что делать, если ребенок в принципе ничем не перегружен? У него нет дополнительных занятий и секций, он не сидит сутками в интернете и не пропадает на улице. Он просто перестает что-либо делать и стремиться к хорошим оценкам. Помимо всего прочего он начинает прогуливать уроки и обманывать родителей.

Это связано с тем, что подросток претерпевает постоянные перепады настроения, общее недомогание и усталость. Это расшатывает и без того слабый организм. При этом подросток понимает, что нельзя врать родителям и прогуливать уроки, его даже мучает совесть по этому поводу, но он пытается внушить себе, что ему абсолютно все равно.

Родителям не стоит читать ему морали о том, что они воспитали чудовище. Возможно, ребенку помоет смена обстановки, режима дня или учебной программы. Если есть возможность на несколько четвертей перевестись на домашнее обучение, то стоит попробовать и этот вариант.

Пять главных «нет», или Главные ошибки, которые допускают родители

  • Не вешайте ярлыки. Если вы будете постоянно твердить, что ваш ребенок — лентяй, разгильдяй, оболтус, глупец и т.п. — рано или поздно он с этим смириться. Здесь как никогда работает пословица: «Как корабль назовешь…».
  • Не перехваливайте. Фразы вроде: «Ты способный, просто ленивый» дают обратный эффект. Мы надеемся, что это побудит ребенка к «совершению подвигов» на школьном поприще. На самом деле, детское подсознание формирует установку: «Я и так способный, зачем трудиться и что-то доказывать?»
  • Не злоупотребляйте материальными стимулами. Нередко родители награждают детей за выполненные уроки подарками, деньгами на карманные расходы и прочими «радостями». Прием «заработал — получил» работает, если его применять в разумных мерах. Иначе рано или поздно ребенок начнет торговаться, требуя все большего вознаграждения.
  • Не зацикливайте мотивацию на своей персоне. Исключите из лексикона фразы: «Я буду счастлива, если ты сделаешь уроки!», «Я просто в отчаянии, что ты отказываешься выполнять домашние задания». Вместо ожидаемого рвения вы можете наделить ваше чадо чувством вины перед родителями. Лучше делать акцент на том, что выполненные уроки помогут лучше работать в школе, лучше понять новую тему и т.д.
  • Не переусердствуйте с опекой. Конечно, первокласснику, например, практически невозможно сделать уроки без помощи родителей. Но с самого начала стремитесь приучать к самостоятельности.

А самое главное правило — не отчаивайтесь

Учитесь внимательно слушать вашего ребенка, окружите его вниманием и заботой. Именно родительская любовь способна привить малышу интерес к познаванию — следовательно, и к выполнению домашних заданий

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет.

  • Как заставить ребенка делать домашнее задание? — статья того же автора
  • 12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними
  • Почему дети не хотят учиться?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Почему ребенок не хочет учиться: ищите причины

Дети по природе своей страшно любознательны и падки на усвоение новой, интересной информации. Ключевое слово здесь «интересной», и именно этот момент совершенно игнорируется в нашей системе образования. Захватывающими уроки делают старания учителей, горящих своей профессией, а стандартная программа рассчитана на активное поглощение сознательными учениками знаний.

На практике детская сознательность не всегда оправдывает ожидания, что плачевно отражается на успеваемости. Причины, почему дети не хотят учиться в школе, отличаются в зависимости от возраста, но основными из них являются следующие факторы:

  • Неправильный уклон образования. Выявить типичного гуманитария или математика в 6 лет не просто, и родители отдают ребенка в школу с направленностью по своему усмотрению. С легкостью щелкая примеры и задачи, ребенок откровенно мается на 10 часах в неделю разных языков. На первых порах падает успеваемость по конкретным предметам, но со временем теряется интерес к учебе в целом.
  • Сложные отношения с педагогом. Учителя – тоже люди, склонные к формированию симпатий и антипатий, не всегда обоснованных. Необъективность в оценивании нелюбимых учеников встречается повсеместно, и самостоятельно изменить отношение педагога к себе ребенок не в силах. Это полностью убивает мотивацию и старания на этих уроках, зачастую провоцируя бунт против учебы в целом.
  • Высокая нагрузка. В стремлении дать чаду мощный старт в жизни, родители стараются объять необъятное, и определяют его на максимальное количество дополнительных занятий. Языковая школа, что-то с физмат уклоном и парочка спортивных секций делают свое дело, полностью выбивая ребенка из сил, в результате единственным желанием становится отдых.
  • Взаимоотношения с одноклассниками. Традиционным возрастом распределения социальных ролей в коллективе считается средняя школа, но на деле даже младшеклассник рискует стать изгоем, который подвергается ежедневным насмешкам. В таком случае нет ничего удивительного, если ребенок не хочет учиться в школе, ведь каждый поход туда – это серьезный стресс.
  • Режимные ограничения. За время каникул режим дня зачастую успевает кардинально перестроиться. Родители жалеют своего ученика, давая ему высыпаться до обеда, и необходимость ранних подъемов вызывает настоящий утренний бунт. По тем же причинам никогда не ходивший в садик ребенок в первом классе не хочет учиться, ведь для него просыпание в 7 часов утра совершенно непривычно.
  • Потеря мотивации. Бум отказа от учебы приходится на 6-8 классы, когда ребенок выходит из-под тотального родительского контроля, и уже не так остро нуждается в одобрении взрослых. Подростки отказываются учиться, апеллируя к тому, что эти знания не имеют практического приложения, и в жизни не пригодятся. Как правило, такой бунт самостоятельно проходит уже к 10-11 классу, когда ребенок осознает, что оценки – это не просто цифры, это еще и ЕГЭ, и хороший ВУЗ, и прибыльная профессия на всю жизнь.
  • Гиперактивность. Кипящий энергией карапуз, после начала школьного обучения вынужден обуздать свою активность, и смиренно сидеть на одном месте целый урок. Если ребенок еще и умненький, то схватив все на лету, он начинает откровенно скучать и шалить в оставшееся время. Такая проблема – частая причина того, что ребенок в 1 классе не хочет учиться, но по мере возрастания нагрузки к 3-4 классу, энергия направляется в мирное русло.
  • Стрессовые ситуации. В состоянии стресса способность к усвоению материала резко падает, и ребенок может просидеть над учебником несколько часов, так и не поняв ни фразы. Психологи отмечают, что сильное негативное влияние на психику детей оказывают напряженные отношения в семье, развод родителей, смерть близких или знакомых, переезд или смена места обучения.
  • Поблажливость учителей. На особое положение попадают призеры олимпиад, спортивных соревнований и прочие дети, часто пропускающие занятия из-за подготовки и выездных мероприятий. Также снисходительно педагоги иногда относятся к часто болеющим или детям своих коллег. Ребенок, привыкший получать завышенные оценки, перестает прикладывать усилия к обучению, так как не чувствует в этом необходимости.

Как видите, причин, почему современные дети не хотят учиться, достаточно. Идеальная ситуация для решения проблемы – устранить провоцирующий фактор или максимально нивелировать его влияние. Но если наклонности ребенка или избыточную нагрузку выявить несложно, то разобраться в хитросплетениях отношений со сверстниками или учителями не всегда возможно, и тогда родителям остается просто помогать школьнику всеми возможными способами.

Учебная мотивация: что делать, если ее нет?

Тренируем волю. Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или даже сильно) ослаблены, и родителю всяко придется над ним некоторое время «зависать» — по показаниям, вроде таблеток. Иногда просто достаточно держать руку у ребятенка на голове, на макушечке — и он в этом положении за двадцать минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает.

А вот надеяться, что он их все в школе запишет, не стоит ни разу. Поэтому нужно сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, — и хорошо.

Но волевые механизмы нужно развивать и тренировать, иначе они так никогда и не заработают. Поэтому регулярно (например, раз в месяц) следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч, взросл, умен и т.д., что сможешь сам переписать упражнение? А задания к нему сделаем вместе?.. Сможешь сам встать в школу по будильнику?.. Сможешь решить столбик примеров?». Если не получилось: «Ну что ж, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось — ура!

Проводим эксперимент. Если тревожных букв в медицинской карточке нет, а ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент. «Отползти» много существеннее, чем описано в предыдущем пункте, и дать ребенку «взвеситься» на весах бытия: «Что могу я сам?». Если нахватает двоек и даже пару раз в школу опоздает — ничего страшного.

Тут что важно? Это эксперимент, не мстительный («Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня!..»), а дружелюбный («А вот давайте посмотрим…»). Ребенка никто ни за что не ругает, но вот малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним в пользование: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка

Но как я рада, что все выяснилось!». Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

Ищем альтернативу. Если нет ни медицинских букв, ни честолюбия (у ребенка), то надо школу пока оставить влачиться как есть и искать ресурс вовне — то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Если ребенок где-то будет комфортен и успешен, то школе от этих щедрот тоже достанется — от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

Меняем установки. Если у ребенка есть буквы, а у родителей — честолюбие («дворовая школа — это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!»), то ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

Таков тот алгоритм, который обычно предлагаю родителям «Пети» я сама. Но среди наших читателей есть еще и педагоги, и психологи. Может быть, они захотят что-то оспорить или, наоборот, добавить или уточнить? Ведь проблема более чем распространенная, и их опыт наверняка многим пойдет на пользу. Пишите!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий