Почему ребёнок не ползает. дети начинают ползать на четвере…

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что здоровому малышу не нужна помощь родителей, и сделает это тогда, когда будет готов. Тем более не должно быть помощи из разряда «медвежьих услуг». К таким, бесспорно, относится такое достижение человечества, как прыгунки.

Многие родители гордятся собой, купив такой подарок ребенку. Они подвешивают малыша в прыгунки и уверены, что он висит в них и тренируется в усиленном режиме.

На самом деле, по словам Комаровского, в прыгунках ребенок испытывает стресс, но еще больший стресс испытывает позвоночник малыша. Если же крохе удается отталкиваться ножками от пола, то ситуация еще осложняется вероятностью получения компрессионного перелома и микротравм позвонков.

Самым полезным упражнением Комаровский называет выкладывание на живот. Другие мышцы целенаправленно тренировать доктор рекомендует только после внимательного наблюдения за тем, как сидит ребенок (или пытается сидеть)

Если спина при этом имеет округлую форму, можно говорить о слабых длинных мышцах спинки, если заваливается на бок — нужно уделить внимание мышцам живота и боковым группам мышц

Когда ребенок начнет присаживаться, нужно избегать патологических поз. К ним Евгений Комаровский относит сидение с согнутыми в коленях ножками, вывернутыми назад. Если посмотреть на ребенка сверху, выглядеть его поза будет как латинская «W». В такой позе невероятные нагрузки ложатся на тазобедренные суставы и колени, что может стать причиной тяжелых патологий и деформации ног. Вот в этом случае желание и стремление мамы помочь малышу будет вполне уместным — научите ребенка сидеть правильно, и это будет лучшая помощь. Куда более полезная, чем попытки мамы научить ребенка, которому едва исполнилось полгода, просто сидеть.

О том, в каком возрасте ребенок должен сам научиться сидеть, ходить и так далее, расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Когда лучше всего учить ребенка сидеть самостоятельно? Советы и рекомендации

Большинство детей уже в полгода пытается занять новое, пока непривычное для них положение. Несмотря на то, то способность сидеть проявляется далеко не сразу, ребенок быстро понимает, что так ему будет намного легче играть, манипулировать новыми для него предметами и т.д. Другая причина того, почему это происходит именно в полгода – достаточно хорошо сформированные к этому периоду мышцы спины, брюшного пресса, а также груди. Благодаря этому в полгода ребенок отличается уже достаточно хорошим уровнем физической подготовки к самостоятельному сидению даже без опоры – это не причиняет ему дополнительного дискомфорта и не создает трудностей.


Обучение сидению должно быть регулярным

Тем не менее, приучать ребенка необходимо следуя следующим правилам:

  1. Обучать девочек сидеть самостоятельно необходимо несколько позже, чем мальчиков. Так например, если мальчик может пробовать сесть уже в пять месяцев, с девочками лучше подождать до полугода. Подобная мера вполне объяснима с точки зрения особенности физиологии женского организма: сажая девочку слишком рано, можно спровоцировать у нее загиб матки и другие осложнения.
  2. Для того, чтобы ребенок почувствовал необходимость самостоятельно искать опору для тела, необходимо постепенно лишать его опоры извне (например, убирать из-за спину подушки, на которые он мог облокачиваться раньше, сажать как можно дальше от спинок кровати, кресла и т.д.). Привыкание к дополнительной опоре не только затормозит приобретение ребенком навыка сидения, но может негативно сказаться на его осанке в будущем.
  3. Помочь ребенку освоить новое для себя положение в пространстве можно и при помощи игр в манеже. Желательно, чтобы он имел достаточное внутреннее пространство, а также был оснащён достаточно крупной сеткой, держась за которую ребенок вполне смог бы как вставать, так и садиться, не прибегая к посторонней помощи.
  4. Если вы заметили у ребенка признаки утомления, не стоит заставлять его сидеть слишком долго; просто переложите его на спину – это позволит ребенку расслабиться, а мышцам – получить необходимый им отдых и разгрузку.


Массаж для ребенка имеет укрепляющее действие

Занимайтесь с малышом

Не забывайте и о том, что за малышом необходимо всё время очень внимательно наблюдать. Со скольки дети сидят, должен знать каждый из родителей. Само собой, и научить самостоятельно принимать нужную позу. Возможно, ребёнок просто не видит в этом никакой потребности? То есть, если ваш малыш постоянно лежал, а вы помогали ему встать, он и не задумывался о том, что ему нужно было работать лично. Сажайте ребёнка как можно чаще. Как только он проснулся и покушал, выделите время на обучение этому. При этом можно использовать необычные, яркие музыкальные игрушки. Кроху в это время необходимо сажать рядом с собой. Ребёнок со временем к этому привыкает. Он понимает, что играть сидя удобнее, чем лёжа.

Стоит задуматься ещё и о гимнастике. Делайте акцент в этот момент на приседаниях. Чаще всего крохи для начала учатся ползать на четвереньках и только после этого садятся. Это является одним из видов нормы. Так что раньше времени волноваться не стоит. Постарайтесь научить сидеть его сами. Для этого стоит давать ему возможность принять нужную позу при гимнастике.

Смотреть галерею

Упражнения для обучения ползанию

Перед тем как начать ползать на четвереньках, малыши пробуют передвигаться на животе, подтягивая коленки к груди и толкая себя вперёд. Это является переходным этапом.

Выполняйте с малышом комплекс упражнений для обучения ползанию. Они показаны детям 8-9 месяцев.

Упражнение 1. Стойка на выпрямленных руках

Данное упражнение является одним из основных, так как при передвижении ползком малыш опирается на прямые ручки.

Уложите малыша на пол. Помогите ему приподняться на ручках

Упражнение 2. Работа руками

Сформируйте из полотенца или одеяла валик. Уложите малыша грудкой на него. В данном положении у ребёнка руки остаются свободными, так как на них не осуществляется опора. Пусть кроха пытается дотянуться и взять игрушки с пола. Это упражнение направлено на тренировку вестибулярного аппарата.

Опираясь на валик, малыш может освободить ручки и схватить игрушку

Упражнение 3. Учим стоять на четвереньках

Из одеяла формируем валик. Укладываем малыша животиком на него так, чтобы ручки и ножки оказались по обе стороны. Это упражнение можно выполнять и с фитболом.

Для этого упражнения можно использовать как валик, так и фитбол. При выполнении упражнения ножки и ручки должны свисать по обе стороны

Упражнение 4. Стойка на коленях

Некоторые малыши пытаются встать сразу на стопы, а не на колени. Можно помочь ребёнку освоить данное положение. Обнимите малыша одной рукой подмышки, а второй, придерживая колени в согнутом положении, опустите его на мягкую поверхность (к примеру, на диван). Попробуйте помочь передвигать ножки в таком положении.

Придерживайте ножки в согнутом положении. Второй рукой обнимите малыша под грудь. Задержите его в таком положении на некоторое время

Упражнение 5. С использованием матраса

Уложите малыша так, чтобы его локотки оказались на матрасе, расположенном на полу, а ножки за его пределами. Встаньте напротив ребёнка с другой стороны и потихоньку подвигайте матрас на себя. Кроха будет вынужден передвигать коленочки, чтобы не упасть.

Ручки и грудка малыша находятся на матрасе, а ножки на полу. Подтащите матрас к себе, побуждая малыша передвигать ножки

Упражнение 6. Переставляем ручки

Всем нам со школьной поры известно упражнение «тачка». Это когда один из партнёров держит другого за обе ноги, а тот передвигается на руках. С малышом можно выполнять облегчённую версию. Лучше выполнять упражнение на поверхности стола. Возьмите ребёнка одной рукой под грудь, а второй удерживайте ножки. Кроха обопрётся ладошками на поверхность стола. Слегка подталкивайте его вперёд. Это побудит его переставлять ручки.

‘Тачка’. Придерживайте ножки одной рукой, а второй возьмите под грудь. Подталкивайте вперед, побуждая малыша переставлять ручки

Упражнение 7. Учим ползать на четвереньках

Попросите о помощи партнёра. Ставим малышка на четвереньки. Один из взрослых поочерёдно передвигает ручки, а второй — ножки.

Поставьте малыша в положение ‘на четвереньки’. Помогайте ему переставлять ручки и ножки (лучше выполнять с партнером)

Как научить малыша ползать (видео)

Для более детального изучения техники упражнений, советуем просмотреть видеоурок. Подробные комментарии специалиста помогут разобраться во всех тонкостях процесса.

Доктор Комаровский также разработал комплекс упражнений в помощь родителям и деткам.

  1. Упражнение на валике. Положение идентично тому, что было описано в Упражнении 1. Удерживайте в руке игрушку ребёнка так, чтобы он тянулся за ней вверх.
  2. Идентично Упражнению 3. Разница лишь в том, что вместо валика доктор Комаровскй советует использовать подушку.
  3. Ползание «наоборот». Уложите малыша на спинку и имитируйте ползание в таком положении. Попеременно скрещивайте левую ручку с правой ножкой и наоборот. Переверните кроху на несколько секунд на животик и подогните ножки под животик.

В видео от доктора Комаровского вы сможете взглянуть его глазами на мир и на способность ползать.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Чего нельзя делать

Некоторые действия родителей не способствуют ползанию грудничков и могут быть опасны для младенца. Запомните, что крайне нежелательно делать следующее:

  • Постоянно носить крошку на руках. Спускайте на пол, в манеж, чтобы он учился вставать на колени, опираться на ручки.
  • Заставлять ползать, ставить на четвереньки насильно. Не требуйте от пяти-, шестимесячных детей невозможного. Дождитесь более позднего периода, пусть малыш подрастет. Если к 8–9 месяцам не захочет вас удивить, то обратитесь к доктору.
  • Поднимать за ладошки, чтобы сел. Держите ребенка за локти или плечи.
  • Использовать на ранних сроках ходунки, прыгунки, кресла для сидения. Садиться, прыгать, ползать малыш начнет тогда, когда у него сформируется опорно-двигательный аппарат.
  • Оставлять малыша надолго в манеже или кроватке. Отсутствие свободного пространства негативно сказывается на физическом и психическом развитии.
  • Забывать обезопасить младенца, подготовить комнату к изучению. Розетки, провода, стеклянные вазы, легкие стулья уберите наверх.
  • Ругать, если ребенок странно ползает. Метод и способ передвижения малышу подсказывает интуиция, мышцы. Он прыгает на попе, переворачивается на полу не из-за вредности, а потому, что встать на четвереньки пока не может.
  • Стелить жесткие ковры, паласы в комнате. На коленях и локтях можно натереть мозоли. Последствием становится отказ от ползания. В таких ситуациях используйте наколенники.

Лучше всего учить малыша ползать на собственном примере. Наверняка грудничок будет смотреть на маму удивленными глазами. Но если поиграть с малышом в догонялки на четвереньках, провести время весело и дружно, то он будет ждать следующего раза с большим интересом, подползать к вам самостоятельно, чтобы затеять забаву. И так быстро и легко научится ползать самостоятельно.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как помочь ребенку научиться ползать

Если ребенок не встает на четвереньки в 9 месяцев, у родителей возникает вполне логичное и понятное желание помочь малышу. Мамочкам и папочкам следует уяснить, что в данном случае карапузу требуется именно поддержка, а не стремление ускорить детское развитие искусственным способом.

Доктор Комаровский убежден, что освоить навык ползания любой ребенок в состоянии сам. Задача родителей заключается в том, чтобы помогать развивать его мышцы. В сам ход формирования навыка  вмешиваться не следует ни в коем случае. Если ручка и ножки ребенка в плане возможности удержания собственного веса еще недостаточно крепкие, не стоит силком ставить кроху на четвереньки.

Профилактический массаж

Для эффективного развития детской мышечной системы существует один очень эффективный метод. Речь идет о профилактическом массаже. Делать его самостоятельно без наличия соответствующего опыта не рекомендуется настоятельным образом. Лучше обратиться в поликлинику или частную клинику. Как вариант, можно нанять профессионального массажиста и пригласить его на дом. Подобный массаж включает чаще всего следующие манипуляции:

  • скрещивание ручек;
  • переворачивание со спинки на животик;
  • растирание;
    размятие;
  • поколачивание либо пощипывание спинки и ягодиц;
  • присаживание на короткий промежуток времени;
  • подъем выпрямленных ножек и т. д.

Ответ на вопрос, почему родителям не стоит делать массаж без участия специалистов, очевиден: не обладая опытом, они могут перестараться с каким-то упражнением или сделать его неправильно, тем самым нанести малышу вред.

Помимо несомненной пользы для развития навыка ползания, профессиональный профилактический массаж оказывает положительное воздействие на состояние нервной и сосудистой систем, кожного покрова.

Совместное ползание

Совместное ползание может быть очень эффективным в плане развития нового умения. Мама может сама ползать на четвереньках со своим малышом, и он будет пробовать повторять ее движения. Положительный пример может показать ребенку другой карапуз, который уже успел научиться ползать и делает это активно и с большим удовольствием.

Важно! Как только ребенок освоит основные навыки ползания, задания можно начать усложнять. Например, выставлять на его пути небольшие преграды, которые придется преодолевать

Это могут быть стулья, которые потребуется обползать, или небольшие подушки, которые будет не слишком сложно перелезть.

Если передвижение по комнате на четвереньках превратить в увлекательную игру, малышу будет интереснее, и он намного быстрее всему научится. В настоящее время в детских магазинах можно найти специальные дорожки с преградами.

Доставание погремушки

Чтобы младенец скорее смог передвигаться на четвереньках, его верхние конечности должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать вес тела. Чаще всего к полугодовалому возрасту груднички, лежа на животе, могут приподнять себя на выпрямленных руках и потянуться за погремушкой. Этот навык можно развить, кладя малыша на животик и мотивируя его доставать игрушку.

Малыши, не обделенные родительским вниманием, обычно развиваются быстрее

Научить ребенка ползать – это половина дела. Когда он, наконец-то, научится перемещаться на четырех конечностях, родителям потребуется приложить максимум усилий для обеспечения его безопасности. Потребуется тщательно обследовать доступное для ползания пространство на предмет отсутствия потенциально опасных предметов, закрыть на замки все нижние шкафы и ящики, убрать все хрупкие и бьющиеся вещи. Чтобы малыш не простудился, стоит постелить теплый ковер и удостовериться в отсутствии сквозняка.

Основные этапы развития малыша по месяцам

Несмотря на то, что каждому ребенку свойственно развиваться по своему собственному графику, существуют средние медицинские нормы или этапы развития, на которые принято ориентироваться.

Помните, что детки могут опережать эти показатели или, наоборот, отставать от них, но никакой трагедии в таком отличии не будет.

Полгода (шесть месяцев).

Первые попытки подтянуться и сесть малыш может совершать и в четыре или пять месяцев, однако тогда они будут иметь место только в том случае, если вы, к примеру, вложите ему в ладошки большие пальцы своих рук и станете понемногу его поднимать, или же поместите ребенка в приподнятый под небольшим углом детский гамак / автолюльку. После того, как малыш уверенно научиться переворачиваться и сможет самостоятельно подтягиваться ручками, он начинает пытаться сесть более осознанно.

Это происходит приблизительно как раз к полугоду его жизни. В шесть-шесть с половиной месяцев кроха запросто переворачивается на бок и садится на попу, опираясь на вашу руку, или когда вы подтягиваете его за ручки. Сидящего малыша в это время еще нужно поддерживать, так как он еще не умеет держать равновесие и часто заваливается на бок. Долго сидеть ребенку в этом возрасте не рекомендуется — будет достаточно и нескольких минут в качестве тренировки.

Семь месяцев.

К семи месяцам он постепенно упражняется в новом навыке и старается довести свое умение до совершенства. Сейчас у него получается сесть уже и без вашей поддержки (к примеру, с положения лежа на животике, опираясь на ручки) и даже посидеть немного с прямой спинкой, удерживая равновесие (ребенок может оставаться в сидячем положении какое-то время и не требует поддержки для спины).

Восемь месяцев.

Ваш малыш уже совсем освоился и спокойно садится самостоятельно. Более того, из этого положения он может хоть поползти, хоть лечь обратно, хоть поворачивать корпус во все стороны, хоть пытаться свестись на ножки — одним словом, делать то, что ему захочется, без посторонней помощи.

Итак, не стоит ждать, как видите, что кроха вдруг и сразу научится сидеть, ведь это достаточно сложный процесс, к тому же, у вашего малыша может быть свой индивидуальный темп развития, поэтому не подгоняйте его, а старайтесь максимально помочь.

Но если после полугода ребенок еще не освоил такие базовые навыки, как держать головку, переворачивать и подниматься на ручках, то лучше проконсультироваться с доктором, чтобы исключить наличие возможных патологий или осложнений.

Как присаживать Мальчиков и и девочек — особенности разницы в сроках развития по возрасту

Обратите внимание на то, что существует некоторая разница в сроках развития для мальчиков и девочек. Всем известно, что девочки всегда в своем развитии движутся немного быстрее своих сверстников-мальчишек

Тем не менее, физически крепкий и активный мальчик может сесть раньше на месяц-полтора, чем спокойная и медлительная девочка того же возраста, так что все очень относительно.

Бытует мнение, что девочкам очень вредит, если присаживать их в раннем возрасте, нельзя давать им садиться минимум до шести-семи месяцев, так как из-за этого у них потом могут деформироваться тазовые кости, а это приведет к травмированию репродуктивных органов и другим проблемам с женской половой системой, включая риск бесплодия или опасных заболеваний.

Однако подобной информации склонны верить лишь люби старшего поколения, а современные врачи уже давно доказали, что эти страхи совершенно безосновательны.

Поэтому если ваша малышка делает попытки сесть в пять месяцев, позвольте ей развиваться согласно ее физическим возможностям и психической зрелости. Однако учитывайте и то, что слишком раннее присаживание может быть вредно и опасно для любого ребенка, не зависимо от его пола.

Правильная поза для сидения — проверяйте малыша

Не менее важно следить за тем, как именно садится и сидит ваш кроха — все части тела должны быть расположены в правильной позе, иначе он будет быстро уставать, могут затекать и начинать болеть мышцы и т. д.:

  • головка малыша — немного наклонена вперед (опущенный подбородок);
  • верхняя часть позвоночника и шейка — разогнуты;
  • ручки — выступают в качестве опоры и находятся перед малышом;
  • поясница — немного согнута;
  • тазобедренные суставы — тоже (плюс — легкий наклон вперед);
  • ножки — развернуты наружу и разведены, при этом на боковую поверхность будет приходиться основный упор.

Если ребенок сидит не так, помогайте ему, поправляйте, однако может быть, что навык сидения ему еще не по силам, а вы слишком спешите.

Меры безопасности при обучении

Перед тем, как научить детей ползать в 6 месяцев, родители должны создать безопасные условия для этого. Идеальное место для проведения занятий – большой манеж. Если обучение проводится на полу, перед тем, как учить малыша, родители должны:

  • Постелить чистое одеяло и фланелевую пеленку (ситцевые будут скользить и сминаться). Это нужно сделать даже в том случае, если на полу лежит ковер, поскольку пыль от паласа может вызвать аллергическую реакцию;
  • Убедиться, что на полу нет мелких предметов, которые карапуз легко может засунуть в рот, вдохнуть или проглотить;
  • Убедиться, что рядом нет мебели с острыми углами, чтобы малыш не поранился в процессе увлекательного обучения;
  • Убрать из комнаты домашних животных. Собаки или кошки могут воспринимать ползающего малыша как угрозу и проявлять агрессивное поведение. Также кроха может сам спровоцировать животное к агрессии, потянув его за хвост.

Если дома холодно, малыш должен быть достаточно тепло одет. Кофточка должна быть длинной, чтобы во время передвижения по полу грудь и живот не оголялись. Вместо штанишек и брюк лучше надеть ползунки на бретелях – они не будут слетать. На ножках должны быть пинетки или теплые носки, не стесняющие движений. Вся одежда должна подходить по размеру, не сдавливать и не болтаться.

Во время обучения следует снять с крохи соску на цепочке. Также нужно убедиться, что на одежде грудничка нет никаких ремней и веревок. Ползающий кроха может легко запутаться в них и сильно испугаться.

Игрушки, мотивирующие детей к движению, должны быть округлой формы, без острых углов и мелких деталей. Если кроха уже достаточно хорошо ползает и не нуждается в обучении, выпускать его на пол можно только под присмотром родителей. Когда мама хочет заняться своими делами, карапуза можно поместить в кроватку или в манеж. Соорудить подобие манежа самостоятельно очень просто: достаточно просто оградить небольшой угол комнаты листами фанеры или ДСП. Покупной вариант все-таки предпочтительнее – держась за рейки или специальные кольца (в сетчатом манеже), карапуз научится не только ползать, но и вставать.

Для безопасности передвижения не стоит с силой подталкивать ребенка вперед и прилагать большие физические усилия во время выполнения обучающих упражнений. Если мама или папа боится случайно повредить младенцу, лучше делать мотивирующие к ползанию упражнения под руководством медсестры или профессионального массажиста.

Детей, у которых в раннем детстве была дисплазия тазобедренного сустава, обучать передвижению на четвереньках можно только с разрешения ортопеда и после того, как врач позволит снять с больного специальную распорку, фиксирующую правильное положение суставов.

Если малыш плохо себя чувствует, хочет есть или спать, следует перенести обучение на другое время. Занятия будут эффективными только в том случае, если маленький ученик будет в хорошем настроении. Если грудничок отказывается выполнять какие-то упражнения, настаивать не стоит. Нельзя заставить младенца делать то, чего он не хочет. Через какое-то время можно будет снова предложить ему освоить требуемое движение.

Когда ребенок уже начал самостоятельно передвигаться по квартире, можно купить ему манеж с ограждением из сетки или реек

Внимание! Проводить обучение можно только на полу, в детской кровати или в манеже. Ползать на диване грудничок не должен – непоседа может быстро свалиться и получить серьезную травму

Не стоит рисковать здоровьем ребенка.

Бывают дети, которые не передвигаются по-пластунски и на четвереньках, сразу начинают сидеть и ходить. Однако статистика утверждает, что таких малышей очень мало. Большинство шестимесячных грудничков сначала учится ползать вперед пластунским способом, только потом начинает держать спину прямо. Поэтому родители обязательно должны стимулировать грудничка к активному и быстрому ползанию.

Как научить ходить?

Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.

Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку — но не научиться ходить, а преодолеть страх.

Правильно учить ребенка ходить — учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:

  • Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
  • Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
  • Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
  • Ребенок уже ходит, но делает это по-своему — ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.

Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется — это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.

Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).

Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.

Нужно ли обращаться к специалисту?

В этом случае у родителей есть основание подозревать, что у ребенка наблюдается задержка моторного развития, либо задержка двигательного развития. Поскольку и то, и другое нарушение в совокупности могут выступить причиной задержки психического развития, начать их коррекцию необходимо как можно раньше.

В случае, если вы заподозрили у ребенка 9-10 месяцев задержку моторного развития, либо нарушения, имеющие неврологическую природу, необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту. В таких случаях, как правило, назначают курс специального лечебного массажа и других коррекционно-развивающих процедур.

Все малыши развиваются согласно их индивидуальным способностям. Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок в 10 месяцев не ползает, и задаются вопросом о норме этого явления. Для некоторых детей отсутствие такого умения в возрасте 10 месяцев действительно считается нормой
.

Скорее всего, ребенок на данном этапе развития приобретает другие навыки
, к примеру, учится выговаривать новые звуки либо активно играется . Взрослые очень часто нетерпеливы и не умеют замечать очень важные нюансы в развитии малыша.

Бывает, что ребенок рождается немного раньше положенного срока, тогда взрослые просто не имеют права просить дитя ползать либо сидеть в возрасте 10 месяцев

В таком случае необходимо обратить свое внимание на корригированный возраст

Безусловно, одним из самых важных навыков в развитии малыша считается
. Родители должны помнить о том, что чем больше и активнее ребенок ползает, тем быстрее и эффективнее у него будут развиваться мышцы, которые начинают работать по законам присущих только им спиралей. Согласно с утвержденными нормами развития детей до года, координированное ползание малыш должен начать с 8 месяцев. Однако помните, что нормы разрабатываются на основе усредненных показателей, поэтому некоторые дети приобретают навык ползания раньше, а некоторые – позже, а определенная группа детей вообще пропускает этот шаг в развитии и сразу начинает ходить.

Если ребенок 10 месяцев отроду не ползает, можете подтолкнуть его к этому используя мотивацию
. К примеру, путем правильного выбора игрушек и определенного места для игр. Специалисты советуют родителям чаще находиться в плоскости малыша (на полу) таким образом, у крохи будет повышаться интерес к перемещению.

Определить возможные проблемы в развитии малыша, можно лишь понаблюдав и проверив его. Если ребенок в возрасте 10 месяцев не ползает, лучше не делать собственных выводов и тем более не экспериментировать с упражнениями.

Первые умения малыша умиляют и радуют родителей: он улыбнулся, он повернулся, он сел, и он пополз. Однако не всегда развитие крохи идет по такому сценарию — есть немало детей, которые начинают присаживаться в 4 месяца, а бывают такие карапузы, которые не сидят самостоятельно и в 8 месяцев, зато прекрасно ползают.

Родители деток, которые не хотят сидеть в нужное время (согласно общепринятым медицинским стандартам), стараются помочь крохам и учат их этому самостоятельно. Нужно ли это делать, рассказывает Евгений Комаровский.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий