Содержание
- 1 Общество
- 2 «Дедушка поставил эксперимент на собственной дочери»
- 3 Профилактика и прогноз
- 4 Фразы, которые нельзя говорить детям
- 5 Временная потеря слуха у детей
- 6 Невидимый вирус
- 7 Фонематический слух
- 8 Профилактические меры
- 9 Различия по состоянию слуха
- 10 Как определить у ребенка нарушение слуха?
- 11 Еще по теме «Что делать, если ребенок не слышит звуков в слове?»:
- 12 Признаки нарушений
- 13 Коррекция слуха
Общество
БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды
«Дедушка поставил эксперимент на собственной дочери»
Наверное, это моя профессия меня выбрала, а не я ее. Я дочь глухих родителей, а такие дети часто становятся переводчиками.
Моя мама стала первым в Советском Союзе ребенком, которого спасли от туберкулезного менингита. Это было в 1946 году. В день, когда ей поставили диагноз, ее папа, как всегда, слушал «Голос Америки». И услышал, что в США доктор Зельман Ваксман изобрел стрептомицин, который может помочь при этой болезни. В Союзе его пока только испытывали на животных.
Дедушка работал с Курчатовым, был большим физиком, и ему удалось достать стрептомицин из Америки. В результате дедушкиного друга посадили на восемь лет за «шпионаж» — за то, что по телефону с американцем поговорил.
А потом уже начали применять и советский стрептомицин. И дедушка сам попросил сделать свою дочь «подопытным кроликом». Ее спасли, но она оглохла в девять лет. А уже в следующем году в СССР вылечили 900 детей с туберкулезным менингитом. Конечно, стрептомицин в любом случае стали бы использовать через какое-то время. Но мой дедушка сократил этот период, поставив эксперимент на собственной дочери.
Профилактика и прогноз
Чтобы у ребёнка, в том числе новорождённого, не возникало проблем с нарушениями слуха, необходимо соблюдение следующих рекомендаций касательно профилактики тугоухости у детей:
- консультация у специалиста по генетике – показано парам, решившим завести ребёнка, для оценивания вероятности появления на свет малыша с подобным нарушением;
- адекватное ведение беременности, лечение любых инфекционных и хронических недугов, а также регулярное посещение акушера-гинеколога;
- ранняя диагностика и полноценная терапия недугов, которые могут привести к частичной или полной утрате слуха;
- избегание травмирования органов слуха;
- ежемесячное посещение педиатра для осмотра малышей – детям старшего возраста достаточно несколько раз в год проходить обследование у врача.
Наиболее благоприятным прогнозом обладает тугоухость первой и второй степени тяжести – заболевание удаётся полностью вылечить. В случаях прогрессирования патологии до третьей и четвёртой стадии высоки риски формирования задержки речевого и интеллектуального развития, а также появления вторичных психических нарушений и проблем с письмом или чтением.
Фразы, которые нельзя говорить детям
21. Ты – лентяй
Бывает, что дети время от времени ленятся.
Однако, если вы скажете, что ваш ребенок ленив, это приведет к плохим последствиям.
Ребенок подумает, что не может этого изменить и продолжит дальше ничего не делать.
22. Доешь до конца
Конечно, вы хотите приучить своих детей к тому, что пищу нельзя переводить.
Но если вы будете заставлять ребенка доедать до конца, даже когда он уже будет сыт, то это приведет в дальнейшем к плохим привычкам и проблемам с пищеварением.
23. Это недостаточно хорошо
Иногда родители разочаровываются в своих детях, но они ни в коем случае не должны говорить им это.
Такая новость сильно расстроит молодое поколение и, мотивация пропадет. У них опустятся руки, а у некоторых появится страх заниматься тем, в чем разочаровались его родители.
Например, ребенок начал играть на гитаре, вы просите его сыграть, а когда слышите его игру, не хвалите его и говорите, что получилось не очень. После таких слов юный гитарист может замкнуться в себе, а гитару начнет бояться.
24. Не заставляй меня повторять!
Может вы не знали, но для детей данная фраза звучит как угроза.
Услышав ее, дети сильно испугаются и начнут думать о том, что будут сильно наказаны, если не выполнят вашу просьбу.
25. Ты неблагодарный
Родители многое делают для своих детей, а молодое поколение иногда попросту забывает поблагодарить их.
Если вы начнете говорить малышам о том, что они неблагодарны вам, вы лишь ухудшите положение дел.
Лучше в спокойной обстановке объяснить своему чаду, почему слова благодарности важны. После такой беседы ребенок точно изменит свое поведение.
26. Ты у меня самая красивая или самый красивый
Мы все любим своих детей, поэтому часто хвалим их, в том числе и их внешность, но лучше так не говорить.
Ведь вы будто устанавливаете для них стандарты, которым они потом обязаны будут следовать, дабы вас не подвести, а их самооценка может пошатнуться.
Когда вы постоянно акцентируете внимание на внешности ребенка, вы будто говорите, что это их единственное преимущество. В случае проблем с кожей или операции дети начнут нервничать, так как будут бояться потерять этот плюс
Таким образом, начинаются проблемы с самооценкой.
27. Перестань вести себя как ребенок
Эта фраза никак не повлияет на поведение вашего ребенка.
Дети — эмоциональные существа, и, как и взрослые, иногда не полностью контролируют свои чувства, в результате чего они ведут себя немного глупо, то есть по-детски.
В любой ситуации проблему лучше решать не руганью, а спокойной беседой.
28. Ты можешь и лучше
Giphy
Каждый родитель рассчитывает на то, что его ребенок будет идеален во всем.
Однако большинство родителей знают, что этого практически невозможно достичь.
Иногда, даже когда дети стараются изо всех сил, у них не получается.
Нужно понимать, что ребенок – не робот и, он не может во всем преуспеть, поэтому не накладывайте на малышей такую тяжкую ношу.
29. Практика сделает свое дело
Как фраза «Ты можешь лучше», так и фраза «Практика сделает свое дело» создает иллюзию у ребенка. Ведь он думает о том, что если сейчас плохо получается какой-то род деятельности, то со временем его навыки улучшаться.
Хотя практика, как правило, способствует прогрессу, большинство детей не станут вундеркиндами только потому, что вы заставили их играть на скрипке до тех пор, пока у них не начнут кровоточить пальцы.
30. Ты меня достал(а)
Время от времени родители злятся на своих детей.
Тем не менее, родители должны уметь сохранять спокойствие и не произносить вышеупомянутую фразу, так как это сильно заденет чувства ребенка.
Вместо того, чтобы ругаться, поговорите спокойно о том, что вам не нравится в поведения ребенка.
Как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»
Временная потеря слуха у детей
Есть также состояние, известное как преходящая потеря слуха. Несмотря на то, что такой тип глухоты может случаться эпизодически, он все равно вреден для развития речи и языковых навыков
Преходящая глухота может быть вызвана отитами, которые наблюдаются у каждого четвертого ребенка в возрасте трех лет. Этот тип инфекции очень часто встречается у детей из-за расположения евстахиевой трубы. Это специальный орган, который выравнивает давление между средним ухом и носоглоткой.
По мере взросления евстахиева труба становится меньше и горизонтальнее и таким образом становится более чувствительной к воспалению аденоидов или к закупорке жидкостями во время простуды.
Также временную потерю слуха у детей могут вызывать инфекции среднего уха со скоплением жидкостей в области. К счастью, эта проблема чаще всего разрешается сама по себе. Однако частые инфекции в итоге могут привести к кумулятивной травме слуховых косточек, барабанной перепонки или слухового нерва, спровоцировав необратимую сенсоневральную тугоухость.
Невидимый вирус
Второй неявной причиной врожденных нарушений слуха является цитомегаловирусная инфекция – до 21%. О ней я подробно писал – здесь. Коварство заключается в том, что она может протекать бессимптомно и наступление тугоухости бывает отсрочено во времени. Этой инфекцией заражены практически все мы, при этом большинство абсолютно здоровые люди без каких-либо проявлений.
К сожалению, в 25% случаев не удается выяснить причину заболевания. Она остается тайной, но может в будущем медицинская наука позволит нам ее разгадать. Иногда не стоит тратить время и усилия на выяснения причин – в большинстве случае дальнейшие реабилитационные мероприятия практически идентичны. Нужна двигаться дальше, к счастливому будущему для ребенка и всей семьи. Оно, поверьте, вполне достижимо!
Ссылки по теме:
- Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?
- Тимпанометрия
- Регистрация КСВП
- Регистрация ASSR
- Как сделать так, чтобы ребенок заснул для исследования слуха (КСВП)?
- Что лучше: КСВП или аудиограмма?
- Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития
Фонематический слух
Этот термин довольно часто используется логопедами и педагогами. Само понятие фонематический слух классифицируют, как способность индивида воспринимать слухом и параллельно различать звуки в разговоре (конечно, при использовании родной речи). Такое умение является приобретенным, и развивается по мере роста ребенка, параллельно с умением говорить.
Фонематический слух – это важная часть физиологического слуха. Данная способность помогает человеку соотносить и сопоставлять услышанные звуки с их идеальным звучанием, сохраняемым в памяти в достаточно упорядоченном порядке. Другими словами, именно благодаря такому умению происходит понимание смысла услышанной информации. Фонематический слух – такой навык, который приобретается поэтапно:
Уже с двух недель жизни младенец начинает понемногу реагировать на звуковые колебания, а к полугоду (или чуть старше) учится слуховому восприятию — откликается на слова. Но в этом возрастном периоде дети реагируют на интонации, а не на логический смысл речи. Специалисты называют данный этап развития – дофонемным формированием речи.
Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает воспринимать слова, как орудие общения, языковое средство. Постепенно дети учатся реагировать на звуки, которые приобретают в речи определенную форму (становятся лексически наполненными). Но им пока не под силу различать близкие фонемы, а произношение отличается неправильностью и искаженностью
Ребенок в таком возрасте не способен различать правильное либо неправильное произношение окружающих, не может обратить внимание на особенности своего личного произношения. На этом жизненном этапе наблюдается бурное фонематическое развитие, которое даже опережает способности ребенка к артикуляции (к самостоятельному звукопроизведению)
Это важнейший период развития, благодаря которому со временем происходит совершенствование произношения.
Ближе ко второму — третьему году жизни дети уже способны использовать фонематический слух полностью, анализируя и воспринимая все фонемы родной речи. Ребенок в таком возрасте начинает слышать речь с учетом ее фонематических признаков. Постепенно приобретается умение узнавать неправильно произносимые слова, понимать, чем отличаются нюансы произношения. Но речь продолжает формироваться, оставаясь далеко от совершенной.
В дальнейшем ребенок учится говорить правильно. В его мозгу формируются точные звуковые образы различных слов и отдельных отличающихся фонем.
Прогрессирующее развитие фонематического слуха считается важным этапом в овладении навыками грамоты (чтением и письмом). Если звуковое различение не полностью сформировано, ребенок начинает усваивать (запоминать, повторять либо писать) не сказанную информацию, а услышанную.
Специалисты-логопеды рассматривают понятие «фонематический слух», как наличие способности:
- Узнавать звуки.
- Сравнивать их.
- Повторять элементы, которые составляют слово.
Выявить нарушения фонематического слуха возможно еще в раннем возрасте, когда ребенок не может полноценно выражать свои мысли, облекая их в понятные речевые формы. Его с трудом воспринимают сверстники. А при отсутствии своевременного обнаружения проблемы и отсутствии ее коррекции может произойти серьезное речевое недоразвитие, которое выльется в нарушение обучения.
Фонематический слух – это важное умение ребенка, которое он приобретает с возрастом. Благодаря ему дети воспринимают информацию на слух, а со временем приобретают представление о расчленении потока речи на отдельные составляющие звуки
Профилактические меры
Для профилактики потери слуха необходимо применять комплексные меры.
- Периодические осмотры у ЛОР врача.
- Своевременная диагностика и лечение инфекционных заболеваний дыхательных путей (ринит, синусит, ангина, гайморит.).
- Регулярное обследование детей на выявление тугоухости.
- Удаление аденоидов, до появления проблем со слухом.
- Своевременное выявление и лечение острого отита среднего уха.
- Вакцинация против краснухи на этапе планирования детей.
- Профилактика нервного напряжения и стресса во время беременности.
- Обучение правильной технике сморкания.
- Отказ от применения ватных палочек и других средств для чистки ушных раковин.
- Защита ушей от попадания в них инородных тел, воды, химических веществ.
- Использование чистой пресной воды для мытья ушей.
- Качественное просушивание ушей после посещения бассейна, водоема или ванны.
- Отказ от вредных привычек: курения, алкоголя.
- Правильное и сбалансированное питание.
- Исключение сильного шума и вибраций.
- Использование индивидуальных средств защиты при работе на громких производствах.
- Своевременное обращение к специалисту при первых признаках проблем со слухом.
Врач: Шишкина Ольга ✓ Статья проверена доктором
Различия по состоянию слуха
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.
Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.
Определение степеней тугоухости
В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.
В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:
- 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
- 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
- 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.
Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.
При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 метров, шепот около уха.
При 2-й степени тугоухости снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метров, шепот не воспринимается.
При 3-й степени тугоухости потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.
Группы глухоты
Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:
- 1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
- 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
- 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
- 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот до 2000 Гц и выше.
В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.
- 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
- 2-я степень — 40—55 дБ;
- 3-я степень — 55—70 дБ;
- 4-я степень — 70—90 дБ.
Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.
Как определить у ребенка нарушение слуха?
Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.
Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?
0-4 месяца:
- реагировать на громкие звуки;
- вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
- реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
- успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».
4-9 месяцев:
- улыбаться в ответ на обращение родителей;
- следить за игрушками, издающими звук;
- поворачивать голову к источнику знакомого звука;
- переход гуления в лепет;
- начинает понимать связь между жестами и речью.
9-15 месяцев:
- реагирует на свое имя;
- пытается издавать или издает жужжащие звуки;
- повторяет простые звуки или слова;
- понимает и выполняет основные команды;
- использует голос для привлечения внимания.
15-24 месяца:
- использует достаточное количество простых слов для общения;
- знает и показывает части тела;
- знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
- с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
- выполняет команды;
- указывает на предметы, которые называет взрослый.
Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело, и рассказать об этом взрослому.
Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.
- Возникают трудности в понимании речи других людей;
- Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
- Появились проблемы с речью;
- Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
- Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
- Внезапно появились проблемы с учебой;
- Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
- Жалуется на боль или шум в ушах;
- Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
- Часто переспрашивает;
- Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.
Еще по теме «Что делать, если ребенок не слышит звуков в слове?»:
Непроизносимые согласные
Добрый день! Подскажите неучу, а есть ли какое-то логичное и действенное объяснение и правило для проверки написания непроизносимых согласных?
В учебнике совсем муть, да и я с ужасом поняла, что не могу объяснить ребенку.
плохо говорит или плохо слышит?
Развивать ребенку фонематический слух вредно. Штернберг Лев. Развивать ребенку фонематический слух вредно. Чтобы дети поняли такие объяснения, взрослые еще задолго до школы пытаются развить малышам фонематический слух.
За помощью
Если ребенок не слышит, какой слог ударный, как практикой можно это научиться распознавать? Лешу учили прокрикивать слово. Какая гласная громче звучит, та и ударная. Еще хлопками в ладоши учили определять ударение, но этот способ понимает только ребенок …
можно ли развить музыкальный слух?
Развивать ребенку фонематический слух вредно. Ведь дети не могут предположить, что у взрослых уже давно испорчен нормальный слух, но зато развит слух фонематический. Главная задача — развить у ребёнка музыкальный слух, чтобы И действительно, можно ли…
Фонематический слух?
Фонематический слух ?. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение Я правильно понимаю, что если у ребенка плохой фонематический слух, то он писать будет неправильно — с нелепыми ошибками, потому что звуки не слышит?
Первый звук в слове
Что это – ребенок не слышит первый звук в слове, не может вычленить- услышать первый -последний звук. Какие еще игры/приемы помогут ребенку вычленить звуки в слове (хотя бы первый звук )? Потом каждая буква приходит в гости, мы спрашиваем, что она принесла…
Если ребенок не слышит. Что делать как
Та успокоила ребёнка. Повторила несколько раз волшебные слова, и этого оказалось достаточно. После этого случая Женечка бросалась Раздел: Детско-родительские отношения ( если ребенок не слышит с первого раза ). Я не раз натыкалась на то, что мне что-то казалось…
Буква «Л» ?!
Дети не всегда слышат звуки в своей речи! Есть такое слово ?» Если ребенок не услышал ошибку, предложите ему выбрать из двух вариантов: мороко или молоко? Но не делайте этого, пока звук Р не автоматизируется в речи и не станет звучать легко.
Снижение фонематического слуха
Снижение фонематического слуха. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 Развивать ребенку фонематический слух вредно.
фонематический слух или что-то другое???
Раздел: Развитие речи. фонематический слух или что-то другое??? есть ли такие нормы, в каком возрасте ребенок говорит уже без Развивать ребенку фонематический слух вредно. В Европе применяются азбуки фонемные, а на Востоке — слоговые и консонантные.
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ
2) дети начинают восприятие речи с отдельныx слов /команд/междуметий (ДАЙ, НА, УРА, МА Например, если слуxовые нервы не в порядке, то ребенок может не слышать / не слышать на частотаx речи/ слышать но не различать звуки / слышать Делали ли ей ЕКО, МRI мозга?
Совсем не произносим согласные звуки
Особенно страдают согласные звуки в начале слова. Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. Непроизносимые согласные. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.
Что это – ребенок не слышит первый звук
Слышит хорошо, за мной отдельные звуки повторяет, а в слове не слышит. У нас так было. Ребенок слышал «ударный» звук, не знаю, как назвать, потому что и гласный тоже… Последний сложнее услышать, это все можно делать позже.
Зачем нужен звуко-буквенный анализ?
Кстати, ребенок уже читает слова, правильно составляет (или печатает на компе) слова, посложнее тех, которые может прочитать. Сколько звуков (гласных и согласных) в слове : жеребёнок? Это для второго класса вопрос. что делают в 1 классе? звуко — буквенный анализ.
Плохой фонетический слух
Развивать ребенку фонематический слух вредно. Плохой фонетический слух. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.
Фонематический слух- как самим проверить?
Развивать ребенку фонематический слух вредно. Плохой фонетический слух. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.
Фонетический слух
фонематический слух : можно самим дома проверить: вы повторяете с-з, а ребенок должен повторить (желательно вам отвернуться при произношении,чтоб ребенок не Фонематический слух — как самим проверить? Развивать ребенку фонематический слух вредно.
Признаки нарушений
Поскольку нарушения слуха бывают врожденными и приобретенными, контролировать слуховую функцию у чада важно в любом возрасте. Внимательные родители легко заметят, что ребенок стал плохо слышать
Конкретные тревожные симптомы зависят от возраста малыша.
У грудных детей снижение слуха определить сложнее всего, поскольку они еще не говорят. Но хорошо слышащие младенцы с трехмесячного возраста реагируют на новые, особенно громкие звуки – они пытаются обнаружить источник звуков глазами, поворотами головы. Неожиданные звуки заставляют крох вздрагивать, рефлекторно вскидывать ручки и ножки.
Если ребенок по результатам медицинских осмотров в роддоме и поликлинике успешно прошел аудиотестирование, это еще не значит, что патология не проявится позднее.
У детей более старшего возраста тревожные признаки ухудшения слуховой функции проявляются в отсутствии быстрой реакции на обращенные слова, замечания. Конечно, все зависит от степени потери слуха, но в целом дети начинают часто переспрашивать, уточнять. Ребенок напряжен, он вглядывается в губы собеседника, чтобы не пропустить сказанное. Ребенок может жаловаться на странный шум в ушках, не реагировать на слова, произнесенные с нормальной разговорной громкостью или шепотом.
Поскольку состояние слуха напрямую отражается на речи, то дети, которые по каким-то причинам стали хуже воспринимать звуковую информацию, начинают говорить в более медленном темпе, а также часто прибавляют громкость телевизора, если там идет что-то им весьма интересное. Ребенок может теребить уши, а также оттопыривать ушные раковины, оттягивать их, пытаясь уловить звуки.
Коррекция слуха
Медицинская наука на месте не стоит, и сегодня ребенка, который по каким-то причинам не имеет возможности слышать полноценно, никто не собирается обрекать на жизнь в тишине.
Говорить о восстановлении можно только в случае временной потери (после отита, например). Для этого применяют продувание слуховых труб, физиотерапию, некоторые медикаменты, улучшающие кровообращение во внутреннем ухе. Но если курс лечения оказывается безрезультатным, то проводят обследование степени потери слуха. И тогда родители получают рекомендации по реабилитации ребенка. Чем раньше она начнется, тем более благоприятно будет проходить.
Обнаружение у малыша сенсоневральной тухоухости – прямое показание к реабилитации, поскольку средств для эффективного и действенного лечения этой болезни, к сожалению, пока не существует.
Аппараты
Слуховые аппараты для детей подбираются индивидуально. Процедура слухопротезирования проводится, если потеря слуха составила около 40 дБ на оба уха либо на такое же значение на одно ухо и глухоте на другое. Корректоры слуха надевают грудным детям в любом возрасте, даже в первый год жизни, если патология выявляется рано.
Сложнее всего слухопротезировать малышей. Если усиление сигнала будет слишком большим, может развиться акустическая травма, если сигнал будет слабым, его может быть недостаточно для развития речи и психики.
Современные слуховые аппараты бывают карманные (самые мощные), заушные и внутриушные, которые снаружи практически не видны, особенно у девочек, которые имеют возможность прикрывать ушки длинными волосами. Современные аппараты можно настраивать при помощи специальных компьютерных программ в соответствии с данными аудиометрии определенного пациента.
Цена слухового аппарата зависит от его типа и производителя, она может начинаться от 15 тысяч рублей и заканчиваться 200 тысячами. При двусторонней тугоухости покупают два аппарата – в правое и левое ухо.
Тимпанопластика
Если обследование показывает нарушения функции среднего уха, то при отоскопии определяется клиническая картина и может быть показана тимпланопластика – операция, которая заключается в санации, устранении воспаления, а затем и пластике барабанной перепонки и других структур среднего уха.
Кохлеарная имплантация
Эта операция показана детям с довольно тяжелыми поражениями слуха, когда эффекта от слухового аппарата нет. Имплант – это совокупность двух частей (одна всегда внешняя, ее носят с собой, другая имплантируется во внутреннее ухо). Внешняя состоит из микрофона, процессора, преобразующего звуки в электроимпульсы, и передатчика, который передает колебания сразу на слуховой нерв.
Внутренняя часть, которая имплантируется, содержит приемник и дешифратор сигналов. Также есть тонкие электроды, которые хирурги с ювелирной точностью вживляют в улитку.
Имплантация решает проблему звукопроводящего аппарата органов слуха, которую слуховые аппараты преодолеть не могут. Головной мозг ребенка улавливает поступающие электрические импульсы и распознает их как звуки.
Операция показана при глухоте и тяжелой сенсоневральной тугоухости на оба уха, а также при неразборчивом восприятии речи при наличии слуховых аппаратов. Реабилитация после операции длительная, кропотливая.
Имплантация не проводится, если поражен слуховой нерв или слуховой центр головного мозга. В этом случае он не эффективен. Не проводят операцию ввиду неэффективности и в том случае, если ребенок очень много времени провел в тишине, не воспринимая звуков. Велика вероятность атрофии веточек слухового нерва.
Не стоит думать, что ребенок проснется от наркоза и начнет все слышать. После операции ему предстоит долгий период занятий по специальной программе, которая в конечном итоге научит его слышать. Возможно, не все, и не так хорошо, как здоровые дети, но это лучше, чем прожить жизнь в полной тишине.