Где ребенку научиться играть в шахматы в интернете: хорошие сайты и платформы с уроками и заданиями

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

Сидорова Марина Константиновна

Правила хода каждой фигуры в шахматах

Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.

Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.

Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.

Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:

  • Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
  • Король в шахматах не может быть съеденным
  • При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
  • Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.

Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.

Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.

Пример шаха ферзем:

Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.

Пример шаха ладьей:

Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.

Пример шаха конем:

Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.

Пример шаха слоном:

Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.

Пример шаха пешкой:

Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.

Пример еще одного шаха ладьей:

При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.

Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:

Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.

Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.

Теперь давайте рассмотрим варианты мата.

Пример мата ферзем:

Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.

Пример мата ладьей:

Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.

Пример мата конем:

Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.

Пример мата слоном:

Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.

Пример мата пешкой:

Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.

Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:

Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.

Теперь давайте рассмотрим пат.

Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

Второй вариант пата:

Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало.

Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное — сделайте первое впечатление об игре незабываемым!

Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто «поиграть» с ними

Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать

Малышу постарше скажите, что шахматная доска — это поле боя, а фигуры — войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки — это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король — самая главная фигура, а ферзь — самая сильная.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию

Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько — пусть малыш «покушает» королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что «шах» в переводе с персидского — угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите, что слово «мат» в переводе с арабского означает — смерть. Мат — это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: «Видишь, королю шах, а защититься нечем».

Объясните, что «ничья» в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет.

Поясните, как ходят и «едят» пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и «ест» по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их.)

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию.

Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу, как правильно ходят фигуры, и ваше терпение будет вознаграждено!

Значение шахмат для развития ребенка

Что развивают шахматы у младших детей:

Ставить цель и усердно идти к ней – нужно строить связи, логические цепочки и просчитывать верный путь к победе. Детвора этого не умеет, а шахматная игра позволяет постепенно расширять рамки, увеличивать количество задач, преображать возможные пути их выполнения.

Шахматы

Мышление, позволяющее принимать нестандартные решения в рамках системы своих действий – это также очень важно. Рамки, навязанные нам обществом, родителями, школой – это ограничитель наших возможностей

А шахматы позволяют разрушить границы, переступить через них и увидеть мир, который открывается снаружи.

Обратите внимание! Ребенок еще не имеет достаточного опыта, чтобы пользоваться стандартами. Он начинает учиться строить логические цепочки и не понимает, что где-то могут быть ограничения, поэтому его ум ищет способы решения своих задач там, где взрослый применяет стандарты

  • Сила воли и выдержка. Спортивный интерес и стремление к победе воспитывают силу воли. Малыш понимает, что если стараться и думать, то старания будут вознаграждены. Шахматы учат, что для достижения определенного результата иногда необходимо выждать время, выбрать холодный расчет, а не эмоции. Усидчивость также развивает силу воли и воспитывает характер.
  • Просчитать в шахматах все ходы и схемы, чтобы определить наиболее выгодное решение – это тренировка логического мышления и математических способностей. Методика обучения шахматам как реальная жизнь: потеря некоторых активов (шахматных фигур) в жизни (шахматной партии) при рациональном расчете обеспечивает выгодное положение.
  • Творческая жилка также развивается посредством игры в шахматы. Дети ведут партию, как спектакль: распределяют роли, игра белых и черных – как добро и зло, трагический финал для одного и триумфальный конец для другого. В любом случае, открытое занятие по шахматам в подготовительной группе будет иметь фурор, так как выступит в роли театрализованного спектакля.
  • Тренировка концентрации и внимания с помощью шахмат позволит ребенку быть более собранным. Остановка на одном объекте и сдержанность для достижения цели имеют огромное значение, но дети этого еще не понимают. Шахматы воспитывают концентрацию, поскольку учат, что временная усидчивость приведет к победе.
  • Проиграть – это не конец света, но дети зачастую именно так воспринимают поражение. Шахматные партии всегда заканчиваются либо проигрышем, либо победой – это факт. Приходит понимание, что это нормальная ситуация, когда не получается выиграть. Поэтому занятия по шахматам позволяют в детском саду принимать поражение с достоинством и не отчаиваться. А если проиграл – появляется стремление к реваншу.

Реванш

Нужно научиться смотреть неудачам в глаза и понять:

  • Почему так случилось?
  • Что сделать, чтобы это не повторилось?
  • Как стать сильнее?

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Книги-самоучители

Для приверженцев традиционных подходов к обучению классическим шахматам существуют различные книги, позволяющие постичь как азы шахматного искусства, так и изучить сложные комбинации, научиться избегать распространенных ошибок, анализировать обстановку на доске и многое другое. Среди них наиболее выделяются следующие издания:

1) В.Л. Хенкин – «Куда идет король».
Автор книги – известный шахматист и теоретик Виктор Хенкин. Несмотря на то, что шахматный самоучитель издан еще в 80-е годы прошлого века, книга не теряет своей актуальности и по сей день. В ней изложены основные моменты, необходимые начинающему шахматисту: информация о шахматной доске и нотации, фигурах и их расстановке, их ценности, правилах рокировки, матования различными фигурами, а также об особенностях игры на различных стадиях – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Согласно мнению автора, успех любой шахматной партии кроется не в заучивании множества вариантов дебюта, а в планомерном изучении игры с элементарных позиций эндшпиля. Своеобразный подход к обучению позволяет в кратчайшие сроки освоить азы и принципы шахматной науки.

2) Д.И. Бронштейн – «Самоучитель шахматной игры».
Книга, написанная известным шахматистом, позволяет как постичь основы шахматного искусства, так и развить творческое мышление. Однако на фоне всех аналогичных самоучителей, этот обладает определенной спецификой – он не адресован для тех, кто абсолютно не умеет играть в шахматы. Ученик должен владеть элементарными знаниями – шахматной нотацией, общими правилами игры и ходами фигур. Также самоучитель рассматривает шахматную партию как набор последовательных позиций, которые возникают после хода каждого из игроков. Это обеспечивает системный подход к обучению игре. Параллельно с этим автор рассматривает стили игры сильнейших шахматистов-современников (конец XX века), ход их мысли в различных ситуациях, нахождение оригинальных путей в изученных позициях, а также общее место шахмат в современном мире.

3) Б. Фишер – «Бобби Фишер учит играть в шахматы».
Самоучитель, написанный гениальным американским шахматистом, позволяет быстро, эффективно и увлекательно обучиться игре в шахматы без зазубривания сложных комбинаций и стратегий. При помощи книги можно научиться хорошо играть в шахматы намного быстрее, нежели при помощи учебников или различных лекций. Мировой бестселлер не обладает какой-либо узкой специализацией, а предназначен для широкого круга читателей, в том числе и тех учеников, кто впервые садится за шахматную доску. Часть книги посвящена разбору партий великого гроссмейстера с комментариями другого маэстро шахматного искусства – Э. Гуфельда.

4) Г.Я. Левенфиш – «Книга начинающего шахматиста».
Это – общепризнанная классика, по которой учились тысячи шахматистов, некоторые из которых стали именитыми гроссмейстерами и даже чемпионами мира. Книга содержит подробное руководство с теоретическим материалом и практическими упражнениями различной сложности, а также примерами выигрышных партий. Благодаря авторской методике можно освоить шахматные зрение и память, а также научиться создавать собственные комбинации. Изучать шахматное искусство по методике Григория Левенфиша необходимо неторопливо и постепенно, от раздела к разделу, полностью усваивая каждый пройденный этап. При этом книга одинаково хорошо подходит как новичкам, которые только осваивают шахматное мастерство, так и профессионалам, оттачивающим свои навыки. В ней легко найти всю необходимую информацию начиная с расстановки фигур и заканчивая разыгрыванием мата в 3 хода.

Игра

Это для меня кажется самым важным пунктом. Почему? Потому что, без зависимости от того, как играть онлайн или с компьютером, но именно так можно узнать возможности и красоту шахмат, полюбить их и запомнить все законы и нюансы ведения боя на доске.

Кстати, чтобы засесть за доску онлайн, в нашем, 2017 году, не нужны никакие усилия и особые условия. Даже специально подыскивать время не нужно. Всегда найдется партнер.

А по мере роста знаний у карапуза, можно заинтересовать его провести партию-другую вслепую, чтобы проверить его знания и развить память крохи.

На сегодня все! Чай выпит, моя пламенная «речь» имеет право продолжится в бурных дебатах благодаря вашим комментариям! Жду их с нетерпением! Тема полезная, а потому затрагивает всех родителей, как мальчиков, так и девочек, как совсем карапузиков, так и подросших ребятишек!

И не забывайте подписываться на новости и позаботьтесь о своих друзьях – приглашайте их на наши посиделки! А на сегодня все! Пока-пока!

Интересные факты об игре в шахматы

Короткие и интересные факты про шахматы для детей и взрослых. Некоторые из них могут показаться невероятными, а некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Изнуряющие игры

До использования шахматных часов, которые были сконструированы английским инженером Томасом Брайтом Уилсоном, партии могли занимать очень много времени. Случалось так, что игрок, имевший проигрышную позицию, доводил соперника до полного истощения сил, просто тянув время.

В 1851 году на первом международном турнире по шахматам состоялась ничья, но не потому, что закончились ходы, а из-за того, что шахматисты уснули. Бывало и такое.

Долго думать невредно, вредно не думать

2 часа 20 минут – именно такую продолжительность имеет самый долгий ход в истории шахмат. Необычный рекорд принадлежит бразильцу Франциско Троису, он думал больше 2 часов, прежде чем совершить 7 ход в шахматной партии против испанца Луиса Сантоса.

Шахматисты с характером

Продолжаем радовать фактами из рубрики «долгие ожидания». Самая долгая шахматная партия состоялась в Белграде в 1989 между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем

Гроссмейстеры играли 20 часов 15 минут, совершив 269 ходов и, внимание, итоговый результат – ничья

После этого матча Международная шахматная федерация (ФИДЕ) ввела новое правило, согласному которому, если за 100 ходов не было взято ни одной фигуры, объявляется ничья.

Самый долгий чемпион

Вам что-то говорит имя Эммануэль Ласкер? Именно он является рекордсменом по сохранению звания чемпиона мира по шахматам. Немецкий шахматист оставался непобедимым 26 лет и 337 дней (с 1894 по 1921).

Изобретатель от бога

Складная шахматная доска появилась не сразу и очень интересным образом. В XI-XII веках служителям церкви было запрещено играть в шахматы, но этот запрет поставил в тупик не всех.

Нашёлся изобретательный священник, который впервые начал использовать складную шахматную доску, так она была похожа на лежащие друг на друге книги. Как говорится, не пойман – не шахматист.

Самый молодой чемпион

Гарри Каспаров – этого человека знает, наверное, каждый. Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, 13-й чемпион мира по шахматам, один из самых известных шахматистов мира.

Начал победный путь великий гроссмейстер в 1985 году, став самым молодым чемпионом мира по шахматам, на тот момент ему было 22 года и 210 дней.

Аль-ферза, а не ферзь

Ферзь, оказывается, не всегда был ферзём, да и королевой тоже. Раньше эта фигура называлась аль-ферза, что в переводе с персидского означает помощник. Он стоял рядом с королём, совершал ходы и бил фигуры соперника также, как король.

При королеве Изабелле Кастильской фигура приобрела привычное для нас прозвище – «королева», а также была наделена боевыми качествами, которые позволяют ей свободно бродить во всех направлениях.

Основы шахматной игры

Дмитрий Соседов начинает обучение с важных элементов игры: координаты на доске и шахматная нотация. Далее упор делается на важных для любого новичка моментах: контроль над доской, защита короля и ферзя, дебютные принципы, стратегия и тактика миттельшпиля, основы эндшпиля. Автор делает обзор стратегических ошибок новичков, доступным языком объясняет основы связок и шахматных окончаний, знакомит учеников с тактиками «отвлечение» и «рентген». Трюки Дмитрия поймёт и сможет применять в игре даже начинающий игрок. Видеокурс обеспечивают зрителю базовый уровень знаний шахматной стратегии.

Как играть в начале партии

После знакомства с базовой стратегией, новичку необходимо изучить тактику отдельных частей партии. Игра начинается с дебюта — важнейшего элемента для побед для новичков. Занятие не содержит сложной терминологии, и начинающему шахматисту будет легко разобраться в теории.
 

Лучшие дебюты

Шахматист Александр Зайцев знакомит зрителей с дебютной теорией и учит правильно выбирать изначальную тактику среди огромного количества вариантов. В видео проводится разбор пяти дебютов, пользующихся наибольшей популярностью как среди гроссмейстеров, так и у шахматистов-любителей. В уроке новичок знакомится с кратким руководством к действию в Испанской, Итальянской, Шотландской и Русской партиях. 

Изучаем ловушки в дебюте

В видео проводится обзор семи шахматных решений, позволяющих победить соперника уже в первые минуты игры. Примеры рассматриваются автором на основе известных дебютов, включая Сицилианскую защиту, Испанскую и Итальянскую партии. В ролике рассмотрены все нюансы использования ловушек при игре за белые и за чёрные фигуры, учат не только применять хитрости против соперников, но и не попадаться в ловушки самому.

Как играть в миттельшпиле

По окончании дебюта начинается более сложная часть игры — миттельшпиль. В середине партии нужно выбрать правильную стратегию, ведь именно здесь зачастую решается кто выиграет. Тренер Максим Бикужин перечисляет четыре основных принципа разыгрывания миттельшпиля. Следование перечисленным правилам позволит новичку избежать ошибок и дойти до заключительной части игры без потерь.

Правила игры в эндшпиле. Советы

Эндшпиль – заключительная часть партии. Он завершается матом или ничьей. В видео предлагаются советы для новичков по плавному переходу в эндшпиль. Когда фигур на доске остаётся мало — стратегия ходов меняется. Автор ролика делится с новичками основными секретами, позволяющими правильно оценить позицию, результативно атаковать фигуры соперника, сохранить собственные фигуры и не попасть в патовую ситуацию

Особое внимание уделено «Правилу квадрата», следуя которому можно быстро просчитать выгоду или опасность следующего хода.

Учимся играть в блиц-шахматы

Лучший способ для новичка закрепить полученные знания – постоянно играть. Легче всего найти себе виртуального соперника. Такую возможность дают шахматные сайты. Среди огромного числа разновидностей онлайн-шахмат самым распространённым является блиц – игра с жёстким контролем времени, где нет возможности для долгих раздумий. Видео основано на советах американского гроссмейстера японского происхождения Хикары Накамуры. Шахматист учит не сдаваться даже в самых тяжёлых ситуациях, не концентрироваться на времени и правильно упрощать позицию при попадании в цейтнот.

Ставим детский и дурацкий маты

 
Автор обучающего ролика преподносит материал доступным языком — легко понять как поставить детский, дурацкий и мат в 3 хода.
 
— Бесплатные приложения для обучения шахматам

— Книги для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть.

Как играть с ребенком

  • Не стремитесь всегда выиграть малыша – так он может расстроиться и быстро потерять интерес к игре, иногда можно свести партию вничью или даже проиграть.
  • Не проигрывайте часто – ребенок привыкнет постоянно побеждать и будет болезненно относиться к проигрышу. Можно дать небольшую фору – фигуру, чтобы игра была равной.
  • Полезны разборы ошибок после партии – какие ходы малыша хорошие, а какие не очень.
  • Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет сильным соперником.
  • Хвалите его даже за маленькие достижения – нашел сильный ход, сумел сделать ничью, решил задачку.

Не требуйте от ребенка сразу стать чемпионом.

Пользу шахмат и влияние на развитие трудно переоценить – они отлично развивают логику и абстрактное мышление, учат усидчивости и настойчивости в достижении целей. Поэтому, даже если ребенок не станет сильным шахматистом, игра непременно поможет ему лучше учиться. Например, многие шахматисты – хорошие математики, ведь алгоритм решения математических и шахматных задачек очень похож.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.

  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Выполнение ходов

Ходы выполняются поочерёдно, причём право первого хода всегда принадлежит белым. Ход не должен заканчиваться на поле, занятом своей фигурой или пешкой. Все шахматные фигуры имеют свой диапазон ходов, от узкого у короля и пешек, до широкого у ферзя, слона или ладьи.

Развитие интереса

Как развить интерес? Это будет зависеть от того, смотря сколько лет крохе. Если малышу всего 4-5 лет, то это должно быть похоже на сказку, где есть свои герои, и может быть сценарий развития событий. Ну, а в 6 лет или даже 7 лет, ребята уже достаточно взрослые, чтобы вступлением послужила занимательная история шахмат. Она и сама по себе не простая. А, если найти источник, с интригующей и любопытной подачей фактов, можно рассчитывать на то, что для карапуза эти уроки станут самыми любимыми и он с нетерпением будет ожидать время, когда они начнутся.

Будьте творческими и интересными! Ищите личный подход к душе вашей крохи. Ведь от начала очень много зависит!

Девочки и мальчики

В обществе существует мнение, что шахматы больше мужской спорт, чем женский. Хотя в них могут одинаково играть девочки и мальчики. Чемпионаты мира по шахматам среди женщин стали проводить с 1927 года. При этом женщины могут играть в мужских турнирах, а вот мужчины в женские не допускаются.

Долгое время считалось, что мужчины играют в шахматы лучше, чем женщины. Однако Юдит Полгар разрушила этот стереотип

По мнению ее отца, важно начинать обучение с раннего возраста, уделять предмету достаточно времени, но при этом не забывать о всестороннем развитие. Тогда девочка сможет достичь высот в шахматах

Если изначально не стоит цель завоевать звание чемпионки, то шахматы могут быть полезны девочке для общего развития. Они научат ее аналитическому мышлению, ответственности, разовьют логику, что в конечном итоге может положительно сказаться на ее дальнейшей жизни и помочь в учебе.

Шахматы для девочки отличная возможность потренировать мозг. Сможет ли она достичь в них успеха зависит от множества факторов, в том числе от ее желания и заинтересованности. Поэтому прежде чем отдать дочь в шахматы поинтересуйтесь о наличии у нее желания заниматься этим видом спорта.

Объясняем ребенку основные правила шахмат

Как уже было сказано, научить ребенка — это не то же самое, что научить взрослого. Но нет ничего невозможного: умный малыш без труда справится с препятствием, если вы ему немного поможете. Итак, какие можно придумать упражнения на освоение базовой теории шахмат?

  • Расскажите малышу о том, что шахматная доска представляет собой импровизированное поле боя. Шахматные фигуры — это “воины”, у каждого из которых есть своя строго определенная функция. Попробуйте заинтриговать ребенка: разве ему не хочется ощутить вкус победы? Конечно, да. А для этого придется постараться: запомнить названия фигурок и их ходы (какое значение имеют пешки, на какую клетку ставится ферзь…). С первого раза освоить правила не получится. Методичное, но не навязчивое повторение позволит начинающему шахматисту с легкостью выучить предназначение каждой фигуры. Главное в этом деле — систематичность (можно начинать с этого каждое занятие).
  • Затем следует объяснить ребенку, в чем же кроется смысл всех передвижений фигур по доске, рассказать, что такое шах и мат; как можно защищаться.
  • Совсем маленький ребенок вряд ли оценит такие игры по достоинству, но специалисты уже придумали так называемые “предшахматы”. Это доска с небольшим количеством крупных клеток, на которых стоят разные фигуры (животные, герои сказок). Цель — уяснить факт существования правил, без которых не обходится ни одна игра. (медвежонок ходит по диагонали, а зайчонок — нет). Постепенно ребенок сможет перейти к более сложным ходам.

Даже если ваш ребенок не станет известным шахматистом, эта игра обязательно подарит ему логическое мышление, хладнокровие и наблюдательность. Желаем успехов!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий