Содержание
- 1 Симптомы и опасность заболевания
- 2 Эмоциональная сфера
- 3 Общество
- 4 Тест на определение уровня РФМК
- 5 «Подумала: «Все, я с глухими никогда работать не буду»
- 6 Причины потери слуха и глухоты
- 7 Слабослышащие и глухие дети: особенности, характеристика, развитие
- 8 Обучение слабослышащего ребенка
- 9 Воздействие потери слуха
- 10 Методики обследования слуха у детей
- 11 Зачем нужен хороший слух?
- 12 В интернате мы не чувствовали, что обделены
- 13 Речь глухого ребенка
- 14 Каковы общие стратегии, используемые для оказания помощи слабослышащим детям?
- 15 Глухие люди не знают, как искать работу
- 16 Особенности мышления
- 17 Генетика
- 18 Тугоухость у новорожденного: причины и последствия
- 19 105064, Москва, ул. Казакова, 18.
Симптомы и опасность заболевания
Сама по себе ротавирусная инфекция для пациента опасности не представляет, как это кажется многим. Болезнь в последующем не нарушает работу кишечника. Однако, патология может вызвать обезвоживание организма, а это уже действительно является опасным. В случае бездействия инфекция ведет к усугублению недуга и в 4% заболевших случаев приводит к летальному исходу.
Главные симптомы кишечного гриппа следующие:
- тошнота, рвота;
- чувство изжоги;
- сильный понос;
- дискомфорт в животе.
Основными симптомами болезни являются тошнота, рвота, диарея, дискомфорт в животе, изжога. На борьбу с ними направлены все силы. Когда интенсивность симптоматики снижается, наступает облегчение. Человек чувствует себя гораздо лучше, идет на поправку. Как оказалось, лечить кишечный грипп и Кока-Кола может. Вовсе необязательно принимать горы лекарств и глотать таблетки.
Эмоциональная сфера
Характерные черты становления эмоциональной сферы:
- Плохослышащий дошкольник не всегда подразумевает условия, в которых происходит процесс, и эмоциональные проявления находящихся вокруг и по этой причине не может сопереживать им.
- Дошкольник с патологией слуха дифференцирует противоположные чувства (плачет, смеется, злой добрый), имеет трудности в запоминании их наименований.
- Ребенок с нарушенным слухом не способен полноценно усвоить социальный опыт через речь.
- Олигофрения различных типов детской деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой) проявляет отрицательное воздействие на развитие индивидуальных качеств.
Общество
БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды
Тест на определение уровня РФМК
«Подумала: «Все, я с глухими никогда работать не буду»
В детстве я ненавидела телефоны! Это вечная проблема детей глухих: хочется гулять, общаться с мальчиками, иметь свою жизнь… Но когда я приходила домой, меня ждал список из десяти телефонов — надо позвонить в профсоюз, на завод, еще куда-то. Ведь раньше нельзя было ничего сделать через интернет, и глухие полностью зависели от слышащих. А мои родители к тому же вели очень активную жизнь, отчим был председателем Московского общества глухих.
К нам постоянно приезжали глухие люди, я привыкла, что в моей комнате обязательно кто-нибудь спит — из Челябинска, из Казахстана, из Грузии. Один раз пришли англичане, и потом отчима (он был членом партии) затаскали по всяким органам. Как это так — пригласил в семью иностранцев из капиталистической страны?!
Перед приездом англичан я на всякий случай выучила британскую дактилологию и смогла с ними пообщаться. Дактилология — единственное, что я учила специально.
Причины потери слуха и глухоты
Причины потери слуха можно подразделить на врожденные и приобретенные.
Врожденные причины
Врожденные причины приводят к потере слуха, имеющейся при рождении или приобретенной вскоре после рождения. Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами или некоторыми осложнениями во время беременности и родов, включая следующие:
- краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
- низкая масса тела при рождении;
- асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
- ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности; и
- тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.
Приобретенные причины
Приобретенные причины приводят к потере слуха в любом возрасте.
- инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;
- хроническая инфекция ушей;
- скопление жидкости в ухе (средний отит);
- использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
- травмы головы или уха;
- чрезмерный шум, в том числе на рабочих местах, например от оборудования или взрывов;
- рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени и регулярное посещение концертов, ночных клубов, баров и спортивных мероприятий.
- старение, в частности из-за дегенерации сенсорных клеток; и
- ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.
Хронический средний отит является распространенной причиной потери слуха среди детей.
Слабослышащие и глухие дети: особенности, характеристика, развитие
Дети, у которых понижен слух от 15-20 дб до 75 дб, считаются слабослышащими. В отличие от глухих детишек они способны накапливать минимальный запас слов благодаря слабому слуху. Несмотря на то, что эти слова не совсем полноценны по своему фонетическому оформлению, их можно понять. И самое главное, благодаря этому с ними можно общаться. Но только при одном условии: чтобы эти дети пребывали в говорящей среде
Важно также проводить с ними индивидуальные занятия по развитию речи
У слабослышащих деток наблюдается:
- отклонение психики от нормы;
- нарушение некоторых функций психики, которые определяют ход развития его личности.
В связи с неполноценным слухом наблюдается изменение хода общего развития, а также значительное осложнение социальной адаптации. Неполноценная речь у слабослышащих детей подчинена таким закономерностям:
- Ограниченный запас слов.
- Дефекты произношения.
- Неполноценное усвоение звукового состава слова.
- Ограниченное понимание устной речи.
- Неправильное усвоение и употребление слов.
- Ограниченное понимание печатного текста.
- Аграмматизм.
Развитие детей, которые слабо слышат, напрямую зависит от ранней диагностики нарушения слуха, а также от успешной организации специального обучения. Но существует одна проблема: развитие речи непосредственно связано со слухом, и от этих двух факторов зависит интеллект ребенка. Полная глухота диагностируется в раннем возрасте, а то, что ребенок плохо слышит, может выясниться только в школьном возрасте. Дети, которые слабо слышат, понимают только обрывки фраз, а не все предложение. В связи с этим они недополучают важную часть информации об окружающем мире, отстают в учебе от своих сверстников, им требуется специальная подготовка к школе.
В случае раннего выявления патологии с детьми проводится специальное обучение, они также постоянно носят слуховой аппарат. Благодаря этому они почти ничем не отличаются от ровесников в интеллектуальном развитии. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные дошкольные и школьные учреждения. После обучения ребенка слышать и понимать обычную разговорную речь его можно перевести в обычную школу.
У глухих детишек, как правило, поражена звуковоспринимающая часть слухового аппарата. У слабослышащих, как правило, поражена одна звукопроводящая часть (среднее ухо).
Глухие дети отличаются такими особенностями:
- Большинство из них обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков силой более 80 дБ в диапазоне до 1000-2000 Гц);
- Не могут овладеть речью без посторонней помощи.
- Общаются со слышащим с помощью жестов и мимики.
- Без специального образования становятся глухонемыми.
- Недостаток слуха препятствует полноценному познанию окружающего мира.
Обучение слабослышащего ребенка
Следующий этап – обучение ребенка со сниженным слухом. Результат сильно зависит от его индивидуальных способностей, от того, нет ли у него дополнительных отклонений в развитии. К сожалению, очень много детей, «трудных» не столько по объективным причинам, сколько по вине родителей. Ведь именно от них зависит, насколько систематично будет выполняться индивидуально разработанная программа обучения, вовремя ли подберут ребенку подходящий слуховой аппарат, как рано начнется коррекционная помощь, сколько будет «поймано» уходящего бесценного времени. Дети, которым родители уделили достаточно внимания, имеют шанс хорошо учиться в школе, не отставая в развитии от сверстников.
Но здесь родителей часто подстерегает заблуждение: заниматься с ребенком – не значит оберегать его от трудностей при общении со слышащими сверстниками. Ребенок, который проходил воспитание в специальном детском саду, где собрали детей с нарушенным слухом, порой, в среде нормально слышащих детей, не может самостоятельно выбрать себе партнера по играм. Он зачастую сначала идет к взрослому и просит того ввести его в игру других детей. Если же у ребенка совсем нет опыта общения со слышащими детьми, он выбирает из группы не того мальчика или девочку, которые ему больше понравятся, а «своего», то есть ребенка со слуховым аппаратом.
В коллективе «своих» ребенок может иметь высокий авторитет, который сразу теряет, приходя в коллектив слышащих детей. Можно предположить, что это будет способствовать развитию у него бойцовских качеств, но, как правило, такой ребенок неуверенно стоит в сторонке и ждет, когда сможет поиграть со «своими».
Таким образом, потеря слуха формирует новый социальный мир, отдаленный от мира здоровых людей. Это, конечно, хорошо, так как сплоченность и солидарность много значат. Но «свой» коллектив не только помогает, но и мешает. Например, мешает ребенку получить навыки общения со слышащими сверстниками, которые ему очень понадобятся.
Социальная изоляция от слышащего мира отражается на речи ребенка, она становится более примитивной и ориентированной на клише. Поэтому сегодня педагоги стремятся создавать в детских садах смешанные группы, где на 6 — 8 слышащих детей приходится 4 — 5 детей с нарушенным слухом. Они вынуждены «подтягиваться» до общего уровня, а слышащая среда им в этом помогает.
Родители здоровых детей сначала не знали, как относиться к таким экспериментам, но потом поняли, что их детям достаются не только высококлассные воспитательные кадры, но и бесценный социальный опыт. Общеизвестно, что в таких смешанных классах дети вырастают более добрыми и отзывчивыми.
Существуют также специальные школы с дополнительными возможностями, где дети получают в полном объеме классическое образование. Только обучение длится на один-два года дольше. Детям со сниженным слухом учиться в таких школах относительно легко, главным образом потому, что они не чувствуют себя одинокими.
Все же ребенка стоит готовить к обучению в коллективе слышащих детей, где он может оказаться единственным, кто носит слуховой аппарат. Правда, всегда можно перейти в специальную школу, но у семьи должен быть выбор. В обыкновенной массовой школе учиться трудно
Учителям на «особенного» ребенка нужно тратить больше времени, уделять ему особое внимание, — естественно, за счет других учеников. А почему они должны страдать? Дети жестоки — не справился, не доказал, что ты полноценный член коллектива, — выставят «белой вороной»
Поэтому так важно помочь ребенку на хорошем уровне овладеть устной речью и обеспечить его подходящим слуховым аппаратом, который бы максимально задействовал остаточный слух. Немаловажно также психологически подготовить его к взаимоотношениям со здоровыми людьми, не делающими никаких скидок
Получать знания и навыки — дело хорошее, но нельзя упускать главного.
Нельзя допустить развития у ребенка интернатского комплекса — «я инвалид, и все окружающие мне должны». Независимо от степени справедливости этой установки, ребенок должен научиться обходиться без нее, иначе дистанция между ним и окружающими будет увеличиваться. Помочь в этом должны дошкольная подготовка, хорошо поставленная речь, общая развитость и правильно подобранный слуховой аппарат. Если и выделяться из толпы, то разве что яркостью натуры!
Журнал «Семейный доктор» (N6) Июнь 1999 г
Воздействие потери слуха
Функциональное воздействие
Прежде всего, потеря слуха сказывается на способности человека общаться с другими людьми. У детей с нерешенной проблемой потери слуха часто наблюдается задержка в развитии разговорной речи.
Нерешенная проблема потери слуха и заболевания ушей, такие как средний отит, могут приводить к значительному неблагоприятному воздействию на успеваемость детей. Но предоставление людям с потерей слуха возможностей для общения позволяет им принимать участие в общественной жизни на равных основаниях с другими людьми. Общение может происходить с помощью разговорной/письменной речи или языка жестов.
Социальное и эмоциональное воздействие
Лишение возможностей для общения может оказывать значительное воздействие на повседневную жизнь, вызывая чувство одиночества, изоляции и безысходности, особенно среди пожилых людей, страдающих от потери слуха.
Экономическое воздействие
По оценкам ВОЗ, нерешенная проблема потери слуха обходится ежегодно в 750 миллиардов долларов США в глобальных масштабах. Это включает расходы сектора здравоохранения (за исключением стоимости слуховых аппаратов), расходы на помощь в процессе обучения, потери производительности и социальные издержки.
В развивающихся странах дети, страдающие потерей слуха и глухотой редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих глухотой, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы. По сравнению с общим работающим населением среди работающих глухих людей отмечается более высокая процентная доля людей, занимающихся менее квалифицированной работой.
Улучшение доступа к образованию и службам профессиональной реабилитации и повышение осведомленности, особенно среди работодателей, о нуждах людей, страдающих от потери слуха, может способствовать снижению уровней безработицы среди этой группы людей.
Методики обследования слуха у детей
Педагогические методики обследования слуха у детей первого года жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха — разговорной или повышенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м). Данные реакции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, прекращении или активизации сосания и др. У детей старше 1,5 лет при обследовании слуха выявляется наличие условной двигательной реакции на различные неречевые и речевые стимулы, расстояние, на котором дети уверенно реагируют на данные стимулы определенным действием (умеют ждать начала сигнала и действуют точно на начало сигнала). В качестве звуковых стимулов используются музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой, слогосочетания и слова, произносимые голосом разговорной или повышенной громкости, шепотом. Кроме этого выявляются возможности ребенка воспринимать на слух знакомые слова с разной частотной характеристикой (используются специальные списки слов), расстояние, на котором ребенок точно повторяет предъявленные речевые стимулы. В обследование включается также выявление у ребенка возможности различать на слух знакомые слова в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.
Зачем нужен хороший слух?
О значении слуха люди начинают задумываться в основном тогда, когда лишаются его. Даже для взрослого лишение возможности воспринимать мир на звук становится настоящей трагедией. Что касается ребенка, то слух необходим ему для того, чтобы познавать этот мир в полной мере. Даже ограничение функции на одно ухо приводит к тому, что многие вещи становятся для малыша недоступными, он не может в полном объеме услышать звуки природы, обращение к себе родителей, ему сложно различать нюансы музыки. Если ребенок глух или слабослышащий на оба уха, под вопросом оказывается его овладение речевыми навыками.
Речь формируется сначала в пассивном виде – ребенок слушает звуки, которые воспроизводят другие, и только после этого он пытается повторять их сам. Если звуков он не слышит, то и повторять ему просто нечего. Если речь неразвита или развита недостаточно, у ребенка не формируется необходимого для коммуникаций и обучения словарного запаса, у него страдает логическое мышление. И, естественно, отсутствие хорошего слуха не может не сказываться на формировании личности ребенка в целом.
Многое зависит и от времени наступления патологии. Если ребенок утратил способность хорошо слышать уже в возрасте, к которому он накопил определенный словарный запас, то без грамотной реабилитации вскоре он может утратить его.
В интернате мы не чувствовали, что обделены
В 7-м классе родителям Тимура Дугарова предложили отправить мальчика в республиканскую специальную коррекционную школу-интернат в Улан-Удэ. Там училось много земляков и родственников Дугаровых, поэтому и Тимура решили отправить туда же.
“Поставили умственную отсталость, а нужен был слуховой аппарат”. Почему ментально здоровых детей ждет интернат?
– В школе-интернате я узнал, что такое жестовый язык, выучил его за полгода. Мне подобрали слуховой аппарат. Если бы это сделали еще в школе, то, думаю, я там бы и остался и смог бы учиться нормально. Через два года я стал хорошистом, потом отличником. Учиться сразу стало интересно, было стыдно что-то не знать, что ребята уже прошли к моему возрасту. В общем, активно наверстывал упущенное, – вспоминает Тимур Дугаров.
Он до сих пор с благодарностью вспоминает своих учителей и директора школы-интерната за то, что они помогали своим воспитанникам подготовиться к самостоятельной жизни.
– Это были непростые годы – 1997-2000-е, мы все в интернате делали сами – убирали на улице, красили, что-то ремонтировали. Но не чувствовали, что чем-то были обделены. Наверное, дело еще и в нашем директоре – эта женщина оказалась фанатом своего дела, очень старалась, чтобы мы выросли полноценными людьми. Она побуждала нас ходить в кинотеатры, в театры, на оперу и балет. Я помню оперу, мы, дети, конечно, не понимали, зачем мы там, признаюсь, что и баловались, но все равно запомнили эти походы – атмосфера, торжественность, красота. Также активно занимались спортом, участвовали в соревнованиях по волейболу и футболу. Занимали последние места, но главное же – участие. Кроме того, директор приводила к нам священнослужителей, которые рассказывали нам о религии, мы ходили в местные храмы, даже помогали их строить. Это было удивительно, – рассказывает Тимур.
Речь глухого ребенка
Речь человека неразрывно связана со слухом, и чем хуже слух, тем больше у человека будет нарушений в фонетическом, грамматическом и лексическом восприятии речи. Если ребенок совершенно глухой, то он без специальной коррекции не сможет овладеть речью, т.е. останется глухонемым.
Такую коррекцию проводят сурдопедагоги в специальных коррекционных школах
Их посещение очень важно для неслышащих детей – там они могут не только приобрести коммуникационные навыки, но и найти общение со своими сверстниками
Обучение речи глухих и слабослышащих детей производится по-разному. По отношению к полностью глухим детям применяется ряд специальных методик, показывающих, как должен работать их речевой аппарат. Правильность применения этой методики постоянно должен контролировать сурдопедагог. Одновременно с этим производится обучение неслышащих письму, а также элементам жестового языка.
Обучение речевым навыкам слабослышащих детей происходит с применением слухового аппарата. Дети, имеющие возможность слышать окружающий мир, способны самостоятельно приобретать некоторые речевые навыки.
Но при воспроизведении многие слова могут иметь искажения, неправильно формироваться с фонетической точки зрения. Для исправления этих искажений слабослышащим также необходимо проходить специальную коррекцию у сурдопедагога. Со временем это позволяет добиться практически нормальной речи.
Каковы общие стратегии, используемые для оказания помощи слабослышащим детям?
Очень сложно определить общие стратегии для таких учащихся. Это, прежде всего потому, что каждый отдельный профиль обучения будет отличаться, в зависимости от количества и характера различных влияющих факторов. По истечении некоторого времени, потраченного на поиски стратегий «исправления», профессионалы убеждены, что все учащиеся с потерей слуха должны иметь индивидуализированные подходы. Специалистам в данной области действительно сложно сопоставить профиль обучения оценки с соответствующими образовательными стратегиями для решения выявленных проблем. В целом могут быть полезны некоторые стратегии.
Давайте их рассмотрим:
- Стратегии для детей с дополнительными проблемами в обучении, которые включают в себя серьезную нехватку словарного запаса и простое знание синтаксиса. Сюда же относится работа с использованием изображений и графических символов для поддержки речи окажется полезной.
- Обучение глухих детей более часто связано с обработкой или пониманием звука. Учащиеся с ограниченными возможностями получат пользу от многих устных методов реабилитации, используемых для улучшения навыков слушания. Методы поведения, которые включают четко определенные варианты, будут эффективными. Удовлетворение эмоциональных факторов с помощью образовательной программы и индивидуального или группового консультирования, когда это необходимо, также окажутся действенными.
Глухие люди не знают, как искать работу
В ЯНАО Тимур и Оксана поехали жить после окончания обучения. Десять лет назад там у них родилась здоровая, слышащая Лилиана – как говорит Тимур, большеглазая в маму и смуглая в него. С мамой девочка говорит на жестовом языке.
Главе семьи нужно было трудиться и обеспечивать семью. После вуза он долго искал работу, кое-как устроился в инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому, где стал специалистом информационно-аналитического направления. Там Тимур получил огромный опыт работы с документами и понял, шутит он, как у нас устроена бюрократия. Оксана стала великолепной швеей – ее ценят за быструю и аккуратную работу.
Тимур с женой
Затем семья решила перебраться в Тюмень. Здесь Тимуру, чтобы обеспечить семью, пришлось работать и продавцом-консультантом, и таксистом, и сторожем-вахтером, а потом он устроился системным администратором. Так что на личном опыте понял, как инвалиду сложно найти работу.
“Я никогда не чувствовал, что моя мама инвалид”. Как живет ребенок, если его родители не ходят, не слышат и не видят
– Когда я работал системным администратором, ко мне начали обращаться глухие люди как к IT-специалисту, – рассказывает он. – Узнавали обо мне по «сарафанному радио», обращались уже не только за компьютерной помощью, но и как к переводчику. Один, другой, третий, и понеслось. Помогал бесплатно – у нас все-таки еще очень развито социальное иждивенчество, наследие Советского Союза, когда люди привыкли получать все просто так.
Тимур обратился в региональное отделение Всероссийского общества глухих и понял, что какой-то работоспособной системы помощи в поиске вакансий инвалидам не существует, специалисты в этом некомпетентны. Он пытался объяснить, что у отделения есть все рычаги, чтобы изменить ситуацию, но потерпел неудачу. Пришлось действовать самому.
– Глухие люди не знают, как искать работу, где смотреть вакансии, как составлять резюме, даже то, что в интернете есть соответствующие сайты по поиску работы, – объясняет Тимур Дугаров. – Это казалось ужасом для меня.
Водил их буквально за ручку, рассказывал, показывал, некоторым удалось найти нормальные места.
Помогал тем, кто понимал мои старания, а тем, кто начинал капризничать, отказывал. Было очень тяжело! Особенно возникало много трудностей с индивидуальной программой реабилитации. В рекомендациях специалисты пишут, что инвалиду нельзя одно, другое, третье, работодатель из-за этого не может взять такого человека на работу. Приходилось договариваться с медико-социальной экспертизой, чтобы переписали ИПР
Именно тогда я понял, что надо как-то обращать внимание общества на проблему трудоустройства инвалидов
Особенности мышления
Родителям и педагогам необходимо знать краткую характеристику детей с нарушением слуха. В развитии мышления эксперты подмечают, что свойства словесной памяти ребенка с нарушениями слуха пребывают в непосредственный связи от замедленного темпа их речевого формирования. Характерные черты мышления:
- у ребенка с нарушениями замечается превосходство нагляднообразного мышления над словесно-логическим;
- степень формирования словесно-логического мышления зависит от формирования речи плохослышащего.
Отличительные черты мышления ребенка с такой патологией объединены с заторможенным овладением словесной речью. Более наглядно это выражается в формировании словесно-логического мышления. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих обучающихся также имеет специфические особенности.
Нарушение слуха проявляет влияние на становление всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в применении теоретических познаний на практике. Изучения выявили, что глухому подростку необходимо несколько больше времени для осмысления приобретенных познаний, чем его слышащему ровеснику.
Генетика
Самая распространенная причина врожденных сенсоневральных нарушений слуха (и далее мы будем говорить именно о них) это генетические причины – до 50-60%. Когда такое говоришь родителям, сразу получаешь в ответ – «У нас нет глухих родственников!». И действительно, у большинства людей есть стереотип – если генетика, то должен быть кто-то с этой же проблемой в роду. Но это совсем не обязательно.
Относительно недавно медицинский научный мир понял, что существует множество несиндромальных наследственных форм тугоухости. При этом у ребенка есть только снижение слуха, а все остальные органы и системы здоровы. Родители являются скрытыми носителями мутации при аутосомно-рецессивном типе наследования – сами не болеют, но при браке с подобными себе имеют 25% риск рождения ребенка с тугоухостью или глухотой. В ответ я часто слышу – «Мы делали обследования во время беременности, ничего подобного не выявили!». Но дело в том, что скрининг по этим генетическим «поломкам» никто будущим мамам не проводит (кроме случаев экстракорпорального оплодотворения). Как много таких скрытых носителей среди нас? Исследования показывают, что около 5-7%. Это уникальные люди и иногда они «притягиваются» друг к другу. Не хочу прослыть фаталистом, но это судьба.
Иногда снижение слуха является одним из симптомов заболевания (например, синдром Дауна), но это бывает намного реже – 30% от всех генетических причин.
Очень важно понимать, что наличие факторов риска тугоухости и глухоты, таких как недоношенность, высокие уровни билирубина крови, прием ототоксических препаратов (например, гентамицина), родовые травмы и прочие, не исключают генетическую природу заболевания. И это иногда очень больно бьет по людям
Слабослышащие и глухие люди очень часто вступают в брак между собой. Здоровые родители «брачующихся» стараются выбрать спутника (или спутницу) своему чаду с приобретенной тугоухостью, не врожденной. Очень часто нарушения слуха объясняют чем угодно – от прививок до приема «сильных» антибиотиков. Но каково бывает удивление, когда после тщательного «отбора» все равно рождается малыш с тугоухостью или глухотой. А все потому, что совсем зря причиной заболевания посчитали внешние причины и в итоге просто нет шансов родить здорового ребенка.
В качестве примера можно привести историю, которая произошла очень давно в моей практике и послужила началом генетической диагностике тугоухости в Украине (по крайней мере я так думаю). Молодая здоровая семья, долгожданная беременность протекает не очень благополучно и заканчивается тяжелыми родами с асфиксией новорожденного. Вскоре выясняется, что ребенок страдает глухотой. Погоревали родители и послушали врачей, которые связали недуг с проблемами при рождении. Через несколько лет наши герои решаются и «идут в дорогу» за новым малышом. В этот раз все протекало идеально, беременность и роды просто образец благополучия. Но чадо вновь оказывается глухим. Тогда я обзвонил массу лабораторий по всей стране, однако, все мне отказали в тестах, кроме одной клиники, которая согласилась наладить эти обследования у себя, закупив необходимые реактивы за рубежом. Причина стала понятной – мутация.
Тугоухость у новорожденного: причины и последствия
Степени нарушения слуха у младенцев зависят от провоцирующего фактора. Существует четыре степени сложности патологии, характеризующиеся следующими симптомами:
- первая – кроха может слышать звуки и речь вблизи от себя, а на удаленный шум у него полностью отсутствует реакция;
- вторая – малыш способен различить разговоры взрослых с расстояния не более 4 метров, а шепот не более 1 метра;
- тугоухость у новорожденных 3-й степени сопровождается безразличием к речи шёпотом и различением громких звуков только с расстояния двух метров;
- при четвертой степени малыш не способен различать разговоры даже вблизи. Эта стадия считается самой сложной.
Лечить тугоухость у новорожденного стоит только по показаниям. Самостоятельные действия приведут к осложнениям.
Когда у младенца нарушен слух, и он не различает звуки, превышающие по силе порог 91 дБ, медики смело ставят диагноз – полная глухота. Каждая из этих стадий появляется, если у матери во время беременности были приобретенные инфекции (герпес, опоясывающий лишай, токсоплазмоз); имеют место наследственные проблемы (то есть, когда один из родителей имеет подобную патологию); в случае получения родовых травм ребенком или других осложнений: желтушка у новорожденного тяжелой формы, поражения головного мозга (менингит, энцефалит); влияние имеют прием медикаментов и вредные привычки при беременности.
В этом видеоролике рассматривается, как проводится аудиологический скрининг новорожденного, чтобы выявить раннее нарушение слуха.
105064, Москва, ул. Казакова, 18.
Тел.
(095) 261-50-32
Отпечатано
с готовых диапозитивов
в
ППП «Типография «Наука»». 121099,
Москва, Шубинский переулок, 6
ISBN
5-85009-891-7
P.M.
Боскис, 1963 P.M.
Боскис, 2004 Оформление. Издательство
«Советский спорт», 2004
1