Содержание
- 1 Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кеберле, Наталья Викторовна, 1995 год
- 2 Здоровьесберегающая технология
- 3 Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание
- 4 Сущность технологии воспитания
- 5 Александр Нилл и его воспитание свободой
- 6 Рекомендации
- 7 Лучшие ответы
- 8 Технологии обучения и воспитания
- 9 Особенности воспитания в Японии
- 10 Особенности технологий воспитания
- 11 Классификация воспитательных технологий
- 12 Лекция 2. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо
- 13 Что такое концепция воспитания?
- 14 Технология педагогики сотрудничества
- 15 Заключение диссертации научная статья по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кеберле, Наталья Викторовна, 1995 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА, В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.
1.1. Концептуальные подходы к анализу идеи свободного воспитания как исторического и личностного явления.
1.2. Идея свободного воспитания: генезис и место в истории западноевропейской общественной и педагогической мысли.
1.3. Объективные факторы становления и развития идеи свободного воспитания в России.
Выводы по первой главе:.
ГЛАВА 2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО И К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ КАК АТРИБУТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ.
2.1. Отражение в мировоззрении Л.Н.Толстого и К.Н. Вентцеля ведущих идей исторического периода.
2.2. Решение проблемы свободы и необходимости в философских учениях Л.Н. Толстого и К.Н.Вентцеля.
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО И К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ.
V3.1. Развитие принципа свободы в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого.:.
3.2. Принцип свободы в теории и практике свободного воспитания К.Н.Вентцеля. Космическое воспита
Выводы по третьей главе.
Здоровьесберегающая технология
Ее основная цель заключается в том, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье ребенка. Такие технологии очень необходимы в образовательных учреждениях. Она, в свою очередь, включает:
- Медико-гигиенические технологии — с их помощью контролируют и обеспечивают надлежащие гигиенические условия на территории школы. Прививки учащимся должны делать в медицинском кабинете. Также здесь должны психологи проводить консультации. Кроме того, все желающие могут обратиться за неотложной медицинской помощью в случае травм и падений. Также медицинский кабинет организовывает разные методические мероприятия, на которых уведомляют учеников, как правильно придерживаться санитарно-гигиенических норм.
- Технологии физического воспитания. Они направлены на физическое развитие тех, кто занимается спортом и физкультурой. Здесь тренируются скорость, выносливость, гибкость, сила, а также закаляется организм в целом.
- Экологические технологии сбережения здоровья. Цель их заключается в обустройстве пришкольной территории, где растут разные деревья и кусты. Также подразумевается озеленение класса цветами на подоконниках и создание живых уголков.
- Технологии, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. В курсе “Основы здоровья” подробно рассказывают, как школьникам сохранять свою жизнь и как избегать нежелательных ситуаций (в первую очередь на дорогах).
Современные технологии воспитания — это настолько разнообразные средства, что не ограничиваются только здоровьем. Потому опытные педагоги выделяют еще технологии проектного обучения. Здесь учащиеся самостоятельно приобретают все необходимые для себя знания. Они тут развивают коммуникативные умения. Все обучение проходит в форме игры. Дети собирают интересующую их информацию, а потом защищают свой проект.
Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание
Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться
Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует
Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.
Сущность технологии воспитания
Замечание 1
Технология воспитания представляет собой сложное динамическое явления, реализуемое на основании организованного и целенаправленного формирования полноценной личности гражданина независимого государства.
Потребности современного общества и требования со стороны государства к формированию полноценной и всесторонне развитой личности, определяют основные цели и задачи технологии воспитания.
Технология воспитания в рамках современной системы образования страны, базируется на идеях демократизма, гуманизма и обновления, а также включает в себя ряд следующих аспектов:
- Реализация целей воспитания, направленных на формирование и развитие разносторонней личности
- Осуществление процесса воспитания исключительно на принципах сотрудничества и демократического взаимодействия между педагогом и детьми
- Внедрение в процесс воспитания принципа интеграции положительных качеств личности
- Внедрение идей по развитию направленности личности – в центре процесса воспитания должна стоят личность ребенка, а не стремление реализации образовательной программы
Технология воспитания основана на следующих факторах:
- Объективные факторы – предполагают формирование у учащихся положительных общечеловеческих качеств, таких как доброта, человечность и честность.
- Субъективные факторы – представлены системой организованных и целенаправленных воздействий на личность каждого учащегося, со стороны педагогов, родителей, сверстников и т.д.
Александр Нилл и его воспитание свободой
Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.
Принципы работы школы Самерхилл
Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает
И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.
Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.
Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.
А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.
Рекомендации
Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями
Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать
Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
Лучшие ответы
денис соколов:
Эти принципы он изложил в трактате «Эмиль, или о воспитании».Он писал: ”Все хорошо, что выходит из рук Творца и всё искажается в руках человека». Задача свободного воспитания по Руссо состоит в том, чтобы предохранять естество ребенка от вредного влияния культуры. Оно свободное, потому что освобождает ребенка от мешающих его жизни влияний культуры. Общее умонастроение Руссо можно выразить на современном языке так: «Все должно быть естественно, не мешайте людям жить!»«Самый опасный промежуток человеческой жизни — это от рождения до двенадцатилетнего возраста. Это — время, когда зарождаются заблуждения и пороки, а нет еще никакого орудия для их уничтожения; когда же является орудие, корни бывают уже столь глубоки, что поздно их вырывать. Нужно, чтобы дети сохраняли неприкосновенной свою душу до тех пор, пока она не будет иметь всех своих способностей, пока она не станет разумной. Первоначальное воспитание состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждения».«Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных людей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину», — это тоже писал Руссо!«В самых тщательных воспитаниях учитель командует и мнит, что он управляет. На самом деле управляет ребенок. Он пользуется тем, что вы требуете от него, для того, чтобы получить от вас то, что ему нравится, и он всегда умеет заставить вас оплатить ему один час усидчивости восемью днями удовольствий… Пойдите с вашим воспитанником по противоположному пути; пусть он думает, что он всегда господин, и путь на деле будете им вы. Нет подчинения более полного, чем то, которое сохраняет видимость свободы; таким образом самая воля оказывается плененной. Бедный ребенок, который ничего не знает, ничего не может, ничего не умеет, разве он не вполне в вашей власти? Разве вы не располагаете в отношении его всем тем, что его окружает? Разве вы не властны произвести на него такое впечатление, какое вам угодно? Его труды, игры, удовольствия, несчастья — разве все это не в ваших руках, так что он даже не подозревает о том? Без сомнения он не должен ничего делать кроме того, что он сам хочет; но он не должен ничего хотеть кроме того, что вы хотели бы, чтобы он делал; он не должен делать ни одного шага, который вы не предвидели бы. Он не должен раскрыть рта без того, чтобы вы не знали, что он скажет».
Технологии обучения и воспитания
Около ста лет тому назад впервые появилось такое понятие, как педагогическая технология, или технология воспитания. Главная идея — это полное управление учебно-воспитательным процессом. Саму технологию педагоги должны постоянно проектировать и регулярно воспроизводить на уроках, тем самым проверяя эффективность своей же работы. Благодаря этим концепциям педагогический процесс должен гарантировать осуществление поставленных заданий.
По мнению ученых, продуктивные педагогические идеи каждого учителя должны обсуждаться на педагогических советах, где будут разрабатывать проекты по их внедрению в школах. Таким образом, все участники учебно-воспитательного процесса смогут получить новые знания, которые пригодятся в будущей работе.
Особенности воспитания в Японии
- Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
- В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
- Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
- Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.
Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.
Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка
А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.
Источники
- http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/svobodnoe-vospitanie.html
- https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3220
- http://MaryPop.ru/psihologiya/vospitanie/svobodnoe-vospitanie-teoriya-i-praktika.html
Особенности технологий воспитания
Воспитание связано с личностным и индивидуальным взаимодействием. Процесс такого взаимодействия очень сложно поддается описанию по алгоритмам. Бывают такие ситуации, когда педагог отдает всего себя воспитанию, а потом о нем составляют легенды. Такими личностями были Макаренко и Сухомлинский. Потому хоть технология и важный аспект воспитания, но она не всегда дает тот результат, который можно получить при помощи таланта, упорства и отработанного мастерства.
В современной психологии существует более 70 технологий и концепций воспитания, которые открывают структуру личности. Эти технологии включают в себя важные пункты:
- определение четкой конкретной цели;
- разработка теоретического материала;
- структура деятельности по этапам;
- анализ результатов и мониторинг.
Классификация воспитательных технологий
Существует 3 основных классификации:
- Философская основа.
- Научные концепции.
- По категории объекта.
Воспитательные технологии хороши тем, что здесь возможно воспроизвести воспитательную цепочку, где потом можно будет проанализировать полученные результаты.
Цепочка любого воспитательного процесса выглядит так:
- подготовка;
- психологический настрой;
- содержательная деятельность;
- заключительный этап;
- перспективное проектирование.
В современном мире воспитание играет важную роль. Педагог должен уметь не только интересно подавать учебный материал, но и при этом воспитывать успешных граждан своей страны. Сейчас в мире айфонов и компьютерных игр сложно вовлечь школьников в учебный процесс. Потому разработка и внедрение этих технологий принесет пользу не только сейчас, но и в будущем. Новые поколения учителей будут их совершенствовать. Далее рассмотрим основные технологии воспитания.
Лекция 2. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо
План лекции:
1. Жизненный путь Ж.-Ж.Руссо.
2. Теория естественного и свободного воспитания – центр педагогической теории Ж.-Ж.Руссо.
3. Возрастная периодизация. Задачи, содержание и методы воспитания и обучения.
Выдающийся мыслитель, высказавший оригинальные идеи, оказавший большое влияние на развитие педагогической теории и практики Ж.-Ж.Руссо родился в Женеве в семье ремесленника (1712-1778). Не получил систематического образования. Непродолжительное время учился в городской школе, затем покинул отчий дом, очень много скитался (Швейцария, Франция), попробовал себя в разных профессиях (ремесле, разнорабочим, писал статьи, врачевал и даже поработал педагогом). Всего, чего достиг мыслитель, добился самообразованием. Уже сложившимся человеком приезжает в Париж и знакомится с энциклопедистами (Гельвеций, Дидро и др.). По совету Дидро участвует в конкурсе научных работ Дижонской академии. Пишет сочинение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», за что получает премию академии и становится известным в научных кругах. В 1762 был опубликован социально-педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», который делает автора всемирно известным. Этот роман был принят неоднозначно: были ярые противники, так и сторонники идей автора. Официально роман был запрещен, его стали публично сжигать, автора обвинили в богохульстве и даже был отдан приказ о его аресте. Ж.-Ж.Руссо был вынужден скрыться. Во Францию он возвращается на склоне лет. Интерес вызывает эпитафия на камне Ж.-Ж.Руссо: «Здесь покоится человек природы и истины».
В основе его педагогических воззрений лежит идея естественного и свободного воспитания. Человек должен воспитываться естественно, т.е. сообразно собственной природе. В этом была принципиально отличительная черта идеи природосообразности Ж.-Ж.Руссо от Я.А.Коменского. Воспитание следует природе ребенка. Воспитание человек получает из трех источников: от природы, окружающих людей и от вещей. Правильно если все три фактора действуют согласованно. Идеи естественного и свободного воспитания составляют единое целое. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. Поэтому надо воспитывать такого человека, который бы ни от кого не зависел, ценил бы свою свободу и умел её защищать. Человек, ценящий свою свободу, будет конечно уважать и свободу других людей. Мыслитель выступает против схоластической школы с её зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями. Он требовал уважения к личности ребенка, следование его интересам и запросам. Доминирующие идеи: гуманизм, демократизм, всестороннее развитие человека, любовь к ребенку, подчинение обучения воспитанию и воспитание, соответствующее возрасту.
Воспитание должно организовано с первого дня рождения и до вступления человека в брак. Цель воспитания – высокий уровень физического, умственного и нравственного развития. Цель обучения – вооружить полезными практическими умениями. Возрастная периодизация: 1) от рождения до 2 лет; 2) от 2 до 12 лет; 3) от 12 до 15 и 4) от 15 лет до совершеннолетия. Периодизация не была лишена диалектики. В первый период акцент делается на физическое воспитание: укрепление здоровья, закаливание, никаких лекарств, материнское молоко, свобода движений, никаких ограничений, в том числе в виде режимов дня, следование естественным потребностям, не форсировать развитие речи, приучать к темноте, незнакомым людям и предметам. Второй период «сна разума», когда ребенок не может рассуждать и логически мыслить. Нужно развивать «внешние чувства». Измерять, взвешивать, сравнивать ребенку самому, когда он в этом почувствует нужду. В третий период широко разворачивается умственное воспитание. Развитие любознательности, поиски ответов на собственные вопросы, ребенок «не выучивает науку, а выдумывает». Обучение ремеслу и широкое трудовое воспитание. И в четвертый «период бурь и страстей» осуществляется преимущественно нравственное воспитание. Эмиль возвращается в общество и начинается общественное воспитание. «Жить – вот ремесло, которому я его хочу обучить. Выйдя из моих рук, он не будет – я согласен с этим – ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего, человеком».
Последнее изменение: Среда, 12 Ноябрь 2014, 15:48
Что такое концепция воспитания?
Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.
Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.
Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.
Технология педагогики сотрудничества
Она может быть как образовательной, так и воспитательной. Это особая проникающая методика, где собрались идеи практически всех педагогических технологий. Ее главные цели выглядят так:
- Обучение и воспитание должно работать в комплексе, поскольку если работать только над обучением либо только над воспитанием, то результата не будет.
- Гуманный подход к ребенку, где в центре внимания должен быть сам ученик, а не предмет и учитель, который его преподает.
- Педагогика требований заменяется педагогикой отношений.
Вот главные концептуальные положения:
- Необходимо придумать трудную цель.
- Индивидуальное и коллективное воспитание должно быть взаимосвязано друг с другом, а не идти врозь.
- Пытаться возродить национальные культурные традиции и обычаи.
- Всесторонне развивать творческие способности ребенка.
- Личность школьника должна быть в центре воспитательной системы.
- Школа должна предоставлять не только новые знания, но и должное воспитание.
Заключение диссертации научная статья по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования»
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
С одной стороны, творчество Л.Н. Толстого и К. Н. Вентцеля представляют собой самостоятельные, оригинальные учения о воспитании. Каждое из этих учений логически выдержаны, являются относительно завершенными и обладают самостоятельной ценностью.
С другой стороны, можно сказать о том, что оба учения составляют особого рода целостность, в которой прослеживается непрерывность в развитии идеи свободного воспитания, логика ее движения от человека ко все более расширяющейся вселенной. Если рассматривать идею свободного воспитания в непрерывности (от t Толстого к Вентцелю), то ясно прослеживается динамика развития соотношений личной свободы и ответственности, человека и общества, которое простирается от человека, как микрокосма до макрокосма в самом широком понимании.
Идея свободного воспитания в обоих учениях выступает как один из возможных и значимых путей в таком преобразовании общества, которое приведет к гармонии человека и мира, человека и космоса.
— 156 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что идея свободного воспитания в педагогике выступает как сложное социальное, культурное и личностное явление, развитие которого определяется объективными и субъективными факторами.
Становление и развитие идеи свободного воспитания тесно связаны с этапами социокультурного развития Российского государства (то есть исторически обусловлено). Господствующее положение в общественной и педагогической жизни России эта идея занимала в периоды наиболее острых социальных кризисов, в периоды разрешения противоречий между социально-объективным и индивидуально-субъективным в направлении приоритета самоценности человека и свободы личности и выступала как идеал, как альтернатива г традиционному пониманию воспитания человека. Объективными факторами, определяющими развитие идеи, стали: ситуации политического развития России, развития культуры, педагогической науки и практики. Субъективными факторами выступили мировоззрение Л.Н.Толстого и К.Н. Вентцеля.
Будучи включенной в определенную социокультурную ситуацию, идея свободного воспитания, имея в основе своей общее — идеал свободной личности и ее свободное развитие, — получала новое качественное наполнение, соответствующее сущности и менталитету российского общества, мировоззрению конкретных педагогов. Результатом ее развития в России явились педагогические теории свободного воспитания, которые включили в себя определенные знания о сущности процесса взаимодействия взрослого и ребенка, имеющего своей целью развитие творческого потенциала личности. Созданные в различные исторические периоды и обусловленные своеоб
— 157 разием философских воззрений Толстого и Вентцеля, теории выступали как личностное явление.
Содержание и развитие основных понятий (ребенок, воспитание, цель, содержание, метод) в теориях Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля, детерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального, человека и общества, личной свободы и ответственности; их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка. Логика развития педагогических понятий в теориях свободного воспитания Толстого и Вентцеля зависела от развития ключевых философских идей, которые выражали их взгляды на нравственность и творчество.
— 158 -Архивные материалы.
1. Архив, фонд 23, оп. . д. 1. 523 л.
2. Архив, фонд 23, оп. . д. 5, 123 л.
3. Архив, фонд 23, оп. . д. 11, 69 л.
4. Архив, фонд 23, оп. . д. 21, 71 л.
5. Архив, фонд 23, оп. , д. 26, 56 л.
6. Архив, фонд 23, оп. . д. 14, 58 л.
7. Архив, фонд 23, оп. . д. 33, 48 л.
8. Архив, фонд 23, оп. . д. 41, 107 л.
9. Архив, фонд 23, оп. . д. 48, 111 л.
10. Архив, фонд 23, оп. , д. 53, 399 л.
11. Архив, фонд 23, оп. , д. 56, 286 л.
12. Архив, фонд 23, оп. , д. 64, 9 л.
13. Архив, фонд 23, оп. , д. 65, 29 л.
14. Архив, фонд 23, оп. , д. 78, 51 л. г