Как ставят диагноз «умственная отсталость»? история пациента

Синдром Дауна

В большинстве случаев синдром Дауна диагностируется после рождения. Родители испытывают разочарование, и даже шок из-за того, что их малыш «не такой», как они ожидали. Это нетипичная и сложная ситуация. Иногда требуется помощь специалиста в области психологии.

Признаки синдрома Дауна проявляются вскоре после рождения. Для новорожденного с этим расстройством типичны наклонные глаза, между внутренним углом глаз и носом имеется складка. Следующий признак – сплющенный нос, широкий лоб, короткая толстая шея, на которой кожа якобы висящая. Расстройство характеризуется низко расположенными ушами, большим языком, что приводит к дискомфорту человека – он почти постоянно имеет открытый рот, т.к. язык в нем не помещается.

Новорожденные младенцы имеют нарушения мышечного тонуса – мышцы очень слабы, как будто тряпичные. По мере роста, становятся все более заметными другие признаки болезни. Они включают низкий рост, сильное телосложение, короткие пальцы на руках.

Есть много осложнений, связанных с болезнью. Наиболее распространенные – заболевания сердца. В течение короткого времени проявляется нарушение психомоторного развития – ребенок психически или физически не развивается должным образом. Ментальный уровень человека с синдромом Дауна снижен, IQ колеблется  в пределах 30-60 баллов.

Методы воспитания при синдроме Дауна

Опыт родителей и экспертов показывает, что развитие детей с этим расстройством протекает вполне нормально, но оно намного продолжительнее и медленнее. Каждый прогресс, в сравнении с другими детьми, где все проходит более или менее естественно, является результатом интенсивных упражнений и/или целевого обучения. Поэтому воспитание и обучение ребенка с синдромом Дауна более требовательное; необходимо терпение, индивидуальный подход.

Диагноз в основном касается моторического и речевого развития. Напротив, в эмоциональной и социальной области эти дети часто значительно превосходят своих сверстников. При правильной помощи они осваивают принципы повседневной деятельности, включая:

  • самообслуживание;
  • чтение и письмо;
  • активное участие в семейной жизни;
  • занятия различными видами спорта;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • обучение танцам и множество других навыков.

Однако, такой прогресс обычно занимает длительное время, требует больших усилий, работы, постоянного повторения.

Когда идти к врачу?

В случае присутствия в семье человека с синдромом Дауна, в рамках планирования беременности, рекомендуется пройти генетический тест.

Симптоматика

При легкой умственной отсталости IQ ребенка не превышает показатель в 69 единиц. Внешние отличия от сверстников практически отсутствуют. В большинстве случаев проблема дает о себе знать при обучении или общении. Особенностью такой степени отсталости является достаточно хорошая память, а также осознание своего состояния. Практически все, кто страдает от легкой УО, стараются скрывать свою проблему.

Симптоматика всегда одинакова. Различия между разными клиническими случаями минимальны. Это позволяет быстрее определить наличие проблемы. Симптомы умственной отсталости у детей раннего возраста следующие:

  • Развитие происходит с заметной задержкой, что проявляется в более длительном обучении держанию головы, ползанию, ходьбе и другим двигательным навыкам;
  • Диагностируется задержка развития эмоциональной составляющей, проявляющаяся в том, что малыш испытывает очень мало эмоций, которые появляются совсем ненадолго, а также он намного позже начинает улыбаться;
  • Отсутствует понимание того, как именно нужно играть с теми или иными игрушками, зачастую ребенок применяет их специфичным образом;
  • Такие дети начинают говорить только после 3-х лет, при этом у них очень ограниченный словарь, а речь невнятная;
  • Ребенок не выделяет себя на фоне окружающих, а также не может четко сформулировать свои мысли.

Дети с умственной отсталостью более старшего возраста выделяются на фоне окружающих сильнее. Их поведение соответствует младшим возрастам, что позволяет быстро распознать наличие УО. При взрослении у таких детей появляются новые симптомы:

  • Трудности с участием в командных играх;
  • Проявляется апатия, раздражительность, агрессия;
  • Отсутствие понимания сюжетно-ролевых игр, сложности с моделированием нереальных ситуаций в жизни;
  • Плохая концентрация, рассеянность мыслей. Такие дети предпочитают выполнять однообразные действия, не требующие активной работы мозга;
  • Низкие творческие способности, отсутствие фантазии и чувства юмора, дети не могут увидеть скрытый смысл в пословицах, сказках;
  • Проблемы с точным запоминанием длинных фраз, т.к. они страдают от ограничения объема памяти;
  • Простые интересы, включающие в себя просмотр ТВ, чтение сказок, видеоигры;
  • Легко поддаются чужому влиянию, любят подражать другим людям.

В большинстве случаев симптомы одинаковы, отсутствовать могут лишь некоторые из них. При легкой УО, которая сохраняется у взрослого человека с детства, остаются все симптомы.

Стадии умственной отсталости

Существует несколько стадий слабоумия. При самых легких формах болезни человек не отличается от здоровых людей. Однако сложности возникают при обучении и в работе. Принято выделять следующие 3 степени умственной недостаточности:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

В современной медицине принято выделять 4 вида болезни по классификации МКБ-10. Подобная классификация основана на результатах IQ тестов:

  1. Легкая умственная отсталость с показателями IQ от 50-70 баллов. Как правило, это пограничная форма слабоумия, при которой наблюдается задержка психического развития. Исправить подобное состояние можно с помощью простых навыков социальной адаптивности.
  2. Умеренная олигофрения с показателями IQ от 35 до 50 баллов.
  3. Олигофрения в тяжелой форме – от 20 до 35 баллов. Часто при тяжелой форме возникает фенилпировиноградная олигофрения.
  4. Глубокая степень болезни, при которой уровень IQ не достигает 20 баллов.

Идиотия

Стадия олигофрении, при которой уровень IQ не достигает 34 баллов. Пациенты с глубокой стадией слабоумия не обучаемы, неуклюжи в движениях. Речь плохо развита, эмоции характеризуются самыми простыми реакциями. Главной причиной такой стадии является наследственность.

Умеренная форма слабоумия протекает в более легкой форме, по сравнению с идиотией. Пациенты с таким диагнозом часто не доживают до зрелого возраста, и умирают еще в детстве.

Кроме вышеописанных проявлений, при идиотии отмечаются:

  • структурные повреждения мозга в грубых формах;
  • многочисленные клинические проявления неврологических патологий;
  • частые приступы эпилепсии;
  • пороки строения внутренних органов и систем.

Имбецильность

Олигофрения в степени имбецильности проявляется уровнем IQ в промежутке 35-39 баллов. Это средняя степень болезни, при которой человек способен приобрести стандартные навыки для самообслуживания. Абстрактное мышление или обобщение у этой группы пациентов отсутствует. Больные имбецилы понимают простую речь, некоторые слова могут усвоить самостоятельно.

Имбецильность в медицине принято делить на три подвида:

  • легкую степень;
  • среднюю степень;
  • и тяжелую степень проявления патологии.

При каждой из видов болезни определяется степень выраженность имбецильности. В социуме имбецилы отличаются следующими признаками:

  1. Они сильно внушаемые люди.
  2. Имбецилы довольно неряшливы.
  3. Личные интересы таких больных зачастую сильно примитивны, и сводятся к утолению физических потребностей (удовлетворяя потребность в еде, эти люди прожорливы и неряшливы, утоляя потребность в сексе, у них повышается уровень распущенности).
  4. Некоторые из таких пациентов чрезмерно подвижны, активны и энергичны, вторые же, напротив, апатичные и равнодушные ко всему происходящему.
  5. Некоторые больные приветливы, добродушны и покладисты, в то время как другие агрессивны и озлоблены.

Дебильность

Олигофрения в степени дебильности определяется по уровню IQ, и характеризуется несколькими формами:

  • легкая стадия (показатели от 65–69 баллов);
  • умеренная стадия (показатели от 60–64 баллов);
  • тяжелая стадия (показатели от 50–59 баллов).

Баллы определения уровня IQ основываются на проведении комплексных мер по диагностированию патологии.

Пациенты, которые относятся к этой группе больных, отличаются следующими характерными особенностями:

  1. У них нарушено абстрактное мышление.
  2. Они неспособны самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
  3. Плохо учатся в школе, материал усваивают долго, с большими усилиями.
  4. Они не имеют собственного мнения, не отстаивают свою точку зрения, принимают чужую сторону.
  5. Ловко ориентируются в обычных и знакомых для них ситуациях.

Как правило, такие пациенты ведут малоподвижный образ жизни и проявляют примитивные формы влечения.

Симптомы, признаки и характеристика

Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.

Дебильность

Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.

Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.

Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.

В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.

У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.

Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).

Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.

Имбецильность

Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.

Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.

Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.

Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.

Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.

Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.

Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.

Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо. Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.

Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.

Идиотия

Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:

  • ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
  • эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
  • практически не запоминает людей;
  • поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • моторика нарушена.

Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита. Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях

Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов

Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.

Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).

Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.

Нервозность (черезмерная возбудимость, невроз )

Олигофрения – что это за болезнь?

Увидев в заключении диагноз олигофрения, что это такое, чем вызвано – родители спешат выяснить у врача. Впервые термин был предположен Эмилем Крепелиным и с греческого переводится как «oligos» – малый + «phren» – душа, ум. В качестве синонима врачи часто используют малоумие

При этом существует важное отличие: если слабоумие связано со снижением уровня интеллекта, то при олигофрении мышление в своем развитии не достигает уровня взрослого человека

Заболевание диагностируется в раннем, детском возрасте. В зависимости от выраженности изменений и уровня IQ классификация олигофрении производится следующим образом:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Причины олигофрении

Узнав о диагнозе олигофрен и кто это, зачастую родители не могут понять, как такое произошло. Специалисты длительное время проводили наблюдения за пациентами с таким диагнозом. При этом не удалось точно установить, что провоцирует развитие олигофрении. Среди самых частых провоцирующих факторов выделяют следующие причины слабоумия:

  • генетические нарушения плода;
  • злоупотребление вредными привычками во время беременности (алкоголь, никотин);
  • перенесенные инфекции во время беременности;
  • недостаточное и неправильное питание беременной женщины;
  • недостаток йода;
  • родовые травмы у малыша, сопровождающиеся повреждением головного мозга;
  • недостаточное общение и слабая педагогическая работа с ребёнком в первые годы жизни.

Чем опасна олигофрения?

Олигофрения у детей редко сопровождается другими патологиями организма, которые могли бы угрожать жизни. При этом заболевание значительно ухудшает качество жизни ребенка. В зависимости от выраженности нарушения он может нуждаться в постоянной опеке (при тяжелых формах дети неспособны самостоятельно себя обслуживать).

Наличие умственной отсталости при отсутствии сопутствующих патологий не оказывает влияния на продолжительность жизни. Однако неполноценное психическое развитие связано с возникновением трудностей во всех сферах психики:

  • ребенок труднообучаемый;
  • медленно все воспринимает;
  • не нуждается в новых впечатлениях.

Лечение олигофрении у детей

Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость — это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.

Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.

Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда

Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).

Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.

Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.

Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.

Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.

Прогноз олигофрении у детей — пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.

Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них — более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.

Олигофрения у детей затрагивает 2-3% общей численности населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.

Тяжелая умственная отсталость — что это такое?

Тяжелая степень умственной отсталости принадлежит к регистру психических заболеваний, имеет номер Ф 72. Умственная отсталость формирует несколько форм: дифференцированную, которая имеет свои причины, и недифференцированную, происхождение которой не выяснено.

Распространение столь тяжелой формы умственной отсталости менее выразительно, нежели легкой, но насчитывается немалое ее число. Причины сильно варьируют зависимо от индивида, их огромное множество. Во время доказательной медицины их поиск очень актуален, но не всегда нахождение причины увеличивает количество шансов для подбора адекватного лечения.

Направление поиска причин подбирается индивидуально из-за разных клинических случаев, поскольку невозможно предсказать исход всех ситуаций. Факторы появления тяжелой умственной отсталости вызваны в разнообразных источниках, ребенок может быть поддан им еще в утробе, находясь под защитой, при родах с тяжелым исходом, при инфекциях, травмах и множестве иных причин.

Интоксикации занимают одно из лидирующих причин, поскольку их может быть множество. Многие лекарства, влияющие внутриутробно, такие как Эмбриотоксин или Фетотоксин с оказанием тератогенного действия, могут привести к тяжелой умственной отсталости. Согласно данным американкой ассоциации проверки лекарств и еды беременным, к безвредным можно лишь солевые растворы и то достаточно выборочно. А никакие не витамины, полезные таблетки, поддерживающие плод, а про антибиотики, гормоны, цитостатики и антигельминтные вообще нет речи. Но, сейчас выражена полипрагмазия со значительным приемом лишних препаратов, поэтому многие пары, не зная о своем новоиспеченном положении, принимают токсичные тератогенны. Также опасны снотворные, транквилизаторные препараты и нейролептики, многие анестетики, препараты для наркоза, а также наркотики и алкоголь.

Алкоголизм у матери может принести немало опасностей и спровоцировать появление тяжелой умственной отсталости. Влияниями со сферы экзогений также являются интоксикации у матери при болезнях соматического происхождения и токсикомании. Особенно опасные группы торч-инфекций, к ним принадлежат токсоплазмоз, который у взрослых практически инертен, краснуха, детская болезнь, имеющая непоправимое тератогенное влияние на плод, с глухотой и слепотой, также очень опасен цитомегаловирус и герпесвирус. Особенно опасна эта патология в остром течении при беременности в силу непоправимого влияния на плод с их способностью проходить через плаценту.

Влияние абсолютно всех вирусов на плод медицине неизвестно, но даже элементарная простуда способна иногда сильно навредить умственному развитию, а грипп, краснуха, ветряная оспа, скарлатина и подавно.

Многие хронические хвори, а также токсичные работы весьма вредны для не рожденного малыша. Ведь в организме матери накапливаются вредные метаболиты и нарушается нормальный обмен. Это нередко вынуждает кроху перебирать на свой хрупкий организм функции детоксикации, что ведет к формированию декомпенсаций с тяжелой умственной отсталостью.

Многие акушерские патологии также приведут к умственной отсталости: хроническая и острая гипоксия плода, отслойка плаценты, низкое расположение ее, многоплодие, особенно с однояйцевыми близнецами и мало- и многоводие при беременности. Травмы в любой период вынашивания и при родах могут стать фатальными для нормального развития головного мозга. Особенно опасны травматические способы родовспоможения, а также гипоксические страдания плода.

Сейчас с появлением генетики начали выявляться генетические синдромы, ведущие к тяжелой умственной отсталости.

Тяжелая умственная отсталость у детей появляется при синдроме Ретта, генетической мутации, которая в возрасте шести месяцев ведет к регрессу ребенка, до того нормально формировавшегося умственно. Тяжелая умственная отсталость у детей бывает при травмах или болезнях в раннем — до 3- летнего возраста.

Причины манифестации болезни у подростков

Факторы, провоцирующие подростковую шизофрению, разделяют на 2 группы: биологические и социальные.

Среди биологических провокаторов самой частой причиной является начало пубертатного периода, а если точнее – эндокринный всплеск, сопровождающий этот процесс. Гормональная буря запускает генетически заложенную предрасположенность, а если заболевание развилось еще в детстве, то в период полового созревания оно обостряется.

К другим биологическим факторам, запускающим процесс, относят:

  • гипертермия, обусловленная вирусной инфекцией неясной этиологии;
  • ЧМТ;
  • длительное пребывание на солнце;
  • большие дозы алкоголя и одурманивающих веществ, принятые впервые, сопровождающиеся глубоким опьянением.

Социальная среда и общественные нормы также способны повлиять на проявление шизофрении в подростковом периоде. Это этап в жизни ребенка, когда происходит смена его интересов, он стремится быть самостоятельным и отгораживается от родителей, больше времени проводит со сверстниками. К тому же в это время запускается процесс полового созревания. Все эти новшества отпечатываются на характере подростка и складе его личности.

Довольно остро подростки реагируют на смену обстановки и жизненных обстоятельств. Переход в другую школу, поступление в вуз или техникум, переезд, сопровождающиеся попаданием в незнакомую среду. Необходимость устанавливать новые контакты нередко становятся тяжелым испытанием для психики.

Психотравмирующим факторам также отводится не последняя роль в развитии шизофрении. Так, у подростка заболевание проявилось после ареста отца, который был для него значимой, авторитетной фигурой. У другого мальчика толчком послужил угон его любимого мотоцикла. В других случаях это была психическая травма, сочетающаяся со страхом и болевым синдромом: избиение или высмеивание сверстниками, ДТП и т.д.

Наследственность – еще один установленный фактор развития шизофрении. Если в семье подростка кто-то из родственников имеет подобное расстройство, риск заболеть ему самому значительно повышается. Установлено, что если ребенок, у которого в роду встречались случаи шизофрении, попадает в приемную семью, не имеющую таких отягчающих обстоятельств, он все равно заболевает.

Воспитание также откладывает отпечаток на психике подростка, в особенности отношения с матерью. Существует такое понятие как «мать шизофреника». Это определенная модель материнского характера, влияющая на формирование у ребенка шизофрении. Такая женщина занимает позицию лидера в семье, отличается чрезмерной обидчивостью и подозрительностью, не считается с мнением других членов семьи. Она окружает свое чадо чрезмерной опекой. У нее отсутствует критичность к поведению своего ребенка. Отмечается патологическая привязанность между ней и ребенком. С одной стороны, он может относиться к матери грубо и жестко, но с другой быть эмоционально зависим от нее.

Легкая степень умственной отсталости

При легкой степени умственной отсталости не следует считать, что ребенок не сможет нормально существовать в социуме, это так же не говорит о том, что развитие ребенка остановлено. Такой ребенок конечно же продолжает развиваться, однако это развитие носит особенные черты, и протекает аномальным образом. Несмотря на то, что мозг пострадал, развитие все же происходит. К счастью на сегодняшний день детей с диагнозом умственная отсталость в легкой степени рождается больше чем с УО в умеренной или тяжёлой степени, а это значит, что большинство детей с диагнозом умственная отсталостью имеют шанс на вполне нормальную взрослую жизнь.

Помимо того, что дети с легкой степенью умственной осталось не успевают за своими сверстниками в интеллектуальном развитии, часто они так же отстают и в физическом развитии, так же могут наблюдаться нарушения в психической и эмоционально-волевой сфере. Следует отметить, что чем старше становится ребёнок, тем в больше степени проявляется симптоматика умственной отсталости. Детям с таким диагнозом крайне необходимо как можно раньше начать проводить комплекс оздоровительных мер.

При легкой степени умственной отсталости на первый взгляд может показаться, что ребенок ничем не отличается от своих сверстников

У детей с подобным диагнозом сохранено функционирование эмоционально-волевой сферы и механическая память, однако запоминание информации происходит сложно, внимание рассеяно, его трудно привлечь и удержать длительное время. Для детей с диагнозом умственная отсталость легкой степени типичным является конкретно-описательный тип мышления, но абстрактное мышление практически отсутствует, они способны понять только внешнюю сторону вопроса

Детям сложно понять то что они не могут увидеть или потрогать, они не осознают такие понятия как «время», «пространство». У ребенка с подобным диагнозом зачастую страдает и речевые навыки, их словарный запас скудный, правильное построение предложений вызывает трудности, звуки произносятся неправильно. Однако бывают случаи, когда у детей с легкой УО наблюдаются признаки одаренности, например, у них может быть превосходная механическая память, способность к рисованию, музыкальный слух. В жизни детей с подобным диагнозом на первое место выходят эмоции, которые являются актуальными в конкретный момент, их деятельность не является целенаправленной, чаще всего дети ведут себя импульсивно, реже заторможено.

Дети с легкой степенью умственной отсталости не могут справиться с традиционной общеобразовательной программой. Такие дети должны обучаться или в специальном коррекционном учреждении, или в коррекционном классе. Обучение детей с подобным диагнозом основано на конкретно-наглядных методах. Больные вполне могут адаптироваться к нормальной самостоятельной жизни, могут освоить не сложную профессию и заниматься трудовой деятельностью. Наблюдением и лечением детей с умственной отсталостью занимаются психиатры, психологи, логопеды, педагоги.

Лечение

Лечение в основном симптоматическое. Применяют лекарственные средства, стимулирующие мозговой метаболизм (ноотропил, аминалон, церебролизин, липоцеребрин, глутаминовую к-ту и др.); психостимуляторы (фенамин, сиднокарб, индопан и др.); витамины группы В; дегидратирующие средства (сульфат магния, диакарб, лазикс); препараты рассасывающего действия (бийохинол, йодид калия), биогенные стимуляторы (напр., экстракт алоэ).

При судорожном синдроме назначают систематический прием противоэпилептических средств. При О., осложненных психопатоподобными и неврозоподобными расстройствами, применяют нейролептики (аминазин, меллерил, тизерцин, неулептил) и транквилизаторы (элениум, седуксен, радедорм, триоксазин) . Специфическая (патогенетическая) терапия возможна при нек-рых метаболических формах О. (при фенилкетонурии, гомоцистеинурии, галактоземии, фруктозурии, сахаро-зурии).

Она включает соблюдение диеты в виде ограничения натуральных белковых продуктов или продуктов, содержащих определенные углеводы (молоко, фрукты, сахар, сладости); при фенилкетонурии, кроме того, применение гидро лизатов белка или смесей аминокислот, не содержащих фенилаланина (аминогран, берлофен и др.). При О., связанной с врожденным гипотиреозом, проводят лечение тиреоидином.

Реабилитация больных О. предусматривает мероприятия по специальным видам воспитания и обучения умственно отсталых детей и подростков (олигофренопедагогика): консультации по вопросам воспитания в семье, воспитание в домах ребенка и яслях для детей с последствиями ранних органических поражений ц. н. с., обучение детей с дебильностью во вспомогательных школах (по специальным программам), воспитание детей и подростков с резкой и глубокой умственной отсталостью в специализированных интернатах социального обеспечения.

Трудовая адаптация и проф. ориентация умственно отсталых детей в степени дебильности начинается во вспомогательных школах, при имбецильности — в лечебно-трудовых мастерских при психоневрологических диспансерах. Взрослые с легкой степенью умственной отсталости, как правило, работают на производстве, где не требуется высокая квалификация. Больные О. с неглубокой имбецильностью адаптируются в лечебно-трудовых мастерских при психоневрологических диспансерах и при нек-рых производствах (на несложных операциях).

Подростки с более глубокой имбецильностью получают элементарные трудовые навыки в интернатах социального обеспечения или в семье. Взрослые больные в степени неглубокой имбецильности обычно получают II группу инвалидности, при глубокой имбецильности и идиотии назначают I группу инвалидности. В случаях выраженной дебильности может быть назначена III группа инвалидности. Решение вопроса о группе инвалидности при неглубокой умственной отсталости зависит от сопутствующих нервно-психических расстройств.

Прогноз зависит от глубины умственной отсталости и клин, формы О. При неосложненной О. в степени дебильности возможна полная социальная адаптация, к-рая исключает необходимость в наблюдении психиатра. Социальный прогноз неглубокой имбецильности и идиотии и прогноз в отношении клин, выздоровления неблагоприятны.

Степени умственной отсталости

Характеристика умственной отсталости наиболее зависима от степеней. Это является критерием, необходимым для вынесения в диагноз умственной отсталости. Постановка степени производится по разным фактором, но основную роль выполняют психологи с их айкъю тестами. По типу методики Векслера с кубиками Кооса или методики матриц Равена.

Умственная отсталость имеет несколько степеней, легкая – это дебильность. Критерии для ее постановления достаточно четкие и простые в применении. Диапазон интеллекта в пределах 50-69, при этом понимания и речь находятся в разных степенях задержки. Нарушения экспрессивной речи присутствуют и в зрелом возрасте. Наблюдаются нарушения трудовой и социальной адаптации, но при верном воспитании такие люди могут создавать семью и выполнять элементарные рабочие функции. При отсутствии нарушений поведения они могут быть ведомы и пассивно подчинямы, поэтому нельзя их допускать в плохие компании. Их легко подговорить к плохим поступкам, антисоциальным и криминальным. Самообслуживание у них полностью сохранено, они способны есть самостоятельно и даже готовить элементарные блюда, также им доступны гигиенические процедуры и даже элементарное обучение. Они способны быть достаточно полноценными членами общества. При наличии расстройств поведения дела могут обстоять хуже, поскольку они способны совершать криминогенные действия.

Виды умственной отсталости средней степени имеют два подвида. Этот тип имеет термин имбецильность. Виды умственной отсталости, занимающие вторую нишу по тяжести делятся между собой на умеренную и тяжелую. Умеренная имеет интеллектуальный диапазон 35-49. Зрительно – пространственные навыки вполне себе сохранены, а вот с речью дела обстоят плохо. Развитие ее очень низкое. Больные очень неуклюжи, но при этом наслаждаются социальными взаимодействиями. Очень стремятся к общению, хотят демонстрировать свои художества или то, чем они занимаются. Могут усваивать мимически – мануальные знаки для облегчения плохого речевого развития. При обследовании выявляются органические мозговые поражения.

Тяжелая умственная отсталость имеет интеллект от 20 до 34 и проявляется более глубокой недоразвитостью и инвалидизацией индивида. Больные не способны на большинство действий самообслуживания, не обучаемы, очень трудны в уходе.

Глубокая умственная отсталость, или идиотия. Это очень тяжелое состояние, ведущее к мучениям родных и самого индивида. Показатели теста IQ ниже 20. Понимание речи абсолютно ограничено, максимум — это способность запоминания нескольких команд. Как правило, эти персоны недвижимы, что ведет к усложнениям ухода и присоединению вторичных инфекций. Больные могут приобрести простейшие зрительно-пространственные навыки. Всегда имеют тяжелые неврологические проявления с эпилепсией, глухотой или слепотой, нередко проявляется атипичный аутизм. Их невозможно задействовать в простейших делах, самообслуживание полностью отсутствует.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий