Как быстро научиться считать в уме ребенку и взрослому

Быстрый счет в уме: обучение для детей

Научив малыша пользоваться сложением и вычитанием на пальцах, родители задаются вопросом, как научить ребенка считать в уме, и не всегда находят на него ответ.

Обратите внимание! Существует несколько методик обучения устному счету, с помощью которых взрослый сможет объяснить ребенку, какие действия нужно произвести, чтобы получить ответ. Каждая методика — это алгоритм определённых действий:

Каждая методика — это алгоритм определённых действий:

  • Раскладка на десятки и единицы в сложении, умножении, делении.
  • Вычитание 7, 8, 9. Например, чтобы вычесть из любого числа 9, надо вычесть из этого числа 10 и прибавить 1. И так по образцу делают с 7 и 8.
  • Быстрое сложение двузначных чисел. Для этого нужно округлить цифру двузначного числа в сторону увеличения, выполнить сложение, а затем вычесть то число, на которое было сделано увеличение. Например: 14+29=14+30-1=43.

Научить ребенка считать до 100, вычитать и складывать в пределах от единицы до двадцати можно самостоятельно без учителя и до школы. Такое действие, как быстрый счет в уме, дается детям сложнее и не сразу. Обучение для детей — это, в первую очередь, игра, поэтому стоит не торопиться, а лучше проявить терпение, и все получится.

Польза от счёта в уме

Научить ребёнка быстро считать в уме необходимо, потому что от этого занятия идёт одна только польза, а именно:

  • формируется аналитический склад ума, благодаря чему идёт профилактика таких болезней, как слабоумие, маразм, болезнь Альцгеймера;
  • при походе в магазин или покупке билетов Вы можете быть уверены, что Вас не обманут на кассе;
  • человек, который быстро считает в уме, мгновенно принимает верные решения в трудных ситуациях, просчитывает, какие последствия могут быть, ищет лучшие вариации различных задач;
  • у ребёнка развиваются интеллектуальные способности, что положительно влияет на его самооценку и карьерный рост;
  • дети, которые быстро считают в уме, имеют хорошее развитие речи, мысленной реакции, способности принимать творческие решения.

Как выбрать эффективную методику

Сегодня многие учебные заведения предлагают пройти курсы ментальной арифметики. Но детское образование – это очень сложный и многогранный процесс, поэтому родители должны походить к нему внимательно, и выбирать такие занятия, которые точно принесут пользу.

Выбирая школу ментальной арифметики, обращайте внимание на то, чтобы обучение велось по проверенной методике и учитывало возрастные особенности каждого ребенка. Нельзя, чтобы в одной группе обучались дети из начальной школы и старшеклассники, ведь в каждом возрасте своя скорость освоения, запоминания и закрепления материала

К тому же, маленьким детям лучше всего преподавать любой предмет в игровой форме. Так они не будут уставать учиться и смогут сохранять концентрацию в течение всего урока. Внедрение игры в образовательный процесс способствует повышению интереса ребенка к математике.

Очень важно, чтобы тренер успевал уделить внимание каждому ученику в процессе занятия, но это возможно только в небольших группах. Поэтому стоит отдавать предпочтение тем детским центрам, где педагог обучает не более десяти детей единовременно. Только тогда удастся заниматься с максимальной продуктивностью

Только тогда удастся заниматься с максимальной продуктивностью.

Если учебный план организован правильно, то ребенку удастся приобрести полезные навыки, благодаря которым математика станет для него интересным и любимым предметом. Все это положительно скажется на успеваемости в школе, ведь, когда учеба дается легко, заниматься намного веселее.

Все это делает обучение ментальной арифметике самым продуктивным способом освоения быстрого устного счета.Ребенку больше не придется прибегать к различным математическим хитростям, чтобы легко справляться с задачами и примерами. Ученик приобретает навыки, которые сохраняются на всю жизнь, а значит они пригодятся ему не только в учебе, но и в карьерной деятельности. Все это делает обучение данной технике отличным вкладом в будущее своего ребенка.

Что такое ментальная арифметика

Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:

46+937-245+363+139=?

Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.

Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности.

Ментальная арифметика помогает развивать и то, и другое. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.

Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Моментальный устный счет — приятное дополнение.

Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.

Как нужно тренироваться?

Во-первых, можно и выдумывать себе упражнения самостоятельно, но куда проще пользоваться приложениями из маркетов для смартфонов, выбор довольно широк. Также сначала стоит разобраться в азах счета — сложении, вычитании, делении и умножении. Все они имеют свои особенности, но разобраться в них нетрудно. Итак.

Сложение

Сложение однозначных чисел.

Случаи, когда результат вычислений не превышает десяти, необходимо выучить, это основа. Если сумма превышает 10 — обращаемся к такому способу, как «опора на десяток». Смысл заключается в превращении первого число в 10, а из второго вычитании такого количества, которое нам понадобилось для этого превращения.

Например, складываем 7 и 8. Семёрке нужно добавить до десяти 3. Вычитаем эту тройку из второго числа, восьмерки (получим 5). И теперь прибавляем к 7, сколько нужно ей добавить до 10 (это 3), а после и остаток от 8 (это 5). Получаем 10 плюс 5, в итоге 15.

Сложение многозначных чисел.

Данный принцип заключается в складывании схожих разрядов: тысяча с тысячей, сотня с сотней и т.п.

Например, есть 324 + 841. Разложим их: 324=300+20+4 и 841=800+40+1. Складываем схожие разряды из обоих слагаемых: 300+800=1100, 20+40=60, 4+1=5. Затем плюсуем числа, которые мы получили: 5+60=65, 65+1100=1165

Вычитание

Вычитание однозначных чисел.

Однозначное минус однозначное проблем не должно вызывать. Если мы вычитаем однозначное из двузначного, лучше вспомнить об «опоре на десяток».

Например, есть  13 — 8. Чтобы из 13 получили десять, нужно вычесть 3. Вычитаем столько же из 8 и получаем 5. И вычитаем 10-5=5.

Вычитание многозначных чисел.

Схоже со сложением, только быстрее и удобнее. На части раскладываем только вычитаемое.

Например, у нас есть 694 — 233. Раскладываем только 233 и получаем числа: 200, 30 и 3, и последовательно вычитаем их из 694. Так, 694-200=494, 494-30=464, 464-3=461. Получаем ответ: 461.

Умножение

Умножение однозначного числа на двузначное или трехзначное.

По сути, мы при умножении поочередно складываем одно число указанное количество раз: 7 x 4=7+7+7+7.

Для умения быстрого умножения в уме нужно лишь вспомнить знакомую всем таблицу умножения.

Например, умножим 6 на 278.

Сначала уже привычно раскладываем многозначное: 278=200+70+8. Теперь умножаем их поочередно на 6: 200 x 6 =1200, 70 x 6 =420, 8 x 6 = 48.

И теперь складываем их по разрядам: 1200+420+48=1000+200+400+20+40+8=1000+600+40+20+8=1000+600+60+8=1668

Умножение двузначных чисел.

На деле это оказывается не так сложно, как кажется. Как обычно, разберем на примере.

Итак, нам необходимо перемножить 26 и 49.

Разбиваем для упрощения 49 на 40 и 9. Тогда 26 x 40= 20 x 40 + 6 x 40= 800+240=1040.

И вторая часть: 26 x 9= 20 x 9 + 6 x 9= 180+54=134.

Складываем результаты, разложив по разрядам: 1040+134=1000+40+100+30+4=1000+100+70+4=1174

Деление

Деление двузначного на однозначное.

Поделим 68 на 4.

Цель – найти множитель для четверки, чтобы получилось 68.

Подбором понимаем, что нужный нам множитель четырёх при котором в итоге в конце будет восьмерка — это 7,  4 x 7 = 28. Затем 68-28= 40.

Тогда 40 : 4= 10. В итоге получаем 48 : 3 = 17.

Деление многозначного на однозначное.

Цель – взять самое большое «круглое» значение, что послужит нам делителем и не даст остаток.

Например, поделим 7395 : 3.

Выделим из многозначного наибольшую часть, чтобы поделить на 3 без остатка.

7395 недалеко от 7200 (3 x 24= 72, 7200= 72 x 100, получаем 2400). Осталось 7395-7200=395-200=300-200+95=195.

Также делим 195 на самый большой вариант цельного деления на 3, это будет 180. А 180:3=60.

После вычитаем 195-180=15. Вспоминаем, что 15= 3 x 5. Сложим все полученное: 2400+60+5=2465.

Деление на двузначное

Здесь цель состоит в поиске границ, где будет искомое число.

Например, поделим 2520 на 35. Пробуем примерить, в каком из десятков прячется искомое.

Помним, что 3 x 7 = 21, попробуем умножить 35 x 70 = 2450.

Это ближайший десяток, ибо при прибавлении еще 350 получим 2800, а это больше нашего числа.

Получается, искомое число где-то посреди 70 и 80.

Тогда обратим внимание на крайние значения чисел в этом примере — 0 и 5. На что необходимо умножить 5, чтобы получить в конце 0? Пробуем 2, 35 x 2 =70

Складываем  2450 и 70 и получаем 2520. Ответ:72

На что необходимо умножить 5, чтобы получить в конце 0? Пробуем 2, 35 x 2 =70. Складываем  2450 и 70 и получаем 2520. Ответ:72.

Какие стихи вы предпочитаете?

О любви О природе Стихи — повествования Патриотические Вёселые Грустные О жизни Голосовать Результаты Выберите свой вариант ответа.После этого появится результат.

Методика изучения сложения и вычитания для дошкольников

Перед началом занятий устным счетом малыш должен научиться:

  • перечислять предметы окружающего мира по порядку, от 1 до 10 (и больше). Основные игры, способствующие развитию этого навыка, – прятки (проговаривая считалочку);
  • изображать числа графически. Дошкольник должен знать, как выглядит число, и что оно обозначает. Один из легких способов, развить данную способность – многократно проговаривать встречающиеся на пути числа (номера кабинетов, машин, домов и т.д.);
  • раскладывать числа в пределах 10 по порядку возрастания или убывания. Вместе с этим изучаются понятия сравнения, продолжения ряда, объединения и исключения лишнего предмета. Эффективны упражнения на соединение чисел по точкам (при этом двузначные используются в дошкольном возрасте крайне редко).

Как научить ребенка складывать и вычитать, если базовые понятия о числе у него уже имеются? Специалисты применяют следующие приемы:

  1. Изучение счета на пальцах. В настоящее время этот метод не принимают многие, однако в качестве основы для решения простых примеров в пределах десятка он подойдет. Не следует слишком долго использовать данный метод. Оптимальный возраст ребенка – от 2 до 4 лет.
  2. Основываясь на составе числа. Нецелесообразно начинать изучение до 5-летнего возраста. Обязательно нужно разобрать в деталях понятие «состав числа» и графически изобразить его для каждой цифры. Наиболее распространенный вариант изображения – домик с окнами в 2 столбика, где крыша – это целое число, а в окнах – его слагаемые. В качестве дополнительного материала можно взять разноцветные кубики и коробку с ячейками из методики Полякова.
  3. Изучение и заучивание таблиц сложения и вычитания. Данный прием эффективен лишь при многократном повторении.

Счет на пальцах

Решение примеров в пределах 10

Как научить ребенка складывать, вычитать и решать небольшие примеры в пределах 10? Зная значения понятий сравнения, дошкольник сможет отвечать на простые вопросы, такие, например, как:

  • У Оли 3 яблока, а у Антона 4. У кого яблок больше?
  • Мама приготовила 3 печенья. Вася съел одно. Сколько печений осталось?
  • На ветку сели 6 синиц и 2 вороны. Сколько всего птиц сидит на ветке?

Для малыша важна наглядность. Примеры на сложение и вычитание чисел вначале следует сопровождать наглядным материалом, например, счетными палочками:

  • выложить 5 палочек и попросить убрать 2. Спросить, сколько палочек осталось;
  • обратная задача – положить 1 палочку и попросить прибавить еще 4. Спросить, сколько теперь палочек на столе.

Вместо специального материала можно использовать карандаши, мелки, кукол, продукты, ветки и т. д. Процесс счета также можно проводить в любом месте и в любое время – считать проезжающие на улице машины, ступеньки в подъезде, пролетающих птиц.

Решение примеров в пределах 20

К счету в пределах 20 нужно переходить только в том случае, если дошкольник может уверенно сложить и отнять числа первого десятка, а также хорошо ориентируется в составе числа.

В первую очередь предлагается слагать числа, близкие к 10. Например:

Маша съела 8 пельменей, а затем еще 2 (8 + 2 = 10). Потом мама положила Маше добавки – 5 пельменей (10 + 5 = 15). Сколько пельменей всего съела Маша?

Далее  можно предложить задания на вычитание. Поначалу основным лучше брать число, близкое к десяти (11, 12, 13). Пример:

Катя принесла в садик 13 конфет. Сначала она дала 3 конфеты Васе (13 – 3 = 10), а потом столько же конфет Саше (10 – 3 = 7). Сколько осталось у Кати конфет?

Литература

  • Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков. //Нач. шк — 1993.-№ 11.-с. 38-43.
  • Белошистая А. В. Приём формирования устных вычислительных умений в пределах 100 // Начальная школа. — 2001.- № 7
  • Берман Г. Н. Приёмы счёта, изд. 6-е, М.: Физматгиз, 1959.
  • Боротьбенко Е И. Контроль навыков устных вычислений. //Нач. шк. — 1972. — № 7.- с. 32-34.
  • Воздвиженский А. Умственные вычисления. Правила и упрощённые примеры действий с числами. — 1908.
  • Волкова СИ., Моро М. И. Сложение и вычитание многозначных чисел. //Нач. шк.- 1998.-№ 8.-с.46-50
  • Воскресенский М. П. Приёмы сокращённых вычислений : Целые числа. — М.: типо-лит. В. Рихтер, 1905.- 39 с.
  • Вроблевский. Как научиться легко и быстро считать. — М.-1932.-132с.
  • Гольдштейн Д. Н. Курс упрощённых вычислений. М.: Гос. учебно-пед. изд., 1931.
  • Гольдштейн Д. Н. Техника быстрых вычислений. М.: Учпедгиз, 1948.
  • Гончар Д. Р. Устный счёт и память: загадки, приёмы развития, игры // В сб. Устный счёт и память. Донецк: Сталкер, 1997 г. ISBN 966-596-057-7.
  • Демидова Т. Е., Тонких А. П. Приёмы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С. 94-103.
  • Катлер Э. Мак-Шейн Р. Система быстрого счёта по Трахтенбергу. — М.: Учпедгиз.- 1967. −150с.
  • Липатникова И. Г. Роль устных упражнений на уроках математики //Начальная школа. — 1998. — № 2.
  • Мартель Ф. Приёмы быстрого счёта. — Пб. −1913. −34с.
  • Мартынов И. И. Устный счёт для школьника, что гаммы для музыканта. // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 59-61.
  • Мелентьев П. В. «Быстрые и устные вычисления.» М.: «Гостехиздат», 1930.
  • Перельман Я. И. Быстрый счёт. Л.: Союзпечать, 1945.
  • Пекелис В. Д. Твои возможности, человек!. — 4-е, перераб. и доп. — Москва: Знание, 1984. — 272 с. — 200 000 экз.
  • Робер Токэ «2 + 2 = 4» (1957) (англоязычное издание: «Магия чисел» (1960)).
  • Сорокин А. С. Техника счёта. М.: «Знание», 1976.
  • Сухорукова А. Ф. Больше внимания устным вычислениям. //Нач. шк. — 1975.-№ 10.-с. 59-62.
  • Творогов В. Б. Наглядная арифметика и технология быстрого счёта. М.: Кн.1: Основы. «Либроком», 2011. — 208 с. ISBN 978-5-397-01928-6.
  • Фаддейчева Т. И. Обучение устным вычислениям // Начальная школа. — 2003. — № 10.
  • Фаермарк Д. С. «Задача пришла с картины.» М.: «Наука».

Секреты устного счёта

Существуют приемы устного счета — простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

Прибавляем числа 7,8,9

Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

Примеры:

56+7=56+10-3=63

47+8=47+10-2=55

73+9=73+10-1=82

Быстро складываем двузначные числа

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

Примеры:

54+39=54+40-1=93

26+38=26+40-2=64

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем — единицы.

Пример:

57+32=57+30+2=89

Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

32+57=32+60-3=89

Складываем в уме трехзначные числа

Быстрый счет и сложение трехзначных чисел — это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

Пример:

249+533=(200+500)+(40+30)+(9+3)=782

Особенности вычитания: приведение к круглым числам

Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

Примеры:

67-9=67-10+1=58

576-88=576-100+12=488

Вычитаем в уме трехзначные числа

Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

Пример:

843-596=843-500-90-6=343-90-6=253-6=247 

Умножить и разделить

Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. Таблица умножения — это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения — с 11 до 19!

Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например:

15*16=15*10+(10*6+5*6)=150+60+30=240

Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

  • умножить на 4 — это дважды умножить на 2;

  • умножить на 6 — это значит умножить на 2, а потом на 3;

  • умножить на 8 — это трижды умножить на 2;

  • умножить на 9 — это дважды умножить на 3.

Например:

37*4=(37*2)*2=74*2=148;

412*6=(412*2)·3=824·3=2472

Аналогично:

  • разделить на 4 — это дважды разделить на 2;

  • разделить на 6 — это сначала разделить на 2, а потом на 3;

  • разделить на 8 — это трижды разделить на 2;

  • разделить на 9 — это дважды разделить на 3.

Например:

412:4=(412:2):2=206:2=103

312:6=(312:2):3=156:3=52

Как умножать и делить на 5

Число 5 — это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

Пример:

326*5=(326*10):2=3260:2=1630

Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

326:5=(326·2):10=652:10=65,2.

Умножение на 9

Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

37*9=(37*3)*3=111*3=333

или

37*9=37*10 — 37=370-37=333

Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко — это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

Категории:

Можно ли заниматься дома

В теории да. По крайней мере, можно попробовать. Так вы поймёте, подходит ли эта методика вам или вашему ребёнку. Скорее всего, заниматься будет сложнее, чем с преподавателем. Придётся самостоятельно разбираться в тонкостях и самому контролировать правильность счёта и движения пальцев.

Эти советы Лайфхакера помогут начать обучение.

Для начала купите абакус

Если вы планируете заниматься с ребёнком, вероятно, нужны будут два инструмента: один для ученика, другой — демонстрационный.

  • Тринадцатиразрядный абакус для педагогов и обучающихся, 270 рублей →
  • Семиразрядный абакус с цветными бусинками для детей, 250 рублей →

Дополнительные материалы при обучении ребёнка сделают занятие более увлекательным.

  • Флеш-карты для игр и обучения ментальной арифметике, 950 рублей →
  • Лото для обучения ментальной арифметике, 950 рублей →
  • Наклейка-абакус на пол для игр и разминок, 4 490 рублей →

Определитесь, будет ли вам удобнее заниматься по учебникам или по видеоурокам

Вполне возможно использовать и то и другое. Видео нагляднее, а в книге подробнее указана последовательность действий и приведены упражнения для закрепления.

  • Ментальная арифметика для детей от 4 до 6 лет, 300 рублей →
  • Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей, 300 рублей →
  • Ментальная арифметика. Рабочая тетрадь в стихах для детей 4–6 лет. Первый год обучения, 750 рублей →

Если вы сомневаетесь, стоит ли тратить деньги на пособия, то попробуйте скачать бесплатный вариант для ознакомления. Такую возможность предлагает, например, Абакус-центр.

Некоторые видеоуроки вы можете найти на YouTube.

  • Более 30 уроков ментальной арифметики для детей на канале «Маленькие гении» →
  • Уроки курса по ментальной арифметике от NeoAction →
  • 9 ознакомительных уроков ментальной арифметики от SmartyKids →

Постоянно тренируйтесь

После того как вы усвоите основные правила вычислений на абакусе, нужно будет очень много упражняться, постепенно усложняя примеры. Бесплатные онлайн-тренажёры дают хорошую возможность практиковаться:

  • Тренажёр ментального счёта от Клуба Ментальной арифметики →
  • Онлайн-тренажёр от Абакус-центра →
  • Тренажёры на платформе gorazd.online →

Приложения для обучения ментальной арифметике на телефоне тоже есть. К сожалению, многие из них не русифицированы.

Know Abacus

Разработчик:

Kittipong.M

Цена:
Бесплатно

Know Abacus

Разработчик:

Kittipong Mungnirun

Цена:
Бесплатно

Simple Soroban

Разработчик:

Btco

Цена:
Бесплатно

Abacus — Simple Soroban Abacus

Разработчик:

Switt Kongdachalert

Цена:
Бесплатно

Abacus Champs Academy Brain Gym

Разработчик:

Davinder Singh Abacus Champs Academy

Цена:
Бесплатно

Ищите больше информации

Рекомендации и материалы по обучению ментальной арифметике вы также можете поискать на тематических форумах и группах в соцсетях.

Урок № 1: первые игры для обучения счету

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке. Как я учу детей читать»

Обучение в игре

Учимся считать на кубиках

До начала требуется понять какое количество кубиков малыш способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Постоянно играя в кубики, малыша следует поощрять добрыми словами и подсказывать ему верный ответ.

Игра “Приставляем кубики к цифрам”

Должны быть изготовлены карточки, с написанными на них цифрами и кубики. Постепенно ребенок начиная от 1 и 2, понимает, какое число кубиков соответствует определенной карточке.

Игра “Гномики в домике”

Игра имеет разные варианты. Домик может быть начерчен на доске, он разделяется на квадратики – “комнаты”.

“Гномики” будут приходить и уходить друг к другу в гости, то “заходя”, то “выходя” из клеточки в домике. Дети должны отвечать сколько в какой комнате “гномиков”.

Игра “Молчанка”

Учитель пишет на доске примеры в одно, два или несколько действий. Весь класс моча в уме решает пример, по вызову учителя, ребенок молча пишет ответ.

Если он верен все остальные дети один раз хлопают, если нет- дети молчат

Эта игра развивает внимание и укрепляет дисциплину

Игра “Лото”

В зависимости от изучаемого материала, дети решают различные задания, размещенные на карточках. Карточки могут быть сделаны в виде отдельных картинок, при верном решении примеров, должен быть собран общий рисунок.

Игра “Арифметические лабиринты”

Как относится к занятиям ваш малыш?

Любит Не любит

Детям предлагается решить задачи, мысленно пробираясь по круговому лабиринту с воронками с числами к центру круга.

В нем нарисовано определенное число, которое должно получиться при верном решении примеров.

Задания могут быть разной степени сложности, а зависимости от проходимого материала. Предлагается несколько путей выхода из лабиринта.

Игра “Догони летчика”

На доске нарисован самолет с петлями, в которых вписаны примеры. Дети делятся на 2 команды. Представители команд решают задания, записывая ответы слева и справа от петель. Выигравшей считается та команда, которая быстрее и правильнее решит задание.

Игра “Круговые примеры”

Детям раздается дидактический материал состоящий из карточек с различными по содержанию примерами. Они разложены по конвертам. В каждом конверте их 8 штук. Решение каждого предыдущего примера, является “ключом” для начала следующего.

Как научиться скорочтению с помощью упражнений

Помочь ребенку научиться быстро читать можно, используя следующие упражнения:

  1. Чтение простых слов. Напишите на отдельных листах слова: дом, еж, кот, ров, кит. Показывайте их ребенку, а он должен как можно быстрее читать их. Когда он научится их мгновенно читать, напишите слова из 4 букв, затем из 5. После этого переходите к словосочетаниям.
  2. Показывайте ребенку сначала слова с картинками. Затем картинки прикрывайте. Следующим этапом показывайте слова вместе с примерами, чтобы он учился быстро считать в уме. Следите за тем, чтобы он грамотно читал, ведь в процесс подключена не только зрительная память, но и слуховая.
  3. Вместе с развитием быстрого чтения развивайте дикцию. Для этого используйте скороговорки или читайте с детьми рэп (в пределах разумного!). Совместное упражнение с ребенком принесет массу положительных эмоций вам и море впечатлений ребенку.

Между прочим, такая тренировка подойдет для обучения чтению по-французски, по-немецки, на английском языке и любых других иностранных языках. Кроме того, чтение с перепутанными буквами вам тоже будет удаваться, так как такая техника скорочтения в иностранных языках тоже работает.

Техника скорочтения на разных языках

Но вот на арабском языке так читать не получится, ведь там вместо букв используются знаки.

Упражнения для взрослых отличаются от вышеперечисленных. Быстро читать вам помогут следующие задания.

Настройка

Настройтесь. Посмотрите на картинку своего рабочего стола, всмотритесь в ее мелкие детали. Затем закройте глаза и вспомните всю картинку, вплоть до мелочей. Откройте глаза и сравните реальную картинку и воображаемую

В чтении нужно обращать внимание на содержание, а не на мельчайшие детали

Метроном

Если у вас есть метроном, настройте его на медленную скорость. Прочитайте отрывок текста медленно. Затем увеличьте скорость. Вы должны достичь не только быстрого чтения, но и понимания текста.

Скольжение

Одним из самых быстрых способов обучения является упражнение “скольжение”. Не всматривайтесь в буквы, а старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество единиц: букв, знаков, цифр. Сначала вы запомните мало, затем будет получаться усваивать все больше информации.

Кстати, это упражнение работает при обучении чтению нот с листа, чертежей и другой нужной информации.

Диагональ

Упражнение, при котором вы читаете начало и конец строки. Для чтения по-диагонали есть даже программа. Сначала вы будете ничего не понимать, через некоторое время тренировок вы увидите, что ваш мозг усваивает уже намного больше информации.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий