Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?

«Школа застенчивости» — как ребенок начинает стесняться

Бывает, что заурядные житейские ситуации становятся причинами развития трудно изживаемых психологических комплексов

Обращайте внимание на такие опасные моменты!

Провальное выступление

Даже для уверенных в себе детей выступление перед публикой – это стресс. Заученные намертво танцевальные па и строки стихов сами собой испаряются из памяти. В голове становится звонко и пусто, и чувствуете вы себя при этом необычайно глупо. С вами тоже случалось такое, да? У детей после таки провалов порой возникает мысленный знак равенства: публика = глупое, неудобное положение.

Отвергнутое предложение

Попытка познакомиться с другими малышами на детской площадке, вступить в игру, может оказаться плачевной. Если компания уже давно развлекается вместе, правила игры всем хорошо знакомы, кто же захочет прерываться ради незнакомца? Особо впечатлительным детям даже не требуется собственный негативный опыт – достаточно оказаться зрителем подобной сцены, чтобы годами набираться смелости для знакомства с компанией ровесников.

Паровоз и вагончик

Часто застенчивыми оказываются дети веселых, активных, раскрепощенных родителей. У них просто нет ни малейшей возможности проявить хоть какую-то инициативу – между ними и миром всегда стоит веселая и энергичная мама, которая уже познакомилась с малышами в песочнице и уже вступила в азартное состязание по лепке куличиков. В лучшем случае ребенок движется «в кильватере» мамы, а в худшем, когда она не чувствует, что дети не принимают ее на своей территории, старается дистанцироваться и от детей, и от мамы. «Да вы что, я не с ней, как вы могли подумать!» — словно говорит малыш, нахохлившись на другом краю игровой площадки.

Безжалостная критика

Наконец, застенчивые дети вырастают у строгих родителей-перфекционистов. «Делай идеально или не делай вовсе» — вот что они слышат с детства. Но первый опыт чего угодно никогда не будет идеальным, а ребенок убеждается, что не стоит демонстрировать миру ни свои труды, ни таланты, да и самого себя, неидеального, лучше попридержать в уголке.

Семейный портрет

Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.

Психологи выделяют четыре типа воспитания:

1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.

Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям

Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки

С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).

2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.

3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.

Причины стеснительности на уроке

Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:

Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.

Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.

Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).

Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.

  • Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
  • Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
  • Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.

Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.

Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.

Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке

Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.

В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника

Психологические причины детской застенчивости

  • Чрезмерный контроль. Если малышу приходится отчитываться перед родителями за каждый самостоятельный шаг, это может стать причиной робости.
  • Чрезмерная опека. Противоположная ситуация – гиперопека. Ребенок растет, привыкая к мысли, что внешний мир – враждебный и опасный, и хорошего от него ждать не приходится. Результат – формирование застенчивости как привычной реакции на новое.
  • Сравнения. Мы не устаем повторять, что сравнивать своего ребенка с другими – значит, формировать в нем разного рода комплексы. Малышу внушают, что он должен быть «лучше всех», а он чувствует, что недотягивает. Критика – привычный фон, а вот достижения малыша нивелируются. И что остается ребенку? Только замкнуться в своих переживаниях.
  • Неблагополучная обстановка в семье. Она также формирует в ребенке ощущение стыда и вины, и это здорово отравляет им жизнь.

Как раскрепостить скромняжку?

«Ну да, робкий, застенчивый и скромный, вот такой, ну что делать?» — скажут родители. Преодолевать комплексы и учить общаться! Вот некоторые рекомендации родителям, которые выдают психологи в «скромных ситуациях».

  • Похвала и надёжное родительское плечо – эффективное лекарство. Ищите у ребёнка достоинства и учите его ими гордиться. Вместе разбирайте ошибки и обсуждайте за чашкой чая проблемы.
  • Не нужно весить ярлык. Зачем прививать окружающим навязчивое мнение, что у вас застенчивый ребёнок, если изначально он таковым не является? Иначе вы задаёте своему чаду программу поведения, с которой потом будет затруднительно спрыгнуть.
  • Что может быть лучше собственного примера? Расскажите случаи из жизни, когда вы были не уверены в себе — стеснялись выступать перед большой аудиторией или не могли найти слов, чтобы познакомиться, — но сделали шаг и победили. Не было такого? Тогда предлагаю немного слукавить, пусть ваш ребёнок не будет одинок со своей проблемой.
  • Инициируйте игру на общение, разыграйте сценку знакомства с любимыми игрушками, потом друг с другом, а после перенесите ваш выученный урок на улицу.
  • Играйте с застенчивым ребёнком в игру «Кто кого пересмотрит». Пристально глядеть в чужие глаза, не отводя своего взгляда, тоже надо уметь. Почему бы не начать с родных и совсем не страшных родительских глаз? А потом в ход пойдут и соревнования с соседской девчонкой и с совсем незнакомыми сверстниками.
  • Не препятствуйте и не возмущайтесь тому, что ваш застенчивый ребёнок вдруг дал сдачи, поставив завидный синяк местному грубияну. Это первый серьёзный шаг скромняги в преодолении своей неуверенности. Значит – не всё потеряно! Давать ответ для некоторых особо навязчивых иногда очень даже полезно.
  • Родители могут прибегнуть к маленькой хитрости: устройте маленький праздник в школе, найдите любой повод и вместе с ребёнком угостите его одноклассников какими-нибудь вкусняшками. Это немного приблизит к нему его сверстников (по крайней мере, уж жадиной он точно в классе прозван не будет!), а у самого ребёнка поднимет шкалу уверенности чуть выше обычного. Только зачем это всё задумано, застенчивому малышу знать совсем не обязательно, пусть цель такого поступка будет для него тайной.

Ну и давайте еще послушаем мнение детского психолога. Смотрим видео!

Вот так скромно про детскую застенчивость. А у вас дома живут робкие зайчата и трусливые мышки? Расскажите, как вы им помогаете. Давайте будем застенчивы, но только первые пять минут!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Основные симптомы застенчивости у ребенка

Общие признаки

К ним относят осторожность и внимательность к каждому шагу. Такие дети практически никогда не падают с велосипеда, ведь им проще вообще на него не садится, чтобы такого не произошло

Тихий голос, повышение артериального давления, учащенный пульс, дискомфорт в животе, обильное потоотделение, ощущение напряжения во всех группах мышц, волнение — основные виды реакции организма детей на стресс. Возможно также появление румянца на щеках. Наиболее часто именно эти симптомы первыми оказывают свое отрицательное влияние на ребенка и преследуют его везде.

Самокритичность. Такие дети чересчур требовательны и жестоки по отношению к своей личности. Им постоянно кажется, что они недостаточно выкладываются в той или иной сфере деятельности. Также это касается внешности и манеры общения с представителями противоположного пола. Ребенок не чувствует себя полноценным, считает недостаточно хорошим в сравнении с другими. Как результат становится отчужденным и отдаленным от остальных.

Скрытность. Эта черта подразумевает замкнутость в любом коллективе. Будь то школа или дом, малыш не может поделиться ни с кем своими мыслями и соображениями. В кругу людей такие дети пытаются стать незаметными, исчезнуть из толпы и не любят, когда к ним привлекается слишком много внимания. Рассказать свое мнение или попросить совета они могут лишь у отдельных людей, и если сами того захотят.

Стеснительность. Почти каждый человек получает ничем не заменимое чувство удовлетворения, когда его хвалят, но только не эти дети. Им лучше находиться в тени своих сверстников или же вообще оставаться незамеченными среди остальных. Свои амбиции они предпочитают скрывать и не афишировать, даже если являются обладателями многих талантов.

Пугливость. Черта не является специфичной, но очень часто сопровождает застенчивого ребенка. Наиболее выраженным выступает страх перед чем-то новым. Это может быть как нежелание менять привычную старую одежду, так и переезжать на новое место жительства. Очень трудно им дается установление контакта с незнакомыми людьми, а заводить новых друзей такие дети, как правило, вовсе не хотят.

Нерешительность. Если обычного ребенка позвать в поездку, он не станет задумываться прежде, чем согласится. А вот застенчивые дети будут долго взвешивать все и сомневаться. Это касается всего — какое мороженное выбрать, какую обувь купить и что подарить на день рождения. Эти вопросы будут мучить и прокручиваться в голове по несколько раз. Только взвесив все «за» и «против», будет дан какой-то ответ.

Нарушение речи. Часто такое проявление свидетельствует о запущенном состоянии. Дети, которые страдают от застенчивости из-за страха и неуверенности, начинают заикаться и запинаться. Скорее всего впервые это произойдет во время выступления на публике (концерты в садике или школе). И даже если дома рассказ стихотворения не вызывает дополнительных трудностей, в кругу незнакомых людей всё может резко поменяться.

Обратите внимание! Очень часто перечисленные признаки не считают тревожными и принимают за капризы ребенка, наказывая его за это. В результате такого обращения ещё больше угнетается состояние малыша.

Стеснительность: все хорошо в меру

Если стеснительность – это наша естественная реакция, то, может быть, стоит ее поощрять? Действительно, сколько раз мы слышали, что «скромность – лучшее украшение девушки», а выпячивать себя на передний план – некрасиво и бестактно.

Тут стоит сказать, что все хорошо в меру. У всех разные характеры, разные темпераменты; кто-то в любой компании чувствует себя как рыба в воде, а кто-то испытывает дискомфорт, становясь центром всеобщего внимания.

Если из-за своей стеснительности вы не спрашиваете дорогу в чужом городе, нарезая круги по незнакомым улицам; не расслышав важную информацию, боитесь переспросить; не готовы представиться человеку, с которым хотели бы познакомиться, — нужно срочно принимать меры!

И, конечно, совершенно не нужно, чтобы стеснительность ребенка приобрела такие мучительные формы. Как и почему это может случиться?

Способы справиться с детской застенчивостью

Существует множество способов, которые могут помочь преодолеть свою застенчивость. Психотерапевты рекомендуют родителям применять одновременно несколько методик, направленных на исправление этой черты характера.

Согласно исследованиям, более 50% взрослых испытывали чувство застенчивости в детском возрасте. Взрослые помогут своему малышу, если поделятся с ним собственным опытом, расскажут о том, как в детстве они боялись выступлений и стеснялись проявлять себя, испытывали робость при общении. Необходимо сделать акцент на том, как им удалось справиться со своей застенчивостью и стать коммуникабельными.
Будьте внимательны к своему малышу. Нельзя ругать за то, что он застенчив и стеснителен. Признайте, что он имеет полное право бояться и не хотеть общаться с другими, выскажите ему сочувствие

Это установит между вами тесную взаимосвязь, даст возможность малышу быть с вами откровенным.
Обратите внимание на то, что общение со сверстниками имеет множество плюсов и кардинальным образом изменит его будущее, делая его существование более интересным и насыщенным.
Даже если вы сердитесь на чадо, не позволяйте себе его обзывать тихоней, несмелым, вечно боящимся мямлей. Верьте в своего малыша и это придаст ему уверенности и силы, чтобы меняться в лучшую сторону.
Можно в домашней обстановке ежедневно проигрывать сценарии самых страшных событий, которые могут поджидать малыша в школе, и тогда на следующий день он будет внутренне готов к любым неприятностям.
На каждый день формируйте определенную цель, которую малыш может достичь в школе

Это может быть выступление с докладом, вопрос учителю, ответ по домашнему заданию, инициатива при общении с другими детьми.
Не забывайте хвалить и отмечать любой успех крохи, страдающего от застенчивости. Отсутствие поддержки родителей приведет к обратному результату — малыш полностью замкнется в себе и перестанет делиться с вами своими проблемами.

Если вы перепробовали все методы, и они оказались безрезультативными, а застенчивость вашего ребенка стала патологической, не тратьте время даром, обратитесь за консультацией к психотерапевту. Специалист, который имеет обширный опыт общения с детьми с различными психоэмоциональными проблемами, обязательно найдет подход к вашему малышу и сможет оказать ему квалифицированную помощь. Даже в этом случае от вас, как от родителей, ребенку понадобится всесторонняя помощь и поддержка.

Откуда берется застенчивость

Известно, что застенчивость не имеет никакой связи с умственными способностями. Однако некоторые ученые предполагают, что важную роль в появлении такого состояния может играть наследственность.

Развитие ребенка с самого рождения находится под управлением взрослых. Именно родители помогают своим детям войти во взрослую жизнь, формируя в них ключевые ценности и установки, черты характера. Зачастую родители, стремясь к собственному комфорту, формируют в детях первые комплексы, приводящие к застенчивости.

Чрезмерный контроль ребенка. Этот стиль воспитания, конечно же, убережет ваш любимый сервиз или шкаф с аккуратно сложенным бельем от чрезмерно любопытного малыша, однако ваш грозный рык «Не прикасайся!» или «Не лезь!» не только отпугнет малыша, но и отобьет у него желание к познанию мира.

Невнимание и отсутствие поддержки со стороны родителей в непростых ситуациях для ребенка, таких как переезд, смена сада/школы, развод родителей и т. д

Родительские насмешки, а также критика ребенка, особенно при посторонних людях, часто провоцируют в ребенке развитие страха и застенчивости.

Особенности воспитания

Здесь многое зависит от семейных устоев и значимого взрослого, который больше всех уделяет внимание ребенку. К примеру, бабушка, воспитанная «в лучших традициях» советского времени, когда скромность и застенчивость считались эталоном поведения девочки, будет переносить элементы такого воспитания и на внуков, особенно если родители заняты на работе и не могут полноценно заниматься детьми

8 рекомендаций родителям застенчивых детей

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

2. Показывайте малышу, как инициировать общение

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге «Застенчивый ребенок» рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями родительской любви и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

Катерина Мурашова, психолог и автор книг о воспитании детей (http://www.ya-roditel.ru/parents/base/), утверждает, что на замкнутость и асоциальность ребенка влияют противоречивые указания родителей.

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии

Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

Александра Козлова

Тип темперамента вашего ребенка

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.
Пройти тест

Застенчивый ребенок – как преодолеть страх общения

О том, как научить ребенка не стесняться, знают детские психологи, но в исполнение их рекомендации будут родители, так как им малыш доверяет больше всего. Самое ценное и простое, что ребенку могут дать родственники – общение. Чем больше времени провидится вместе, когда занятия вызывают неподдельный интерес обеих сторон, тем большего результата можно ожидать. Для самых маленьких сказки и игровые ситуации станут отличным подспорьем в борьбе с робостью.

Игры для застенчивых детей дошкольного возраста

Существуют разнообразные игры для застенчивых детей, которые помогут малышу стать более раскованным. Использовать их нужно по нескольку раз в день, постоянно чередуя и подбирая новые:

«Комплименты», «Самый хороший», «Пожелания». Эти игры повышают детскую самооценку, помогая расширить словарный запас и уметь слушать в свой адрес положительные высказывания.

«Зоопарк». Такая игра поможет малышу перевоплотиться из слабого зайчика во льва и суметь высказаться и дать отпор более сильному хищнику.

«Отвечай, не зевай!», «Поймай мячик»

Такие спортивные состязания подойдут для тех, кто теряется, когда на него обращают внимание.

«Живые игрушки», «Поймай меня». Эти игры направлены на тактильное раскрепощение.

«Гуси и волк»

При помощи активных подвижных игр, дети учатся сбрасывать лишнее напряжение.

Сказки для застенчивых детей

Когда родители не знают, как отучить ребенка стесняться, то психологи советуют применять сказкотерапию. Переживая за любимых героев и отождествляя себя с ними в непростых ситуациях, схожих с реальными, такие занятия лучше всего подходят малышам в возрасте от трех до семи лет. Самые разнообразные сказки, обыгрывающие различные ситуации можно найти во всемирной сети или придумать самостоятельно. Главное – чтобы они имели простое повествование и логическое завершение. Застенчивый стеснительный ребенок

«Я через много лет»

Эта игра используется психологами и для определения причин замкнутости, и для их устранения. Кроме того, она будет полезна и коммуникабельным детям как средство профилактики психологических нарушений.

Попросите ребенка нарисовать себя самого, но через много лет. Внимательно посмотрите на картину — по рисунку замкнутого малыша можно многое понять:

  • Если он изображает свою фигуру очень маленькой и при этом не является младшим в семье, это говорит о недостатке внимания и низкой самооценке.
  • Если фигура большая и занимает почти весь лист, ребенок, вероятно, избалован.
  • Если он нарисовал себя и свою семью, но себя чуть вдалеке от других – малыш испытывает одиночество.
  • Если фигурки мелкие, а нажим на карандаш у ребенка сильный, это может быть признаком повышенного уровня тревожности. Кроха не чувствует себя в безопасности, он боится быть открытым.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий